Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Финансы
Лекция от 07.09.2020
Тема 1. Понятие и назначение финансов
1. Деньги, как материальная основа финансов
2. Сущность финансов и их роль в экономиках государства
3. Функции финансов
1 вопрос: Деньги, как материальная основа финансов
Деньги – это особый товар, имеющий роль всеобщего эквивалент.
Главное свойство - абсолютная ликвидность. (Понятие ликвидности, означает, что современные бумажные деньги (доллары, фунты, лиры и т.п.) обладают непосредственной покупательной силой. Ликвидное средство - это легкореализуемое средство обмена.)
Этапы развития денег:
1) Появление денег с выполнением их функций случайными товарами (натуральное хозяйство, рост производства, расширенное производство);
2) Закрепление за золотом роли всеобщего эквивалента;
3) Этап перехода к бумажным или кредитным деньгам;
4) Постепенное вытеснение наличных денег из оборота, вследствие чего появились электронные виды платежей. Товар, имеющий наибольшую способность к сбыту, становится деньгами.
Виды денег:
Действительные – это деньги, номинальная стоимость которых равна их реальной стоимости.
Знаки стоимости (заменители денег) – их номинальная стоимость не равна реальной.
Причины возникновения знаков стоимости:
1) Производство товаров опережало золотодобычу;
2) Невозможность обслуживать мелкий по стоимости товар;
3) Неэластичность золотого обращения.
Металлические деньги – мелкая разменная монета.
Бумажные деньги – выпускаются государством (казначейством) на специальной бумаге:
- Не регулируются товарооборотом;
- Нет механизма изъятия;
- Переполнение канала обращения;
- Обесценивание.
Кредитные деньги – отношения между кредитором и заемщиком.
2 вопрос: Сущность финансов и их роль в экономиках государства
Роль финансов в экономике государства проявляется в распределении национального дохода с учетом приоритета развития государства.
Финансы – объективно существующая часть экономики, которая проявляется в распределении национального дохода.
Сущность финансов определяется воспроизводственным процессом.
Объективные предпосылки существования финансов является наличие товарно-денежных отношений и действие закона стоимости.
Финансы представляют собой экономическую и историческую категории. Экономическая заключается в объективном существовании финансов в экономике любого государства (они всегда имеют денежную форму выражения). Историческая категория сводится к наличию определенных этапов в их развитии.
Этапы развития:
1. Неразвитая форма (однозвенность финансовой системы, отсутствие влияния на экономику);
2. Развитая форма ( с середины 20 века, многозвенная система, развитие финансов предприятия, многообразие финансовых отношений).
Признаки финансов как экономической категории:
1) Материальная основа – деньги.
Формы денег:
- Скрытые (вложенные в не потребляемый товар);
- Наличные:
• денежные средства;
• денежные фонды.
2) Главенствующая роль принадлежит государству;
3) Наличие общегосударственных фондов;
4) Наличие системы налогообложения;
5) Наличие госаппарата, законодательно правовой основы финансовых отношений и системы контроля.
Сущность финансов проявляется в финансовых отношениях, представляющих экономические связи и взаимодействие субъектов:
- Между государством и организациями;
- Между двумя хозяйствующими субъектами, вышестоящими организациями, ФПГ и др.
- Между хозяйствующим субъектом и банковской системой, системой страхования, финансовым рынком;
- Между организацией и работником;
- Между государством и гражданами.
Финансы – это экономические отношения по поводу формирования, распределения и использования фондом денежных средств (на уровне государства ВВП и национального дохода; 18 век).
3 вопрос: Функции финансов
Распределительная - заключается в распределении и перераспределении национального дохода (формирование доходов и денежных средств и их использования).
Распределительная функция:
Первичные доходы формируются в сфере материального производства.
Вторичные доходы формируются в нематериальной сфере в результате перераспределения.
Контрольная - заключается в контроле за распределением денежных фондов в соответствии с приоритетами государства и с соблюдением законодательных основ.
Стимулирующая - регулирование экономических и социальных процессов в обществе путем вмешательства государства в финансовую систему.
2 тема: Финансовая система страны. Государственные финансы
1. Структура финансовой системы страны и финансовый механизм
2. Гос. бюджет
3. Гос. долг и гос. кредит
1 вопрос
Финансовая система- совокупность взаимосвязанных и взаимозависимых званий финансовых отношений по форсированию и использованию фондов денежных средств
Каждое звено системы имеет характерные особенности и специфическое значение, и выполняет роль в общем производстве
Принципы построения (связанны с функционированием государства и определяются по целям):
1. По формированию:
а) Централизованное
б) Децентрализованное
2. По использованию:
а) Макроэкономическое
б) Микроэкономическое
Финансовая система включает в себя, следующие самостоятельные и взаимосвязанные сферы
1. Финансы предприятий (организаций) - являются основой финансовой системы
• Коммерческие
• Некоммерческие
• Общественные организации
2. Финансы государства
• Гос бюджет
• Гос кредит и долги
• Внебюджетные формы
3. Финансы населения или граждан (личные финансы)
• Заработная плата
• Доходы
• Сбережения
Финансовые методы: планирование, прогнозирование, фондообразование, самофинансирование, инвестирование, кредитование, самокредитование (выпуск ценных бумаг), залоговые и крастовые операции, налогообложение
Способами воздействия на финансовые методы являются финансовые рычаги: цена, доход, прибыль, амортизационный фонд, процентные ставки, виды кредитов, фондовые расчёты, виды инвестиций, фин.санкции и тд.
Финансовый механизм - это совокупность различных форм, методов и инструментов формирования и использования финансовых ресурсов, которые определяются спецификой финансовых отношений и сферой их распространения
Целью финансовых механизмов является регулирование и стимулирование экономики
Лекция 2 от 14.09.2020
Продолжение
Классификация звеньев финансового механизма:
1. По составу фин.системы
• Финансовый механизм субъектов хозяйствования
• Финансовый механизм государственных и муниципальных финансов
2. В соответсвии с государственным устройством
• Финансовый механизм РФ
• Финансовый механизм субъектов
• Финансовый механизм органов местного самоуправления
3. По воздействию на общественное производство
• Механизм мобилизации и использования
• Механизм регулирования
Условия эффективности финансового механизма
1. Объективность и обоснованность
2. Соответствие уровню развития экономики и методам хозяйствования
3. Связь с факторами производства и экономическими интересами
4. Взаимосвязь составных элементов финансового механизма
2 вопрос
Государственный бюджет является главным звеном в системе общегосударственных финансов
Гос бюджет - основной финансовый план страны, утверждается федеральным собранием как закон
Уровни бюджетной системы РФ:
1. Федеральный бюджет
2. Бюджеты субъектов РФ
3. Местный бюджет
Бюджет как экономическая категория определяется бюджетной политикой
Бюджетная политика - это совокупность мероприятий, осуществляющиеся государством в сфере бюджета
Суть бюджетной политики:
Составление и выполнение государственного бюджета с целью роста ВВП, обеспечения стабильной экономики и повышения жизненного опыта населения
Основные задачи Бюджетной Политики
1. Изыскание бюджетных ресурсов
2. Определение основных направлений бюджетной политики
3. Обеспечение сбалансированности
Инструменты бюджетной политики:
1. Бюджетное право - юридические нормы, определяющие организационно-правовые формы бюджетных отношений и регламентирующие порядок рассмотрения и исполнение бюджета
2. Бюджетный механизм - формы организации межбюджетные отношений, методы и способы мобилизации бюджетных средств, а также условия и порядок расходования бюджетных средств
Домашнее задание: изучить какими бюджетным полномочиями обладает министерство финансов РФ, какими бюджетными полномочиями обладает федеральное казначейство и бюджетные полномочия ЦБ РФ
Бюджетный процесс — это регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и других участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждению и исполнению бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением.
Министерство финансов Российской Федерации обладает следующими бюджетными полномочиями:
- организует составление и составляет проект федерального бюджета, представляет его в Правительство Российской Федерации, принимает участие в разработке проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации;
- разрабатывает и представляет в Правительство Российской Федерации основные направления бюджетной и налоговой политики;
- ведет реестр расходных обязательств Российской Федерации;
- разрабатывает прогноз основных параметров бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в том числе прогноз консолидированного бюджета Российской Федерации;
- проектирует предельные объемы бюджетных ассигнований по главным распорядителям средств федерального бюджета либо субъектам бюджетного планирования;
- разрабатывает по поручению Правительства Российской Федерации программу государственных внутренних заимствований Российской Федерации;
- осуществляет по решению Правительства Российской Федерации сотрудничество с международными финансовыми организациями;
- разрабатывает по поручению программу государственных внешних заимствований Российской Федерации и является уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственные внутренние и внешние заимствования, разрабатывает программу государственных гарантий;
- ведет Государственную долговую книгу Российской Федерации;
- осуществляет управление государственным долгом и государственными финансовыми активами;
- организует исполнение федерального бюджета, устанавливает порядок составления и ведения сводной бюджетной росписи федерального бюджета, бюджетных росписей главных распорядителей средств федерального бюджета и кассового плана исполнения федерального бюджета;
- устанавливает порядок составления и ведения бюджетных смет федеральных казенных учреждений, а также порядок ведения бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях;
- разрабатывает проекты методик распределения и порядок предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации;
- устанавливает план счетов бюджетного учета и единую методологию бюджетного учета;
Федеральное казначейство обладает следующими бюджетными полномочиями:
- производит распределение доходов от налогов, сборов и иных поступлений между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации;
- перечисляет суммы с единых счетов соответствующих бюджетов на соответствующие счета Федерального казначейства;
- открывает в Центральном банке Российской Федерации и кредитных организациях счета по учету средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, кассовое обслуживание исполнения которых в соответствии с настоящим Кодексом осуществляется Федеральным казначейством;
- осуществляет приостановление операций по лицевым счетам, открытым главным распорядителям, распорядителям и получателям средств федерального бюджета;
- осуществляет бесспорное взыскание суммы средств, предоставленных из одного бюджета бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету;
- осуществляет управление операциями со средствами на едином счете федерального бюджета в установленном им порядке;
- осуществляет операции по управлению остатками средств на едином счете федерального бюджета;
- устанавливает порядок кассового обслуживания исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом;
- ведет учет операций по кассовому исполнению федерального бюджета;
- составляет на основании бюджетной отчетности, представленной главными распорядителями средств федерального бюджета, главными администраторами доходов федерального бюджета, главными администраторами источников финансирования дефицита федерального бюджета бюджетную отчетность об исполнении федерального бюджета и представляет ее в Министерство финансов Российской Федерации;
- составляет и представляет в Министерство финансов Российской Федерации отчет об исполнении консолидированного бюджета Российской Федерации и бюджетов государственных внебюджетных фондов.
В числе органов, обладающих бюджетными полномочиями, особое место занимает Банк России, который как орган денежно-кредитного регулирования совместно с Правительством Российской Федерации разрабатывает и представляет на рассмотрение Государственной Думы основные направления денежно-кредитной политики. Также Банк России осуществляет обслуживание счетов бюджетов и выполняет функции генерального агента по государственным ценным бумагам Российской Федерации.
Кривая Лаффера (Laffer curve) показывает зависимость между доходами государственного бюджета и динамикой налоговых ставок.
Была разработана американским экономистом Артуром Лаффером. Модель Лаффера описывает факт, заключающийся в том, что слишком высокие налоги снижают стимулы к труду и негативно влияют на желание людей платить налоги. . Экономический смысл кривой Лаффера состоит в утверждении, что если налоговый пресс переходит известную границу, то снижение налогов будет «финансировать само себя».
Графическое изображение этой зависимости представлено на рисунке.
Бюджетная концепция:
1. Содержательный аспект – бюджетный кодекс РФ, направления бюджетной политики;
2. Функциональный аспект – состав бюджета;
3. Бюджетная стратегия и тактика.
Бюджетный механизм определяет структуру бюджета, которая включает следующие элементы:
• Доходы - поступление денежных средств в бюджет за исключением средств, являющихся источником финансирования дефицита бюджета
• Расходы - выплачиваемые из бюджета денежные средства за исключением средств, являющихся источником финансирования дефицита бюджета
• Дефицит/профицит
• Межбюджетные отношения
Доходы бюджета по принципу формирования:
• Налоговые
К налоговым доходам относятся, предусмотренные налоговым законодательством РФ (налоги, сборы, пени, штрафы)
• Не налоговые
• Безвозмездные перечисления
К не налоговым доходам относятся:
1. Доходы от использования имущества, находящиеся в гос и муниципальной собственности
2. Доходы от платных услуг, отказываемые бюджетными учреждениями
3. Средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности
4. Доходы в виде финансовой помощи, полученные от бюджета других уровней
5. Иные не налоговые доходы
Безвоздушные поступления:
1. Дотации - нецелевые и не долевые средства
2. Субвенции - целевые средства предоставляются на конкретные, определённые нужды
3. Субсидии - целевые и долевые средства предоставляются на конкретные и определенные нужны, при условии вложения части своих средств
4. Безвозмездные поступления от физических и юридических лиц
5. Иные межбюджетные средства
Расходы бюджетов являются едиными для бюджетной системы РФ разладами и подразделами и классифицируются по следующему принципу:
1. Общегосударственные расходы (функционирование президента РФ, функционирование высшего должностного лица субъекта РФ и муниципального образования, функционирование законодательных органов гос власти и представительных органов муниципальных образований, функционирование правительства РФ, высших исполнительных органов гос власти, субъектов РФ и местных администраций, судебная система, обеспечение деятельности финансовых, налоговые, таможенных органов и органов фин.надзора, обеспечении проведении выборов и референдумов, международные отношения и международное сотрудничество, гос муниципальный резерв, фундаментальные исследования, резервные фонды, прикладные научные исследования в области общегосударственных вопросов и другие общегосударственные вопросы)
2. Национальная оборона
(Вооруженные силы РФ, модернизация вооружённых сил РФ, мобилизационная и вневойсковая подготовка, мобилизационная подготовка экономики, подготовка и участие в обеспечении коллективной безопасности и миротворческой деятельности и тд)
3. Национальная безопасность и правоохранительная деятельности:
(органы прокуратуры и следствия, органы внутренних дел, войска нац. гвардии РФ, органы юстиции, система исполнения наказаний, органы приграничной службы, органы по контролю за оборотом наркотических и психотропных веществ, защита населения от ЧМ и тд)
4. Национальная экономика ?!
(Исследование использования космического пространства, сельское хозяйство, рыболовство, транспорт, дорожное хозяйство и тд)
5. Благоустройство
6. Охрана окружающей среды (экологический контроль, сбор и удаление отходов для очистки сточных вод, охрана объектов растительного и животного мира и тд)
7. Образование
8. Культура и кинематография
9. Здравоохранение
10. Социальная политика
11. Физическая культура и спорт
12. Средства массовой информации
13. Обслуживание гос и муниципального долга
14. Межбюджетные трансферты общего характера бюджетам, бюджетной системы РФ
Факторы влияющие на результативность бюджетной политики
1. Бюджетная концепция
• Содержательный аспект (включает бюджетный кодекс РФ и направление бюджетной политики)
• Функциональный аспект (включает элементы бюджета)
• Бюджетная стратегия и тактика
Все три аспекта взаимосвязаны
2. Экономические условия
3. Чёткие цели определение путей их достижения
4. Точность расчёта и его законодательное закрепление
5. Эффективность налоговой системы
Звенья межбюджетного механизма:
1. Механизм расходования бюджета (по направлениям)
2. Механизм мобилизации доходов (налоговые и неналоговые поступления)
3. Механизм межбюджетных отношений (принцип построения - бюджетно налоговый федерализм)
Принципы формирования бюджета:
1. Принцип единства бюджетной системы РФ
2. Принцип разграничения ?! доходов и расходов между уровнями бюджетной системы РФ
3. Принцип самостоятельности бюджета
4. Принцип равенства бюджетных прав субъектов РФ
5. Принцип полноты отражения доходов и расходов бюджета
6. Принцип ?!
7. Принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств
8. Принцип гласности
9. Принцип достоверности бюджетов
10. Принцип адресности и целевого использования бюджетных средств
Консолидированный бюджет - это свод бюджетов всех территорий (не принимаются к исполнению и является статистически показателем)
Внебюджетные фонды - денежные фонды государственного значения строго целевой направленности, используются на местном, региональном и федеральном уровне, покрывают расходы не предусмотренные в бюджете, формируются и используются аналогично государственному бюджету
Различают:
• Социальные фонды (обязательные, добровольные)
• Экономические фонды (Валютный фонд, фон НЕОКР, экологические, инвестиционные фонды и тд) обязательные, необязательные
3 вопрос
Домашнее задание: величина гос. долга
Государственный кредит - основная форма заимствования денежных средств государством для покрытия бюджетного дефицита
Гос.кредит может быть сформирован путём заимствования денежных средств:
• у физ и юр лиц
• от президентов и нерезидентов
• внутри страны и за рубежом
Внешний долг - обязательства, возникающие в иностранной валюте, за исключением обязательств субъектов Российской Федерации и муниципальных образований перед Российской Федерацией, возникающих в иностранной валюте в рамках использования целевых иностранных кредитов (заимствований)
Внутренний долг - обязательства, возникающие в валюте Российской Федерации, а также обязательства субъектов Российской Федерации и муниципальных образований перед Российской Федерацией, возникающие в иностранной валюте в рамках использования целевых иностранных кредитов (заимствований)
Заимствования по срокам бывают:
• краткосрочные (1 год)
• Среднесрочные (5 лет)
• Долгосрочные (30 лет)
Лекция от 16.09.2020
Продолжение
Форма государственного кредита:
• Кредитные соглашения
• Государственные ценные бумаги (облигации, государственные займы)
• Договору о предоставлении гарантий государства
• Договора поручительства правительства
• Договора пролонгации и реструктуризации долга
• Перевод долговых обязательств третьих лиц
Принципы государственного кредита:
• Срочность
• Платность
• Возвратность
• Целевая направленность
Отличительные особенности государственного кредита:
• Целевой использование только на покрытие бюджетного дефицита (гос. кредит не участвуют в создании ВВП)
• Обеспечивается имуществом находящимся в собственности государства
Государственный долг - сумма задолженности по долговым обязательствам государства и сумма процентов начисляемых по этим обязательствам.
По срокам погашения различают:
• Основной долг - это тот долг по которому срок платежа ещё не наступил
• Текущий долг - учитывается при формировании бюджетов и по этому долгу срок оплаты наступил
Государственный долг оценивается по номинальной стоимости. Существование государственного долга является мировой проблемой.
Основными причинами роста мирового государственного долга являются:
• Проблема индустриализации, модернизации и недостаток капитальных вложений
• Кризисные явления в экономиках развитых стран
• «Ножницы цен» - снижение цен на добываемые ресурсы и рост цен на готовую продукцию, изготовляемую из них
• Условия торговли - соотношение динамики цен на экспорт к динамике цен на импорт
Показатели оценки государственного долга (фото формул)
• Соотношением экспортной выручки и суммы государственного долга (не более 20%)
• Соотношение суммы госдолга и ВВП (не более 100%)
• Соотношение внешнего госдолга и доходов госбюджета (не более 200%)
Тема 3. Финансы коммерческих предприятий.
1. Сущность, формы проявления и функции финансов предприятия
2. Финансовые ресурсы и их организация на уровне предприятия
3. Факторы влияющие на организацию финансов коммерческих предприятий
1 вопрос
Финансы предприятий - экономические отношения в денежной формам которые возникают в процессе производства, распределения и использования совокупного общественного продукта
Основной звено финансовой системы
Группы финансовых отношений предприятий:
1. Между учредителями
2. Между отдельными организациями
3. Между организацией и ее подразделениями
4. С работниками
5. С вышестоящими организациями
6. С финансовой системой
7. С банковской системой
8. Со страховыми компаниями
9. С инвестиционными
Функции финансов предприятия:
• Распределительная - формирование и распределение денежных фондов (децентрализованных) и резервов
• Контрольная - обеспечение финансовой устойчивости предприятия
Финансовый контроль осуществляют:
• Сам хозяйствующий субъект
• Акционеры
• Налоговые органы
• Финансовые контролирующие органы
• Коммерческие банки
• Независимые аудиторские организации
Принципы организации финансов предприятия:
1. Хозяйственной самостоятельности - организация самостоятельно определяет расходование и вложение денежных средств
2. Материальной ответственности означает наличие ответсвенности за ведение хоз деятельности и её результаты
3. Самофинансирование означает полную окупаемость своей деятельности за счёт собственных денежных средств
4. Обеспечение финансовых резервов означение необходимость создания финансовых резервов для снижения риска деятельности вследствие изменений на рынке
2 вопрос
Финансовые ресурсы - это доходы и поступления денежных средств, находящихся в распоряжении предприятия, используемые для выполнения финансовых обязательств, возмещения затрат и экономического стимулирования
(Термин финансовые ресурсы в России впервые был применен при составлении первого пятилетнего плана страны.)
К финансовым ресурсам относится только та часть денежных средств, которая находится в собственности или распоряжении субъектов хозяйствования или органов государственной власти и органов местного самоуправления и обслуживает процесс общественного воспроизводства и используемые ими на цели расширенного воспроизводства, социальные нужды, материальное стимулирование работающих, удовлетворение других общественных потребностей.
СХЕМА
По источникам возникновения финансовые ресурсы можно разделить:
1. Внутренние (формируются за счёт непосредственной деятельности предприятия)
По видам:
• Доходы - выручка и прибыль от основных и прочих видов деятельности , внереализационных мероприятий
• Поступления - в результате перераспределения (амортизационные отчисления, реализация излишних оф., целевые поступления)
1. Внешние (поступают в организацию из вне)
По видам:
• Перераспределение - страховые возмещения, денежные средства вышестоящих организаций, бюджетные средства, проценты по ценным бумагам
• Поступления финансового рынка - кредитные операции, реализация собственных ценных бумаг
У коммерческих организаций основными видами финансовых ресурсов являются:
- взносы учредителей в уставный (складочный) капитал (фонд),
- амортизационные отчисления и прибыль,
- поступления от эмиссии ценных бумаг,
- заимствования на основе банковских кредитов
Таким образом, на предприятии можно выделить следующие группы рисков:
Денежные средства - все доходы предприятия в денежной форме
Финансовые ресурсы - часть денежных средств, остающихся после возмещения затрат воспроизводственных процессов на предприятии
Денежные фонды - часть финансовых ресурсов, имеющих строго целевое назначение
Организация финансовых предприятий идёт в обратном порядке
3 вопрос
Факторы, влияющие на организацию финансов коммерческих предприятий:
1. Отраслевая принадлежность (состав, структура, длительность производственного цикла, скорость оборота и тд)
2. Организационно-правовая форма (формирование УК, распределение прибыли и тд)
Хозяйственные организации создаются для удовлетворения потребностей и интересов учредителей и общества путём производства товаров или оказания услуг
Коммерческие организации - юридические лица, имеющие в собственности обособленное имущество и отвечающие им по своим обязательствам
Признаки юридического лица:
• Регистрация в установленном порядке
• Расчётный счёт в банке
• Наличие имущества, которым оно может отвечать по своим обязательствам
• Возможность быть истцом и ответчиком в суде
• Возможность от своего имени приобретать имущественные права
• Наличие бухгалтерского баланса
СХЕМА: Организационно-правовые формы предприятий
Без образования юр лица
Юр лица (организации)
Индивидуальные предприниматели и простое товарищество
Корпорации
(фото схемы)
Унитарные предприятия (фото схемы)
СХЕМА: Организационно-правовые формы юридических лиц
Лекция от 21.09.2020
Продолжение
Корпорациями являются организации, учредители (участники) которых обладают правом участия (членства) в них. К данным организациям отнесены все коммерческие юр.лица (за исключением унитарных предприятий), а также ряд некоммерческих
Юр.лица, учредители которых не становятся их участниками и не приобретают в них прав членства, являются унитарными организациями
Унитарное предприятие: коммерческая организация, не наделённая правом собственности на закреплённым за ней имуществом
Учредительные документы - устав
Уставный фонд государственного унитарного предприятия должен составлять не менее чем 1000 МРОТ
Формы унитарного предприятия:
• На праве хозяйственного ведения (гос унитарные предприятия и муниципальные унитарные предприятия)
• На праве оперативного управления (казенное унитарное предприятие)
1 форма: Унитарное предприятие на праве хоз ведения: предприятие владеет, пользуется и распоряжается имуществом
Собственник имущества решает такие вопросы:
• Создание предприятия
• Определение предмета и цели его деятельности
• Реорганизация и ликвидация предприятия
• Назначает директора или руководителя предприятия
• Осуществляет контроль за использование имущества
• Имеет право на получение части прибыли
Предприятие не вправе продавать недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный капитал, остальным имуществом оно распоряжается самостоятельно
2 форма: Унитарное предприятие на праве оперативного управления: предприятие владеет и пользуется имуществом
Собственник-учредитель вправе изъять:
• Излишнее имущество
• Неиспользованное имущество
• Используемое не по назначению имущество
Не вправе распоряжаться движимым и недвижимым имуществом без специального на то разрешения со стороны собственника
По общему правилу единственным учредительным документом любого юрлица является устав
Однако хозяйственные товарищества действую на основе учредительного договора, имеющего юридическую силу устава
Хозяйственные товарищества и общества определены как корпоративные коммерческие организации с разделённым на доли или вклады учредителей (участников) уставным (складочным) капиталом
Хозяйственные товарищества - коммерческие организации с разделёнными на доли (вклады) учредителей уставным капиталами
1. Полное товарищество:
Складочный капитал - минимальные/максимальные размеры не ограничены
Участники: полные товарищи (индивидуальные предприниматели и/или коммерческие организации)
Количество участников: не менее 2х
Голосование: 1 товарищ = 1 голос
Распределение прибыли пропорционально долям в складочном капитале
Ответственность - солидарная субсидиарная всем принадлежащим участникам имущества
2. Товарищество на вере (коммандитное товарищество)
Складочный капитал минимальные/максимальные размеры не ограничены
Участники: полные товарищи (индивидуальные предприниматели и/или коммерческие организации), вкладчики (коммандитисты) (граждане, юрлица, учреждения)
Количество участников: не менее 2х
Управление: только полные товарищи
Распределение прибыли пропорционально долям в складочном капитале
Ответственность - для полных товарищей: всем принадлежащим участникам имущества; для вкладчиков: в пределах вклада
Хозяйственные общества:
• Публичные - акционерные общества, акции которых публично размещаются и обращаются на финансовом рынке
• Непубличные общества - общества с ограниченной ответственностью и акционерные общества, которые не размещают свои акции в открытой продаже
Акция - ценная бумага, закрепляющая права ее владельцам на получение части прибыли акционерного общества в виду дивидендов, на участие в управлении акционерным обществом и на часть имущества
Виды акций - обыкновенные и привилегированные
3. Публичное акционерное общество
Участники - акционера
Количество участников - не ограничено
Подписка на акции - открытая
Голосование: 1 акция = 1 голос
Управление: высший орган - общее собрание акционеров; исполнительный орган - единоличные или коллегиальный; общее руководство осуществляет совет директоров
Распределение прибыли: выплата дивидендов по решению общего собрания акционеров
Ответственность - в пределах стоимости акций
Обязанность раскрывать головой отчёт общества, годовую бухгалтерскую отчётность
4. Общество с ограниченной ответсвенностью
Уставный капитал - 10 000 рублей
Участники: физические и юр лица
Количество участников от одного
Голосование: 1 участник = 1 голос
Управление: высший орган - общее собрание участников, исполнительный орган - единоличный или коллегиальный, общее руководство - совет директоров (наблюдательный совет)
При числе участников более 15 человек - ревизионная комиссия
Распределение прибыли: по решению общего собрания участников
Ответственность: в пределах стоимости долей в уставном капитале
5. Производственный кооператив (артель)
Паевой фонд (складочный капитал): минимальный размер не установлен
Участники: физ лица, а юр лица могут быть если это предусмотрено уставном
Количеством участников он менее пяти
Голосование: 1 участник = 1 голос
Управление: высший орган - общее собрание кооператив, исполнительный орган - единоличные или коллегиальный, если количество более 50, то общее руководство осуществляет наблюдательный совет и ревизионная комиссия
Распределение прибыли - в соответсвии с личным трудовым участием
Ответственность субсидиарная
Тема 4. Планирование и распределение прибыли предприятия.
1. Формирование и распределение прибыли
2. Планирование прибыли
3. Расчёт остатков при планировании прибыли
1 вопрос
Прибыль предприятия - главный финансовый источник хоз деятельности предприятия
Представляет собой положительную разницу между доходами и затратами предприятия
Доходы предприятия:
• Доходы от обычных видов деятельности - выручка от реализации продукции, выполнение работ оказание услуг
• Операционные доходы - от использования активов (аренда, продажа имущества)
• Внереализационные доходы - не связано с использованием активов организации (штрафы, пени, неустойки)
• Чрезвычайные доходы
Расходы предприятия:
• Расходы от обычных видов деятельности -
• Операционные расходы -
• Внереализационные расходы -
• Чрезвычайные расходы
Активы и пассивы должны быть равны
Активы:
1. Оборотные активы
2. Внеоборотные активы
Пассивы - 3 раздела
Схема формирования прибыли на предприятии (управленческий учёт):
Выручка - затраты переменные = Валовая маржа - затраты постоянные = Операционная прибыль - Финансовые затраты = Прибыль до налогообложения - налог = Чистая прибыль
Отчет о финансовых результатах (слайд)
Формирование прибыли на предприятии (бух учёт):
Выручка - себестоимость продаж = валовая прибыль (убыток) - коммерческие расходы - управленческие расходы = прибыль (убыток) от продаж + доходы от участия в других организациях + проценты к получению - проценты к уплате + прочие доходы - прочие расходы = прибыль (убыток) до налогообложения - текущий налог на прибыль - изменение отложенных налоговых обязательств + изменение отложенных налоговых активов + прочее = чистая прибыль (убыток)
EBIT () - прибыль до вычета процентов и налогов
EBIT = Revenue - COGS - Operating Expenses
EBIT = Выручка - Себестоимость - Коммерческие и управленческие расходы
EBITDA () - прибыль до вычета процентов налогов и амортизации
EBITDA = EBIT - Амортизационные отчисления по материальным и нематериальным активам - переоценка активов
Формирование прибыли на предприятии (МСФО)
Чистая прибыль + расходы по налогу на прибыль - возмещённый налог на прибыль (+ Чрезвычайные расходы) (- Чрезвычайные доходы) + проценты уплаченные - проценты уплаченные = EBIT
+ Амортизационные отчисления по ...
ПРОДОЛЖЕНИЕ НА СЛАЙДАХ, лекция от 28.09.2020
Распределение чистой прибыли:
Действующее законодательство не обязывает компании создавать из прибыли фонды потребления или накопления. Но и не запрещает. Вопрос расходования прибыли решается собственниками компаний. Обязательным является создание только резервного фонда.
Его формируют акционерные общества, и он может использоваться лишь на конкретные цели.
◦ Фонд накопления – основным направлением использования фонда накопления является расширение и развитие производства;
◦ Фонд потребления – используется на социальные нужды работников предприятия;
◦ Резервный фонд – наличие резервного фонда зависит от его организационно правовой формы (законодательно установлено обязательное наличие резервного фонда для акционерных обществ и предприятий с иностранными инвестициями, такие организации обязаны ежегодно отчислять в резервный фонд не менее 5% от чистой прибыли и эта величина не должна превышать 50% налогооблагаемой прибыли). Резервный фонд используется на покрытие непредвиденных расходов, выплату дивидендов в случае не хватки чистой прибыли в отчетном году для уплаты обязательств в случае наступления банкротства.
Лекция от 12.10.2020
Продолжение
2 вопрос
Цель планирования прибыль: выявление внутренних резервов организации.
Обычно прибыль планируют отдельно по видам деятельности:
- Операционную
- Чистую
- Внереализационную
Задачи:
1. Определение путей повышения объемов выпуска и эффективности;
2. Концентрация финансовых ресурсов на важном направлении деятельности;
3. Определить взаимодействие с кредитной системой;
4. Контроль.
Четыре основных метода планирования:
1. Прямого счета – используется на небольших предприятиях с узкой номенклатурой выпускных изделий.
Пр пп = Тпо/ц – ТПс/с = ∑(Цi – с/сi) =∑( - Цi – c/c) * Qi
Прибыль определяется с учетом остатков готовой продукции на складе.
Пр = Пр он + Пр тп – Пр ок
ОН – остаток на начало
ОК – остаток на конец
ТП – товарная продукция
В – выручка
Пр = Во/ц – Вс/с
Во/ц = Оо/ц н + ТПо/ц – Оо/ц к
Вс/с = Ос/с н + ТПс/с – Ос/с к
2. Аналитически (факторный) - этот метод используется на крупных предприятиях, выпускающих широкий ассортимент продукции, и позволяет оценивать влияние основных факторов (себестоимость, цена, качество и рентабельность) на общую прибыль предприятия; при использовании данного метода продукция предприятия делится:
Сравнимая – относительно продукции, которая имеет базу сравнение, т.е. выпускается предприятием не первый год:
- Расчет базовой величины рентабельности
Общая величина прибыли
Коэф Пр = Пр он + Пр тп сравн + Пр тп несрав – Пр ок
- Расчет товарного продукта планируемого по себестоимости базового года:
- Величина сравнимой прибыли:
- Факторы влияющие на расчетную величину прибыли:
Пр срав = Пр расч ± ΔПр1 ± ΔПр2 ± ΔПр3 ± ΔПр4
ΔПр1 – изменение прибыли за счет изменения себестоимости
ΔПр1 = ТП пл с/с баз - ТП пл с/с пл
ΔПр2 – изменение прибыли за счет структурного сдвига
ΔКR = КR пл – КR баз
КR =∑YBi * Ri
ΔПр3 – изменение прибыли за счет изменения качества
ΔКсорт = ∑YBi * Кцi
ΔПр4 – изменение прибыли за счет изменения цены
ΔЦ = Ц пл – Ц отч
◦ Несравнимая – новая продукция, не имеющая базу сравнения
• Определение прибыли по остаткам на начало и на конец планируемого периода
3. Нормативный – используется при узком ассортименте производимой продукции и стабильным коэффициентом рентабельности:
4. Хозрасчетный – используется на предприятиях использующих однородную продукцию в незначительном объемах.
3 вопрос
Расчет остатков при планировании прибыли. Остатки готовой продукции:
• Остаток на начало планируемого периода
Он = О1 + О2 + О3 + О4
- О1 остаток готовой продукции на складе
О1 = Огп на скл на 1.10 + ТПплан lV кв тек г - ОПплан lV кв тек г
- О2 остаток отгруженной продукции срок оплаты которой не настал
О2 = ПДср * ОПпл днев
- О3 остаток отгруженной продукции, но просроченной по оплате
- О4 остаток товаров, находящихся на ответственном хранении
О3 и О4 определяются по факту
• Остаток на конец планового периода
Ок = О1 + О2
- О1 – остаток готовой продукци (ГП) на складе: О1 = ТП пл дн * N зап гп
- О2 – остаток отгруженной продукции, но не оплаченной: О2 = ТП пл дн * ПД ср
Лекция от 19.10.2020
Тема 5: Финансовый механизм предприятия
1. Финансовый механизм предприятия. Понятие Левериджа
2. Операционный Леверидж
3. Финансовый Леверидж
1 вопрос
Текущая деятельность предприятия связана с операционными, производственными и финансовыми рисками; для регулирования уровня риска и определения зависимости предприятие от структуры затрат и финансирования используются финансовые механизмы.
Финансовый механизм предприятия – это система управления его финансовыми ресурсами через финансовые рычаги и использования финансовых методов.
Целью такого механизма является увеличение дохода предприятия, а именно его выручки и прибыли.
К задачам финансового механизма относится обеспечение финансовой устойчивости предприятия, обеспечение его платежеспособности, эффективность использования активов и ускорение их оборачиваемости.
На предприятии выделяют два основных вида риска:
1) Производственный (бизнес-риск, операционный) – это риск, связанный с производством продукции, услуг, с осуществлением любых видов производственной деятельности.
2) Финансовый риск – связан с недополучением или потерей финансовых ресурсов.
Леверидж – представляет собой рычаг управления активами и пассивами предприятия для получения прибыли.
Рычаг показывает, как с помощью незначительного воздействия на входные показатели можно значительно изменить результирующий показатель.
Выделяют три основных вида:
1. Операционный леверидж
2. Финансовый леверидж
3. Совокупный леверидж
ОЛ * ФЛ = СЛ
2 вопрос
Операционный леверидж – это потенциальная возможность влиять на величину прибыли за счет изменения структуры затрат и объема производства.
Зная производственный рычаг можно спрогнозировать изменение прибыли при изменении выручки предприятия.
Операционный леверидж количественно характеризуется соотношением постоянных и переменных расходов предприятия, а также величиной операционной прибыли.
Эффект операционного левериджа рассчитывается по формуле:
Эффект операционного левериджа заключается в том, что любое изменение выручки порождает более сильные изменения прибыли.
Затраты организации сопровождаются расходами различного вида и относительной значимости. Согласно плану счетов затраты делят на прямые и косвенные, а так же на постоянные и переменные.
Если доля постоянных расходов велика, то компания имеет высокий уровень производственного левериджа. Для такой организации даже незначительное изменение объемов способно привести к значительному изменению величины. (чем выше постоянные затраты, тем выше ЭОЛ)
Операционный леверидж отражает уровень операционного или производственного риска предприятия, чем выше уровень операционного левериджа, тем выше уровень производственного риска. Под производственным риском понимается недополучение прибыли до вычета процентов и налогов, т.е. риск недополучения операционной прибыли. В такой ситуации предприятие не сможет покрыть свои производственные расходы. Величина операционного левериджа отражает рискованность не только самого предприятия, но и того вида деятельности, которым оно занимается, т.к. соотношение постоянных и переменных затрат зависит не только от финансовой политики предприятия, но и отражает специфику ведения бизнеса в конкретной отрасли.
Операционный леверидж зависит от двух показателей:
1) Точка безубыточности (Тб) – объем производства, при котором выручка предприятия равна сумме постоянных и переменных затрат, т.е. прибыль предприятия равна нулю.
2) Порог рентабельности:
ВМ = Выручка – Зпеременные
Валовая маржа (ВМ) – является расчетным показателем, который сам по себе не характеризует финансовое состояние предприятия, но используется для расчета других финансовых показателей. Коэффициент валовой маржи представляет собой отношение ВМ к общему объему выручки предприятия.
Запас Финансовой Прочности (ЗФП) показывает, насколько можно сократить реализацию (производство) продукции, не неся при этом убытков.
ЗФП = Выручка – ПRe
Величина операционного левериджа и сила его воздействия зависит от относительной величины постоянных затрат; с ростом объема продаж; связана с порогом рентабельности (чем ближе производительность к ПRe,тем выше операционная прибыль); зависит от фондоёмкости; и т.к. операционная прибыль тем выше, чем меньше его прибыль, тем больше его постоянные расходы.
3 вопрос
Финансовые леверидж представляет собой потенциальную возможность влиять на величину прибыли за счет изменения структуры источников финансирования.
Собственные источники:
· Уставный капитал
· Амортизация
· Прибыль
· Резервный фонд
· Страховые резервы и т.д.
Заемные источники:
· Кредиты финансовых учреждений
· Коммерческие кредиты
· Бюджетные кредиты
· Кредиторская задолженность, постоянно находящаяся в обороте и т.д.
Привлеченные источники:
· Средства долевого участия в текущей и инвестиционной деятельности
· Средства от эмиссии ценных бумаг
· Страховое возмещение
· Поступление платежей по франчайзингу, аренде, селенгу
Финансовый леверидж (ФЛ) – является следствием предприятия в связи с использованием долгосрочных финансовых обязательств.
Финансовый леверидж решает задачи:
1. Повышение эффективности собственного капитала
2. Снижение уровня финансового риска
3. Определение оптимальной структуры капитала
Эффект финансового левериджа – определяет уровень дополнительной прибыли на собственный капитал предприятия в результате привлечения заемного капитала.
Эффект формирования Эффекта Финансового Левериджа:
1. Определяется структура капитала
∑Капитала = Собственный капитал + Заемный капитал
2. Определяется величина прибыли
Прибыль = Re * ∑Капитала
3. Определяются финансовые затраты
Финансовые затраты = Заемный капитал * Ставка процента
4. Определяется прибыль налогооблагаемая
Прибыл налогооблагаемая = Прибыль – Финансовые затраты
5. Определяется сумма налога
Налог = Прибыль налогооблагаемая * Налоговая ставка
6. Определяется чистая прибыль
Чистая прибыль = Прибыль налогооблагаемая – Налог
7. Определяется рентабельность активов
(1 – налоговая ставка) – налоговый фактор
(Re – r) – дифференциал
ЗК/СК – плечо
Налоговый фактор не зависит от предприятия и на сегодняшний день для большинства предприятий он равен 0,8. Чем ниже величина налоговой ставки, тем выше эффект финансового левериджа. Предприятие может управлять налоговым фактором через использование разных видов деятельности, с разной налоговой ставкой; путем использования налоговых льгот; использования льгот режима; организация совместных предприятий.
Дифференциал – главный элемент финансового левериджа (должен быть положительным).
На дифференциал оказывает влияние:
1. Объем реализуемой продукции
2. Структура затрат
3. Операционная прибыль
Лекция
Тема 6: Бюджетирование на предприятии
1. Сущность бюджетирования. Задачи, виды бюджетов
2. Классификация и планирование затрат
3. План-факт анализ
1 вопрос
Достижение максимального эффективного управления капиталом является главной целью финансового планирования на любом предприятии. Этот процесс обычно называется бюджетирование, поскольку в его основе лежит составление определенных финансовых планов (бюджетов) которые касаются либо деятельности всего предприятия в целом, либо отдельных его направлений.
Бюджет – это ответ на два вопроса:
1. Сколько вы хотите заработать в течение бюджетного периода?
2. Сколько и на какие цели будет потрачено для получения этого заработка?
Бюджетирование является элементом бизнес планирования и представляет собой процесс разработки, исполнения, контроля и анализа финансового плана.
Характеризуя бюджетирование можно сказать, что оно выполняет следующие основные задачи:
1. Обоснование принятия управленческих решений
2. Оценка всех аспектов финансовой деятельности компании
3. Прогнозирование финансовых результатов
4. Установление целевых показателей финансовой эффективности и рентабельности
5. Установление лимитов важнейших расходов
6. Укрепление финансовой дисциплины
Применяемые в финансовом планировании бюджеты можно разделить на четыре группы:
1) Основные бюджеты (прогноз прибыли и убытков организации, бюджет движения денежных средств, расчетный баланс);
2) Операционные бюджеты (бюджет продаж, бюджет производства, бюджет прямых материальных затрат, бюджет сбытовых и административных расходов, бюджет затрат на труд, бюджет запасов готовой продукции и др.)
3) Вспомогательный бюджет (бюджет распределения прибыли, план первоначальных затрат, кредитный план)
4) Специальные бюджеты (бюджет отдельных проектов и программ)
Из перечисленный основных бюджетов складывается производственный или мастер-бюджет. Может формироваться как для предприятий в целом, так и для отдельного центра финансовой ответственности.
Основные бюджеты являются обязательными компонентами, все остальные служат для подготовки необходимых данных.
2 вопрос
Разные виды затрат планируется и нормируются по-разному. Затраты делятся на три категории:
· Постоянные
· Переменные
· Смешанные
Переменные затраты – величина изменяется пропорционально увеличению или уменьшению объема продаж.
К постоянным затратам относятся затраты относительно не изменяемые в бюджетном периоде, т.е. затраты не зависящие от объемов производства. (Релевантный диапазон времени – при котором условно постоянные издержки не изменяются)
К смешанным затратам относятся затраты, которые можно разделить на постоянную и переменные составляющие.
Цель финансового планирования: смешанные затраты необходимо разделить на постоянную и переменную составляющую.
Y = a + bx
Y - смешанные затраты
х – деловая активность предприятия, измеряемая любым способом (объем производства, трудозатраты основного персонала и т.п.)
а – постоянная составляющая затрат
в – объем переменных затрат на единицу деловой активности
Минимаксный метод: постоянные затраты не зависят от уровня деловой активности, поэтому изменение в смешанных затратах являются результатом изменения только переменных затрат.
Алгоритм оценки:
1. Сопоставление суммарных затрат при самом высоком и самом низком уровнях деловой активности в течение рассматриваемого периода.
2. Расчет удельных затрат на единицу деловой активности.
3. Расчет постоянной составляющей затрат а:
а = общие смешанные затраты – (удельные переменные затраты * на количество изделий)
Прямые затраты полностью включаются в себестоимость продукции. Накладные затраты в себестоимость продукции не включаются.
3 вопрос
План-факт анализ представляет собой сопоставление планируемых и фактически достигнутых показателей бюджета.
Оценка отклонений может находиться в объемных показателях в стоимостном выражении в относительном показателе. Рассчитывается как отношение отклонения к запланированным затратам.
План-факт анализ имеет две цели:
1) Плановая, реализуется на основе выводов и результатов план-факт анализа при составлении бюджета на следующий планируемый период;
2) Контрольно-стимулирующая, заключается в оценке работы структурных подразделений организации путем оценки отклонения фактических показателей деятельности от заявленных в бюджете на текущий период.
Лекция
Тема 7: Финансовые ресурсы
1. Сущность финансовых ресурсов, их признаки
2. Финансовые ресурсы государства и субъект хозяйствования
1 вопрос
Финансы являются частью экономических отношений и на практике реализуются через использование денежных средств. Финансовыми ресурсами являются материальные показатели финансовых отношений.
Признаки финансовых ресурсов:
1. Денежная форма
2. Наличие собственника
3. Целевой характер использования
Финансовые ресурсы – это денежные доходы, накопления и поступления, которые находятся в собственности или распоряжении хозяйственных субъектов или органов государственной власти и используются для общественного потребления и расширенного воспроизводства.
Источники финансовых ресурсов
↓
↓
↓
ВВП
Часть национального богатства
Доходы от ВЭД
- остатки бюджетных средств
- внеторговые операции
- продажа золотого запаса
- государственные заимствования
- реализация имущества
- иностранные инвестиции
Виды финансовых ресурсов – это конкретные формы доходов, поступлений и накоплений, которые образуются в результате распределения:
· Амортизационные отчисления
· Прибыль организации
· Налоговые доходы
· Страховые платежи и т.п.
Финансовые ресурсы могут иметь фондовую и не фондовую формы. Основные черты финансовых фондов:
- Обособленность
- Самостоятельность
- Соблюдение правового характера использования
- Целевой характер
Одним из элементов финансовых ресурсов является финансовый резерв.
Средство финансовых резервов извлекаются и используются в чрезвычайных ситуациях. Финансовые резервы могут быть централизованными (если они сформированы на уровне государства) и децентрализованными (если созданы другими субъектами экономики).
Методы формирования:
· Бюджетный – предусматривается создание в составе каждого бюджета резервов;
· Отраслевой – предусматривает создание за счет отчислений из прибыли предприятий финансовых резервов на уровне определенной области;
· Хозрасчетный – формирование финансовых резервов предприятий, организаций, учреждений;
· Страховой – образование фондов страховых организаций.
Резервный фонд РФ (сформирован 1 февраля 2008 года) формируется за счет:
· Нефтегазовых доходов федерального бюджета;
· Доход от управления средствами резервного фонда.
Управление осуществляется Министерством финансов РФ.
2 вопрос
Финансовые ресурсы коммерческой организации это доходы, накопления и сбережения, находящиеся в распоряжении организации и предназначенные для выполнения финансовых обязательств возмещения затрат и стимулирования сотрудников.
Источники:
· Выручка от реализации продукции, работ, услуг
· Выручка от прочей реализации
· Внереализационные доходы
· Бюджетные средства
· Средства, поступившие в порядке перераспределения
Виды финансовых ресурсов:
· Прибыль от реализации продаж
· Прибыль от продажи имущества
· Сальдо внереализационных мероприятий
· Амортизационные отчисления
· Резервный фонд
Направление использования:
· Платежи в бюджет и внебюджетные формы
· Уплата процентов
· Погашение ссуд
· Капитальные вложения
· Увеличение оборотных средств
· Финансирование НИОКР
· Поощрение работников
· Спонсорство
Финансовые ресурсы некоммерческой организации используются для осуществления и расширения уставной деятельности. Вид деятельности и организационно правовая форма некоммерческой организации влияют на состав, а так же на механизм формирования и использования финансовых ресурсов.
Источники:
· Вносы учредителей и членские взносы
· Доходы из предпринимательской и иной приносящей доход деятельности
· Бюджетные средства
· Безвозмездные перечисления физических и юридических лиц
· Прочие источники
Виды:
· Бюджетные средства
· Безвозмездные перечисления
· Гранты
· Прибыль
· Амортизационные отчисления
· Резервный фонд
Направления использования:
· Реализация основной цели создания
· Расходы по оплате труда
· Расходы на эксплуатацию помещения
· Приобретение оборудования
· Платежи в бюджет
· Капитальные вложения
Финансовые ресурсы индивидуальных предпринимателей.
Источники:
· Личные сбережения
· Доходы от предпринимательской деятельности
· Заемные средства
Использование:
· Расширение бизнеса
· Платежи в бюджет и внебюджетные фонды
· Расходы по оплате труда наемных работников
· Благотворительность и т.д.
Финансовые ресурсы органов государственной власти и местного самоуправления.
Источники:
· ВВП
· Национальное богатство
· Поступления от ВЭД
Виды:
· Налоговые доходы
· Неналоговые доходы
· Безвозмездные перечисления
· Другие доходы
Использование:
· Развитие экономики
· Финансирование социальной сферы
· Укрепление оборотоспособности
· Осуществление государственного и муниципального управления
Лекция
Тема 8: Финансовый рынок
1. Финансовый рынок: сущность и характеристики
2. Рынок ценных бумаг
3. Валютный рынок
4. Кредитный рынок
1 вопрос
Финансовый рынок:
– совокупность рынков, на которых проявляется спрос и предложение на различные платежные средства, т.е. капитал.
– процесс мобилизации временно свободных денежных средств и перераспределение их на коммерческой основе между экономики.
Показатели финансового рынка:
1. Емкость рынка – объем купли-продажи финансовых активов (совокупный и по элементам);
2. Конъектура – соотношение спроса и предложения на финансовом рынке, зависящие от доходов потребителей и финансовой политики.
Классификация финансового рынка:
· По сфере распределения
- Внутренний
- Внешний
· По степени организованности
- Организованный
- Неорганизованный
Функции финансового рынка:
· Организация процессов реализации финансовых активов
· Финансовое обеспечение процесса инвестирования и потребления
· Воздействие на денежное обращение
Структурные элементы финансового рынка:
· Рынок ценных бумаг
· Валютный рынок
· Кредитный рынок
· Ипотечный рынок
· Рынок драгоценных металлов
· Рынок антиквариата и т.д.
2 вопрос
Финансовый рынок:
– совокупность рынков, на которых проявляется спрос и предложение на различные платежные средства, т.е. капитал.
– процесс мобилизации временно свободных денежных средств и перераспределение их на коммерческой основе между экономики.
Показатели финансового рынка:
1. Емкость рынка – объем купли-продажи финансовых активов (совокупный и по элементам);
2. Конъектура – соотношение спроса и предложения на финансовом рынке, зависящие от доходов потребителей и финансовой политики.
Классификация финансового рынка:
· По сфере распределения
- Внутренний
- Внешний
· По степени организованности
- Организованный
- Неорганизованный
Функции финансового рынка:
· Организация процессов реализации финансовых активов
· Финансовое обеспечение процесса инвестирования и потребления
· Воздействие на денежное обращение
Структурные элементы финансового рынка:
· Рынок ценных бумаг
· Валютный рынок
· Кредитный рынок
· Ипотечный рынок
· Рынок драгоценных металлов
· Рынок антиквариата и т.д.
3 вопрос
Валютный рынок (ВР) – правовые и экономические отношение между потребителем и продавцами валют.
Причины спроса на национальную валюту:
1. Зависимость экономики от импорта;
2. Конвертируемость валюты – гарантированная возможность денежной единицы свободно обмениваться на другие валюты (чем ниже конвертируемость национальной валюты, тем больше вмешательство государства).
Функции ВР:
1. Своевременное осуществление международных расчетов;
2. Регулирование валютных курсов;
3. Диверсификация валютных резервов;
4. Страхование валютных рисков;
5. Получение прибыли в виде разницы курсов валют участниками рынка;
6. Проведение валютной политики.
Валютный курс - соотношение обмена двух денежных единиц или цена одной денежной единицы, выраженная в денежной единице другой страны.
Девальвация – действия правительства по снижению курса национальной валюты в целях стимулирования совокупного спроса в экономической системе.
Ревальвация – целенаправленные действия правительства по повышению обменного курса национальной валюты в целях сдерживания совокупного спроса.
Факторы, влияющие на валютный курс:
· Монетный паритет
· Валютные ограничения
· Развитие национальной экономики
· Состояние платежного баланса страны
- Сальдо торгового баланса
- Счета движения капитальных средств
4 вопрос
Кредитный рынок – механизм взаимоотношений физических и юридических лиц с финансовыми учреждениями по заимствованию средств.
Условия заимствования:
· Платность
· Срочность
· Возвратность
· Дифференциированность
· Обеспеченность
Функции кредитного рынка:
1. Объединение разрозненных денежных сбережений в единые фонды;
2. Трансформация денежных фондов в ссудный капитал;
3. Предоставление займов.
Участники кредитного рынка:
1. Кредиторы
- Первичные
- Специализированные посредники
2. Заемщики (физические/юридические лица, государство)
Виды кредита:
1. По форме
· Финансовый
· Коммерческий
· Товарный
· Законодательные льготы
2. По срокам
· Краткосрочный
· Среднесрочный
· Долгосрочный
3. По назначению
· Потребительский
· Промышленный
· Торговый
· Инвестиционный и т.д.
Лекция
Тема 9. Финансы населения.
1. Сущность финансов населения
2. Функция финансов населения
3. Состав доходов и расходов населения
1 вопрос
Одной из основных подсистем финансов являются финансы населения или домашних хозяйств.
Под домохозяйством понимается семья или группа лиц живущих совместно и объединяющих свой доход и имущество или его часть.
Финансы населения как экономическая категория представляет собой совокупность денежных отношений по поводу формирования фонда средств жизнеобеспечения населения, т.е. доходов и осуществления расходов домашних хозяйств.
Тесно связаны со всеми звеньями финансовой системы, как по линии формирования доходов, так и по расходованию денежных средств. Многообразие финансовых отношений населения связаны с выплатой заработной платы, использованием накопительной пенсионной системы, выплатой налога и т.д.
Финансы населения обеспечивают решения таких задач как:
· Поддержание социальной стабильности общества
· Формирование его классовой структуры
· Пополнение бюджета государства
· Инвестиции в проекты развития экономики государства
· Финансирование внутреннего долга
· Формирование страховых фонов
Финансы населения являются децентрализованными, и они менее регламентированы по сравнению с финансами хозяйствующих субъектов или органов государственной власти. Вследствие этого большая часть выводов по финансам населения является не точной по объективным причинам.
2 вопрос
На сегодняшний день финансы населения выполняют две основные функции:
1. Обеспечение жизненных потребностей домохозяйства (создают условия для существования домохозяйства);
2. Распределительная функция (охватывает первично распределение национального дохода и формирование первичных доходов страны).
Обе функции тесно взаимосвязаны, действуют одновременно и дополняют друг друга.
3 вопрос
Доходы населения формируются с целью удовлетворения потребностей и повышения благосостояния в будущем.
Источники доходов населения делятся на:
· Собственные
· Заемные
Доходы, которые остаются у граждан после уплаты налогов и выплаты процентов по займам называются чистым доходом.
Чистый доход – используется на текущие расходы населения и формирование финансового портфеля. Доходы населения можно разделить на регулярные, т.е. получаемые систематически и разовые.
Соотношение между доходами и расходами домохозяйства должно быть сбалансированным.
Лекция
Тема 10. Финансовая политика и финансовый контроль
1. Сущность финансовой политики
2. Элементы финансовой политики
3. Финансовый контроль РФ
1 вопрос
Финансовая политика – совокупность государственных мероприятий по использованию финансовых отношений при выполнении государством своих функций.
Финансовая политика:
· Составная часть экономической политики государства;
· Самостоятельная сфера деятельности государства.
Факторы, влияющие на финансовую политику:
· Условия хозяйствования, исторически сложившиеся
· Особенности развития общества
· Специфика внутренней и международной обстановки
· Возможности (экономические и финансовые)
· Наличие и особенности государственных реформ
Задачи финансовой политики:
· Обеспечение условий для формирования максимально возможных финансовых ресурсов;
· Установление рационального распределения и использования финансовых ресурсов;
· Организация регулирования и стимулирования экономических и социальных процессов финансовыми методами;
· Разработка финансового механизма и его развитие;
· Создание эффективной системы управления финансами;
· Оценка результатов финансовой политики государства.
Для решения этих задач должен быть сформирован эффективный финансовый механизм. Создана система управления финансами и система оценки результата финансовой политики.
Типы финансовой политики:
1. Классическая: характеризуется невмешательством государства в экономику сохранения конкуренции и использованием рыночного механизма в качестве главного регулятора экономических процессов;
2. Регулирующая: при ней возникает необходимость вмешательства государства в регулирование развития экономики. Основными инструментами регулирования являются государственные расходы, система налогов (прогрессивные ставки НДФЛ) и использование дефицита бюджета для регулирования экономики;
3. Планово-директивная: обеспечивает максимальную концентрацию финансовых ресурсов в руках государства.
2 вопрос
Финансовая политика включает в себя следующие составляющие: бюджетная политика, налоговая политика, денежная политика, кредитная политика, валютная политика, учетная (дисконтная) политика.
Бюджетная политика – представляет собой мероприятие по составлению и исполнению бюджета государства.
Цель: обеспечение стабильности социальных условий и рост ВВП государства.
Основные задачи: поиск источников финансирования бюджета, эффективное распределение бюджетных ресурсов и обеспечение баланса доходов и расходов бюджета.
Оказывают влияние факторы:
· Экономическая политика
· Четкость и точность расчетов при формировании бюджета и их подкрепление законодательной основой
· Определение целей политики и механизма их реализации
· Налоговая система государства
· Связь трех аспектов формирования и использования бюджетной политики (содержательного, функционального, стратегии и тактики)
Налоговая политика – взимание налогов в бюджет, контроль за сроками и порядок уплат.
Цели:
· Обеспечивать полноценное формирование доходов бюджетной системы РФ
· Содействовать устойчивому развитию экономики, приоритетных отраслей и видов деятельности, отдельных территорий, малого предпринимательства
· Обеспечивать социальную справедливость при налогообложении доходов физических лиц
Валютная политика – сводится к целенаправленному использованию валютных средств. Реализуется через механизм воздействия государства на валюту, валютный курс и процедуру валютных операций внутри страны и за рубежом.
Цели:
· Поддержание стабильности национальной валюты
· Достижение и поддержание конвертируемости рубля
· Обеспечение международных расчетов
Денежная политика – представляет собой контроль за денежным обращением в стране и денежной массы.
Основная задача: анализ и контроль уровня инфляции в стране.
Кредитная политика – заключается в определении уровня процентных ставок и расчете объемов кредитных ресурсов системы коммерческих банков (предполагает контроль за банками).
Учетная (дисконтная) политика – изменение и контроль процентных ставок по кредитам выдаваемых в государстве с целью повышения или понижения спроса на кредитные ресурсы, инструментом учетной политики является ключевая ставка.
3 вопрос
Управление финансами – Федеральное собрание (Государственная Дума и Совет Федераций):
· Рассматривается и утверждается федеральный бюджет
· Отчет об исполнении бюджета
· Законы о налогах, сборах и обязательных платежах
· Предельный размер государственного внутреннего и внешнего долга и т.д.
Финансовый контроль – Министерство финансов РФ:
· Совершенствование бюджетной системы и развитие бюджетного федерализма
· Разработка и реализация единой финансовой политики в РФ
· Концентрация финансовых ресурсов на приоритетных направлениях социально экономического развития
· Осуществление государственного финансового контроля
· Разработка программ государственных заимствований и управление государственным долгом
Главное Управление Федерального Казначейства Министерства финансов РФ:
· Территориальные органы федерального казначейства по
- Субъектам РФ
- Городам
- Районам
Счетная палата РФ – подотчетна Федеральному Собранию:
· Контрольно-ревизорная функция;
· Экспертно-аналитическая функция;
· Информационная функция и др.
Контроль за государственными органами и учреждениями, федеральным внебюджетными фондами, органами местного самоуправления, предприятиями, финансово-кредитными организациями, если получают средства из федерального бюджета.
Центральный банк РФ – подотчетен Государственной Думе:
· Разрабатывает основные направления денежно-кредитной политики
· Обслуживание счета бюджетов
· Реализует функции генерального агента по государственным ценным бумагам РФ
Федеральная Налоговая Служба (Министерство РФ по налогам и сборам) – единая система контроля за соблюдением налогового законодательства:
- Правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и других обязательных платежей;
- Контроль за соблюдением валютного законодательства;
Федеральный орган налоговой полиции – обеспечение экономической безопасности РФ.
Федеральная таможенная служба (государственный таможенный комитет РФ):
· Разработка и реализация таможенной политики
· Организация взимания таможенных пошлин и налогов
· Обеспечение эффективного использования таможенных режимов при перемещении товаров через границу
· Организация таможенного оформления товаров и транспортных средств
· Развитие таможенной инфраструктуры
· Участие в организации таможенного и экспортного контроля
· Организация борьбы с контрабандой и преступлениями в сфере таможенного дела
· Ведение товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности и др
Лекция
Тема 11.