Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Функциональные стратегии развития предприятия (организации)

  • 👀 2127 просмотров
  • 📌 2107 загрузок
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Функциональные стратегии развития предприятия (организации)» pdf
5. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ (ОРГАНИЗАЦИИ) Виды функциональных стратегий Финансовая стратегия Стратегия маркетинга Инновационная стратегия ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СТРАТЕГИИ Экологическая стратегия Стратегия организационных изменений Стратегия производства Социальная стратегия Маркетинговая стратегия Понятие стратегии маркетинга СТРАТЕГИЯ МАРКЕТИНГА представляет собой совокупность направлений деятельности предприятия на рынке и принятия решений, ориентирующих отдельные мероприятия маркетинга на возможно более полную реализацию базовой стратегии предприятия важность маркетинговой стратегии обусловлена тем, что маркетинг обеспечивает информационные, стратегические и оперативные связи предприятия с внешней средой основу маркетинга составляет процесс непрерывного сбора, анализа и оценки информации, в первую очередь о состоянии рынка Методология разработки маркетинговых стратегий Цели предприятия Ситуационный анализ (внешний) Ситуационный анализ (внутренний) SWOT-анализ Маркетинговые цели предприятия Маркетинговые стратегии Маркетинговые планы и программы 1 Требования, предъявляемые к маркетинговым стратегиям Четко сформулированы, конкретны, непротиворечивы Избирательны в связи с ограниченностью ресурсов Требования, предъявляемые к маркетинговым стратегиям Проранжированы и разделены на долгосрочные и краткосрочные Формулируются на основе знаний о требованиях рынка Должно быть 4-6 корпоративных стратегий Задачи маркетинговой стратегии В процессе обоснования и разработки маркетинговой стратегии предприятия решаются три взаимосвязанные задачи разработка комплекса маркетинговых мероприятий (разработка новых видов продукции; создание альянсов, дифференциация рыночной политики; диверсификация производства; преодоление барьеров при вступлении на рынок и т. п.) адаптация деятельности предприятия к изменениям внешней среды (учет культурной специфики в контактах с общественностью, социальной ситуации в стране, экономической конъюнктуры и т. п.) обеспечение адекватности маркетинговой политики предприятия меняющимся потребностям клиентов (изменение номенклатуры производимых товаров и услуг; знание потребностей клиентов; детальная сегментация рынка и т. п.) 2 Маркетинговая стратегия предприятия как средство получения выгоды от конкурентных преимуществ Цели и задачи Текущая конкурентная позиция Маркетинговая стратегия Желаемая будущая конкурентная позиция Ресурсы и способности компании Внешние тенденции и влияния Основные подходы к планированию стратегии маркетинга Основные подходы к планированию стратегии маркетинга матрица возможностей по товарам/рынкам И. Ансоффа матрица Бостонской консультативной группы (БКГ) общие конкурентные стратегии М. Портера программа воздействия рыночной стратегии на прибыль (PIMS) 3 Основные элементы стратегии маркетинга 1. Стратегия товара Стратегия маркетинга 2. Стратегия товародвижения 3. Стратегия товаропродвижения (стимулирования) 4. Стратегия цен 4 1.1 Модификация товара 1.2 Создание нового товара 1.3 Вывод продукции с рынка 2.1 Прямые каналы 2.2 Косвенный канал 2.3 Смешанный канал 3.1 Реклама 3.2 Стимулирование сбыта 3.3 Пропаганда 3.4 Личная продажа 4.1 Прочное внедрение на рынок 4.2 «Снятие сливок» 4.3 Установление цен по одному из выбранных признаков Алгоритм формирования стратегии нового товара ЭТАП ФОРМИРОВАНИЯ СТРАТЕГИИ га ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПА Генерация идеи Постоянный и систематический поиск возможностей создания новых товаров Оценка продукции Проведение своеобразной фильтрации идей, исключение неподходящих идей из дальнейшего рассмотрения Проверка концепции Представление предполагаемым потребителям (клиентам) основной идеи нового товара и оценка их реакции на этот товар Экономический анализ Прогноз спроса, издержек, требуемых инвестиций и прибыльности нового товара Разработка продукции Процесс превращения товара по замыслу в товар в реальном исполнении Пробный маркетинг Реализация товара в одном или нескольких регионах и оценка полученных результатов Коммерческая реализация Переход от опытного на серийное производство нового товара 5 Стратегия дизайна товара Стратегия дизайна товара предполагает что в зависимости от своего размера, финансовых возможностей, известности и популярности предприятие может предлагать на рынке либо стандартные товары или услуги, либо товары и услуги в соответствии с желаниями и вкусами заказчика варианты осуществления стратегии Стандартные товары и услуги Стандартный продукт с модификацией Товары и услуги на «заказ» Стратегия перекрытия товара Стратегия перекрытия товара основывается на повышении предприятием своей внешней конкурентоспособности путем создания условий для внутренней конкуренции варианты осуществления стратегии Выпуск на рынок товаров своей фирмы под маркой другой фирмы (как правило, посредника или оптовика) Выпуск на рынок товаров, конкурирующих с уже присутствующими товарами на рынке Продажа компаниямконкурентам отдельных компонентов (детали, полуфабрикаты, и другие изделия), используемых в собственном производстве 6 Стратегия ликвидации товара Стратегия ликвидации товара варианты осуществления стратегии Упрощение ассортимента «Сбор урожая» Ликвидация всего ассортимента Основные каналы реализации товара на внутреннем рынке Прямой сбыт (собственная торговая сеть) Косвенный сбыт Оптовый торговец Розничные торговцы Агент Оптовый торговец Розничные торговцы Закупочные организа- Оптовый торговец Розничные торговцы Оптовый торговец Агент Розничные торговцы 7 ПОТРЕБИТЕЛИ ПРОИЗВОДИТЕЛИ Розничные торговцы Этапы разработки коммуникационной стратегии 1. Определение целей и задач коммуникационной стратегии 2. Выбор стратегии маркетинговых коммуникаций 3. Определение комплекса коммуникаций и его структуры 4. Разработка и утверждение бюджета 5. Анализ результатов Основные средства воздействия в комплексе маркетинговых коммуникаций Вид коммуникаций Реклама Стимулирование сбыта Пропаганда Личная продажа Определение Любая форма неличного представления и продвижения идей, товаров и услуг, прежде всего через средства массовой информации от имени известного инициатора Преимущественно кратковременные побудительные меры поощрения покупки или продажи товара Неличное стимулирование спроса на товар, услугу или идею посредством распространения о них коммерчески важных сведений, популяризация его любым законным путем Устное представление товара в ходе беседы с одним или несколькими потенциальными покупателями с целью совершения продажи или получения согласия на покупку Посетитель бара подзывает официанта. — Официант! — возмущается он, — почему сегодня у вас кружки наполовину с пеной? Вчера вы наливали полные! — А где вы вчера сидели? — Вон там — у окна. — Все правильно. Посетителям у окна мы наливаем полные кружки. Это реклама! 8 Альтернативные варианты ценовой стратегии фирмы Стратегические альтернативы 1. Удержать цену, но потерять часть клиентов 2. Поднять цену и потребительскую оценку, улучшив продукт и его рекламу 3. Удерживать цену и улучшить отношение потребителя к товару 4. Немного снизить цену и повысить потребительскую оценку 5. Снизить цену до уровня цены конкурента, но сохранить высокую эффективность 6. Снизить цену и эффективность до уровня конкурента 7. Удерживать цену и снижать эффективность за счет качества Возможные обоснования Доверие потребителей. Фирма вынуждена уступить конкурентам часть своих клиентов Высокая цена нужна для покрытия затрат. Повышение цен оправдано улучшением качества Поднять уровень потребительской оценки вместо снижения цены – более экономный вариант Приходиться снизить цену, чтобы повысить потребительскую оценку Подавить возможности конкурента ценовой атакой Подавить возможности конкурента ценовой атакой и сохранить размеры прибыли Снижение расходов на маркетинг, экономия издержек 9 Последствия Сокращение доли рынка, снижение прибыли Сохранение прибыли при сокращении доли рынка Сокращение доли рынка, краткосрочное снижение прибыли, затем ее повышение Доля рынка сохраняется, но происходит краткосрочное снижение прибыли с последующим ее ростом за счет увеличения выпуска Доля рынка сохраняется, но при краткосрочном снижении прибыли Доля рынка и норма прибыли сохраняются, в дальнейшем снижаются Сокращение доли рынка, норма прибыли сохраняется, в дальнейшем снижается Возможные подходы к установлению целей процесса ценообразования на уровне предприятия Основанные на сбыте: - объем - доля рынка Основанные на существующем положении: - стабильность - благоприятный климат Возможные цели ценообразования Основанные на прибыли: - максимизация прибыли - доход на инвестиции - обеспечение ликвидности (безубыточности) Процесс формулирования целей ценовой стратегии ФОРМУЛИРОВАНИЕ ЦЕЛЕЙ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ Ориентация на: Сбыт Прибыль Существующее положение Максимизация прибыли Нейтрализация действий конкурентов. Стабилизация цен Интересы: Увеличение сбыта. Максимизация доли на рынке Причины: Заинтересованность в насыщении рынка. Получение высокой массы прибыли, контроль над рынком Получение высокой массы прибыли в течение продолжительного периода 10 Значительное сокращение продаж Основные факторы, влияющие на цену товара Факторы, влияющие на цену товара внешние внутренние Уровень развития техники и технологии Правительство Организация труда и управления Участники каналов сбыта Финансовое состояние Конкуренты Потребители Поставщики определяют нижнюю границу цены определяют верхнюю границу цены Воздействие правительства на принятие решений по ценам Антимонопольное законодательство Акцизы Таможенные пошлины Правительственные решения по ценам Воздействие на издержки производства Установление предельных цен на отдельные товары 11 Классификация методов ценообразования на предприятии Методы ценообразования, применяемые на предприятии Основные (базовые) методы ценообразования Специфические методы ценообразования Метод «средние издержки плюс прибыль» На новые товары и услуги На товары уже сформировавшегося рынка Метод расчета на основе анализа безубыточности и обеспечения целевой прибыли - «Снятие сливок» - Стратегия проникновения - Престижная цена - Цены потребительского сегмента рынка - Договорные цены - Скользящая падающая цена - Долговременная устойчивая цена - Преимущественная цена - Цены на изделия, уже снятые с производства - Цена аренды Понятие финансовой стратегии ФИНАНСОВАЯ СТРАТЕГИЯ представляет собой формирование и использование финансовых ресурсов для реализации базовой стратегии предприятия и соответствующих курсов действий. Она позволяет экономическим службам предприятия создавать и изменять финансовые ресурсы и определять их оптимальное использование для достижения целей функционирования и развития предприятия важность финансовой стратегии обусловлена тем, что именно в финансах отражаются через систему экономических показателей все виды деятельности, происходит балансировка функциональных задач и их подчиненность достижению основных целей предприятия с другой стороны, финансы это источник, исходный момент для выработки остальных функциональных стратегий, так как финансовые ресурсы часто выступают одним из важнейших ограничений объема и направлений деятельности предприятия 12 Роль финансовой стратегии в процессе стратегического планирования развития предприятия Общая (базовая) стратегия развития предприятия Функциональные стратегии предприятия Стратегическая финансовая перспектива Основные задачи формирования финансовой стратегии предприятия Финансовая стратегия предприятия Управление дивидендами Приобретение капитала Структура капитала Распределение капитала Первый этап экономического анализа функционирования предприятия Анализ хозяйственной деятельности предприятия позволяет оценить эффективность его деятельности, вскрыть «узкие» места и резервы производства, определить факторы снижения себестоимости продукции, повышения прибыльности, пути роста производительности труда, характер загрузки и эффективность использования основных производственных фондов проводится по следующим направлениям оценка возможности предприятия оплатить наступившие краткосрочные обязательства измерение эффективности использования предприятием всего комплекса собственных ресурсов оценка уровня (предела), до которой предприятие может финансироваться за счет заемных средству оценка эффективности управления предприятием, включая прибыльность его деятельности 13 Второй этап экономического анализа функционирования предприятия Определение финансовых возможностей предприятия обусловлено оценкой его настоящего и будущего потенциала в фондообразовании, размерах и источниках реализации базовой стратегии развития предприятия т.е. финансовые возможности определяют готовность предприятия к стратегическим действиям характер этих действий Принципы финансовой стратегии 1 Простота предполагает, что стратегия должна быть элементарна по своему построению для восприятия всеми сотрудниками предприятия вне зависимости от того, в каком подразделении они работают. Это позволяет надеяться, что действия всех работников предприятия будут направлены на достижение общих целей его развития. 2 Постоянство обусловлено тем, что в случае коренных изменений в процессе реализации другие функциональные подразделения предприятия не смогут сразу перестроиться, что приведет к «дисбалансу» в функционировании предприятия 3 Защищенность предполагает, что стратегия спроектирована с определенным «запасом прочности», учитывая возможные возмущения внешней среды 14 Основные компоненты финансовой стратегии предприятия Структура предпринимательства В соответствии со стратегическими целями и выработанной базовой стратегией развития предприятия его экономические службы разрабатывают основные принципы финансовой стратегии: • увеличение активов предприятия, в том числе финансовых ресурсов и рационализацию их структуры; • основные направления распределения прибыли; • обеспечение ликвидности предприятия. Особое внимание уделяется определению источников финансирования. Структура накопления и потребления Заключается в оптимизации соотношения между фондами потребления и накопления, обеспечивающего реализацию базовой стратегии Стратегия задолженности Определяет основные элементы кредитного плана: источник получения кредита, сумму кредита и график его возвращения. Важность данного компонента финансовой стратегии предприятия обусловливается тем, что кредитоспособность предприятия один из основных свойств стабильного существования на рынке. Именно по этой причине способы и методы получения кредитов и их погашения выделяются в специальную стратегию задолженности Стратегия финансирования функциональных стратегий и крупных программ Предполагает такое управление финансированием функциональных стратегий и крупных программ, которое не укладывается в годовой период. Чаще всего данная стратегия включает в себя решения по капитальным вложениям: на социальные программы; на улучшение и восстановление существующих активов (основных производственных фондов); на новое строительство, приобретение и поглощение, НИОКР и т. д. В результате реализации всех компонентов финансовой стратегии предприятия разрабатывается долгосрочный финансовый план, который рассматривается в качестве синтезирующего документа, балансирующего все функциональные стратегии, крупные программы и обеспечивающего достижение выработанных ранее стратегических целей развития предприятия. 15 Долгосрочное финансовое планирование Долгосрочное финансовое планирование предусматривает планирование структуры капитала и его связанности. Оно тесным образом связано с инвестиционным планированием. главная задача обеспечить предприятию долгосрочное структурное равновесие цель структурного поддержания ликвидности обеспечить предприятию возможности финансировать свою деятельность путем привлечения собственного, заемного капитала Финансовая система балансов Финансовая система балансов на перспективу основана на инвестиционных бизнес-проектах, рассчитанных с учетом дисконтированных денежных потоков средств, авансированных за счет собственных и заемных капитализированных ресурсов «плюс» «минус» не может отразить, находятся ли в состоянии равновесия долгосрочные поступления и выплаты в сфере оборота инвестиций и долгосрочного финансирования для того же планируемого периода позволяет оценивать финансовые возможности предприятия и на ранних стадиях предсказывать потенциальную готовность кредиторов предоставлять заемный капитал Для этих целей долгосрочное балансовое финансирование необходимо дополнить обобщенным (интегрированным) финансовым планированием, ориентированным на потоки платежей 16 Среднесрочное финансовое планирование Среднесрочное финансовое планирование предусматривает согласование и контроль за выплатами и поступлениями по всем сферам его деятельности. Вследствие этого данный план выполняет интегрирующую функцию Среднесрочный финансовый план предоставлять возможность для своевременного распознавания либо недостатка, либо избытка финансовых средств на предприятии иметь скользящий характер, который ориентируется на основные потоки платежей на предприятии служить основой для обеспечения текущей ликвидности дополнять долгосрочный финансовый план Примерная структура среднесрочного финансового плана Наименование раздела Содержание Оборот В данном разделе находит отражение основной финансовый поток предприятия, который обеспечивает текущие поступления с оборота, соответствующие его текущей деятельности Текущие внешние для Этот раздел отражает платежи предприятия, которые не связапредприятия платежи ны непосредственно с его основной деятельностью Инвестиционная деяВ данном разделе плана отражаются поступления и выплаты от тельность долгосрочной инвестиционной деятельности предприятия Платежи, связанные с В данном разделе планируются все поступления и выплаты заемным финансирова- погашение долгов и получение новых кредитов, которые нием должны произойти в течение планируемого периода Платежи от не основной В данном разделе планируются поступления и выплаты от не деятельности основной для предприятия деятельности, которые влияют на результаты его функционирования Налоговые платежи Данный раздел отражает планируемые выплаты налогов Прочие платежи В данном разделе планируются преимущественно дивидендные платежи для акционерных обществ, а также возможные поступления от увеличения собственного капитала 17 Краткосрочное финансовое планирование Краткосрочное финансовое планирование должно отражать финансовые резервы, которыми может располагать предприятие в качестве резервов могут предусматриваться ликвидные средства, которые превышают заранее предусмотренную величину краткосрочное расширение базы собственного капитала предприятия расширение кредитных линий мобилизованное имущество предприятия 18 Инновационная стратегия Необходимость изменений Руководство компании Encyclopedia Britannica было убеждено, что людям все еще нужны толстые тома в красивых переплетах, стоимостью в несколько тысяч фунтов, которые можно поставить на полку в гостиной. В первый раз компания заметила, что ее доходы падают, когда на компакт-дисках вышла энциклопедия Grolier Епсус1ораеша, которую можно было купить всего за 385 долларов. Затем в 1993 году появилась энциклопедия Епсartа компании Microsoft. Она тоже была основана на мультимедийных технологиях и стоила около 100 долларов. В течение года Britannica потерпела крах, и бизнес был продан. Новые владельцы спасли бизнес, превратили его в бесплатную службу поиска информации в режиме онлайн, живущую за счет доходов от рекламы, но бренду был нанесен большой урон. Оглядываясь назад, сторонний наблюдатель видит проблему совершенно ясно, но оглядываться назад полезно только авторам некрологов. Мораль. Слонам нужно, чтобы их кусали блохи, помогающие вовремя увидеть очевидное, пока не стало слишком поздно. Понятие инновационной стратегии ИННОВАЦИОННАЯ СТРАТЕГИЯ представляет собой комплекс научно-технических стратегий стратегия должна повышать и/или поддерживать конкурентный статус выпускаемой предприятием продукции должна отражать содержание и основные направления процесса инновационного развития предприятия основу выработки стратегии составляют теория жизненного цикла продукта, рыночная позиция организации и проводимая ею научно-техническая политика 19 Процесс инновационного развития предприятия Реализация инновационных проектов на предприятии Процесс инновационного развития предприятия Развитие инновационного потенциала предприятия Основные виды инноваций Инновация продукции (услуг) это процесс обновления сбытового потенциала предприятия, обеспечивающего выживаемость предприятия, расширение его доли на рынке, сохранение клиентов и т. п. Инновация технологических процессов это процесс обновления производственного потенциала предприятия, который направлен на рост производительности труда и экономии ресурсов, что, в свою очередь, дает возможность увеличивать прибыль, усовершенствовать технику безопасности и т. д. Организационная инновация представляет собой процесс совершенствования организации производства и управления на предприятии. Социальная инновация это процесс улучшения социальной сферы предприятия, который мобилизует персонал на реализацию стратегии предприятия. 20 Принципиальная схема формирования инновационной стратегии предприятия при этом целесообразно дать описание: инновационного потенциала каждого выпускаемого товара или групп товаров; применяемой на современном этапе инновационной стратегии и тактики; оценить специфические факторы внешней и внутренней среды способствует осуществлению процессов предвидения изменений экономической ситуации на предприятии 1. Анализ инновационной ситуации на предприятии 2. Выявление возможностей и недостатков в инновационном развитии предприятия 4. Инновационная стратегия предприятия 3.Формулировка основных проблем и задач инновационного развития предприятия 5. Программы инновационной деятельности на предприятии 6. Контроль инновационной деятельности на предприятии формируются на планируемую перспективу 21 определенное логическое построение, на основе которого предприятие решает основные задачи, стоящие перед ним в инновационной сфере деятельности предусматривают конкретизацию общих стратегических положений инновационной деятельности предприятия включают следующие элементы: - контроль за реализацией годовых инновационных планов; - контроль инновационной деятельности; - стратегический контроль инновационной деятельности. Основные инновационные стратегии предприятия Инновационные стратегии предприятия Защитная инновационная стратегия предприятия Наступательная инновационная стратегия направлены на: разработку новых технологических ресохранение позиций на рынке и подшений для реализации стратегии роста держание жизненного цикла выпусв форме проникновения на рынок или каемой продукции диверсификации технологические решения для поддержания жизненного цикла выпускаемой продукции обоснование и разработка системы мероприятий для долгосрочного и краткосрочного ведения конкурентной борьбы. Защитно-наступательная инновационная стратегия в силу значительной капиталоемкости фундаментальных и прикладных научноисследовательских разработок и их венчурного характера предприятиям экономически более целесообразно приобретать лицензии и ноу хау и самостоятельно осуществлять их технологическую доработку Основные сферы деятельности менеджера в инновационной сфере предприятия В качестве основных сфер деятельности менеджера в инновационной сфере предприятия можно назвать следующие: Обоснование и разработка стратегии развития предприятия (включая инновационную) и адекватного механизма ее реализации Разработка новых и модернизация существующих методов управленческой деятельности на предприятии Обоснование и разработка системы стимулирования инновационной деятельности Разработка новых форм организации инновационного процесса Формирование в коллективе предприятия творческого климата Разработка новых моделей использования рабочего времени Реализация проектов внедрения информационных и коммуникационных технологий 22 Причины актуальности технологического менеджмента Причины актуальности технологического менеджмента сложность выбора технологических процессов в условиях их динамичного развития превращением технологий в потенциальный источник получения дохода сложность выбора способов внедрения технологических процессов на предприятии — закупка технологий или их собственная разработка Задачи, решаемые предприятием, занимающимся разработкой Современное предприятие, ориентируясь на использование современных технологий, решает три взаимосвязанные задачи, занимаясь разработкой способов быстрого овладения новыми технологиями способов эффективного использования новых технологических процессов в соответствии с рыночными запросами сочетания способов применения новых технологий и новых форм организации труда Уровни управленческой деятельности Уровни управленческой деятельности стратегический технологический менеджмент тактический технологический менеджмент 23 оперативный технологический менеджмент Стратегический технологический менеджмент Стратегический технологический менеджмент проблемы, связанные с оптимизацией технологического потенциала выбор технологии, соответствующей потребностям предприятия направлен на выполнение заранее определенной производственной функции либо на формирование функционального потенциала предприятия на долгосрочную перспективу выбор способа создания или приобретения технологии варианты использования использование внутренних возможностей обеспечения технологией, т. е. разработка технологических процессов собственными силами предприятия использование внешних источников обеспечения технологическими процессами 24 выбор способа распоряжения технологией варианты использования использование технологии, разработанной на предприятии приобретение технологии за пределами предприятия в форме заключения технологических сделок (продажа технологии, предоставление лицензий и т. п.) Тактический технологический менеджмент Тактический технологический менеджмент направлен на решение задач выбор конкретных видов технологических процессов и определенного технологического потенциала, необходимого предприятию для выпуска продукции в настоящее время и на долгосрочную перспективу определение способов использования технологических процессов (для собственных нужд или предоставления в распоряжение других предприятий) разработку организационных структур, необходимых для осуществления выбранной технологической стратегии Оперативный технологический менеджмент Оперативный технологический менеджмент предусматривает разработку механизма реализации выбранной технологической стратегии в соответствии с краткосрочными целями развития предприятия его задача акцентировать внимание на конкретных НИОКР, их кадровом и финансовом обеспечении 25 Формы организации инновационной деятельности в американских компаниях Организационные формы последовательная параллельная интегральная Последовательная форма организации инновационной деятельности Высшее руководство предприятия Решение о разработке нового вида продукции Отдел НИОКР Предоставление идеи и опытного образца Отдел маркетинга Разработка маркетинговой программы Производство Отчет «затраты-выпуск» Отдел сбыта Рыночное тестирование Финансовый отдел Смета расходов 26 Параллельная форма организации инновационной деятельности Высшее руководство предприятия Инновационное решение Структурные подразделения предприятия Отдел НИОКР Отдел сбыта Отдел маркетинга Финансовый отдел Производство Интегральная форма организации инновационной деятельности Комитет по инновационной политике Проект А Проект В Высшее руководство предприятия Функциональные подразделения экономики Руководитель проекта Целевые подразделения 27 Производство Понятие стратегии производства СТРАТЕГИЯ ПРОИЗВОДСТВА связана с разработкой и реализацией основных направлений его деятельности в области выпуска продукции производственная деятельность является основной функцией предприятия, здесь создается продукт, реализация которого приносит прибыль в процессе разработки стратегии производства происходит процесс обмена информацией между руководителями функциональных подразделений, обеспечивающих реализацию базовой стратегии и координацию функциональных программ действий Составляющие элементы стратегии производства Стратегия производства Планирование производства и контроль Повышение производительности труда 28 Человеческий фактор на производстве Принципиальные решения при планировании производства Руководство производственных подразделений принимает участие в выработке следующих принципиальных решений определение возможностей использования имеющегося оборудования и необходимости его реконструкции определение тенденций взаимоотношений с персоналом в области повышения квалификации и заработной платы, а также решении социальных вопросов проведение экспертизы деятельности других подразделений предприятия для обеспечения производственного процесса Задачи повышения производительности труда Повышение производительности труда предполагает: проведение анализа факторов производительности труда и выявление «узких мест» повышение производительности труда путем улучшения системы и структуры управления предприятием разработку программы мероприятий по повышению производительности труда 29 Роль человеческого фактора на производстве Человеческий фактор на производстве оказывает решающее воздействие на уровень производительности труда можно рассматривать в двух основных аспектах необходимо создание определенных условий для эффективной работы персонала в процессе производства необходимо формирование условий для обеспечения воспроизводства рабочей силы Основные проблемы, возникающие перед предприятием в процессе деятельности Основные проблемы, возникающие перед предприятием в процессе деятельности в достаточно короткие сроки овладеть новой технологией эффективно использовать новые технологии для производства товаров и услуг в соответствии с рыночными запросами постоянно оптимизировать применение новых технологических процессов в производстве 30 Уровни управления, позволяющие решать возникающие проблемы Нормативный уровень определяет долгосрочные технологические цели развития предприятия и нормы их учета в процессе обоснования и разработки общей стратегии развития предприятия Стратегический уровень предполагает в среднесрочном плане установление ограничений технологического потенциала, которые необходимы предприятию для выпуска продукции как в настоящее время, так и в будущем Оперативный уровень предусматривает Осуществление выбранные стратегические наметки в соответствии с краткосрочными целями развития предприятия Этапы выбора технологий для производственной деятельности В рамках инвестиционной стратегии предприятия процесс выбора технологий для производственной деятельности может осуществляться в несколько этапов 1 этап предприятие знакомится со всеми представляющими интерес технологическими процессами, включая собственные, и выбирает технологии, которые наилучшим образом отвечают его целям 2 этап предприятию необходимо учесть и новые, еще только разработанные, технологические процессы и оценить их с точки зрения возможности внедрения в производство 3 этап целесообразно расширить диапазон принимаемых технологических решений с учетом долгосрочной перспективы 31 Характер взаимосвязи между инновационной и производственной стратегиями предприятия Производство продукции Технологические инновации Воспроизводство ресурсов Предприятие Воспроизводственные инновации Маркетинговые инновации Реализация продукции Основные компоненты стратегии производства предприятия Стратегия производства предприятия Базовая стратегия производства Производственноинженерная стратегия Стратегия размещения производства Понятие базовой стратегии производства Базовая стратегия производства основное содержание данной стратегии установление интегрированного баланса между используемым оборудованием, рабочей силой и выпускаемой продукцией необходимо учитывать следующие факторы технический уровень производственного процесса и возможность модернизации оборудования возможности быстрой переналадки оборудования и другие необходимые действия, связанные с вероятными рекомендациями покупателей продукции квалификационный потенциал и уровень обеспеченности производственного процесса трудовыми ресурсами 32 Основные стратегические альтернативы базовой стратегии производства Основные стратегические альтернативы базовой стратегии производства 1. полное удовлетворение спроса — предприятие производит столько продукции, сколько требуется ее на рынке. 2. производство продукции по среднему уровню спроса, когда предприятие накапливает запасы продукции при падении спроса и удовлетворяет возросшую потребность рынка за счет данных накоплений 3. производство продукции по нижнему уровню спроса, когда недостающие на рынке товары производят конкуренты или предприятия-партнеры Понятие производственно-инженерной стратегии Производственно-инженерная стратегия разрабатывается для участия производственных подразделений в формировании решений по проектированию и модификации продукции стратегия может разрабатываться как «стыковая» стратегия, позволяющая выражать интересы производственных подразделений при формировании общесистемных решений, каковыми могут являться создание и модификация нового продукта 33 Понятие стратегии размещения производства Стратегия размещения производства представляется важной для крупных предприятий, которые имеют развитую внутрифирменную специализацию и кооперацию необходимо учитывать факторы     величину транспортных расходов; наличие квалифицированной рабочей силы; наличие источников сырья или рынков сбыта; политическую стабильность;  наличие экономических льгот, предлагаемых региональными органами управления и др. Стратегия управления персоналом Суть Составляющие Стратегия управления персоналом — это разработанное руководством организации приоритетное, качественно определенное направление действий, необходимых для достижения долгосрочных целей по созданию высокопрофессионального, ответственного и сплоченного коллектива и учитывающих стратегические задачи организации и ее ресурсные возможности. Стратегия управления персоналом организации является долгосрочным документом, рассчитанным как минимум на пятилетний период, и представляет собой совокупность основных подходов организации к разработке системы воздействий на персонал для реализации выработанной стратегии развития организации. 1. Определение целей управления персоналом, т.е. при принятии решений в сфере управления персоналом должны быть учтены как экономические аспекты (принятая стратегия управления персоналом), так и потребности и интересы работников (достойная оплата труда, удовлетворительные условия труда, возможности развития и реализации способностей работников и т.п.). 2. Формирование идеологии и принципов кадровой работы, т.е. идеология кадровой работы должна быть отражена а виде документа и реализоваться в повседневной работе всеми руководителями структурных подразделений организации начиная с руководителя организации. Этот документ должен представлять собой набор этических, не подлежащих нарушению норм в работе с кадрами организации. По мере развития организации и изменения внешних условий кадровой работы организации он может уточняться. 3. Определение условий для обеспечения баланса между экономической и социальной эффективностью использования трудовых ресурсов в организации. 34 Цель Объект Субъект Базовые принципы Этапы (задачи) реализации Обеспечение качества ее персонала на уровне, позволяющем наиболее эффективно реализовать стратегические цели и политические задачи организации на каждом этапе ее деятельности. Персонал организации, понимаемый как совокупность физических лиц, имеющих трудовые отношения с организацией, выступающей как работодатель, называемых ее сотрудниками и обладающих определенными количественными и качественными характеристиками, определяющими их способность к деятельности в интересах организации. Система управления персоналом организации, состоящая из служб управления персоналом структурных самостоятельных подразделений организации, объединенных по принципу функционального и методического подчинения, и линейных руководителей на всех иерархических уровнях управления. а) организация рассматривает персонал, как человеческий ресурс, способный обеспечить ей конкурентные преимущества и достижение лидерских позиций при условии планирования и обеспечения его оптимального использования, развития и качества; б) управление персоналом организации основывается в первую очередь на преобладании экономических и социально-психологических методов и составляет одну из важнейших функций управления организации на всех иерархических уровнях управления; в) персонал организации рассматривается как капитал, приобретенный в ходе конкурентной борьбы, а расходы на персонал — как долгосрочные инвестиции в развитие организации. г) организация ориентируется на установление длительных трудовых отношений с каждым сотрудником, основанных на соблюдении требований трудового законодательства и позволяющих сотруднику полностью реализовывать имеющийся уровень профессиональной компетентности, а также совершенствовать его в направлениях, определяемых потребностями организации и уровнем должностной компетенции сотрудника; д) управление персоналом организации реально интегрировано в общекорпоративную стратегию. а) четкое обоснование выбранной для данного предприятия концепции управления персоналом, формирование соответствующей идеологии и базовых принципов в рамках данной концепции; б) целеполагание – определение целей и задач ближайшей и отдаленной перспективы; в) составление прогноза – системы аргументированных представлений о направлениях развития и будущем состоянии как персонала (в этом случае можно говорить о кадровом прогнозе), так и управления персоналом (и тогда речь идет о прогнозе функционирования и развития системы управления персоналом); г) планирование – разработку системы мероприятий, сроков их реализации, показателей достижения и т. п. (аналогично можно выделить кадровое планирование и планирование системы управления персоналом); д) определение приоритетности и уровня значимости направлений и методов реализации стратегии; е) разработку критериев и показателей оценки степени реализации стратегических ориентиров и направлений. 35 Элементы 1. Стратегические намерения, которые отражают ориентиры и цели в области управления персоналом 2. Стратегические направления, которые раскрывают пути достижения стратегических целей. Классификация стратегий управления персоналом Признаки Виды стратегий 1. С точки зреа) стратегии функционирования (связаны с поведением предния объекта приятия на рынке); стратегического б) стратегии развития (связаны с ростом потенциала и сферы управления (и, деятельности предприятия, с перегруппировкой его сил); следовательно, в) стратегии концентрированного роста; его персоналом) г) стратегии интегрированного роста; д) стратегии диверсифицированного роста; е) стратегии стабилизации и др. 2. По характеру а) наступательные (стратегии роста); основных мероб) наступательно – оборонительные (комбинированная: роста приятий – сокращения); в) оборонительные (стратегии сокращения). 3. С точки зреа) стратегия организаций – “защитников”. Стратегия управния особенно- ления персоналом базируется на ограниченном доступе в организастей адаптаци- цию извне, внутреннем продвижении, экстенсивном обучении и онного цикла системе вознаграждения, которая фокусируется на внутренней попредприятия следовательности. б) стратегия “организаций - изыскателей”. Базируется на привлечении персонала посредством высокотехнологичных методов найма и отбора. Обучение нацелено на удовлетворение конкретных организационных потребностей, а система вознаграждения, как правило, ориентирована на результат; в) стратегия “организаций – аналитиков”. Сочетание преимуществ двух вышеперечисленных типов организаций, разработка многовариантных и комбинированных стратегий управления персоналом. 4. С точки зреа) на этапе зарождения: гибкие рабочие модели, привлечение ния этапов (ста- приверженных и высокомотивированных работников, конкурентная дий) жизненного оплата, мало формальностей, и, как правило, отсутствие профсоюцикла предпри- зов; ятия б) на этапе роста – более прогрессивные и тонкие методы привлечения и отбора, обучения и развития, процессов управления эффективностью и систем вознаграждения, фокусирование на достижении высокой степени приверженности и развитии стабильных трудовых отношений; в) на этапе зрелости – особое внимание уделяется контролю за себестоимостью рабочей силы и повышению производительности труда; на этом этапе труднее обосновать расходы на обучение, существуют напряженные отношения между сотрудниками; г) на этапе спада – акцент смещается в сторону рационализации и сокращения штатов, долгосрочные практические подходы 36 5. С точки зрения уровня осознанности тех правил и норм, которые лежат в основе кадровых мероприятий почти не применяются или сильно ограничены в целях сокращения затрат, профсоюзам угрожает непризнание их роли или в лучшем случае отводится маргинальная роль. а) пассивная стратегия - руководство организации не имеет выраженной программы действий в отношении персонала, а кадровая работа сводиться к ликвидации негативных последствий. Для такой организации характерно отсутствие прогноза кадровых потребностей, средств оценки труда и персонала, диагностики кадровой ситуации в целом; б) реактивная стратегия - руководство предприятия осуществляет контроль за симптомами негативного состояния в работе с персоналом: возникновение конфликтных ситуаций, отсутствие достаточно квалифицированной рабочей силы, отсутствие мотивации к высокопроизводительному труду. Кадровые службы, как правило, располагают средствами диагностики существующей ситуации и адекватной экстренной помощи. Хотя в программах развития предприятия кадровые проблемы выделяются специально, основные трудности возникают при среднесрочном прогнозировании; в) превентивная стратегия - кадровая служба располагает не только средствами диагностики персонала, но и прогнозирования кадровой ситуации на среднесрочный период (качественного и количественного). Сформулированы задачи по развитию персонала. Основная проблема таких организаций – разработка кадровых программ; г) активная стратегия - руководство имеет не только прогноз, но и средства воздействия на ситуацию, а кадровая служба способна разработать антикризисные кадровые программы, проводить постоянный мониторинг ситуации и корректировать исполнение программ в соответствие с параметрами внешней и внутренней ситуации. Отчет Кому: Иисусу, сыну Иосифа, Плотницкая мастерская, Назарет От кого: Jordan Management Consultants, Иерусалим Мы считаем, что те 12 человек, которых Вы выбрали для управления Вашей новой организацией, непригодны для этой деятельности. Для руководства подобным предприятием им недостает образования, опыта и профессионализма. У них нет представления о работе в команде. Петр, называвшийся прежде Симоном, эмоционально нестабилен и подвержен приступам гнева. Андрей не обладает лидерскими качествами. Братья Иаков и Иоанн ставят личные интересы выше лояльности компании. Фома склонен задавать слишком много вопросов, что может подорвать моральный дух коллектива. Считаем своим долгом сообщить Вам о том, что Матфей является жертвой шантажа со стороны налоговой полиции Иерусалима. Иаков, сын Алфея, и Фаддей склонны к радикализму, и оба получили высокий балл по шкале мании и депрессии. Однако один из кандидатов демонстрирует высокий потенциал. У него достаточно способностей и ресурсов, острый практический ум, и он обладает связями в высших сферах. Он высоко мотивирован и амбициозен. Мы рекомендуем Иуду Искариота на должность Вашего первого заместителя. Желаем успехов во всех ваших новых начинаниях. 37
«Функциональные стратегии развития предприятия (организации)» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 77 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot