Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Финансовые результаты предприятия; прибыль и рентабельность

  • 👀 332 просмотра
  • 📌 311 загрузок
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Финансовые результаты предприятия; прибыль и рентабельность» docx
3. Финансовые результаты предприятия. Прибыль и рентабельность. Оценка финансовых результатов предприятий осуществляется системой показателей прибыли и рентабельности. Прибыль – это важнейший итоговый показатель, характеризующий экономические результаты производственной и хозяйственной деятельности предприятий. Значение прибыли велико: в ее увеличении заинтересованы одновременно предприятия и государство. Она является важнейшим источником формирования государственного бюджета. На предприятиях создает экономические предпосылки эффективного использования ресурсов и является основным источником развития производства, социально-культурных мероприятий (включая жилищное строительство), материального поощрения работников. Различают следующие виды прибыли: прибыль от реализации продукции, выполняемых работ и оказываемых услуг; прибыль до налогообложения; налогооблагаемая прибыль; прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия (чистая прибыль). Прибыль до налогообложения включает: прибыль (убыток) от реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг; прибыль от прочей реализации (продажа излишних основных средств, либо иного имущества предприятия); финансовые результаты от внереализационных операций, не связанных с производством продукции; учитываются со знаком «плюс» и «минус». Балансовая (валовая) прибыль может быть определена по формуле: , где  – прибыль (убыток) от реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг, руб;  – прибыль от прочей реализации, руб.; Вн – доходы и расходы от внереализационных операций, руб. (+ доходы, - расходы) Прибыль от реализации продукции (работ, услуг) определяется как разность между денежной суммой, полученной от реализации продукции (работ, услуг) в действующих ценах предприятия без налога на добавленную стоимость и акцизов, и полной себестоимостью реализованной продукции (работ, услуг). Прибыль от реализации – это финансовый результат, полученный от основной деятельности предприятия и определяемый раздельно по каждому виду деятельности, относящемуся к реализации продукции, выполнению работ и оказанию услуг по формуле: где  – объём реализованной продукции в действующих ценах предприятия, выполненных работ и оказанных услуг, руб.;  – налог на добавленную стоимость, руб.;   – величина акцизов по подакцизным товарам, перечень которых устанавливается в законодательном порядке, руб.;  – полная себестоимость реализованной продукции, выполненных работ и оказанных услуг, руб. Прибыль от реализации продукции оказывается под влиянием как внутренних, так и внешних факторов. Внутренние факторы предусматривают внедрение на предприятии новой техники, технологии, материалов, организации труда и производства, уровень управления, организацию рекламной работы, обновление ассортимента продукции, её конкурентоспособность, способы начисления амортизации. Влияние внешних факторов не зависит от деятельности предприятия и включает изменение: цен на потребляемые в процессе производства материально-технические ресурсы, спроса на изготовляемую предприятием продукцию, системы налогообложения, государственного регулирования цен. Прибыль от прочей реализации (Пи) включает продажу неиспользуемых основных фондов и другого имущества. Финансовый результат от внереализационных операций (Вн) учитывается со знаком «плюс» – доходы, и со знаком «минус» – расходы. Он не относится к основной деятельности предприятия и не связан с реализацией продукции, основных средств, иного имущества, выполнением работ и оказанием услуг; определяется как разность между суммой доходов за минусом расходов по внереализационным операциям. В соответствии с Налоговым кодексом в состав внереализационных доходов включаются: доходы, полученные на территории Российской Федерации и за её пределами от долевого участия в деятельности других предприятий, дивиденды по акциям и доходы по облигациям и другим ценным бумагам, принадлежащим предприятию; доходы от сдачи имущества в аренду; присужденные или признанные должником штрафы, пени, неустойки и другие виды санкций за нарушение условий хозяйственных договоров, а также доходы от возмещения причиненных убытков; прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году; другие доходы от операций, непосредственно не связанных с производством и реализацией продукции (работ, услуг); положительные курсовые разницы по валютным счетам, а также курсовые разницы по операциям в иностранной валюте. В состав внереализационных расходов включаются: затраты по аннулированным производственным заказам, а также затраты на производство, не давшее продукции; затраты на содержание законсервированных производственных мощностей и объектов (кроме затрат, возмещенных за счет других источников); не компенсируемые виновниками потери от простоев по внешним причинам; убытки по операциям с тарой; судебные издержки и арбитражные расходы; присужденные или признанные штрафы, пени, неустойки и другие виды санкций за нарушение условий хозяйственных договоров, а также расходы по возмещению причиненных убытков; суммы сомнительных долгов по расчетам с другими предприятиями, а также отдельными лицами, подлежащие резервированию в соответствии с законодательством; убытки от списания дебиторской задолженности, по которой срок исковой давности истек, и других долгов, не реальных для взыскания; убытки по операциям прошлых лет, выявленные в текущем году; некомпенсируемые потери от стихийных бедствий (уничтожение и порча производственных запасов, готовых изделий и других материальных ценностей, потери от остановки производства и прочее), включая затраты, связанные с предотвращением или ликвидацией последствий стихийных бедствий; некомпенсируемые убытки в результате пожаров, аварий, других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями; убытки от хищений, виновники которых по решению суда не установлены; отрицательная разница между суммами акциза, уплаченными на территории Российской Федерации по подакцизным товарам, использованным в качестве сырья, включая давальческое, для производства других подакцизных товаров, и суммами акциза по реализованным готовым подакцизным товарам (за исключением подакцизных товаров, производимых из подакцизных видов минерального сырья); другие расходы по оплате отдельных видов налогов и сборов, уплачиваемых в соответствии с установленным законодательством порядком за счет финансовых результатов, а также по операциям, связанным с получением внереализационных доходов; отрицательные курсовые разницы по валютным счетам, а также курсовые разницы по операциям в иностранной валюте. Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия (чистая прибыль – ) определяется как разность между прибылью до налогообложения и общей суммой налогов, перечисляемых в бюджет из прибыли: где – величина налогов, направляемых в бюджет из валовой прибыли, руб. Основным видом прямого налога является налог на прибыль. Величина налога на прибыль определяется исходя из суммы налогооблагаемой прибыли и ставки налога на прибыль. Объектом налогообложения является прибыль, которая, согласно Налоговому кодексу РФ, определяется путем сопоставления доходов и расходов производственно – хозяйственной деятельности предприятия. Величина налогооблагаемой прибыли (Пн, руб.) может быть определена по следующему выражению: где – соответственно доходы и расходы, учитываемые при налогооблажении прибыли, руб. Для решения задач Пн = Пб, поэтому находите налог на прибыль 20% от прибыли до налогообложения. Величина налога на прибыль (, руб.) рассчитывается по формуле: где – ставка налога на прибыль, %. Ставка налога на прибыль принимается в соответствии с действующим законодательством РФ. Согласно Налоговому кодексу РФ, налоговая ставка составляет 20%. После определения суммы налога на прибыль рассчитывается величина прибыли, остающейся в распоряжении предприятия. Именно она является источником развития производства, материального поощрения работников, удовлетворения их социально-культурных потребностей. Чистая прибыль предприятия направляется на развитие производства, социальные нужды трудового коллектива, на материальное поощрение работников и благотворительные цели. Часть прибыли может расходоваться на социальные нужды трудового коллектива, включающие расходы по эксплуатации социально-бытовых объектов, находящихся на балансе предприятия, затраты на строительство объектов непроизводственного назначения, на развитие подсобного сельского хозяйства, на проведение культурно-массовых и оздоровительных мероприятий. В качестве материального поощрения работников предприятия из прибыли могут выплачиваться единовременные пособия уходящим на пенсию, ветеранам труда, надбавки к пенсии, компенсации работникам удорожания стоимости питания в столовых и буфетах предприятия и т.п. Таким образом прибыль, является исходной базой для расширения производственных возможностей, научно-технического потенциала и социально-экономического развития коллектива. На основе анализа прибыли, выявляют и оценивают резервы роста прибыли и способы их реализации. Основными направлениями увеличения прибыли на предприятии могут быть: снижение себестоимости продукции за счет более рационального использования материальных, природных, трудовых и производственных ресурсов; улучшение качества выпускаемой продукции; постоянное обновление ассортимента продукции; увеличение объёмов продукции за счет улучшения использования лесосечного фонда; реализация излишнего, ненужного и неиспользуемого оборудования; увеличение выпуска экспортируемой продукции; расширение внутренних и внешних рынков сбыта продукции; развитие уровня комплексного использования древесного сырья. В практической деятельности предприятий для определения эффективности использования основных производственных фондов, материальных оборотных средств, текущих затрат, объема продаж применяют систему показателей рентабельности, используемых при оценке финансовых результатов предприятия. Общая рентабельность определяется в процентах отношением балансовой прибыли к сумме основных и оборотных средств предприятия по формуле: , % где – балансовая (валовая) прибыль предприятия, руб.;  – среднегодовая стоимость основных производственных фондов, руб.; – величина материальных оборотных средств, руб. Общая рентабельность отражает результативность использования имущества предприятия и эффективность производства, показывая величину прибыли, приходящейся на рубль вложенных основных и оборотных средств. В общей рентабельности отражаются изменения себестоимости продукции, величина и уровень использования производственных фондов, рост производительности труда, изменение объёма реализации продукции (работ, услуг), факторы ценообразования. Рассчитывают также показатель фондорентабельности (, %), учитывающий эффективность использования только основных производственных фондов и показывающий величину прибыли, приходящейся на рубль вложенных основных средств: , % В связи с тем, что приведенные показатели общей рентабельности и фондорентабельности недостаточно отражают изменения в уровне текущих затрат, рассчитывается рентабельность реализованной продукции (работ, услуг) (, %): % где  – прибыль от реализации всей продукции, выполненных работ и оказываемых услуг, руб;  – полная себестоимость реализованной продукции (работ, услуг), руб. Рентабельность продукции может определяться в целом по всей продукции (реализованной, товарной) и по отдельным её видам (%): , % где n – количество видов продукции; – соответственно цена и себестоимость i-го вида продукции, руб. Рентабельность товарной продукции показывает, сколько прибыли в перспективе может быть получено с каждого затраченного на её производство рубля. Рентабельность реализованной продукции характеризует не только эффективность затрат на её производство и реализацию, но и отражает изменения в политике ценообразования предприятия, эффективность управления затратами на предприятии через рациональное распределение общехозяйственных и других расходов. На рентабельность продукции оказывают влияние: структура продукции, отпускные цены на продукцию, цены на сырьё и материалы, а также уровень затрат на единицу продукции. Показатели рентабельности отдельных видов продукции дают возможность предприятию наиболее рационально сформировать производственную программу. Отношения между расходами и доходами выражаются рентабельностью продаж (, %): % где – объём реализованной продукции (работ, услуг), руб. На рентабельность продукции и производства оказывает влияние множество факторов: внедрение научно-технического прогресса, уровень использования основных средств с учетом интенсивного и экстенсивного развития, ускорение кругооборота оборотных средств и возможность их высвобождения, организация производства и рост производительности труда на отдельных участках и предприятии, совершенствование управления. Однако, многие факторы оказывают влияние на рентабельность, но не всегда связаны с деятельностью предприятия. Это изменение цен на основные средства, сырьё, основные и вспомогательные материалы, транспортные расходы по доставке их до предприятия, тарифы на перевозки, система налогообложения. Поэтому повышение рентабельности возможно только при комплексном подходе к анализу причин и разработке мероприятий по снижению себестоимости продукции, изучению ценообразующих факторов и формированию прибыли, остающейся в распоряжении предприятия.
«Финансовые результаты предприятия; прибыль и рентабельность» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 256 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot