Физическое и психическое развитие дошкольника
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция 4 (2 семестр)
Тема 4. Развитие ребенка в дошкольном возрасте
1. Физическое и психическое развитие дошкольника.
2. Развитие личности дошкольника.
1. Физическое и психическое развитие дошкольника
Хронологические рамки (возрастные границы) - от 3 до 6-7 лет.
Физическое развитие. В этот период происходит анатомическое формирование тканей и органов, увеличение массы мышц, окостенение скелета, развитие органов кровообращения и дыхания, увеличивается вес мозга. Усиливается регулирующая роль коры больших полушарий, возрастает скорость образования условных рефлексов, развивается вторая сигнальная система.
Социальная ситуация.
У ребенка появляется большое желание постичь смысловую основу действий взрослых. Ребенок отстранен от активного участия в деятельности и отношениях взрослых.
Ведущая деятельность
Сюжетно-ролевая игра. В 2-3 года у детей ярко выражены «одиночные игры», ребенок сосредоточен на своих собственных действиях. Постепенно дети начинают «играть рядом», объединяясь чисто внешне, так как у каждого должна быть своя игрушка.
В 3-5 лет возникают «кратковременные объединения», продолжительность общения зависит от умения создавать и реализовывать игровой замысел и от владения игровыми действиями; содержание игры еще не способствует устойчивому общению.
В 4-6 лет возникают «длительные объединения играющих» ребенок стремиться воспроизвести в игре действия взрослых и их взаимоотношения. У ребенка появляется необходимость иметь партнера. В игре возникает необходимость договариваться друг с другом, вместе организовывать игру с несколькими ролями.
Психическое развитие.
Отмечается развитие дифференцированной чувствительности. Происходит освоение сенсорных эталонов, формирование перцептивных действий. В 3 года ребенок манипулирует предметом без попытки обследования его, называют отдельные предметы. В 4 года ребенок рассматривает предмет, выделяет отдельные части и признаки предмета. В 5-6 лет ребенок планомерно и последовательно обследует предмет, описывают его, устанавливают первые связи. В 7 лет ребенок уже систематически, планомерно рассматривает предмет, объясняет содержание картины
Развивается восприятие пространства, времени и движения, ребенок воспринимает художественные произведения.
Развивается социальная перцепция как способность воспринимать и оценивать отношения с другими людьми.
Устойчивость внимания зависит от характера воспринимаемых объектов. Для этого возрастного периода характерно различное соотношение непроизвольного и произвольного внимания в разных видах деятельности. Происходит формирование устойчивости и сосредоточения внимания.
Развиваются представлений как основы образной памяти. Происходит переход от непроизвольной памяти к произвольной. На продуктивность запоминания влияет установка и характер деятельности. У детей развивается эйдетическая память.
В структуре самосознания ребенка появляется прошлое и будущее.
Для мышления характерен переход от наглядно-действенного к наглядно-образному мышлению (4-5 лет), формирование простейших форм рассуждений (6-7 лет), в шестилетнем возрасте появляется причинное мышление.
Происходит освоение приемов опосредования, схематизации, наглядного моделирования (6-7 лет).
В 4 года мышление формируется в процессе предметных действий.
В 5 лет мышление предваряет предметное действие.
В 6-7 лет дети переносят определенный способ действия на другие ситуации, появляются элементы словесно-логического мышления.
Развитие воображения зависит от опыта ребенка, воображение влияет на творчество детей. Воображение сопровождается яркой эмоциональной окраской. Игровая и изобразительная деятельность влияет на развитие воображения.
Происходит освоение речи как основного механизма социализации ребенка. Развивается фонематический слух, активный и пассивный словарь, происходит освоение словарного состава и грамматического строя языка. В 5 лет происходит осознание звукового состава слова, в 6 лет дети овладевают механизмом слогового чтения.
2. Развитие личности дошкольника
Личностное развитие. Происходит развитие самосознания, оно формируется благодаря интенсивному интеллектуальному и личностному развитию. Возникает критическое отношение к оценке взрослого и сверстника. Оценивание сверстника помогает оценить себя. Во второй половине периода на основе первоначальной чисто эмоциональной самооценки и рациональной оценки чужого поведения появляется самооценка. К концу дошкольного возраста складывается правильная дифференцированная самооценка, самокритичность. В 3 года ребенок отделяет себя от взрослого; о себе, о своих качествах еще не знает. В 4-5 лет слушает мнения других людей, оценивает себя на основе оценок старших и своего отношения к оценкам; стремится действовать в соответствии со своим полом. В 5-6 лет оценка становится меркой норм поведения, оценивает на основе принятых норм поведения, лучше оценивает других, чем себя. В 7 лет ребенок старается оценивать себя более правильно.
Происходит развитие произвольности всех процессов – один из важнейших моментов психического развития. Волевое поведение дошкольника во многом обусловлено усвоением нравственных установок и этических норм. Капризы, упрямство и негативизм в кризисные периоды развития не свидетельствуют о слабом развитии воли.
В этом возрасте для детей характерна изменчивость проявления темперамента, созревание свойств нервной системы, тип темперамента влияет на поведение в различных видах деятельности. Развиваются базовые качества личности, происходит формирование личностных качеств под влиянием самосознания, на развитие характера влияет подражание. В различных видах деятельности интенсивно развиваются способности, в деятельности проявляется одаренность. Формируется креативность как базисная характеристика.
В дошкольном возрасте развиваются мотивы общения. Происходит формирование соподчиненности (иерархии) мотивов. Дети ориентируются на оценку взрослых, это служит основой для развития мотивов достижения успехов.
Основное влияние на развитие эмоций и чувств оказывает одно из новообразований возраста – самосознание (внутренний мир). Внутренние переживания дошкольника становятся более устойчивыми, развиваются чувства. Участие в игровой и других видах деятельности способствует развитию эстетических и нравственных чувств.
Общение со взрослыми имеет различие в разных возрастах: в 3–5 лет общение внеситуативно–познавательное (познаются предметы и явления окружающего мира). В 5–7 лет – внеситуативно–личностное (осознаются особенности взаимоотношений между сверстниками и взрослыми и особенности своей личности). Общение со сверстниками имеет характер игрового сотрудничества, дети учатся сопереживанию.
Новообразования в дошкольном возрасте.
Начало развития произвольности.
Формирование символической функции сознания.
Способность к обобщению переживаний.
Нравственное развитие.
Способность к перцептивному моделированию.
Социализированная речь.
Развитие наглядно-образного и появление словесно–логического мышления.
Появление «внутреннего мира», т.е. самосознания.
Готовность к школьному обучению.
Кризис 7 лет ‑ это кризис саморегуляции, напоминающий кризис 1 года.
По мнению Л.И. Божович это период рождения социального «Я» ребенка.
Ребенок начинает регулировать свое поведение правилами.
Базальная потребность – уважение.
Потеря детской непосредственности (манерничанье, кривляние).
Обобщение переживаний и возникновение внутренней психической жизни.
Способность и потребность в социальном функционировании, в занятии значимой социальной позиции.
Задание на 19.05.2021 г. до 20.00
1. Внимательно прочитать лекцию
2. ПИСЬМЕННО выполнить задания в ТЕТРАДИ
3. Информацию брать только из лекции
4. С помощью интернет ресурсов дайте определение понятиям «первая сигнальная система», «вторая сигнальная система», «сюжетно-ролевая игра», «сенсорные эталоны» (перечислите не менее 3), «перцептивных действий», «произвольная память», «непроизвольная память», «эйдетическая память», «самосознание», «наглядно-действенного мышление», «наглядно-образное мышление», «активный словарь», «пассивный словарь», «самооценка», «темперамент», «способности», «одаренность», «креативность», «соподчиненность (иерархия) мотивов», «произвольность», «саморегуляция»
5. Заполните таблицу
Физическое развитие детей дошкольного возраста
Границы возраста
Социальная ситуация развития
6. Заполните таблицу
Особенности психического развития детей дошкольного возраста
Ощущение
Восприятие
Эмоциональное развитие
Ведущий
вид деятельности
Средство общения
Новообразования возраста
7. Зафиксируете этапы развития сюжетно-ролевой игры. Кратко дайте им характеристику.
8. Опишите как происходит освоение сенсорных эталонов детьми дошкольного возраста.
9. Перечислите какие понятия становятся доступными ребенку в связи с развитием восприятия?
10. Какие возможности появляются у ребенка в связи с развитием внимания?
11. Какие изменения происходят в развитии памяти в данном возрастном периоде?
12.Перечислите особенности формирования мышления в дошкольном возрасте.
13. Почему мы должны развивать кругозор ребенка и его жизненный опыт? Какой процесс на этой основе развивается? На что это влияет?
14. Что является основным механизмом социализации ребенка в дошкольном возрасте?
15. Составьте тезисный план пункта «Личностное развитие».
16. В чем отличие внеситуативно–познавательного общения от внеситуативно–личностного общения. Приведите примеры.
17. В чем значение кризиса 7 лет?
18. В чем проявляется кризис 7 лет?