Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Главные типы инноваций

  • 👀 4550 просмотров
  • 📌 4508 загрузок
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Главные типы инноваций» docx
Лекция 3. Главные типы инноваций Различают четыре типа инноваций: продуктовые, процессные, маркетинговые и организационные. Продуктовая инновация есть введение в употребление (внедрение) товара или услуги, являющихся новыми или значительно улучшенными по части их свойств или способов использования. Сюда включаются значительные усовершенствования в технических характеристиках, компонентах и материалах, во встроенном программном обеспечении, в удобстве использования или в других функциональных характеристиках. В продуктовых инновациях могут использоваться новые знания или технологии. Они также могут основываться на новых приемах использования или новых комбинациях уже существовавших знаний или технологий. Термин "продукт" используется для обозначения как товара, так и услуги. Понятие продуктовых инноваций включает в себя введение в употребление как новых товаров и услуг, так и осуществление значительных усовершенствований в функциональных или потребительских характеристиках уже существовавших товаров и услуг. Новыми продуктами считаются товары и услуги, значительно отличающиеся по своим характеристикам или предназначению от продуктов, производимых предприятием ранее. Примерами новых продуктов, где использовались новые технологии, можно считать первые микропроцессоры или цифровые фотоаппараты. Первый портативный МРЗ-плейер, в котором использовалось сочетание уже существовавшего программного обеспечения и технология использования миниатюризированного жесткого диска, был новым продуктом, в котором комбинировались существовавшие до этого технологии. Разработка нового способа использования продукта, подвергшегося лишь незначительным изменениям технических характеристик, является продуктовой инновацией. Примером служит введение в употребление нового моющего средства с использованием уже существовавшего химического соединения, которое до того применялось лишь в качестве вспомогательного средства при нанесении покрытий. Значительные улучшения уже существующих продуктов могут осуществляться за счет изменений в материалах, компонентах и прочих характеристиках изделий, улучшающих их свойства. Внедрение тормозной системы ABS, навигационной системы глобального позиционирования GPS в автомобилях могут служить примерами продуктовой инновации, заключающейся в частичных изменениях или дополнениях какой-либо одной из многих технических подсистем, объединенных в изделии. Использование в производстве одежды воздухопроницаемых тканей является примером продуктовой инновации, заключающейся в использовании новых материалов для улучшения свойств продукта. Продуктовые инновации в сфере услуг могут включать в себя значительные усовершенствования в способах их предоставления (например, с точки зрения эффективности и быстроты), дополнение уже существующих услуг новыми функциями или характеристиками или внедрение совершенно новых услуг. Примерами являются значительные усовершенствования в предоставлении банковских услуг посредством сети Интернет - такие, как огромное увеличение скорости и доступности или доставка клиента в назначенное место и время в дополнение к услугам по прокату автомобилей. Организация приближенных к потребителю пунктов заказа услуг вместо немногих удаленных от него диспетчерских центров является примером улучшения качества услуг. Дизайн является неотъемлемой частью разработки и реализации продуктовых инноваций. Тем не менее, изменения в дизайне, не влекущие значительного изменения в функциональных характеристиках продукта или способах его предполагаемого использования, не считаются продуктовыми инновациями. Они могут, однако, признаваться маркетинговыми инновациями, о чем - далее. Очередные, рутинные модернизации [2] или регулярные сезонные изменения также не являются продуктовыми инновациями. Процессная инновация есть внедрение нового или значительно улучшенного способа производства или доставки продукта. Сюда входят значительные изменения в технологии, производственном оборудовании и/или программном обеспечении. Процессные инновации могут иметь целью снижение себестоимости или затрат по доставке продукции, повышение ее качества либо производство или доставку новых или значительно улучшенных продуктов. Методы производства включают технологические процедуры, оборудование и программное обеспечение, применяемые в производстве товаров или услуг. Примерами новых методов производства являются установка нового автоматизированного оборудования на производственной линии или компьютеризация проектно-конструкторских работ. Методы доставки затрагивают логистику предприятия и объединяют в себе оборудование, программное обеспечение и технологии, используемые в снабжении исходными материалами, в снабжении внутри предприятия и в доставке конечной продукции. Примерами новых методов доставки могут служить внедрение учета перемещений товаров с помощью штрих-кода или активной радиочастотной системы отслеживания перемещений транспортных средств (RFID). Процессные инновации включают новые или значительно улучшенные методы создания и предоставления услуг. Сюда могут входить значительные изменения в оборудовании и программном обеспечении, используемых предприятиями, ориентированными на предоставление услуг, или в процедурах и технологиях доставки услуги потребителю. Примерами служат внедрение в транспортном обслуживании аппаратуры слежения с использованием навигационной системы GPS, освоение новой системы резервирования в туристическом агентстве или разработка новых технологий управления проектами в консультационной компании. Процессные инновации также включают новые или значительно улучшенные технические приемы, оборудование и программное обеспечение, используемые во вспомогательных видах деятельности, таких, как снабжение, бухгалтерский учет, вычисления, текущий ремонт и профилактика. Внедрение новой или значительно усовершенствованной информационно- коммуникационной технологии (ИКТ) является процессной инновацией, если оно нацелено на повышение эффективности и/или качества вспомогательной деятельности предприятия. Маркетинговая инновация есть внедрение нового метода маркетинга, включая значительные изменения в дизайне или упаковке продукта, его размещении, продвижении на рынок или в назначении цены. Маркетинговые инновации направлены на лучшее удовлетворение нужд потребителя, открытие новых рынков или завоевание новых позиций для продукции предприятия на рынке с целью увеличения объема продаж. Отличительной чертой маркетинговой инновации по сравнению с другими изменениями в маркетинговом инструментарии является внедрение метода маркетинга, который ранее не использовался данным предприятием. Это изменение должно быть частью новой концепции или стратегии маркетинга, представляющей собою значительный отрыв от ранее существовавших на предприятии маркетинговых методов. Новый метод может быть либо самостоятельно разработан предприятием, осуществляющим инновацию, либо заимствован у других предприятий или организаций. Новые методы маркетинга могут внедряться как для новой, так и для уже существовавшей продукции. Понятие маркетинговых инноваций включает в себя значительные изменения в дизайне продукта, являющиеся частью новой концепции его маркетинга. Изменения в дизайне продукта в данном случае подразумевают изменения в форме и внешнем виде, не изменяющие функциональных или потребительских характеристик данного продукта. Они включают также изменения в упаковке продукции, такой, как пищевые продукты, напитки и моющие средства, для которых упаковка является важнейшей составляющей внешнего вида. Примером маркетинговой инновации в дизайне может служить значительное изменение в дизайне комплекта мебели для обновления ее внешнего вида и повышения привлекательности. Инновации в дизайне могут состоять также в значительных изменениях формы, внешнего вида или вкуса пищевых продуктов или напитков - таких, как придание нового аромата или привкуса - для завоевания нового потребительского сегмента. Например, примером маркетинговой инновации в упаковке является использование радикально нового дизайна флаконов для лосьона, который по замыслу должен придать продукту оригинальный облик и привлечь новую группу покупателей. Новые маркетинговые методы в размещении продукта (на рынке) в первую очередь подразумевают освоение новых каналов сбыта. В данном случае под каналами сбыта понимаются методы, используемые для продажи товаров и услуг потребителям, а не методы логистики (транспортировка, хранение и погрузочно-разгрузочные работы), затрагивающие главным образом сферу эффективности. Примерами маркетинговых инноваций в размещении продукта служат первое внедрение системы франчайзинга, прямой продажи, эксклюзивной розничной торговли или лицензирование продукции. Инновации в размещении продукта могут включать в себя также использование новых концепций его представления покупателю. Примером служит организация помещений для продажи мебели, соответственно перестроенных и позволяющих покупателям видеть товар в полностью декорированном интерьере. Новые маркетинговые методы в продвижении продукта (на рынок) включают в себя использование новых концепций продвижения товаров и услуг данного предприятия. Например, первое использование существенно большего разнообразия средств или техники массовой информации, скажем, показ продукта в мультфильмах или телевизионных программах или же его представление какой-либо знаменитостью является маркетинговой инновацией. Другим примером может служить брэндинг, например, создание и внедрение совершенно нового символа (в отличие от регулярного обновления вида привычного брэнда) в целях позиционирования продукта предприятия на новом рынке или придания ему нового имиджа. Внедрение персонализированной информационной системы, построенной на основе карт постоянных покупателей (loyalty cards), для подбора продуктов в соответствии со специфическими запросами индивидуальных клиентов тоже может считаться маркетинговой инновацией. Инновации в назначении цены включают в себя использование новых стратегий ценообразования для рыночного продвижения товаров или услуг предприятия. Примерами являются первое использование нового метода варьирования цены товара или услуги в соответствии с текущим спросом (например, понижение цены при низком спросе) или внедрение нового метода, позволяющего покупателям выбирать желаемые характеристики продукта на интернет-сайте предприятия, а затем узнавать цену конкретного изделия. Новые методы назначения цены, единственной целью которых является дифференциация цен по потребительским сегментам, не признаются инновациями. Сезонные, регулярные и другие рутинные изменения приемов маркетинга в целом не являются маркетинговыми инновациями. Чтобы стать таковыми, подобные изменения должны включать методы маркетинга, ранее не использовавшиеся предприятием. Например, значительные изменения в дизайне или упаковке продукта, основанные на концепции маркетинга, уже использовавшейся предприятием для других продуктов, не является маркетинговой инновацией, так же как не является таковой использование уже существовавших методов маркетинга для освоения географически нового рынка или нового сегмента рынка (например, новой социально-демографической группы клиентов). Организационная инновация есть внедрение нового организационного метода в деловой практике предприятия, в организации рабочих мест или внешних связей. Организационные инновации могут быть направлены на повышение эффективности предприятия - посредством сокращения административных расходов или оперативных затрат, повышения удовлетворенности служащих состоянием своих рабочих мест (и тем самым производительности труда), расширения доступа к нетоварным активам (таким, как некодифицированные знания из внешних источников) или уменьшения затрат на снабжение. Отличительной особенностью организационной инновации от прочих организационных изменений на данном предприятии является внедрение какого-либо организационного метода (в деловую практику, в организацию рабочих мест или во внешние связи), ранее не использовавшегося предприятием и являющегося результатом реализации стратегических решений руководства. Организационные инновации в деловой практике включают в себя внедрение новых методов в организацию повседневной деятельности и порядок выполнения работ. Сюда входит, к примеру, внедрение новых практик для улучшения обучения сотрудников и облегчения циркуляции знаний внутри предприятия. Примером может служить внедрение первой практики кодификации знаний, т. е. организация баз данных о лучшей практике, подборе учебного материала и другой информации таким образом, чтобы сделать все это более доступным для персонала. Другим примером может служить первое в практике данного предприятия применение методов повышения квалификации работников и снижения текучести кадров, таких, как системы обучения и повышения квалификации. Прочие примеры: первые опыты внедрения новых систем управления главными производственными процессами или снабженческими операциями, таких, как организация систем управления снабженческими цепочками, перестройка бизнеса, маневрирование объемом производства и управление качеством. Инновации в организации рабочих мест включают в себя внедрение новых методов распределения ответственности и права принятия решений между сотрудниками при организации и согласовании различных рабочих процессов внутри подразделений предприятия и во взаимодействии этих подразделений, а также внедрение новых принципов структурирования деятельности вроде объединения различных видов работ. Примером инновации в организации рабочих мест может служить первое применение организационной модели, предоставляющей сотрудникам предприятия большую автономию в принятии решений и поощряющей их к участию в выдвижении новых идей. Этого можно достичь путем децентрализации деятельности внутри групп сотрудников и административного контроля или созданием формальных и неформальных рабочих коллективов, члены которых связаны относительно более гибкими обязанностями и ответственностью. В то же время организационные инновации могут состоять и в централизации, и в усилении подотчетности при принятии решений. Примером организационной инновации в структурировании деловой активности может быть первое применение системы "изготовления на заказ" (объединяющей сбыт и производство) или сочетание инжиниринга и опытных разработок с производством. Новые организационные методы во внешних связях предприятия включают внедрение новых способов организации взаимоотношений с другими предприятиями или государственными организациями, таких, как установление новых форм сотрудничества с исследовательскими организациями или заказчиками, новых методов интеграции с поставщиками, использование результатов внешних исследований и разработок (outsourcing), а также первое в практике предприятия привлечение коммерческих субподрядчиков к производству, заготовкам, распределению, набору персонала и вспомогательным службам. Лекция 4.Отличительные признаки типов инноваций Отличительные признаки продуктовых и процессных инноваций Применительно к товарам различие между продуктами и процессами очевидно. Однако в сфере услуг оно может быть менее явным, поскольку производство, предоставление и потребление многих услуг может происходить одновременно. Вот некоторые рекомендации по тому, как различать продуктовые и процессные инновации в сфере услуг: - Если инновация имеет следствием новые или значительно улучшенные характеристики услуги, предлагаемой потребителям, то она является продуктовой инновацией. - Если инновация имеет следствием новые или значительно улучшенные методы, оборудование и/или квалификацию работников, создающих услугу, то она является процессной инновацией. - Если инновация имеет следствием значительные улучшения как в характеристиках предлагаемой услуги, так и в методах, оборудовании и/или квалификации работников, то она является одновременно и продуктовой, и процессной инновацией. Во многих случаях инновация в сфере услуг может относиться только к одному типу. Например, можно предложить новую услугу или старую услугу с новыми характеристиками без значительного изменения способа предоставления этой услуги. Сходным образом существенные улучшения производственного процесса, например, снижение затрат на доставку, может никак не повлиять на характеристики самой услуги, продаваемой потребителям. Отличительные признаки продуктовых и маркетинговых инноваций Основным признаком, отличающим продуктовые инновации от маркетинговых, является наличие значительного изменения в функциях или в способах использования продукта. Товары или услуги, обладающие значительно улучшенными функциональными или потребительскими характеристиками по сравнению с уже существующими, являются продуктовыми инновациями. С другой стороны, принятие новой концепции маркетинга, подразумевающей значительное изменение в дизайне какого-либо уже существующего продукта, является маркетинговой, но не продуктовой инновацией, поскольку функциональные или потребительские характеристики продукта не претерпели существенных изменений. К примеру, одежда, производимая с использованием новых материалов с улучшенными характеристиками (воздухопроницаемость, водостойкость и пр.), является продуктовой инновацией, но первое появление на рынке нового фасона одежды, рассчитанного на новую группу потребителей или повышающего степень эксклюзивности (что, соответственно, позволяет установить более высокую торговую наценку по сравнению с предыдущей версией того же продукта), является маркетинговой инновацией. В некоторых случаях инновации могут считаться одновременно как продуктовыми, так и маркетинговыми - если в уже существующую продукцию вносятся такие изменения, которые существенно изменяют и ее функции, и способы использования, и одновременно форму, облик или упаковку продукции, будучи частью новой маркетинговой концепции. Отличительные признаки продуктовых инноваций в сфере услуг и маркетинговых инноваций Основным фактором, отличающим инновации в предоставлении услуг от маркетинговых инноваций, является наличие или отсутствие в инновации маркетингового метода или собственно услуги (т. е. продукта). Предприятия в большинстве случаев способны провести различие между своими методами маркетинга и своими же продуктами. Возможность отличить продуктовую инновацию от маркетинговой может зависеть от характера деловой активности предприятия. Пример - инновация, включающая продажи через Интернет. Для предприятия, производящего и продающего товары, первое внедрение электронной торговли является маркетинговой инновацией в размещении продукта. Предприятия, для которых электронная торговля является основным бизнесом (например, "аукционные" фирмы, интернет-провайдеры, позволяющие другим предприятиям рекламировать или продавать свою продукцию, фирмы, организующие продажу билетов на транспорт, и т. д.), предлагают "услуги по продаже". Для этих предприятий значительное изменение характеристик или возможностей их интернет-сайтов является продуктовой инновацией (в сфере услуг). Некоторые инновации являются одновременно и продуктовыми, и маркетинговыми. К примеру, так будет в случае, если предприятие внедряет новую операционную схему продаж и обслуживания, включающую как новый способ маркетинга своих продуктов (например, прямая продажа), так и одновременно с этим предложение дополнительных услуг (например, ремонта) и информацию о продукте для своих клиентов. Отличительные признаки процессных и маркетинговых инноваций И процессные, и маркетинговые инновации могут включать новые методы продвижения информации или товаров, но их цели различны. Процессные инновации затрагивают методы производства и доставки и разнообразную вспомогательную деятельность, преследуя цель снижения удельных затрат или повышения качества продукции; в то же время целью маркетинговых инноваций является увеличение объемов продаж или доли рынка (в последнем случае - за счет изменений в позиционировании или репутации продукта). Пограничные ситуации возникают, если маркетинговые инновации включают освоение новых каналов сбыта. Инновации, предусматривающие установление нового канала сбыта (например, нового способа продаж товаров и услуг потребителям), могут включать еще и внедрение новых методов логистики (например, транспортировки, складирования и обработки товара). Если эти инновации направлены одновременно на увеличение продаж и снижение удельных затрат на распределение, они должны считаться и процессными, и маркетинговыми. Отличительные признаки процессных и организационных инноваций Необходимость отличать процессные инновации от организационных является, пожалуй, наиболее частой конфликтной ситуацией при инновационных обследованиях, поскольку инновации обоих типов призваны, среди прочего, снизить затраты за счет новых и более эффективных концепций организации производства, доставки и внутренней деятельности предприятия. Многие инновации, таким образом, имеют признаки обоих типов. К примеру, внедрение новых процессов может включать в себя также первое использование новых методов организации, таких, как бригадный метод. Эти организационные инновации как первое внедрение системы сквозного управления качеством могут содержать в себе значительные усовершенствования в методах производства, например, системы производственной логистики для исключения определенных типов брака или новые и более эффективные информационные системы на основе нового программного обеспечения и нового ИКТ- оборудования. Отправной точкой, определяющей отличие процессных инноваций от организационных, является вид деятельности: процессные инновации связаны главным образом с внедрением нового оборудования, программного обеспечения и конкретных технологий или процессов, тогда как организационные инновации затрагивают, в первую очередь, персонал и организацию работ. Для того, чтобы различать эти два типа в конфликтных случаях, рекомендуется следующее: • Если инновация включает в себя новые или значительно улучшенные методы производства или снабжения, нацеленные на сокращение удельных затрат или повышение качества продукции, - это процессная инновация. • Если инновация включает в себя первое использование новых организационных методов в деловой практике предприятия, организации рабочих мест или внешних связях - это организационная инновация. • Ели инновация включает в себя как новые или значительно улучшенные методы производства или снабжения, так и первое использование новых методов организации - это одновременно и процессная, и организационная инновация. Отличительные признаки маркетинговых и организационных инноваций Пограничные ситуации могут возникать в случаях инноваций, включающих в себя первое использование маркетинговых и организационных методов. Как отмечено выше, если инновация обладает признаками обоих типов, тогда это одновременно и маркетинговая, и организационная инновация. Однако организационные инновации, затрагивающие деятельность по продажам (например, объединение отдела продаж с другими отделами), но не включающие в себя внедрения новых методов маркетинга, не являются маркетинговыми инновациями. Лекция 5. Изменения, не признаваемые инновациями 1. Прекращение использования какого-либо процесса, метода маркетинга, организации или продаж какого- либо продукта Не является инновацией прекращение какой-либо деятельности, даже если это улучшает функционирование предприятия. К примеру, не является инновацией прекращение производителем телевизоров продажи комбайнов из телевизора и DVD-плейера либо прекращение агентством по недвижимости или строительной компанией строительства поселков для отставников. Аналогично не является инновацией прекращение использования маркетингового или организационного метода. 2. Простое перемещение или расширение капитала Приобретение оборудования, идентичного уже используемому, либо небольшие дополнения и модернизация уже существующего оборудования или программного обеспечения не являются процессными инновациями. Нужно, чтобы приобретенное оборудование и дополнения к нему были одновременно новыми для предприятия и обладали существенно лучшими характеристиками либо существенно улучшали свойства всего парка оборудования. 3. Изменения, проистекающие исключительно из-за вариации цен на факторы производства Какое-либо изменение стоимости продукта или производительности труда в рамках производственного процесса, проистекающее исключительно из-за вариации цен на факторы производства, не является инновацией. К примеру, инновации не будет в случае, если одна и та же модель персонального компьютера собирается и продается по пониженной цене просто потому, что упали цены на интегральные схемы. 4. Адаптация к запросам потребителей Предприятия, занимающиеся производством товаров на заказ, выполняют единичные, а часто и комплексные заказы своих клиентов. В случае, если ни один из предметов, изготовленных по заказу, не имеет существенных отличий от уже производившихся данным предприятием ранее, продуктовая инновация отсутствует. Отметим, что сказанное выше относится только к случаям изменений в продукте, произведенном по заказу, но не к внедрению самой практики производства на заказ. Скажем, объединение операций по производству, продажам и доставке было бы организационной инновацией. 5. Регулярные сезонные и другие и циклические изменения В некоторых производствах, таких, как швейные и обувные, происходят сезонные изменения в типах товаров или услуг, способные сопровождаться изменениями облика соответствующих продуктов. Эти виды рутинных изменений дизайна в целом не признаются ни продуктовыми, ни маркетинговыми инновациями. Например, изготовление и продажа производителем одежды новых сезонных моделей курток не является инновацией, если только, скажем, эти куртки не изготовлены из ткани со значительно улучшенными свойствами. Однако если сезонные изменения служат поводом для фундаментального изменения облика товара, осуществляемого в развитие нового маркетингового подхода, впервые используемого предприятием, это следует считать маркетинговой инновацией. 6. Продажа новой или значительно улучшенной продукции Ситуация с новыми продуктами усложняется, когда речь идет о службах обработки готовой продукции и о торговой сети (оптовая и розничная торговля, транспортировка и складирование). Торговля новыми или улучшенными товарами, в общем- то, не является продуктовой инновацией для оптового продавца, розничной точки или транспортного и складского предприятия. Однако если такое предприятие начинает работать с новой линией товаров (т. е. с видами товаров, которыми предприятие ранее не торговало), эта деятельность должна рассматриваться как продуктовая инновация, поскольку предприятие предлагает новую услугу. Изменения в деловой практике, организации рабочих мест или внешних связей, основанные на организационных методах, уже использующихся предприятием, не являются организационными инновациями. Точно также разработка управленческих стратегий сама по себе не является инновацией. Однако организационные изменения, воплотившие новую управленческую стратегию, являются инновацией, если они представляют собою первое для данного предприятия использование нового организационного метода в деловой практике, организации рабочих мест или внешних связей. К примеру, обнародование письменных стратегических установок, направленных на повышение эффективности использования запаса знаний, накопленного на предприятии, само по себе не является инновацией. Инновация возникнет, если эта стратегия реализуется в виде использования нового программного обеспечения и новых способов документирования информации для облегчения и поощрения обмена знаниями между различными подразделениями предприятия. Слияние с другими предприятиями или приобретение других предприятий не считаются организационными инновациями, даже если все это происходит впервые. Слияния и приобретения могут, тем не менее, включать в себя организационные инновации, если в ходе этого предприятие создало или освоило новые методы организации. Лекция 6. Новизна и диффузия По определению все инновации должны содержать какую-то долю новизны. Ниже рассматриваются три концепции новизны в инновациях: новое для предприятия, новое для рынка и новое для всего мира. Создатель инноваций, рассмотренных в лекции 5, также держит постоянно в поле зрения новизну и диффузию, и всегда знает, была ли инновация создана в основном на его предприятии или в сотрудничестве с другими предприятиями или государственными научными учреждениями, либо ее разработка происходила главным образом на стороне. Как сказано выше, минимальный уровень новизны для того, чтобы отнести какое-либо изменение к категории инноваций, определяется понятием "новое для предприятия". Некий продукт, процесс, метод маркетинга или организации уже могут использоваться на других предприятиях. Но если это есть нечто новое для данного предприятия (или нечто существенно улучшенное в случае продукта или процесса), то такое изменение рассматривается как инновация для данного предприятия [3]. Понятия "новое для рынка" и "новое для всего мира" определяют, была ли инновация уже внедрена на других предприятиях или внедрившее ее предприятие оказалось первым на рынке либо в своей отрасли, либо даже во всем мире. Предприятия, первыми разрабатывающие различные инновации, можно считать двигателями всего инновационного процесса. На них возникают многочисленные новые идеи и знания, но экономический эффект инноваций будет зависеть от того, переймут ли их другие предприятия. Сведения о степени новизны позволяют различать тех, кто создает инновации, и тех, кто их подхватывает, изучать процессы диффузии и отождествлять лидеров рынков и их последователей. Инновации являются новыми для рынка, когда осуществившее инновацию предприятие первым выводит ее на свой рынок. Под рынком здесь подразумевается просто обследуемое предприятие в совокупности с его конкурентами, возможно, еще с учетом географического аспекта или типовой серии продуктов. Географический аспект понятия "новое для рынка" опре­деляется, таким образом, представлениями самого предприятия о рынке, на котором оно действует, и, соответственно, может включать как "домашние", так и международные предприятия. Инновация является новой для всего мира, если осуществившее ее предприятие является первым в этом отношении на всех рынках и среди всех отраслей - как в национальном, так и в международном масштабе. Таким образом, понятие "новое для мира" подразумевает большую степень новизны, чем понятие "новое для рынка". Хотя во многих обследованиях вопросы о новизне для рынка могут считаться достаточными для характеристики степени новизны инноваций, использование понятия "новое для мира" создает возможность для более подробного изучения фактора новизны. Родственным понятием является понятие радикальной или разрушающей инновации. Ее можно определить как инновацию, оказавшую существенное воздействие на рынок и экономическую активность предприятий на этом рынке. Смысловое ударение в этом случае делается на эффект от инновации, а не на ее новизну. Воздействие радикальной инновации может, к примеру, изменить структуру рынка, создать новые рынки или превратить существующие продукты в устаревшие (Christensen, 1997). Однако является ли некая инновация разрушающей, может выясниться только по прошествии значительного времени с момента ее появления. Это затрудняет сбор сведений о разрушающих инновациях в пределах периода инновационного обследования. Лекция 7. Функции инновации Сущность категории проявляется в ее функциях. Функция (лат. functio - исполнение, совершение) экономической категории выражает внешнее проявление ее свойств в данной системе отношений; функции инновации отражают ее назначение в экономической системе государства и ее роль в хозяйственном процессе. Инновация выполняет три функции: 1) воспроизводственную; 2) инвестиционную; 3) стимулирующую. Воспроизводственная функция означает, что инновация представляет собой важный источник финансирования расширенного воспроизводства. Денежная выручка, полученная от продажи инновации на рынке, создает предпринимательскую прибыль, которая выступает источником финансовых ресурсов и одновременно мерой эффективности инновационного процесса. Прибыль, полученная за счет реализации инновации, может использоваться по различным направлениям, в том числе и в качестве капитала, который может направляться на финансирование как всех инвестиций, так и конкретно новых видов инноваций. Таким образом, использование прибыли от инновации для инвестирования составляет содержание инвестиционной функции инновации. Получение предпринимателем прибыли за счет реализации инновации прямо соответствует целевой функции любого коммерческого хозяйствующего субъекта. Это совпадение служит стимулом предпринимателя к новым инновациям; побуждает его постоянно изучать спрос, совершенствовать организацию маркетинговой деятельности, применять более современные приемы управления финансами (реинжиниринг, бренд-стратегия, бенчмаркинг, фронтирование и др.). Это составляет содержание стимулирующей функции инновации. Выделяют следующие источники инноваций. 1. Неожиданное событие, которым может быть внезапный успех, непредвиденная неудача. 2. Несоответствие между реальностью, такой, каковой она является, и ее отражением во мнениях и оценках людей. 3. Изменение потребностей производственного процесса. 4. Изменения в структуре отрасли или рынка. 5. Демографические изменения. 6. Изменения в восприятии и в ценностных установках. 7. Новые знания, научные и ненаучные. Рассмотрим последовательно все перечисленные источники инновационных возможностей. 1. Неожиданное событие может быть связано как с непредвиденным успехом, так и неудачей. Нет области, которая предлагала бы более богатые возможности для успешной инновации, чем такой успех. Однако им чаше всего пренебрегают, так как руководству трудно осознать его. Таким образом, неожиданный успех - это своего рода проверка компетенции руководства. Он не просто благоприятная возможность для нововведений, но сам вызывает необходимость этих нововведений. Неудачи, в отличие от успехов, не могут быть отвергнуты и редко проходят незамеченными. Но как источник инновационных возможностей, они воспринимаются еше реже. Конечно, большинство неудач - всего лишь результат грубых ошибок, некомпетентности в планировании или исполнении. Неудача указывает на необходимость изменений, т. е. на скрытые инновационные возможности. 2. Несоответствие между реальностью и ее отображением - это расхождение, диссонанс между тем, что есть, и тем, что «должно быть». Различают следующие виды несоответствий: несоответствие между экономическими реалиями общества; несоответствие между реальным положением в отрасли и планами; несоответствие между ориентацией отрасли и ценностями потребителей ее продукции; внутреннее несоответствие в ритме или логике технологических процессов. 3. При изменении потребностей производственного процесса речь идет о совершенствовании уже существующего процесса, о замене слабого звена, перестройке старого процесса в соответствии с новыми потребностями. 4. При изменениях в структуре отрасли обычно образуются быстро растущие сегменты рынка. Можно указать основные факторы, свидетельствующие об изменениях в отраслевой структуре: • быстрый рост отрасли; • сближение технологий, которые прежде считались совершенно самостоятельными; • отрасль готова начать коренные структурные изменения, если интенсивно меняется направление деятельности в ней. 5. Под демографическими понимаются изменения численности населения, его возрастной структуры, состава, занятости, уровня образования и доходов. 6. Изменения в ценностных установках и в восприятии трудно объяснить с социальной или с экономической точек зрения. Восприятия практически не поддаются количественному определению, но они являются источником нововведений. 7. Инновации, в основе которых лежат новые знания, становятся объектом внимания и приносят большие доходы. Нововведения, основанные на ненаучных знаниях, отличаются от всех других по всем основным характеристикам: временному охвату, проценту неудач, предсказуемости. Лекция 8. Инновационная деятельность Как отмечено в лекции 3, инновационной деятельностью являются все научные, технологические, организационные, финансовые и коммерческие действия и меры, включая инвестиции в новые знания, реально приводящие или те, которые должны привести к осуществлению инноваций. Эти действия могут быть инновационными сами по себе либо вспомогательными для осуществления инноваций. В них включаются также фундаментальные исследования, которые не бывают напрямую связаны с разработкой какой-либо конкретной инновации. Для обеспечения сопоставимости с результатами инновационных обследований, выполненных на основе второго издания Руководства Осло, все виды инновационной деятельности, не относящиеся к исследованиям и разработкам, подразделяются на деятельность в области продуктовых и процессных инноваций, с одной стороны, и маркетинговых и организационных - с другой. Для обеспечения как преемственности с прежними измерениями деятельности в области продуктовых и процессных инноваций, так и для совместного охвата видов деятельности, относящихся к инновациям всех типов, были приняты следующие договоренности: • В то время как большая часть исследований и разработок относится к продуктовым и процессным инновациям, некоторая их часть может быть связана с маркетинговыми или организационными инновациями. Фундаментальные исследования, по определению, не связаны с какой-либо конкретной инновацией. Все исследования и разработки учитываются как инновационная деятельность. Более того, исследования и разработки выделяются в самостоятельную категорию, включающую наряду с фундаментальными исследованиями научную деятельность, имеющую отношение к продуктовым, процессным, маркетинговым и организационным инновациям. • Все виды инновационной деятельности, отличные от исследований и разработок, непосредственно связанные с маркетинговыми и организационными инновациями, но не связанные с какой-либо продуктовой или процессной инновацией, учитываются в категориях подготовки к маркетинговым инновациям и подготовки к организационным инновациям соответственно. Сюда относятся приобретение разнообразных внешних знаний и капитальных продуктов, а также обучение персонала, непосредственно связанное с маркетинговыми или организационными инновациями. 1. Исследования и экспериментальные разработки В соответствии с определением Руководства Фраскати понятие «исследования и экспериментальные разработки» (ИР) подразумевает творческую деятельность, предпринимаемую на систематической основе с целью увеличения объема знаний, включая знания о человеке, культуре и обществе и использование этих знаний для новых применений. Все виды исследований и разработок, финансируемые или выполняемые предприятием, учитываются как инновационная деятельность. Сюда в соответствии с Руководством Фраскати входят все внутренние и внешние ИР. Следует подчеркнуть важность использования этого определения ИР и сопровождающих его рекомпендаций из Руководства Фраскати при сборе данных об ИР в инновационных обследованиях. Соответственно, необходимо каждый раз подтверждать, что в данном инновационном обследовании используется то же самое определение ИР, что и в специальных обследованиях собственно ИР. Это будет способствовать сопоставлению результатов и облегчит независимое использование данных об ИР. Разработка программного обеспечения классифицируется как ИР, когда результатом является научное или технологическое достижение и/или разрешение на систематической основе научной или технологической неопределенности. Разработка услуги классифицируется как ИР, если результатом являются новые знания или использование новых знаний для изыскания новых приложений. Создание и испытание прототипа изделия классифицируется как ИР, если основной целью является дальнейшее усовершенствование. Часто это наиболее важная стадия экспериментальной разработки инновации. Прототип есть оригинальная модель (или испытательная ситуация), обладающая всеми техническими характеристиками и свойствами нового продукта или процесса. Принятие прототипа часто знаменует собой окончание стадии экспериментальной разработки и начало других стадий инновационного процесса (дальнейшее рекомендации по этому поводу содержатся ниже и в Руководстве Фраскати). Во внутренние ИР включаются все ИР, выполняемые в стенах предприятия, как это определено в Руководстве Фраскати и отмечается в обследованиях ИР. Сюда входят как ИР, направленные на разработку и внедрение продуктовых, процессных, маркетинговых или организационных инноваций, так и фундаментальные исследования, напрямую не связанные с разработ­кой конкретной инновации. Заметим, что, следуя определению из Руководства Фраскати, во внутренние ИР включаются акты приобретения капитальных товаров, непосредственно относящихся к выполнению ИР. Внешние ИР включают приобретение научных услуг, в том числе у подразделений многонациональных предприятий, расположенных за рубежом 2. Деятельность в области продуктовых и процессных инноваций Приобретение знаний из внешних источников В связи с разработкой и внедрением инноваций в дополнение к ИР предприятия могут приобретать технологии и ноу-хау - в различных формах и из разнообразных источников. Такие приобретения могут производиться, в том числе, у зарубежных подразделений многонациональных предприятий. Приобретаемые внешние знания и технологии могут иметь форму патентов, непатентованных изобретений, лицензий, раскрытых ноу-хау, торговых марок, технических проектов и образцов. Приобретение внешних знаний может включать также компьютерные и другие научно-технических услуги для подготовки и осуществления продуктовых и процессных инноваций. Приобретение машин, оборудования и других капитальных товаров Инновационная деятельность включает также приобретение капитальных товаров: как с улучшенными технологическими характеристиками, так и обычных, но необходимых для внедрения новых или улучшенных продуктов или процессов. В эту категорию входит приобретение капитальных товаров, предназначенных только для инноваций и не вошедших в число товаров, обеспечивающих ИР. Заметим, что сюда включаются также закупки у зарубежных подразделений многонациональных предприятий (если эти капитальные товары не учтены в ИР). Капитальные товары, предназначенные для инновационной деятельности, - это земельные участки и здания, машины, инструменты и оборудование, а также согласно пересмотренной Системе национальных счетов (СНС) компьютерное программное обеспечение, являющееся составной частью нематериальных инвестиций и рассматривающееся как слагаемое капитала [2]. Категория земля и здания включает приобретение земельных участков и зданий для деятельности по созданию продуктовых и процессных инноваций, в том числе существенные улучшения, переделку и ремонт. Категория машины, инструменты и оборудование включает основные инструменты и оборудование, приобретенные предприятием для использования при создании продуктовых и процессных инноваций. Категория компьютерное программное обеспечение согласно пересмотренной СНС включает компьютерные программы, их описания, сопровождающие пояснения и инструкции для системного и вспомогательного программного обеспечения, предназначенного для создания продуктовых и процессных инноваций. Сюда входит также приобретение, создание или расширение компьютерных баз данных, которые предприятие предполагает использовать на протяжении более чем одного года в деятельности, связанной с созданием продуктовых и процессных инноваций. Прочие виды подготовки продуктовых и процессных инноваций Согласно определению Руководства Фраскати создание предприятием инноваций может включать в себя целый ряд видов внутренней деятельности, которые не входят в ИР. К таким действиям относятся как поздние стадии разработки, так и, что важно, внедрение продуктовых и процессных инноваций, являющихся новыми для предприятия, но не для рынка (т. е. таких, которые в соответствии с определением ИР не пополняют массив знаний или не содержат значительного элемента новизны). Разнообразная деятельность, включая разработки, направленные на внедрение новых товаров, услуг и процессов, может составить значительную часть инновационной деятельности. Прочие виды подготовки продуктовых и процессных инноваций включают различные внутренние для предприятия работы, сопутствующие разработке и внедрению продуктовых и процессных инноваций, но не включаемые в ИР. Сюда входят разработки, которые не относятся к категории ИР либо частично (техническое проектирование, инженерные и строительно- монтажные работы, опытное производство), либо полностью (патентно-лицензионная работа, пуско-наладочные работы), а также разработка продуктовых и процессных инноваций, не отвечающих требованиям новизны сопутствующих ИР (т. е. являющихся новыми для предприятия, но не новыми для рынка). Некоторые более детальные сведения о работах, включенных в эту категорию, будут приведены ниже. Прочие виды деятельности по созданию услуг включают внутреннюю деятельность, связанную с планированием и разработкой новых или значительно усовершенствованных услуг, не входящих в категорию ИР (см. Руководство Фраскати, § 145-151). Понятие проектирования может включать в себя широкий спектр видов деятельности по планированию и проектированию, выработке технических требований и различных потребительских и функциональных характеристик новых продуктов и процессов. Среди них: подготовительные этапы планирования создания новых продуктов или процессов, их проектирование и внедрение, в том числе доводка с соответствующими изменениями. Согласно определению в Руководстве Фраскати сюда входит также промышленное проектирование, включающее в себя составление технических требований на новые продукты и процессы. Некоторые элементы промышленного проектирования следует относить к категории ИР, если они необходимы для выполнения собственно ИР (см. Руководство Фраскати, § 124125). Испытания и оценка подразумевают испытание новых или значительно улучшенных продуктов или процессов, тогда как испытания прототипа являются частью ИР и потому исключаются из рассматриваемого здесь вида деятельности. Опытные производства и экспериментальные установки учитываются, если они не вошли в рубрику ИР. Опытные производства включа­ются в ИР, если только они подразумевают полномасштабные испытания с последующими проектированием и инжинирингом. Экспериментальные установки относятся к ИР, если ИР являются их главным предназначением. К рассматриваемой здесь категории относятся также экспериментирование и испытания в сфере производства услуг - такие, как практические проверки методов предоставления услуг с применением новых технологий или эффективности значительных улучшений уже существующих услуг. Наладка и инжиниринг подразумевают осуществление изменений в производственных процессах и процедурах контроля качества, методах, стандартах и соответствующем программном обеспечении, необходимых для производства нового или улучшенного продукта или применения новых или усовершенствованных процессов и процедур. Сюда включаются также изменения в процедурах или программном обеспечении, связанные с предложением новых видов услуг или с использованием новых методов предоставления услуг. Маркетинговая подготовка продуктовых инноваций Маркетинговая подготовка продуктовых инноваций может включать в себя предварительное исследование рынка, маркетинговые испытания и запуск рекламной кампании применительно к выводу на рынок новых или значительно улучшенных товаров и услуг. Подготовка кадров является видом инновационной деятельности по созданию продуктовых или процессных инноваций, если она необходима для осуществления продуктовой или процессной инновации - например, в случае, когда нужно, чтобы работники некоей пищевой фабрики умели определять желаемую консистенцию йогурта нового сорта, или менеджер по маркетингу разбирался в характеристиках усовершенствованной тормозной системы новой модели автомобиля при подготовке к ее запуску в продажу, или служащие умели использовать различные программы на языке Linux после внедрения на предприятие компьютерной сети на основе Linux. Из этой категории исключаются виды обучения, уже учтенные в категории ИР. Подготовка кадров не является видом инновационной деятельности по созданию продуктовых или процессных инноваций, если она не ориентирована на конкретную инновацию одного из этих двух типов, осуществляемую на данном предприятии. Например, не являются инновационной деятельностью обучение новых сотрудников уже существующим методам производства, повышение общей квалификации отдельных лиц (руководителей, менеджеров и т. д.), регулярное обучение использованию вычислительной техники, занятия языком. Обучение, проводимое в связи с первым внедрением новых маркетинговых или организационных методов, является частью деятельности в области маркетинговых и организационных инноваций. 2. Деятельность в области маркетинговых и организационных инноваций Подготовка маркетинговых инноваций охватывает виды деятельности, связанные с разработкой и внедрением новых методов маркетинга, ранее не использовавшихся предприятием. Сюда включаются разработка и планирование новых методов маркетинга и разнообразные работы по их внедрению. Деятельность, относящаяся к маркетинговым инновациям, включает только то, что связано с разработкой и внедрением новых методов маркетинга, но в нее не входят затраты на применение этих методов в повседневной деятельности предприятия (расходы на проведение рекламных кампаний, стимулирование сбыта или спонсорство в русле нового метода маркетинга). Следует отметить, что в эту категорию включаются также приобретение разнообразных знаний из внешних источников, машин, оборудования и прочих капитальных товаров, а также обучение, непосредственно связанное с маркетинговыми инновациями. Подготовку к маркетинговым инновациям можно связать с разработкой и применением четырех типов маркетинговых инструментов, обычно различаемых в мире бизнеса. Этими инструментами являются дизайн и упаковка продукта, назначение цены, размещение продукта и продвижение продукта. Подготовка к организационным инновациям включает разработку и планирование новых организационных методов и работу по их внедрению. Отметим, что в эту категорию включается также приобретение разнообразных знаний из внешних источников, машин, оборудования и прочих капитальных товаров, а также обучение, если все это непосредственно связано с организационными инновациями. В подготовке организационных инноваций следует различать новые методы в деловой практике, в организации рабочих мест и внешних связей. Дизайн Термин дизайн продукта в контексте маркетинговой инновации относится к форме и внешнему виду продукта, но не к его техническим особенностям или потребительским и функциональным характеристикам. Однако на некоторых предприятиях разработка дизайна может пониматься в более широком смысле - как совокупность всех видов деятельности по разработке и внедрению продуктовых или процессных инноваций (например, как об этом говорится в разделе 2.2.3 настоящей главы). Тогда отнесение работ по дизайну к тому или иному виду инновационной деятельности будет зависеть от типа инновации, к которому они имеют отношение. Все виды работ по дизайну в связи с разработкой и внедрением продуктовых инноваций (включая работу над формой и внешним видом продукта) и процессных инноваций следует учитывать либо в категории ИР, либо в категории прочие виды подготовки продуктовых и процессных инноваций. Работы, относящиеся к изменениям в дизайне продукта и представляющие собою маркетинговую инновацию (а не продуктовую инновацию, т. е. когда отсутствуют значительные улучшения в функциональных характеристиках или предполагаемых способах использования продукта, о котором идет речь), должны включаться в категорию подготовка маркетинговых инноваций. Лекция 9. Инновационные проекты: уровни, жизненный цикл Инновационные проекты различаются по уровню научно-технической значимости: • Модернизационный, когда конструкция прототипа или базовая технология кардинально не изменяются (расширение размерных рядов и гаммы изделий; установка более мощного двигателя, повышающая производительность станка, автомобиля); • Новаторский (улучшающие инновации), когда конструкция нового изделия по виду своих элементов существенным образом отличается от прежнего (добавление новых качеств, например, введение средств автоматизации или других, ранее не применявшихся в конструкциях данного типа изделий, но применявшихся в других типах изделий); • Опережающий (базисные инновации), когда конструкция основана на опережающих технических решениях (введение герметических кабин в самолетостроении, турбореактивных двигателей, ранее нигде не применявшихся); • Пионерный (базисные инновации), когда появляются ранее не существовавшие материалы, конструкции и технологии, выполняющие прежние или даже новые функции (композитные материалы, первые радиоприемники, электронные часы, персональные компьютеры, ракеты, атомные станции, биотехнологии). Уровень значимости проекта определяет сложность, длительность, состав исполнителей, масштаб, характер продвижения результатов инновационного процесса, что влияет на содержание проектного управления. Виды инновационных проектов по основным типам: По предметно – содержательной структуре и по характеру инновационной деятельности проекты подразделяются на: • исследовательские; • научно-технические; • связанные с модернизацией и обновлением производственного аппарата; • проекты системного обновления предприятия. По уровню решения инновационные проекты подразделяются на: • международные; • республиканские; • региональные; • отраслевые; • отдельного предприятия. С точки зрения  масштабности решаемых задач инновационные проекты подразделяются следующим образом: • Монопроекты – проекты, выполняемые, как правило, одной организацией или даже одним подразделением; отличаются постановкой однозначной инновационной цели (создание конкретного изделия, технологии), осуществляются в жестких временных и финансовых рамках, требуется координатор или руководитель проекта; • Мультипроекты – представляются в виде комплексных программ, объединяющих десятки монопроектов, направленных на достижение сложной инновационной цели, такой, как создание научно-технического комплекса, решение крупной технологической проблемы, проведение конверсии одного или группы предприятий военно-промышленного комплекса; требуются координационные подразделения; • Мегапроекты – многоцелевые комплексные программы, объединяющие ряд мультипроектов и сотни монопроектов, связанных между собой одним деревом целей; требуют централизованного финансирования и руководства из координационного центра. На основе мегапроектов могут достигаться такие инновационные цели, как техническое перевооружение отрасли, решение региональных и федеральных проблем конверсии и экологии, повышение конкурентоспособности отечественных продуктов и технологий. Таким образом, инновационный проект представляет собой сложную систему процессов, взаимообусловленных и взаимоувязанных по ресурсам, срокам и стадиям. Инновационные проекты могут носить разный характер и отличаться по ряду классификационных призхнаков. Жизненный цикл инновационного проекта • Разработка инновационного проекта – длительный, дорогостоящий и очень рискованный процесс. • Любой проект от возникновения идеи до полного своего завершения проходит через определенные ряд последовательных ступеней своего развития. Полная совокупность ступеней развития образует жизненный цикл проекта. Жизненный цикл проекта принято делить на фазы, фазы - на стадии, стадии - на этапы. Стадии жизненного цикла проекта могут различаться в зависимости от сферы деятельности и принятой системы организации работ. Однако у каждого проекта можно выделить начальную (прединвестиционную) стадию, стадию реализации проекта и стадию завершения работ по проекту (инвестиционные). Это может показаться очевидным, но понятие жизненного цикла проекта является одним из важнейших для менеджера, поскольку именно текущая стадия определяет задачи и виды деятельности менеджера, используемые методики и инструментальные средства. • Жизненный цикл инновационного проекта начинается с фундаментальных исследований, предусматривает прикладные и опытно-конструкторские разработки. Затем начинается освоение промышленного производства новых изделий (испытания  и подготовка производства). Затем процесс промышленного производства, где знания материализуются, и эта стадия предусматривает 2 этапа: промышленное производство и реализация продукции. За производством инноваций следует их использование конечным потребителем с предоставлением услуг по наладке, обслуживанию, обучению персонала. Каждая фаза разработки и реализации инновационного проекта имеет свои цели и задачи (таблица 1). • Инновационные проекты характеризуются высокой неопределенностью на всех стадиях инновационного цикла. Более того, успешно прошедшие стадию испытания и внедрения в производство новшества могут быть не приняты рынком, и их производство должно быть прекращено. Многие проекты дают обнадеживающие результаты на первой стадии разработки, но затем при неясной или технико-технологической перспективе должны быть закрыты. Даже наиболее успешные проекты не гарантированы от неудач: в любой момент их жизненного цикла они не застрахованы от появления у конкурента более перспективной новинки. Таблица 1. Содержание фаз жизненного цикла проекта Прединвестиционная фаза проекта Инвестиционная фаза проекта Прединвестиционные исследования и планирование проекта Разработка документации и подготовка к реализации Проведение торгов и заключение контрактов Реализация проекта Завершение проекта 1. Изучение прогнозов 1.Разработка плана проектно-изыскательских работ 1.Заключение контрактов 1.Разработка плана реализации проекта 1.Пусконаладочные работы 2. Анализ условий для воплощения первоначального замысла, разработка концепции проекта. 2.Задание на разработку ТЭО и разработка ТЭО. 2.Договор на поставку оборудования. 2.Разработка графиков. 2. Пуск объекта. 3.Предпроектное обоснование инвестиций. 3.Согласование, экспертиза и утверждение ТЭО. 3.Договор на подрядные работы. 3.Выполнение работ. 3. Демобилизация ресурсов, анализ результатов. 4.Выбор и согласование места размещения. 4. Выдача задания на проектирование. 4.Разработка планов. 4.Мониторинг и контроль. 4. Эксплуатация. 5.Экологическое обоснование. 5.Разработка, согласование и утверждение.   5.Корректировка плана проекта. 5.Ремонт и развитие производства. 6. Экспертиза. 6.Принятие окончательного решения об инвестировании.   6.Оплата выполненных работ. 6.Закрытие проекта, демонтаж оборудования. 7.Предварительное инвестиционное решение.         Лекция 10. Этапы и фазы разработки и реализации инноваций на стадиях развития нововведений Этапы разработки и реализации инноваций можно сгруппировать и представить в виде комплекса действий, которые необходимо выполнить, проанализировать и проконтролировать на каждой стадии развития нововведения. На первом этапе - при первоначальном обзоре ситуации на рынке инноваций - для эффективной организации процесса разработки нового товара достаточно провести экспертную оценку трудовых, финансовых и экономических ресурсов компании, а также осуществить отбор инновационных идей. На втором этапе - при предварительной оценке рынка - отобранные идеи анализируют в отношении их возможного восприятия будущими (для нового продукта) или существующими (для улучшающей технологии) потребителями и потенциальными или действующими конкурентами. Третий этап - предварительная технико-экономическая оценка инновационного продукта - посвящается исследованию разрабатываемой новинки в отношении ее реального воплощения, или реализуемости. Здесь необходимо найти ответы на вопросы о возможностях изготовления нового товара в масштабах массового производства с учетом: 1) реальности изготовления всех необходимых комплектующих элементов и сырья; 2) наличия собственных или необходимости привлечения сторонних исследовательских ресурсов; 3) возможных сложностей в связи с сертификацией; 4) существования аналогичных технологий и патентов на них; 5) перспектив появления товаров-заменителей. Если результаты технической оценки неблагоприятные, то специалисты настоятельно рекомендуют отложить на некоторое время или вообще отказаться от реализации данного инновационного проекта, чтобы избежать больших потерь на последующих стадиях. Такую альтернативу завершения проекта надлежит исследовать на каждой стадии его выполнения. На рассматриваемом этапе такая необходимость обусловлена значительными различиями между созданным в лаборатории прототипом и масштабами промышленного производства. Эти несоответствия могут потребовать внесения таких существенных изменений в исходные параметры инновационной идеи, что она потеряет свой первоначальный смысл и основной замысел. На четвертом этапе - при детальном исследовании рынка - изучают потребности и нужды целевой аудитории из числа возможных покупателей, определяют способы и методы продвижения продукта на рынок, оценивают конкурентов по всем важным маркетинговым позициям. Пятый этап - предварительный бизнес-анализ и финансовый анализ проекта - направлен на предварительную разработку бизнес-плана. Здесь прорабатывают его финансовую часть, которая включает расчет показателей финансовой устойчивости, прогнозный отчет о прибылях и убытках, а также проводят оценку рисков. Шестой этап - собственно разработка - предполагает непосредственное изготовление продукта (опытных образцов). На этом этапе одной из основных задач является установление взаимодействия между ценой будущей новинки и издержками на ее производство. На седьмом этапе - при тестировании продукта внутри организации - выявляют недостатки разработанного продукта в лабораторных условиях или в ходе полигонных испытаний. Восьмой этап - апробирование продукта потребителями - необходим для пробного тестирования инновационного продукта будущими покупателями. Это позволяет выявить недостатки и собрать первые замечания, которые можно учесть до запуска новинки в массовое производство. Девятый этап - опытные продажи, или рыночная проверка, - предполагает реализацию инновации на ограниченной территории или незначительной группе потребителей для получения большего числа откликов и мнений покупателей с целью внесения изменений в продукт до его массового сбыта и продвижения на рынке. Десятый этап - анализ опыта производства - заключается в апробации всего производственного комплекса, на котором планируется осуществлять массовое изготовление новинки. Он проводится с целью выявления производственных ограничений и технических возможностей. Одиннадцатый этап - бизнес-анализ проекта и расчет реальной экономической эффективности - является базовым при принятии окончательного решения о коммерциализации инновации. Для этого составляют детальный финансовый бизнес-анализ, который включает в себя бизнес-план производства с учетом всех необходимых расходов и планируемых доходов, новых данных по состоянию ситуации на рынке, состава и структуры управленческой команды, оценки риска и мероприятий по его недопущению. На этом этапе может быть также принято решение об отказе от проекта, если на рынке произошла смена технологии, появился товар-заменитель или предпочтения потребителей радикально изменились. Двенадцатый этап - запуск полномасштабного производства - требует значительных финансовых затрат, связанных с приобретением производственных линий и формированием сбытовых каналов. Здесь также необходима высокая координация действий по всей технологической цепочке, начиная от поставщиков сырья, материалов и комплектующих изделий и до выполнения предписаний рабочими на производственных участках. Тринадцатый, завершающий, этап - выход продукта на рынок - охватывает главным образом маркетинговые мероприятия и рекламные воздействия на потребителей. Это этап установления конкурентоспособной цены для новинки, выбора формы и содержания ее рекламной кампании, способов дистрибуции и механизмов продвижения, а также формирования нужного общественного мнения. Обобщая приведенное описание этапов разработки нового продукта, следует подчеркнуть, что инновационный процесс начинается с анализа рынка, а не с оценки технических характеристик продукта. Именно новизна потребительских, а не технических свойств играет сегодня первостепенную роль для эффективной коммерциализации инноваций. Целью анализа рынка является определение коммерческих перспектив будущего продукта. Еще на этапе разработки новинки важно оценить рыночную привлекательность и потенциал продукта, возможное восприятие продукта рынком, его размер, тенденции и темпы изменения. Лекция 11. Фазы жизненного цикла инновационной организации Описанные этапы инновационного проектирования можно сгруппировать и представить в виде четырех блоков (или фаз), отражающих фазы жизненного цикла. Обозначим эти фазы следующим образом (рис. 3.3): 1) если «блоки» подойдут - новый продукт или новая технология в результате исследовательского поиска и отбора получают свое «рождение» в виде идеи; 2) конструкторская - нововведение из идеи «вырастает» до серийно применимого образца прототипа; 3) концептуальная - образец «созревает» до готового товара и может вырабатываться в промышленных масштабах; 4) дистрибутивная - процесс разработки полностью завершен (наступает «спад» креативной активности) и инновация готова для коммерциализации и массового сбыта. Приведенное обозначение фаз и их последовательность могут применяться при создании как новых, так и улучшающих технологий, поскольку для создания того и другого типа инноваций необходимо сначала выполнить комплекс поисковых и селективных работ, затем осуществить производственно-технологическое и рыночное проектирование и далее продвигать новинки на рынок. Фаза 1 - Исследовательская Данная фаза является исходной для разработки базисных и улучшающих инноваций и ключевой в отношении процессуальных различий в методах управления ими. Основной смысл базисных инноваций состоит в выведении на рынок продукта-пионера и использовании всех «преимуществ первого хода». Получение принципиально новой технологии требует осуществления фундаментальных и/или прикладных исследований. Такие исследования требуют весьма значительных затрат и под силу только ведущим высокотехнологичным предприятиям. Выбор стратегии разработки базисных технологий - это редкие и единичные случаи в инновационной практике. Указанные предприятия являются исключительными лидерами на мировом рынке, а все остальные ориентируются на их технологии. Улучшающие технологии базируются на существующих, уже известных научно-технических знаниях и решениях. Их основное назначение - в формировании уникальных с точки зрения покупателя свойств уже известного продукта с целью дальнейшего укрепления позиций этого продукта. Такое продвижение на рынке может быть достигнуто в результате улучшения дизайна или усовершенствования технических характеристик самою продукта. При этом основными методами получения информационной базы для создания нововведения являются маркетинговые исследования. Например, для разработки принципиально новой технологии необходимым представляется сотрудничество с такими структурами, осуществляющими поддержку инновационной деятельности, как информационно-технологические центры, бизнес-инкубаторы, технопарки и другие центры передачи технологий и содействия инновациям. В настоящее время осуществление эффективной инновационной деятельности невозможно без сотрудничества со структурами, созданными с целью ускорения трансфера научно-технических знаний и технологических возможностей. Специалисты в сфере маркетинга утверждают, что исследование покупательских предпочтений способствует также определению направлений создания принципиально новых продуктов. Однако, как показывает практика и как утверждают профессионалы в области коммерциализации инноваций, мнения и прогнозы рядовых покупателей нередко приводят к появлению на рынке неудачных новинок. Поэтому при разработке базисных нововведений необходимым представляется привлечение не фокусных, а экспертных групп, состоящих исключительно из профессионалов. Таким образом, методами получения исходных данных для выявления новых научно-технических знаний и возможностей создания базисных инноваций выступают фундаментальные и прикладные исследования, которые осуществляются на предприятиях под руководством отдела НИОКР и при поддержке научно-исследовательских институтов (НИИ), информационно-технологических центров (ИТЦ), бизнес-инкубаторов, технопарков, а также в сотрудничестве с экспертами, участниками научных конференций, семинаров, симпозиумов и профессиональных специализированных выставок. В свою очередь, выявление новых рыночных потребностей с целью улучшения качеств и свойств уже реализуемого продукта для его дальнейшего продвижения на рынке следует осуществлять на основе маркетинговых исследований, используя такие методы, как опросы, анкеты и создание фокус-групп. Основным конечным результатом исследовательской фазы для любого типа и масштаба инноваций является отбор наиболее перспективных идей, которые при дальнейшей разработке могут быть реализованы в новом продукте или улучшающей технологии. Фаза 2 - Конструкторская На этой фазе отобранная идея получает свое конструктивное оформление. Здесь новация проходит через процессы технологического и производственного проектирования. Основные организационные методы, используемые на данной фазе, также зависят от масштабов разрабатываемых технологий. Разработка и развитие базисной инновации требуют формирования рабочей группы. В ее состав наряду с такими внутренними структурными элементами, как подразделение НИОКР, и функциональными отделами маркетинга, финансов, высшего менеджмента и непосредственно заинтересованного производственного участка, целесообразно включить также представителей бизнес-инкубаторов, венчурных фондов и. экспертов сторонних смежных и/или родственных предприятий и организаций. Необходимость создания рабочей группы обусловлена принципами срочности, комплексности и всестороннего учета различных факторов, исключения дублирования действий и мероприятий, а также обшей эффективности реализации проекта. Основным результатом работы такой группы должно стать создание промышленного прототипа изделия, которое может быть многократно воспроизведено в производстве путем соответствующего изготовления. Разработка улучшающей технологии, в свою очередь, также потребует создания рабочей группы. Однако ее структурный состав не столь многочисленный. Здесь участниками выступают в основном внутренние функциональные отделы и службы. Это подразделение ОКР, представители служб маркетинга, финансов, высшего менеджмента, руководство производственного участка, на котором непосредственно осуществляется выпуск продукции, подвергающейся усовершенствованию. Единственными внешними участниками проекта улучшения качеств и свойств рассматриваемой продукции могут стать обычные ее потребители, организованные в фокус-группу. Действия этих и возможных других заинтересованных сторон направлены на создание промышленного образна, нового художественно-конструкторского решения изделия, определяющего его внешний вид. Состав участников, характер организационных целей, а значит, и экономических затрат данной фазы также имеют свои особенности и зависят от типа внедряемого нововведения. Фаза 3 - Концептуальная На данной фазе решаются две основные задачи: регламентация производственного процесса, включая стандартизацию производства и сертификацию продукта, и, самое главное, - формирование концепции выведения новинки на рынок, включая рекламную кампанию. Основным определяющим моментом здесь является выбор среди возможных рынков коммерциализации инновации. Базисные технологии, как уже было отмечено, целесообразно выводить на промышленный рынок, а улучшающие - на потребительский. Для эффективного решения этих задач следует использовать соответствующие подходы. Так, осуществление коммерциализации базисной инновации силами одного предприятия представляется очень рискованным. Это обусловлено сложностями прогнозирования, последующего управления и отслеживания реакции потребителей на новый товар или услугу. Практике известны случаи заключения таких соглашений даже между соперниками, когда две компании объединяют усилия по продвижению одного продукта и тем самым пытаются общими усилиями обезопасить себя от действий третьих конкурентов. Необходимым моментом этой фазы является также патентование инновации на внутреннем, а иногда - и внешнем рынке. Правовую охрану интеллектуальной собственности можно обеспечивать регистрацией товарных знаков и знаков обслуживания, а также подписанием соглашений о неразглашении коммерческой тайны. Выбор той или иной формы защиты прав на интеллектуальную собственность зависит от масштаба разрабатываемой инновации, ее перспективности, а также от концепции коммерциализации и выведения на рынок. Защитить инновацию от копирования конкурентами можно посредством непрерывного улучшения ее качества. В числе других способов зашиты можно назвать концентрацию на определенном сегменте рынка или навязывание стандартов. В первом случае необходимо создать такие условия для потребителей, которые неинтересны или неприемлемы для конкурентов. Второй прием подразумевает жесткое соответствие продукции определенным стандартам качества, сертификатам, инструкциям. Эффективной защитой новых продуктов может стать и низкая цена. Выбор концепции вывода инновации на рынок остается за предприятием и зависит исключительно от характера инновационного продукта, его основных конкурентных преимуществ, а также целевого рынка, на котором этот продукт планируется представить (внешний или внутренний). В рамках рассматриваемой фазы основным структурным элементом является высшее руководство предприятия, поскольку коммерциализация инновации считается более затратной, чем процессы генерирования и конструкторского воплощения идей в форме новых технологий. По некоторым оценкам, их соотношение возрастает в пропорции 1 : 10 : 100. Практика показывает, что недостаточная организационно-экономическая и инвестиционно-финансовая поддержка (или ее отсутствие) внедряемой продуктовой или технологической инновации топ-менеджерами предприятия могут привести к срывам проекта по планируемым срокам и ожидаемым результатам. Руководители подразделений обычно наделены недостаточными полномочиями для принятия решений, которые могут затронуть деятельность предприятия в целом или повлиять на оказание финансовой поддержки инноваций. Это еще раз подтверждает тезис о необходимости переноса инновационного развития с функционального на корпоративный уровень. Фаза 4 - Дистрибутивная На этой фазе процесс разработки нововведения получает свое логическое завершение. Новая технология или усовершенствованный продукт готовы к расширенному воспроизводству и реализации. Для выпуска нового продукта или реализации технологической инновации, как правило, организуется новое производственное подразделение или участок. Эта задача решается на базе проведения частичной реорганизации предприятия и (в зависимости от его отраслевой принадлежности и масштабов производства) путем создания или выделения новой стратегической бизнес-единицы. Для внедрения улучшающей технологии предприятие может ограничиться формированием отдела маркетинга новой продукции или созданием новой группы в указанном отделе. Однако основным моментом данной фазы является не столько проведение индивидуальных структурных преобразований на предприятии, сколько регулирование совокупного спроса и предложения. Эффективность коммерциализации инновации во многом зависит от результативности маркетинговой поддержки процесса дистрибуции, включая распределение, продвижение и непосредственно сбыт новой услуги или усовершенствованной продукции. Таким образом, рассмотренные и структурированные фазы реализации инноваций подтверждают вывод о том, что организационно-экономическое обеспечение внедрения новых технологий зависит в основном от их типа и масштаба. Состав осуществляемых организационных мероприятий и предпринимаемой экономической деятельности в данном случае также существенно варьируется.
«Главные типы инноваций» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 90 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot