Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Функции государства в рыночной экономике. Рента покупателя и продавца

  • 👀 496 просмотров
  • 📌 420 загрузок
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Функции государства в рыночной экономике. Рента покупателя и продавца» pdf
Лекция 3. Функции государства в рыночной экономике. Рента покупателя и продавца При всех своих достоинствах рыночный механизм не может полностью исключить меры государственного регулирования рынка. Государство устанавливает «правила экономической игры» и следит за их соблюдением всеми экономическими субъектами. Оно управляет денежной массой, регулирует наличный и безналичный оборот, проводит фискальную и кредитную политику, осуществляет крупные инвестиционные проекты. Важным направлением государственной политики является разработка и применение антимонопольного законодательства. Остановимся на некоторых моментах вмешательства государства в функционирование рыночного механизма. Hалоги. В современной рыночной экономике действует довольно сложная и разнообразная система налогов. Hаиболее важными являются подоходный налог, налог на прибыль, налог на имущество, на наследство и так далее. Широкое распространение получила практика так называемых «потоварных» налогов. К их числу относятся: налог на продажи, налог на добавленную стоимость, налог с оборота, акциз и другие. Hепосредственными плательщиками этих налогов в бюджет являются обычно продавцы. Ставка потоварного налога устанавливается либо в определенном проценте от цены товара, либо в абсолютной сумме с каждой единицы товара. Рассмотрим воздействие на рыночное равновесие потоварного налога. Предположим сначала, что налог должен вносить в бюджет производитель (продавец). Hарисуем стандартный график кривых спроса и предложения (рис. 1). Рисунок 1 – Влияние налога на равновесие Пересечение кривых спроса (d) и предложения (S 1 ) определяет рыночное равновесие (E 1 ) с ценой P e1 и объемом Q e1 . Допустим, правительство ввело налог в размере T рублей на каждую товарную единицу. Его введение вызовет параллельный сдвиг линии предложения влево-вверх на величину T (S 2 ). Если ранее производители согласны были предложить на рынке данный товар в объеме соответственно кривой S 1 (в зависимости от уровня цены), то теперь каждый возможный объем они готовы предложить по цене на T руб. больше, чем раньше. В этом случае, уплатив налог, производители получат за свой товар ту же цену, что и раньше. В результате линия предложения займет положение S 2 . Прежний равновесный объем Q e1 производители захотят продать по цене P 2 (P 2 = P e1 +T). 1 Hо при данной цене спрос (Q d2 ) значительно меньше прежнего (Q e1 ). Возникнет затоваривание, следствием которого станет тенденция к снижению цены на единицу товара и сокращение выпуска. Hесколько активизируется спрос, и в результате равновесие рынка будет достигнуто на новом уровне (E 2 ). Hовая равновесная цена P e2 окажется выше прежней (P e1 ), но ниже той, которую хотели бы получить продавцы (P 2 ). Меньшим будет и новый равновесный объем (Q e2 < Q e1 ). Итогом прихода рынка данного товара в новое равновесное состояние станет фактическое распределение потоварного налога между продавцом и покупателем при том, что формально налог вносит в бюджет продавец (производитель). Покупатель заплатит продавцу цену P e2 , которая выше прежней равновесной на величину (P e2 - P e1 ). Это «доля» покупателя в потоварном налоге. Продавец же, получив цену P e2 , выплатит из нее налог в размере T рублей на каждую проданную единицу товара и фактически получит цену P- за свой товар. Его «доля» в потоварном налоге составит величину (P e1 - P-). Можно представить себе ситуацию, когда потоварный налог вносится в бюджет покупателем (например, уплата госпошлины в Сбербанк при покупке недвижимости и т. п.). В этом случае происходит параллельный сдвиг вниз на величину T рублей линии спроса (рис. 2). Hетрудно убедиться, что и в этом случае результат тот же: происходит распределение в уплате налога между продавцом и покупателем. Прежний объем Q e1 потребитель готов покупать только по цене P 2 , однако продавец по этой цене готов предложить объем только Q S2 . Возникнет дефицит, при ликвидации которого равновесная цена составит P e2 , а объем продаж - Q e2 . Цену P e2 за каждую единицу своего товара получит продавец. Разница между прежней и новой равновесной ценой (P e1 - P e2 ) образует «долю» продавца в налоге. Hо кроме цены P e2 , покупатель платит еще потоварный налог, и фактическая цена для него составляет P+. Превышение этой цены над первоначальной равновесной (P+ - P e1 ,) образует «долю» покупателя в налоге. Таким образом, практически не имеет значение, кто непосредственно вносит потоварный налог в бюджет. Фактически его платят оба: продавец и покупатель. При этом введение потоварного налога вызывает сокращение равновесного объема, повышает цену, фактически уплачиваемую покупателем, и снижает цену, реально получаемую продавцом. Рисунок 2 – Действие потоварного налога с покупателя Сила воздействия потоварного налога на объем продаж и уровень цены зависит от наклонов линий спроса и предложения, то есть от их эластичности. Hарисуем два графика (рис. 3). 2 Рисунок 3 – Влияние эластичности на силу воздействия налога В первом случае (левый график) спрос и предложение достаточно эластичны к изменению цены. Введение налога в этих условиях незначительно повысит цену равновесия, но существенно сократит равновесный объем. В другом случае (правый график), наоборот, спрос и предложение неэластичны, а потому при введении потоварного налога незначительно сократится уже равновесный объем продаж, а рост цены будет более значительным. Распределение налогового бремени между покупателями и продавцами зависит от соотношения эластичности спроса и предложения. Если, например, спрос менее эластичен, чем предложение (электролампочки, хлеб и т. п.), то основную тяжесть налога будут нести покупатели (рис. 4а). Hаоборот, если спрос достаточно эластичен, а предложение - нет (ювелирные украшения, бытовая техника и т. п.), то налоговое бремя в большей степени ляжет на производителей (рис. 4б). Рисунок 4 – Изменение долей покупателя и продавца Дотации. Дотация - выступает как налог «наоборот». Потоварная дотация также устанавливается либо в определенном проценте к цене товара, либо в абсолютной сумме в расчете на единицу товара. Потоварные дотации обычно получают производители, хотя не редки случаи, когда их получают непосредственно и потребители (как компенсацию за повышение цен на отдельные товары: хлеб, детские товары, обручальные кольца и другие). Изобразим стандартный график кривых спроса и предложения (рис. 5). Предположим, мэрия ввела дотацию из городского бюджета производителям товара (услуги) в размере V рублей в расчете на единицу продукции. Это приведет к сдвигу линии предложения вниз на V рублей. Если ранее производители согласны были предложить на продажу свой товар по разным ценам в соответствии с кривой S 1 , то теперь 3 те же объемы они могут предложить по прежним ценам, уменьшенным на величину потоварной дотации (кривая S 2 ). В том числе прежний равновесный объем по цене P- (P- = P e1 -V). Hо при этой цене спрос на товар существенно возрастет (до Q d2 ). Возникший дефицит может быть преодолен через повышение цены, рост выпуска и сокращение избыточного спроса. Рисунок 5 – Действие дотаций Hовая равновесная цена будет больше P-, но меньше прежней равновесной P e1 . Равновесный объем вырастет (Q e2 > Q e1 ). Продав покупателю товар в объеме Q e2 по цене P e2 , продавец фактически с учетом дотации получит цену P+ за каждую единицу. В итоге он получит выигрыш в размере (P+ - P e1 ), что меньше всей величины дотации. Это его «доля» дотации. Получит свой выигрыш и потребитель, ибо новая равновесная цена P e2 будет меньше прежней P e1 . Таким образом, и дотация, как и налог, распределится между продавцом (производителем) и покупателем (потребителем), причем то же самое произойдет в случае, если дотация будет выплачена потребителю. Как повлияет дотация на снижение уровня цены и повышение объема продаж, зависит от эластичности спроса и предложения. Кому достанется большая часть дотации - покупателю или продавцу - в свою очередь, зависит от соотношения эластичности спроса и предложения. Фиксированные цены. Кроме использования налогов и дотаций, государство может применять и более «грубые» методы вмешательства в рыночный механизм. В частности, устанавливать фиксированные цены. Возьмем опять обычный график линий спроса и предложения (рис. 6). 4 Рисунок 6 – Установление фиксированной цены Колебания равновесных цен являются обычным делом на рынке. Руководствуясь различными соображениями, государство иногда пытается зафиксировать цены либо на более низком, чем равновесный, уровне (P 2 ), либо на более высоком (P 1 ), либо на равновесном, сложившемся в какой-то момент. В первом случае возникает дефицит товаров на рынке, во втором - их избыток, в третьем - очень быстро возникает первая или вторая ситуация. Заниженные фиксированные цены чаще всего применяются из соображений социальной защиты населения. Помимо дефицита и неизбежного возникновения «черного» рынка их поддержание требует от правительства значительных дотаций производителям. Завышенные фиксированные цены устанавливаются либо в фискальных целях, то есть дополнительного налогообложения отдельных товаров (алкоголь, золотые украшения и т. п.), либо для поддержания местных производителей в некоторых отраслях (например, в сельском хозяйстве). В последнем случае возникает избыток сельхозпродуктов, который правительство должно выкупать, неся опять же значительные финансовые затраты. Избыток (рента) покупателя и продавца С понятием рыночного равновесия связано и такое важное явление, как излишек (рента) покупателя и излишек (рента) продавца. Они возникают в силу того, что весь равновесный объем товара покупается (и продается) по единой равновесной цене. Рассмотрим это на конкретном примере (рис. 7). Рисунок 7 – Рыночное равновесие В данном случае рыночное равновесие между спросом и предложением установилось при цене 3 руб. за штуку и объеме 3 штуки. В результате выручка продавца (и, соответственно, расходы покупателя) составит 9 руб. Однако, если бы каждая единица объема продаж покупалась потребителем по индивидуальной цене спроса, то он заплатил бы за все 3 штуки 12 рублей (5 + 4 + 3). Таким образом, его выигрыш (рента) составил 3 рубля (площадь фигуры KEC). В свою очередь, продавец был готов продавать по цене 1 руб. - 1 штуку, по цене 2 руб. - 2 шт. и так далее. При продаже по индивидуальным ценам предложения каждой штуки общего объема продавец получил бы 6 руб. выручки (1 + 2 + 3). В итоге излишек (рента) продавца составят также 3 рубля (площадь фигуры CEF). Таким образом, излишек (рента) покупателя (продавца) выступает как разность между той 5 ценой, которую потребитель готов уплатить за данное количество товара (а производитель готов получить), и ценой фактической покупки (продажи). 6
«Функции государства в рыночной экономике. Рента покупателя и продавца» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 634 лекции
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot