Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция 3. Формирование рыночных отношений в экономике России:
тенденции социально-экономического развития
Основные показатели, характеризующие эффективность реформ:
1) динамика численности населения;
2) объем производства товаров и услуг (ВВП в сопоставимых ценах);
3) уровень реальных доходов населения;
4) инфляция (в т. ч. индекс потребительских цен);
5) показатели финансового состояния экономики (сбалансированность
государственного бюджета, его доля в ВВП, задолженность, прибыльность и
рентабельность фирм / предприятий);
6) устойчивость (покупательная способность) национальных денежных
единиц на внутреннем рынке и изменения их валютного курса во
внешнеэкономических операциях.
Рассмотрим основные тенденции изменения показателей и оценим
эффективность проведенных экономических реформ в России, а так же
сформулируем сложившиеся тенденции.
3.1.
Показатели
оценки
эффективности
экономических
реформ:
динамика численности населения, уровень реальных доходов населения
Анализ численности населения страны необходимо проводить в разрезе
городского и сельского населения.
Значительный рост численности
городского населения приходится на вторую половину 50-х гг. ХХ в. К
1959 г. численность городского населения составляет 52 %, в 1939 г. она
была всего 33 % (табл. П1 приложения). С этого периода страна перестала
быть аграрным государством, начинают бурно развиваться урбанистические
процессы, что привело к новому типу воспроизводства населения: городское
население любой страны демонстрирует абсолютное иное демографическое
поведение в отличие от сельского населения. Городское население в
современных экономических условиях не воспроизводит самого себя,
сельские семьи всегда в России были более многочисленными, и именно
молодежь из сельской местности и малых городов восполняли численность
городов. Отрицательная динамика численности населения, высокий уровень
смертности (рис. 3.1) отразился и на сельской местности, которая в
настоящее время не может уже рассматриваться как источник роста
численности городов. Считается, что именно этот источник (население из
сельской местности) восполнения трудовых ресурсов в городах России уже
исчерпан.
Рис. 2.1. Динамика численности населения России, млн человек
Необходимость изучения соотношения численности городского и
сельского населения имеет еще один важный социально-экономический
аспект: значительный разрыв в уровне жизни между городским и сельским
населением, обусловленный низкими доходами в результате приложения
труда только в одной отрасли – сельском хозяйстве – и низким уровнем
обеспечения социальными благами. Низкие доходы в сельской местности
снижают
совокупный
внутренний
спрос
в
Российской
Федерации,
обуславливают более высокий уровень бедности в сельской местности, что
не дает возможности для развития практически всех рынков рыночных
товаров и услуг. При этом следует всегда учитывать, что в настоящее время в
сельской местности проживает 26 % населения (табл. П1 приложения).
Одним из обобщающих показателей уровня и качества жизни населения
является показатель «Ожидаемая продолжительность жизни при рождении»
(табл. П3 приложения), разрыв между продолжительностью жизни в
сельской местности и городской обусловлен, в том числе, и достаточно
низким
уровнем
безусловно,
доступности
результатом
услуг
здравоохранения, что
значительных
просчетов
является,
государственной
социальной политики и неверных приоритетов.
Следующий аспект анализа численности населения – анализ динамики
рождаемости смертности и естественного прироста населения. На рис. 2.2
представлена динамика всех трех показателей. Проведем анализ каждого.
За рассматриваемый период времени самый высокий уровень
рождаемости наблюдался в 60-е гг. ХХ в., что обусловлено не столько
экономической
социальной
стабильностью,
благополучием
обеспеченности, а именно
и
высоким
уровнем
демографическим поведением
населения, патриархальными семейными ценностями, которые даже и не
допускают возможности отсутствия в семье детей, при этом число детей как
в сельской местности, так и в городской должно быть два и более ребенка.
Уровень жизни, потребление основных продуктов питания, товаров
длительного пользования в 50–60-е гг. было ограничено весьма низкими
доходами населения. Остро стояла проблема обеспечения жильем, в этот
период только начинается формироваться государственная политика в сфере
жилищного строительства. Безусловно, необходимо знать, что значительное
влияние на процессы рождаемости в стране оказывает и государственная
политика стимулирования или нейтрального, а возможно, и отрицательного
отношения к рождению детей. Так, в рассматриваемый исторический период
значительное влияние на решение семьи о рождении ребенка оказывала
государственная политики запрета прерывания беременности, что приводило
к криминализации данной сферы, высокой материнской смертности. Однако
в какой-то мере данная политика государства может быть оправдана
необходимостью восстановления численности населения после Великой
Отечественной войны.
Достаточно
интересным
является
изменение
демографического
поведения населения в 70-е гг., когда росло экономическое благополучие
населения, но сокращалась рождаемость. При этом более правильным
является
рассмотрение
не
абсолютных
показателей
рождаемости,
а
суммарных коэффициентов рождаемости, определяющих число детей в
расчете на 1 женщину. Так, в 1970–1971 гг. суммарный коэффициент
рождаемости равнял уже 2,007 против 2,540 в 1960–1961 гг., сокращение
суммарных коэффициентов рождаемости произошло в городах с 2,040 (1960–
1961 гг.) до 1,773 (1970–1971 гг.), в сельской местности не происходило
сокращения рождаемости. Рост численности городского населения на 10% за
это десятилетие до 62–63 % в совокупности с сокращением числа детей в
городских семьях определяет абсолютное снижение рождаемости.
Рис. 3.2. Динамика рождаемости, смертности, естественного прироста
населения России, тыс. человек
Последний рост рождаемости в России наблюдался во второй половине
80-х
гг.
Именно
в
этот
период
времени
государство
принимает
незначительные с точки зрения расходов бюджета, но значимые для
населения меры государственной политики в сфере поддержки семьи с
детьми. Так, был увеличен период времени отпуска по уходу за ребенком до
1,5 лет, этот период времени включался в общий трудовой стаж, от которого
в дальнейшем зависел размер пенсии. В эти 1,5 года также выплачивалось
ежемесячное пособие в размере 50 рублей. В условиях достигнутого
высокого уровня социальных гарантий для семьи. Доступность и равенство в
получении дошкольного, среднего и высшего образования, доступность
здравоохранения, сформированная система охраны здоровья матери и
ребенка, стабильность цен на основные товарные группы, жилищнокоммунальные услуги, обеспеченность рабочими местами, – все это
обеспечило рост рождаемости к началу 90-х гг.
Переход к экономическим реформам, радикальные изменения в
экономических системах, значительные изменения в социальной сфере,
появление в России такого явления, как безработица, – все это привело к
сокращению рождаемости. Это явление обусловлено стрессовой реакцией
населения на экономические реформы; в итоге к 2000 г. в России
зафиксировано минимальное значение за рассматриваемый период времени
суммарного коэффициента рождаемости на одну женщину – 1,195 и
минимальное значение числа рожденных – 1 266 800 человек (табл. П2
приложения).
В Российской Федерации начиная с 1992 г. наблюдалось естественная
убыль населения, что обусловлено как снижением рождаемости, так и
высоким уровнем смертности. Этот процесс закончился только в 2012 г. Если
естественная убыль населения происходит в течение длительного периода
времени, то такое явление принято называть депопуляцией нации, что мы и
наблюдали в нашей стране.
Таблица 3.1 – Коэффициенты смертности по основным причинам смертности
Годы
Некоторые
инфекционные и
паразитарные болезни
Новообразования
Болезни системы
кровообращения
Болезни органов
дыхания
Болезни органов
пищеварения
Внешние причины
мужчины
женщины
мужчины
женщины
мужчины
женщины
мужчины
женщины
мужчины
женщины
мужчины
женщины
1965
47,0
20,5
149,3
138,8
273,5
378,9
81,0
55,7
24,4
17,8
160,7
38,7
1970
37,1
13,5
158,3
138,5
345,6
468,7
103,2
77,8
27,3
19,7
217,2
48,9
1975
32,9
11,9
169,1
144,8
411,0
560,8
108,8
79,2
30,8
20,6
242,9
57,7
1980
31,9
10,9
183,3
147,2
485,5
662,1
114,0
73,7
37,4
23,8
279,4
67,9
1985
26,9
9,0
203,1
152,9
509,9
745,7
99,9
62,3
36,1
25,5
226,4
61,7
1990
19,5
5,6
229,4
163,6
509,5
714,9
75,5
45,3
32,1
25,8
220,3
58,1
1995
35,4
7,8
242,5
168,1
730,1
844,2
107,6
44,2
58,2
35,4
395,2
97,1
2000
43,9
8,2
241,3
172,6
801,6
885,0
106,2
38,6
55,7
34,5
367,6
88,6
2005
46,3
10,7
234,4
171,5
904,4
906,3
104,0
33,2
81,7
51,2
370,3
90,4
2006
42,4
10,0
232,6
172,1
843,5
876,7
89,4
30,7
77,7
49,5
331,3
82,7
2007
40,3
10,2
234,8
173,9
809,2
847,7
84,2
29,1
75,8
49,0
305,0
75,6
2008
40,5
10,1
234,7
175,1
812,2
846,9
86,2
29,5
78,4
50,4
287,3
71,5
2012
35,6
11,0
233,3
177,1
714,7
756,5
74,2
28,1
75,2
50,7
225,0
58,1
2013
34,6
11,4
233,3
177,5
677,2
716,1
75,8
30,8
73,8
51,1
215,9
54,4
2014
34,3
12,0
231,6
176,3
646,7
660,2
79,2
33,1
80,7
55,6
216,8
54,9
2015
36,0
12,7
235,3
178,9
629,1
640,6
75,2
31,6
82,9
58,2
200,8
52,7
2016
36,0
13,8
236,8
176,2
618,9
614,2
70,0
28,9
79,4
56,2
188,9
49,7
2017
35,2
14,1
231,3
174,1
590,6
585,0
61,8
25,4
74,2
53,9
171,2
45,9
Основные причины высокой смертности следующие (табл. 3.1):
1)
резкий рост смертности от болезней системы кровообращения с
509,5 в 1990 г. до 730,1 в 1995 г. для мужчин и 714,9 в 1990 г. до 844,2 в 1995
г. у женщин;
2)
рост смертности от внешних причин составил с 220,3 в 1990 г. до
395,2 в 1995 г. для мужчин и 58,1 в 1990 г. до 97,1 в 1995 г. у женщин. В
данном случае рост смертности от внешних причин определяется военными
конфликтами, значительным обострением криминогенной обстановки в
стране,
что
обусловлено
как
экономическими
реформами,
так
и
политическими изменениями в стране;
3)
смертность от новообразований. Однако следует отметить, что
данная причина смертности не зависит ни от экономических реформ, ни от
политических;
4)
смертность от болезней органов дыхания. Рост смертности
наблюдается только у мужчин (75,5 в 1990 г. до 107,6 в 1995 г.) и обусловлен
исключительно экономическими реформами и, как следствие, сокращением
бюджетных расходов. Основным заболеванием, приводящим к смерти
является туберкулез.
В целом можно признать, что исходя из анализа динамики численности
населения экономические и политические реформы, проводимые с 1989 г.,
являлись неэффективными.
Следующим
показателем
оценки
эффективности
экономических
реформ является показатель «Уровень реальных доходов населения» и в
целом решение социальных проблем населения. Динамика уровня реальных
располагаемых денежных доходов населения представлена на рис. 3.3.
Рисунок.3 – Динамика реальных располагаемых денежных доходов на душу
населения, в процентах к предыдущему году
Начиная с 2000 г. по 2013 г. включительно наблюдался ежегодный рост
реальных располагаемых денежных доходов населения, что можно было бы
характеризовать как достаточно долгий период времени, позволяющий
восстановить потребление домашними хозяйствами в результате потерь
денежных доходов в 90-е г. Однако судить о благополучии домашних
хозяйств и устойчивости покупательной способности только по доходам
нельзя. Оценивая положительную динамику денежных доходов необходимо
обратиться к противоположному явлению: анализу и оценке уровня
бедности.
На рис. 3.4 приведены показатели, характеризующие бедность в
Российской Федерации. К категории бедных относятся домашние хозяйства,
чей совокупный денежный доход на каждого члена семьи меньше величины
прожиточного минимума (методика расчета прожиточного минимума в
Российской Федерации приведена в дополнительных материалах).
Рис. 3.4. Численность населения с денежными доходами ниже
величины прожиточного минимума, в процентах от общей численности
населения, млн человек
Итак, начало 90-х гг. характеризуется очень высоким уровнем бедности
граждан Российской Федерации. Так, в 1992 г. треть населения страны, что
составляло 49,3 млн чел., находилась за чертой бедности. Замедление
гиперинфляции в 1994–1995 гг. привело к снижению доли бедного
населения, но финансовый кризис 1998 г. вызвал рост числа бедных, при
этом влияние оказало два фактора: рост потребительских и снижение
доходов в результате экономического спада.
Следует обратить внимание, что экономический рост, который мы
наблюдаем уже в 1999 г. (рис. 2.5), не привел к сокращению бедности,
сокращение бедности начинается только в 2001 г. Можно решить, что это
парадокс или какое-то противоречие: реальные доходы растут с 2000 г. на 12
%, а бедность снижается только в 2001 г. на 5,4 %. Объяснение заключается в
достаточно высоком уровне дифференциации доходов. В настоящее время в
России продолжает усиливаться неравенство в распределении доходов (табл.
3.3).
Таблица 3.3
Распределение общего объема денежных доходов населения в Российской
Федерации
1970
в том числе по 20-процентным группам
населения, в %:
Децильный
Денеж- первая
пятая (с коэффиц Коэффициные
(с
наиболь
доход1) – наимен
иент
ент Джини
вторая третья четвертая шими
всего
фондов,
ьшими
дохода в разах
дохода
ми)
ми)
7,8
14,8
18,0
22,6
36,8
...
...
100
1980
100
10,1
14,8
18,6
23,1
33,4
...
...
1990
100
9,8
14,9
18,8
23,8
32,7
...
...
1995
100
6,1
10,8
15,2
21,6
46,3
13,5
0,387
1998
100
6,0
10,6
15,0
21,5
46,9
13,8
0,394
1999
100
6,0
10,5
14,8
21,1
47,6
14,1
0,400
2000
100
5,9
10,4
15,1
21,9
46,7
13,9
0,395
2001
100
5,7
10,4
15,4
22,8
45,7
13,9
0,397
2002
100
5,7
10,4
15,4
22,7
45,8
14,0
0,397
2003
100
5,5
10,3
15,3
22,7
46,2
14,5
0,403
2004
100
5,4
10,1
15,1
22,7
46,7
15,2
0,409
2005
100
5,4
10,1
15,1
22,7
46,7
15,2
0,409
2006
100
5,3
9,9
15,0
22,6
47,2
15,9
0,415
2007
100
5,1
9,8
14,8
22,5
47,8
16,7
0,422
2008
100
5,1
9,8
14,8
22,5
47,8
16,6
0,421
2009
100
5,2
9,8
14,8
22,5
47,7
16,6
0,421
2010
100
5,2
9,8
14,8
22,5
47,7
16,6
0,421
2011
100
5,2
9,9
14,9
22,6
47,4
16,2
0,417
2012
100
5,2
9,8
14,9
22,5
47,6
16,4
0,420
2013
100
5,2
9,8
14,9
22,5
47,6
16,3
0,419
2014
100
5,2
9,9
14,9
22,6
47,4
16,0
0,416
2015
100
5,3
10,0
15,0
22,6
47,1
15,7
0,413
20162)
100
5,3
10,1
15,0
22,6
47,0
15,5
0,412
20173)
100
5,4
10,1
15,1
22,6
46,8
15,3
0,410
2018
100
5,3
10,0
15,0
22,6
47,1
15,6
0,413
Коэффициент фондов (коэффициент дифференциации доходов /
заработной платы) характеризует степень социального расслоения и
определяется как соотношение между средними уровнями денежных доходов
/ заработной платы 10 % населения (работников) с самыми высокими
доходами / заработной платой и 10 % населения (работников) с самыми
низкими доходами / заработной платой. Коэффициент Джини (индекс
концентрации доходов/заработной платы) характеризует степень отклонения
линии фактического распределения общего объема доходов / заработной
платы от линии их равномерного распределения. Величина коэффициента
может варьироваться от 0 до 1; при этом чем выше значение показателя, тем
более неравномерно распределены доходы/заработная плата. За период с
1995 по 2014 гг. значение показателя возросло на 0,029 пункта.
Децильный коэффициент (коэффициент дифференциации доходов)
характеризует степень социального расслоения и показывает, во сколько раз
минимальные доходы 10 % наиболее обеспеченного населения превышают
максимальные доходы 10 % наименее обеспеченного населения. За период с
1995 по 2014 гг. значение показателя возросло на 2,5 раза, максимальное
расслоение наблюдалось в 2007 г., когда коэффициент фондов составлял
16,7 раз.
Факторы, обуславливающие бедность в России, следующие:
1) экономические
(низкая
заработная
плата
и
высокая
ее
дифференциация, безработица);
2) социальные (инвалидность, старость, маргинализация, детская
безнадзорность);
3) демографические (неполные семьи, семьи с высокой нагрузкой
иждивенцев, молодежь и старшее поколение со слабыми позициями на рынке
труда);
4) политические (разрыв сложившихся межрегиональных связей,
военные конфликты, вынужденная миграция);
5) регионально-географические (депрессивные монопромышленные
регионы, дотационные регионы с низким экономическим потенциалом,
северные регионы, зависимые от централизованных поставок).
Следует отметить еще одну негативную тенденцию, которая также
определяет значительную долю бедных в России, – достаточно низкий
уровень социальных гарантий со стороны государства.
3.2. Показатели оценки эффективности экономических реформ: оценка
развития реального сектора экономики
Перейдем к анализу показателя «Объем производства товаров и услуг
(ВВП в сопоставимых ценах)». Динамика валового внутреннего продукта
приведена на рис. 3.5.
Рис. 3.5. Динамика реального произведенного ВВП
К 1992 г. падение объемов производства произошло на 30,1 % и в
дальнейшем падение продолжается до 1997 г. на фоне высокого уровня
гиперинфляции, такой период принято называть стагфляцией. Изменения
систем экономических отношений были столь значительны, что более
быстрой и более мягкой адаптации экономических агентов и национальной
экономики к рыночным условиям, возможно, и не могло быть. Каковы были
эти изменения?
Во-первых, было буквально «в одночасье» отменено государственное
регулирование
цен,
предприятиям
было
разрешено
самостоятельно
устанавливать цены, что привело к инфляции и в дальнейшем к
гиперинфляции. Во-вторых, государство сняло государственную монополию
на внешнюю торговлю, всем экономическим агентам, в том числе и
домашним хозяйствам, разрешено было закупать товары за рубежом. При
том высоком уровне дефицита и неконкурентоспособности российского
потребительского
рынка
произошло
элементарное
«вымывание»
отечественных товаров на внутреннем рынке, т. е. сокращение объемов
производства в пищевой и легкой промышленности. Третьей причиной
сокращения объемов производства является снижение государственного
заказа
в
военно-промышленном
комплексе.
Сокращение
спроса
на
российские товары со стороны домашних хозяйств и государства приводит к
снижению объемов производства в машиностроении, так как уменьшается
инвестиционный спрос на машины, станки, оборудование.
Причиной
раскручивания
гиперинфляции
являлся
переход
к
рыночному регулированию обменного курса национальной валюты. К
сожалению, превалирующее мнение в то время заключалось в том, что рубль
такой же товар, регулирование курса в рыночной экономике недопустимо, и
государство в тот период отказывается от регулирования обменного курса
рубля. Гиперинфляция была остановлена только в середине 1995 г., когда
Правительство Российской Федерации перешло к регулированию обменного
курса на основе «валютного коридора».
В целом переходный период к рыночной экономике по оценкам
Всемирного банка в России закончился в 2007 г., когда доля ВВП 2007 г. по
отношению к объемам ВВП 1990 г. составила примерно 90 %. Потери,
понесенные за 90-е гг., и одновременно столь значительный временной
период
перехода
к
рыночной
экономике
позволяет
дать
неудовлетворительную оценку экономическим реформам.
Переходим к анализу процессов инфляции в Российской Федерации.
Индикатором инфляции в России является индекс потребительских цен
(ИПЦ) на товары и услуги, используется в качестве одного из важнейших
показателей, характеризующих инфляционные процессы в стране, и может
применяться в целях осуществления государственной финансовой и
денежно-кредитной политики, анализа и прогноза ценовых процессов в
экономике,
изучения
динамики
пересмотра минимальных
социально-экономических
социальных
гарантий
явлений,
населению, решения
отдельных правовых споров и т. д.
ИПЦ используется при пересчете макроэкономических показателей из
текущих цен в сопоставимые цены. Он исчисляется также с целью
характеристики изменения потребительских расходов населения на товары и
платные услуги в текущем периоде по сравнению с предыдущим (базисным)
периодом под влиянием изменения цен на эти товары и услуги по отдельным
субъектам Российской Федерации и Российской Федерации в целом, на
рисунке 3.6 представлена динамика ИПЦ.
Изучая причины инфляционных процессов в России стоить выделить
три периода:
1991 г. – первая половина 1995 г., период характеризуется
высоким
уровнем
гиперинфляции
за
счет
влияния
монетарных
и
немонетарных факторов;
вторая половина 1995 г. – 1999 г., период характеризуется
замедлением гиперинфляции;
2000 г. – первая половина 2014 г., в данный период замедляется
инфляция, приобретая немонетарный характер;
вторая половина 2014 г., инфляционный рост обусловлен
внешнеэкономическими и внешнеполитическими факторами.
Рис. 3.6. Индексы потребительских цен на товары и платные услуги
населению
В период 1991 г. – первой половины 1995 г. гиперинфляция
обусловлена
переходом
национальной
административно-командной
рыночным
условиям
системы
хозяйствования.
экономики
экономических
В
России
России
от
отношений
к
достаточно
быстро,
практически за один день, произошли изменения в системе ценообразования,
бизнес получил возможность рыночного ценообразования, что вылилось на
первом этапе в период жесточайшего дефицита на потребительском рынке, в
ежедневный рост цен. В самом начале переходного периода Правительство
Российской
Федерации
придерживалось
исключительно
либеральных
взглядов относительно необходимости влияния на все сегменты рынка и
системы экономики, это характерно и для отношения к принципам
регулирования обменного курса рубля. Считалось, что рубль такой же товар,
цена рубля – обменный курс – должна формироваться исключительно под
влиянием факторов спроса и предложения.
Предложение иностранной валюты в стране осуществляет либо
центральный банк, либо экспортеры товаров и услуг. В начале 90-х гг.
экспортные позиции России по предложению иностранной валюты очень
слабые; низкие контрактные цены на нефтегазовые ресурсы, потери рынков
стран Совета экономической взаимопомощи (СЭВ), в которые входили
страны Восточной Европы, распад Советского Союза, значительные расходы
на погашение внешнего долга и, как следствие, невозможность предложения
валюты со стороны центрального банка – все эти факторы привели к
сокращению предложения иностранной валюты на внутреннем рынке.
Факторы спроса на валюту, наоборот, получили значительное влияние:
в
этот
период
снимается
государственная
монополия
на
внешнеэкономическую деятельность, любой экономический агент, вплоть до
единичного представителя домашнего хозяйства, получил возможность
осуществлять экспортно-импортные операции. Российские потребительские
рынки заполнись импортными потребительскими товарами, значительный
спрос на иностранную валюту стали предъявлять инвесторы для закупки
машин, оборудования, технологий. Вторым крупным институциональным
потребителем валюты стали банки, именно отсутствие государственного
регулирования позволило коммерческим банкам получать спекулятивную
прибыль при купле-продаже иностранной валюты. Для домашних хозяйств,
абсолютно не приспособленных в то время к скачкам цен на потребительских
рынках, показателем инфляции становится обменный курс рубля.
В этот период вследствие гиперинфляционного роста цен происходит
изменение масштаба цен. Действия Правительства по сдерживанию
инфляции за счет сокращения денежной массы не эффективны и приводят к
появлению сложного и крайне негативного явления для российской
экономики – бартерным сделкам, которые, в свою очередь, дополнительно
раскручивают
спираль
инфляции.
Бартерные
сделки
привели
к
формированию в экономике страны целого слоя посредников между
производителем товара и конечным покупателем, что характерно и для
современной национальной экономики России. Такого рода посредники не
занимаются обработкой сырья и материалов, происходит исключительная
перепродажа товара. Ситуация в экономике в тот период дошла до такого
состояния, что не только заработная плата работникам выдавалась в
товарном виде, но и налоги в бюджет можно было заплатить в натуральном
виде. Инфляционная составляющая этого явления состоит в том, что на
каждом этапе посредничества добавляется стоимость в виде прибыли
предпринимателя и происходит жесточайшее ограничение конкурентной
борьбы,
так
как
работодатель
элементарно
«связывает»
получение
заработной платы и приобретение товара. Третий негативный момент этого
явления – коррупция работодателя. Масштабный характер этого явления
смогли искоренить только в конце 90-х гг.
В целом в начале 90-х гг. сильнейшее влияние на инфляционные
процессы, помимо институциональных преобразований, оказало резкое
увеличение зависимости российской экономики от внешней торговли и
обменного курса рубля. В середине 90-х гг. Правительство Российской
Федерации переходит к единственно правильному относительно мировой
практики, регулирования гиперинфляции – регулированию обменного курса
рубля. Вводится инструмент регулирования – «валютный коридор»:
устанавливался
минимальный
курс
рубля
на
начало
квартала
и
максимальный курс на конец квартала. Никакого механизма принуждения за
невыполнение данной рекомендации не вводилось, но именно регулирование
обменного курса практически остановило гиперинфляцию (рис. 3.7).
Рису. 3.7. Индексы потребительских цен на товары и платные услуги
населению (декабрь в % к декабрю предыдущего года)
Однако Правительством РФ была допущена одна серьезнейшая ошибка:
одновременно стала проводиться бюджетная политика покрытия дефицита
федерального бюджета за счет выпуска государственных краткосрочных
облигаций
(ГКО)
–
долговых
обязательств
государства
в
форме
государственных ценных бумаг, номинированных в валюте Российской
Федерации
и
предоставляющих
право
владельцам
на
выплату
в
установленный срок номинальной суммы облигации. ГКО относятся к
группе дисконтных ценных бумаг, доходом является разница в ценах
покупки (ниже номинала) и погашения (по номиналу). ГКО стали самым
прибыльным на тот момент времени финансовым активом, что и отвлекло
коммерческие банки от спекулятивных сделок с валютой. На рынок
государственных ценных бумаг пришли новые спекулянты: брокерские
фирмы, в дальнейшем, в силу правил перелива международного капитала,
пришли и иностранные частные коммерческие банки, которые были такими
же спекулянтами (Лондонский и Парижский клубы). Сроки погашения
обязательств составляли всего 3 месяца, купонный доход – высокий,
государственный долг накапливался в геометрической прогрессии, и в
августе 1998 г. Сергей Кириенко – Председатель Правительства РФ –
объявляет
о
смене
инструментов:
ГКО
обмениваются
на
СФО
(среднесрочные финансовые облигации, облигации федерального займа) со
сроком погашения 3 года. Облигации федерального займа (ОФЗ) – долговые
обязательства Российской Федерации в форме государственных ценных
бумаг, дающие владельцу облигации право на получение по облигации
суммы основного долга (номинальной стоимости), выплачиваемой при
погашении выпуска, а также на получение дохода в виде купонных выплат в
соответствии с условиями выпуска.
Значительно ухудшившиеся условия для инвесторов, невозможность
Правительства достаточно быстро погасить накопившийся долг, понимание
финансовых потерь у институциональных инвесторов приводит к резкому
притоку капитала на внутреннем рынке на валютный рынок, что возвращает
гиперинфляцию. Данный период роста цен за счет монетарных факторов
закончился
достаточно
быстро
(в
1999
г.),
начинают
действовать
немонетарные факторы.
В период до 2014 г. важнейшим фактором инфляции является рост
тарифов на услуги естественных монополий. Инфляционные процессы со
второй половины 2014 г. обусловлены, во-первых, в значительной степени
изменением макроэкономических факторов внешней торговли – падением
мировых цен на нефтегазовые ресурсы; во-вторых, введением против
Российской
Федерации
ограничение
доступа
экономических
российских
санкций,
банков
на
в
первую
международные
очередь,
рынки
кредитных ресурсов, третья причина – введение Россией контрсанкций, под
которые попали продукты питания и сельскохозяйственное сырье, что и
привело к значительному росту потребительских цен на товары российского
производства.
Следует отметить, что с ноября 2014 г. в Банк России не осуществляет
регулирование обменного курса рубля, в настоящее время в России действует
режим плавающего валютного курса. Далее рассмотрим причины перехода к
иному принципу регулирования обменного курса рубля, непосредственная
представленному на сайте Банка России (www.cbr.ru). Итак, Банк России
базируется на рыночном характере факторов обменного курса рубля: курс
иностранной
валюты
к
рублю определяется
рыночными
силами
–
соотношением спроса на иностранную валюту и ее предложения на
валютном рынке. Причинами изменения валютного курса могут быть любые
факторы, воздействующие на изменение этого соотношения. В частности, на
динамику валютного курса могут оказывать влияние изменение импортных и
экспортных цен, уровней инфляции и процентных ставок в России и за
рубежом, темпы экономического роста, настроения и ожидания инвесторов в
России и мире, изменение денежно-кредитной политики центральных банков
России и других стран.
Таким образом, курс рубля не определяется правительством или
центральным банком, он не является фиксированным и какие-либо цели по
уровню курса или темпам его изменения не устанавливаются. Банк России в
нормальных условиях не совершает валютных интервенций с целью
повлиять на динамику курса рубля. Это отличает режим плавающего
валютного курса от многочисленных разновидностей режима управляемого
курса.
Банк России продолжает считать, что устойчивость национальной
валюты означает не фиксированный курс по отношению к другим валютам, а
сохранение покупательной способности денег за счет стабильно низкой
инфляции. В условиях низкой инфляции объем товаров и услуг, которые
можно приобрести на одну и ту же сумму в рублях, существенно не
изменяется в течение долгого времени. Это поддерживает уверенность
населения и бизнеса в национальной валюте и формирует благоприятные
условия для роста российской экономики. Безусловно, спорить с этим
тезисом нет необходимости, но согласиться, что в Российской Федерации
длительный период времени существовала низкая инфляция, которая
сформировала устойчивые факторы ценообразования нельзя. Как только
Банк России отказался от поддержки курса рубля, сказу же проявилось
спекулятивное поведение экономических агентов как банковского сектора,
так и домашних хозяйств, которые продолжают оценивать уровень и
характер инфляционных процессов по обменному курсу рубля.
Для оценки эффективности регулирования инфляции и обменного
курса рубля следует отметить, что в достаточно долгий временной период
низкий уровень инфляции, который отмечает Банк России, по своей сути
никогда не приводил к естественному уровню инфляции (3–5 % в год). За
период регулирования обменного курса не сформировалась эффективная
политика регулирования инфляции. Влияние монетарных факторов было
нивелировано, но остановить рост издержек Правительство Российской
Федерации не смогло. Рост инфляции в 2014 и 2015 гг. (рис. 2.7), рост
бедности (рис. 2.4), резкое падение курса рубля, перевод значительной части
сбережений домашних хозяйств из рублевой массы в иностранную валюту,
спекуляции на валютном рынке банков, которое признает Банк России,
свидетельствуют о неустойчивости рыночных факторов влияния на
обменный курс рубля и значительного влияния обменного курса рубля на
инфляцию в России, что в целом позволяет сделать выводы о неэффективной
государственной политике как в отношении регулирования инфляции, так и
политике формирования обменного курса рубля.
Дополнительная информация
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января
2013 г. № 54 (в ред. Постановления Правительства РФ от 19.08.2014 № 828)
приняты «Методические рекомендации по определению потребительской
корзины для основных социально-демографических групп населения в
субъектах Российской Федерации» [1], устанавливается порядок определения
потребительской корзины для основных социально-демографических групп
населения в субъектах Российской Федерации с учетом природноклиматических условий, национальных традиций и местных особенностей
потребления ими продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг.
Потребительская корзина для основных социально-демографических
групп населения определяется с учетом:
а) научных рекомендаций по минимальным объемам потребления
продуктов питания, необходимых для сохранения здоровья человека и
обеспечения его жизнедеятельности;
б)
фактического
объема
потребления
продуктов
питания,
непродовольственных товаров и услуг в малоимущих семьях;
в)
социально-экономических
и
демографических
факторов,
характеризующих уровень доходов населения, состав и половозрастную
структуру населения, размер и структуру семей, а также возможностей
соответствующих
бюджетов
по
обеспечению
установленных
государственных гарантий получения минимальных денежных доходов и
социальной защиты населения;
г)
объективных
различий
в
потреблении
продуктов
питания,
непродовольственных товаров и услуг в субъектах Российской Федерации,
определяемых
природно-климатическими
условиями,
национальными
традициями и местными особенностями.
К
основным
социально-демографическим
группам
населения
относятся:
а) трудоспособное население – мужчины в возрасте от 16 до 59 лет
включительно и женщины в возрасте от 16 до 54 лет включительно, за
исключением неработающих инвалидов I и II групп этого возраста;
б) пенсионеры – мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины,
достигшие возраста 55 лет, а также лица, получающие пенсию по
инвалидности;
в) дети в возрасте 0–15 лет.
Потребительская корзина для основных социально-демографических
групп населения определяется на основе минимального набора продуктов
питания, а также непродовольственных товаров и услуг, определяемых в
соотношении со стоимостью продуктов питания. Основными принципами
формирования минимального набора продуктов питания, необходимых для
сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности,
являются:
а) удовлетворение потребности основных социально-демографических
групп населения в пищевых веществах исходя из химического состава и
энергетической ценности продуктов питания;
б) сложившаяся структура питания с учетом фактического потребления
продуктов питания в малоимущих семьях;
в) выбор продуктов питания, позволяющих организовать здоровое
питание при минимальных затратах.
Минимальный
набор
продуктов
питания
для
трудоспособного
населения формируется исходя из физиологических особенностей организма
мужчин и женщин, не занятых тяжелым физическим трудом (табл. 2.2).
Минимальный набор продуктов питания для пенсионеров
–
с учетом
возрастного снижения потребности в энергетической ценности питания.
Минимальный набор питания для детей
–
с учетом необходимости их
полноценного питания, нормального роста и развития.
Минимальный набор продуктов питания для основных социальнодемографических групп населения определяется с учетом распределения
субъектов Российской Федерации по зонам, сформированным в зависимости
от факторов, влияющих на особенности потребления продуктов питания.
Распределение субъектов Российской Федерации по зонам осуществлено в
зависимости от факторов, влияющих на особенности потребления продуктов
питания. Зонирование приведено в табл. 2.3. Основой зонирования
территории Российской Федерации для формирования минимального набора
продуктов питания являются следующие факторы:
а) природно-климатические и экономические условия;
б) особенности производства продуктов питания;
в) национальные традиции и местные особенности в питании
населения;
г) сложившаяся структура питания с учетом фактического потребления
продуктов питания в малоимущих семьях;
д) необходимость удовлетворения потребностей основных социальнодемографических групп населения в пищевых веществах исходя из
химического состава и энергетической ценности продуктов питания;
е) более высокая энергетическая ценность продуктов питания для
основных социально-демографических групп населения, проживающих в
районах Севера.
Продукты
питания,
включаемые
в
потребительскую
корзину,
объединяются в следующие группы:
а) хлебные продукты;
б) картофель;
в) овощи и бахчевые;
г) фрукты свежие;
д) сахар и кондитерские изделия;
е) мясопродукты;
ж) рыбопродукты;
з) молоко и молокопродукты;
и) яйца;
к) масло растительное, маргарин и другие жиры;
л) прочие продукты питания.
При включении в потребительскую корзину для основных социальнодемографических групп населения овощей и бахчевых, мясопродуктов,
рыбопродуктов, масла растительного, маргарина, других жиров и прочих
продуктов объемы потребления продуктов, входящих в соответствующую
группу продуктов питания, складываются.
При включении в потребительскую корзину для основных социально-
демографических
групп
населения
хлебных
продуктов,
сахара
и
кондитерских изделий, молока и молокопродуктов объемы потребления
продуктов, входящих в соответствующую группу продуктов питания,
пересчитываются в сырье (соответственно на муку, сахар и молоко) путем
умножения на коэффициент пересчета и затем складываются. Коэффициенты
пересчета хлебных продуктов, сахара и кондитерских изделий, молока и
молокопродуктов в сырье (на муку, сахар и молоко соответственно).
Красноярский край имеет две потребительских корзины (табл. 2.4).
Непродовольственные товары и услуги для основных социальнодемографических групп населения определяются в соотношении со
стоимостью продуктов питания.
Размеры соотношения стоимости непродовольственных товаров со
стоимостью продуктов питания определяются исходя из удовлетворения
потребности основных социально-демографических групп населения в
одежде, обуви, товарах культурно-бытового и хозяйственного назначения,
предметах первой необходимости, санитарии и лекарствах с учетом
фактических расходов на непродовольственные товары в малоимущих
семьях.
При
определении
непродовольственных
размеров
товаров
со
соотношения
стоимостью
стоимости
продуктов
питания
рекомендуется учитывать природно-климатические условия как основной
фактор, влияющий на потребность населения в одежде и обуви.
Размеры соотношения услуг со стоимостью продуктов питания
определяются исходя из удовлетворения потребности основных социальнодемографических
групп
населения
в
жилье,
организации
быта,
передвижении, культурном развитии с учетом фактических расходов на
услуги в малоимущих семьях.
При
определении
размеров
соотношения
стоимости
услуг
со
стоимостью продуктов питания для основных социально-демографических
групп населения учитываются меры социальной поддержки при оплате
жилищно-коммунальных услуг и проезда на общественном транспорте,
предоставляемые отдельным категориям населения в соответствии с
законодательством субъектов Российской Федерации.
Размер соотношения непродовольственных товаров и услуг со
стоимостью продуктов питания рекомендуется определять с учетом
распределения субъектов Российской Федерации по зонам, сформированным
в зависимости от факторов, влияющих на особенности потребления
непродовольственных товаров и услуг (зонирование приведено в табл. 2.2).
Распределение субъектов Российской Федерации по зонам, сформированным
в зависимости от факторов, влияющих на особенности потребления
непродовольственных товаров и услуг:
1)
для зон с холодным и резко континентальным климатом
стоимость непродовольственных товаров определяется в объеме 50–60 % от
стоимости продуктов питания, стоимость услуг – 50–60 %;
2)
для зон с умеренным климатом стоимость непродовольственных
товаров определяется в объеме 45–55 % от стоимости продуктов питания,
стоимость услуг – 45–55 %;
3)
для зон с теплым климатом стоимость непродовольственных
товаров определяется в объеме 40–50 % от стоимости продуктов питания,
стоимость услуг – 40–50 %.
Таблица 2.2
Распределение субъектов Российской Федерации по зонам, сформированным
в зависимости от факторов, влияющих на особенности потребления
продуктов питания
Номер
зоны
I
II
III
Субъекты Российской Федерации
Северная часть Республики Саха (Якутия) <*>, Камчатский край, северная часть
Красноярского края <*>, северная часть Иркутской области <*>, Магаданская
область, северная часть Томской области, Чукотский автономный округ, ЯмалоНенецкий автономный округ
Северная часть Республики Карелия <*>, северная часть Республики Коми <*>,
северная часть Архангельской области <*>, Мурманская область, Ненецкий
автономный округ
Республика Саха (Якутия) (кроме северной части), Приморский край, Хабаровский
край, Амурская область, Сахалинская область, Еврейская автономная область,
Ханты-Мансийский автономный округ–Югра
IV
V
VI
VII
VII
IX
X
Республика Алтай, Республика Бурятия, Республика Тыва, Республика Хакасия,
Алтайский край, Забайкальский край, Красноярский край (кроме северной части),
Иркутская область (кроме северной части), Кемеровская область, Новосибирская
область, Омская область, Томская область (кроме северной части),Тюменская
область
Курганская область, Свердловская область, Челябинская область, Оренбургская
область
Республика Карелия (кроме северной части), Республика Коми (кроме северной
части), Архангельская область (кроме северной части), Вологодская область,
Калининградская область, Ленинградская область, Новгородская область,
Псковская область, Санкт-Петербург
Белгородская область, Брянская область, Владимирская область, Воронежская
область, Ивановская область, Калужская область, Костромская область, Курская
область, Липецкая область, Московская область, Орловская область, Рязанская
область, Смоленская область, Тамбовская область, Тверская область,
Тульская область, Ярославская область, г. Москва
Республика Башкортостан, Республика Марий Эл, Республика Мордовия,
Республика Татарстан, Удмуртская Республика, Чувашская Республика, Пермский
край, Кировская область, Нижегородская область, Пензенская область, Самарская
область, Саратовская область, Ульяновская область
Республика Адыгея, Республика Калмыкия, Республика Крым, Краснодарский край,
Астраханская область, Волгоградская область, Ростовская область, г. Севастополь
Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская Республика,
Карачаево-Черкесская Республика, Республика Северная Осетия–Алания,
Чеченская Республика, Ставропольский край
<*> Под северной частью субъекта Российской Федерации понимается
территория, отнесенная к районам Крайнего Севера и местностям,
приравненным к районам Крайнего Севера в соответствии с
законодательством.
Таблица 2.3
Распределение субъектов Российской Федерации по зонам, сформированным
в зависимости от факторов, влияющих на особенности потребления
непродовольственных товаров и услуг
Зона
С холодным и
резко
континентальным
климатом
С умеренным
климатом
Субъекты Российской Федерации
Республика Алтай, Республика Бурятия, Республика Карелия,
Республика Коми, Республика Саха (Якутия), Республика Тыва,
Республика Хакасия, Алтайский край, Забайкальский край, Камчатский
край, Красноярский край, Приморский край, Хабаровский край,
Амурская область, Архангельская область, Иркутская область,
Кемеровская область, Магаданская область, Мурманская область,
Новосибирская область, Омская область, Сахалинская область, Томская
область, Тюменская область, Еврейская автономная область, Ненецкий
автономный округ, Ханты-Мансийский автономный округ–Югра,
Чукотский автономный округ, Ямало-Ненецкий автономный округ
Республика Башкортостан, Республика Калмыкия, Республика
Марий
Эл,
Республика
Мордовия,
Республика
Татарстан,
Чувашская Республика, Удмуртская Республика, Пермский край,
Астраханская область, Белгородская область, Брянская область,
С теплым
климатом
Владимирская область, Волгоградская область, Вологодская область,
Воронежская область, Ивановская область, Калининградская область,
Калужская область, Кировская область, Костромская область,
Курганская
область,
Курская
область,
Ленинградская
область,
Липецкая
область,
Московская
область,
Нижегородская
область,
Новгородская
область,
Оренбургская
область,
Орловская
область,
Пензенская
область, Псковская область, Рязанская область, Самарская
область,
Саратовская
область,
Свердловская
область,
Смоленская
область,
Тамбовская
область,
Тверская
область,
Тульская
область,
Ульяновская
область,
Челябинская область, Ярославская область, г. Москва, г. СанктПетербург
Республика Адыгея, Республика Дагестан, Республика Ингушетия,
Кабардино-Балкарская Республика, Карачаево-Черкесская Республика,
Республика Крым, Республика Северная Осетия–Алания, Чеченская
Республика, Краснодарский край, Ставропольский край, Ростовская
область, г. Севастополь
Таблица 2.4
Минимальный набор продуктов питания для трудоспособного населения в
Красноярском крае по зонам, сформированным в зависимости от факторов,
влияющих на особенности потребления продуктов питания
Продукты питания, кг (шт.)
Потребительская корзина для зоны в среднем в год
Хлебные продукты
Картофель
Овощи и бахчевые
Фрукты, ягоды
Мясо и мясопродукты
Яйцо, шт.
Молоко и молокопродукты
Рыба и рыбопродукты
зона I
157,2
70,3
112,6
65
70,2
260
252,8
35,1
зона IV
131,4
93
115,2
60
58,5
210
240,8
20
Сахар и кондитерские изделия
26,2
23,8