Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате ppt
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ И
СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ РАЗВИТИЕ
ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА
ЕГОРЫЧЕВ Алексей Олегович
ПЛАН
1.
2.
3.
4.
5.
Возникновение
физической культуры,
основные понятия ФКиС
Нормативно-правовые
основы ФКиС
Функции ФКиС в
современном обществе
ФК - часть общей
культуры человека
ФК в системе образования
5.1. Системные принципы
5.2. Организация физического
воспитания в вузе
Ключевые слова
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
Физическая подготовка;
Физические упражнения;
Физическое воспитание;
Физкультурное
образование;
Физическая культура;
Физическая культура
личности;
Спорт;
Физическое развитие;
Базовое физкультурное
образование;
Ценности физической
культуры;
Общекультурная
компетенция;
Закон о ФКиС.
Введение
Физическая культура (ФК) является частью общей культуры
человека, общества. Возникновение и развитие физической
культуры тесно связано с развитием человеческого общества.
Историки говорят о физической культуре: древнего мира
(первобытно-общинном и
рабовладельческом обществе),
средних веков, нового и новейшего времени [ИФК, 1983; ИФК
2000].
Термин физическая культура (иногда её называют телесная
культура) был впервые употреблен в Англии и США в 90-х гг.
XIX века. В России этот термин стал упоминаться в печати с
1908-1910 гг. Под физической культурой тогда понимали
деятельность человека и общества, направленную на
физическое воспитание, образование и укрепление здоровья
[Краткий курс ИФК, 2000].
ПОЯВЛЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Появление ФК, обусловлено причинами, лежащими в
сфере
взаимодействия
социальных
групп,
общностей. Так, часть членов рода занимались
собирательством (женщины, дети, старики), а
мужчины зрелого возраста охотой и рыболовством. И
если для собирательства природного уровня
физических качеств было достаточно, то охота на
крупных животных требовала выработки силы,
быстроты, выносливости и ловкости, а значит и
особой подготовки, если охотник желает добиться
своей цели.
Поэтому, в условиях первобытного общества возникает
потребность в своего рода профессиональной
физической подготовке особой группы людей –
охотников [Лубышева Л.И., 2005].
ПОЯВЛЕНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ
Физические
упражнения
–
это
элементарные двигательные действия и
составленные
из
них
комплексы
систематизированные
в
целях
физического развития
Однако лишь одна потребность в хорошей
физической подготовке еще не могла
привести к появлению физических
упражнений. У древнего человека в
отличие от животных существовал
социальный способ передачи опыта (люди
сохраняли орудия и передавали из
поколения в поколение навыки их
изготовления и использования). Именно
это привело древнего человека к тому, что
он обратил внимание на явление
упражняемости в процессе труда.
Физические упражнения являлись не
только средством подготовки к
предстоящей деятельности, но и служили
для передачи опыта, были направлены на
согласование двигательных актов,
сотрудничество, выработку планов
совместных действий. Опыт применения
физических упражнений фиксировался и
передавался в наглядных образцах
первобытного искусства.
ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
процесс,
деятельность,
направленная
на
развитие физический
качеств,
двигательных умений
и
навыков,
необходимых
для
жизни
и
профессиональной
деятельности
ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
Это процесс изменения
форм и функций
организма человека
под влиянием условий
жизни и воспитания.
Способность к мышлению позволила
человеку установить связь между
подготовкой и результатами охоты. С этого
момента и начинается постепенное
отделение ряда двигательных актов от
производственной основы и превращение их
в начальные физические упражнения [ИФК,
1983. … Будущий процесс труда, изменение
внешней природы как бы отходят на второй
план, выдвигая на первое место
совершенствование собственно природы
человека, его физического развития. Таким
образом, действия человека были
направлены уже внутрь себя. Люди учились
определенной деятельности в процессе
совершенствования своих движений. А также
при вступлении в определенные отношения с
окружающим миром в ходе общения друг с
другом. Передача опыта и его использование
и есть воспитание, а в данном конкретном
случае – физическое воспитание (ИФК, 1983).
ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В РАЗЛИЧНЫХ
ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМАХ
Воспитание – это формирование
сознания и поведения человека
Историки, занимающиеся
проблемами ФК, в
качестве примеров
рассматривают системы
организации
физического воспитания
детей:
• Древней Греции;
• Средние века (рыцаря);
• Новое время (воспитание
джентльмена);
• современное воспитание.
ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
В ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ
Соотносится с периодом Древней Греции:
•Афинское воспитание
•Спартанское воспитание
Палестра (греч. paláistra, от paláio — борюсь), частная
гимнастическая школа в Древней Греции, где
занимались мальчики с 12 до 16 лет (на острове Самос
была П. для взрослых мужчин). Программа обучения в
П. включала бег, борьбу, прыжки, метания копья и диска
(так называемая система пятиборья), гимнастические
упражнения, плавание. П. имели открытые площадки,
беговые дорожки, гимнастические залы, бассейны.
Иногда П. находились при гимнасиях.
Гимнасий (греч. gymnasion), государственное учебновоспитательное учреждение в Древней Греции, а также
на эллинистическом Востоке. Время возникновения Г.
точно не установлено. В Афинах они достигли
наибольшего расцвета в 5—4 вв. до н. э. Первоначально
предназначались для физических упражнений, но позже
превратились в своеобразные центры общения и места
мусических и физических упражнений молодёжи.
Афинская система – овладении 7 свободными
искусствами: грамматика, диалектика, искусство спорта,
арифметика, геометрия, астрономия, музыка
ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
Это процесс,
направленный на
формирование
физических качеств,
двигательных умений и
навыков, а также свойств
и качеств личности
ВОСПИТАНИЕ РЫЦАРЯ
В средние века процесс физического
воспитания становится уделом
избранных. Его можно
проиллюстрировать на системе
воспитания рыцарей. Рыцарское
воспитание — система воспитания
сыновей светских феодалов: детей до 7
лет воспитывали в семье; до 14 лет при
дворе сеньора — пажи; до 21 года при
сюзерене — оруженосцы. Будущие
рыцари получали и религиозное
воспитание. В 21 год оруженосцы
проходили обряд посвящения в рыцари.
К этому моменту юноша должен был
овладеть семью рыцарскими
добродетелями: верховой ездой,
фехтованием, владением копьём,
плаванием, соколиной охотой,
сложением стихов в честь дамы сердца,
игрой в шахматы, — а также
придворным этикетом [Википедия].
По Дж. Локку оно включало: выработку
твердой воли, обучение хорошим
манерам, умение человека
управлять собой. Огромное
значение Дж. Локк придавал
физическому воспитанию.
“Здоровье необходимо нам для
профессиональной деятельности и
счастья”, — говорил он и предлагал
тщательно разработанную,
стоявшую на уровне науки того
времени систему. Необходимо,
считал он, с раннего детства
закалять ребенка, добиться того,
чтобы он легко переносил
усталость, невзгоды, перемены.
Локк подробно обосновал значение
строгого режима в жизни ребенка.
Он давал советы, как нужно его
одевать, кормить, протестовал
против изнеживания детей.
Правильное физическое
воспитание способствует выработке
мужества и настойчивости.
ВОСПИТАНИЕ ДЖЕНТЛЬМЕНА
“Джентльмен должен быть воспитан так,
чтобы во всякое время быть готовым
надеть оружие и стать солдатом”, —
писал Локк [История педагогики].
ЗАРОЖДЕНИЕ
ФИЗКУЛЬТУРНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
Соотносится с началом 19 века.
Толчком послужили
национально-освободительные
движения и переход к массовой
армии, поэтому подготовку
резервов для армии переносят
на период обучения в школе.
Возникает сокольская
гимнастика (Чехословакия),
немецкая гимнастика, шведская
гимнастика. На рисунках
показательные выступления по
сокольской гимнастике.
ГУМАНИСТИЧЕСКОЕ
ВОСПИТАНИЕ
Основные идеи
гуманистического
воспитания строятся с
позиции «самоактуализации
человека», «личностного
роста», «развивающей
помощи» [Шпаргалка].
Физическое воспитание
наряду с умственным,
нравственным,
эстетическим, трудовым и
профессиональным
позволяет формироваться
гармонично развитой
личности [Сластенин].
ФИЗКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ – исторически
сложившаяся система передачи знаний, умений и
навыков в области физической культуры.
В
нашей
стране
одним
из
основоположников
физического
воспитания детей является П.Ф.
Лесгафт. Он приложил много
усилий по включению физической
культуры в программу школьного
образования.
В
рамках
курса
физической
культуры
студенты
непрофильных вузов получают –
непрофильное
(базовое)
физкультурное образование. Под
которым понимают знания, умения и
навыки, приобретаемые студентами
в семье, быту и учреждениях
образования [Курамшин].
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
Это часть культуры
личности и общества,
направленная на овладение
системой ценностей по
изменению природы
человека, система знаний, а
также те объекты, которые
созданы людьми для
удовлетворения
потребности в двигательной
деятельности
СПОРТ
(развлечение)
собственно
соревновательная
деятельность, а
также подготовка к
ней. Зародился в
Древней Греции как
соревнования
олимпийцев.
ПРИЗНАКИ
СОВРЕМЕННОГО
СПОРТА
• Соперничество между
людьми;
• Наличие правил;
• Наличие судьи;
• Нельзя наносить ущерб
человеческому достоинству
и здоровью
(гуманистическая
ориентация)
2. НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ
ФКИС
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
ФЗ «О физической культуре и спорте», 2007.
ФЗ «Об образовании», 2012.
ВФСК «ГТО» 2014.
Государственный образовательный стандарт (ФГОСТ 3+)
2016.
Программа по физической культуре. 2009.
Стратегия развития физической культуры и спорта в стране
до 2020.
Инструкция по организации и содержанию работ кафедр
физического воспитания и спорта высших учебных заведений
(1994).
Положение о рейтинге оценки качества учебной работы
студентов по кафедре физического воспитания и спорта в
2017/2018 уч. году
3. ФУНКЦИИ ФКиС В
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯ
•
•
•
•
•
•
•
•
•
Оздоровительная;
Образовательная;
Воспитательная;
Прикладная;
Эталонная;
Экономическая;
Оборонная;
Коммуникативная;
Интернациональная и др.
4. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА - ЧАСТЬ
ОБЩЕЙ КУЛЬТУРЫ ЧЕЛОВЕКА
В словосочетании физическая культура присутствует
понятие «культура». Традиционно принято считать, что
это понятие включает все то, что противопоставляется
слову «природа». Социологи, при рассмотрении
понятия культура определяют его через понятие
«ценности». Социальные явления, которые социальный
субъект (индивид, социальная группа или общество в
целом) оценивает позитивно, рассматривает как
значимые, полезные, привлекательные, а потому
поддерживает, сохраняет, передает из поколения в
поколение, выступают для него как ценности
[Столяров В.И., 2005].
ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ
КУЛЬТУРОЙ
Это формирование физической
культуры личности.
ФКЛ – определяется
потребностями и отношением,
уровнем знаний, ФР, ФП и
двигательной активности.
Уровни сформированности ФКЛ:
Не сформирован (ситуативный);
Начальной грамотности
Физкультурной образованности
Физического совершенства
(творческий)
Системны е принципы :
Всестороннего и гармоничного
развития личности заключается в
сочетании различных видов
воспитания: умственного, трудового,
эстетического, физического и т.д. в
процессе образования (См. разд.2).
Принцип прикладности, который
реализуется в связи ФВ с практикой
жизни и подготовке человека к
выполнению социальных функций
(труду, военной деятельности и т.д.).
Принцип оздоровительной
направленности заключается в
широком использовании средств
ФКиС для оздоровления человека.
Сюда относится и обеспечение
минимального объема двигательной
активности и использование
дополнительных средств
оздоровления (солнце, воздух и
вода).
5. ФК в системе
образования
Дисциплина
физическая
культура
отвечает за формирование следующей
общекультурной
компетенции
–
способность поддерживать должный
уровень физической подготовленности
для
обеспечения
полноценной
социальной
и
профессиональной
деятельности (ОК-9).
• Занятия с 1 по 6-й семестр;
• В кредитно-модульной
системе 72 часа или 2
зачетные единицы;
• Модуль ФК - 400 часов,
состоит: физическая культура
и прикладная физическая
культура;
• Физическая культура: 18 теоретический раздел, 22 методико-практический, 30 практический (в том числе
контрольный);
• Контрольный раздел: бег 100,
кросс 2000 или 3000 метров,
сгибание туловища или
подтягивание.
ОРГАНИЗАЦИИ ФИЗИЧЕСКОГО
ВОСПИТАНИЯ В РГУ НЕФТИ И
ГАЗА (НИУ) ИМ. И.М. ГУБКИНА
Спортивный принцип
организации физического
воспитания в университете:
1. Вхождение в систему спорт
для всех;
2. Выполнение массовых
спортивных разрядов до
30% студентов;
3. Базовое образование в
рамках вида спорта.
Рекомендуемая литература
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
Физическая культура: Учебник /под общ. ред. Виленского М.Я.- М.:
КноРус, 2012.- 435с.
Физическая культура и здоровый образ жизни студентов: Учебное
пособие /Виленский М.Я., Горшков А.Г. – М.: Изд-во Гардарики, 2012. –
280 с.
Физическая культура и здоровье: Учебное пособие / Рапопорт Л.А.,
Бароненко В.А. – Новосибирск, 2010. – 324с.
Физическая культура: электронный ресурс /
gubkin.ru/faculty/humanities/chairs_and_departments/physical_education/
lecture.
Основы физической культуры в вузе. Электронный учебник /
http://cnit.ssau.ru/kadis/ocnov_set/
Видео-лекции по физической культуре. Центр дистанционных
технологий обучения. Адрес портала: http://study.gubkin.ru/
Егорычев А. О., Цыба И. А., Мещеряков С. П. Физическая культура.
Методико-практический раздел: Учебное пособие. — М.: Издательский
центр РГУ нефти и газа (НИУ) имени И. М. Губкина, 2017. — 97 с.