Формы, методы и средства обучения иностранным языкам
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате doc
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
ТЕМА 7. ФОРМЫ, МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ
В теории и практике обучения ИЯ обычно выделяют содержательную и процессуальную стороны (аспекты, компоненты). Их взаимодействие подчиняется дидактическому принципу единства содержательной и процессуальной сторон обучения. Отобранное и методически организованное содержание обучения иностранным языкам становится достоянием ученика в процессе его усвоения, совершения учебных действий, то есть в процессе целенаправленной учебной деятельности. Без учебных действий нет содержания.
Процессуальная сторона или ход обучения осуществляется с помощью дидактических средств как формы и методы обучения.
Метод – ярко выраженный деятельностный компонент целостного процесса обучения, а формы – коммуникативный компонент.
В дидактике выделяют 3 группы методов обучения:
1) методы организации и осуществления учебно – познавательной деятельности;
2) методы стимулирования и мотивации учебно – познавательной деятельности;
3) методы контроля и самоконтроля эффективности учебно-познавательной деятельности.
Так как процесс обучения – взаимодействие преподавания и учения, то метод – система синхронизированных во времени методов преподавания (методические действия учителя) и методы учения (учебные действия и поступки учеников).
И.Л.Бим выделяет методы преподавания и методы учения
Методы преподавания
Методы учения
Показ
Ознакомление
Объяснение
Осмысление
Организация тренировки
Тренировка
Организация применения изученного учебного материала
Контроль
Применение
Самоконтроль
Так как цель обучения иностранным языкам – формирование иноязычной коммуникативной компетенции учащихся, то все методы неизбежно приобретают ярко выраженный коммуникативный характер. Он является верховным, доминирующим. Коммуникативная компетенция предполагает осуществление на уроке различных форм общения между учителем и учениками.
Формы учебной работы: индивидуальная, парная, групповая, коллективная, фронтальная
В зарубежной методике выделяют следующие формы учебной работы: T – St, T – Sts, St – St, St – Sts.
Главное достоинство фронтальной формы учебной работы состоит в том, что она позволяет учителю показывать, объяснять учебный материал одновременно для всех учащихся одной учебной группы, но требуется держать в поле зрения всех учащихся, поддерживать благоприятные деловые личные отношения со всей группой.
Главный недостаток данной формы учебной работы в том, что невозможно учесть уровень развития каждого ученика, его познавательные интересы.
Индивидуальная форма учебной работы требует высокого уровня самостоятельности учащихся.
Основные преимущества использования данной формы учебной работы – возможность регулировать темп продвижения ученика, применять индивидуальный подход, возможность осуществлять контроль и оказывать помощь, формирование навыков самообразования.
С другой стороны данная форма работы не совсем удобна для ее использования на уроке так как:
1) При усвоении учеником слишком сложного учебного материала могут быть выбраны неадекватные способы его усвоения. Учитель не может проконтролировать этот процесс.
2) У ученика нет возможности поделиться находками, сомнениями с другими учениками.
3) В условиях начальной школы младший школьник не способен принимать ответственность за результаты своего труда, а контроль и оценка повышают тревожность ученика, являясь стрессогенными факторами, которые приводят к формированию психологического барьера, подавляющего творческую активность.
Парная форма учебной работы осуществляется в 2 режимах: T – Sts, St – Sts.
Положительным моментом использования данной формы учебной работы является то, что она снимает недостатки индивидуальной формы учебной работы; совершенствует навыки коммуникативного взаимодействия, контроля, проверки; обеспечивает активный обмен знаниями и умениями.
Данная форма учебной работы может не подходить для ее использования на уроке, так как невозможно оценить уровень инициативности каждого ученика и проконтролировать вклад каждого ученика.
Групповая форма учебной работы предусматривает деление группы на подгруппы и может использоваться на всех этапах усвоения учебного материала.
Основные преимущества использования данной формы учебной работы:
1) снижение тревожности ученика, а следовательно активизация его познавательной и творческой активности;
2) эмоциональная включенность ученика в совместную деятельность;
3) повышение мотивации за счёт необычности формы, духа соревнования;
4) возможность проявить себя и повысить свой социальный статус в группе;
5) активный обмен навыками, знаниями и умениями;
6) возможность избавления от ошибок, заблуждений без вмешательства учителя.
Основные отрицательные моменты использования данной формы учебной работы:
1) невозможно проконтролировать труд каждого ученика;
2) управление такой формой учебной работы – дело сложное и требует высокого уровня профессионального мастерства;
3) сопровождается шумом.
Коллективная форма учебной работы отличается значительной продолжительностью совместной деятельности и наличием межличностных отношений характерных для коллектива.
На уроке иностранного языка необходимо сочетать различные формы учебной работы.
Упражнение (тренировка) – учебное действие, направленное на формирование, совершенствование речевых навыков и умений. Они составляют главную часть учебной работы на уроке.
В упражнении необходимо наличие: целей (усвоить, овладеть), содержания, реальных учебных действий (реализация форм учебной работы с учебным материалом), учёт условий, в которых действие совершается; контроля и самоконтроля.
Структура упражнения полностью повторяет структуру обучения, так как упражнение является единицей этого процесса.
Необходима совокупность упражнений разных видов, выполняемых в таком количестве и такой последовательности, которая соответствовала бы основным закономерностям процесса обучения и обеспечивала бы формирование навыков и умений – система, комплекс упражнений.
При создании комплекса упражнений необходимо учитывать: порядок нарастания трудностей; вид речевой деятельности; этап становления умений говорить,слушать; цель усвоения; подлежащий усвоению материал; способы усвоения.
Классификация упражнений:
1) Языковые (аналитически – языковые, формальные): все внимание учащихся сконцентрировано на форме высказывания.
2) Предречевые (рече – подготовительные, предречевые тренировочные, условно – речевые, тренировочные, условно – коммуникативные, содержательно – формальные): все внимание учащихся сконцентрировано на содержании и форме высказывания.
3) Речевые (собственно речевые, подлинно речевые, содержательные): все внимание учащихся сконцентрировано на содержании высказывания.
В.М.Филатов дает следующую классификацию упражнений по числу участников общения и по учебному материалу:
Коммуникативный
Поведенческий, организационно - управленческий
Полилог, Д.Е, монолог
Речедеятельностный
А, Г, Ч, П
Д.Е, предложение
Языковой
Ф, Л, Г
Слово, предложение
Обрабатываемый аспект иноязычного общения; способ выполнения упражнений
Преимущественно индивидуальный
Парный
Групповой
Функции УМК как средства обучения иностранным языкам:
1) обеспечить дидактическое взаимодействие учителя и учеников;
2) программировать учебную работу учащихся в различных режимах;
3) выступать в качестве овеществленной модели системы обучения иностранным языкам;
4) в интегрированном виде предъявлять цели и содержание обучения, предопределять процесс формирования иноязычных ЗУН;
5) обеспечивать планирование и проведение уроков иностранного языка;
6) осуществлять взаимодействие между классно – урочной, внеклассной работы, между работой под руководством учителя и самостоятельной работой;
7) обладать достаточной вариативностью для использования в различных условиях обучения (принцип избыточности упражнений).
В наше время различные отечественные и зарубежные УМК соответствуют Государственным стандартам, но тем не менее они представляют индивидуальные интерпретации систем обучения ИЯ, воплощение различных методических подходов и концептуальных моделей авторов УМК. Перед учителем стоит сегодня проблема выбора УМК, но даже при использовании конкретного УМК, учитель должен создавать свой собственный методический портфель, который будет отражать его индивидуальность.