Финансы предприятий и финансовый менеджмент
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция 1. Финансы предприятий и финансовый менеджмент
Вопросы к лекции:
1. Понятие финансов предприятий и функции. Рис. 1. Финансовая система.
2. Элементы финансового механизма предприятия. Рис.2. Финансовый механизм предприятия.
3. Предмет финансового менеджмента и концепции. Рис.3. Структура финансового менеджмента. Рис.4. Денежные потоки.
4. Элементы финансовой концепции предприятия. Рис.5. Элементы финансовой концепции.
1. Понятие финансов предприятий и функции
Финансовая система – это совокупность подсистем и звеньев финансовых отношений, связанных с формированием доходов у различных экономических агентов и обеспечением затрат в процессе общественного воспроизводства.
Рис. 1. Подсистемы и звенья финансовой системы
Финансы предприятий – это вторая по значению подсистема после государственных финансов.
Финансы предприятий и корпораций обусловлены спецификой организационно-правовой формы собственности в осуществлении коммерческой и некоммерческой деятельности (государственная и муниципальная, частная).
Экономическую основу составляют доходы и расходы организаций, оформляемые в результате различных сделок и операций.
Согласно традиционному подходу понятие «финансы предприятий», выражает большое многообразие отношений, которые характерны для деятельности его как участника экономических отношений, возникающих в процессе производства товаров, выполнения работ, и оказании услуг. Все многообразие денежных отношений можно объединить в группы:
1. Формирование первичных доходов предприятия; чистая прибыль;
2. Отношения с другими предприятиями; например, уплата и получение штрафов, пени, неустоек; взносы в уставные капиталы других организаций; финансовые вложения в акции и облигации других предприятий; получение дивидендов и процентов по ценным бумагам;
3. Отношения банками; например, уплата процентов по ссудам; займы; депозиты.
4. Отношения с государством (фискальные); например, формирование государственного бюджета и государственных внебюджетных фондов на федеральном и региональном уровнях бюджетной системы.
Характерной чертой фискальных отношений является неэквивалентность. Однако, государство регулирует деятельности предприятий административными (прямыми) и экономическими (косвенными) методам.
5. Взаимоотношения со страховщиками на страховом рынке; например, отношения возникают по поводу формирования и использования различных страховых фондов; по получению страховых выплат и компенсаций по наступившим рискам.
6. Денежные отношения внутри предприятия; например, по поводу распределения прибыли и получения премий и денежных компенсаций; между руководителем и работником; между финансовым менеджером и акционером; между структурными подразделениями предприятия.
7. Взаимоотношения с вертикально-интегрированными структурами, когда предприятие входит в структуру; например, денежные отношения внутри холдинга, концерна, финансово-промышленной группы.
Финансов предприятий – денежные отношения, связанные с распределением и перераспределением чистого дохода (чистой прибыли) и формированием в процессе этого распределения целевых денежных фондов, предназначенных для удовлетворения внутрихозяйственных и непроизводственных потребностей.
Основное предназначение финансов предприятий. Они нужны для того, чтобы:
1. обеспечить непрерывность денежного кругооборота финансовых ресурсов и капитала;
2. сформировать собственные финансовые ресурсы и капитал;
3. обеспечить непрерывности индивидуального кругооборота основного и оборотного капитала;
4. обеспечить материальное стимулирование и социальное развитие работников;
5. оценить финансовое положение предприятия на текущий момент времени; Другими словами, какой уровень собственных источников имеет предприятие для обеспечения текущих активов или – уровень ликвидности и уровень платежеспособность, уровень рентабельности, уровень деловой активности (оборачиваемости).
Финансы предприятия выполняют три функции:
1. Формирование целевых денежных фондов; например, действие этой функции обеспечивает формирование за счет прибыли – резервного фонда, фонда накопления, фонда потребления; а из начисленной амортизации – амортизационного фонда.
2. Использование денежных фондов строго по целевому назначению; например, расходование денежных средств из фондов должно строго соответствовать целям его создания и происходить в соответствии со строго предусмотренными финансовыми планами.
3. Контрольная функция; она отображает процесс формирования фондов и целевое использование денег на цели создания фондов.
2. Элементы финансового механизма предприятия
Финансовый механизм – совокупность форм и методов организации финансовых отношений.
Финансовый механизм – это система воздействия финансовых рычагов, отражающих планирование, стимулирование, управление финансовыми ресурсами с целью эффективности конечных результатов деятельности предприятия.
Финансовый механизм занимает центральное место в экономическом механизме управления предприятием.
Рис. 2. Финансовый механизм предприятия (см. ниже)
Финансовый механизм включает 3 элемента:
1. Финансовые методы – способы воздействия финансовых отношений на хозяйственно-коммерческую деятельность предприятия. Действия финансовых методов проявляется в образовании и использовании денежных доходов: а) формирование доходов, распределение доходов, создание фондов и финансовых резервов; б) коммерческие сделки, в том числе привлечение с фондового рынка, кредиты и займы, эмиссия ценных бумаг. Критерием коммерческих сделок является соизмеримость затрат и результатов, материальная ответственность за эффективным использованием финансовых ресурсов.
2. Финансовые инструменты – это конкретные рычаги воздействия финансовых методов, как-то прибыль, амортизационные отчисления, процент, цена, финансовые санкции, инвестиции, дивиденды.
3. Правовое и нормативное обеспечение предназначено для регулирования финансово-хозяйственной и коммерческой деятельности предприятия через законодательные и нормативные акты правительства и президента, министерств и ведомств, государственных органов власти регионов и отраслей хозяйств. К этому элементу в частности относят Устав действующего предприятия, лицензии, методические указания и инструкции, которые разрабатывает само предприятия или вышестоящие ведомства. Хранение информации и отчетность.
3. Предмет финансового менеджмента и концепции
Финансовый менеджмент имеет много целей.
Главная (центральная) цель финансового менеджмента — максимизация собственного капитала предприятия или его рыночной стоимости, которая формируется через стоимость акций компании на рынке.
Кроме этого, другими целям финансового менеджмента являются:
1) обеспечение высокой финансовой устойчивости и недопущение банкротства;
2) оптимизация денежного оборота и поддержание постоянной платежеспособности предприятия;
3) обеспечение минимизации финансовых рисков.
Все цели взаимосвязаны между собой.
Рис. 3. Структура финансового менеджмента (см. ниже).
Существует 4 точки зрения на предмет финансового менеджмента:
1) Финансовый менеджмент — это не просто управление финансами, это управление финансовыми потоками, т.е. входящими и исходящими из предприятия. Финансовый менеджер работает на стыке финансового рынка и предприятия. Рис. 3. Денежные потоки
Финансовая деятельность предприятия обуславливает его поведение на финансовом и товарных рынках, а наличие сложных и многогранных денежных потоков как внутренних, так и внешних, обусловленных финансами требует эффективного менеджмента. Эффективное управление финансами предприятия.
В финансовом менеджменте эффективное управление связано с понятием интенсивности денежных потоков, например, своевременность выполнения обязательств за счет входящих денежных потоков.
Эффективное управление – это такое управление финансовыми ресурсами, которое обеспечивало бы максимально возможное удовлетворение текущих и капитальных обязательств за счет собственного капитала, или использования заемных источников по приемлемым ценам финансового рынка.
2) Финансовый менеджмент — финансовое управление в переводе с английского языка. Финансовый менеджер должен направить финансовые потоки так, как это требуется предприятию. Здесь и раскрывается искусство финансового менеджера по принятию управленческих решений. Решения, которые принимаются менеджерами одной фирмы могут быть не полезны или даже быть вредными для другой фирмы. Управлять можно за счет знаний.
3) Финансовый менеджер — профессиональный посредник, т.е. это наемный служащий, работающий в интересах собственников / акционеров.
4) Финансовый менеджмент — это профессиональная техника управления денежными потоками на уровне отдельного предприятия (фирмы) в интересах собственников (акционеров) предприятия.
Функции финансового менеджмента:
1) Финансово-оперативная, например, управление текущими активами и текущими пассивами; платежи, расчеты, выплаты.
2. Контрольно-аналитическая, например, анализ финансовой отчетности и финансового состояния предприятия, финансовое планирование).
3. Инвестиционно-финансовая, например, принятие решений или подготовка информации для принятия решений по формированию финансовых ресурсов и инвестициям предприятия).
Первые две функции очень тесно связаны с бухучетом, а третья принадлежит финансовому менеджменту.
Современные концепции финансового менеджмента:
1. Денежных потоков;
2. Временная ценность денег;
3. Компромисс между риском и доходностью;
4. Стоимость капитала;
5. Эффективность рынка капитала;
6. Асимметричность информации;
7. Агентских отношений;
8. Альтернативных затрат;
9. Временной неограниченности функционирования предприятия;
10. Имущественной и правовой обособленности.
4. Элементы финансовой концепции предприятия
Финансовая концепция коммерческой организации это политика по финансовому управлению ресурсами и капиталом компании. Рис. 5 (см. ниже).
В содержание финансовой концепции входят система идей и взглядов, целевых установок и способов развития финансовых взаимоотношений компании для достижения ее целей.
Долгосрочная политика
(финансовый потенциал
компании)
Краткосрочная политика
Инвестиционная
Дивидендная
Ценовая политика
Политика управление оборотным капиталом
Политика управление кредиторской задолженностью
Налоговая политика
(выбор схемы налогового учета, выбор способов оптимизации налогов, налоговое планирование)
Учетная политика
(выбор способов ведения бухгалтерского учета)
Политика управления рисками компании
Рис. 5 Элементы финансовой концепции предприятия
Основными целями финансовой концепции компании могут быть: максимизация прибыли, оптимизация структуры капитала, обеспечение ее финансовой устойчивости, повышение уровня капитализации, повышение конкурентоспособности и усиление позиций на рынке, достижение информационной прозрачности финансово-хозяйственной деятельности, обеспечение инвестиционной привлекательности, создание эффективного финансового механизма управления. Концепция требует постановки четкой цели в управлении финансами и координации усилий по ее реализации.
Выбор того или иного варианта финансовой политики компании зависит от множества внутренних и внешних факторов.
Внутренние факторы: организационно- правовая форма компании, отраслевая принадлежность и вид деятельности, масштабы деятельности, наличие автоматизированных информационных систем, организационная структура управления, степень развитости финансового менеджмента в компании.
Внешние факторы: макроэкономическая ситуация, конъюнктура рынков, степень либерализации законодательства и другие.
В зависимости от времени и целей выделяют долгосрочную и краткосрочную финансовую политику.
Долгосрочная финансовая политика направлена на поиск источников финансирования, формирование финансового потенциала, обеспечивающего долгосрочную финансовую устойчивость компании.
Краткосрочная финансовая политика направлена на решение текущих проблем финансового состояния в краткосрочном периоде. Взаимосвязь между ними проявляется в том, что краткосрочная конкретизирует инструменты и способы достижения долгосрочных целей. Приоритет отдается долгосрочным целям компании, обеспечивающих ее эффективность и финансовую устойчивость.
Инвестиционная политика направлена на повышение инвестиционной привлекательности компании и оптимизацию привлекаемых инвестиционных ресурсов. Важна также оптимизация распределения прибыли между собственниками и инвестициями. Отсюда эффективная дивидендная политика является гарантом ее финансовой устойчивости и ориентиром для привлечения инвесторов. Поиск и выбор источников привлечения инвестиций для развития компании, расчет размера привлечения заемных средств, оценка стоимости заемного капитала, привлекаемого из различных источников, выбор форм привлечения заемных средств, определение соотношения объема заемных средств, привлекаемых на краткосрочной или долгосрочной основе. Поиск и выбор объектов инвестирования предполагает анализ текущего предложения на инвестиционном рынке, отбор инвестиционных проектов.
Дивидендная политика включает выбор типа дивидендной политики, порядка выплаты дивидендов и оценка ее эффективности. Виды дивидендной политики: консервативная, умеренная, агрессивная.
Консервативная, когда основная масса прибыли распределяется на производственные нужды, растет стоимость чистых активов и рыночная стоимость акций; формой консервативной политики является политика фиксированных дивидендных выплат, т.е. регулярная выплата в неизменном размере в течение длительного времени. Это наиболее надежный тип политики. Недостаток слабая связь с финансовыми результатами деятельности.
Умеренная (компромиссная) предусматривает сбалансированное распределение прибыли между акционерами и собственными накоплениями компании.
Агрессивная политика – это постоянный рост дивидендов в твердо установленном проценте их прироста к размеру предшествующего периода вне зависимости от результатов деятельности компании.
Ценовая политика – это первичный элемент краткосрочной финансовой политики. Она инструмент эффективности коммерческой деятельности. На усиление роли ценовой политики оказывают влияние факторы: увеличение размеров компании, усложнение форм их деятельности, неустойчивость макроэкономической конъюнктуры, усиление конкуренции, снижение рентабельности. Цены влияют на платежеспособность, уровень доходов, направления денежных потоков, инвестиционную активность. Налоговая политика связана с оптимизацией налоговой нагрузки компании, выбор системы уплаты налогов, а также выбор схемы налогового учета и налоговый менеджмент.
Учетная политика призвана обеспечить оптимизацию финансовых потоков и прибыли компании.
Система риск-менеджмент способна анализировать внутренние и внешние факторы риска, негативно влияющие на финансово-хозяйственную деятельность. Страхование, хеджирование, диверсификация риска – это основные инструменты этой системы.
Прогноз финансовых результатов и
инвестиционной привлекательности
Текущая оценка финансового состояния
Доходность и риск
Рис 3. Структура финансового менеджмента
Оборотный капитал
Нам должны
Рис. 4. Денежные потоки
Финансовый рынок
ПО ХАРАКТЕРУ УЧАСТНИКОВ
ПО СРОКУ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ
ПО ПРИНЦИПУ ВОЗВРАТНОСТИ
ПО ХАРАКТЕРУ ДВИЖЕНИЯ ЦЕННЫХ БУМАГ
Свободные и монопольные Владельцы ссудных средств валюты ( индивиды, компании, правительственные органы, располагающие свободными средствами, готовые предоставить их пользователю)
Покупатели ссудных средств, ценных бумаг, валюты (спрос)
Финансовые посредники:
1) посредники депозитного типа (коммерческие банки, сберегательные ассоциации, кредитные союзы)
2) посредники контрактного типа (страховые компании, пенсионные фонды)
3) прочие посредники (совместные фонды, финансовые компании, брокерские и дилерские фирмы)
Рынок долговых обязательств (облигации и другие деньги, предоставляемые в долг на время)
Рынок собственности (акции, в целом право на получение дохода от вложенных денег)
а) Рынок денег (краткосрочные обязательства банков правительства)
б) Рынок капиталов(долгосрочные обязательства правительства, акции и облигации корпораций и т.д.)
- рынок банковских кредитов (средне- и долгосрочные)
- рынок ценных бумаг (первичный и вторичный)
- денежный рынок (учетная ставка)
- межбанковский рынок
- рынок кредитов
ПО ФОРМЕ ОРГАНИЗАЦИИ
Организованные (например, биржи). Распределенные (неорганизованные).
ПО ОБЪЕКТАМ ОПЕРАЦИЙ
Рынок ссудных средств (кредитный рынок)
Рынок ценных бумаг (фондовый рынок)
Рынок обмена валюты (валютный рынок)
Рис. 6. Признаки классификации финансового рынка
Рис. 2. Финансовый механизм предприятия