Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Физическая культура и спорт как социальный феномен

  • 👀 7139 просмотров
  • 📌 7076 загрузок
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Физическая культура и спорт как социальный феномен» docx
Тезисы лекции «Физическая культура и спорт как социальный феномен: сущность, структура, функции, современные формы существования» 1.Физическая культура и спорт являются частью существования любого государства независимо от их культурных и этнических особенностей, места существования данной страны, национального языка. Стоит отметить, что уровень развития экономической составляющей страны, а также политического развития и курса тоже не влияют на ФК и спорт, хотя в последнее время политический институт власти как таковой стал применяться в коростных замыслах, а зачастую даже в жѐстком и совершенно неспортивном поведении теневых лиц, заинтересованных в проигрыше недопуске спортсменов, выступающих за нашу страну на мировой арене. 2.Существенным фактором, определяющим состояние здоровья населения, является поддержание оптимальной физической активности в течение всей жизни каждого гражданина. В связи с этим риску подвержен процесс обеспечения жителей поселений спортивными объектами, обеспечения жителей поселения возможностью заниматься массовыми видами спорта. Многие авторы (Виленский М. Я, Лубышева Л.И.) не без основания указывают на то, что физическая культура и спорт являются монолитными элементами культуры личности и здорового образа жизни, существенно воздействуют не только на увеличение физической подготовленности, совершенствование здоровья, но и на поведение человека в быту, рабочем коллективе, на формирование личности и межличностных отношений. 3.Непосредственным нормативно-правовым законом, регламентирующим данную сферу (отрасль) является Федеральный закон Российской Федерации от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ (ред. от 18.04.2018) «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» в котором ясно обозначены нормативно-правовые, организационные, экономические и социальные основы деятельности в области физической культуры и спорта в Российской Федерации, а также в нѐм ясно определены важнейшие принципы законодательства в сфере физической культуры и спорта. 4.Физическая культура является социальным феноменом всеобщей исторической деятельности людей, которая проявляет себя в четырех специфических типах деятельности. Целенаправленная двигательная деятельность составляет сущность физической культуры. Физическое управление является ее основным средством, а явление упражняемости – основным методом. 5.Исторически первой формой существования физической культуры было физическое воспитание; начало эволюционного развития которой совпадает с появлением человека, а дальнейшее совершенствование продолжается в настоящее время и проецируется в будущее. Вторая форма существования физической культуры – спорт, возникает во второй половине 19 века и является ее высшим проявлением. Во второй половине 20 века происходит разделение спорта на массовый и спорт высших достижений, что приводит к необходимости в современный период рассматривать уже не две, а три исторически сложившиеся формы существования физической культуры. 6. В целенаправленной двигательной деятельности имеется множество взаимосвязанных, взаимозависимых целей, обусловленных спецификой данной деятельности. Отсюда вытекает многофункциональность двигательной деятельности, а следовательно, и физической культуры . Под функцией следует понимать производную от деятельности, цели которой выступает аргумент функции. Все функции физической культуры социальны, так как являются производными от деятельности общественного человека и могут быть реализованы лишь в обществе. 7. Основные специфические функции физической культуры. Специфические функции физической культуры отражают особенности, характерные свойства, которые отсутствуют у других явлений культуры. Общие социальные функции свойственны культуре общества в области физической культуры, так как последняя является частью культуры общества, тесно связана с другими ее сторонами. Специфические функции физической культуры. Специфические функции отражают сущность физической культуры, основой которой является двигательная деятельность. Выделяют 4 группы функций (по признакам общности их проявления): 1. Общее развитие и укрепление организма. 2. Подготовка к трудовой деятельности и защите Родины. 3. Удовлетворение потребностей в активном отдыхе и рациональном использовании внерабочего времени. 4. Раскрытие волевых, физических качеств и двигательных возможностей человека на предельных уровнях. Наиболее важной из них является подготовка к трудовой деятельности и защите Родины. По своей сути эта функция нашла свое отражение в целях физического обучения и воспитания. Некоторые исследователи, уточняя и конкретизируя специфические функции физической культуры, выделяют следующие из них (по степени воздействия на человека): образовательные, прикладные, спортивные, рекреативные и оздоровительно-реабилитационные. Специфические образовательные функции. В вузах она является одной из основных. Студенты на занятиях овладевают знаниями, умениями и навыками, приобщаются к регулярным занятиям физическими упражнениями, осваивают методическую подготовку. Немаловажную роль эта функция имеет в спорте и особенно в детско-юношеском возрасте. Формирование жизненно-важных двигательных умений и навыков, освоение и совершенствование технических действий в спорте составляют содержание физического образования. Специфические прикладные функции. Существует профессионально-прикладная физическая подготовка. Она включает в себя не только знания, умения и навыки, составляющие предмет будущей профессиональной деятельности, но и умение и навыки, способствующие освоению профессий, формирование которых необходимо для развития профессионально важных способностей. Спортивные функции. Наиболее ярко выражены в сфере спорта высших достижений, где они проявляются в том, что физическая культура служит фактором достижения максимальных результатов в реализации физических и связанных с ними возможностей человека. Спортивные достижения аккумулируют в себе все то, на что способен человек и являются эталоном максимального развития человеческих способностей, критерием, по которому судят о возможной степени совершенства. Рекреативные функции. В основном они ярко выражены в сфере физической культуры, представленной в режиме расширенного отдыха (туризма, рыболовство, охота, спортивные развлечения). В обществе эти функции реализуются в массовой спортивной работе, активном отдыхе, туризме и т.д. Двигательная активность в режиме расширенного отдыха позволяет оптимизировать физическое состояние, нивелировать негативное воздействие окружающей среды (шум, вибрация). Оздоровительно-реабилитационные функции. Эти функции преимущественно проявляются в системе специальных восстановительных мероприятий, при использовании физической культуры в целях лечения заболеваний. Кроме того, физкультурные оздоровительно-реабилитационные мероприятия имеют большое значение и в системе научной организации труда. Проведение профилактических мероприятий в физкультурно-оздоровительных центрах позволяет устранить стрессовые факторы и негативные последствия, возникающие вследствие физического и психического напряжения на производстве и в современных условиях жизни. 8.В структуре физической культуры как социального феномена важной подсистемой является ее социальный институт, который включает в себя в качестве подсистем: спортивные сооружения и организации по их проектированию и строительству; спортивный инвентарь и организации по их изготовлению; государственную систему планирования и финансирования; определенную систему организации, осуществляющих развитие и руководство; систему организаций, осуществляющих межгосударственные связи; систему специальных медицинских организаций, осуществляющих врачебный контроль за людьми, вовлеченных в сферу двигательной деятельности. 9.Социальный институт физической культуры представляет собой совокупность выше перечисленных подсистем и проявляется как сложный организм - динамическая система, характеризуемая единством противоположных свойств интегрального и дифференциального характера. Социальный институт является открытой системой и включает в себя самые разнородные подсистемы, объединяемые единой функциональной целью, которая и определяет их глубокую внутреннюю взаимосвязь. Социальный институт возникает и развивается внутри физической культуры как социального феномена. В силу своей структуры и функций, он является более устойчивым, стабильным по сравнению с формами существования целенаправленной двигательной деятельности. До появления социального института, обусловленного высоким экономическим развитием общества, утверждать существование физической культуры как таковой неправомерно. Все ранее существовавшие отдельные формы проявления сущности физической культуры – целенаправленной двигательной деятельности- относятся к предыстории физической культуры. Социальный институт, составляя ее неотъемлемую, базовую часть, исторически оформляет физическую культуру в социальный феномен и структурирует ее. Таким образом, физическая культура – это диалектическое единство высокоразвитых форм существования целенаправленной двигательной деятельности и организационно и экономически оформившегося социального института. Это единство дает нам право определить физическую культуру, как сложное, многокомпонентное, многофункциональное социальное явление, как социальный феномен всеобщей исторической деятельности людей. Определения понятий «физическая культура», «спорт». Ключевые расшифровки таких понятий, как «физическая культура», «спорт». 1.Например, в работе С.В. Козина, В.И. Лабунской «физическая культура трактуется как комплекс материальных и духовных ценностей социума, создаваемых им для телесного совершенствования людей. А спорт выступает как соревновательная деятельность, особые сборы к ней, а также межчеловеческие взаимоотношения и нормы, ей свойственные». 2.В дополнении к мнениям вышеупомянутых авторов присоединяется профессор А.Ю. Близневский, который отмечает, что физическая культура как социальное явление функционирует на протяжении практически всей истории развития человеческого общества, в то время как сам термин «физическая культура» появился сравнительно недавно и датируется примерно концом XIX в. . 3.Ещѐ более сильно в ключе данной тематики звучит мысль Р.А. Тюрикова, который подчѐркивает, что государственная политика в сфере физической культуры и спорта отнесена к произведению условий для ведения гражданами здорового образа жизни, вырабатывания массового спорта и повышения конкурентоспособности российского спорта. 4.В данной связи как нельзя лучше подходит пример с возрождением всем хорошо известного спортивно-оздоровительного комплекса именуемого как «Готов к труду и обороне» (далее – ГТО). Определения понятий: «физическое воспитание», «физкультурное образование» Рассмотрим ключевые расшифровки понятий. 1.«Воспитание» – это процесс планомерного и систематического воздействия на сознание и поведение человека с целью формирования определенных установок, убеждений, принципов, ценностных ориентаций. «Образование» – это процесс и результат активного овладения систематизированными знаниями, умениями, навыками, способами познавательной и предметной деятельности с целью творческого развития личности, ее наиболее полного раскрытия и самореализации. 2.«Физкультурная деятельность» – это форма отношения человека к окружающей действительности, в процессе которой осуществляется создание, сохранение, усвоение, преобразование, распространение и потребление ценностей физической культуры . 3. «Физическая культура» (в широком смысле) - это особый в и д общей культуры личности и общества, одна из сфер специфической социальной деятельности, основным результатом которой является совокупность материальных, интеллектуальных и духовных ценностей, создаваемых обществом для физического совершенствования людей. 4.«Физическая культура» в узком смысле слова - это элемент культуры личности, специфическое содержание которого составляет рационально организованная, систематическая двигательная активность, используемая человеком для оптимизации состояния своего организма. 5.«Физическая культура личности» - это элемент общей культуры человека, характеризующийся определённым уровнем специальных знаний, мотивационно-ценностных ориентаций и двигательной подготовленности. Поэтому, когда речь заходит о «физической культуре личности», то под этим прежде всего должно подразумеваться внутреннее состояние человека, побуждающее его к усвоению необходимых физкультурных знаний и способов активной физкультурно-спортивной деятельности (В.П. Лукьяненко, 2002). 6. «Общее образование в области физической культуры» – это процесс и основной результат учебной работы на уроках ФК и самообразования, суть которого заключается в управлении формированием специальных знаний и умений их эффективного использования с целью рационального, индивидуально применяемого физического самосовершенствования на протяжении всей индивидуальной жизнедеятельности человека. 7.«Двигательное обучение» – это процесс усвоения двигательных действий, достигаемый в результате многократного сознательного выполнения движений 8.«Физическое воспитание» – это вид воспитательной деятельности в обществе, целью которого является содействие формированию ФК личности, а специфической функцией – целесообразное управление использованием средств ФК в процессе жизнедеятельности человека и общества. 9.«Физическое воспитание» - это вид воспитательной деятельности в обществе, целью которого является содействие формированию физической культуры личности, а специфической функцией – целесообразное управление использованием средств физической культуры в процессе жизнедеятельности человека и общества. 10.«Физическое воспитание» (в узком смысле) – это педагогический процесс, содержанием которого является содействие развитию и совершенствованию двигательных возможностей человека. Физическое воспитание – это педагогический процесс, специфическим содержанием которого является обучение движениям, воспитание физических качеств, овладение специальными физкультурными знаниями и формирование осознанной потребности в физкультурных занятиях. 11. «Система физического воспитания» – это сложившийся в конкретном обществе тип социальной практики, специфической функцией которого является организация и управление деятельностью по физическому совершенствованию людей. 12.«Двигательные возможности» - это совокупность врождённых задатков, двигательных способностей и двигательного опыта, а также состояние и степень надёжности функциональных систем организма, обеспечивающих двигательную активность человека и характеризующих уровень его дееспособности». 13. «Физическая подготовка» трактуется как процесс воспитания физических качеств и овладения двигательными умениями и навыками. В значительной мере понятия «физическое воспитание» и «физическая подготовка» совпадают. 14.Физическая подготовка необязательно предполагает получение специальных физкультурных знаний, она также может осуществляться вне педагогического процесса физического воспитания – в различных формах самостоятельных занятий. Но главная особенность этого понятия состоит в том, что физическая подготовка как процесс целенаправленного формирования двигательных умений и навыков и воспитания физических качеств человека. Существует диалектическая взаимосвязь между этими сторонами. Двигательному навыку надо учить, с ним человек не рождается (учат прыгать, ходить, плавать и т. д.). Он формируется прижизненно. С физическими качествами человек рождается. Это природные качества, и необходимо содействовать правильному их развитию. 15.»Обучение движению» и «воспитание физических качеств» тесно взаимосвязаны, они постоянно переходят друг в друга. В процессе воспитания определенного физического качества готовится база для формирования нужного двигательного действия и наоборот. Например, невозможно человека научить ходить при недостаточно развитом опорно-двигательном аппарате. Основные положения физической подготовки: принципы и методы физического совершенствования, основы обучения движениям, развитие физических (двигательных) качеств, общая и специальная физическая подготовка. 1.»Методическими принципами физического воспитания» являются основные положения, которых необходимо придерживаться при решении задач физического воспитания. 2.»Физическое воспитание»– один из видов педагогического процесса и на него распространяются общие принципы педагогики: сознательность и активность, наглядность; доступность и индивидуализация, систематичность; постепенность; динамичность. Однако в сфере физического воспитания эти принципы конкретизируются и наполняются содержанием, отражающим специфику учебно-тренировочного процесса. 3. «Основы обучения движениям». Значительная часть двигательных действий усваивается человеком в течение жизни естественным путем (ходьба, бег, прыжки и т. п.). В процессе физического воспитания они совершенствуются и приобретаются новые. Любое двигательное действие может быть освоено человеком либо на уровне умения, либо на уровне навыка. При разучивании какого-либо двигательного действия (физического упражнения) вначале возникает умение его выполнять, затем по мере дальнейшего углубления и совершенствования умение постепенно переходит в навык. Например, человек впервые пытается сесть на велосипед и проехать какое-то расстояние. Сразу это не получается, так как он это делать еще не умеет. В результате нескольких занятий, он уже в состоянии ехать не падая, объезжать несложные препятствия, тормозить, замедлять или ускорять движение – это и будет называться умением езды на велосипеде. А когда в процессе многократных повторений человек в совершенстве овладеет умением езды на велосипеде и она станет для него привычной, то такую способность принято называть двигательным навыком. 4. «Физические качества» – это морфофункциональные свойства организма, которые определяют двигательные возможности человека. Под морфофункциональными свойствами организма подразумеваются особенности строения и функционирования опорно-двигательной, кровеносной, нервной и других систем организма, их подготовленность к двигательным действиям. Уровень развития того или иного физического качества во многих случаях лимитируется наследственными факторами, но зависит также и от факторов внешней среды (двигательный режим, питание, экология и др.). В спортивной отечественной теории принято различать пять физических качеств: силу, быстроту, выносливость, гибкость, ловкость. От других качеств личности физические качества отличаются тем, что проявляются только в двигательной деятельности. Они находятся в сложной и неоднозначной связи между собой и, как правило, проявляются комплексно. На начальном этапе целенаправленного процесса физического воспитания развиваются все качества, но по мере физического совершенствования и углубления специализации, преимущественно развиваются те качества, развитию которых уделяется большее внимание. Таким образом, физические качества – это двигательные способности человека, они тесно взаимосвязаны и имеют важное значение при выполнении двигательных действий. 5. «Общая физическая подготовка» - (ОФП) —это процесс совершенствования двигательных физических качеств, направленных на всестороннее и гармоничное физическое развитие человека. ОФП способствует повышению функциональных возможностей, общей работоспособности, является основой (базой) для специальной подготовки и достижения высоких результатов в выбранной сфере деятельности или виде спорта. 6. «Специальная физическая подготовка» – это процесс воспитания физических качеств и формирования двигательных умений и навыков, отвечающих специфике избранного вида спорта или деятельности. По своей направленности все виды специальной физической подготовки можно свести к двум основным группам: спортивная подготовка и профессионально-прикладная подготовка.
«Физическая культура и спорт как социальный феномен» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 249 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot