Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Формирование и состав заемного капитала, краткосрочное финансирование

  • 👀 1848 просмотров
  • 📌 1802 загрузки
Выбери формат для чтения
Статья: Формирование и состав заемного капитала, краткосрочное финансирование
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Формирование и состав заемного капитала, краткосрочное финансирование» pdf
Тема: Заемный капитал, краткосрочное финансирование. Формирование заемного капитала. Состав заемного капитала. Краткосрочное финансирование. Структура оборотного (рабочего) капитала. Состав заемного капитала. В состав заемного капитала корпорации включаются следующие элементы: · краткосрочные кредиты и займы; · долгосрочные кредиты и займы; · кредиторская задолженность (выступает в форме привлеченных средств). При реализации стратегии финансирования могут применяться в сочетании следующие финансовые инструменты (схемы финансирования), предоставляющие средства из различных источников: · продажа доли финансовому инвестору; · продажа доли стратегическому инвестору; · венчурное финансирование; · публичное предложение ценных бумаг (IPO); · закрытое (частное) размещение ценных бумаг; · выход на западные финансовые рынки (депозитарные расписки); · банковские кредиты, кредитные линии, ссуды; · коммерческий (товарный) кредит; · государственный кредит (инвестиционный налоговый кредит); · облигационный заем; · проектное финансирование; · страхование экспортных операций; · лизинг; · франчайзинг; · факторинг; · форфейтинг; · гранты и благотворительные взносы; · соглашение об исследованиях и разработках; · государственное финансирование; · выпуск векселя; · взаимозачет; · бартер; · другие. Краткосрочные кредиты и займы служат источником покрытия оборотных активов. Предоплата покупателем товаров и услуг рассматривается как беспроцентный кредит поставщикам и часто генерирует неплатежи в хозяйстве. Данный вид оплаты редко применяется западными фирмами. Краткосрочный заемный капитал привлекается заемщиками на условиях кредитных договоров, заключаемых с банками (заимодавцами). Краткосрочные кредиты и займы показываются в бухгалтерском балансе как краткосрочные обязательства со сроком погашения в течение 12 месяцев после отчетной даты. Сумма задолженности по полученным кредитам и займам отражается с учетом причитающихся на конец отчетного периода к уплате процентов. Долгосрочный привлеченный капитал (в форме кредитов и займов) направляется на финансирование внеоборотных и части оборотных активов. Долгосрочные кредиты и займы показываются в бухгалтерском балансе как долгосрочные обязательства со сроком погашения более чем через 12 месяцев после отчетной даты. Обязательства, представляемые в балансе как долгосрочные и предполагаемые к погашению в отчетном году, могут быть представлены на начало этого отчетного года как краткосрочные. Факт представления обязательств, учтенных ранее как долгосрочные, в качестве краткосрочных необходимо раскрыть в пояснениях к бухгалтерскому балансу. По сравнению с финансированием через займы, привлекаемые с фондового рынка (эмиссия корпоративных облигаций), использование долгосрочных кредитов обеспечивает заемщику следующие преимущества: · отпадают расходы на печатание документарных эмиссионных ценных бумаг, их размещение, оплату услуг финансовых посредников; · правовые отношения между заемщиком и кредитором известны немногим лицам; · условия предоставления кредита определяются партнерами по каждой кредитной сделке; · короче срок между подачей заявки и получением кредита от банка по сравнению с поступлением средств с фондового рынка. Многообразие источников и условий предоставления заемного капитала в форме банковских кредитов предполагает необходимость сравнительной оценки эффективности формирования заемных средств. Основу такой оценки составляет расчет стоимости привлекаемых заемных средств в разрезе их элементов. Оценка стоимости заемного капитала имеет ряд особенностей, главными из которых являются: · сравнительная простота формирования базового показателя оценки стоимости заемных средств. Базовым показателем, который в последующем подвергается корректировке, служит стоимость обслуживания долга в форме процента за банковский кредит. Данный показатель предусматривается условиями кредитного договора между заемщиком и банком; · учет в процессе оценки стоимости заемного капитала налогового корректора. Это связано с тем, что выплаты по обслуживанию долга (проценты за кредит) относятся на издержки производства и обращения. Тем самым понижается размер налогооблагаемой прибыли и стоимости заемных средств на ставку налога на прибыль; · привлечение заемного капитала всегда вызывает обратный денежный поток не только по уплате процентов, но и погашению основной суммы долга. Обратные денежные потоки генерируют кредитный и процентный риски, часто приводящие к банкротству заемщика. Данные риски проявляются независимо от форм и условий привлечения заемных средств. Например, ставка процента по долгосрочному кредиту во всех его формах всегда выше, чем по краткосрочному кредиту; · стоимость привлечения заемного капитала взаимосвязана с оценкой кредитоспособности заемщика со стороны банка. Чем выше уровень его кредитоспособности по оценке кредитора, тем ниже стоимость привлекаемого корпорацией заемного капитала. Следует помнить, что минимальная ставка процента за кредит устанавливается для первоклассного заемщика. Стоимость банковского кредита определяется на основе процентной ставки («цены кредита»), которая формирует основные расходы заемщика по обслуживанию долга. Данная ставка в процессе оценки требует ряда уточнений: она должна быть увеличена на размер других затрат заемщика, обусловленных кредитным договором (например, страхование кредита за счет заемщика); понижена на ставку налога на прибыль с целью отражения реальных расходов заемщика по привлечению кредита. Политика привлечения банковского кредита включает следующие основные этапы (шаги): · определение целей использования привлекаемого банковского кредита; · оценка соотношения между краткосрочным и долгосрочным кредитом (с учетом привлечения альтернативных форм заемного капитала: коммерческого кредита, небанковских займов и др.); · изучение и оценка коммерческих банков — потенциальных кредиторов заемщика. Такая оценка проводится по привлекательности кредитной политики банка для заемщика; · сопоставление условий возможного привлечения отдельных видов кредитов у разных банков. Для решения вопроса о выборе банка-кредитора необходимо учитывать следующие факторы: · общая характеристика банка: состав учредителей, организационно-правовая форма, цели и политика банка на рынке ссудного капитала, контингент его клиентов и др.; · результаты деятельности банка за последний год: размер собственного капитала, позиции на финансовом рынке, финансовая устойчивость и др.; в) качество и разнообразие оказываемых банком услуг. Для заемщика важное значение имеют также и такие параметры, как: · быстрота совершения расчетных операций; · возможность получения недорогих кредитов; · минимизация затрат на открытие расчетных, валютных и специальных счетов и качество их обслуживания; · возможность выгодного вложения своего капитала и пр. Даже небольшой перечень ситуаций характеризует многообразие возможных акцентов выбора банка для обслуживания. Получить представление о надежности и финансовой устойчивости банка можно из публикуемой им отчетности за ряд периодов (лет) и сравнения приведенных в ней показателей с другими кредитными организациями. Формирование заемного капитала. Одной из форм привлечения долгосрочного заемного капитала является выпуск облигационных займов. Акционерное общество вправе размещать облигации по решению Совета директоров (Наблюдательного совета), если иной порядок не определен его уставом. Облигация удостоверяет право владельца требовать ее погашения (выплату номинальной стоимости и процентов или номинальной стоимости по дисконтной облигации) в установленный срок. В решении об эмиссии облигаций должны быть определены формы, сроки и иные условия их размещения. Номинальная стоимость всех выпущенных облигаций не должна превышать размер уставного капитала общества либо величину обеспечения, предоставленного обществу третьими лицами для цели их выпуска. Общество может выпускать облигации с единовременным сроком погашения или облигации со сроком погашения по сериям в определенные сроки. Погашение облигаций может осуществляться в денежной форме или иным имуществом в соответствии с решением об их выпуске. Общество может выпускать облигации, обеспеченные залогом определенного имущества; облигации под обеспечение, предоставленное ему третьими лицами; облигации без обеспечения. Выпуск облигаций без обеспечения допускается не ранее третьего года деятельности общества и при условии надлежащего утверждения к этому времени двух годовых балансов. Облигации могут быть именными или на предъявителя, при выпуске именных облигаций общество обязано вести реестр их владельцев. Общество вправе обусловить возможность досрочного погашения облигаций по желанию их владельцев. При этом в решении о выпуске облигаций должны быть определены стоимость погашения и срок, не раньше которого они могут быть предъявлены к досрочному погашению. Общество не может размещать облигации, конвертируемые в его акции, если количество объявленных акций принадлежит к определенным категориям и типам, право на приобретение которых предоставляют подобные ценные бумаги. Стоимость заемного капитала, привлекаемого за счет эмиссии корпоративных облигаций, оценивается на основе ставки купонного процента, формирующего сумму периодических купонных выплат. Привлечение заемного капитала в форме выпуска облигаций обеспечивает акционерному обществу следующие преимущества: · эмиссия облигаций не приводит к утрате контроля над управлением обществом (как в случае с выпуском акций); · облигации могут быть эмитированы при относительно невысоких финансовых обязательствах по процентам (в сравнении со ставками процента за банковский кредит или дивидендами по акциям), так как они обеспечиваются имуществом и имеют приоритет в выплате процентов (в первую очередь за счет чистой прибыли); · облигации имеют большую возможность распространения, чем акции, вследствие меньшего уровня риска для инвесторов, поскольку обеспечены имуществом общества. В то же время эмиссия облигаций имеет следующие негативные последствия для акционерного общества: · а) облигации не могут быть эмитированы для формирования уставного капитала и покрытия временного недостатка денежных средств. Его удобнее покрыть за счет привлечения краткосрочного банковского или коммерческого кредита; · б) эмиссия облигаций связана со значительными дополнительными расходами эмитента и требует длительных сроков привлечения средств; эмиссию облигаций на большую сумму могут позволить себе только крупные акционерные общества (корпорации); · в) уровень финансовой ответственности общества за своевременную выплату процентов и основной суммы долга при погашении облигаций очень высок, так как взыскание этих сумм при длительной просрочке платежей осуществляется через процедуру банкротства; · г) после выпуска облигаций вследствие изменения конъюнктуры на финансовом рынке средняя ставка ссудного процента может стать значительно ниже, чем установленный процент выплат по облигационному займу. Это ставит эмитента в невыгодные финансовые условия. Таким образом, в условиях современного отечественного финансового рынка эмиссия корпоративных облигаций предпочтительна для высокорентабельных акционерных компаний нефтегазового комплекса, энергетики, связи и некоторых других отраслей хозяйства в случае реализации или крупных инвестиционных проектов. Для финансирования таких проектов целесообразно использовать смешанный метод, заключающийся в том, что наряду с долгосрочным заемным капиталом целесообразно использовать собственные средства корпораций в объеме не менее 40-50%. Стратегии финансирования оборотных средств. Политика управления оборотными средствами включает два основных вопроса: 1. Какой уровень оборотных средств наиболее приемлем в целом и по элементам; 2. За счет каких источников можно их финансировать? Можно выделить три альтернативные стратегии в отношении общего уровня оборотных средств. По существу они отличаются лишь объемом оборотных средств, которые предприятие считает необходимым иметь для поддержания заданного уровня производства: · Осторожная, расслабленная стратегия допускает относительно высокий уровень денежных средств, товарно-материальных запасов и ликвидных ценных бумаг, имеющихся в наличии. При этом объем реализации стимулируется политикой кредитов, предоставляемых покупателям, что приводит к высокому уровню дебиторской задолженности. · Ограничительная стратегия предполагает, что денежная наличность, ценные бумаги, товарно-материальные запасы и дебиторская задолженность сведены до минимума. · Умеренная стратегия занимает промежуточное положение между двумя рассмотренными выше стратегиями. Условия стабильности, когда объем реализации, затраты, период реализации заказа, сроки платежей точно известны, предполагают возможность ограничительной стратегии и поддержания минимально необходимого уровня оборотных средств. Превышение этого минимума приводит к увеличению потребностей во внешних источниках финансирования оборотных средств без адекватного увеличения прибыли. Условия неопределенности. В этом случае предприятию потребуется минимально необходимая сумма денежных средств и материальных запасов, зависящая от ожидаемых выплат, объема реализации, ожидаемого времени реализации заказа, плюс дополнительная сумма — страховой запас на случай непредвиденных отклонений от ожидаемых величин. Это предполагает возможность использования осторожной стратегии. С точки зрения влияния на период обращения денежных средств ограничительная стратегия ведет к ускорению оборачиваемости товарноматериальных запасов и дебиторской задолженности, следовательно, результатом ее является относительно короткий период обращения денежных средств. Противоположную тенденцию имеет осторожная стратегия, которая допускает более высокие уровни товарно-материальных запасов и дебиторской задолженности и, следовательно, более продолжительные периоды обращения запасов, дебиторской задолженности и денежных средств. В результате проведения умеренной стратегии продолжительность периода обращения денежных средств находится на промежуточном уровне между двумя рассмотренными выше. Как известно, предприятие может сократить уровень оборотных средств без ущерба в отношении объема реализации или операционных затрат. Это может быть сделано, например, за счет поставки материалов на основе японской концепции «точно в срок». Стратегии финансирования оборотных средств. Уровень расходов в большей части сфер деятельности подвержен сезонным и другим циклическим колебаниям. Например, пик расходов строителей приходится на весну и лето, торговцев — на предпраздничные дни. В связи с этим величина оборотных средств предприятия колеблется относительно некоторой постоянной их величины. Поэтому оборотные средства предприятия состоят из постоянной их части плюс сезонной, или переменной, величины оборотных средств, которая колеблется от нуля до некоторого максимального значения. Способ, которым фирма финансирует постоянную и переменную часть оборотных средств, определяется в рамках стратегии финансирования оборотных средств. Метод согласования сроков существования активов и обязательств состоит в том, что переменная часть оборотных средств финансируется за счет краткосрочных кредитов и займов, а постоянная часть — за счет долгосрочных пассивов, собственного капитала и спонтанно возникающей кредиторской задолженности. Агрессивная стратегия финансирования состоит в том, что не только переменная часть оборотных средств, но и некоторая доля переменной части оборотных средств финансируется за счет краткосрочных кредитов и займов. Консервативная стратегия финансирования состоит в том, что некоторая доля переменной части оборотных средств финансируется за счет долгосрочных пассивов и спонтанно возникающей кредиторской задолженности. Это — политика с минимальной долей риска. Источники краткосрочного финансирования. Начисления. Начисления могут быть временно использованы в качестве источников финансирования, причем бесплатно. Кредиторская задолженность за товары, работы и услуги — это торговый кредит. В основном предприятия производят закупки в кредит. Этот долг учитывается в виде кредиторской задолженности, или торгового кредита. Кредиторская задолженность — наиболее весомая часть краткосрочной задолженности, составляющая до 40% краткосрочных обязательств среднего небанковского предприятия. Эта доля обычно больше у мелких фирм, по сравнению с крупными. Торговый кредит — это спонтанный источник финансирования, так как его возникновение зависит лишь от совершаемых сделок. Издержки на получение торгового кредита. Продажа в кредит обычно осуществляется с предоставлением скидки, действующей в течение короткого срока, тогда как оплата в последующий период действия кредита осуществляется по полной цене. Эффективная годовая ставка процента дополнительного торгового кредита при отказе от скидки вычисляется так: [1 + Процент скидки/(100 - Процент скидки)]*[360 / (Срок погашения кредита - Срок действия скидки)] - 1 Краткосрочные банковские кредиты являются вторым по важности после торгового кредита источником краткосрочного финансирования. Соглашение о кредите оформляется подписанием простого векселя или кредитного договора, в котором оговариваются: сумма кредита; ставка процента; условия возврата — общей суммой или выплатой по частям; обеспечение кредита — залог, который может быть внесен, например в виде ценных бумаг; различные другие условия. Когда обязательство подписано, банк зачисляет на текущий счет заемщика требуемую сумму, а баланс заемщика увеличивается по статье «Денежные средства» и по соответствующей статье пассивов. Кредитная линия — это формальное или неформальное соглашение между банком и заемщиком, определяющее максимальную величину кредита, которую банк может предоставить данному клиенту. Револьверный кредит — это формальная кредитная линия, часто используемая крупными предприятиями. Например, предприятие может заключить договор с крупным банком об автоматически возобновляемом — револьверном — кредите на 500 млн. руб. В соответствии с этим договором банк был обязан в течение 4 лет предоставлять предприятию кредиты в пределах 500 млн. руб., как только такая необходимость возникнет. В свою очередь предприятие обязывается выплачивать ежегодные комиссионные за невыбранную часть кредита в размере 1% невостребованной части. Кроме того, разумеется, придется выплатить проценты по сумме кредита. Цена банковского кредита. Затраты на получение банковского кредита могут быть различными у разных заемщиков в один и тот же момент и у одного и того же заемщика в разное время. Ставки за кредит обычно выше для более рисковых заемщиков, а также для мелких займов. Регулярный, или простой, процент за кредит означает, что заемщик получает номинальную сумму кредита и возвращает ее с процентами по истечении определенного срока. Если кредит взят на срок менее года, то эффективный процент определится по формуле: (l + aN/m)m - l где aN — номинальная ставка процента; m — отношение числа дней в году к сроку кредита. Дисконтный процент означает, что процент вычитается заранее, в момент выдачи кредита. Таким образом, заемщик получает сумму кредита меньше номинальной на величину процента. Эффективная годовая ставка на условиях дисконтного процента находится по следующей формуле: [1 + Сумма процентов / (Номинальная сумма кредита - Сумма процентов)]*m - 1. Кредит с добавленным процентом — это ссуда, при которой выплата процентов и возврат основной суммы осуществляются равными частями в течение периода пользования кредитом. Процент исчисляется на основе номинальной ставки и добавляется к основной сумме кредита. Расчет потребности в банковском кредите основывается на следующих основных условиях. Во-первых, возможность привлечения кредитных ресурсов рассматривается как одна из альтернатив устранения временного разрыва между притоком и оттоком денежных средств. Решение о привлечении кредита принимается при условии большей экономической целесообразности данного способа внешнего финансирования, по сравнению с прочими имеющимися в наличии способами покрытия кассового разрыва. Во-вторых, система планирования на предприятии должна поддерживать функцию имитационного моделирования. Для выбора оптимального источника финансирования важно иметь возможность осуществления предварительной оценки последствий принятия различных решений - в данном случае при использовании тех или иных способов покрытия кассового разрыва. Процесс расчета необходимости привлечения банковского кредита для целей покрытия временного разрыва между поступлением и выбытием денежных средств включает два этапа: выявление кассового разрыва (идентификация потребности в денежных средствах) и анализ использования различных альтернатив покрытия выявленного дефицита. Каждый этап характеризуется поставленной перед ним задачей и содержанием. Задачей первого этапа является заблаговременное выявление размера дефицита денежных средств, даты его возникновения, а также периода его сохранения. Задачей второго этапа является определение наиболее эффективного способа покрытия дефицита денежных средств. Рассмотрим содержание каждого этапа. Выбор конкретного способа покрытия дефицита денежных средств осуществляется в два этапа. На первом этапе из имеющихся в распоряжении альтернатив выбирают способы, целесообразность которых подтверждаются расчеты стратегического характера. Например, просьба к контрагентам об ускорении расчетов может снизить уровень доверия к предприятию, поэтому использовать их нецелесообразно. На втором этапе анализируются последствия использования каждого из вариантов. Критерием выбора является финансовое состояние предприятия, вызванное использованием конкретного способа покрытия дефицита.
«Формирование и состав заемного капитала, краткосрочное финансирование» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 205 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot