Фундаментальные эффекты, к которым приводит нелинейность. Автоколебания
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ЭФФЕКТЫ, К КОТОРЫМ ПРИВОДИТ НЕЛИНЕЙНОСТЬ
(Автономные системы второго порядка, способные совершать колебания.
Гладкие нелинейности. Качественный уровень исследования)
IV АВТОКОЛЕБАНИЯ
Это самопроизвольно возникающий в некоторых нелинейных диссипативных системах колебательный процесс, характеристики которого определяются свойствами самой системы и не зависят от начальных условий. Для того чтобы возникли автоколебания, система должна включать в себя колебательный контур, диссипативный элемент и источник энергии. Автоколебания – это установившийся процесс, энергия для поддержания которого черпается из неколебательного источника. Параметры (размах и период) автоколебаний зависят от параметров системы. Запускается процесс выведением системы из положения равновесия.
4. 1 УРАВНЕНИЕ ВАН-ДЕР-ПОЛЯ (система с мягким возбуждением)
УРАВНЕНИЕ РЭЛЕЯ
(Замена приводит к уравнению В-д-П)
Будем моделировать процессы в уравнении Ван-дер Поля. Построим фазовый портрет.
Определим особую точку - положение равновесия . Определим тип особой точки. Для этого линеаризуем уравнение вблизи положения равновесия:
1. ЦЕНТР
2. УСТОЙЧИВЫЙ ФОКУС, если
УСТОЙЧИВЫЙ УЗЕЛ, если
3. НЕУСТОЙЧИВЫЙ ФОКУС, если
НЕУСТОЙЧИВЫЙ УЗЕЛ, если
В этом случае на фазовой плоскости существует замкнутая траектория, называемая предельным циклом. Остальные фазовые траектории навиваются на предельный цикл как изнутри, так и снаружи.
3.1 Любые начальные условия, несовпадающие с положением равновесия, вызывают режим автоколебаний. Причем начальные условия не влияют на размах автоколебаний. Это система с мягким самовозбуждением.
3.2 Предельный цикл определяет размах и период автоколебаний. С ростом параметра λ автоколебания превращаются из квазигармонических в существенно негармонические, а затем в релаксационные.
4.2 СИСТЕМА С ЖЕСТКИМ ВОЗБУЖДЕНИЕМ
В таких системах в зависимости от начальных условий может реализовываться или режим перехода в положение равновесия, или режим автоколебаний.
, μ>0
Построим фазовый портрет.
Определим особую точку - положение равновесия . Определим тип особой точки. Для этого линеаризуем уравнение вблизи положения равновесия:
1. Условие устойчивости положения равновесия
В зависимости от значений параметров , μ возможны два варианта процессов:
переход в положение равновесия из любых начальных условий, либо в зависимости от начальных условий переход в положение равновесия или переход к режиму автоколебаний. В последнем случае на фазовой плоскости существуют два вложенных предельных цикла, наружный устойчивый и определяющий параметры автоколебаний, внутренний неустойчивый и определяющий бассейн притяжения положения равновесия. С ростом параметра λ устойчивый предельный цикл увеличивается в размерах, а неустойчивый предельный цикл – уменьшается в размерах. В системе наблюдается бистабильность.
2. . Неустойчивый предельный цикл исчезает, а положение равновесия становится неустойчивым.
3. Условие неустойчивости положения равновесия . В системе существует устойчивый предельный цикл, увеличивающийся в размерах с ростом параметра λ.
Выберем μ=1. Параметр λ варьируем. Для фиксированного значения λ устанавливаем, какие режимы могут реализовываться в системе, для этого варьируем начальные условия.
λ
A
-0,2
Любые (0,8; 0,1)
Устойчивое ПР
-0,125
Любые (0,8; 0,1)
-0,1
0,75
1,2
Два вложенных предельных цикла.
Размер неустойчивого предельного цикла уменьшается.
Размер устойчивого предельного цикла увеличивается.
0,7
-0,05
0,48
1,35
0,45
-0,01
0.21
1,45
0.2
Любые (1,8; 0,1)
1,5
Неустойчивое положение равновесия.
Устойчивый предельный цикл.
0,2
Любые (1,8; 0,1)
1,6
0,3
Любые (1,8; 0,1)
1,7
Результаты моделирования, сведенные в таблицу, свидетельствуют о наличии в системе ГИСТЕРЕЗИСА.
Будем изменять значение параметра λ ступенчато, на каждой ступеньке дождемся установившегося режима. Нельзя говорить о скорости изменения параметра, а только о направлении изменения. Получили следующие результаты.
Если увеличивать параметр λ, а начальные условия брать близкими к положению равновесия, то колебания возникнут при , причем их размах будет сразу существенным.
Если уменьшать параметр λ, а начальные условия брать соответствующими амплитуде автоколебаний при предыдущем значении параметра λ, то будем наблюдать плавное уменьшение амплитуды автоколебаний, а при колебания исчезают.
4.3 ФРИКЦИОННЫЕ АВТОКОЛЕБАНИЯ
Возникают на ползучих скоростях и характеризуются чередованием зон застоя и движения.
4.3.1. Моделирование элемента сухого трения
Пусть F– сумма всех сил, действующих на массу m, кроме силы инерции и сухого трения.
где – трение покоя, - трение движения.
Если учесть Штрибек эффект, то ,
4.3.2. Моделирование фрикционных автоколебаний
1. Кулоново трение () – автоколебаний нет
2. Кулоново трение () – автоколебания могут возникнуть на больших скоростях
3. Штрибек эффект – автоколебания возникают на малых скоростях
4.3.3. Вибрационное сглаживание нелинейности