Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция 2. Функциональная классификация городов
2.1. Классификация городов
Классификации не имеют в науке абсолютного значения. Классификаций в природе нет. Их создают сами исследователи в зависимости от поставленной задачи. Приведем существующие важнейшие системы классификации городов.
Количественная классификация (по величине).
Принято считать, что размер города предопределяет характер его проблем. В литературе встречается довольно много классификаций городов по численности населения. Однако большинство из них никак не обосновано экономически и служит лишь целям статистического распределения и административного деления.
Наиболее удачной можно считать следующую классификацию:
малые – до 50 тыс. чел.;
средние –50–100 тыс. чел.;
большие –100–250 тыс. чел.;
крупные –250–500 тыс. чел.;
крупнейшие –500 тыс. – 1 млн. чел.;
города-миллионеры – свыше 1 млн. чел.
Определенные в соответствии с классификацией количественные рубежи связаны с изменением качественного характера. Например, при достижении 100 тыс. чел. заметно снижается доля промышленности в функциональной структуре; а города с численностью 1 млн. чел. и более нуждаются в метро. Исследователи определили еще один рубеж –
20 тыс. жителей. Черты, свойственные молодому городу, в полной мере выражены у городов именно этой категории. Поэтому выделяют города с 20–50 тыс. жителей.
Классификация городов с точки зрения их административной роли.
Классификация вытекает из структуры государства, его законов и обычаев. Как правило, место резиденции главы государства, законодательных учреждений исполнительной власти называется столицей государства. Если государство разделено на составные части (автономные края, провинции, штаты, области, округа и т.д.), то в каждой из этих частей обычно существует свой главный город, т.е. административный центр, место резиденции главы политической или административной единицы с подчиненными ему учреждениями. Господствующая административно-политическая роль города иногда не совпадает с его социально-экономической ролью, и крупный торгово-промышленный центр может быть населеннее и экономически сильнее государственной столицы или главного города провинции, например, Нью-Йорк во много раз более люден и экономически мощен, чем официальная столица Вашингтон. Однако гораздо чаще административно-политическая и социально-экономическая роли города совпадают.
По итогам переписи 2010 г. в административно-территориальном делении РФ насчитывалось 1100 городов.
Классификация по социально-экономическим функциям.
Главная сложность возникает в связи с тем, что трудно найти объективный критерий разграничения.
Одна из классификаций городов по функциям на основе анализа структуры занятости каждого города в целях выявления ведущей отрасли – классификация Гарриса.
Чисто промышленные города: занятость в промышленности составляет не менее 45% работающих по найму и не менее 74% работающих в промышленности и торговле.
Города с менее выраженными промышленными функциями
где Зпром. – занятые в промышленности;
Зторг. – занятые в торговле;
Зн – все работающие по найму.
Города горнодобывающей промышленности
где Згорн. пр.– занятые в горнодобывающей промышленности.
Города розничной торговли
Города, выполняющие функции складских операций (оптовой торговли)
Коммуникационные города
где Зк – занятые на транспорте и телекоммуникациях.
Университетские города: число студентов составляет более 15% работающих по найму.
Курортные города и города с преобладанием пенсионеров и лиц, удалившихся от дел: доля экономически активного населения ниже минимума, который зависит от типа экономики страны.
Многофункциональные города.
Классификации, основанные на занятости, имеют следующие недостатки:
а) государственное учреждение, университет, финансовая деятельность может занимать относительно немного людей, но определять лицо города;
б) производительность растет быстрее в отраслях обрабатывающей промышленности, чем в производственной сфере, поэтому относительные изменения могут оказаться лишь на поверхности явлений.
Помимо занятости, критерием определения функции города может быть торгово-промышленный оборот, приходящийся на одного жителя.
Подробнее функциональный подход будет рассмотрен в одной из следующих тем.
2.2. Социально-экономическая структура города
История доказала, что и небольшие города, и крупнейшие являются необходимым элементом системы размещения хозяйства. Те и другие имеют свои преимущества и свои проблемы, которые, хотя и соотносимы с социально-экономическими проблемами региона и государства в целом, все же весьма специфичны.
В этом проявляется двойственная природа города, которую на современном этапе развития можно определить следующим образом: с одной стороны, в механизме государственного управления региональным развитием город является непосредственным объектом регулирующей деятельности государства; с другой – выступает как субъект реализации региональной политики.
Вследствие этого возникает необходимость разумного сочетания двух политик – управления и регулирования структуры городов.
Социально-экономическая структура города представлена на рис. 2.
Рис. 2. Социально-экономическая структура города
Подсистемы, формирующие город (социально-демографическая, экономическая и т.д.), обладают различными периодами воспроизводства, что определяет чрезвычайно сложную задачу согласования их развития в каждый конкретный период времени. Элементы каждого блока взаимодействуют не только друг с другом, но и с элементами каждого из остальных блоков. И любой момент в развитии города определяется состоянием подобных взаимодействий.