Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Гидродинамический тормоз буровой лебедки:
функциональное назначение и конструкция
Гидродинамические тормоза буровых лебедок относятся к вспомогательным
и используют для ограничения скорости спуска бурильных и обсадных труб в скважину.
Гидродинамические тормоза представляют собой лопаточное гидравлическое устройство, состоящее из вращающегося ротора и неподвижного статора, рабочая полость которых заполнена жидкостью. Гидродинамический тормоз действует подобно гидромуфте в тормозном режиме, при котором турбинное колесо заклинивается и скольжение становится равным 100 %. При вращении радиальные лопатки ротора отбрасывают жидкость от центра к периферии и направляют ее на лопатки статора. Пройдя по межлопаточным каналам статора, жидкость вновь попадает на лопатки ротора и, таким образом, устанавливается замкнутая циркуляция жидкости между ротором и статором.
Силы гидравлических сопротивлений, обусловленные трением жидкости в
межлопаточных каналах и потерей напора на удары в вихревых зонах между лопатками ротора и статора, создают тормозной момент, противодействующий вращению
ротора. Величина тормозного момента зависит от диаметра и частоты вращения ротора и регулируется уровнем наполнения гидродинамического тормоза рабочей
жидкостью. Механические потери, вызываемые трением в опорах и уплотнениях вала ротора, не влияют существенно на величину тормозного момента. Механическая
энергия, поглощаемая в процессе торможения, превращается в тепловую и вызывает
нагрев рабочей жидкости и деталей гидродинамического тормоза.
Допустимая температура нагрева зависит от физических свойств рабочей
жидкости. При использовании воды температура нагрева не должна превышать 90
°С, так как при температуре, более близкой к точке кипения, возникает угроза кавитации. Для охлаждения рабочей жидкости используется холодильник, который одновременно служит для регулирования уровня наполнения тормоза жидкостью.
1 – стойка; 2 – втулка; 3, 9 - роликоподшипники; 4, 7 – стаканы фланцевые; 5 – колесо лопастное; 6 – статор; 8 – вал; 10 – канал; 11 – патрубок; 12 -болт;
13 - прокладка
Рисунок 1 - Гидродинамический однороторный тормоз буровой лебедки
Ротор гидродинамического тормоза, представленного на рисунке 1, состоит
из вала 8 и отлитого из чугуна двухлопастного насосного колеса 5 с радиальными
плоскими лопатками, наклоненными под углом 45° в сторону их рабочего вращения,
совпадающего с направлением вращения барабана лебедки при спуске. Толщина
лопаток определяется из требований литейного производства и в зависимости от
диаметра ротора составляет 12—25 мм. Число лопаток принимается равным 20—28.
Дальнейшее увеличение числа лопаток существенно не влияет на величину тормозного момента и приводит к неоправданному увеличению массы гидродинамического тормоза.
Для предохранения от проворачивания под действием крутящих моментов,
передаваемых ротором, насосное колесо соединяется с валом ротора прессовой посадкой и шпонкой.
Статор 6 состоит из двух симметричных частей, образующих корпус гидродинамического тормоза со стойками 1 для крепления к раме буровой лебедки. Обе
части статора отливают из чугуна. Они имеют радиальные лопатки, наклоненные в
сторону, противоположную наклону лопаток насосного колеса. Вал 8 на роликоподшипниках 3, 9 и фланцевых стаканах 4 и 7 устанавливается в сквозных расточках
статоров. Соосность отверстий обеспечивается центрирующим буртиком в соединении статоров. Стыкуемые плоскости статоров уплотняются паронитовой либо картонной прокладкой 13, затягиваемой крепежными болтами 12.
В рассматриваемой конструкции вал ротора устанавливается на роликовом
радиальном и радиально-сферическом двухрядном подшипниках в отличие от более
распространенных конструкций, в которых оба подшипника роликовые радиальные.
Осевое положение вала фиксируется радиально-сферическим подшипником, наружное кольцо которого затягивается торцовой крышкой с регулировочной прокладкой,
а внутреннее - закрепительной втулкой 2. Свобода противоположного конца вала
обеспечивается перемещением роликов по беговой дорожке внутренней обоймы
подшипника.
Осевые зазоры между ротором и статором составляют 4-4,5 мм и регулируются набором металлических прокладок, установленных между фланцевыми стаканами и наружными торцами отверстий статоров. Подшипники вала смазываются
консистентной смазкой, набиваемой ручным шприцем через масленки. Для предупреждения утечек масла фланцевые стаканы и крышка снабжены щелевыми (жировыми) канавками. Выводной конец вала используется для сцепной муфты, соединяющей гидродинамический тормоз с подъемным валом буровой лебедки. Для
уплотнения вращающегося вала применяются сальниковые и торцовые уплотнения.
Сальниковые уплотнения благодаря простоте и дешевизне более широко
распространены и состоят из плетеной асбестопроволочной набивки В, промежуточной распорной втулки, грундбуксы и нажимных болтов с контргайками. Износ
сальникового уплотнения контролируется по утечке рабочей жидкости через каналы
10. При чрезмерной утечке сальники равномерно подтягиваются нажимными болтами. Нельзя допускать перетяжки сальника, так как это приводит к перегреву и
преждевременному выходу сальника из строя.
Для повышения долговечности сальники вала ротора регулярно смазываются
графитовой смазкой, подаваемой через масленки. Смазка снижает коэффициент
трения, и в результате этого уменьшаются нагрев и износ сальника. Сальниковую
набивку осматривают и заменяют после снятия фланцевых стаканов. Для ускорения
этих операций используются два болта, вставляемые в резьбовые отверстия фланца
стакана. При ввинчивании болтов фланцевый стакан вместе с подшипником и
крышкой снимают с вала ротора. Известны конструкции гидродинамических тормозов, в которых подшипники вала установлены на выносных опорах. Вследствие этого улучшается доступ для осмотра и замены сальниковых набивок, а подшипники
вала полностью изолируются от рабочей жидкости. Недостаток этих конструкций —
увеличение длины вала, требующее для установки тормоза соответствующего удлинения рамы лебедки.
В качестве рабочей жидкости обычно используют воду, поступающую из
холодильника через патрубки 11 в кольцевые камеры статора. По радиальным и тангенциальным каналам А в теле и лопатках статоров вода направляется в межлопаточные полости Б тормоза. Тангенциально направленный поток способствует самовсасыванию, и поэтому поступающая из холодильника вода интенсивно перемешивается с горячей водой в полости тормоза, нагреваемой в результате торможения.
Для увеличения проточных сечений тормоза часть лопаток ротора укорочена.
Из гидротормоза вода отводится в холодильник через верхний патрубок. Необходимый для этого напор создается углублениями на наружной цилиндрической
поверхности ротора либо сужением радиального зазора между ротором и статором у
верхнего патрубка, что достигается смещением фланцевых стаканов подшипников
ротора относительно оси статора (эксцентриситет равен 6 мм). После охлаждения
жидкость самотеком переливается из холодильника в гидротормоз. Создаваемый
тормозной момент зависит от уровня воды в холодильнике, устанавливаемого с помощью ступенчатых и бесступенчатых регуляторов.
На рисунке 2 показан ступенчатый регулятор уровня, который состоит из вертикальной трубы 8, установленной в холодильнике 1. По высоте трубы 8 смонтированы шесть переливных клапанов 7, управляемых рукоятками 9. При повороте рукоятки эксцентрик с прорезью выдвигает шток 10 и открывает клапан сливного отверстия, на уровне которого холодильник и сообщающийся с ним тормоз заполняются водой. Для предотвращения опорожнения холодильника в случае прекращения
подачи воды вентиль 6 водопровода устанавливается на высоте 600 мм от дна холодильника.
Нагретая вода поступает в холодильник через патрубок 2 и по патрубку 3
направляется в тормоз. Вода, поступающая в холодильник сверх установленного
уровня, сливается через патрубок 4. Кран 5 используется для слива воды.
Бесступенчатый регулятор уровня жидкости, представленный на рисунке 3,
Волгоградского завода буровой техники имеет поворотную трубу 3, установленную
в холодильнике 2. Уровень жидкости в холодильнике и тормозе 1 регулируется углом наклона трубы, поворачиваемой рычагом 5. Вода, поступающая в холодильник
сверх установленного уровня, через верхний торец поворотной трубы 3 и трубу 4
сливается в приемную емкость. В бесступенчатых регуляторах завода им. лейт.
Шмидта используется поворотная труба складывающейся конструкции, позволяющая уменьшить габариты холодильника. В зарубежных гидродинамических тормозах уровень жидкости регулируется встроенным в холодильник сливным дроссельным клапаном.
1 – холодильник; 2 – патрубок; 3, 4 – трубы; 5 – кран; 6 – вентиль; 7 – клапан переливной; 8 – труба вертикальная; 9 – рукоятка; 10 – шток
Рисунок 2 – Ступенчатый регулятор уровня жидкости тормоза
Гидродинамический тормоз используется при спуске бурильных труб, когда
вес колонны превышает 100—200 кН. При подъеме труб и спуске незагруженного
элеватора гидродинамический тормоз необходимо отключать, так как действие его
является отрицательным. При подъемных операциях работа гидродинамического
тормоза вызывает излишние затраты мощности и износ уплотнений и подшипников
вала ротора, что сокращает срок службы тормоза. При спуске незагруженного эле-
ватора скорость спуска уменьшается и в результате этого возрастает общая продолжительность спуско-подъемных операций.
Для сокращения времени, затрачиваемого на частые включения и отключения, подъемный вал лебедки соединяется с валом гидродинамического тормоза посредством сцепных муфт. Наиболее эффективна фрикционная муфта, позволяющая
оперативно соединять тормоз с лебедкой при спусках бурильных свечей. Основные
параметры гидродинамических тормозов представлены в таблице 1.
1 – тормоз; 2 – холодильник; 3, 4 – трубы поворотные; 5 – рычаг
Рисунок 3 – Бесступенчатый регулятор уровня жидкости в гидродинамическом
тормозе
Таблица 1 – Техническая характеристика гидродинамических тормозов
Тип тормоза
УТГ-1000
УТГ-1450
ТГ-1-1200
ШТГ-11200
Активный диаметр ротора,
1000
1450
1200
1200
2
1
1
1
500
400
400
400
при
20
110
45
45
- 250 об/мин
50
170
50
50
3306
5200
3600
2730
- высота
1590
1870
1750
1810
- ширина
-
1680
1610
1575
1435
1533
1090
1138
мм
Число роторов
Максимальная частота
вращения ротора, об/мин
Тормозной момент, кН∙м,
- максимально допустимый
Масса тормоза, кг
Габариты, мм
- длина
Регулирование наполнением
Полезный объем регулятора
уровня воды, м3
Ступенчатое
0,4
0,8
Бесступенчатое
0,52
0,5