Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Формы, методы и средства обучения иностранным языкам

  • 👀 692 просмотра
  • 📌 656 загрузок
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате doc
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Формы, методы и средства обучения иностранным языкам» doc
ТЕМА 7. ФОРМЫ, МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ В теории и практике обучения ИЯ обычно выделяют содержательную и процессуальную стороны (аспекты, компоненты). Их взаимодействие подчиняется дидактическому принципу единства содержательной и процессуальной сторон обучения. Отобранное и методически организованное содержание обучения иностранным языкам становится достоянием ученика в процессе его усвоения, совершения учебных действий, то есть в процессе целенаправленной учебной деятельности. Без учебных действий нет содержания. Процессуальная сторона или ход обучения осуществляется с помощью дидактических средств как формы и методы обучения. Метод – ярко выраженный деятельностный компонент целостного процесса обучения, а формы – коммуникативный компонент. В дидактике выделяют 3 группы методов обучения: 1) методы организации и осуществления учебно – познавательной деятельности; 2) методы стимулирования и мотивации учебно – познавательной деятельности; 3) методы контроля и самоконтроля эффективности учебно-познавательной деятельности. Так как процесс обучения – взаимодействие преподавания и учения, то метод – система синхронизированных во времени методов преподавания (методические действия учителя) и методы учения (учебные действия и поступки учеников). И.Л.Бим выделяет методы преподавания и методы учения Методы преподавания Методы учения Показ Ознакомление Объяснение Осмысление Организация тренировки Тренировка Организация применения изученного учебного материала Контроль Применение Самоконтроль Так как цель обучения иностранным языкам – формирование иноязычной коммуникативной компетенции учащихся, то все методы неизбежно приобретают ярко выраженный коммуникативный характер. Он является верховным, доминирующим. Коммуникативная компетенция предполагает осуществление на уроке различных форм общения между учителем и учениками. Формы учебной работы: индивидуальная, парная, групповая, коллективная, фронтальная В зарубежной методике выделяют следующие формы учебной работы: T – St, T – Sts, St – St, St – Sts. Главное достоинство фронтальной формы учебной работы состоит в том, что она позволяет учителю показывать, объяснять учебный материал одновременно для всех учащихся одной учебной группы, но требуется держать в поле зрения всех учащихся, поддерживать благоприятные деловые личные отношения со всей группой. Главный недостаток данной формы учебной работы в том, что невозможно учесть уровень развития каждого ученика, его познавательные интересы. Индивидуальная форма учебной работы требует высокого уровня самостоятельности учащихся. Основные преимущества использования данной формы учебной работы – возможность регулировать темп продвижения ученика, применять индивидуальный подход, возможность осуществлять контроль и оказывать помощь, формирование навыков самообразования. С другой стороны данная форма работы не совсем удобна для ее использования на уроке так как: 1) При усвоении учеником слишком сложного учебного материала могут быть выбраны неадекватные способы его усвоения. Учитель не может проконтролировать этот процесс. 2) У ученика нет возможности поделиться находками, сомнениями с другими учениками. 3) В условиях начальной школы младший школьник не способен принимать ответственность за результаты своего труда, а контроль и оценка повышают тревожность ученика, являясь стрессогенными факторами, которые приводят к формированию психологического барьера, подавляющего творческую активность. Парная форма учебной работы осуществляется в 2 режимах: T – Sts, St – Sts. Положительным моментом использования данной формы учебной работы является то, что она снимает недостатки индивидуальной формы учебной работы; совершенствует навыки коммуникативного взаимодействия, контроля, проверки; обеспечивает активный обмен знаниями и умениями. Данная форма учебной работы может не подходить для ее использования на уроке, так как невозможно оценить уровень инициативности каждого ученика и проконтролировать вклад каждого ученика. Групповая форма учебной работы предусматривает деление группы на подгруппы и может использоваться на всех этапах усвоения учебного материала. Основные преимущества использования данной формы учебной работы: 1) снижение тревожности ученика, а следовательно активизация его познавательной и творческой активности; 2) эмоциональная включенность ученика в совместную деятельность; 3) повышение мотивации за счёт необычности формы, духа соревнования; 4) возможность проявить себя и повысить свой социальный статус в группе; 5) активный обмен навыками, знаниями и умениями; 6) возможность избавления от ошибок, заблуждений без вмешательства учителя. Основные отрицательные моменты использования данной формы учебной работы: 1) невозможно проконтролировать труд каждого ученика; 2) управление такой формой учебной работы – дело сложное и требует высокого уровня профессионального мастерства; 3) сопровождается шумом. Коллективная форма учебной работы отличается значительной продолжительностью совместной деятельности и наличием межличностных отношений характерных для коллектива. На уроке иностранного языка необходимо сочетать различные формы учебной работы. Упражнение (тренировка) – учебное действие, направленное на формирование, совершенствование речевых навыков и умений. Они составляют главную часть учебной работы на уроке. В упражнении необходимо наличие: целей (усвоить, овладеть), содержания, реальных учебных действий (реализация форм учебной работы с учебным материалом), учёт условий, в которых действие совершается; контроля и самоконтроля. Структура упражнения полностью повторяет структуру обучения, так как упражнение является единицей этого процесса. Необходима совокупность упражнений разных видов, выполняемых в таком количестве и такой последовательности, которая соответствовала бы основным закономерностям процесса обучения и обеспечивала бы формирование навыков и умений – система, комплекс упражнений. При создании комплекса упражнений необходимо учитывать: порядок нарастания трудностей; вид речевой деятельности; этап становления умений говорить,слушать; цель усвоения; подлежащий усвоению материал; способы усвоения. Классификация упражнений: 1) Языковые (аналитически – языковые, формальные): все внимание учащихся сконцентрировано на форме высказывания. 2) Предречевые (рече – подготовительные, предречевые тренировочные, условно – речевые, тренировочные, условно – коммуникативные, содержательно – формальные): все внимание учащихся сконцентрировано на содержании и форме высказывания. 3) Речевые (собственно речевые, подлинно речевые, содержательные): все внимание учащихся сконцентрировано на содержании высказывания. В.М.Филатов дает следующую классификацию упражнений по числу участников общения и по учебному материалу: Коммуникативный Поведенческий, организационно - управленческий Полилог, Д.Е, монолог Речедеятельностный А, Г, Ч, П Д.Е, предложение Языковой Ф, Л, Г Слово, предложение Обрабатываемый аспект иноязычного общения; способ выполнения упражнений Преимущественно индивидуальный Парный Групповой Функции УМК как средства обучения иностранным языкам: 1) обеспечить дидактическое взаимодействие учителя и учеников; 2) программировать учебную работу учащихся в различных режимах; 3) выступать в качестве овеществленной модели системы обучения иностранным языкам; 4) в интегрированном виде предъявлять цели и содержание обучения, предопределять процесс формирования иноязычных ЗУН; 5) обеспечивать планирование и проведение уроков иностранного языка; 6) осуществлять взаимодействие между классно – урочной, внеклассной работы, между работой под руководством учителя и самостоятельной работой; 7) обладать достаточной вариативностью для использования в различных условиях обучения (принцип избыточности упражнений). В наше время различные отечественные и зарубежные УМК соответствуют Государственным стандартам, но тем не менее они представляют индивидуальные интерпретации систем обучения ИЯ, воплощение различных методических подходов и концептуальных моделей авторов УМК. Перед учителем стоит сегодня проблема выбора УМК, но даже при использовании конкретного УМК, учитель должен создавать свой собственный методический портфель, который будет отражать его индивидуальность.
«Формы, методы и средства обучения иностранным языкам» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 920 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot