Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате ppt
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Эволюционные алгоритмы
Генетические алгоритмы (genetic algorithms)
совместно с эволюционной стратегией и
эволюционным программированием
представляют три главных направления
развития эволюционного моделирования.
Эволюционный алгоритм – это
оптимизационный метод, базирующийся на
эволюции популяции «особей», каждая из
которых характеризуется
приспособленностью –многомерной
функцией её генов.
Основные эволюционные
алгоритмы
Генет ический алгоритм (ГА) предназначен для
оптимизации функций дискретных переменных и
акцентирующий своё внимание на рекомбинации геномов.
Эволюционная ст ратегия, ориентирована на
оптимизацию непрерывных функций с использованием
рекомбинаций.
Эволюционное программирование ориентировано на
оптимизацию непрерывных функций безиспользованием
рекомбинаций.
Генет ическое программирование использует
эволюционный метод для оптимизации компьютерных
программ.
Эффективность ГА
эффективность
методы,
использующие
элемент случайности
переборные
методы
градиентные
методы
комбинаторные
задачи
унимодальные
задачи
мультимодальные
тип задачи
задачи
Рисунок 1.1 – Зависимость эффективности методов от типа решаемой
задачи
История создания ГА
Парадигму генетических алгоритмов предложил Джон
Холланд, опубликовавший в начале 60-х годов её основные
положения. А всеобщее признание она получила после
выхода в свет в 1975 году его классического труда
“Адаптация в естественных и искусственных системах”.
Основные термины
генотип и фенотип,
особь и качество особи,
популяция и размер популяции,
поколение,
родители и потомки.
К х аракт ерист икам генет ического алгорит ма
от носят ся:
размер популяции,
оператор скрещивания и вероятность его использования,
оператор мутации и вероятность мутации,
оператор отбора,
оператор редукции,
критерий останова.
Операт оры от бора, скрещивания , мут ации и редукции
назы вают еще генет ическими операт орами.
Критерии останова ГА
Критерием останова работы генетического
алгоритма может быть одно из трех событий:
Сформировано заданное пользователем число
поколений.
Популяция достигла заданного пользователем
качества (например, значение
качества всех
особей превысило заданный порог)
Достигнут некоторый уровень сходимости. То
есть особи в популяции стали настолько
подобными, что дальнейшее их улучшение
происходит очень медленно.
Ст руктура классического генет ического алгоритма
1.
Создание исходной популяции (задается случайным образом).
2.
Выбор родителей для процесса размножения (работает оператор
отбора -селекции).
3.
Создание потомков выбранных пар родителей (работает оператор
скрещивания - crossover).
4.
5.
Мутация новых особей (работает оператор мутации).
Расширение популяции за счет добавления новых, только что
порожденных особей.
6.
Сокращение расширенной популяции до исходного размера
(работает оператор редукции).
7.
Останов работы генетического алгоритма по заданному критерию
или цикл с шага 2.
Поиск лучшей достигнутой особи в конечной популяции является
результатом работы генетического алгоритма.
8.
Вероятность участия особи в процессе
размножения
n
i fi
fj,
j1
где n – размер популяции; i – номер особи; Pi – вероятность
участия особи в процессе размножения; fi – значение целевой
функции для i-й особи.
Виды ф ункции приспособленност и
(оценки)
(fitnes function)
1.
2.
3.
4.
В задачах оптимизации –это целевая функция
В теории управления – это функция погрешности
В теории игр – это функция стоимости
При обучении нейронной сети – это
среднеквадратичная ошибка обучения
Методы селекции
Каждый сектор пропорционален вероятности участия особи в
размножении в методе «рулетки»
Р4=11/43
Р1=18/43
Р3=12/43
Р2=2/43
Скрещивание особей
Родители
Строка 1 000000 * 000
Строка 2 111111 * 111
Потомки
000000111
111111000
Двухточечный кроссинговер
Родители
Строка 1 000* 000 * 000
Строка 2 111* 111 * 111
Потомки
000111000
111000111
Элитизм
При этом элитные особи участвуют еще и в процессе отбора
родителей для последующего скрещивания. Количество
элитных особей определяется обычно по формуле
K=(1-P)N,
где К- количество элитных особей; Р – вероятность
применения оператора скрещивания; N- размер популяции.
Пример решения задачи
Пример поиска максимума одномерной функции. Пусть
имеется набор натуральных чисел от 1 до 31 и функция,
определенная на этом наборе чисел, f(x)=x. Требуется
найти максимальное значение функции.
Шаг1- Исходная популяция
Номер строки
Код генотипа
Значение
целевой
функции
Вероятность
участия в
размножении
1
01011
11
11/43
2
10010
18
18/43
3
00010
2
2/43
4
01100
12
12/43
Σ=43
Шаг 2 – Отбор особей
Предположим, что оператор отбора выбрал для
производства потомков две пары строк (1, 2) и (2, 4)..
Шаг 3- Скрещивание
Шаг 4 - Мутация
Номер строки
Родители
Потомки
Значение целевой
функции
для потомков
1
0*1011
00010
2
2
1*0010
11011
27
3
100*10
4
011*00
10000
10001
01110
16
17 (мутация)
14
Шаг 5- Расширенная популяция
Шаг 6 - Редукция
№ строки
1 исходная
Код
01011
Значение ЦФ
11
2 исходная
10010
18
3 исходная
4 исходная
5 потомки
00010
01100
00010
2
12
2
6 потомки
7 потомки
8 потомки
11011
10001
01110
27
17
14
Шаг 7 –Новое первое поколение
Номер строки
Код генотипа
Значение
целевой
функции
Вероятность
участия в
размножении
1
10010
18
18/76
2
11011
27
27/76
3
10001
17
17/76
4
01110
14
14/76
Σ=76
Результаты работы ГА
Очевидно, что даже за эту одну итерацию
качество популяции значительно возросло.
Если в исходной популяции среднее
значение целевой функции было 10, 75, а ее
минимальное значение составляло 2, то в
популяции первого поколения среднее
значение увеличилось до 19, а минимальное
значение составило 14. Лучшее же решение
увеличилось с 18 до 27 при оптимальном
решении 31.
Задача коммивояж ера
Задача коммивояжера является классической
оптимизационной задачей.
Суть ее заключается в следующем. Дано множество из
n городов и матрица расстояний между ними или
стоимостей переезда (в зависимости от
интерпретации).
Цель коммивояжера – объехать все эти города по
кратчайшему пути или с наименьшими затратами на
поездку. Причем в каждом городе он должен побывать
один раз и свой путь закончить в том же городе,
откуда начал.
Матрица стоимости переезда
• Город
• Город
• Город
• Город
• Город
1
2
3
4
5
Г1 Г2
0 4
4 0
6 3
2 2
9 9
Г3
6
3
5
9
Г4
2
2
5
8
Г5
9
9
9
8
Двухточечный оператор
скрещивания
Родительские перестановки
(1*234*5) (*/452/*) (34521)
(3*452*1) (*/234/*) (52341)
1 этап обмен фрагментами
2 этап замена * на цифру, начиная со 2-ой цифры в
выделенном звёздочками фрагменте
Шаг1- Исходная популяция
Номер строки
Код генотипа
Значение
целевой
функции
Вероятность
участия в
размножении
1
12345
29
32/122
2
21435
29
32/122
3
54312
32
29/122
4
43125
32
29/122
Σ=122
Шаг 2 – Отбор особей
Предположим, что оператор отбора выбрал для скрещивания
следующие пары: (1,3) и (2,4).
Шаг 3- Скрещивание
Шаг 4 - Мутация
Номер строки
Родители
Потомки
Значение целевой
функции
для потомков
1 (1 особь) 12345
54312
32
2 (3 особь) 54312
12354
28
3 (2 особь) 21435
43125
мутация
13254
32
4 (4 особь) 43125
21435
28
29
Шаг 7 –Новое первое поколение
Номер строки
Код генотипа
Значение
целевой
функции
Вероятность
участия в
размножении
1
12345
29
28/115
2
21435
29
28/115
3
13254
28
31/115
4
21435
29
28/115
Σ=115
Принципы обучения нейронной сет и
с помощью генет ических алгорит мов
Wij
Vij
*
Х1
Y
1
Х2
3
2
Х3
Входной
Скры ты й
Вы ходной
Характеристики нейронов
В каждом нейроне активационная функция имеет
вид
F(Sum) = 1/[1+e – *Sum],
Sum =
xi * wi,
i=1
где - параметр функции активации,
ответственный за её крутизну;
xi – значение на i-м входе;
wi – вес i-го входа;
n – количество входов нейрона.
Хромосома
Хромосома в нашем случае будет представлять
массив из 11 действительных чисел, по четыре на
каждый скрытый нейрон и три для выходного
нейрона, которые представляют собой веса
соответствующих входов нейронов и параметры
их функций активации:
W11 W12 W13 1W21W22W23 2V31V32 3
Для элементов хромосомы – генов – введем
ограничения, обусловленные природой
нейросетей: -1 wij1 и i>0.
Целевая ф ункция
Целевая функция может представлять собой:
1. максимальное для набора примеров отклонение
от эталонного значения (значение 25).
2. максимальное для набора примеров суммарное
отклонение от эталонного значения(25+11+…+16)
Чем меньше значение целевой функции, тем сеть
лучше обучена.
Здесь уже можно задать критерий останова
генетического алгоритма. Можно указать число
поколений, а можно задать условие на значение
целевой функции.
Обучающая вы борка
X1
X2
…
X10
Out
Yрас
ч
10,1
12,3
…
17,2
135
110
25
9,6
11,5
…
16,8
161
150
11
7,9
13,1
..
15,2
178
162
16
Исходная популяция (Не менее 100
хромосом)
1.W11 W12 W13 1W21W22W23 2V31V32 3
25%
2. W11 W12 W13 1W21W22W23 2V31V32 3
11%
…
100. W11 W12 W13 1W21W22W23 2V31V32 3 4,5%
Скрещивание
Однот очечны й кроссинговер
Родит ели
W11 W12 W13 1W21 W22W23 2V31V32 3 11%
W11 W12 W13 1W21 W22W23 2V31V32 3 3%
W11 W12 W13 1W21
W11 W12 W13 1W21
Пот омки
W22W23 2V31V32 3
W22W23 2V31V32 3
1%
7,2 %
Мут ация
В качестве оператора мутации будем
использовать случайное изменение значений
весов и параметра функции активации для
каждого нейрона на случайную величину.
Вероятность мутации 0,01.
Причем одновременно будет изменяться
параметр функции только для одного
нейрона, и для каждого будет изменяться
один из входных весов.
Редукция
Удаление хромосом с большими
значениями суммарного отклонения от
эталонных значений.
Например, мутация может быть
следующей:
значение 2 увеличивается на 0,1;
значение w11 уменьшается на 0,05;
w21– уменьшается на 0,01; w31–
увеличивается на0,05.
Дополнит ельная
литерат ура
•
•
Рутковская Д. И др.Нейронные сети, генетические
алгоритмы и нечеткие системы:Пер. с польск. И.Д.
Рудинского. М.:Горячая линия-Телеком, 2004.-452с.
Корнеев В.В. и др. Базы данных. Интеллектуальная
обработка информации . – М.:”Нолидж”, 2000. – 352
с www/ Know ledge. ru
Принципы обучения нейронной сет и
с помощью генет ических алгорит мов
Wij
Vij
*
Х1
Y
1
Х2
3
2
Х3
Входной
Скры ты й
Вы ходной
Характеристики нейронов
В каждом нейроне активационная функция имеет
вид
F(Sum) = 1/[1+e – *Sum],
Sum =
xi * wi,
i=1
где - параметр функции активации,
ответственный за её крутизну;
xi – значение на i-м входе;
wi – вес i-го входа;
n – количество входов нейрона.
Хромосома
Хромосома в нашем случае будет представлять
массив из 11 действительных чисел, по четыре на
каждый скрытый нейрон и три для выходного
нейрона, которые представляют собой веса
соответствующих входов нейронов и параметры
их функций активации:
W11 W12 W13 1W21W22W23 2V31V32 3
Для элементов хромосомы – генов – введем
ограничения, обусловленные природой
нейросетей: -1 wij1 и i>0.
Целевая ф ункция
Целевая функция может представлять собой:
1. максимальное для набора примеров отклонение
от эталонного значения (значение 25).
2. максимальное для набора примеров суммарное
отклонение от эталонного значения(25+11+…+16)
Чем меньше значение целевой функции, тем сеть
лучше обучена.
Здесь уже можно задать критерий останова
генетического алгоритма. Можно указать число
поколений, а можно задать условие на значение
целевой функции.
Обучающая вы борка
X1
X2
…
X10
Out
Yрас
ч
10,1
12,3
…
17,2
135
110
25
9,6
11,5
…
16,8
161
150
11
7,9
13,1
..
15,2
178
162
16
Исходная популяция (Не менее 100
хромосом)
1.W11 W12 W13 1W21W22W23 2V31V32 3
25%
2. W11 W12 W13 1W21W22W23 2V31V32 3
11%
…
100. W11 W12 W13 1W21W22W23 2V31V32 3 4,5%
Скрещивание
Однот очечны й кроссинговер
Родит ели
W11 W12 W13 1W21 W22W23 2V31V32 3 11%
W11 W12 W13 1W21 W22W23 2V31V32 3 3%
W11 W12 W13 1W21
W11 W12 W13 1W21
Пот омки
W22W23 2V31V32 3
W22W23 2V31V32 3
1%
7,2 %
Мут ация
В качестве оператора мутации будем
использовать случайное изменение значений
весов и параметра функции активации для
каждого нейрона на случайную величину.
Вероятность мутации 0,01.
Причем одновременно будет изменяться
параметр функции только для одного
нейрона, и для каждого будет изменяться
один из входных весов.
Редукция
Удаление хромосом с большими
значениями суммарного отклонения от
эталонных значений.
Например, мутация может быть
следующей:
значение 2 увеличивается на 0,1;
значение w11 уменьшается на 0,05;
w21– уменьшается на 0,01; w31–
увеличивается на0,05.
Генетическое
программирование
Идею генетического программирования (ГП) - впервые
предложил Коза в 1992 году, опираясь на концепцию
генетических алгоритмов
Хромосомы в ГП
В ГП хромосомами являются программы.
Программы представлены как деревья с
функциональными (промежуточные) и
терминальными (конечные) элементами.
Терминальными элементами являются константы,
действия и функции без аргументов,
функциональными - функции, использующие
аргументы.
Пример
Для примера можно рассмотреть функцию
2+x*4/7, представленную на рисунке 1.
Терминальные элементы T = {2,x,4,7},
функциональные F = {+,*,/}.
Древовидное
представление функции
2+x*4/7
Скрещивание
Разрешение конфликтной
ситуации
Мутация
Литература
1. Рутковская Д. и др. Нейронные сети, генетические
алгоритмы и нечеткие системы: Пер. с польского И.Д.
Рудницкого М.: Горячая линия- Телеком, 2004.-452с.