Физическая культура и спорт — обязательная и неотъемлемая часть обучения и воспитания
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция № 1
Тема. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ И СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА
Содержание
Физическая культура и спорт как социальный феномен современного общества. Средства физической культуры. Основные составляющие физической культуры. Социальные функции физической культуры. Формирование физической культуры личности. Физическая культура в структуре высшего профессионального образования. Организационно правовые основы физической культуры и спорта студенческой молодёжи России. Общая психофизиологическая характеристика интеллектуальной деятельности и учебного труда студента. Общие закономерности и динамика работоспособности студентов в учебном году и основные факторы её определяющие. Признаки и критерии нервно-эмоционального и психофизического утомления. Регулирование работоспособности, профилактика утомления студентов в отдельные периоды учебного года. Оптимизация сопряжённой деятельности студентов в учёбе и спортивном совершенствовании.
В образовательной системе физическая культура и спорт — обязательная и неотъемлемая часть обучения и воспитания, неразрывно связанная с другими дисциплинами. Этот процесс, в котором используются различные средства, формы и методы, имеет один и тот же объект — студентов, единую цель — сформировать их как высокопрофессиональных специалистов.
Физическая культура позволяет студентам: усваивать большой объем знаний по другим дисциплинам; поддерживать свою физическую форму в хорошем и отличном состоянии; повышать качество учебы в соответствии с поставленными задачами.
Таким образом, в образовательной системе физическая культура находится в тесном единстве с другими учебными дисциплинами, дополняя друг друга в достижении единой цели — подготовки высококвалифицированных специалистов.
Социальная роль физической культуры характеризуется ее прямым и опосредованным влиянием на комфортабельность, благополучие и социальный статус личности. Соматическое и психическое здоровье личности, физическая подготовленность оказывает влияние не только на создание «имиджа», но и вместе с тем ускоряют, усиливают действие факторов, формирующих общественную позицию личности.
Физическая культура - часть общей культуры общества, это область деятельности, которая удовлетворяет потребности общества по созданию физической готовности людей к различным формам их жизнедеятельности и прежде всего к труду. А такие понятия, как физическое воспитание, спорт, физическая рекреация, физическая реабилитация являются ее составными частями.
В зависимости от разновидностей компонентами физической культуры являются: базовая физическая культура (фундаментальная часть физической культуры, включенная в систему образования и воспитания подрастающего поколения в качестве фактора обеспечения базового уровня физической подготовленности).
Профессионально – прикладная физическая культура (специально направленное и избирательное использование средств физической культуры и спорта для подготовки человека к определенной профессиональной деятельности).
Оздоровительно – реабилитационная физическая культура связана с направленным использованием физических упражнений в качестве средств лечения заболеваний и восстановления функций организма, нарушенных или утраченных вследствие заболеваний, травм, переутомления и других причин. Ее разновидностью является лечебная физическая культура, использующая средства физической культуры с лечебно- профилактической целью для восстановления здоровья и трудоспособности больного, предупреждения осложнений и последствий патологического процесса.
Адаптивная физическая культура (разновидность физической культуры для инвалидов и лиц с ограниченными функциональными возможностями, направленная на повышение дееспособности, подготовку к трудовой, учебной и спортивной деятельности.
Гигиеническая физическая культура – различные формы физической культуры, включенные в рамки повседневного быта (утренняя гимнастика, прогулки, физкультминутки).
Рекреативная физическая культура- отдых, восстановление сил с помощью средств физического воспитания (спорт-е и подвижные игры, туризм, охота, физкультурно – оздоровительные мероприятия, естественные силы природы) способствующие достижению хорошего самочувствия, восстановления умственной и физической работоспособности.
Спорт – соревновательная деятельность, подготовка к ней, а также специфические отношения, нормы и достижения, связанные с этой деятельностью. Главными признаками спорта являются – направленность к наивысшим достижениям, состязательность и зрелищность.
Спорт возник в рабовладельческом обществе, однако сам термин впервые стал упоминаться в 13- 14вв. Английское слово «спорт» имеет древнефранцузское происхождение подразумевает коллективные и индивидуальные занятия физическими упражнениями по определенным правилам. В настоящее время бурно и стремительно возникают современные виды спорта, отстаивают свое право участие в олимпийском движении.
Спорт классифицируют следующим образом в зависимости от группы населения выделяют школьный, студенческий, рабочий, сельский, армейский спорт; от целевой установки спорта, его масштаба – массовый и большой спорт, спорт высших достижений (направленный на повышение физической подготовленности населения, сохранения здоровья и работоспособности, а также являющийся активным отдыхом. Массовый спорт стимулирует спортивное движение, является продолжением спорта высших достижений.
Спорт высших достижений – это деятельность, направленная на многолетнюю систематическую подготовку с целью достижения максимально возможных спортивных результатов в определенном виде спорта.
Современный спорт высших достижений включает в себя:
- любительский спорт высших достижений;
- профессиональный спорт.
Олимпийские игры являются самыми крупными в мире комплексными спортивными соревнованиями, которые проходят каждые 4 года.
Соревнования – это специально организованные мероприятия, различные по характеру деятельности, масштабу, целям, в которых спортсмен реализует свою деятельность, позволяющую объективно оценивать и сопоставлять его определенные способности обеспечивая при этом их максимальные проявления.
Физическое воспитание – педагогический процесс, направленный на формирование специальных знаний, умений и навыков, а также на развитие разносторонних физических способностей человека (физические способности – это индивидуальные особенности, определяющие уровень двигательных возможностей человека).
Физическая рекреация – осуществление активного отдыха людей с помощью физических упражнений, получение удовольствия от этого процесса.
Физическая реабилитация – деятельность по восстановлению частично утраченных или ослабленных психофизических функций и способностей человека.
Показателями состояния ФК в обществе и государстве являются совокупность материальных и духовных ценностей, созданных для физического совершенствования людей; уровень их здоровья и физического развития, степень использования физических упражнений в сфере воспитания.
Ценности ФК — практически значимая основа физической культуры, направленная на решение социально и профессионально ориентированных, а также индивидуально-личностных задач.
К материальным ценностям ФК относятся стадионы, бассейны, спортивные залы, спортивная база учебных заведений, медицинские учреждения, занимающиеся проблемами ФК; учебные заведения, готовящие кадры ФК, научно-исследовательские институты (к материальным ценностям непосредственно относятся здания, лаборатории, аппаратура и пр.). Их количество в отношении к численности населения - важный показатель развития ФК. К материальным ценностям ФК относится и уровень здоровья и физического совершенства общества и каждого человека. Соотношение численности населения с высоким уровнем физического совершенства с общей численностью населения; соотношение численности населения с отклонениями в состоянии здоровья с общей его численностью - показатели физкультурной деятельности в государстве.
К духовным ценностям ФК относятся наука о физическом воспитании и спорте; сеть учебных заведений, готовящих кадры ФК; произведения искусства, посвященные ФК и спорту (живопись, скульптура, музыка, кино); система управления в сфере ФК.
Современный взгляд на физическое совершенство определяется социальными условиями. Физическое совершенство человека предполагает гармонически развитое тело, высокий уровень развития физических качеств, владение прикладными навыками (плавание, ходьба на лыжах и т.д.) и знаниями по физической культуре, ведение здорового образа жизни, умение играть в спортивные игры, танцевать. Физическое совершенство не мыслится без высоких нравственных качеств: чести и совести
Важнейшей специфической функцией физической культуры является создание возможности удовлетворения естественных потребностей человека в двигательной активности и обеспечения на этой основе необходимой в жизни физической дееспособности (Матвеев Л. П., 1984).
Функции общего характера.
В принципе все общие функции, присущие культуре в целом, проявляются так или иначе и в области физической культуры. К ним относятся - эстетические, нормативные и информационные функции.
Эстетические функции физической культуры связаны с ее свойствами, позволяющими удовлетворять потребности людей в физическом совершенстве, здоровье, общем гармоническом развитии.
Нормативные функции физической культуры состоят в том, что в ее содержании в связи с практикой использования ее в обществе вырабатываются и закрепляются определенные нормы, которые имеют регламентирующее и оценочное значение, — нормы физической подготовленности, нормированные показатели спортивных достижений, общие критерии физического совершенства, правила; нормирования физических нагрузок и т.п.
Информационные функции физической культуры связаны с накоплением, распространением и передачей от поколения к поколению ценных сведений о человеке, о человеческих возможностях, средствах и путях их увеличения. Духовные и материальные ценности, создаваемые в области физической культуры, являются носителями существенной информации прежде всего о достижениях человека в совершенствовании своих собственных природных качеств.
Функции частного характера:
образовательные, выражающиеся в использовании физической культуры как учебного предмета в системе образования;
прикладные - имеющие непосредственное отношение к повышению специальной подготовки, к трудовой деятельности и воинской службе средствами профессионально-прикладной физической культуры;
спортивные, проявляющиеся в достижении максимальных результатов в реализации физических и морально-волевых возможностей человека;
рекреативные и оздоровительно-реабилитационные, связанные с использованием физической культуры для организации содержательного досуга, а также для предупреждения утомления и восстановления временно утраченных функциональных возможностей организма.
Основным средством физической культуры выступает физкультурная деятельность, в которой физические упражнения составляют ее главный элемент. Физические упражнения значительно улучшают функциональное состояние организма обучаемого. У натренированных студентов сердечно-сосудистая система на различные нагрузки реагирует рационально, характеризуется экономной работой органов кровообращения. Повышенный объем легких обеспечивает хорошее снабжение крови кислородом и повышает ее защитные свойства, что благотворно сказывается на деятельности других систем и органов.
Физические упражнения улучшают обменные процессы в организме человека. Так, в мышцах увеличивается содержание гликогена, являющегося основным энергетическим веществом. Он расходуется экономно, окисление продуктов распада происходит быстрее и полнее, удаление продуктов обмена ускоряется. Происходят и другие благоприятные процессы в организме, что способствует укреплению здоровья, а также общей и профессиональной работоспособности.
Тренировки улучшают физическое развитие, укрепляют здоровье, повышают уровень разносторонней физической подготовленности студентов, являясь основным средством физического совершенствования.
Физическая подготовленность студентов стимулирует умственную деятельность, способствует лучшему освоению учебных дисциплин, повышает устойчивость организма к воздействию негативных факторов. Высокий уровень физической подготовленности позволяет студентам четко выполнять свои функции, преодолевать физические нагрузки, нервно-психические напряжения. Физически подготовленные студенты менее подвержены утомлению, быстро усваивают учебный материал, хорошо учатся, становятся хорошими профессионалами.
С развитием общественных отношений, науки и техники возросла связь физической культуры с материальным производством и духовной жизнью общества. Физические упражнения стали применяться не только для укрепления здоровья конкретного человека, но и для адаптации его организма к условиям общественной жизни, помогая раскрывать индивидуальные возможности в различных областях человеческой деятельности.
Физическая культура личности – это социально-детерминированная область общей культуры человека, представляющая собой качественное, системное, динамичное состояние, характеризующееся определенным уровнем специальной образованности, физического совершенства, мотивационно-ценностных ориентаций и социально-духовных ценностей, приобретенных в результате воспитания и интегрированных в физкультурно-спортивной деятельности, культуре образа жизни, духовности и психофизическом здоровье (Виленский М.Я., Соловьев Г.М.).
В системе высшего образования физическая культура – явление особенное. Воздействуя на биологическую природу человека, физическая культура способствует формированию и его духовной сферы. Поэтому, как и любой другой вид культуры, физическая культура играет существенную роль в развитии личности. Образовательные учреждения с учетом местных условий и интересов обучающихся, самостоятельно определяют формы занятий физической культурой, средства физического воспитания, виды спорта и двигательной активности, методы и продолжительность занятий физической культурой на основе государственных образовательных стандартов и нормативов физической подготовленности.
Главными задачами высшей школы в условиях гуманитаризации образования являются формирование у студентов системы общеобразовательных знаний, навыков, умений, профессиональной компетентности, творческого отношения к учебно - трудовой деятельности, общей культуры, органическим видом которой является физическая культура и ее виды.
Физическая культура представлена в высших учебных заведениях как учебная дисциплина и важнейший компонент целостного развития личности.
Являясь компонентом общей культуры и профессиональной подготовки студентов в течение всего периода обучения, физическая культура входит в число обязательных разделов образовательных программ.
Физическая культура в высших учебных заведениях является органической, неотъемлемой частью систем образования и воспитания, способствующей развитию физических и духовных качеств личности молодого специалиста.
Физическая культура в процессе подготовки будущего специалиста в вузе выступает и как важнейший компонент профессиональной подготовки, учитывающий специфику профессиональной деятельности
Правовое регулирование представляет собой воздействие при помощи системы юридических норм на социально – педагогические и экономические отношения в сфере физической культуры и спорта.
Правовые нормы физической культуры и спорта находят внешнее выражение в нормативных юридических актах – законах, указах и распоряжениях президента РФ, постановлениях и решениях федерального правительства, а также юридических актах субъектов федерации.
Систему нормативно – правовых актов о физической культуре и спорте подразделяют на следующие группы: нормативные акты федеральных органов государственной власти: Конституция и законы РФ, указы и распоряжения Президента России; нормативные акты (постановления и решения) о физической культуре и спорте федеральных органов управления, имеющих подзаконный характер (постановления правительства, Государственного комитета РФ по физической культуре и туризму); законы и подзаконные акты субъектов РФ – республик в составе России, краев, областей, городов Москвы и Санкт – Петербурга; постановления местных органов государственного управления.
Законодательство в сфере физической культуры направлено на обеспечение всестороннего развития человека, утверждение здорового образа жизни, формирование потребностей в физическом и нравственном совершенствовании, создание условий для занятий физической культуры и спортом с учетом интересов каждого человека, требований производства, образования и культуры народов РФ, профилактику вредных привычек.
Психофизиологическая характеристика интеллектуальной деятельности и учебного труда студентов
Результаты исследований свидетельствуют о том, что здоровье человека напрямую связано с его работоспособностью и утомляемостью. От состояния здоровья во многом зависит успешность учебной и производственной деятельности студента. Очевидно, что имеющее тенденцию к росту утрачивание резервных возможностей, сопротивляемости организма человека к внешним и внутренним, негативным факторам, а также наличие широкого перечня отрицательных диагнозов ведут к существенному снижению эффективности обучения и дальнейшей профессиональной деятельности. В студенческие годы такая негативная тенденция опасна.
Снижение умственной работоспособности наблюдается при психических болезнях, органических заболеваниях головного мозга, а также при пограничных состояниях заболеваний. Даже при пограничных нервно-психических расстройствах продуктивность трудовой деятельности наблюдается у 70% людей.
Обучение в высшей школе требует от студентов значительных интеллектуальных и нервно-профессиональных напряжений, доходящих в период экзаменационных сессий до пределов возможного.
Важнейшим фактором обеспечения высокого качества профессиональной подготовки выпускников вузов является активная учебно-трудовая и познавательная деятельность студентов. Эта деятельность представляет собой сложный процесс в условиях объективно существующих противоречий, к которым относятся:
1) противоречия между большим объемом учебной и научной информации, и дефицитом времени на ее освоение;
2) между объективно текущим постепенным, многолетним процессом становления социальной зрелости будущего специалиста и желанием как можно быстрее самоутвердиться и проявить себя;
3) Между стремлением к самостоятельности в отборе знаний с учетом личных интересов и жесткими рамками учебного плана и учебных программ
Эти противоречия создают высокое нервно-эмоциональное напряжение, которое отрицательно отражается на здоровье и физическом состоянии студентов.
Студенческий возраст характеризуется интенсивной работой над формированием своей личности, выработкой стиля поведения. Это время поиска молодыми людьми ответов на разнообразные нравственно-этические, эстетические, научные, общекультурные, политические и другие вопросы. Студенческий возраст является также заключительным этапом поступательного возрастного развития психофизиологических и социально-психологических функций организма.
Трудности обучения в вузе связаны не только с необходимостью творческого усвоения большого объема знаний, выработкой нужных для будущей профессии умений и навыков, компетенций их практическим применением. Эти трудности явные. Но существуют еще и скрытые трудности, которые сказываются порой весьма существенно на учебе, психоэмоциональном состоянии студентов. К ним относят целый ряд обстоятельств кажущихся малозначительными, когда они взяты в совокупности, дающие отрицательный эффект, который можно назвать неспособностью студентов к обучению в вузе. В числе причин такого явления следующие:
1) Резко отличающиеся от средней школы методы и организация обучения, требующие значительного повышения самостоятельности в овладении учебным материалом.
2) Отсутствие хорошо налаженных межличностных отношений, что характерно для всякого формирующегося коллектива.
3) Ломка старого, сложившегося за годы учебы жизненного стереотипа и формирование нового «вузовского».
4) Сопутствующее поступлению в вуз новые заботы, которые чаще возникают у студентов, проживающих в общежитии.
Особенно в затруднительном положении оказываются студенты младших курсов. С одной стороны они должны сразу включаться в напряженную работу, требующую применения всех сил и способностей. С другой - само по себе преодоление новизны условий учебной работы требует значительной затраты сил организма. Включение студентов в новую систему жизнедеятельности может сопровождаться нервным напряжением излишней раздражительностью, вялостью, снижением волевой активности, беспокойством и т.д.
На психофизическом состоянии студентов отражаются также субъективные и объективные факторы. К объективным факторам относятся возраст, пол, состояние здоровья, величина учебной нагрузки, характер и продолжительность отдыха и др. Субъективные факторы включают в себя мотивацию учения, уровень знаний, способность адаптироваться к новым условиям обучения в вузе, психофизические возможности, нервно-психическую устойчивость, личностные качества (характер, темперамент, коммуникабельность), работоспособность, утомляемость и тому подобное.
Серьезным испытанием организма является информационная перегрузка студентов, возникающая при изучении многочисленных учебных дисциплин, научный уровень и информационный объем, которых все время возрастает.
Критическим и сложным фактором перенапряжения студентов является экзаменационный период один из вариантов стрессовой ситуации, протекающий в большинстве случаев в условиях дефицита времени и характеризующийся повышенной ответственности с элементом напряженности. Отрицательное воздействие на организм усиливается при суммарном влиянии нескольких факторов риска, когда они воздействуют одновременно и принимают хронический характер.
Результаты исследований свидетельствуют о том, что здоровье человека напрямую связано с его работоспособностью и утомляемости. От состояния здоровья во многом зависит успешность учебной и производственной деятельности студентов.
Сразу после экзаменационной сессии наблюдается снижение общего функционального состояния, толерантности организма к физическим нагрузкам и возрастание требований к профессионально важным интеллектуальным характеристикам личности. Происходит снижение компонентов клинического статуса и функциональной устойчивости к физическим нагрузкам и повышение профессионально важных интеллектуальных качеств. Такую динамику можно объяснить следующим образом: сам учебный процесс с нарастанием его интенсификации к экзаменационной сессии является мощным тренингом к стимуляции долговременной и оперативной памяти, логического и эвристического мышления, объема и переключения внимания, зрительно-моторного восприятия, позволяющим повысить резервы интеллектуального труда. В то же время, к началу экзаменационной сессии возрастает время нахождения студентов в состоянии гиподинамии, нарушение режима труда и отдыха, питания. Возрастает негативное влияние увеличения интоксикации никотином, временной тонизации посредством тонина и кофеина при повышенном потреблении крепкого чая и кофе, что в совокупности приводит к снижению общей физической тренированности, общему физическому утомлению.
Обучение в высшей школе требует от студентов значительных интеллектуальных и нервно-эмоциональных напряжений, доходящих в период экзаменационной сессии до пределов возможного. Кроме того, эти напряжения в совокупности с социальными, бытовыми, экологическими и другие нагрузочные факторами, могут привести к различным функциональным и психическим срывам.
Среди мероприятий, направленных на повышение умственной работоспособности студентов, на преодоление и профилактику психоэмоционального и функционального перенапряжения можно рекомендовать следующее
1) систематическое изучение учебных предметов студентами в семестре, без «штурма» в период зачетов и экзаменов.
2) Ритмичную и системную организацию умственного труда.
3) Постоянное поддержание эмоции и интереса.
4) Совершенствование межличностных отношений студентов между собой и преподавателями вуза, воспитание чувств.
5) Организация рационального режима труда, питания, сна и отдыха.
6) Отказ от вредных привычек: употребления алкоголя и наркотиков, курения и токсикомании.
7) Физическую тренировку, постоянное поддержание организма в состоянии оптимальной физической тренированности.
8) Обучение студентов методам самоконтроля за состоянием организма с целью выявления отклонений от нормы и своевременной корректировки и устранения этих отклонений средствами профилактики.
Физкультурно-спортивная деятельность способствует мобилизации функциональных, психологических и физических возможностей организма молодого человека, положительно влияя на гармоничное развитие всех его органов и систем, способствует социальной адаптации и повышению социальной активности молодежи.
Кроме того, физическая культура и спорт являются мощным средством профилактики вредных привычек и правонарушений (алкоголизма, наркомании, курения и других нездоровых проявлений), в борьбе с различными формами девиантного поведения отдельных молодых людей, коррекции их психического статуса, их перевоспитания и социальной адаптации.
Разнообразие физических упражнений их различных видов спорта, умеренная физическая нагрузка, положительные эмоции, дают позитивный эффект, увеличивающий резерв здоровья, улучшающий психосоматику организма; способствуют увеличению потребления кислорода организмом, меньшему утомлению нервной системы, увеличивают возможности для повышения пластичности нервной системы и совершенствования двигательной деятельности; вызывают социальный оптимизм и удовлетворенность жизнью и учебой у студенческой молодежи.
Список учебной литературы
В.С. Кузнецов
Г.А. Колодницкий
Физическая культура /для студентов/
А.А. Бишаева
Физическая культура /для студентов/
Н.В. Решетникова
Физическая культура /для студентов/
М.Я. Виленский
Физическая культура и здоровый образ жизни студента