Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Формирование профессии современного бухгалтера. Профессиональные организации бухгалтеров

  • 👀 538 просмотров
  • 📌 470 загрузок
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате doc
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Формирование профессии современного бухгалтера. Профессиональные организации бухгалтеров» doc
Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Челябинский государственный университет" ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ Кафедра бухгалтерского учета и аудита БУХГАЛТЕРСКОЕ ДЕЛО Конспект лекций ЧЕЛЯБИНСК 2017 Тема 1 Понятие и особенности организации бухгалтерского дела. Характеристика бухгалтерской профессии и бухгалтерского дела. 1. Сущность, понятие бухгалтерского дела, его содержание и развитие. 2. Формирование профессии современного бухгалтера. Кодекс этики профессионального бухгалтера. Квалификационная характеристика деятельности бухгалтера и финансового директора. 3. Профессиональные организации бухгалтеров. Положение о членстве в Институте профессиональных бухгалтеров и аудиторов России. 4. Международные профессиональные организации. Роль международного комитета(Совета) по стандартам финансовой отчетности в совершенствовании финансового учета и отчетности. Вопрос 1 Сущность, понятие бухгалтерского дела, его содержание и развитие. Бухгалтерское дело представляет собой профессиональную деятельность бухгалтера во всех ее проявлениях- ведении учета, составлении отчетности, формировании учетной политики организации, контроле, анализе отчетных данных, участии в профессиональных организациях и т.д. Объектом бухгалтерского дела является организация процесса его ведения, результатом которого будет обобщенная информация о фактах хозяйственной деятельности, сгруппированная по экономическому признаку на счетах бухгалтерского учета. К объектам бухгалтерского дела также можно отнести учетную информацию, бухгалтерскую отчетность, документацию, инвентаризационные данные об экономических действиях и событиях, циклы деятельности организации, различные показатели деловой активности. Особенности предмета бухгалтерского дела обусловлены его целями, связанными с организацией учетного процесса и учетной деятельности при совершении фактов хозяйственной деятельности, подтверждением достоверности бухгалтерской отчетности, анализом деятельности организации. Цель учетной деятельности – анализ сложившейся хозяйственной ситуации, выработка конкретного решения, организация и контроль его выполнения. Основанием формирования учетной информации являются учетные сообщения как описания фактов хозяйственной деятельности, содержащие следующие обязательные реквизиты: - вид факта хозяйственной деятельности; - способ и единица измерения (оценка); - объекты, участвующие в осуществлении факта хозяйственной деятельности; - субъекты, между которыми осуществляется факт хозяйственной деятельности ( д. б. указы ответственные лица, проверена законность, эк. целесообразность и достоверность отражаемой информации); - время действия факта хозяйственной деятельности (признание доходов и расходов); - признаки связей между фактами хозяйственной деятельности; - количественную характеристику современного факта хозяйственной деятельности. Признание факта хозяйственной деятельности в качестве основного объекта бухгалтерского дела позволяет выделить документацию и финансовую отчетность в качестве носителей информации о деятельности организации. Метод бухгалтерского дела в самом общем виде представляет собой способ комплексного изучения законности, достоверности и целесообразности осуществления фактов хозяйственной деятельности на основе использования учетной и различной внеучетной информации в сочетании с исследованием фактического состояния объектов (аудит, внутренний контроль), юридического и экономического анализа их содержания. Бухгалтерское дело требует знаний в области финансового и управленческого учета, аудита, экономического анализа, компьютерных систем обработки данных, экономики предпринимательства, гражданского права, кредитования, банковского дела, налогового законодательства и др. Бухгалтерская служба может иметь следующую структуру : Финансовая бухгалтерия – ведение финансового учета и составление бухгалтерской финансовой отчетности; Управленческая бухгалтерия – учет затрат, аналитические процедуры, бюджетирование, отчетность для принятия управленческих решений; Общий отдел – контроль, внутренний аудит, план счетов, подбор программ для ведения бухгалтерского учета. Вопрос 2 Формирование профессии современного бухгалтера. Кодекс этики профессионального бухгалтера. Квалификационная характеристика деятельности бухгалтера и финансового директора. Под профессиональным бухгалтером понимается физическое лицо, обладающее на законных основаниях аттестатом профессионального бухгалтера в соответствии с Положением об аттестации профессиональных бухгалтеров. Профессиональный бухгалтер работает, как правило, в одной из следующих областей: бухгалтерский учет, аудиторская деятельность, финансовое управление, финансовая экспертиза, преподавательская, научно-исследовательская или управленческая деятельность вышеперечисленных сфер. Деятельность профессионального бухгалтера имеет следующие особенности: • Наличие специфической квалификации и навыков, достигаемых образованием и опытом работы; • Приверженность к единой, определенной системе ценностей (мораль); • Признание своей ответственности перед обществом вплоть до признания приоритета общественных интересов перед интересами работодателя. Для того чтобы оправдать ожидания общества, бухгалтер должен ставить перед собой 4 основные цели: • Обеспечивать потребности общества в полноценной и достоверной информации; • Достичь профессионализма с тем, чтобы работодатели и другие заинтересованные стороны были уверены, что они имеют дело с высококвалифицированными специалистами в своей области; • Постоянно обеспечивать высокое качество работы и услуг; • Завоевывать доверие пользователей работ (услуг) с тем, чтобы эти пользователи были уверены, что этика профессионального бухгалтера не позволит ему совершить недостойных поступков. Чтобы достичь указанных целей, профессиональному бухгалтеру необходимо соблюдать ряд основных принципов: • Честность и объективность при выполнении услуг; • Профессиональная компетентность (постоянное повышение квалификации), отказ от той работы, в которой специалистом не является; • Конфиденциальность информации, полученной при выполнении своих служебных обязанностей без ограничения во времени и независимо от того, продолжаются или прекращены отношения бухгалтера с работодателем, за исключением тех случаев, которые предусмотрены законодательством. • Принцип профессионального поведения предусматривает необходимость поддержания репутации профессии в целом и воздержание от любых поступков, которые могли бы дискредитировать бухгалтерскую профессию. • Работа в соответствии со стандартами профессиональной деятельности – выполнение своих обязанностей в соответствии со стандартами, принятыми в сфере работы, независимо от того, утверждены эти стандарты госорганами или общественными организациями, членом которых он является. Профессиональный бухгалтер в своей работе руководствуется кодексом этики члена института профессиональных бухгалтеров и аудиторов России (2007 год). ЭТИКА ЧЛЕНА ИНСТИТУТА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ БУХГАЛТЕРОВ РОССИИ http://www.ipbr.ru/ Вопрос 3 Профессиональные организации бухгалтеров. Положение о членстве в Институте профессиональных бухгалтеров и аудиторов России. Профессиональной организацией является ИПБ России, он создан в апреле 1997 г. в Российской Федерации (г. Москва) создано некоммерческое партнерство "Институт профессиональных бухгалтеров России" (ИПБ России), учредителями которого являются ведущие высшие учебные, научные и общественные организации. Активное участие в создании и деятельности ИПБ России принимает Министерство финансов РФ. В ИПБ предусмотрены следующие виды членства: • Ассоциированные члены ИПБ (такой статус получают претенденты физические лица, желающие получить квалификационный аттестат профессионального бухгалтера в порядке и на условиях, определяемых Положением об аттестации членов ИПБ) Действительные члены – физические лица, имеющие: • Квалификационный аттестат профессионального бухгалтера; • Квалификационный аттестат аудитора; • Аттестат преподавателя ИПБ России; • Корпоративные члены ИПБ – юридические лица, ведущие специализированную деятельность в области финансов, бухгалтерского учета, анализа и аудита, учебные заведения, учредители ИПБ; • Почетные члены ИПБ – внесли значительный вклад в деятельность ИПБ. Решение о присвоении статуса принимается Президентским советом ИПБ. Права и обязанности, условия и порядок приема, а также прекращение членства определяются Положением о членстве. ИПБ имеет следующую структуру: Основными целями и задачами ИПБ являются: • Объединение в единую профессиональную организацию и координация деятельности квалифицированных специалистов в области бухучета, аудита, финансового менеджмента, а также юридических лиц, специализирующихся в этих областях; • Организация и проведение аттестации специалистов в области бухучета, финансового менеджмента в целях повышения их профессионального статуса и значимости на профессиональном рынке труда и услуг; • Разработка методологии и методики бухгалтерского учета и аудита; • Создание системы оперативного информирования членов ИПБ об изменениях и новшествах в области регулирования бухгалтерского учета и аудита; • Совершенствование профессиональной деятельности персонала организаций, связанных с бухгалтерским учетом, финансовым менеджментом, аудитом и т.д.; • Формирование положительного общественного мнения о добросовестно работающих специалистах, защита их интересов, • Внедрение в практику новых форм и методов организации бухгалтерского учета, экономического анализа и аудита, отвечающих требованиям программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с МСФО; • Формирование у специалистов экономического мышления, соответствующего рыночным отношениям, соблюдение ими норм профессиональной этики; • Представление и защита прав и законных интересов членов ИПБ России, оказание им помощи в защите их профессиональных интересов. Основными направлениями работы ИПБ России являются: Научно-методическая работа – организация научных исследований по приоритетным направлениям в области бухгалтерского учета, анализа и аудита, участие и разработка проектов нормативных документов по бухгалтерскому учету в соответствии с требованиями МСФО, организация работ по переводу нормативной и другой документации международных и национальных организаций по бухгалтерскому учету, участие и организация разработки методических указаний и инструкций; Разработка, совершенствование и пересмотр программ, разработка системы дистанционного обучения профессиональных бухгалтеров, разработка системы подготовки преподавателей курсов ИПБ; Развитие связи ИПБ – вступление ИПБ в IFAC с ноября 2001, организация взаимодействия с международными национальными бухгалтерскими организациями, организация работ по реформированию БУ в рамках программы ТАСИС; Организационная работа – совершенствование взаимодействия ИПБ России с ТИПБ и УМЦ, организация и проведение конгрессов бухгалтеров, семинаров и круглых столов; Информационное и техническое обеспечение – создание программы ведения базы данных в режиме on-line, совершенствование автоматизированной системы подготовки документов для аттестации, ведения сайта в Интернете, развитие информационных связей и создание единой корпоративной сети в Интернете, замена членских билетов на пластиковые карты, создание и внедрение системы дистанционного обучения и сдачи экзамена, создание и внедрение систем оперативного размножения информации для членов ИПБ России. Вопрос 4 Международные профессиональные организации. Роль международного комитета (Совета) по стандартам финансовой отчетности в совершенствовании финансового учета и отчетности. До 2000 года Комитет по МСФО ставил задачу гармонизации национальных бухгалтерских стандартов. Этот процесс представлял собой выработку комитетом качественных решений учетных задач, которые затем должны были стать основой для унификации национальных стандартов. Предусмотренный процесс конвергенции предполагает выработку комитетом и национальными регулирующими органами совместных решений учетных задач, которые обеспечивают наиболее эффективную и качественную подготовку и представление информации финансовой отчетности. В отличие от гармонизации, конвергенция представляет собой движение комитета и национальных регулирующих органов навстречу друг другу для нахождения и принятия наилучшего решения. Процесс конвергенции обеспечивается рядом конкретных мер, предусмотренных уставом и процедурами Комитета по международным стандартам. Важнейшими среди них являются: • Определение ряда национальных регулирующих органов в качестве партнеров комитета; • Регулярные, не менее 3 раз в год встречи правления комитета с национальными регулирующими органами; • Координация планов работы; • Назначение членов правления, ответственных за связи с конкретными национальными регулирующими органами; • Согласование процессов принятия стандартов; • Создание совместных рабочих групп. Для того чтобы процесс перехода на МСФО в России был менее болезнен, разработана концепция развития бухгалтерского учета в РФ на среднесрочную перспективу. Данная концепция направлена на повышение качества информации, формируемой в бухгалтерском учете и отчетности и обеспечение гарантированного доступа к ней заинтересованным пользователям. Данная концепция выявляет проблемы, связанные с переходом на МСФО: • Отсутствие официального статуса бухгалтерской отчетности по МСФО, а также инфраструктуры использования МСФО; • В формальном подходе регулирующих органов по категориям, требованиям, принципам, условиям рыночной экономики; • В неоправданно высоких затратах хозяйствующих субъектов на подготовку консолидированной финансовой отчетности по МСФО путем трансформации российской отчетности, подготовленной по российским правилам; • В избыточной отчетности; • В параллельном ведении налогового учета; • В слабости системы контроля качества БО; • В недостаточности участия профессиональных общественных объединений в регулировании бухгалтерского учета и отчетности; • В низком уровне профессиональной подготовки большей части бухгалтеров и аудиторов, а также недостаточности навыков использования информации, подготовленной по МСФО. Целью развития бухгалтерского учета и отчетности на среднесрочную перспективу (2004-2010) является создание приемлемых условий и предпосылок последовательного и успешного выполнения системой бухгалтерского учета и отчетности присущих ей функций в экономике РФ. Суть развития состоит в активизации использования международных стандартов для реализации функции подготовки полезной информации для пользователей. Дальнейшее развитие бухгалтерского учета и отчетности необходимо осуществлять по следующим основным направлениям: Повышение качества информации, формируемой в бухгалтерском учете и отчетности; Создание инфраструктуры применения международных стандартов; Изменение системы регулирования бухгалтерского учета и отчетности; Усиление контроля качества бухгалтерской отчетности; Существенное повышение квалификации специалистов (бухгалтеры, аудиторы, пользователи отчетности). Реализация концепции должна осуществляться по специальным планам, охватывающим все выделенные направления развития бухгалтерского учета и отчетности, среднесрочный период в данной работе разбит на 2 части (этапа): 1этап – 2004 – 2007 Предполагается обязательный перевод на МСФО консолидированной финансовой отчетности общественно значимых хозяйствующих субъектов, кроме тех, чьи ценные бумаги обращаются на фондовых рынках других стран и которые составляют такую отчетность по иным международно признаваемым стандартам. Предполагается утверждение основного комплекта российских стандартов индивидуальной бухгалтерской отчетности на основе МСФО. Совершенствование принципов и требований к организации учетного процесса, а также базовых правил бухгалтерского учета. Создание основных элементов инфраструктуры применения стандартов. Сближение правил налогового и бухгалтерского учета. Активизация участия профессиональных общественных объединений в развитии и регулировании бухгалтерской и аудиторской профессии. Совершенствование системы подготовки и повышения квалификации кадров, в том числе пользователей отчетности. Развитие международного сотрудничества. 2этап – с 2008 по 2010 год: Обязательный перевод на МСФО консолидированной финансовой отчетности других хозяйствующих субъектов, включая общественно значимые организации, оценка возможности составления индивидуальной бухгалтерской отчетности непосредственно по МСФО вместо российских стандартов; Дальнейшее повышение роли профессиональных общественных объединений в развитии и регулировании бухгалтерской и аудиторской профессии; Развитие системы контроля качества бухгалтерской отчетности, в том числе подготовленной по МСФО. Тема 2 Национальные концепции и принципы бухгалтерского учета и финансовой отчетности в РФ. 1. Концептуальные основы реформирования бухгалтерского учета и отчетности в РФ. 2. Основные допущения и требования, а также правила ведения бухгалтерского учета. 3. Концепция бухгалтерского учета в рыночной экономике России. Вопрос 1 Концептуальные основы реформирования бухгалтерского учета и отчетности в РФ. Основными направлениями реформирования бухгалтерского учета и отчетности являются: Создание нормативной базы Создание ПБУ Создание инструкций, рекомендаций, методических указаний Подготовка кадров (ИПБ России) Международные связи Система бухгалтерского учета, существовавшая в условиях планируемой экономики, была обусловлена общественным характером собственности и потребностями государственного управления экономикой. Главным потребителем информации, формирующейся в системе бухгалтерского учета, выступало государство в лице отраслевых министерств и ведомств и планирующих, статистических и финансовых органов. Действовавшая система государственного финансового контроля решала задачи выявления отклонений от предписанных моделей хозяйственного поведения организаций. Изменение системы общественных отношений, а также гражданско-правовой среды предопределяет необходимость адекватной трансформации бухгалтерского учета. Однако процесс реформирования отечественной системы бухгалтерского учета отстает от общего процесса экономических реформ в России. Именно в целях изменения такого положения дел разработана Программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности. Цель реформирования системы бухгалтерского учета - приведение национальной системы бухгалтерского учета в соответствие с требованиями рыночной экономики и международными стандартами финансовой отчетности. Задачи реформы заключаются в следующем: сформировать систему стандартов учета и отчетности, обеспечивающих полезной информацией пользователей, в первую очередь инвесторов; обеспечить увязку реформы бухгалтерского учета в России с основными тенденциями гармонизации стандартов на международном уровне; оказать методическую помощь организациям в понимании и внедрении реформированной модели бухгалтерского учета. В целях приведения национальной системы бухгалтерского учета в соответствие с требованиями рыночной экономики и международными стандартами финансовой отчетности реформа будет проводиться по следующим основным направлениям: совершенствование нормативного правового регулирования; формирование нормативной базы (стандарты); методическое обеспечение (инструкции, методические указания, комментарии); кадровое обеспечение (формирование бухгалтерской профессии, подготовка и повышение квалификации специалистов бухгалтерского учета); международное сотрудничество (вступление и активная работа в международных организациях; взаимодействие с национальными организациями, ответственными за разработку стандартов бухгалтерского учета и регулирование соответствующей деятельности). Вопрос 2 Основные допущения и требования, а также правила ведения бухгалтерского учета. В настоящее время действует Положение по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" ПБУ 1/2008 В Положении дано основополагающее определение способов ведения бухгалтерского учета, вытекающее из характера составных частей учета. К способам ведения бухгалтерского учета отнесены способы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, погашения стоимости активов, организации документооборота, инвентаризации, применения счетов бухгалтерского учета, системы регистров бухгалтерского учета, обработки информации и иные соответствующие способы и приемы. Применение понятий "допущение" и "требование" вместо традиционного понятия "принцип бухгалтерского учета" связано с необходимостью подчеркнуть условную разницу между базовыми и основными принципами бухгалтерского учета. По словарю русского языка "принцип" означает основное, исходное положение какой-нибудь теории, учения, мировоззрения, теоретической программы; допущение - предположение; требование - правило, условие, обязательное для выполнения. Отсюда допущение как базовый принцип предполагает определенные условия, создаваемые организацией при постановке бухгалтерского учета, которые не должны меняться. Требование как основной принцип означает соблюдение принятых правил организации и ведения бухгалтерского учета. Положением в нормативный оборот введены: допущения: - имущественной обособленности; - непрерывной деятельности; - последовательности применения учетной политики; - временной определенности фактов хозяйственной деятельности; требования: - полноты; - своевременности; - осмотрительности; - приоритета содержания перед формой; - непротиворечивости; - рациональности. Как известно, в Положении впервые в российской практике были установлены допущения и требования как отправные точки для организации при формировании своей учетной политики. Провозглашено право организации осуществлять выбор одного способа ведения и организации бухгалтерского учета из нескольких, допускаемых системой нормативного регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации. В связи с этим при формировании учетной политики организация должна по конкретному вопросу ведения бухгалтерского учета осуществить этот выбор и зафиксировать его в соответствующей организационно-распорядительной документации, утвержденной в организации. Для иллюстрации в Положении приведены способы, существенно влияющие на положение организации и подлежащие раскрытию в бухгалтерской отчетности. Как правило, это - способы, влияющие на формирование финансового результата. К ним относятся способы амортизации основных средств, нематериальных и иных активов, оценки производственных запасов, товаров, незавершенного производства и готовой продукции, признания прибыли от продажи продукции, товаров, работ, услуг и др. Существенные способы ведения бухгалтерского учета подлежат раскрытию в пояснительной записке, входящей в состав бухгалтерской отчетности организации за отчетный год. Вопрос 3 Концепция бухгалтерского учета в рыночной экономике России. Ориентирована на рыночную экономику и использование опыта других стран международных принципов учета и отчетности, последние достижения науки и техники. Не является стандартом и не заменяет нормативных документов. Если какое-либо положение концепции противоречит положениям нормативного либо законодательного акта, то приоритетными являются положения законодательных актов. Данное положение составляет основу для формирования национальных стандартов. Концепция призвана: Обеспечивать заинтересованных пользователей и других специалистов информацией об общих подходах к организации и ведению бухгалтерского учета; Быть основой поэтапной разработки новых и пересмотров действующих нормативных документов по бухгалтерскому учету; Является основой принятия решений по вопросам еще не урегулированным нормативными документами; Помогать потребителям бухгалтерской информации в понимании данных, содержащихся в бухгалтерском учете; В данной работе определена цель бухгалтерского учета. Для достижения целей бухгалтерского учета предполагается, что он будет осуществляться в соответствии с допущениями имущественной обособленности, непрерывности деятельности, последовательности применения учетной политики и временной определенности фактов хозяйственной деятельности. Информация, представленная в финансовой отчетности и формируемая в следующих направлениях: О финансовом положении; О результатах деятельности; Об изменении финансового положения Должна отвечать след качественным характеристикам – понятность, сопоставимость, достоверность. Отчетность, предназначенная для большинства пользователей, состоит из следующих элементов: Элементы, отражающие информацию о финансовом положении: • Активы • Капитал • Обязательства Элементы, представляющие информацию о результатах деятельности организации: • Доходы и расходы организации • Об изменении финансового положения Активы – это хозяйственные средства, контроль над которыми организация получила в результате свершившихся фактов хозяйственной деятельности и которые должны принести ей экономические выгоды в будущем. Обязательства – это существующая на отчетную дату задолженность организации, которая является следствием свершившихся проектов, ее хозяйственной деятельности и расчеты по которой должны привести к оттоку активов. Капитал – это вложения собственника и прибыль, накопленная за время деятельности организации. Это разница активов и обязательств. Доход – это увеличение экономических выгод в течение отчетного периода или уменьшение обязательств, которые приводят к увеличению капитала, отличного от вклада собственников. Расход – это уменьшение экономических выгод в течение отчетного периода или возникновение обязательств, которые приводят к уменьшению капитала, кроме изменений, обусловленных изъятиями собственников. Объекты, понимаемые как элементы финансовой отчетности, могут быть представлены в ней, если они отвечают след критериям признания (условиям признания). На дату составления бухгалтерской отчетности существует обоснованная вероятность того, что организация получит или потеряет какие-либо экономические выгоды, обусловленные объектом. Объект может быть измерен с достаточной степенью надежности. При несоблюдении условий (критериев) признания объект не может быть рассмотрен как элемент финансовой отчетности, следовательно, представлен в ней. Представлены методы оценки элементов финансовой отчетности: • Фактическая (первоначальная, историческая) стоимость; • Восстановительная (текущая) стоимость; • Текущая рыночная стоимость (стоимость возможной продажи); • Применение дисконтированной стоимости. Тема 3 Хозяйственные операции как объект бухгалтерской деятельности. 1. Понятие хозяйственной ситуации и операции, их виды и классификация. 2. Анализ вариантов решений хозяйственных ситуаций (юридический анализ и анализ влияния на финансовые результаты деятельности). Вопрос 1Понятие хозяйственной ситуации и операции, их виды и классификация. Учетной единицей в бухгалтерском учете является хозяйственная операция, которая характеризует отдельное хозяйственное действие (факт), вызывающий изменения в составе, размещении имущества и источниках его образования. При этом хозяйственные операции могут затрагивать только имущество (актив) или только источники его образования (пассив), или одновременно актив и пассив. Типы хозяйственных операций: 1: А+ А-, валюта не меняется; 2: П+ П-, валюта не меняется; 3: А+ П+, валюта увеличивается; 4: А- П-, валюта уменьшается. Вопрос 2 Анализ вариантов решений хозяйственных ситуаций (юридический анализ и анализ влияния на финансовые результаты деятельности). Николаева С.Н. «Сравнение МСФО GAAP и ПБУ» В условиях административной экономики вопрос о профессиональном суждении не поднимался. Профессиональное суждение было областью научного познания бухгалтерского учета. Для административной экономики характерна комплексная регламентация хозяйственной деятельности, экономических отношений, включая и функцию бухгалтерского учета. Самостоятельное, обоснованное мнение специалиста-бухгалтера, касающееся интерпретации отдельных фактов хозяйственной деятельности в условиях централизованной экономики, не было востребовано. Система рыночных отношений представляет собой постоянно меняющуюся систему, для которой невозможен тотальный регламент. Согласно принципам МСФО информацию, представляемую в финансовой отчетности, делают полезной для пользователей качественные характеристики: понятность, уместность, достоверность и сопоставимость. Для выполнения основного предназначения финансовой отчетности на практике необходимо достижение компромисса между качественными характеристиками. Цель состоит в том, чтобы достичь соответствующего соотношения между характеристиками. Относительная важность характеристик в различных случаях – это дело профессионального суждения. Профессиональное суждение в западной практике является важнейшим элементом культуры бухгалтерской профессии, проявлением либерализма. Профессиональное суждение должно обеспечивать формирование информации, которая должна быть: 1 – востребована рынком бухгалтерских услуг, 2 – должна быть предусмотрена процедура контроля и защиты обоснованности профессионального суждения перед профессиональным сообществом. Профессиональное суждение представляет собой институт рыночных отношений, в которых востребована надежная информация и существует система контроля за ее формированием как со стороны ее производителей (бухгалтерское сообщество), так и со стороны потребителей (внешние и внутренние пользователи). В России постановка вопроса о профессиональном суждении связана с постановкой вопроса о достоверной информации. Вопросы формирования, представления и раскрытия финансовой информации в условиях отсутствия регламентов бухгалтер должен решать, используя механизм профессионального суждения. С целью предотвращения субъективного подхода выработки профессионального суждения, бухгалтерское сообщество должно самое пристальное внимание уделять разработке, обоснованию и актуализации принципов, выполнение которых будет обеспечивать признание информации как достоверной и полной. Прямого определения понятия «профессиональное суждение» российские нормативные акты по бухучету не содержат, однако в российской нормативной базе присутствуют отдельные косвенные указания на уместность его применения в практике российских предприятий. Так, согласно Закону О БУ «в пояснительной записке должно сообщаться о фактах неприменения правил бухгалтерского учета в случаях, когда они не позволяют достоверно отразить имущественное состояние и финансовые результаты деятельности организации с соответствующим обоснованием. В ПБУ 4/99 говорится о том, что если при оставлении БУ, исходя из правил данного ПБУ, выявляется недостаточность данных для формирования полного представления о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении, то в БУ организация включает соответствующие дополнительные показатели и пояснения. Если при составлении БО применение правил ПБУ 4/99 не позволяет сформировать достоверное и полное представление о финансовом положении организации, то организация в исключительных случаях может допустить отступлении от этих правил. Если по конкретным вопросам в нормативных документах не установлены способы ведения БУ, то при формировании учетной политики осуществляется разработка организацией соответствующего способа исходя из требований ПБУ 1/2008. МСФО прямо связывают достоверность (надежность) финансовой отчетности с наличием института профессионального суждения. МСФО и профессиональное суждение представляет собой единое целое, чем обеспечивается наиболее рациональное сочетание общих правил формирования ФО и особенностей их применения конкретным предприятием. Профессиональное суждение представляет собой новое явление в отечественной учетной теории и практике. Под профессиональным суждением следует понимать обоснованное мнение профессионального бухгалтера в отношении способов квалификации и раскрытия достоверной информации о финансовом положении, финансовых результатах и об изменении финансового положения. Востребованность профессионального суждения как способа обеспечения полезности информации будет возрастать по мере востребованности такой информации, когда отсутствие такой информации станет серьезным тормозом развития рыночных отношений. Проблема практического применения профессионального суждения российскими предприятиями при решении нестандартных ситуаций связана с неготовностью предприятийй, создающих финансовую отчетность, самостоятельно мыслить, всесторонне обосновывать собственную точку зрения, доказывать правильность своей позиции и нести ответственность за принятое решение. В то же время у профессионала может возникнуть искушение расширить границы применения законодательных актов, поэтому при принятии профессионального суждения необходима консультация и контроль со стороны профессионального сообщества. Тема 4 Финансовый учет и отчетность для различных видов организационных единиц. 1. Особенности организации бухгалтерского дела в хозяйственных товариществах и обществах. 2. Особенности организации бухгалтерского дела в производственных и потребительских кооперативах. 3. Особенности организации бухгалтерского дела в государственных унитарных организациях. 4. Особенности организации бухгалтерского дела в некоммерческих организациях. 5. Особенности организации бухгалтерского дела по договору о совместной деятельности. 6. Особенности организации бухгалтерского дела на малых предприятиях. 7. Особенности организации бухгалтерского дела в финансово-промышленных группах. Вопрос 1 Особенности организации бухгалтерского дела в хозяйственных товариществах и обществах. Хозяйственными товариществами и обществами признаются коммерческие организации с разделенным на доли (вклады) учредителей (участников) уставным (складочным) капиталом. Имущество, созданное за счет вкладов учредителей, а также произведенное и приобретенное товариществом или обществом в процессе деятельности принадлежит ему на праве собственности. Хоз товарищества делятся на: Полное товарищество Товарищество на вере (коммандитное) Хозяйственные общества: ООО или с доп. ответственностью. Вкладом в имущество товарищества или общества могут быть деньги, ценные бумаги, другие вещи или имущественные права, а также иные права, имеющие денежную оценку. Денежная оценка вклада участника хозяйственного общества производится по соглашению между учредителями (участниками общества) и в случаях, предусмотренных Законом, подлежит независимой экспертной проверке. Бухгалтерский учет и отчетность в хозяйственных товариществах и обществах имеет много общего, но в то же время и свои особенности. Полное товарищество Создается и действует на основании учредительного договора, учр договор подписывается всеми его участниками. Он содержит условия о размере и составе складочного капитала товарищества, о размере и порядке изменения долей каждого из участников в складочном капитале, о размере, составе, сроках и порядке внесения ими вкладов об ответственности участников за нарушение обязанностей по внесению вкладов. Участник полного товарищества обязан участвовать в его деятельности в соответствии с условиями учредительного договора и внести не менее половины своего вклада в складочный капитал к моменту регистрации товарищества. Остальная часть должна быть внесена в сроки, установленные договором. Прибыли и убытки полного товарищества распределяются между его участниками пропорционально их долям в складочном капитале, если иное не предусмотрено учредительным договором. Не допускается соглашение об отстранении какого-либо из участников от участия в прибылях и убытках. Участники полного товарищества солидарно несут ответственность своим имуществом по обязательствам товарищества. Участник полного товарищества, не являющийся его учредителем, отвечает наравнес другими по обязательствам, возникшим до его вступление в товарищество. В полных товариществах счет 84 субсчет «Изъятая прибыль» служит для учета прибыли, распределенной между участниками и вкладчиками товарищества. Аналитический учет на нем ведут по каждому участнику или вкладчику. Если при этом возникает разница, она списывается на счет «складочный капитал» и распределяется по лицевым счетам членов товарищества. Согласно законодательству, участник полного товарищества имеет право выйти из товарищества (ст. 77 ГК) либо с согласия остальных членов передать свою долю в складочном капитале другому лицу, которое вместо него становится участником товарищества (ст. 79 ГК). При этом участник товарищества может передать другому участнику только часть своей доли, тогда они оба будут являться членами товарищества с соответствующими долями. В таких сделках величина складочного капитала не изменяется, на синт счетах изменений не будет, все проводки касаются только аналитических счетов. Товарищество на вере Создается и действует на основании учредительного договора, который подписывается всеми полными товарищами. Он содержит условия о размере и составе складочного капитала товарищества, о размере и порядке изменения долей каждого из полных товарищей в складочном капитале, о размере, составе, сроках и порядке внесения ими вкладов, их ответственность за нарушение обязанностей по внесению вкладов, о совокупном размере вкладов, вносимых кладчиками. Управление деятельностью товарищества на вере осуществляется полными товарищами (генеральными участниками). Порядок ведения дел определяется по правилам, установленным для полных товариществ. Вкладчики не вправе участвовать в управлении и ведении дел, выступать от имени товарищества на вере иначе как по доверенности, оспаривать действия полных товарищей по управлению и ведению дел. Вкладчики обязаны внести вклад в складочный капитал, что удостоверяется свидетельством об участии, выдаваемом вкладчику. Вкладчик имеет право: Получать прибыль товарищества в соотв. со своей долей Знакомиться с годовым отчетом товарищества По окончании финансового года выйти из товарищества и получить свой вклад Передать свою долю в складочном капитале. При ликвидации товарищества на вере, в том числе и в случае банкротства, вкладчики имеют преимущественное право на получение вкладов из имущества, оставшегося после удовлетворения требований его кредиторов. Оставшееся после этого имущество распределяется между полными товарищами и вкладчиками пропорционально их долям в складочном капитале товарищества, если иной порядок не установлен учредительным договором или соглашением полных товарищей и вкладчиков. Прибыль распределяется между всеми членами товарищества, убытки – только между полными участниками. Вкладчики-коммандитисты отвечают по обязательствам только своим вкладом в складочный капитал. Прибыль может быть распределена по количеству вклада, по твердому проценту, может быть пропорционально заработку работников, может распределяться начислением процентов на вложенный капитал, а оставшуюся сумму распределяют в зависимости от заработка товарищей В Товариществах внесенный вклад учитывается как долевой, на каждого участника необходимо вести обособленный счет, на котором отражается внесенная им сумма в общий складочный капитал товарищества. Можно ввести дополнительный субсчет. Вносимое имущество оценивается в рыночных ценах по соглашению между участниками. Полные коммандитные товарищества ликвидируются По воле участников По решению суда в случае признания их банкротами при условии выхода (выбытия) всех участников (ст 61-81 ГК). Полное товарищество может продолжать деятельность при наличии двух полных участников, коммандитное – если в нем остается хотя бы один участник и один вкладчик. Если кто-то из участников коммандитного товарищества оказывается несостоятельным и не может оплатить своей доли долга, она распределяется среди других участников по соглашению. Хозяйственные общества. Хозяйственное общество может быть создано одним лицом, которое становится его единственным участником. Является самой распространенной и урегулированной законодательством формой ведения предпринимательской деятельности. В обществах с ограниченной и дополнительной ответственностью УК формируется за счет вкладов (долей) участников, в АО – путем продажи акций. Выделяют 3 осн. функции УК общества: Является имущественной основой для деятельности общества; Образование УК позволяет определить долю участия каждого учредителя в обществе; УК гарантирует выполнение обязательств общества перед кредиторами, поэтому законодательством установлен его минимальный размер. Согл. ст. 87 ГК, ООО признается учрежденное одним или несколькими лицами общество, УК которого разделен на доли, величина которых определена учредительными документами. Участники такого общества не отвечают по его обязательствам и рискуют получить убытки, связанные с деятельностью общества в пределах стоимости внесенных ими вкладов. Участники общества, которые внесли вклад не полностью, солидарно отвечают по его обязательствам в пределах стоимости неоплаченной части вклада каждого из участников. К обществам с дополнительной ответственностью справедливы положения, ориентированные на ООО. Отличия их в том, что участники такого общества солидарно несут ответственность по его обязательствам своим имуществом в одинаковом для всех кратном размере к стоимости их вклада, определяемом учредительными документами общества. При банкротстве одного из участников его ответственность по обязательствам общества распределяется между остальными участниками пропорционально их вкладам. В соответствии со ст. 96 ГК, акционерным признается общество, УК которого разделен на определенное число акций. Участники-акционеры не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества в пределах стоимости принадлежащих им акции. Акционеры, не полностью оплатившие акции, несут солидарную ответственность по обязательствам АО в пределах неоплаченной части стоимости принадлежащих им акций. Основное отличие общества с ограниченной или дополнительной ответственностью или АО заключается в процедуре распределения и перераспределения УК между его участниками. В ООО или дополнительной ответственностью изменения размера долей УК участников приводят к изменению учредительных документов. В АО изменение долей УК участников, те количества принадлежащих им акций, приводит к изменению в реестре акционеров и не сопровождается изменением учредительных документов. Порядок создания ООО регулируется ФЗ №14, порядок создания АО – ФЗ №208. Учредительными документами ООО выступают Учредительный договор, подписанный его учредителями, и утвержденный ими Устав. Если ООО учреждается одним лицом, то его учредительным док-том считается Устав. Учредители АО заключают договор о создании и утверждают Устав. Договор о создании АО не явл. его учредительным документом. АО делятся на 2 вида: ОАО и ЗАО. ОАО признается АО, участники которого могут отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров. Такое АО вправе проводить открытую подписку на выпускаемые ими акции и их свободную продажу на условиях, установленных Законом. ОАО обязано ежегодно публиковать годовой отчет. ЗАО считается общество, акции которого распределяются только среди учредителей или иного, заранее определенного круга лиц. Такое общество не вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции либо иным образом предлагать их для приобретения неограниченному кругу лиц. Акционеры ЗАО имеют преимущественное право приобретения акций, продаваемых другими акционерами этого общества. АО может быть создано одним лицом или состоять из одного лица в случае приобретения одним акционером всех акций общества. Сведения об этом должны содержаться в Уставе общества, быть зарегистрированными и опубликованными. Высшим органом управления АО явл. общее собрание его акционеров. АО должно для проверки и подтверждения правильности годовой фин. отчетности ежегодно привлекать профессионального независимого аудитора. Аудиторская проверка деятельности АО должна быть проведена в любое время по требованию акционеров, совокупная доля которых в УК составляет 10% или более. УК ООО состоит из стоимости вкладов его участников. УК определяет минимальный размер имущества общества, гарантирующий интересы его кредиторов. Не допускается освобождение участника общества от обязанностей внесения вклада в УК, в том числе путем зачета требований к обществу. УК АО состоит из номинальной стоимости акций общества, приобретенных акционерами. УК не может быть менее размера, предусмотренного Законом Об АО. Общество вправе увеличить или уменьшить размер УК в определенных случаях (ст 28-29 ФЗ). Бухгалтерия не может отражать эти операции без решения акционеров и уведомления органа, зарегистрировавшего общество. Учет УК общества с ограниченной и дополнительной ответственностью осущ почти так же как в АО, а именно: К счету 80 открываются субсчета по типам акций: • Размещенные акции – информация об акциях, размещенных только среди учредителей в порядке закрытой подписки; • Объявленные акции – информация об акциях, реализованных акционерам при проведении открытой подписки. Аналитический учет по видам акций может быть организован на счетах: • Обыкновенные акции • Привилегированные акции • При формировании информации о накоплении УК допускается открытие 4 аналитических счетов: • Объявленный капитал; • Подписной капитал; • Оплаченный капитал; • Изъятый капитал (движение происходит одновременно с изъятием части акций из обращения путем их выкупа у акционеров и сопровождается уменьшением субсчета «оплаченный капитал»). С той лишь разницей, что ООО и ОДО не могут выпускать акции. Здесь складочный капитал формируется за счет вкладов учредителей. Аналитический учет направлен на формирование информации только о стадиях накопления капитала и участниках общества. В первом случае к счету 80 открываются аналитические счета: Неоплаченный капитал Оплаченный капитал При организации такого учета следует иметь в виду, что на момент гос регистрации ООО и ОДО их УК должен быть оплачен не менее чем наполовину, а остальная часть подлежит оплате в течение первого года деятельности общества. Во втором случае аналитический учет ведется по каждому участнику общества с целью получения сведений о размерах их вкладов (долей). В дальнейшем такая информация станет основой для правильного распределения между участниками полученной предприятием прибыли, а в ОДО еще и основой для правильного расчета размера их дополнительной имущественной ответственности. Увеличение УК ООО согласно 14ФЗ может быть осуществлено только после полной оплаты его суммы, заявленной в учредительных документах. УК может быть увеличен за счет: Прибыли, оставшейся в распоряжении общества; Добавочного капитала; Дополнительных вкладов всех участников общества; Дополнительных вкладов отдельных участников общества или за счет вкладов третьих лиц, принимаемых в участники общества. Увеличение УК АО в соотв. с 208-ФЗ может быть осуществлено путем увеличения номинальной стоимости размещенных акций или размещения дополнительных акций. Увеличение УК АО не более чем на треть разрешается осуществлять по решению правления, если это право оговорено в Уставе общества. Изменения в большем размере осуществляется собранием акционеров. Увеличение УК ООО за счет прибыли, оставшейся в распоряжении, может быть осуществлено по решению собрания участников, принятому большинством, не менее 2/3 голосов, если большее количество голосов не предусмотрено Уставом. Сумма, на которую увеличилась стоимость доли в УК общества у участников-физ.лиц, включается в их совокупный годовой доход в том периоде, в котором увеличилась их доля. Увеличение доли в УК у физ.лиц за счет добавочного капитала освобождается от налогообложения. Увеличение стоимости доли в УК у участников-юр.лиц относится на финансовые результаты деятельности. При принятии решения об увеличении УК за счет дополнительных вкладов участников определяется общая стоимость таких вкладов, устанавливается единое для всех участников соотношение между стоимостью дополнительного вклада и суммой, на которую увеличивается номинальная стоимость его доли. После принятия такого решения в течение 2 месяцев участники должны внести дополнительные вклады, а по истечении этого срока в течение месяца собрание должно рассмотреть итоги и утвердить изменения в УК. Организация, в случаях, предусм. законодательством, обязана уменьшить величину УК. В соотв. с 14ФЗ ООО может уменьшить величину своего УК путем уменьшения номинальной стоимости долей всех участников общества в УК или путем погашения долей, принадлежащих обществу. АО может выкупить у акционеров акции с целью их последующей перепродажи, аннулирования или распределения среди своих работников. Выкупленные акции не дают права голоса на собрании акционеров, по ним не начисляются и не выплачиваются дивиденды, на балансе они могут отражаться до 1 года после их выкупа. Общество может выкупить часть размещенных акций а затем погасить. Регистрация уменьшения УК общества производится только в случае доказательства, что все кредиторы уведомлены. Вопрос 2 Особенности организации бухгалтерского дела в производственных и потребительских кооперативах. Деятельность производственных кооперативов регулируется ст. 107-112 ГК. Производственным кооперативом признается добровольное объединение граждан на основе членства для совместной деятельности, основанное на их личном трудовом и ином участии и объединении его членами имущественных паевых взносов. В его деятельности могут участвовать и юридические лица. Кооператив является коммерческой организацией. Учредительным документом кооператива является Устав. Члены кооператива несут по обязательствам кооператива ответственность в размерах и в порядке, предусмотренных Законом. Члены кооператива несут по обязательствам кооператива ответственность в размерах и в порядке, предусмотренном законом. Число членов кооператива не должно быть менее 5. член кооператива обязан внести к моменту регистрации не менее 10% паевого взноса, а остальную часть в течение года. Вопрос 3 Особенности организации бухгалтерского дела по договору о совместной деятельности Порядок заключения и исполнения договора простого товарищества регламентируется ст 1041-1054 ГК РФ. По договору о совм. деятельности 2 или неск. лиц (товарищей) обязуются соединить свои вклады и совместно действовать без образования юр.лица для извлечения прибыли или достижения иной не противоречащей закону цели. Это могут быть только индив. предприниматели и/или коммерческие организации. Внесенное товарищами имущество, которым они обладали на праве собственности, а также произведенное в результате совместной деятельности продукция и полученные доходы, признаются их общей долевой собственностью, если иное не установлено законом или договором. Вклады товарищей предполагаются равными по стоимости, если иное не следует из договора. Денежная оценка вклада производится по соглашению товарищей. При ведении общих дел каждый товарищ вправе действовать от имени всех товарищей, если договором не установлено, что ведение дел осуществляется отдельными участниками либо совместно всеми участниками договора. В отношении с третьими лицами полномочия товарища совершать сделки от имени всех участников удостоверяется доверенностью, выданной ему остальными товарищами или договором. Ведение бухгалтерского учета общего имущества товарищей может быть поручено ими одному товарищу – юр.лицу (ст 1043 ГК). В учете доверенного лица отражаются следующие операции: Получение имущества и денежных средств, которые внесены участниками договора; Покупка сырья, материалов, товаров, оборудования, их использование, получение и реализация готовой продукции, товаров в целях выполнения договора; Выявление финансовых результатов; Распределение прибылей и убытков между участниками товарищества; Перечисление прибыли участникам товарищества; Получение возмещения убытков от участника; Возврат имущества и денежных средств каждому участнику совместной деятельности после ее прекращения. Участник, ведущий общие дела, обеспечивает раздельный учет операций по договору товарищества и операций, связанных со своей уставной деятельностью. Операции по договору простого товарищества, расчет и учет фин результатов отражаются в общеустановленном порядке. Ст. 1048 ГК предусмотрено, что прибыль, полученная товарищами при осуществлении совместной деятельности распределяется пропорционально стоимости их вкладов в общее дело, если иное не предусмотрено договором. При прекращении договора простого товарищества вещи, переданные в общее владение и/или пользование товарищей, возвращаются предоставившим их товарищам без вознаграждения, если иное не предусмотрено соглашением сторон. Согл. ст. 1046 ГК, порядок покрытия расходов и убытков определяется по соглашению. При его отсутствии каждый товарищ несет расходы и убытки пропорционально стоимости его вклада в общее дело. Стоимость переданного имущества отражается по Д58 субсчет «вклады по договору простого товарищества» К91 Д99К91.9 – отражен убыток от передачи имущества Д58К51 – отражена стоимость вклада, внесенного ден. средствами Прибыль, полученная участником договора отражается как операционные доходы. Д76К91 – отр. сумма дохода от участия в товариществе Д91К99 – отр. прибыль от участия в товариществе Д51К76 – получен доход от участия в товариществе Убыток от деятельности простого товарищества, подлежащий покрытию у участника, отр. как операционные расходы Д91К96 Возврат имущества отр. записью по К58 в корреспонденции счетов 01, 04 итд. Стоимость возвращаемого имущества в размере сверх числящегося на сч58 отр. по К91 в корр. с дебетом названных счетов. Наиболее распространенными операциями у у частников явл.: Передача имущества участнику договора, ведущему общие дела; Начисление причитающейся суммы прибыли (убытков), полученной в результате совместной деятельности; Зачисление на р/с прибыли от совместной деятельности; Перечисление суммы убытков от совместной деятельности участнику, ведущему общие дела; Получение имущества от участника, ведущего общие дела после прекращения совместной деятельности. Одной из наиболее перспективных тенденций в развитии бизнеса в стране явл приобретение одними компаниями пакета акций других, создание дочерних обществ, заключение договоров о совместной деятельности, слияние и объединение компаний другими способами. Все это приводит к появлению финансово-промышленных групп взаимосвязанных организаций, называемых концернами, холдингами, синдикатами итд. Процесс объединения организаций для ведения бизнеса с общими целями обусловлен экономическими причинами. Группа определяется как совокупность юрлиц, действующих в качестве основного и дочерних обществ, либо полностью или частично объединивших свои активы на основе договора о создании ФПГ в целях технологической или экономической интеграции для реализации инвестиционных или иных проектов и программ, направленных на повышение конкурентоспособности и расширение рынков сбыта товаров и услуг, повышение эффективности производства, создания новых рабочих мест. Участниками ФПГ признаются юр.лица, подписавшие договор о создании группы и учрежденная центральная компания ФПГ либо основное и дочернее общество, образующее группу. Дочерние хозяйственные общества могут входить в состав группы только вместе со своим основным обществом. В состав группы могут входить коммерческие и некоммерческие организации, в том числе иностранные, за искл. общественных и религиозных организаций. участие в более чем одной группе не допускается. В ГК дается определение дочерних и зависимых обществ. В соотв. со ст. 105 ГК дочерним признается хоз. общество, если другое (основное) хоз общество в силу преобладающего участия в его УК либо в соотв. с договором, либо иным образом имеет возможность определять решения, принимаемые таким обществом. Дочернее общество не отвечает по долгам основного общества. Основное общество отвечает солидарно с дочерним обществом по сделкам, заключенным последним во исполнении таких указаний. В случае несостоятельности дочернего общества по вине основного общества, основное общество несет ответственность по долгам дочернего общества. В ГК не устанавливается доля основного общества в УК дочернего, которая позволяет ему определять решения дочернего общества. Зависимое хоз. общество признается таковым, если основное общество имеет более 20% голосующих акций АО или 20% УК ООО. Бухгалтерский учет в дочерних и зависимых обществах Ведется в обычном порядке на основе типового Плана счетов. В зависимости от вида расчетов между членами группы, их учет осуществляется по следующим счетам: 60 – в рамках группы, если член группы выступает в роли поставщика для других членов группы; 62 – в рамках группы, если член группы является покупателем продукции, заказчиком работ/услуг; 66, 67 – в рамках группы, если член группы выступает заемщиком или заимодавцем; 75 – в рамках группы, связ. с формированием УК членов группы и распределением доходов внутри группы; 76 – в рамках группы. Основное общество, осуществляющее учет расчетов с поставщиком (дочерней организацией) к счету 60 может открыть субсчет «Расчеты с дочерними зависимыми обществами». На этом же субсчете учет расчетов осущ. между дочерними обществами в рамках группы. Дочерняя зависимая организация открывает субсчет «расчеты с основным обществом». Учет расчетов на сч. 60 в рамках группы предусматривает взаимное погашение задолженностей перед поставщиками, не входящими в группу в случае временного отсутствия денежных средств на счетах взаимосвязанных организаций. При принятии организацией к оплате счетов поставщиков, выступающих по отношению к ней основным или дочерним, в учете этой организации делается запись Д60 К60. взаимные расчеты в рамках группы могут отр. в учете с привлечением расчетных счетов 62 и 76. учет расчетов внутри группы по сч 62 организуется аналогично 60. На сумму начисленной выручки от продажи продукции/товаров/работ/услуг в учете члена группы поставщика осуществляется запись: Д62 к 90 В соотв. с п. 91 Положения о ведении бухгалтерского учета и отчетности, в случае наличия у организации дочерних и зависимых обществ, помимо собственного бухгалтерского отчета, составляется сводная (консолидированная) бухгалтерская отчетность, включающая показатели отчетов таких обществ, находящихся на территории России и за ее пределами. Сводная (консолидированная) отчетность Отчетность составляется по формам, разработанным головной организацией, исходя из ПБУ 4/99 на основе рекомендованных форм БО, которые могут дополняться данными, необходимыми пользователям сводной БО. Головная организация придерживается принятой формы сводного ББ и сводного отчета о прибылях и убытках от одного отчетного периода к другому. Объем и порядок, а также сроки представления БО дочерних и зависимых обществ головной организации устанавливает головная организация. Процедуры, предшествующие составлению консолидированной отчетности. Составляется на основе отчетности обществ ФПГ путем построчного суммирования. Требования, предъявляемые к консолидированной отчетности: Учетная политика, применяемая при составлении консолидированной отчетности, должна быть единой в отношении имущества, капитала, доходов и расходов головной и дочерних организаций. если при составлении отчетности какого-либо дочернего общества использована учетная политика, отличная от принятой для ФПГ, то до объединения показателей отчетность общества приводится в соответствие с учетной политикой. Если такое невозможно, то дочернему обществу можно представить отчетность на другую дату, но расхождение между датами не должно превышать 3 месяцев. Если отчетность в валюте – порядок пересчета. Если головная организация имеет более 50 но менее 100% голосующих акций (долей) дочернего общества, то в консолидированной отчетности отдельно выделяются показатели, отражающие долю меньшинства в УК и прибыли общества. В консолидированном отчете о прибылях и убытках доля меньшинства отражает величину финансового результата дочернего общества, не принадлежащую головной организации. Доля меньшинства для общего отчета определяется исходя из величины нераспределенной прибыли или непокрытого убытка общества по состоянию на отчетную дату и процента не принадлежащих головной организации голосующих акций в их общем количестве. В общем отчете доля меньшинства отражается отдельной строкой, а составляющие отчета ФПГ – за минусом доли меньшинства. Для включения в консолидированную БО данных о зависимых обществах используются те же принципы, что для дочерних обществ. В то же время для включения данных в общий отчет раскрываются 2 показателя: Оценка участия головной организации в зависимом обществе Доля головной организации в прибылях и убытках зависимого общества. Вопросы к зачету : 1. Сущность бухгалтерского дела, его содержание и нормативное регулирование. 2. Особенности организации бухгалтерского дела в государственных унитарных организациях. 3. Формирование современных профессий бухгалтера и аудитора. 4. Содержание форм отчетности организационных единиц. 5. Правовой статус бухгалтерской службы, ее место в структуре управления организацией. 6. Содержание пояснительной записки к БФО. 7. Нормативное регулирование бухгалтерского учета и аудита в РФ. 8. Взаимодействие и взаимоотношение бухгалтерской службы с работодателями, собственниками, персоналом и другими лицами. 9. Международный комитет по стандартам бухгалтерского учета и его роль в совершенствовании финансового учета и отчетности. 10. Направление использования бухгалтерской финансовой отчетности различными группами пользователей. 11. Особенности организации бухгалтерского дела в некоммерческих организациях. 12. Требования к качественным характеристикам бухгалтерской информации. 13. Концептуальные основы реформирования отечественной системы бухгалтерского учета и финансовой отчетности в соответствии с МСФО. 14. Правовой статус Главного бухгалтера. 15. Основные требования и допущения к ведению бухгалтерского учета и отчетности в РФ. 16. Особенности ведения бухгалтерского дела в условиях автоматизации учета. 17. Критерии признания активов и обязательств организации в бухгалтерской отчетности. 18. Хозяйственные операции (факты хозяйственной жизни) как предмет бухгалтерского дела. 19. Критерии признания доходов и расходов организации в бухгалтерской отчетности. 20. Информационная база финансового анализа и ее составляющие. 21. Юридический анализ хозяйственных ситуаций, оценка их налоговых последствий и рисков осуществления. 22. Критерии выбора и обоснование учетной политики на стадии жизненного цикла организации. 23. Объекты, составляющие коммерческую и управленческую деятельность организации. 24. Критерии выбора и обоснования учетной политики на стадии реорганизации предприятия. 25. Понятие финансово-хозяйственной деятельности, виды и классификация. 26. разграничение функции раскрытия учетных данных между формами отчетности и пояснительной запиской. 27. Финансовые результаты деятельности экономического субъекта. 28. Роль аудита в оценке достоверности бухгалтерской отчетности. 29. Сущность понятия «Бухгалтерское дело». Объект, предмет, метод. 30. Особенность деятельности бухгалтера в период прекращения деятельности. 31. Методы признания доходов в бухгалтерском учете. 32. Профессиональные организации бухгалтеров (ИПБ). 33. Затраты, издержки, расходы, обеспечивающие доходы отчетного периода. Будущие экономические выгоды. 34. Разграничение обязанностей между работниками бухгалтерской службы, особенности группировки участников работы в бухгалтерии. 35. Особенности бухгалтерского дела на начальной стадии функционирования организации. 36. Принципы формирования информации по сегментам для внешних пользователей. 37. Этапы и процедуры бухгалтерского учета в организации. 38. Искажение в бухгалтерской отчетности способа выявления и исправления. Виды искажений. 39. Понятие, сущность, состав и значение бухгалтерской отчетности для организационных единиц. 40. Ошибки в текущем бухгалтерском учете, способы выявления и исправления. 41. Положение о бухгалтерии. 42. Организация бухгалтерского дела на предприятиях малого бизнеса. 43. Профессиональное суждение бухгалтера как его новая функция. 44. Должностные инструкции как элемент организации бухгалтерского дела.
«Формирование профессии современного бухгалтера. Профессиональные организации бухгалтеров» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 400 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot