Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Финансовые стратегии
Тема 2. Стратегические аспекты долевого и долгового финансирования. Управление собственными и заемными источниками финансирования
2.1. Собственные средства, их экономическое содержание и характеристика. Стратегия финансирования на основе внутренних источников; ее преимущества и ограничения.
2.2. Заемные средства, их экономическое содержание и характеристика. Виды и инструменты корпоративного долгового финансирования, их преимущества и недостатки.
2.2. Заемные средства, их экономическое содержание и характеристика. Виды и инструменты корпоративного долгового финансирования, их преимущества и недостатки.
Рис. 1 – Источники формирования финансовых ресурсов компании
Под заемными средствами (заемным капиталом) компании понимается общая стоимость средств, привлекаемых компанией для финансирования своего развития на возвратной основе.
На рис. 2 представлена структура заемных средств компании.
Рис. 2. Заемные средства (заемный капитал) компании
Финансовый кредит характеризуется предоставлением кредитной организацией (банком) денежных средств заемщику в размере и на условиях, определенных кредитным договором. При этом заемщик обязуется возвратить полученную сумму и уплатить проценты по ней.
По сравнению с финансированием через займы, привлекаемые с фондового рынка (эмиссия корпоративных облигаций), использование кредитов обеспечивает заемщику следующие преимущества:
• правовые отношения между заемщиком и банком (кредитором) известны ограниченному кругу лиц;
• условия предоставления кредита кредитор и заемщик определяют по каждой кредитной сделке (объем и срок кредита, процентную ставку, права и ответственность сторон и др.);
• более короткий период между подачей заявки и получением кредита по сравнению с поступлением средств с фондового рынка.
Недостатки финансового кредита:
• необходимость уплаты процентов по кредиту, залогового обеспечения;
• наличие финансовых рисков для предприятия (кредитного риска, риска банкротства).
Коммерческий (товарный) кредит, предоставляемый поставщиками покупателям в форме отсрочки платежа за поставленные им сырье, материалы или товары, предназначен для поощрения сбыта предлагаемых товаров. Он предоставляется на короткий срок.
К основным видам данного кредита относят:
• товарный кредит с отсрочкой платежа по условиям договора — наиболее распространенный его вид, все условия которого предусматривают в этом договоре;
• товарный кредит с оформлением задолженности векселем.
Объемы и сроки предоставления коммерческого кредита зависят от объема имеющихся у предприятия товарных ресурсов, достаточности денежных средств для их авансирования в очередной кругооборот оборотных фондов, степени кредитоспособности заемщика.
Преимущества коммерческого кредита:
• оперативность в предоставлении средств в товарной форме;
• техническая простота оформления кредита.
Недостатки коммерческого кредита:
• ограниченность его применения во времени и размерах;
• часто вынужденный характер со стороны поставщиков отсрочки платежа в связи с неудовлетворительным финансовым положением покупателей;
• наличие финансового риска для поставщика, обесценение его денежных средств в результате длительной отсрочки платежа в условиях высокой инфляции.
Облигационные займы. Облигация — это эмиссионная ценная бумага, закрепляющая право ее владельца на получение от эмитента облигации в предусмотренный в ней срок ее номинальной стоимости. Облигация может также предусматривать право ее владельца на получение фиксированного в ней процента от номинальной стоимости облигации.
Размещение акционерным обществом облигаций осуществляется по решению совета директоров (наблюдательного совета) общества, если иное не предусмотрено уставом общества. Решением о выпуске (дополнительном выпуске) облигаций должны быть определены порядок и условия погашения и выплаты дохода по облигациям, включая срок погашения, порядок и срок выплаты дохода по облигациям, в том числе порядок и срок выплаты процента (купона) по каждому купонному периоду.
Размер дохода по облигациям может устанавливаться в цифровом выражении, в виде процента от номинальной стоимости облигации и (или) в виде дисконта.
Процедура эмиссии ценных бумаг (акций, облигаций)
согласно требованиям российского законодательства:
Эмиссия ценных бумаг представляет собой последовательность действий эмитента по размещению эмиссионных ценных бумаг. Процедура эмиссии ценных бумаг, в том числе акций, согласно Федеральному закону «О рынке ценных бумаг» и положению Банка России «О стандартах эмиссии ценных бумаг, порядке государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг, государственной регистрации отчетов об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг» включает следующие этапы.
1. Принятие решения, являющегося основанием для размещения ценных бумаг. Решение о выпуске (дополнительном выпуске) эмиссионных ценных бумаг должно содержать следующую информацию:
• полное наименование эмитента, место его нахождения;
• дату принятия решения о размещении эмиссионных ценных бумаг;
• наименование уполномоченного органа эмитента, принявшего решение о размещении эмиссионных ценных бумаг;
• дату утверждения решения о выпуске (дополнительном выпуске) эмиссионных ценных бумаг;
• наименование уполномоченного органа эмитента, утвердившего решение о выпуске (дополнительном выпуске) эмиссионных ценных бумаг;
• вид, категорию (тип), номинальную стоимость эмиссионных ценных бумаг, условия их размещения;
• права владельца, закрепленные эмиссионной ценной бумагой;
• указание количества эмиссионных ценных бумаг в выпуске (дополнительном выпуске);
• указание общего количества эмиссионных ценных бумаг, размещенных ранее (в случае размещения дополнительного выпуска эмиссионных ценных бумаг);
• указание, являются эмиссионные ценные бумаги именными или на предъявителя;
• иные сведения, предусмотренные нормативно-правовыми актами Российской Федерации.
2. Утверждение решения о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг. Решение о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг акционерного общества утверждается советом директоров (наблюдательным советом) этого хозяйственного общества.
3. Государственная регистрация выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг осуществляется Банком России на основании заявления эмитента.
К заявлению о государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг прилагаются:
• решение о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг;
• проспект ценных бумаг, в случае если регистрация выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг должна сопровождаться регистрацией проспекта ценных бумаг;
• иные документы, предусмотренные положением «О стандартах эмиссии ценных бумаг…».
Государственная регистрация выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг должна сопровождаться регистрацией проспекта ценных бумаг, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.
Проспект ценных бумаг должен содержать:
1) введение, в котором кратко излагается информация, содержащаяся в проспекте ценных бумаг и позволяющая составить общее представление об эмитенте и эмиссионных ценных бумагах;
2) информацию об эмитенте и о его финансово-хозяйственной деятельности;
3) бухгалтерскую (финансовую) отчетность эмитента и иную финансовую информацию;
4) сведения об объеме, сроке, условиях и порядке размещения эмиссионных ценных бумаг;
5) сведения о лице, предоставляющем обеспечение по облигациям эмитента, а также об условиях такого обеспечения.
Проспект ценных бумаг акционерного общества утверждается советом директоров (наблюдательным советом).
Банк России обязан осуществить государственную регистрацию выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг или принять мотивированное решение об отказе в его государственной регистрации в течение 20 дней или, если государственная регистрация выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг сопровождается регистрацией проспекта ценных бумаг, в течение 30 дней с даты получения документов, представленных для государственной регистрации.
4. Размещение ценных бумаг. Эмитент имеет право начинать размещение эмиссионных ценных бумаг только после государственной регистрации их выпуска. Размещение ценных бумаг осуществляется в течение срока, указанного в зарегистрированном решении о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг.
5. Государственная регистрация отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг. Не позднее 30 дней после завершения размещения эмиссионных ценных бумаг эмитент обязан представить в Банк России отчет об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг.
В отчете об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг должны быть указаны:
1) даты начала и окончания размещения ценных бумаг;
2) фактическая цена (цены) размещения ценных бумаг;
3) количество размещенных ценных бумаг;
4) доля размещенных и неразмещенных ценных бумаг выпуска (дополнительного выпуска);
5) общая стоимость имущества, внесенного в оплату за размещенные ценные бумаги;
6) сделки, признаваемые федеральными законами крупными сделками и сделками, в совершении которых имеется заинтересованность и которые совершены в процессе размещения ценных бумаг.
Банк России рассматривает отчет об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг в течение 14 дней и при отсутствии связанных с эмиссией ценных бумаг нарушений регистрирует его.
Преимущества привлечения заемного капитала путем выпуска облигаций:
• эмиссия облигаций не приводит к утрате контроля над управлением обществом (как в случае с эмиссией акций);
• облигации могут быть эмитированы при относительно невысоких финансовых обязательствах по процентам (по сравнению со ставками процента за банковский кредит или дивидендами по акциям), так как они обеспечены имуществом общества и имеют приоритет в выплате процентов;
• эмиссия облигаций обеспечивает привлечение капитала на длительный срок, что позволяет мобилизовать значительные финансовые ресурсы для реализации крупномасштабных инвестиционных проектов.
Недостатки эмиссии облигаций:
• эмиссия облигаций связана со значительными расходами эмитента и требует длительного срока привлечения денежных средств;
• размещение облигаций на большую сумму могут позволить себе только известные акционерные компании (корпорации), имеющие высокий уровень кредитного рейтинга;
• высокий уровень финансовой ответственности общества за своевременную выплату процентов и основной суммы долга при погашении облигаций, так как взыскание этих сумм при длительной просрочке платежей может осуществляться через процедуру банкротства.
Кредиторская задолженность — наиболее весомая часть обязательств предприятий. Для малых предприятий, которые не всегда имеют возможность использовать другие источники финансирования, доступные крупным компаниям, она часто является единственной возможностью привлечения капитала.
Кредиторскую задолженность трактуют как суммы денежных средств предприятия, подлежащие уплате юридическим и физическим лицам, но еще не уплаченные в погашение долга по товарным и финансовым операциям.
Как источник формирования активов предприятия кредиторская задолженность характеризуется следующими особенностями:
• она является для предприятия в основном бесплатным источником формирования заемного капитала;
• абсолютная величина образуемой предприятием кредиторской задолженности находится в непосредственной зависимости от объемов производства и продажи продукции;
• размер кредиторской задолженности зависит от своевременности погашения обязательств предприятием.
В состав кредиторской задолженности включаются:
- сумма задолженности поставщикам и подрядчикам за поступившие материальные ценности, выполненные работы и оказанные услуги;
- задолженность перед персоналом по оплате труда;
- задолженность перед бюджетом по налогам и сборам, перед государственными внебюджетными фондами;
- сумма полученных от сторонних организаций авансов по предстоящим расчетам по заключенным договорам и пр.
В зависимости от периода привлечения кредиторская задолженность может быть:
• краткосрочной (со сроком погашения в течении 12 мес.);
• долгосрочной (со сроком погашения свыше 12 мес.).
По своевременности погашения и правомерности привлечения выделяют нормальную (оправданную) кредиторскую задолженность, сроки оплаты которой еще не наступили, и просроченную (неоправданную) кредиторскую задолженность, срок оплаты которой уже истек.
Специальные формы кредитования. В качестве специальных форм кредитования в условиях рынка используются финансовая аренда (лизинг), факторинг.
Правовые и организационно-экономические особенности лизинга в России определены Федеральным законом от 29.10.1998 № 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)» (с изм. от 03.07.2016). В данном федеральном законе используются следующие основные понятия:
• лизинг — совокупность экономических и правовых отношений, возникающих в связи с реализацией договора лизинга, в том числе приобретением предмета лизинга;
• договор лизинга — договор, в соответствии с которым арендодатель (лизингодатель) обязуется приобрести в собственность указанное арендатором (лизингополучателем) имущество у определенного им продавца и предоставить лизингополучателю это имущество за плату во временное владение и пользование. Договором лизинга может быть предусмотрено, что выбор продавца и приобретаемого имущества осуществляется лизингодателем;
• лизинговая деятельность — вид инвестиционной деятельности по приобретению имущества и передаче его в лизинг.
Предметом лизинга могут быть любые непотребляемые вещи, в том числе предприятия и другие имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другое движимое и недвижимое имущество. Предметом лизинга не могут быть земельные участки и другие природные объекты, а также имущество, которое федеральными законами запрещено для свободного обращения или для которого установлен особый порядок обращения.
Субъектами лизинга являются:
• лизингодатель — физическое или юридическое лицо, которое за счет привлеченных и (или) собственных средств приобретает в ходе реализации договора лизинга в собственность имущество и предоставляет его в качестве предмета лизинга лизингополучателю за определенную плату, на определенный срок и на определенных условиях во временное владение и в пользование с переходом или без перехода к лизингополучателю права собственности на предмет лизинга;
• лизингополучатель — физическое или юридическое лицо, которое в соответствии с договором лизинга обязано принять предмет лизинга за определенную плату, на определенный срок и на определенных условиях во временное владение и в пользование в соответствии с договором лизинга;
• продавец — физическое или юридическое лицо, которое в соответствии с договором купли-продажи с лизингодателем продает лизингодателю в обусловленный срок имущество, являющееся предметом лизинга. Продавец обязан передать предмет лизинга лизингодателю или лизингополучателю в соответствии с условиями договора купли-продажи.
Предмет лизинга, переданный во временное владение и пользование лизингополучателю, является собственностью лизингодателя.
По договору лизинга лизингополучатель обязуется:
• принять предмет лизинга в порядке, предусмотренном договором лизинга;
• выплатить лизингодателю лизинговые платежи в порядке и в сроки, которые предусмотрены договором лизинга;
• по окончании срока действия договора лизинга возвратить предмет лизинга, если иное не предусмотрено договором лизинга, или приобрести предмет лизинга в собственность на основании договора купли-продажи.
Под лизинговыми платежами понимается общая сумма платежей по договору лизинга за весь срок действия договора лизинга, в которую входит возмещение затрат лизингодателя, связанных с приобретением и передачей предмета лизинга лизингополучателю, возмещение затрат, связанных с оказанием других предусмотренных договором лизинга услуг, а также доход лизингодателя. В общую сумму договора лизинга может включаться выкупная цена предмета лизинга, если договором лизинга предусмотрен переход права собственности на предмет лизинга к лизингополучателю.
Исходя из состава участников (субъектов) выделяют:
• прямой лизинг, при котором собственник имущества (поставщик) самостоятельно сдает объект в аренду пользователю, минуя посредника (двусторонняя сделка);
• косвенный лизинг, когда передача имущества пользователю происходит через посредника (лизинговую компанию или банк). В данном случае имеет место трехсторонняя сделка (поставщик — посредник — пользователь).
В зависимости от срока договора лизинга и условий амортизации передаваемого в лизинг имущества различают:
• оперативный лизинг, при котором договор заключается на срок меньший, чем срок амортизации передаваемого в лизинг имущества. По истечении срока договора предмет лизинга возвращается лизингодателю;
• финансовый лизинг, при котором договор заключается на срок, приближающийся по продолжительности к сроку амортизации всей стоимости имущества, передаваемого в лизинг. По истечении срока договора предмет лизинга выкупается лизингополучателем по остаточной стоимости.
Преимущества и недостатки использования заемных средств:
Преимущества:
• достаточно широкие возможности привлечения заемных средств, особенно при высоком кредитном рейтинге предприятия;
• способность генерировать прирост рентабельности собственного капитала (действие эффекта финансового рычага).
Недостатки:
• сложность привлечения (особенно в больших размерах), так как предоставление кредитных ресурсов зависит от решения других хозяйствующих субъектов (кредиторов), требует залогового обеспечения;
• необходимость выплаты ссудного процента во всех его формах (проценты по банковским кредитам, облигациям и т.п.);
• финансовые риски для предприятия — риски снижения финансовой устойчивости и платежеспособности, уровень которых возрастает пропорционально росту доли заемного капитала в совокупном капитале.
Для информации:
Стратегия финансирования на основе внешних источников связана с процедурами IPO и SPO.
IPO (англ. Initial Public Offering) переводится как «первичное публичное предложение».
IPO – сделанное впервые, публичное предложение инвесторам стать акционерами компании.
Иными словами, IPO – это процесс трансформации компании из частной в публичную, т.е. покупка и продажа акций корпорации становится доступным широкому кругу инвесторов (путем открытой подписки).
IPO не следует путать с SPO – англ. аббревиатура SPO (Secondary Public Offering) обозначает дополнительное размещение ценных бумаг компании, т.е. SPO – это повторная эмиссия акций компании с увеличением общего числа публично обращающихся бумаг.
Главные цели компании в IPO - привлечение долгосрочных финансовых ресурсов, создание и поддержание статуса публичной компании.
Выйдя на IPO, компания не просто меняет свой юридический статус и слово в названии компании (с «АО» на обязательное «ПАО»). Для нее появляются новые возможности не только в плане привлечения денег на фондовом рынке, но и в плане кредитования у банков, т.к. повышается престиж компании и растет доверие к ней кредиторов.
Дело в том, что для успешного выхода на IPO компании необходимо пройти тщательную подготовку, связанную с приведением в соответствие финансовой отчетности международным стандартам (МСФО), оценки стоимости компании, присвоением кредитного рейтинга, повышением качества корпоративного управления и т.д.
Однако новый публичный статус обязывает компанию проводить регулярные аудиторские проверки и публиковать свою финансовую отчетность и структуру акционеров в открытом доступе, проводить собрания акционеров, готовить ежеквартальные и годовые отчеты для инвесторов и всего рынка, проводить собрания акционеров (как минимум, обязательные годовые собрания акционеров) и т.д.
У компании, принявшей решение об IPO, есть возможность размещать свои акции либо в России (Московская биржа), либо за рубежом (чаще всего это LSE, NYSE).
Крупнейшие IPO в 2020 г.
Ozon
Ozon - одна из лидирующих платформ электронной коммерции в России. IPO Ozon состоялось в ноябре 2020 г. на американской бирже Nasdaq, одновременно американские депозитарные акции Ozon стали торговаться и на Московской бирже. В первый день торгов Ozon открылся на 41% выше цены размещения. Всего компания продала 33 млн американских депозитарных акций по $30 за акцию, в общей сложности привлекла $1,25 млрд.
При этом портфель АФК "Система", держателя 33,1% акций Ozon, в целом показал сильные результаты, и менеджмент "Системы" рекомендовал удвоить сумму дивидендов по итогам 2020 года.
"Совкомфлот".
"Совкомфлот" - крупнейшая судоходная группа компаний в России, специализирующая на морской транспортировке нефти и газа. IPO "Совкомфлота" состоялось 7 октября 2020 г. на Московской бирже. Объём размещения - 655 млн обыкновенных акций по цене 105 рублей за акцию. Привлечённая сумма - $500 млн.
Дивидендная политика – "Совкомфлот" намерен направлять акционерам не менее 50% чистой прибыли ежегодно.
Несостоявшиеся IPO.
В России планировались, но не состоялись:
IPO авиакомпании "Победа"
На данный момент 100% акций "Победы" принадлежит "Аэрофлоту", в 2020 году руководство компании планировало выйти на IPO и разместить до 25% акций "Победы", однако IPO было отменено. Вероятно, причиной стали ограничения на авиаперевозки, связанные с пандемией.
IPO cети продуктовых супермаркетов "Вкусвилл"
Из-за пандемии сети супермаркетов "Вкусвилл", продающих продукты для здорового питания, пришлось закрыть 60 магазинов и отложить IPO. Компания планировала разместить 25% акций на американской бирже Nasdaq.
В 2020 году некоторые российские компании провели SPO (вторичное публичное размещение акций).
"Яндекс" привлёк более $1 млрд на SPO.
Mail.ru Group привлекла $200 млн на SPO.
"Аэрофлот" привлёк 80 млрд рублей на SPO.