Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Физическая культура и спорт как социальный феномен современного общества

  • 👀 811 просмотров
  • 📌 757 загрузок
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Физическая культура и спорт как социальный феномен современного общества» docx
Лекция № 1 Тема. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ И СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА Содержание Физическая культура и спорт как социальный феномен современного общества. Средства физической культуры. Основные составляющие физической культуры. Социальные функции физической культуры. Формирование физической культуры личности. Физическая культура в структуре высшего профессионального образования. Организационно правовые основы физической культуры и спорта студенческой молодёжи России. Общая психофизиологическая характеристика интеллектуальной деятельности и учебного труда студента. Общие закономерности и динамика работоспособности студентов в учебном году и основные факторы её определяющие. Признаки и критерии нервно-эмоционального и психофизического утомления. Регулирование работоспособности, профилактика утомления студентов в отдельные периоды учебного года. Оптимизация сопряжённой деятельности студентов в учёбе и спортивном совершенствовании. В образовательной системе физическая культура и спорт — обязательная и неотъемлемая часть обучения и воспитания, не­разрывно связанная с другими дисциплинами. Этот процесс, в ко­тором используются различные средства, формы и методы, име­ет один и тот же объект — студентов, единую цель — сформиро­вать их как высокопрофессиональных специалистов. Физическая культура позволяет студентам: усваивать большой объем знаний по другим дисциплинам; поддерживать свою физическую форму в хорошем и отличном состоянии; повышать качество учебы в соответствии с поставленными задачами. Таким образом, в образовательной системе физическая куль­тура находится в тесном единстве с другими учебными дисцип­линами, дополняя друг друга в достижении единой цели — под­готовки высококвалифицированных специалистов. Социальная роль физической культуры характеризуется ее прямым и опосредованным влиянием на комфортабельность, благополучие и социальный статус личности. Соматическое и психическое здоровье личности, физическая подготовленность оказывает влияние не только на создание «имиджа», но и вместе с тем ускоряют, усиливают действие факторов, формирующих общественную позицию личности. Физическая культура - часть общей культуры общества, это область деятельности, которая удовлетворяет потребности общества по созданию физической готовности людей к различным формам их жизнедеятельности и прежде всего к труду. А такие понятия, как физическое воспитание, спорт, физическая рекреация, физическая реабилитация являются ее составными частями. В зависимости от разновидностей компонентами физической культуры являются: базовая физическая культура (фундаментальная часть физической культуры, включенная в систему образования и воспитания подрастающего поколения в качестве фактора обеспечения базового уровня физической подготовленности). Профессионально – прикладная физическая культура (специально направленное и избирательное использование средств физической культуры и спорта для подготовки человека к определенной профессиональной деятельности). Оздоровительно – реабилитационная физическая культура связана с направленным использованием физических упражнений в качестве средств лечения заболеваний и восстановления функций организма, нарушенных или утраченных вследствие заболеваний, травм, переутомления и других причин. Ее разновидностью является лечебная физическая культура, использующая средства физической культуры с лечебно- профилактической целью для восстановления здоровья и трудоспособности больного, предупреждения осложнений и последствий патологического процесса. Адаптивная физическая культура (разновидность физической культуры для инвалидов и лиц с ограниченными функциональными возможностями, направленная на повышение дееспособности, подготовку к трудовой, учебной и спортивной деятельности. Гигиеническая физическая культура – различные формы физической культуры, включенные в рамки повседневного быта (утренняя гимнастика, прогулки, физкультминутки). Рекреативная физическая культура- отдых, восстановление сил с помощью средств физического воспитания (спорт-е и подвижные игры, туризм, охота, физкультурно – оздоровительные мероприятия, естественные силы природы) способствующие достижению хорошего самочувствия, восстановления умственной и физической работоспособности. Спорт – соревновательная деятельность, подготовка к ней, а также специфические отношения, нормы и достижения, связанные с этой деятельностью. Главными признаками спорта являются – направленность к наивысшим достижениям, состязательность и зрелищность. Спорт возник в рабовладельческом обществе, однако сам термин впервые стал упоминаться в 13- 14вв. Английское слово «спорт» имеет древнефранцузское происхождение подразумевает коллективные и индивидуальные занятия физическими упражнениями по определенным правилам. В настоящее время бурно и стремительно возникают современные виды спорта, отстаивают свое право участие в олимпийском движении. Спорт классифицируют следующим образом в зависимости от группы населения выделяют школьный, студенческий, рабочий, сельский, армейский спорт; от целевой установки спорта, его масштаба – массовый и большой спорт, спорт высших достижений (направленный на повышение физической подготовленности населения, сохранения здоровья и работоспособности, а также являющийся активным отдыхом. Массовый спорт стимулирует спортивное движение, является продолжением спорта высших достижений. Спорт высших достижений – это деятельность, направленная на многолетнюю систематическую подготовку с целью достижения максимально возможных спортивных результатов в определенном виде спорта. Современный спорт высших достижений включает в себя: - любительский спорт высших достижений; - профессиональный спорт. Олимпийские игры являются самыми крупными в мире комплексными спортивными соревнованиями, которые проходят каждые 4 года. Соревнования – это специально организованные мероприятия, различные по характеру деятельности, масштабу, целям, в которых спортсмен реализует свою деятельность, позволяющую объективно оценивать и сопоставлять его определенные способности обеспечивая при этом их максимальные проявления. Физическое воспитание – педагогический процесс, направленный на формирование специальных знаний, умений и навыков, а также на развитие разносторонних физических способностей человека (физические способности – это индивидуальные особенности, определяющие уровень двигательных возможностей человека). Физическая рекреация – осуществление активного отдыха людей с помощью физических упражнений, получение удовольствия от этого процесса. Физическая реабилитация – деятельность по восстановлению частично утраченных или ослабленных психофизических функций и способностей человека. Показателями состояния ФК в обществе и государстве яв­ляются совокупность материальных и духовных ценностей, созданных для физического совершенствования людей; уро­вень их здоровья и физического развития, степень использо­вания физических упражнений в сфере воспитания. Ценности ФК — практически значимая основа физи­ческой культуры, направленная на решение социально и профессионально ориентированных, а также индивидуаль­но-личностных задач. К материальным ценностям ФК относятся стадионы, бас­сейны, спортивные залы, спортивная база учебных заведе­ний, медицинские учреждения, занимающиеся проблемами ФК; учебные заведения, готовящие кадры ФК, научно-исследовательские институты (к материальным ценностям непосредственно относятся здания, лаборатории, аппаратура и пр.). Их количество в отношении к численности населения - важный показатель развития ФК. К материальным ценно­стям ФК относится и уровень здоровья и физического со­вершенства общества и каждого человека. Соотношение чис­ленности населения с высоким уровнем физического совер­шенства с общей численностью населения; соотношение численности населения с отклонениями в состоянии здоровья с общей его численностью - показатели физкультурной дея­тельности в государстве. К духовным ценностям ФК относятся наука о физиче­ском воспитании и спорте; сеть учебных заведений, гото­вящих кадры ФК; произведения искусства, посвященные ФК и спорту (живопись, скульптура, музыка, кино); сис­тема управления в сфере ФК. Современный взгляд на физическое совершенство определяется социальными условиями. Физическое со­вершенство человека предполагает гармонически развитое тело, высокий уровень развития физических качеств, вла­дение прикладными навыками (плавание, ходьба на лы­жах и т.д.) и знаниями по физической культуре, ведение здорового образа жизни, умение играть в спортивные иг­ры, танцевать. Физическое совершенство не мыслится без высоких нравственных качеств: чести и совести Важнейшей специфической функцией физической культуры является создание возможности удовлетворения естественных потребностей человека в двигательной активности и обеспечения на этой основе необходимой в жизни физической дееспособности (Матвеев Л. П., 1984). Функции общего характера. В принципе все общие функции, присущие культуре в целом, проявляются так или иначе и в области физической культуры. К ним относятся - эстетические, нормативные и информационные функции. Эстетические функции физической культуры связаны с ее свойствами, позволяющими удовлетворять потребности людей в физическом совершенстве, здоровье, общем гармоническом развитии. Нормативные функции физической культуры состоят в том, что в ее содержании в связи с практикой использования ее в обществе вырабатываются и закрепляются определенные нормы, которые имеют регламентирующее и оценочное значение, — нормы физической подготовленности, нормированные показатели спортивных достижений, общие критерии физического совершенства, правила; нормирования физических нагрузок и т.п. Информационные функции физической культуры связаны с накоплением, распространением и передачей от поколения к поколению ценных сведений о человеке, о человеческих возможностях, средствах и путях их увеличения. Духовные и материальные ценности, создаваемые в области физической культуры, являются носителями существенной информации прежде всего о достижениях человека в совершенствовании своих собственных природных качеств. Функции частного характера: образовательные, выражающиеся в использовании физической культуры как учебного предмета в системе образования; прикладные - имеющие непосредственное отношение к повышению специальной подготовки, к трудовой деятельности и воинской службе средствами профессионально-прикладной физической культуры; спортивные, проявляющиеся в достижении максимальных результатов в реализации физических и морально-волевых возможностей человека; рекреативные и оздоровительно-реабилитационные, связанные с использованием физической культуры для организации содержательного досуга, а также для предупреждения утомления и восстановления временно утраченных функциональных возможностей организма. Основным средством физической культуры выступает физкультурная деятельность, в которой физические упражнения составляют ее главный элемент. Физические упражнения значительно улучшают функциональ­ное состояние организма обучаемого. У натренированных студен­тов сердечно-сосудистая система на различные нагрузки реаги­рует рационально, характеризуется экономной работой органов кровообращения. Повышенный объем легких обеспечивает хо­рошее снабжение крови кислородом и повышает ее защитные свойства, что благотворно сказывается на деятельности других систем и органов. Физические упражнения улучшают обменные процессы в ор­ганизме человека. Так, в мышцах увеличивается содержание гли­когена, являющегося основным энергетическим веществом. Он расходуется экономно, окисление продуктов распада происходит быстрее и полнее, удаление продуктов обмена ускоряется. Про­исходят и другие благоприятные процессы в организме, что спо­собствует укреплению здоровья, а также общей и профессиональ­ной работоспособности. Тренировки улучшают физическое развитие, укрепляют здо­ровье, повышают уровень разносторонней физической подго­товленности студентов, являясь основным средством физического совершенствования. Физическая подготовленность студентов стимулирует умст­венную деятельность, способствует лучшему освоению учебных дисциплин, повышает устойчивость организма к воздействию не­гативных факторов. Высокий уровень физической подготовленности позволяет сту­дентам четко выполнять свои функции, преодолевать физические нагрузки, нервно-психические напряжения. Физически подготов­ленные студенты менее подвержены утомлению, быстро усваивают учебный материал, хорошо учатся, становятся хорошими профес­сионалами. С развитием общественных отношений, науки и техники возросла связь физической культуры с материальным производством и духовной жизнью общества. Физические упражнения стали применяться не только для укрепления здоровья конкретного человека, но и для адаптации его организма к условиям общественной жизни, помогая раскрывать индивидуальные возможности в различных областях человеческой деятельности. Физическая культура личности – это социально-детерминированная область общей культуры человека, представляющая собой качественное, системное, динамичное состояние, характеризующееся определенным уровнем специальной образованности, физического совершенства, мотивационно-ценностных ориентаций и социально-духовных ценностей, приобретенных в результате воспитания и интегрированных в физкультурно-спортивной деятельности, культуре образа жизни, духовности и психофизическом здоровье (Виленский М.Я., Соловьев Г.М.). В системе высшего образования физическая культура – явление особенное. Воздействуя на биологическую природу человека, физическая культура способствует формированию и его духовной сферы. Поэтому, как и любой другой вид культуры, физическая культура играет существенную роль в развитии личности. Образовательные учреждения с учетом местных условий и интересов обучающихся, самостоятельно определяют формы занятий физической культурой, средства физического воспитания, виды спорта и двигательной активности, методы и продолжительность занятий физической культурой на основе государственных образовательных стандартов и нормативов физической подготовленности. Главными задачами высшей школы в условиях гуманитаризации образования являются формирование у студентов системы общеобразовательных знаний, навыков, умений, профессиональной компетентности, творческого отношения к учебно - трудовой деятельности, общей культуры, органическим видом которой является физическая культура и ее виды. Физическая культура представлена в высших учебных заведениях как учебная дисциплина и важнейший компонент целостного развития личности. Являясь компонентом общей культуры и профессиональной подготовки студентов в течение всего периода обучения, физическая культура входит в число обязательных разделов образовательных программ. Физическая культура в высших учебных заведениях является органической, неотъемлемой частью систем образования и воспитания, способствующей развитию физических и духовных качеств личности молодого специалиста. Физическая культура в процессе подготовки будущего специалиста в вузе выступает и как важнейший компонент профессиональной подготовки, учитывающий специфику профессиональной деятельности Правовое регулирование представляет собой воздействие при помощи системы юридических норм на социально – педагогические и экономические отношения в сфере физической культуры и спорта. Правовые нормы физической культуры и спорта находят внешнее выражение в нормативных юридических актах – законах, указах и распоряжениях президента РФ, постановлениях и решениях федерального правительства, а также юридических актах субъектов федерации. Систему нормативно – правовых актов о физической культуре и спорте подразделяют на следующие группы: нормативные акты федеральных органов государственной власти: Конституция и законы РФ, указы и распоряжения Президента России; нормативные акты (постановления и решения) о физической культуре и спорте федеральных органов управления, имеющих подзаконный характер (постановления правительства, Государственного комитета РФ по физической культуре и туризму); законы и подзаконные акты субъектов РФ – республик в составе России, краев, областей, городов Москвы и Санкт – Петербурга; постановления местных органов государственного управления. Законодательство в сфере физической культуры направлено на обеспечение всестороннего развития человека, утверждение здорового образа жизни, формирование потребностей в физическом и нравственном совершенствовании, создание условий для занятий физической культуры и спортом с учетом интересов каждого человека, требований производства, образования и культуры народов РФ, профилактику вредных привычек. Психофизиологическая характеристика интеллектуальной деятельности и учебного труда студентов Результаты исследований свидетельствуют о том, что здоровье человека напрямую связано с его работоспособностью и утомляемостью. От состояния здоровья во многом зависит успешность учебной и производственной деятельности студента. Очевидно, что имеющее тенденцию к росту утрачивание резервных возможностей, сопротивляемости организма человека к внешним и внутренним, негативным факторам, а также наличие широкого перечня отрицательных диагнозов ведут к существенному снижению эффективности обучения и дальнейшей профессиональной деятельности. В студенческие годы такая негативная тенденция опасна. Снижение умственной работоспособности наблюдается при психических болезнях, органических заболеваниях головного мозга, а также при пограничных состояниях заболеваний. Даже при пограничных нервно-психических расстройствах продуктивность трудовой деятельности наблюдается у 70% людей. Обучение в высшей школе требует от студентов значительных интеллектуальных и нервно-профессиональных напряжений, доходящих в период экзаменационных сессий до пределов возможного. Важнейшим фактором обеспечения высокого качества профессиональной подготовки выпускников вузов является активная учебно-трудовая и познавательная деятельность студентов. Эта деятельность представляет собой сложный процесс в условиях объективно существующих противоречий, к которым относятся: 1) противоречия между большим объемом учебной и научной информации, и дефицитом времени на ее освоение; 2) между объективно текущим постепенным, многолетним процессом становления социальной зрелости будущего специалиста и желанием как можно быстрее самоутвердиться и проявить себя; 3) Между стремлением к самостоятельности в отборе знаний с учетом личных интересов и жесткими рамками учебного плана и учебных программ Эти противоречия создают высокое нервно-эмоциональное напряжение, которое отрицательно отражается на здоровье и физическом состоянии студентов. Студенческий возраст характеризуется интенсивной работой над формированием своей личности, выработкой стиля поведения. Это время поиска молодыми людьми ответов на разнообразные нравственно-этические, эстетические, научные, общекультурные, политические и другие вопросы. Студенческий возраст является также заключительным этапом поступательного возрастного развития психофизиологических и социально-психологических функций организма. Трудности обучения в вузе связаны не только с необходимостью творческого усвоения большого объема знаний, выработкой нужных для будущей профессии умений и навыков, компетенций их практическим применением. Эти трудности явные. Но существуют еще и скрытые трудности, которые сказываются порой весьма существенно на учебе, психоэмоциональном состоянии студентов. К ним относят целый ряд обстоятельств кажущихся малозначительными, когда они взяты в совокупности, дающие отрицательный эффект, который можно назвать неспособностью студентов к обучению в вузе. В числе причин такого явления следующие: 1) Резко отличающиеся от средней школы методы и организация обучения, требующие значительного повышения самостоятельности в овладении учебным материалом. 2) Отсутствие хорошо налаженных межличностных отношений, что характерно для всякого формирующегося коллектива. 3) Ломка старого, сложившегося за годы учебы жизненного стереотипа и формирование нового «вузовского». 4) Сопутствующее поступлению в вуз новые заботы, которые чаще возникают у студентов, проживающих в общежитии. Особенно в затруднительном положении оказываются студенты младших курсов. С одной стороны они должны сразу включаться в напряженную работу, требующую применения всех сил и способностей. С другой - само по себе преодоление новизны условий учебной работы требует значительной затраты сил организма. Включение студентов в новую систему жизнедеятельности может сопровождаться нервным напряжением излишней раздражительностью, вялостью, снижением волевой активности, беспокойством и т.д. На психофизическом состоянии студентов отражаются также субъективные и объективные факторы. К объективным факторам относятся возраст, пол, состояние здоровья, величина учебной нагрузки, характер и продолжительность отдыха и др. Субъективные факторы включают в себя мотивацию учения, уровень знаний, способность адаптироваться к новым условиям обучения в вузе, психофизические возможности, нервно-психическую устойчивость, личностные качества (характер, темперамент, коммуникабельность), работоспособность, утомляемость и тому подобное. Серьезным испытанием организма является информационная перегрузка студентов, возникающая при изучении многочисленных учебных дисциплин, научный уровень и информационный объем, которых все время возрастает. Критическим и сложным фактором перенапряжения студентов является экзаменационный период один из вариантов стрессовой ситуации, протекающий в большинстве случаев в условиях дефицита времени и характеризующийся повышенной ответственности с элементом напряженности. Отрицательное воздействие на организм усиливается при суммарном влиянии нескольких факторов риска, когда они воздействуют одновременно и принимают хронический характер. Результаты исследований свидетельствуют о том, что здоровье человека напрямую связано с его работоспособностью и утомляемости. От состояния здоровья во многом зависит успешность учебной и производственной деятельности студентов. Сразу после экзаменационной сессии наблюдается снижение общего функционального состояния, толерантности организма к физическим нагрузкам и возрастание требований к профессионально важным интеллектуальным характеристикам личности. Происходит снижение компонентов клинического статуса и функциональной устойчивости к физическим нагрузкам и повышение профессионально важных интеллектуальных качеств. Такую динамику можно объяснить следующим образом: сам учебный процесс с нарастанием его интенсификации к экзаменационной сессии является мощным тренингом к стимуляции долговременной и оперативной памяти, логического и эвристического мышления, объема и переключения внимания, зрительно-моторного восприятия, позволяющим повысить резервы интеллектуального труда. В то же время, к началу экзаменационной сессии возрастает время нахождения студентов в состоянии гиподинамии, нарушение режима труда и отдыха, питания. Возрастает негативное влияние увеличения интоксикации никотином, временной тонизации посредством тонина и кофеина при повышенном потреблении крепкого чая и кофе, что в совокупности приводит к снижению общей физической тренированности, общему физическому утомлению. Обучение в высшей школе требует от студентов значительных интеллектуальных и нервно-эмоциональных напряжений, доходящих в период экзаменационной сессии до пределов возможного. Кроме того, эти напряжения в совокупности с социальными, бытовыми, экологическими и другие нагрузочные факторами, могут привести к различным функциональным и психическим срывам. Среди мероприятий, направленных на повышение умственной работоспособности студентов, на преодоление и профилактику психоэмоционального и функционального перенапряжения можно рекомендовать следующее 1) систематическое изучение учебных предметов студентами в семестре, без «штурма» в период зачетов и экзаменов. 2) Ритмичную и системную организацию умственного труда. 3) Постоянное поддержание эмоции и интереса. 4) Совершенствование межличностных отношений студентов между собой и преподавателями вуза, воспитание чувств. 5) Организация рационального режима труда, питания, сна и отдыха. 6) Отказ от вредных привычек: употребления алкоголя и наркотиков, курения и токсикомании. 7) Физическую тренировку, постоянное поддержание организма в состоянии оптимальной физической тренированности. 8) Обучение студентов методам самоконтроля за состоянием организма с целью выявления отклонений от нормы и своевременной корректировки и устранения этих отклонений средствами профилактики. Физкультурно-спортивная деятельность способствует мобилизации функциональных, психологических и физических возможностей организма молодого человека, положительно влияя на гармоничное развитие всех его органов и систем, способствует социальной адаптации и повышению социальной активности молодежи. Кроме того, физическая культура и спорт являются мощным средством профилактики вредных привычек и правонарушений (алкоголизма, наркомании, курения и других нездоровых проявлений), в борьбе с различными формами девиантного поведения отдельных молодых людей, коррекции их психического статуса, их перевоспитания и социальной адаптации. Разнообразие физических упражнений их различных видов спорта, умеренная физическая нагрузка, положительные эмоции, дают позитивный эффект, увеличивающий резерв здоровья, улучшающий психосоматику организма; способствуют увеличению потребления кислорода организмом, меньшему утомлению нервной системы, увеличивают возможности для повышения пластичности нервной системы и совершенствования двигательной деятельности; вызывают социальный оптимизм и удовлетворенность жизнью и учебой у студенческой молодежи.
«Физическая культура и спорт как социальный феномен современного общества» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 249 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot