Формы организации и технология обучения БЖД.
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Формы организации и технология обучения БЖД.
1. Урочная форма организации обучения. Дополнительные формы организации обучения по БЖД.
2. Внеклассная работа по обеспечению безопасности жизнедеятельности. Учебно-материальная база кабинета по безопасности жизнедеятельности.
I. Организационные формы, методы, приемы и средства обучения основам безопасности жизнедеятельности.
Основные формы организации обучения основам безопасности жизнедеятельности
Успех и эффективность учебно-воспитательной работы зависит от умелого использования многообразия форм ее организации.
• форма обучения (педагогическая технология);
• форма учебной деятельности учащегося;
• форма организации текущей учебной работы класса, группы.
классифицировать формы обучения по следующим показателям:
• количество учащихся, участвующих в процессе обучения (коллективные, индивидуальные формы);
• место организации учебы (школьные и внешкольные);
• продолжительность учебных занятий (классные и внеклассные мероприятия),
Наибольшее распространение, получила классно-урочная система обучения.
Преимущества классно-урочной системы состоят в четкой организационной структуре; простом управлении учебно-воспитательным процессом; экономии учебного времени; возможности взаимодействия детей в процессе обучения, взаимообучения, соревновательности; постоянном эмоциональном влиянии личности учителя на учеников; систематичности и последовательности в процессе получения знаний.
Среди недостатков классно-урочной системы можно выделить: опору на «среднего» ученика, которая создает трудности для слабого ученика и задерживает развитие способностей более сильных, талантливых детей; трудности учета индивидуальных способностей учащихся, их особенностей развития; отсутствие организованного общения старших учеников с младшими; одинаковый для всех темп и ритм работы.
Классно-урочная форма организации обучения является основной. Кроме нее, я использую и другие формы: вспомогательные, внеклассные, внеурочные, домашние, самостоятельные и т.п. К ним относятся консультации, дополнительные занятия, инструктажи, конференции, кружковые и факультативные занятия, клубная работа, домашняя самостоятельная работа учащихся и др.
Урок ОБЖ: типы уроков, их классификация и структура
В зависимости от ведущей дидактической цели выделяют следующие типы уроков:
• вводные уроки;
• уроки первичного ознакомления с учебным материалом;
• уроки образования понятий, установления законов и правил;
• уроки применения полученных знаний на практике;
• уроки выработки навыков (тренировочные);
• уроки повторения и обобщения;
• контрольные уроки;
• уроки смешанные или комбинированные.
По способу организации или ведущему методу обучения можно выделить следующие типы уроков:
• урок-лекция;
• урок-беседа;
• урок-экскурсия;
• киноурок;
• урок самостоятельной работы;
• лабораторные и практические занятия;
• уроки с разнообразными видами заданий.
Соответственно выделяются следующие типы уроков:
• изучения нового учебного материала;
• совершенствования знаний, умений и навыков;
• обобщения и систематизации;
• комбинированные уроки;
• контроля и коррекции знаний, умений и навыков.
Классическая, традиционная структура урока опирается на формальные ступени обучения, такие как: подготовка к усвоению новых знаний; усвоение новых знаний, умений; их закрепление и систематизация; применение на практике.
Соответствующий данной структуре тип урока носит название комбинированного и состоит из следующих этапов:
1. Организационный — дидактическая задача заключается в подготовке учащихся к работе на уроке.
2. Проверка выполнения домашнего задания — дидактическая задача — проверка.
3. Подготовка к активной учебно-познавательной деятельности —дидактическая задача этого этапа ориентирует на подготовку учащихся к тому виду деятельности, который будет доминировать на основном этапе урока.
4. Усвоение новых знаний — дидактическая задача определяет формирование у учащихся конкретных представлений об изучаемых фактах, понятиях, явлениях, их сущности и взаимосвязях.
5. Первичная проверка понимания учащимися нового материала —дидактическая задача состоит в установлении специфики осознанности его освоения.
6. Закрепление знаний — дидактическая задача заключается в организации деятельности учащихся по применению новых знаний.
7. Обобщение и систематизация знаний — дидактическая задача состоит в обеспечении усвоения системы знаний и установлении межпредметных связей.
8. Контроль и самоконтроль знаний — дидактическая задача ориентирует на проверку знаний и стимуляцию учащихся на самоконтроль и самообразование.
9. Подведение итогов — дидактическая задача — дать анализ успешности образовательной деятельности и показать пути решения проблем в обучении.
10. Информация о домашнем задании — дидактическая задача состоит в подготовке к выполнению рекомендаций учителя.
Нетрадиционные формы проведения уроков ОБЖ
При осуществлении образовательного процесса по основам безопасности жизнедеятельности широко используются нетрадиционные типы урока такие как:
• интегрированные уроки, основанные на межпредметных связях: объединённые двух-, трех- и четырёхпредметные, урок-погружение, экскурсия, поход, путешествие;
• уроки в форме соревнований и игр: конкурсы, турниры, эстафеты, деловые или ролевые игры, кроссворды, викторины;
• уроки творчества: исследование, изобретательство, эврика, анализ первоисточников, поиск, проект, комментарий, мозговая атака, интервью, репортаж, КТД;
• уроки с имитацией публичных форм общения: пресс-конференция, аукцион, бенефис, митинг, дискуссия, телепередача, телемост, рапорт, «живая газета», устный журнал;
• уроки с использованием фантазии: сказка, сюрприз, урок - театр, открытые мысли;
• уроки, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций: суд, следствие, дебаты в парламенте, цирк, патентное бюро, учёный совет, выборы;
• уроки, имитирующие общественно-культурные мероприятия: экскурсия в прошлое, путешествие, виртуальная прогулка, репортаж, спектакль, кино;
• перенесение в рамки урока традиционных форм внеклассной работы: КВН, «Следствие ведут знатоки», «Что? Где? Когда?», утренник, спектакль, концерт, инсценировка, диспут, «посиделки», «клуб знатоков» и др.
Внеурочные формы организации обучения ОБЖ
Наряду с уроком в преподавании курса ОБЖ используются и другие формы учебной работы. Наиболее распространенными являются такие как: экскурсия, домашняя работа, факультативные занятия, мероприятия внеклассной работы (кружки, студии, олимпиады, конкурсы и др.).
Особенностью массовой формы внеурочной работы является проведение разовых, эпизодических мероприятий, к участию в которых можно привлечь учащихся разных возрастных групп. Примером могут служить проведение «Дня здоровья», «Дня защиты детей», игры «Зарница» и др.
Требования к оснащению кабинета ОБЖ
Письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 01.04.05 г. N03-417
Департамент государственной политики в образовании Минобрнауки России направляет для использования в работе согласованный с Российской Академией Образования Перечень учебного и компьютерного оборудования для оснащения общеобразовательных учреждений (далее Перечень).
Данный Перечень не является обязательным, он выполняет функцию ориентира при оснащении школ нормативной документацией, учебно-методическими комплектами, печатной продукцией, техническими средствами обучения, необходимыми для перехода школ на организацию процесса обучения в соответствии с требованиями образовательных стандартов, поскольку разработан на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования.
При формировании содержания Перечня исходили из задач комплексного использования материально-технических средств обучения, перехода от репродуктивных форм учебной деятельности к самостоятельным, поисково-исследовательским видам работы, переноса акцента на аналитический компонент учебной деятельности, формирование коммуникативной культуры учащихся и развитие умений работы с различными видами информации и ее источниками. Материально-техническое обеспечение учебного процесса должно быть достаточным для эффективного решения этих задач, именно поэтому Перечень включает не только объекты, выпускаемые в настоящее время, но и перспективные, создание которых необходимо для обеспечения введения государственного стандарта общего образования.
В Перечне представлены не конкретные названия, а, прежде всего, общая номенклатура объектов и средств материально-технического обеспечения, что объясняется особенностью современного этапа развития сектора, обеспечивающего материальные потребности школы, а также существенными изменениями, которым должны подвергнуться учебно-методические пособия в связи с введением государственного образовательного стандарта. Кроме того, в школьную практику преподавания постепенно вводятся новые носители информации, в том числе мультимедийные, что также потребует пересмотра сложившейся системы материально-технического обеспечения учебного процесса.
В описании приводятся рекомендованные технические характеристики средств информационных и коммуникационных технологий. Это вызвано их быстрым развитием на современном этапе, а также снижением стоимости на фоне повышения стоимости традиционного учебного оборудования. Значительная часть учебных материалов, входящих в данный перечень, в том числе тексты, комплекты иллюстраций, схемы, таблицы, диаграммы могут быть представлены не на полиграфических, а на цифровых (электронных) носителях. Использование цифровых образовательных ресурсов повышает эффективность учебных материалов, прежде всего за счет использования интерактивности и возможностей деятельностного подхода. Широкое использование цифровых ресурсов позволяет снизить стоимость затрат на размножение и доставку за счет низкой стоимости копирования и использования Интернет для распространения.Количество учебного оборудования приводится в требованиях в расчете на один учебный кабинет. При этом использование значительной части указанных технических средств связано с решением не только внутрипредметных, но и общеучебных задач. Конкретное количество указанных средств и объектов материально-технического обеспечения учитывает средний расчет наполняемости класса (25 учащихся).
Для отражения количественных показателей в рекомендациях используется следующая система символических обозначений:
Д - демонстрационный экземпляр (1 экз., кроме специально оговоренных случаев);
К - полный комплект (исходя из реальной наполняемости класса);
Ф - комплект для фронтальной работы (примерно в два раза меньше, чем полный комплект, то есть не менее 1 экз. на двух учащихся);
П - комплект, необходимый для практической работы в группах, насчитывающих по нескольку учащихся (6-7 экз.).
Выбор помещения, его рациональная планировка определяется санитарно-эпидемиологическими нормами (СанПиН 2.4.2. 178-02).
Департамент государственной политики в образовании рекомендует использовать данный Перечень при решении вопросов оснащения общеобразовательных учреждений, а также для расчета нормативов финансирования обучающихся.
Из приложения к письму Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 01.04.05 г. №03-417
Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения
Необходимое количество
Примечания
Основная школа
Старшая школа
Базовый уровень
Профильный уровень
1.
БИБЛИОТЕЧНЫЙ ФОНД (КНИГОПЕЧАТНАЯ ПРОДУКЦИЯ)
1.1
Стандарт основного общего образования по ОБЖ
Д
Стандарт по ОБЖ, примерные программы, авторские рабочие программы входят в состав обязательного программно-методического обеспечения кабинета ОБЖ
1.2
Стандарт среднего (полного) общего образования по ОБЖ (базовый уровень)
Д
1.3
Стандарт среднего (полного) общего образования по ОБЖ (профильный уровень)
Д
1.4
Примерная программа основного общего образования по ОБЖ
Д
1.5
Примерная программа среднего (полного) общего образования на базовом уровне по ОБЖ
Д
1.6
Примерная программа среднего (полного) общего образования на профильном уровне по ОБЖ
Д
1.7
Авторские рабочие программы по ОБЖ
Д
Д
Д
1.8
Учебник по ОБЖ для 8 класса
К
В библиотечный фонд входят комплекты учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в учебном процессе.
При комплектации библиотечного фонда полными комплектами учебников целесообразно включить в состав книгопечатной продукции, имеющейся в кабинете ОБЖ, и по несколько экземпляров учебников из других УМК по каждому курсу ОБЖ. Эти учебники могут быть использованы учащимися для выполнения практических работ учителем как часть методического обеспечения кабинета.
1.9
Учебник по ОБЖ для 10 класса (базовый уровень)
К
1.10
Учебник по ОБЖ для 10 класса (профильный уровень)
К
1.11
Учебник по ОБЖ для 11 класса (профильный уровень)
К
1.12
Учебник «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни» для обучающихся–девушек 10-11 классов
К
1.13
Учебник «Основы педагогики и психологии» для 10-11 классов (профильный уровень)
К
1.14
Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации
К
1.15
Наставление по стрелковому делу:
Основы стрельбы из стрелкового оружия
К
1.16
Наставление по стрелковому делу: 7,6 2-мм модернизированный автомат Калашникова
К
1.17
Закон Российской Федерации «О воинской обязанности и военной службе»
К
К
1.18
Закон Российской Федерации «О гражданской обороне»
К
К
1.19
Закон Российской Федерации «О защите населения и территорий и от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»
К
К
1.20
Закон Российской Федерации «О пожарной безопасности»
К
К
1.21
Дидактические материалы по основным разделам ОБЖ
Ф
Ф
Ф
Сборники разноуровневых познавательных и развивающих заданий, обеспечивающих усвоение знаний по ОБЖ как на репродуктивном, так и на продуктивном уровнях.
1.22
Контрольно-измерительные материалы по основным разделам ОБЖ
Ф
Ф
Ф
Сборники заданий (в том числе тестовых), обеспечивающих диагностику и контроль качества обучения в соответствии с требованиями к уровню подготовки выпускников, закрепленными в стандарте.
1.23
Хрестоматия по ОБЖ
К
1.24
Практикумы по ОБЖ
Ф/П
Ф/П
Ф/П
1.25
Научная, научно-популярная литература
П
П
Литература для подготовки докладов и сообщений; научные, научно-популярные и художественные издания, необходимые для подготовки докладов, сообщений, рефератов и творческих работ.
1.26
Справочные пособия (энциклопедии и энциклопедические словари)
П
П
П
1.27
Методические пособия для учителя (рекомендации к проведению уроков)
Д
Д
Д
2.
ПЕЧАТНЫЕ ПОСОБИЯ
2.1
Организационная структура Вооруженных Сил Российской Федерации
Д
Д
2.2
Ордена России
Д
Д
2.3
Текст Военной присяги
Д
Д
2.5
Воинские звания и знаки
Различия
Д /Ф
Д /Ф
2.6
Военная форма одежды
Д /Ф
Д /Ф
2.7
Мероприятия обязательной подготовки
граждан к военной службе
Д
Д
2..8
Военно-прикладные виды спорта
Д
Д
2.9
Военно-учетные специальности РОСТО
Д
Д
2.10
Военно-учебные заведения Вооруженных Сил Российской Федерации
Д
Д
2.11
Мероприятия, проводимые при первоначальной постановке на воинский учет
Д
Д
2.12
Нормативы по прикладной физической подготовке
Д
Д
2.13
Нормативы по радиационной, химической и биологической разведке
Д
2.14
Устройство 7,62-мм (или 5,45-мм) автомата Калашникова
Д
2.15
Устройство 5,6-мм малокалиберной винтовки
Д
2.16
Основы и правила стрельбы из стрелкового оружия
Д
2.17
Приемы и правила метания ручных гранат
Д
2.18
Мины российской армии
Д
2.19
Фортификационные
сооружения (окопы, траншеи, щели, ниши, блиндажи, укрытия, минно-взрывные заграждения)
Д
2.20
Индивидуальные средства защиты
Д
Д
Д
2.21
Приборы радиационной
разведки
Д
Д
2.22
Приборы химической разведки
Д
Д
2.23
Организация и несение внутренней службы
Д
Д
2.24
Строевая подготовка
Д
2.25
Оказание первой медицинской помощи
Д /Ф
Д /Ф
Д /Ф
2.26
Гражданская оборона
2.27
Диаграммы и графики,
Д/Ф
Д/Ф
Д/Ф
3.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ
3.1
Цифровые компоненты учебно-методического комплекса по основным разделам курса ОБЖ
Д/П
Д/П
Д/П
Цифровые компоненты учебно-методического комплекса могут быть ориентированы на систему дистанционного обучения, различные формы учебной деятельности (в том числе игровую), носить проблемно-тематический характер и обеспечивать дополнительные условия для изучения отдельных предметных тем и разделов стандарта. В любом случае эти пособия должны предоставлять техническую возможность построения системы текущего и итогового контроля уровня подготовки учащихся (в т.ч. в форме тестового контроля).
3.2
Коллекция цифровых образовательных ресурсов по тематике курса ОБЖ.
Д/П
Д/П
Д/П
Коллекция образовательных ресурсов включает комплекс информационно-справочных материалов, объединенных единой системой навигации и ориентированных на различные формы познавательной деятельности, в т.ч. исследовательскую проектную работу. В состав коллекции могут входить тематические базы данных, фрагменты исторических источников и текстов из научных и научно-популярных изданий, фотографии, анимация, таблицы, схемы, диаграммы и графики, иллюстративные материалы, аудио- и видеоматериалы, ссылки на внешние источники. Коллекция образовательных ресурсов может размещаться на CD, или создаваться в сетевом варианте (в т.ч. на базе образовательного учреждения).
3.3
Задачник для создания тематических и итоговых разноуровневых тренировочных и проверочных материалов для организации фронтальной и индивидуальной работы.
Д/П
Д/П
Д/П
Цифровой компонент учебно-методического комплекса, включающий обновляемый набор заданий по тематике курса ОБЖ, а также системы комплектования тематических и итоговых работ с учетом вариативности, уровня усвоения знаний и особенностей индивидуальной образовательной траектории учащихся.
3.4
Общепользовательские цифровые инструменты учебной деятельности
Д/П
Д/П
Д/П
К общепользовательским цифровым инструментам учебной деятельности, используемым в курсе ОБЖ, относятся, в частности, текстовый редактор, редактор создания презентаций
4.
ЭКРАННО-ЗВУКОВЫЕ ПОСОБИЯ (МОГУТ БЫТЬ В ЦИФРОВОМ ВИДЕ)
4.1
Видеофильмы по разделам курса ОБЖ
Д
Д
Д
Видеофильмы, аудиозаписи и фонохрестоматии, слайды могут быть в цифровом (компьютерном) виде
4.2
Аудиозаписи и фонохрестоматии по всеобщей истории и истории России
Д
Д
Д
4.3
Слайды (диапозитивы) по тематике курса ОБЖ
Д
Д
Д
5.
ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ (СРЕДСТВА ИКТ)
5.1
Мультимедийный компьютер
Д
Д
П
Основные технические требования: графическая операционная система, привод для чтения-записи компакт дисков, аудио-видео входы/выходы, возможность выхода в Интернет; оснащен акустическими колонками, микрофоном и наушниками; в комплект входит пакет прикладных программ (текстовых, табличных, графических и презентационных).
Сканер с приставкой для сканирования слайдов
Д
Д
Д
Могут входить в материально-техническое обеспечение образовательного учреждения
Принтер лазерный
Д
Д
Д
Цифровая видеокамера
Д
Д
Д
Цифровая фотокамера
Д
Д
Д
Слайд-проектор
Д
Д
Д
Мультимедиа проектор
Д
Д
Д
Стол для проектора
Д
Д
Д
Экран (на штативе или навесной)
Д
Д
Д
Минимальные размеры 1,5 × 1,5 м
6.
УЧЕБНО-ПРАКТИЧЕСКОЕ И УЧЕБНО-ЛАБОРАТОРНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
6.1
Штатив для карт и таблиц
Д
Д
Д
6.2
Укладки для аудиовизуальных средств (слайдов, кассет и др.)
Д
Д
Д
6.3
Войсковой прибор химической разведки (ВПХР)
Д
6.4
Бытовой дозиметр
Д
Д
Д
6.5
Компас
Д
Д
Д
6.6
Визирная линейка
Д
Д
6.7
Транспортир
Д
Д
6.8
Бинт марлевый 10х15
Д/Ф
Д/Ф
Д/Ф
6.9
Вата гигроскопическая нестерильная (пачка по 50 г.)
Д/Ф
Д/Ф
Д/Ф
6.10
Вата компрессная (пачка по 50 г.)
Д/Ф
Д/Ф
Д/Ф
6.11
Воронка стеклянная
6.12
Грелка
6.13
Жгут кровоостанавливающий резиновый
Д/Ф
Д/Ф
Д/Ф
6.14
Индивидуальный перевязочный пакет
Д/Ф
Д/Ф
Д/Ф
6.15
Косынка перевязочная
Д/Ф
Д/Ф
Д/Ф
6.16
Клеенка компрессорная
Д/Ф
Д/Ф
Д/Ф
6.17
Клеенка подкладочная
Д/Ф
Д/Ф
Д/Ф
6.18
Ножницы для перевязочного материала (прямые)
Д/Ф
Д/Ф
Д/Ф
6.19
Повязка малая стерильная
Д/Ф
Д/Ф
Д/Ф
6.20
6.21
6.22
Повязка большая
стерильная
Шприц-тюбик
одноразового пользования
Шинный материал
(плотные куски картона, рейки т.п.) длиной от 0,7 до 1,.5 м
Д/Ф
Д/Ф
Д/Ф
Д/Ф
Д/Ф
Д/Ф
Д/Ф
Д/Ф
Д/Ф
6.23
Противогаз
Д/Ф
Д/Ф
Д/Ф
6.24
Общезащитный комплект
Д
Д/Ф
6.25
Респиратор
Д/Ф
Д/Ф
Д/Ф
6.26
Аптечка индивидуальная (АИ-2)
Д/Ф
Д/Ф
6.27
Противохимический пакет
Д/Ф
Д/Ф
6.28
Носилки санитарные
Д
Д
Д
6.29
Противопыльные
тканевые маски
Д
Д
Д
6.30
Ватно-марлевая повязка
Д
Д
Д
7. МОДЕЛИ
7.1
Макет простейшего укрытия в разрезе
Д
Д
Д
7.2
Макет убежища в разрезе
Д
Д
7.3
Тренажер для оказания первой помощи
Д
Д
Д