Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
1. ГЛАВНЫЕ ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ СХЕМЫ
СТАНЦИЙ И ПОДСТАНЦИЙ
Всякая электроустановка выполняется по определенным электрическим схемам, отражающим взаимную связь элементов, входящих в нее. Схемы разделяются на две группы:
- главную схему или схему первичных цепей;
- схему вторичных цепей, состоящую из измерительных, контрольных и управляющих цепей.
Главные электрические схемы. Эти схемы отображают цепи, по которым обеспечивается передача и распределение энергии от источников к потребителям. Одним из основных и ответственных этапов проектирования электрической части станций, подстанций и других крупных электротехнических объектов является выбор и обоснование главной схемы электрических соединений. На этом этапе приходится учитывать множество факторов:
- тип электростанций (подстанций);
- число и мощность генераторов и силовых трансформаторов;
- роль электростанции или подстанции в энергосистеме;
- схемы и напряжения прилегающих электрических сетей;
- мощность и характер местной нагрузки.
Распределительные устройства (РУ). Электроэнергетические системы осуществляют выработку электроэнергии, ее прием, распределение и передачу потребителю. Функции приема и распределения энергии выполняют специальные электротехнические сооружения, которые называются распределительными устройствами (РУ). Эти устройства являются одним из основных элементов главных электрических схем станций и подстанций и во многом определяют уровень технического совершенства этих объектов. РУ выполняется на одно напряжение и поэтому на станции или подстанции может быть несколько распределительных устройств в зависимости от числа используемых уровней напряжения.
С одной стороны, в РУ концентрируются большие потоки энергии, поэтому их ответственность за надежность электроснабжения велика. С другой стороны, это весьма дорогие объекты, в связи с чем в принятии технических проектных решений должен присутствовать разумный компромисс между стоимостью и надежностью. Ниже предлагается обзор современных главных электрических схем РУ, начиная от простейших и дешевых и заканчивается наиболее сложными и дорогими схемами.
1.1. Структурные схемы электростанций и подстанций
По объемам производства электроэнергии и характеру ее распределения станции делятся на три группы:
- выдающие всю электроэнергию на повышенных напряжениях 330 кВ и выше (это мощные тепловые, гидравлические и атомные электростанции);
- выдающие электроэнергию как на генераторном, так и на повышенных напряжениях 35-220 кВ (это теплоэлектроцентрали);
- изолированно работающие (это удаленные от энергосистемы электростанции, в основном небольшой мощности).
Структурные схемы КЭС, ГЭС, АЭС. Несмотря на существенные отличия в технологиях получения электроэнергии на этих станциях, их главные электрические схемы имеют много общего в силу следующих причин.
Все эти станции имеют большие мощности (2000 - 6000 МВт) и комплектуются крупными генераторами и трансформаторами. Как правило, по экологическим соображениям они ставятся вдали от крупных населенных пунктов и промышленных нагрузок, в силу чего основную мощность они отдают в энергосистему на высоких напряжениях (330 -1150 кВ). Высокая концентрация мощности (до 800 -1200 МВт) в одном агрегате накладывает сверхжесткие требования к надежности систем распределения энергии, так как одновременная потеря нескольких таких агрегатов чревата катастрофическими последствиями для всей системы.
В практике реализуется несколько вариантов структурных схем этих электростанций (рис. 1.1). Так как здесь используются агрегаты с большой единичной мощностью (300-1200 МВт), то по техническим и экономическим соображениям схемы компонуются из ряда автономных частей - блоков. Каждый блок состоит из парогенератора, турбины, синхронного генератора и повышающего трансформатора. Поперечные связи между блоками, как в тепломеханической части, так и в электрической отсутствуют, что повышает надежность работы блоков. Блоки связаны между собой только на сборных шинах высшего (500-1150 кВ) или среднего (ПО - 330 кВ) напряжений, откуда мощность станции поступает в энергосистему.
Электростанции рассматриваемых типов в большинстве случаев имеют распределительные устройства двух уровней напряжения: РУ высокого напряжения и РУ среднего напряжения. Станции, выдающие всю мощность в сеть одного напряжения, являются исключением. Наибольшее распространение получили схемы, в которых сборные шины высшего и среднего напряжений связаны через автотрансформаторы связи (рис. 1.16). Распределительные устройства на генераторном напряжении отсутствуют, поскольку выдача мощности столь крупных агрегатов на напряжениях 15-30 кВ невозможна из-за чрезмерно больших токов короткого замыкания.
Теплоэлектроцентрали (ТЭЦ). Эти станции предназначены для снабжения промышленных предприятий и городов теплом и электроэнергией. Предельный радиус действия ТЭЦ по горячей воде не превышает 7-8 км, по пару 2-3 км, вследствие чего эти станции стремятся располагать а центре тепловой нагрузки. Обычно мощность ТЭЦ составляет 300-600 МВт, и лишь в самых крупных городах целесообразны ТЭЦ мощностью до 1000-1500 МВт. Установленную мощность и типы турбоагрегатов выбирают в соответствии с потребностями и параметрами тепловой энергии, используемой потребителем.
а) б)
Рис. 1.1. Примеры структурных схем крупных электрических станций
На этих станциях устанавливают специальные теплофикационные турбины.
Компоновка электрической части ТЭЦ во многом определяется величиной нагрузки на генераторном напряжении 6-10 кВ, и здесь можно выделить два варианта компоновки электрических схем ТЭЦ. На этих станциях устанавливают специальные теплофикационные турбины.
Первый вариант (рис. 1.2). Электростанция выдает основную часть электрической мощности ближайшим потребителям на напряжении 6-10 кВ непосредственно от генераторов. Для этого на станции сооружается генераторное распределительное устройство (ГРУ), к которому присоединяются генераторы, линии местной распределительной сети, трансформаторы собственных нужд и трансформаторы связи с РУ повышенного напряжения. Через трансформаторы связи часть мощности либо выдается в энергосистему, если имеется ее избыток, либо потребляется из энергосистемы, если генераторы не могут обеспечить энергией местных потребителей. Следует отметить, что к ГРУ могут быть присоединены только генераторы относительно небольшой мощности (30-100 МВт), напряжения которых соответствуют напряжениям распределительных сетей 6 или 10 кВ. Часть генераторов относительно большой мощности (до 250 МВт) могут быть присоединены к РУ среднего напряжения по схеме блока, как это показано на рис. 1.2 б.
Второй вариант. В современных условиях появились новые обстоятельства, существенно изменяющие структуру главных электрических схем ТЭЦ. Это, во-первых, укрупнение отдельных агрегатов до мощности 250 МВт с напряжением 20 кВ, которые целесообразно использовать только в блоках с повышающими трансформаторами, во-вторых, значительное удаление ТЭЦ от центров потребления, вызываемое ужесточением норм по охране окружающей среды.
а) б)
в) г)
д) е)
Рис. 1.2. Примеры структурных схем ТЭЦ
В этих условиях более экономичным оказывается электроснабжение близлежащих потребителей через подстанции глубокого ввода на среднем напряжении (35-110 кВ) или при небольшой местной нагрузке могут быть установлены весьма дешевые комплектные распредустройства. Эти обстоятельства приводят к отказу от сооружения на ТЭЦ дорогостоящих генераторных распределительных устройств.
Трансформаторные подстанции (ТП). Это электроустановки, предназначенные для преобразования и распределения энергии в ближайшем районе или дальнейшей ее передачи. ТП по их назначению разделяются на две основные группы: районные и местного значения.
Районные ТП - это мощные подстанции напряжением 35 кВ и выше, предназначенные для нескольких потребителей разного характера. ТП местного значения предназначаются для электроснабжения в основном однородных потребителей. В зависимости от расположения в энергосистеме подстанции делят на три категории: узловые, транзитные (проходные), тупиковые.
Наиболее жесткие требования по надежности предъявляются к узловым подстанциям, структурные схемы которых рассматриваются ниже. Это системообразущие подстанции, которые могут связывать несколько станций и питать достаточно мощные районы нагрузки. Авария на таких подстанциях может послужить причиной распада энергосистемы и расстройства электроснабжения больших районов.
Узловые подстанции, как правило, содержат несколько трансформаторов (автотрансформаторов) и несколько РУ разных напряжений, к которым могут быть подключены синхронные компенсаторы или статические конденсаторы (рис. 1.3).
а) б)
в) г)
Рис. 1.3. Примеры структурных схем узловых подстанций
1.2. Главные схемы распределительных устройств
Распределительные устройства - это специальные электротехнические сооружения, предназначенные для приема и распределения электроэнергии. Распределительные устройства входят как органическое целое в более крупные электроэнергетические объекты, такие как электрические станции или трансформаторные подстанции. Совокупность сборных шин, коммутационной и другой первичной аппаратуры со всеми выполненными между ними в натуре соединениями образует главную схему РУ.
Все известные схемы РУ по своим эксплуатационным свойствам можно разделить на три группы:
I - схемы с коммутацией присоединений одним выключателем;
II - схемы с коммутацией присоединений двумя и более выключателями;
III - упрощенные схемы.
Схемы соединений РУ должны удовлетворять требованиям и условиям, изложенным в [1,2,8]. Основными из них являются следующие:
1. На электростанциях с блоками 300 МВт и более повреждение или отказ любого из выключателей, кроме секционного и шиносоединительного, не должны, как правило, приводить к отключению более одного блока и одной или нескольких линий, если при этом обеспечивается устойчивость энергосистемы или ее части.
В отдельных случаях, при специальном обосновании, допускается отключение более двух блоков мощностью по 300 МВт и ниже, если это возможно по условиям устойчивости энергосистемы или ее части, исключает полную остановку электростанции и обеспечивает нормальную работу ее остальных блоков.
2. Повреждение (отказ) любого выключателя не должно, как правило, приводить к отключению более одной цепи (двух линий) транзита напряжением
1 кВ и выше, если транзит состоит из двух параллельных цепей.
3. Отключение линии, как правило, производится не более чем двумя выключателями, отключение повышающих трансформаторов, трансформаторов связи, трансформаторов собственных нужд производится, как правило, не более чем тремя выключателями РУ каждого повышенного напряжения.
При прочих равных условиях предпочтение должно отдаваться схеме, в которой отключение отдельных цепей осуществляется меньшим числом выключателей.
4. Ремонт любого из выключателей напряжением 110 кВ и выше должен быть возможен без отключения присоединения.
5. При питании от данного РУ двух пускорезервных трансформаторов собственных нужд электростанций с блочной тепловой схемой должна быть исключена возможность потери обоих таких трансформаторов при повреждении или отказе выключателя, в том числе секционного или шиносоединительного.
6. При наличии нескольких вариантов схем, удовлетворяющих перечисленным выше требованиям, предпочтение отдается:
- более простому и экономичному варианту как по конечной схеме, так и по этапам ее развития;
- варианту, по которому требуется наименьшее количество операций с выключателями и разъединителями РУ повышенного напряжения при режимных переключениях, выводе в ремонт отдельных цепей и отключении поврежденных участков в аварийных режимах.
7. Для распределения устройств с большим числом присоединений могут применяться различные схемы в зависимости от напряжения.
При напряжениях 35-220 кВ:
- с двумя основными и третьей обходной системами шин, с одним выключателем на цепь (для РУ 35 кВ обходная система шин не предусматривается);
- с одной секционированной и обходной системами шин (для РУ 35 кВ обходная система шин не предусматривается);
- блочные схемы генератор-трансформатор-линия.
В РУ с двумя основными и третьей обходной системами шин при числе присоединений не менее 12 системы шин не секционируются; при числе присоединений от 12 до 16 секционируется выключателем на две части одна система шин; при большем числе присоединений секционируется выключателем на две части каждая из двух рабочих систем шин.
При напряжениях 330-750 кВ:
• блочные (генератор - трансформатор - ВЛ-РУ понижающей подстанции);
• с двумя системами шин, с 4 выключателями на 3 цепи (схема" 4/3");
• с двумя системами шин, с 3 выключателями на 2 цепи (схема" 3/2");
• блочные схемы генератор-трансформатор-линия;
• схема с одним или двумя многоугольниками с числом присоединений к каждому многоугольнику до шести, объединенными двумя перемычками с выключателями в перемычках;
• другие схемы - при надлежащем обосновании.
8. В распределительных устройствах 110-220 кВ, выполненных по схеме со сборными шинами и одним выключателем на присоединение, при любом числе присоединений выполняется обходная система шин, охватывающая выключатели всех линий и трансформаторов. При этом в качестве обходных выключателей используются:
• отдельные выключатели на каждой секции шин - в схемах с одной системой шин;
• отдельные выключатели - в схеме с двумя основными и третьей обходной системами шин при отсутствии секционирования;
• совмещенный обходной шиносоединительный выключатель на каждой секции - в схеме с двумя основными и третьей обходной системами шин при наличии секционирования.
9. РУ генераторного напряжения выполняется, как правило, с одной системой шин, с применением КРУ и групповых сдвоенных реакторов для питания потребителей. В отдельных случаях целесообразно питание потребителей на генераторном напряжении выполнить с помощью ответвлений от генераторов без их параллельной работы на шинах генераторного напряжения.
1.2.1. Схемы РУ с коммутацией присоединений одним выключателем
Схемы РУ с одной системой сборных шин
Схема РУ с одной несекционированной системой сборных шин. Это самая простая схема из используемых на практике (рис. 1.4). Она содержит систему сборных шин А, шинные разъединители QS1..., выключатели присоединений Q1..., линейные разъединители QS2... . Каждое присоединение обязательно содержит выключатель и шинный разъединитель, а линейный разъединитель может отсутствовать, когда возможность подачи напряжения с противоположного конца исключена. Это относится к присоединениям двухобмоточных трансформа-
торов и генераторов.
В этой схеме оперативные переключения производятся выключателями, а разъединители предназначены только для создания видимого разрыва при ремонтах оборудования.
Рис 1.4 Рис 1.5
Схема РУ с одной секционированной системой сборных шин (рис. 1.5). Эта схема является логическим развитием предыдущей схемы и позволяет секционированием шины, то есть разделением ее на части, уменьшить объем погашений. Секционирование шины осуществляется секционным выключателем QB с двумя разъединителями QBS1 и QBS2. Секционирование должно выполняться так, чтобы каждая секция имела источники энергии (генераторы, трансформаторы) и соответствующую нагрузку.
Нормальное состояние секционного выключателя QB зависит от вида установки, где используется эта схема.
При использовании схемы на станции секционные выключатели нормально замкнуты, чтобы увеличить жесткость взаимной синхронной связи генераторов. При КЗ в зоне сборных шин поврежденная секция отключается автоматически, а остальные секции остаются в работе.
При использовании схемы на подстанции секционные выключатели, как правило, нормально разомкнуты, чем обеспечивается ограничение тока КЗ. Для повышения надежности электроснабжения эти выключатели снабжаются устройствами автоматического включения резервного питания (АВР), дающими сигнал на включение выключателей в случаях отключения трансформатора.
Число секций зависит от числа и мощности источников энергии и присоединений. При числе секций более трех сборные шины часто замыкают в кольцо или образуют схему звезды.
Схема кольца (рис. 1.6) достигается соединением между собой концов шин, в результате чего создается двухстороннее питание присоединений. За счет образования кольца надежность схемы повышается, причем преимущества ее реализуются особенно хорошо при глубоком секционировании.
Рис. 1.6
Схема звезды (рис. 1.7). В этой схеме отдельные секции соединяются между собой через уравнительную систему шин УСШ с помощью секционных выключателей. Для ограничения токов КЗ могут устанавливаться секционные реакторы. Однако использование этой схемы связано с более сложными конструктивными решениями, поэтому на практике она применяется редко.
Рис. 1.7
Достоинства схем с одиночной системой шин:
• схемы просты и наглядны в обслуживании, что практически исключает ошибочные операции с разъединителями;
• обеспечивается достаточная надежность электроснабжения, если потребитель связан с РУ двумя линиями, подсоединенными к разным секциям;
- относительно низкая стоимость.
Недостатки схем с одиночной системой шин:
- происходит погашение секции при ремонте или при аварии на секции, в выключателе или в шинном разъединителе присоединений;
- ремонт выключателя и линейного разъединителя связан с отключением присоединения.
Область применения. Схемы с одной секционированной системой сборных шин применяются в РУ напряжением 6-35 кВ на подстанциях и в генераторных распределительных устройствах ТЭЦ.
Схемы РУ с двумя системами сборных шин
Схемы РУ с двумя несекционированными системами сборных шин (рис. 1.8).
Схемы этого типа содержат две системы сборных шин А1 и А2, шиносоединительный выключатель QA с разъединителями, два шинных разъединителя QS1 и QS2 на каждое присоединение, выключатель присоединения Q и, если необходимо, линейный разъединитель QS3, предназначенный для безопасного ремонта этого выключателя.
В схемах с двумя системами сборных шин каждое присоединение подключается к шинам двумя шинными разъединителями, один из которых обязательно нормально отключен. Эти разъединители выполняют две функции: являются как ремонтными, то есть создают видимый разрыв, так и оперативными элементами, с помощью которых производится переключение присоединений с одной системы шин на другую.
Рис. 1.8
Схемы РУ с двумя секционированными системами сборных шин (рис. 1.9).
При большом числе присоединений [1, 2] одну или обе сборные шины секционируют с помощью секционных выключателей и на каждую пару секций предусматривают свой шиносоединительный выключатель. Обе системы шин используются постоянно как рабочие, что повышает надежность электроустановки. Шиносоединительные выключатели нормально замкнуты. Присоединения с источниками и нагрузкой распределяются между обеими системами шин.
Оперативные переключения в схемах этого типа производятся с участием разъединителей, в результате чего возрастает вероятность ошибочных операций с тяжелыми последствиями. Поэтому следует особое внимание уделять порядку совершения операций при оперативных переключениях.
Рис. 1.9
Принцип перевода присоединений с одной системы шин на другую показан на схеме, изображенной на рис. 1.10.
а) б)
Рис. 1.10. Перевод присоединений с системы шин А1 на систему шин А2:
а) до перевода, б) после перевода
Пусть начальное состояние схемы таково:
- все присоединения подключены к шине А1;
- шиносоединительный выключатель QA отключен и шина А2 обесточена. Для перевода присоединения на шину А2 выполняются следующие операции.
1. На выключателе QA устанавливают защиту на мгновенное отключение.
2. Осматривают систему шин А2, проверяя отсутствие контакта шины с землей.
3. Проверяют отключенное положение всех шинных разъединителей шины А2.
4. Включают разъединители шиносоединительного выключателя, если они отключены.
5. Подают напряжение на систему шин А2 включением шиносоединительного выключателя.
6. Проверяют приборами наличие напряжения на шине А2 и отсоединяют оперативный ток, отключая защиту шиносоединительного выключателя (эта операция необходима для создания жесткой связи между шинами во время операций с разъединителями).
7. Включают шинные разъединители шины А2 переводимых присоединений, а затем отключают соответствующие шинные разъединители шины А1.
8. Отключают при необходимости шиносоединительный выключатель, восстанавливают его релейную защиту.
Для исключения ошибочных операций с разъединителями на их приводах устанавливают блокирующие устройства. Одна блокировка устанавливается между шинными разъединителями присоединений и выключателем QA, а другая - между выключателем и разъединителями в пределах каждого присоединения.
Достоинства схем с двойной системой шин:
• возможность ремонта сборных шин без погашения присоединений;
• быстрое восстановление питания присоединений при повреждении на сборной шине (в данном случае питание присоединений теряется только на время проведения оперативным персоналом соответствующих переключений);
• возможность деления системы на части для повышения надежности электроснабжения или уменьшения токов КЗ;
• возможность перевода присоединений с одной системы шин на другую без их отключения.
Недостатки схем с двойной системой шин:
- использование шинных разъединителей в качестве оперативных элементов уменьшает надежность схемы из-за возможных ошибочных действий персонала;
- ремонт выключателей и линейных разъединителей связан с отключением присоединений или перерывом в его питании, если на ремонтируемый элемент ставится запетление;
- при отказе шиносоединительного выключателя погашаются обе системы шин.
Область применения.
Схемы с двумя системами сборных шин применяются при большом числе присоединений на секции (более 6 - 8). Их применение особенно оправдано в тех случаях, когда потребители питаются по нерезервируемым линиям. В настоящее время область использования РУ с двумя системами шин резко уменьшилась. Они применяются в основном на станциях и подстанциях при напряжениях 110-220 кВ и большом числе присоединений. Реже эти схемы используются в РУ 6-10 кВ, предпочтение отдают одной секционированной системе сборных шин.
Отключение линейного выключателя с запетлением. Во всех РУ (при отсутствии обходных шин) для ремонта линейного выключателя применяют запетление, т.е. шунтирование этого выключателя временной перемычкой с использованием шиносоединительного выключателя в качестве линейного (рис. 1.11). Стрелками показан путь тока после запетления. На запетление требуется 1-2 ч, после чего питание потребителя восстанавливается.
Рис. 1.11
Применение обходной системы шин
Схемы РУ с одной или двумя системами шин всех модификаций имеют общий существенный недостаток, заключающийся в том, что ремонт выключателей или разъединителей присоединений неизбежно связан с перерывом работы потребителей. При напряжениях 110 кВ и выше длительность ремонта выключателей, особенно воздушных, настолько велика, что отключение присоединений часто становится недопустимым. Исключить отмеченный недостаток позволяет применение обходной системы шин. Ниже рассмотрены примеры использования обходных шин и способы их подключения.
Схема РУ с одной рабочей и обходной системами шин. Простейший вариант такой схемы получается при добавлении обходной системы к рабочей не-секционированной системе шин (рис. 1.12). Схема включает следующие элементы: рабочую систему шин А1, обходную систему шин АО, обходной выключатель QO, выключатели присоединений Ql, Q2,..., разъединители QS1, QS2.
Любое присоединение, например W1, подключается к рабочей системе шин А1 через линейный разъединитель QS2, выключатель Q1, шинный разъединитель QS1, а к обходной системе шин - через обходной разъединитель QSO1. В нормальном режиме рабочая система шин находится под напряжением. Выключатели присоединений, линейные и шинные разъединители включены. Обходной выключатель QO и обходные разъединители QSO1 отключены, обходные разъединители, обозначенные на схеме QSO, включены. Обходная система шин находится без напряжения. На время ремонта или ревизии любого линейного выключателя он может быть заменен обходным выключателем QO. Например, при замене выключателя Q1 надо произвести следующие операции:
• включить обходной выключатель QO для проверки исправности обходной системы шин;
• отключить QO;
• включить QSO1;
• включить QO;
• отключить выключатель Q1;
• отключить разъединители QS1 и QS2.
Рис. 1.12
Достоинства схемы: разъединители во всех цепях предназначены только для обеспечения безопасности выполнения ремонтных работ, что соответствует их главному назначению; возможность ревизии и опробования выключателей без перерыва работы; простота схемы определяет небольшую стоимость выполнения РУ.
Недостатки схемы: при КЗ на линии должен отключиться соответствующий выключатель, а все остальные присоединения должны остаться в работе. Однако при отказе этого выключателя отключатся выключатели источников питания.
Короткое замыкание на рабочей системе шин или на шинных разъединителях также вызывает автоматическое отключение всех источников питания. В обоих случаях прекращается электроснабжение всех потребителей на время, необходимое для устранения повреждения.
Указанные недостатки устраняются путем разделения рабочей системы шин на секции и равномерным распределением источников питания и отходящих линий между секциями. В таких схемах РУ в цепи каждой секции предусматривается отдельный обходной выключатель или в целях экономии для обеих секций используют один обходной выключатель (рис. 1.13).
Рис.1.13
Эта схема состоит из следующих элементов:
• рабочей системы шин А, секционированной секционным выключателем QB на две секции 1ВА и 2ВА;
• обходной системы шин АО;
• выключателей присоединений Q1 ,Q2,...;
- обходного выключателя QO;
-разъединителей QS1,QS2,....
Обходной выключатель QO может быть присоединен к любой секции с помощью развилки из двух разъединителей QS3 и QS4. Например, при включенном разъединителе QS3 и при отключенном QS4 обходной выключатель будет подключен к секции 1ВА.
Режимы работы секционного выключателя QB зависят от типа электроустановки (электростанция или подстанция), для которой предназначена данная схема РУ. Здесь же следует отметить, что одновременное включение разъединителей QS3 и QS4 недопустимо, так как в противном случае секционный выключатель QB будет шунтирован.
В этой схеме обходной выключатель QO также может заменить выключатель любого присоединения, например Q1, для чего надо произвести следующие операции:
• отключить разъединитель QS4 (если он был включен);
• включить разъединитель QS3 (если он был отключен);
• кратковременно включить обходной выключатель QO для проверки исправности обходной системы шин;
• включить QSO1 и включить QO;
• отключить выключатель Q1;
• отключить разъединители QS1 и QS2.
После указанных операций линия W1 будет получать питание через обходную систему шин и выключатель QO от первой секции 1ВА (рис. 1.14).
Иногда функции обходного и секционного выключателей совмещают (рис. 1.15). Здесь обходной выключатель QO присоединяется к рабочим секциям через перемычку из двух разъединителей QS1 и QS2. В нормальном режиме эта перемычка включена, обходной выключатель присоединен к секции 2ВА и также включен. Таким образом, секции 1ВА и 2ВА соединены между собой через QS4, QO, QSO, QS2, QS1, и обходной выключатель выполняет функции секционного выключателя. При замене любого линейного выключателя обходным необходимо отключить QO, отключить разъединитель перемычки QS2, а затем использовать QO по его назначению. При этом на все время ремонта линейного выключателя параллельная работа секций нарушается.
Рис. 1.14 Рис. 1.15
Достоинства схемы: при КЗ на сборных шинах или при отказе линейных выключателей при КЗ на линии теряется только 50 % всех присоединений; возможность ревизий и опробование выключателей без перерыва работы; относительная простота схемы и низкая стоимость РУ.
Недостаток схемы заключается в том, что при ремонте рабочей системы шин необходимо отключить все источники питания и отходящие линии.
Схема (рис. 1.15) может использоваться для подстанций (110 кВ) при числе присоединений до шести включительно, когда нарушение параллельной работы линии допустимо и отсутствует перспектива дальнейшего развития.
При большем числе присоединений (более 7) рекомендуется схема с отдельным обходным и секционным выключателями. Это позволяет сохранить параллельную работу линий при ремонтах выключателей.
Рассмотренные схемы можно применять при парных линиях или линиях, резервируемых от других подстанций, а также радиальных, но не более одной на секцию.
На электростанциях возможно применение схемы с одной секционированной системой шин, но с отдельными обходными выключателями на каждую секцию.
Как уже отмечалось, в схемах с одной рабочей и обходной системами шин при необходимости ремонта рабочей системы шин требуется отключение всех присоединений на время ремонта, из-за чего нарушается электроснабжение потребителей. Применение схемы с двумя рабочими и обходной системами шин устраняет этот недостаток.
Схема РУ с двумя рабочими и обходной системами шин (рис.1.16) включает рабочие системы шин А1 и А2, обходную систему шин АО, выключатели присоединений Ql, Q2,..., обходной выключатель QO, шиносоединительный выключатель QA, разъединители QS1, QS2,… Каждое присоединение, например W1, подключается к рабочим системам шин через развилку из двух шинных разъединителей QS1 и QS2, что позволяет осуществлять работу как на одной, так и на другой системе шин. Как правило, обе системы шин находятся в работе при соответствующем фиксированном (равномерном) распределении всех присоединений, например присоединения с нечетными номерами подключены к первой рабочей системе шин А1, присоединения с четными номерами подключены ко второй рабочей системе шин А2. В нормальном режиме шиносоединительный выключатель QA включен, обходной выключатель QO отключен и обходная система шин находится без напряжения. Обходные разъединители QSO отключены; разъединитель обходного выключателя QO включен. Такое распределение присоединений увеличивает надежность системы, так как при КЗ на шинах отключается шиносоединительный выключатель QA и только половина присоединений теряет питание. Если повреждение на шинах устойчивое, то отключившиеся присоединения переводят на исправную систему шин.
Рис. 1.16
Достоинства схемы с двумя рабочими и обходной системами шин: имеются условия для ревизий и опробований выключателей без перерыва работы; существует возможность перегруппировки присоединений между системами шин, что бывает необходимо при изменении схемы сети, режима работы системы и др.; возможность проведения ремонта любой системы шин, сохраняя в работе все присоединения.
Недостатки этой схемы, отказ одного выключателя при аварии приводит к отключению всех источников питания и линий, присоединенных к данной системе шин, а если в работе находится одна система шин, отключаются все присоединения; повреждение шиносоединительного выключателя равноценно КЗ на обеих системах шин, то есть приводит к отключению всех присоединений; большое количество операций разъединителями при выводе в ревизию и ремонт выключателей усложняет эксплуатацию РУ.
Некоторого увеличения гибкости и надежности схемы можно достичь секционированием одной или обеих систем шин (рис. 1.17). Обе рабочие системы шин находятся в работе при фиксированном распределении присоединений между секциями. Шиносоединительные выключатели QA1 и QA2 включены. Обходные выключатели QO1 и QO2 отключены. Обходная система шин находится без напряжения. Состояние секционных выключателей QB1 и QB2 определяется типом электроустановки, в которой применяется данная схема РУ.
Рис. 1.17. Схема с двумя секционированными рабочими
и обходной системами шин
В этой схеме РУ при повреждении на шинах или при КЗ в линии и отказе линейного выключателя теряется только 25 % присоединений (на время переключений), при повреждении в шиносоединительном выключателе теряется 50 % присоединений. Если сборные шины секционированы, то для уменьшения капитальных затрат возможно применение схемы, где совмещены шиносоединительный и обходной выключатели. В нормальном режиме разъединитель QS2 отключен, разъединители QS1, QSO, QS3 включены, обходной выключатель выполняет роль шиносоединительного. При необходимости ремонта выключателя любого присоединения, например W1, отключают выключатель QOA1 и разъединитель QS3 и используют выключатель по его прямому назначению. В схемах с большим числом линий количество таких переключений значительно, что приводит к усложнению эксплуатации, поэтому имеется тенденция к отказу от совмещения шиносоединительного и обходного выключателей. РУ, выполненные по схеме с двумя рабочими и обходной системами шин, применяются на электростанциях и подстанциях при напряжении 110-220 кВ. На станциях при числе присоединений 12-14 секционируется одна система шин, при большем числе присоединений - обе системы шин. На подстанциях секционируется одна система шин при напряжении 220 кВ и числе присоединений 12-15 или при установке трансформаторов мощностью 125 МВА и более; при напряжениях 110-220 кВ обе системы секционируются при числе присоединений более 15. При напряжениях 330 кВ и выше применение схем с двумя рабочими и обходной системами шин нецелесообразно, так как разъединители в таких схемах используются в качестве оперативных аппаратов. Большое количество операций разъединителями и сложная блокировка между выключателями и разъединителями приводят к возможности ошибочного отключения тока нагрузки разъединителями. Кроме этого, необходимость установки шиносоединительного, обходного выключателей и большого количества разъединителей увеличивает затраты на сооружение РУ.
1.2.2 Схемы РУ с коммутацией присоединений двумя
и более выключателями
Эти схемы более дорогие, но и более надежные, поэтому они нашли применение преимущественно в крупных и ответственных энергетических объектах, таких как КЭС, АЭС, ГЭС, и в узловых, системообразующих подстанциях.
Кольцевые схемы могут состоять из одного кольца или из нескольких колец, связанных между собой. Все кольцевые схемы имеют следующие общие черты:
• отсутствуют явно выраженные сборные шины;
• выключатели соединяются в кольцо, а присоединения подключаются к шинам между выключателями через разъединители;
• отключение любого выключателя не нарушает работы присоединений, а при повреждениях в пределах РУ или при внешних КЗ отключение всего устройства или значительной его части практически исключается;
• разъединители используются по своему прямому назначению только для изоляции отключенных элементов.
Простая кольцевая схема (рис. 1.18). Схемы такого типа также называют "схемы многоугольников". Эти схемы относительно дешевы, так как коэффициент использования выключателей здесь минимально возможный: .
Рис. 1.18
При повреждениях на присоединении оно отключается двумя выключателями при сохранении в работе остальных присоединений. После такого отключения поврежденную ветвь изолируют с помощью линейного разъединителя и вновь включают выключатели, чтобы замкнуть кольцо. В замкнутом состоянии кольцо значительно надежнее.
Достоинства схемы: небольшой объем погашений даже при самых тяжелых повреждениях, например, сочетание отказа выключателя и внешнего КЗ приводит к отключению не более двух присоединений.
Недостатки схемы: снижается надежность схемы при ремонте любого выключателя из-за разрыва кольца; повышенная выработка ресурса выключателей и необходимость их более частой ревизии, так как любое отключение присоединения производится сразу двумя выключателями; трудность настройки релейной защиты, так как в различных состояниях кольца (замкнуто или разомкнуто) могут существенно различаться перетоки мощности через выключатели.
Область применения. Схемы простого кольца имеют ограниченное применение, когда число присоединений не более 6. Это связано с тем, что с увеличением присоединений увеличивается продолжительность ремонта выключателей и время работы схемы в разомкнутом состоянии, когда ее надежность понижена.
Схемы связанных колец (рис. 1.19). Эти схемы дороже простых кольцевых схем, так как для них коэффициент использования выключателей . Часть присоединений подлежит отключению тремя выключателями. Согласно требованиям, изложенным в [ 1 ], на таких присоединениях могут быть только силовые трансформаторы, вероятность повреждения которых относительно мала. Линии должны отключаться не более чем двумя выключателями.
Рис.1.19
Достоинства схемы: связь колец повышает надежность РУ, так как вероятность отключения неповрежденных присоединений при ремонте выключателей и внешних КЗ сокращена; улучшены условия настройки релейной защиты, так как перераспределение токов в кольцах при нарушении нормального режима схемы более благоприятно.
Недостатки схемы: наличие узлов, отключаемых тремя выключателями; конструктивные трудности при расширении РУ.
Схемы РУ с двумя системами сборных шин и числом выключателей на присоединение 2, 3/2 и 4/3. Отличительной чертой этих схем является наличие
двойной системы сборных шин, между которыми стоят связывающие их цепочки из двух, трех или четырех выключателей. В этих схемах разъединители используются только для создания видимого разрыва, присоединения подключаются по тем же правилам, что и в кольцевых схемах. Подключение присоединений к сборным шинам почти не практикуется. В этих схемах шины секционируются, если число цепочек, связывающих их, более четырех. Схемы обладают исключительно высокими эксплуатационными качествами и обеспечивают высокую надежность электроснабжения.
Схемы с двумя выключателями на присоединение (рис. 1.20 а) из-за их исключительно высокой стоимости имеют ограниченное применение, зато широкое распространение получили близкие по замыслу и с меньшим числом выключателей схемы 3/2 и 4/3. В этих схемах сконцентрированы достоинства простых и связанных кольцевых схем при значительно меньшем числе недостатков.
Достоинства схем: все присоединения отключаются только двумя выключателями; ревизия любого выключателя или системы шин производится без нарушения работы присоединений и с минимальным числом операций; разъединители используются только для создания видимого разрыва; при КЗ на любой системе сборных шин нормальная работа присоединений не нарушается; обе системы шин могут быть отключены без нарушения работы присоединений.
Потеря двух присоединений в этих схемах возможна, но явление это достаточно редкое. Например, в схеме 3/2 (рис. 1.20 б) два присоединения W1 и Т1 могут быть аварийно отключены при сочетании следующих обстоятельств: во время ремонта выключателя Q1 происходит КЗ на линии Т1. Ликвидация КЗ будет осуществлена выключателями Q2 и Q3.
а) б) в)
Рис. 1.20
Для исключения потери двух присоединений, одновременное отключение которых недопустимо, такие присоединения рекомендуется подключать к разным цепочкам и чередовать их положение в цепочке. При этом рассматриваемые присоединения, одновременное отключение которых недопустимо, должны быть расположены друг от друга не менее чем на три последовательно включенных выключателя.
Область применения. Распределительные устройства со схемами 3/2 и 4/3 широко применяются на напряжениях 330-750 кВ на мощных станциях и узловых подстанциях, т. е. там, где должны быть исключены потери присоединений с большими мощностями. Поскольку схемы 3/2 и 4/3 имеют примерно одинаковые технико-экономические свойства, выбор между ними определяется числом присоединений на РУ.
1.2.3. Упрощенные схемы РУ
В упрощенных схемах РУ обычно отсутствуют сборные шины, а число выключателей уменьшенное. Существуют схемы, в которых выключатели высокого напряжения вообще не предусматриваются.
Применением упрощенных схем достигается уменьшение расхода электрооборудования, строительных материалов и, в результате, снижение стоимости распределительного устройства.
Такие схемы получили наибольшее распространение на подстанциях 35-220 кВ, хотя их иногда применяют на стороне ВН электростанций на первом этапе их строительства.
Схема "трансформатор-линия-выключатель ВН". В этой схеме (рис. 1.21 а) трансформатор соединен с линией W через выключатель Q2 и разъединитель QS. При аварии в линии отключается выключатель Q1 в начале линии (на районной подстанции) и Q2 со стороны ВН трансформатора. При КЗ в трансформаторе отключаются Q2 и Q3 . Если организуется блок генератор-трансформатор-линия, то выключатель Q2 не устанавливается, а любое повреждение в блоке отключается генераторным Q3 и головным выключателями на районной подстанции Q1. Достоинством схемы является надежность, а недостатком - высокая стоимость.
Схема "блок трансформатор - линия с отделителем". В блоках трансформатор-линия на подстанциях (рис. 1.21 б) со стороны высокого напряжения устанавливаются отделители QR и короткозамыкатели QN. Для отключения трансформатора в нормальном режиме достаточно отключить нагрузку выключателем Q2 со стороны 6-10 кВ, а затем отключить ток намагничивания трансформатора отделителем QR.
При повреждении в трансформаторе релейная защита отключает выключатель Q2 и посылает телеотключающий импульс устройством ТО на отключение выключателяQ1 на подстанции энергосистемы. Отключающий импульс может передаваться по специально проложенному кабелю, линиям телефонной связи или высокочастотному каналу линии высокого напряжения. Получив телеотключающий импульс, выключатель Q1 отключается, после чего автоматически отключается отделитель QR. Транзитная линия, к которой присоединяется трансформатор, должна остаться под напряжением, поэтому после срабатывания QR автоматически включается выключатель Q1.
Достоинства схемы: экономичность и надежность.
Недостаток схемы: применение короткозамыкателей создает тяжелые условия для работы выключателя на питающем конце линии Q1, так как этому выключателю приходится отключать неудаленные КЗ.
Область применения: для однотрансформаторных подстанций, включаемых глухой отпайкой к транзитной линии.
Схема "два блока с отделителем и неавтоматической перемычкой". Два блока трансформатор-линия соединены между собой неавтоматической перемычкой из двух разъединителей QS3 (рис.1.21 в). В нормальном режиме один из разъединителей перемычки отключен. Такое состояние перемычки предотвращает отключение релейной защитой двух линий при возникновении КЗ в одной из них.
Отключения трансформаторов (оперативные и аварийные) происходят так же, как и в схеме одиночного блока. При устойчивом повреждении на линии W2 отключаются Q1, Q3 и действием АВР на стороне 6-10 кВ включается секционный выключатель QB, обеспечивая питание потребителей от трансформатора Т2. Если линия выводится в ремонт, то действиями дежурного персонала подстанции отключается линейный разъединитель QS1, включается разъединитель в перемычке и трансформатор Т1 ставится под нагрузку включением выключателя Q3 с последующим отключением секционного выключателя. В этой схеме возможно питание Т1 от линии W2 при ремонте линии W1 (или питание Т2 от линии W1). Данная схема применяется в основном на двухтрансформаторных подстанциях 3 5-220 кВ.
Схема "мостик с выключателями". В схеме для четырех присоединений устанавливаются три выключателя Q1, Q2, Q3 (рис. 1.21 г). Нормально выключатель Q3 на перемычке между двумя линиями WI и W2 (в мостике) включен. При повреждении на линии W1 отключается выключатель Q1, трансформаторы Т1 и Т2 остаются в работе, связь с энергосистемой осуществляется по линии W2. При повреждении в трансформаторе Т1 отключаются выключатель Q4 со стороны 6-10 кВ и выключатели Q1 и Q3. Далее, если поврежденный трансформатор необходимо вывести в ремонт, отключается разъединитель QS1 и включаются Ql, Q3.
а) б)
в) г)
Рис. 1.21. Упрощенные схемы РУ
Для ревизии любого выключателя (Q1, Q2, Q3) предусматривается дополнительная ремонтная перемычка из двух разъединителей QS3, QS4. Нормально один из разъединителей перемычки, например QS3, отключен, все выключатели включены. Для ревизии выключателя Q1 предварительно включают QS3, затем отключают Q1 и разъединители по обе стороны выключателя.
Достоинства схемы: экономичность (три выключателя на четыре присоединения); существует возможность проводить опробование и ревизию любого выключателя без нарушения работы ее элементов.
Недостатки схемы: в случае ревизии одного из выключателей (Ql, Q2, Q3) и при возникновении КЗ на одной линии произойдет обесточивание обеих линий, то есть надежность схемы зависит от длительности ремонта выключателя.
Схема мостика с выключателями в основном применяется на стороне ВН электростанции на первом этапе ее развития, с возможностью в последствии перехода к схемам со сборными шинами.
2. ОПЕРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ
В ЭЛЕКТРОУСТАНОВКАХ
2.1. Принципы управления электрическими установками
В обслуживании электроустановок можно выделить две ветви деятельности это оперативное управление и производственно-хозяйственное обслуживание.
В задачи оперативного управления входят:
1) регулирование режимов работы основного энергетического оборудования;
2) наблюдение за состоянием оборудования и устранение дефектов;
3) оперативные переключения, связанные либо с изменениями режимов, либо с вводом и выводом оборудования из главной схемы;
4) ликвидация аварий.
К компетенции производственно-хозяйственной службы относится проведение планово-предупредительных ремонтов, замена оборудования, учет и анализ работы и т.д.
Структура оперативного управления. Сложились три формы организационной структуры оперативного управления: цеховая, блочная и централизованная.
При цеховой структуре обслуживаемый объект делится на оперативные участки, сформированные по составу однотипного оборудования. Каждый цех обслуживает оперативная бригада, возглавляемая начальником смены цеха, при оперативном подчинении начальника смены станции. Так, например, на ТЭС с поперечными связями по пару и воде организуют пять цехов оперативного обслуживания: топливно-транспортный, котлотурбинный, химический, тепловой автоматики и измерений, электрический.
Управление генераторами, трансформаторами, кабельными и воздушными линиями, междушинными связями ведется с главного щита управления (ГЩУ), где находится начальник смены станции. Поэтому на ГЩУ обеспечивается контроль технологических показателей станции посредством двухсторонней связи начальника смены с оперативным персоналом цехов и с дежурным диспетчером системы.
Трансформаторные подстанции 35, 110 и 150 кВ, а в некоторых случаях и
220 кВ по своему оборудованию достаточно просты, поэтому на них, как
правило, постоянный дежурный оперативный персонал отсутствует. Для таких подстанций организуется централизованная форма управления с диспетчерских пунктов предприятий с использованием средств телемеханики. Операции, требующие присутствия персонала на месте (ремонтные работы, ликвидация, аварий, осмотр оборудования и т.д.), выполняются оперативно-выездными бригадами.
Оборудование мощных узловых подстанций районных сетей с напряжениями 220 кВ и выше более сложное и разнообразное. Поэтому на таких подстанциях постоянно присутствует дежурный персонал и сооружают объединенный пост управления (ОПУ). Последний обычно пристраивают к зданию ОРУ, а если оно отсутствует, то выполняют в виде отдельного здания.
Эксплуатацию электроустановок осуществляет электротехнический персонал предприятия, который подразделяется на:
• административно-технический;
• оперативный;
• ремонтный;
• оперативно-ремонтный.
К оперативному персоналу электростанций, подстанций распределительных электросетей и других энергоустановок относятся: начальники смен электростанций, электроцехов; дежурные инженеры; дежурные электромонтеры; дежурные подстанций; персонал оперативно выездных-бригад (ОВБ); оперативно-ремонтный персонал (ОРП) с правом эксплуатационного обслуживания и выполнения переключений в электроустановках; руководящий дежурный персонал, к которому относятся: дежурный диспетчер энергосистемы, дежурный диспетчер предприятия.
В течение смены руководящий дежурный персонал осуществляет оперативное управление электроустановкой и имеет в своем подчинении оперативный персонал для выполнения электрических переключений.
Оперативный персонал состоит из дежурных оперативно-выездных бригад и оперативно-ремонтного персонала. Оперативный персонал ведет непосредственное текущее обслуживание электроустановок круглосуточно. Численность персонала в смене и зоны обслуживания устанавливаются главным инженером предприятия.
Этот персонал выполняет все виды переключений, необходимые для производства ремонтных работ на оборудовании. Предоставление этому персоналу прав дежурного персонала оформляется распоряжением по предприятию с указанием перечня и объема оперативной работы. В качестве обязательной формы обучения этого персонала регулярно организуются специальные противоаварийные и противопожарные тренировки, в проведении которых принимают участие: персонал оперативно-диспетчерских служб (ОДС) - в электрических сетях, начальники смен станции - на электростанциях, инженеры-инспекторы служб надежности и техники безопасности предприятий.
Для оперативного персонала устанавливается двойная подчиненность: административная и оперативная. Кроме того, оперативный персонал взаимодействует с диспетчером согласно установленным должностным инструкциям.
Оперативному персоналу необходимо: вести надежный и экономичный режим работы оборудования; проводить обходы и осмотры электроустановок, сооружений и вторичных устройств; опробовать резервное оборудование, проверять исправность ВЧ каналов РЗА, действие аварийной и предупредительной сигнализации, а также работу устройств автоматики (АПВ, АВР и т.д.); выполнять оперативные переключения; обеспечивать проведение ремонтных, профилактических и других видов работ в действующих электроустановках; устранять неисправности и нарушение нормальных режимов работы оборудования, ликвидировать аварии.
Распоряжение о переключении диспетчер отдает непосредственно подчиненному ему оперативному персоналу.
В распоряжении указывается цель переключений и последовательность выполнения операций. При переключениях в схемах РЗА называется наименование присоединения, устройства релейной защиты (автоматики) и операции, которую следует выполнить. Распоряжение о переключении должно быть по возможности кратким и ясным по содержанию. Отдающий и принимающий распоряжение должны четко представлять последовательность выполнения намеченных операций и допустимость их выполнения по состоянию схемы и режиму работы оборудования. Оперативному персоналу запрещается исполнять непонятное для него распоряжение.
Распоряжение отдается, как правило, на одно задание, включающее операции, направленные на достижение одной цели, например включение или отключение линии, вывод и ремонт системы сборных шин и т.д. Разрешается выдавать одновременно несколько заданий на переключения с указанием очередности их выполнения. Задания записываются в оперативный журнал в том порядке, в котором должны выполняться. К выполнению каждого очередного задания персонал ОВБ приступает после сообщения диспетчеру о выполнении предыдущего задания и только тогда получает от него разрешение
на выполнение очередного задания. При устранении повреждений в электросетях 0,4 кВ допускается выполнение очередных заданий без предварительного сообщения диспетчеру о выполнении предыдущих.
Распоряжение диспетчера по вопросам, входящим в его компетенцию, обязательно к исполнению оперативным персоналом и не может быть отменено, изменено или отсрочено никем, кроме руководителя, которому непосредственно подчиняется диспетчер. Не выполнять распоряжение диспетчера допускается только с разрешения руководства предприятия. Распоряжение диспетчера о переключении считается выполненным только после сообщения диспетчеру.
Переключения в электроустановках напряжением выше 1 кВ выполняются только по бланкам переключений. Эти бланки переключений подразделяются на обычные и типовые (типовые бланки переключений, выполненные с помощью системы графических знаков, называют также типовыми картами переключений). При производстве переключений замена бланков переключений какими-либо другими оперативными документами не допустима.
Для каждой электроустановки разрабатываются свои перечни возможных видов переключений. При этом определяются переключения, которые будут выполняться по обычным или типовым бланкам. Не реже одного раза в год перечень переключений пересматривается.
Обычный бланк переключений составляется дежурным после получения распоряжения на проведение переключений.
Типовые бланки переключений разрабатываются заранее, и они составляются на сложные переключения. Сложными переключениями считаются переключения: в главной схеме электрических соединений; в цепях собственных нужд; в устройствах РЗА и все переключения аппаратуры вторичной коммутации в схемах противоаварийной системной автоматики.
Типовой бланк переключений выдается оперативному персоналу только для однократного использования. В бланке переключений записываются все операции с коммутационными аппаратами и цепями оперативного тока; с устройствами релейной защиты и автоматики, а также с цепями питания этих устройств; операции по включению и отключению заземляющих ножей, наложению и снятию переносных заземлений; операции по фазировке оборудования; операции с устройствами телемеханики и другие в очередности их выполнения.
В этих бланках также указываются наиболее важные проверочные действия персонала, такие как: проверка отсутствия напряжения перед наложением заземлений (включение заземляющих ножей) на токопроводящие части; проверка состояний выключателей.
При работах по обычному бланку переключений правильность записанных в нем операций проверяется по оперативной схеме (или схеме-макету), точно отражающей действительное положение коммутационных аппаратов электроустановки на момент проверки. Только после проверки бланк переключений подписывается двумя лицами, выполняющими переключения и контролирующими их.
При пользовании типовыми бланками переключений обязательно соблюдение следующих условий:
• на типовом бланке переключений указывается присоединение, задание и
разрешенное состояние схемы электроустановки;
• перед началом переключений типовой бланк проверяется по определен-
ной схеме -макету электроустановки (о проверке типового бланка переключе-
ний и правильности изложенной в нем последовательности операций и прове-
рочных действий в оперативном журнале после записи распоряжения диспет-
чера о переключении должна быть сделана запись: "Типовой бланк переклю-
чений №... проверен, переключения в указанной в нем последовательности
по состоянию схемы могут быть выполнены").
Порядок выполнения переключений по бланкам переключений должен быть следующий: на месте переключений проверяется по надписи наименования присоединения и название аппарата, на котором предстоит проведение операции; убедившись в правильности выбранного присоединения и аппарата, контролирующее лицо зачитывает по бланку переключений содержание операции, подлежащей выполнению; лицо, выполняющее операцию, получив разрешение контролирующего лица, выполняет операцию и по мере выполнения отдельных операций в бланке переключений делается соответствующая отметка, чтобы исключить возможность пропуска какой-либо операции. Использованный бланк перечеркивается.
Переключения при ликвидации аварий. Ликвидация аварий в электроустановках производится в соответствии с "Типовой инструкцией по ликвидации аварий в электрической части энергосистем" или местными инструкциями, составленными в соответствии с указанной инструкцией. При этом не должны допускаться никакие отступления от ПТБ. На переключения при ликвидации аварии не требуется составления бланка переключений. Последовательность операций (с указанием времени их выполнения) записывается в оперативный журнал после устранения аварийной ситуации.
При ликвидации аварии, связанной с отказом выключателя, для вывода из схемы неотключившегося выключателя оперативному персоналу электроустановки разрешается после проверки отключенного положения всех других выключателей данной системы или секции шин самостоятельно деблокировать устройства блокировки неотключившегося выключателя с разъединителями.
Переключение при вводе в работу нового оборудования. Включение под напряжение вновь вводимых электроустановок и оборудования, а также специальные испытания оборудования проводятся по специальным согласованным программам, утвержденным главным инженером районного энергетического управления или предприятия в зависимости от принадлежности оборудования по способу диспетчерского управления. Переключения в электроустановках, связанные с включением вновь вводимого оборудования или специальными испытаниями, должны проводиться по бланкам переключений, составленным в соответствии с утвержденными программами, по разрешенным обычным порядком заявкам и под руководством диспетчера энергосистемы или диспетчера предприятия. При этом должны выполняться требования действующих инструкций по переключениям в электроустановках.
2.2. Выполнение переключений
Проведение операций с выключателями. Отключение и включение под напряжение ив работу присоединения, имеющего в своей цепи выключатель, производятся этим выключателем, как правило, дистанционно.
Ручное отключение масляного выключателя, имеющего дистанционный привод, выполняется воздействием на защелку привода или на сердечник отключающего электромагнита.
Включение и отключение воздушных выключателей всех типов и классов напряжения выполняются, как правило, дистанционно со щита управления. Допускается отключение воздушного выключателя кнопкой местного пневматического управления только в случае предотвращения опасности для жизни людей.
Проведение операций с разъединителями. Операции с разъединителями разрешается производить при отсутствии у них дефектов и повреждений. При обнаружении визуально или измерением дефектных изоляторов операции с разъединителями и отделителями под напряжением могут выполняться только с разрешения главного инженера предприятия.
Разъединителями разрешается выполнять следующие операции:
1) включение и отключение зарядного тока шин и оборудования всех
классов напряжения (кроме конденсаторных батарей);
2) включение и отключение трансформаторов напряжения;
3) шунтирование и расшунтирование включенных выключателей, с
приводов которых снят оперативный ток;
4) в распределительных электросетях напряжением 6-10 кВ разъединителя-
ми разрешается включать и отключать нагрузочный ток линии до 15А при
условии проведения операций трехполюсными разъединителями наружной
установки с механическим приводом.
Включение разъединителей выполняется быстро и решительно, но без удара в конце хода. Начатая операция включения должна быть продолжена до конца в любом случае, даже при появлении дуги между контактами.
Отключение разъединителей выполняется медленно и осторожно. Если при расхождении контактов между ними возникает дуга, разъединители вновь включаются и до выяснения причины возникновения дуги операции с ними не выполняются. Исключение составляют операции по отключению разъединителями (отделителями) намагничивающего тока силовых трансформаторов, трансформаторов напряжения, зарядного тока воздушных и кабельных линий. Отключение разъединителей в этих случаях следует выполнять быстро, чтобы обеспечить гашение дуги. При этом дежурный, выполняющий операцию, обязан находиться под защитным козырьком для ограждения от воздействия электрической дуги.
При любом расположении однополюсных разъединителей первым всегда следует отключать разъединитель средней фазы, затем при расположении разъединителей в одном горизонтальном ряду поочередно отключают крайние разъединители, при вертикальном расположении разъединителей (один над другим) вторым отключают верхний разъединитель, третьим - нижний. Операции включения однополюсных разъединителей выполняют в обратном порядке.
Перед отключением намагничивающего тока трансформатора его переключатель РПН следует устанавливать в положение, соответствующее номинальному напряжению, а переключатель вольтодобавочного трансформатора - в нейтральное положение. Отключение и включение намагничивающих токов силовых трансформаторов с разземленной нейтралью, независимо от наличия защиты разрядником, выполнять после предварительного заземления их нейтрали заземляющим разъединителем или через токоограничивающий реактор. Отключение и включение ненагруженных трансформаторов, к нейтрали которых подключен дугогасящий реактор, во избежание появления перенапряжений выполнять после отключения дугогасящего реактора. Отключение и включение тока намагничивания трансформаторов 330 кВ и выше выполняются только трехполюсными разъединителями. Пофазное отключение ненагруженного трансформатора начинают со средней фазы В, после чего поочередно отключаются полюса А и С или С и А. Включение трансформатора делается в обратном порядке.
Проверка положений коммутационных аппаратов. Перед выполнением операций с разъединителями или отделителями на стороне высшего напряжения трансформатора следует проверять отключенное положение выключателей трансформатора со стороны среднего и низшего напряжений на месте установки выключателей.
В КРУ перемещение тележки выключателя из рабочего в контрольное положение и наоборот следует выполнять после проверки отключенного положения выключателя.
Проверка положения выключателя на месте установки должна осуществляться: по механическому указателю на выключателе; по положению рабочих контактов. После каждой проведенной операции включения или отключения разъединителей, отделителей, выключателей нагрузки; а также стационарных заземляющих ножей их действительное положение следует проверять визуально.
2.3. Оперативное состояние электрического оборудования
Оперативное состояние электрического оборудования (генераторов, трансформаторов, синхронных компенсаторов, коммутационных аппаратов, токопроводящих частей, линий электропередач и пр.) определяется положением коммутационных аппаратов, с помощью которых оно отключается и включается под напряжение и в работу. При этом оборудование может находиться в одном из следующих оперативных состояний: в работе; в ремонте; в резерве; в автоматическом резерве; под напряжением.
Оборудование считается находящимся в работе, если все коммутационные аппараты в его цепи от источника питания до приемника включены. Вентильные разрядники, трансформаторы напряжения и другое оборудование, жестко (без разъединителей) подключенное к источнику питания и находящееся под напряжением, также считается находящимся в работе.
Оборудование считается находящимся в ремонте, если оно отключено коммутационными аппаратами или расшиновано и подготовлено в соответствии с требованиями ПТБ к производству ремонтных работ.
Оборудование считается находящимся в резерве, если оно отключено коммутационными аппаратами, но возможно его немедленное включение этими аппаратами в работу.
Оборудование считается находящимся в автоматическом резерве, если оно отключено только выключателями или отделителями с автоматическим приводом на включение и может быть введено в работу действием автоматических устройств.
Оборудование считается находящимся под напряжением, если оно подключено коммутационными аппаратами к источнику напряжения, но не находится в работе (силовой трансформатор на холостом ходу, линия электропередач, включенная со стороны питающей подстанции и т.д.).
2.4. Примеры оперативных переключений
в электроустановках
Ниже рассматриваются примеры практических схем, на которых показана последовательность выполнения операций с коммутационными аппаратами при переключениях в электроустановках. Все описанные здесь примеры выполнены в соответствии с типовыми решениями [7].
2.4.1. Одиночная система шин (рис. 2.1)
Последовательность операций с коммутационными аппаратами при включении и отключении присоединений воздушных и кабельных линий должна быть следующей.
Включение: включить шинный разъединитель (1); включить линейный разъединитель (2); включить выключатель (3).
Отключение: отключить выключатель; отключить линейный разъединитель; отключить шинный разъединитель.
Последовательность операций в КРУ при включении присоединений воздушных и кабельных линий должна быть следующей.
Включение: проверить, отключен ли выключатель; переместить тележку выключателя из контрольного положения в рабочее; включить выключатель.
Отключение: отключить выключатель; проверить, отключен ли выключатель; переместить тележку с выключателем в контрольное (ремонтное) положение.
Примечание. При отключении линий для производства работ вне КРУ (на линии) тележка с выключателем должна, как правило, выкатываться из шкафа (ремонтное положение). При наличии блокировки между заземляющими ножами и тележкой с выключателем допускается устанавливать тележку в контрольное положение после включения заземляющих ножей на линии.
Рис. 2.1. Присоединение линии 10 кВ:
1 - шинный разъединитель;
2 - линейный разъединитель;
3 – выключатель
2.4.2. Двойная система шин
Пример 1. Переключения при переводе присоединений с одной системы шин на другую с использованием шиносоединительного выключателя. Пример такой схемы приведен на рис. 1.8. Последовательность операций и действий персонала при переводе всех присоединений, находящихся в работе, с рабочей системы шин (А 1) на резервную (А2) с помощью шиносоединительного выключателя (ШСВ) следующая.
1. Проверить отсутствие напряжения на шине А2.
2. Проверить уставки на защитах ШСВ (они должны соответствовать устав-
кам для режима "Опробование") и включить защиты с действием на отключе-
ние ШСВ.
3. Включить ШСВ и проверить наличие напряжения на шине А2.
4. Снять оперативный ток с привода и защит ШСВ.
5. Отключить "АПВ шин" (если оно предусмотрено).
6. Включить шинные разъединители всех переводимых присоединений на
шину А2 и проверить включенное положение разъединителей.
7. Отключить шинные разъединители всех переводимых присоединений от
освобождаемой системы шин и проверить отключенное положение разъеди-
нителей.
8. Переключить питание цепей напряжения защит, автоматики и измери-
тельных приборов на соответствующий трансформатор напряжения, если
питание цепей не переключается автоматически.
9. Подать оперативный ток на привод и защиты ШСВ.
10. Проверить по амперметру отсутствие нагрузки на ШСВ и отключить
ШСВ.
11. Проверить отсутствие напряжения на освобожденной системе шин.
12. Включить "АПВ шин".
Примечание: Для открытых РУ с большим числом: присоединений, шинные разъединители которых имеют электродвигательные приводы с дистанционным управлением, допускается перевод присоединений с одной системы шин на другую поочередно, по отдельным присоединениям. После перевода обязательна визуальная проверка положений шинных разъединителей переведенных присоединений на месте их установки.
Пример 2. Переключения при переводе присоединений с одной системы шин на другую без шиносоединительного выключателя. Такой перевод допускается при условии, когда резервная система шин не включена под напряжение и на нее переводятся все находящиеся в работе присоединения. Последовательность операций и действий персонала при переводе присоединений следующая.
1. Проверить наружным осмотром готовность резервной системы шин к
включению под напряжение (при этом особое внимание следует обратить на
проверку отсутствия на резервной системе шин защитных заземлений, зако-
роток и посторонних предметов).
2. Проверить отсутствие напряжения на резервной системе шин.
3. Отключить «АПВ шин» (если оно предусмотрено).
4. Включить шинные разъединители всех присоединений, находящихся в работе, на резервную систему шин и проверить положение разъединителей.
5. Переключить питание цепей напряжения защит, автоматики и измери-
тельных приборов на соответствующий трансформатор напряжения, если
питание не переключается автоматически.
6. Отключить шинные разъединители всех переводимых присоединений от
освобождаемой системы шин и проверить положение разъединителей.
7. Проверить по вольтметрам отсутствие напряжения на освобожденной
системе шин.
8. Включить «АПВ шин».
Примечание: Наряду с наружным осмотром резервной системы шин, она, в случае необходимости, может быть опробована напряжением, подаваемым от смежной подстанции по одной из линий, которую следует предварительно переключить на опробуемую систему шин. Непосредственно перед опробованием резервной системы шин напряжением необходимо отключить дифференциальную защиту шин (ДЗШ) или вывести токовые цепи трансформаторов тока линии, по которой будет подаваться напряжение на шины, из схемы ДЗШ, а на смежной подстанции ввести ускорение резервных защит.
Пример 3. В электроустановках с одной секционированной и резервной системами шин перевод присоединений с одной секции шин на другую при замкнутой реакторной связи между секциями выполняется переключением присоединений с секции на резервную систему шин, которая затем соединяется с помощью ШСВ с другой секцией шин. Последовательность операций при переводе линии Л1, питающейся от 1 секции шин, на питание от 2 секции шин (рис. 2.2).
1. Проверить отсутствие напряжения на резервной системе шин.
2. Проверить, включены ли защиты ШСВ 1 секции с уставками.
3. Включить ШСВ 1 секции и проверить по вольтметрам наличие напряже-
ния на резервной системе шин.
4. В зону действия ДЗШ первой секции ввести резервную систему шин.
5. Снять оперативный ток с привода и защит ШСВ 1 секции.
6. Проверить на месте положение ШСВ 1 секции.
7. Включить шинные разъединители переводимой линии Л1 на резервную
систему шин и проверить положение разъединителей.
8. Отключить шинные разъединители линии Л1 и от 1 секции шин и прове-
рить положение разъединителей.
9. Перевести цепи напряжения защит, автоматики и измерительных прибо-
ров линии Л1 на питание от трансформатора напряжения резервной системы
шин.
10. Включить ШСВ 2 секции, проверить по приборам наличие нагрузки на
выключателе.
11. В зону действия ДЗШ 2 секции ввести резервную систему шин.
12. Снять оперативный ток с привода и защит ШСВ 2 секции.
13. Подать оперативный ток на привод и защиты ШСВ 1 секции.
14. Отключить ШСВ 1 секции и проверить отсутствие на нем нагрузки.
15. Отключить ДЗШ; вывести резервную систему шин из зоны действия
ДЗШ 1 секции; перевести цепи линии Л1 в комплект ДЗШ 2 секции, ДЗШ проверить под нагрузкой и включить в работу.
Рис. 2.2. Схема электроустановки 10 кВ с включенной реакторной связью
между секциями перед выполнением операций по переводу линии Л1
с 1 секции шин на 2 секцию шин
Пример 4. Последовательность операций и действий персонала при переводе всех присоединений с одной из секций шин (например, со 2 секции шин) на резервную систему шин без шиносоединительного выключателя (ШСВ 2 секции находится в ремонте) с сохранением в работе межсекционной реакторной связи в схемах , имеющих секционный реактор с двумя развилками шинных разъединителей (рис. 2.3).
Рис. 2.3. Схема электроустановки 10 кВ к началу выполнения операций
по переводу всех присоединений со 2 секции на резервную
систему шин без шиносоединительного выключателя
1. Проверить отсутствие напряжения на резервной системе шин.
2. Проверить, включены ли защиты на ШСВ 1 секции с уставками согласно
местной инструкции.
3. Включить ШСВ 1 секции (резервная система шин опробуется напряже-
нием от 1 секции шин).
4. Отключить ШСВ 1 секции и проверить, что напряжение на резервной
системе шин отсутствует.
5. Включить шинные разъединители секционного выключателя со стороны
2 секции шин на резервную систему шин и проверить положение разъедини-
телей.
6. Включить шинные разъединители всех работающих присоединений
2 секции шин на резервную систему шин и проверить положение разъедини-
телей.
7. Отключить шинные разъединители всех работающих присоединений от
2 секции шин, кроме шинных разъединителей секционного выключателя, проверить отключенное положение разъединителей.
8. Перевести цепи напряжения защит, автоматики и измерительных прибо-
ров, питающихся от трансформатора напряжения 2 секции шин, на питание от трасформатора напряжения резервной системы шин.
9. Проверить по вольтметрам отсутствие напряжения на 2 секции. Отключить шинные разъединители секционного выключателя от 2 секции шин, проверить отключенное положение разъединителей.
10. Проверить по вольтметрам отсутствие напряжения на 2 секции шин.
2.4.3. Способы вывода в ремонт и ввода в работу выключателей и трансформаторов
Вывод в ремонт выключателей присоединений зависит от схемы электроустановки и может быть осуществлен при следующих условиях:
• при любой схеме электроустановки с одним выключателем на цепь –
• отключением присоединения на всё время ремонта выключателя, если это допустимо по режиму работы электроустановки и сети;
• при схеме с двумя системами шин и одним выключателем на цепь – заме-
ной выключателя присоединения шиносоединительным выключателем;
• при схеме с двумя рабочими и обходной системой шин с одним выключа-
телем на цепь - заменой выключателя присоединения обходным выключате-
лем;
• при схеме с двумя выключателями на цепь, многоугольника и полутор-
ной - отключением выводимого в ремонт выключателя присоединения
и выводом его из схемы с помощью разъединителей;
при схеме мостика с выключателем и ремонтной перемычкой на разъеди-
нителях для ремонта секционного выключателя - включением в работу пере-
мычки на разъединителях и выводом из схемы секционного выключателя с
• помощью разъединителей в его цепи.
Вывод в ремонт выключателя присоединения с заменой
его обходным выключателем (рис. 2.4)
1. Подготовить схему обходного выключателя для опробования напряже-
нием обходной системы шин от рабочей системы шин, на которую включено
присоединение с выводимым в ремонт выключателем.
2. Включить обходной выключатель с уставками "опробования" на его за-
щитах; защитой шин, включенной по оперативным цепям на отключение об-
ходного выключателя; проверить наличие напряжения на обходной системе
шин.
3. Отключить обходной выключатель. Проверить отключенное положение
обходного выключателя и включить на обходную систему шин разъединители
присоединения, выключатель которого выводится в ремонт.
4. Ввести в схему защиты шин цепи трансформаторов тока обходного вык-
лючателя как выключателя присоединения; на защитах обходного выключате-
ля выставить уставки, соответствующие уставкам защит данной электричес-
кой цепи; отключить быстродействующие защиты с обеих сторон защищае-
мой цепи.
5. Включить обходной выключатель и проверить на нем нагрузку; отклю-
чить выводимый в ремонт выключатель присоединения и проверить отсут-
ствие на нем нагрузки.
6. Отключить защиту шин, выполнить необходимые переключения в ее
цепях, защиту проверить под нагрузкой и включить в работу.
7. Быстродействующие защиты электрической цепи переключить по
токовым цепям на трансформаторы тока обходного выключателя и по оперативным цепям с действием на обходной выключатель; проверить защиты под нагрузкой, включить в работу и опробовать на отключение обходного выключателя с включением его от АПВ.
8. Отключить разъединители с обеих сторон выводимого в ремонт выклю-
чателя, проверить отсутствие на нем напряжения и включить заземляющие
ножи в сторону выключателя.
Рис. 2.4. Схема замены выключателя присоединения обходным выключателем
Ввод в работу выключатели присоединения с помощью обходного выключателя (рис. 2.4)
1. Отключить заземляющие ножи с обеих сторон вводимого в работу
выключателя.
2. Подключить к трансформаторам тока вводимого в работу выключателя
резервные защиты (либо специальные, временно включаемые защиты),
соответствующим образом настроенные и проверенные от постороннего источника первичного тока; включить защиты на отключение выключателя.
3. При отключенных шинных разъединителях опробовать напряжением
вводимый в работу выключатель.
4. Отключить быстродействующие защиты с обеих сторон защищаемой
цепи.
5. В схему защиты шин ввести цепи трансформаторов тока вводимого
в работу выключателя.
6. Проверить отключенное положение вводимого в работу выключателя,
включить его шинный разъединитель на соответствующую систему шин
и линейный разъединитель.
7. Включить вводимый в работу выключатель и проверить наличие нагруз-
ки; отключить обходной выключатель и проверить отсутствие нагрузки.
8. Отключить защиту шин и выполнить необходимые переключения в ее
цепях, защиту проверить под нагрузкой и включить в работу.
9. Быстродействующие защиты электрической цепи переключить по
токовым цепям на трансформаторы тока, введенного в работу выключателя с
действием по оперативным цепям на этот выключатель. Защиты проверить
под нагрузкой, включить в работу и опробовать на отключение выключателя с
включением его от АПВ. Проверить под нагрузкой резервные защиты цепи и
включить их в работу; отключить временные защиты, если их включали.
10. Проверить отключенное положение обходного выключателя и отклю-
чить разъединители присоединения от обходной системы шин (привести
в соответствие с нормальной схемой).
Вывод в ремонт выключателя в схеме " 3/2 "( рис. 2.5 ) или в схеме четырехугольника (рис. 2.6)
1. Отключить выводимый в ремонт выключатель и проверить отсутствие на нем нагрузки.
2. Проверить на месте отключенное положение выводимого в ремонт выключателя и отключить с обеих его сторон разъединители.
3. Поочередно отключить устройства релейной зашиты и автоматики,
токовые цепи которых подключены к исключенным из схемы вместе с выключателем трансформаторам тока, отсоединить цепи защит и автоматики от этих трансформаторов тока; проверить защиты под нагрузкой и включить в работу с действием на оставшиеся в работе смежные выключатели; включить в работу автоматические устройства.
4. Проверить по схеме отсутствие напряжения на выводимом в ремонт
выключателе и включить заземляющие ножи в сторону выключателя.
Ввод в работу выключателя в схеме " 3/2 "(рис. 2.5 ) или в схеме четырехугольника (рис. 2.6)
(Вторичные цепи трансформаторов тока, исключенных из схемы вместе с выведенным в ремонт выключателем, отсоединены от цепей защит и закорочены):
1. Отключить заземляющие ножи с обеих сторон вводимого в работу вык-
лючателя например выключателя В31 в схеме четырехугольника (рис. 2.6).
2. К трансформаторам тока ТТЗ1 подсоединить защиты подставного
щитка. Защиты должны быть настроены и проверены от постороннего источника первичного тока. Защиты включить и проверить на отключение выключателя В31.
3. Опробовать напряжением вводимый в работу выключатель путем
дистанционного включения разъединителей РЛЗ1.
4. Проверить на месте отключенное положение выключателя ВЗ1 и вклю-
чить разъединители ШРЗ1.
5. Отключить быстродействующую защиту (ДФЗ) и АПВ линии Л1.
Подключить их токовые цепи к трансформаторам тока ТТ31, снять векторную диаграмму токов (без размыкания цепи тока) защиты ДФЗ и дистанционной
защиты.
6. Включить вводимый в работу выключатель ВЗ 1 и отключить находящийся с ним в одной цепочке выключатель В32.
7. Поочередно отключить устройства релейной защиты и автоматики,
токовые цепи которых должны быть подключены к трансформаторам тока ТТЗ1, с помощью испытательных блоков подключить их к указанным трансформаторам тока, проверить под нагрузкой и включить в работу.
8. Проверить рабочим током быстродействующую защиту линии Л1,
включить в работу защиту.
9. Включить выключатель В32.
10. Проверить с помощью прибора ВАФ-85 значения и направления токов в
токовых цепях защит без их отключения.
11. Включить в работу АПВ с действием на выключатель ВЗ1.
Рис. 2.6. Распределительное устройство 330 кВ,
выполненное по схеме четырехугольника,
в нормальном режиме работы
Вывод в ремонт трансформатора Т-1
на двухтрансформаторной подстанции (рис. 2.7)
1. Уточнить значение нагрузки на остающемся в работе трансформаторе Т2.
2. Перевести питание собственных нужд подстанции с трансформатора
ТСН1 на трансформатор ТСН2 (отключить автоматический выключатель АВ1, при этом должен включиться автоматически выключатель АВ1- 2).
3. Отключить рубильник РБ1 трансформатора ТСН1, запереть на замок
рукоятку рубильника, повесить плакат "Не включать - работают люди".
4. Проверить, нет ли замыкания фазы на землю в сети 35 кВ, отключить
разъединитель Р1 ДГР и включить разъединитель Р2 ДГР.
5. Переключить АРКТ трансформаторов Т1 и Т2 с автоматического на
дистанционное управление.
6. Дистанционно перевести РПН трансформатора Т1 в положение, одина-
ковое с положением РПН трансформатора Т2.'
Л1 Л2
Рис. 2.7. Схема двухтрансформаторной подстанции 220 кВ
с выключателем в перемычке и отделителями в цепях трансформаторов
в нормальном режиме работы
7. Отключить АВР секционного выключателя СВ 10 кВ и включить этот
выключатель, проверить наличие на нем нагрузки.
8. Включить секционный выключатель СВ 35 кВ и проверить наличие на
нем нагрузки.
9. Отключить выключатели В1 и ВЗ трансформатора Т1, на ключах управления повесить плакаты "Не включать - работают люди".
10. Проверить величину нагрузки на трансформаторе Т2.
11. Переключить АРКТ трансформатора Т2 с дистанционного на автомати-
ческое управление.
12. Дистанционно перевести РПН трансформатора Т S в положение, соответствующее режиму его номинального возбуждения.
13. Проверить, отключен ли выключатель В1 трансформатора Т1, переместить тележку выключателя В1 в ремонтное положение, повесить плакат "Не включать - работают люди".
14. Проверить, отключен ли выключатель ВЗ трансформатора Т1.
15. Включить заземляющий разъединитель в нейтрали трансформатора Т1.
16. Отключить (дистанционно) отделители ОД1 трансформатора T1, проверить полнофазность отключения ножей отделителей, запереть на замок привод отделителей и на приводе повесить плакат "Не включать - работают люди".
17. Отключить газовую и технологические защиты трансформатора Т1.
18. При отключенном выключателе ВЗ отключить трансформаторные разъе-
динители РТ1, проверить положение разъединителей, запереть на замок
привод разъединителей и на привод повесить плакат "Не включать – работают люди".
19. Перед наложением заземлений на присоединении трансформатора Т1
проверить отсутствие напряжения на токопроводящих частях и наложить
заземления со стороны высшего, среднего и низшего напряжений трансформа-
тора Т1.