Финансовые результаты предприятия; прибыль и рентабельность
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
3. Финансовые результаты предприятия.
Прибыль и рентабельность.
Оценка финансовых результатов предприятий осуществляется системой показателей прибыли и рентабельности.
Прибыль – это важнейший итоговый показатель, характеризующий экономические результаты производственной и хозяйственной деятельности предприятий. Значение прибыли велико: в ее увеличении заинтересованы одновременно предприятия и государство. Она является важнейшим источником формирования государственного бюджета. На предприятиях создает экономические предпосылки эффективного использования ресурсов и является основным источником развития производства, социально-культурных мероприятий (включая жилищное строительство), материального поощрения работников. Различают следующие виды прибыли:
прибыль от реализации продукции, выполняемых работ и оказываемых услуг;
прибыль до налогообложения;
налогооблагаемая прибыль;
прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия (чистая прибыль).
Прибыль до налогообложения включает:
прибыль (убыток) от реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг;
прибыль от прочей реализации (продажа излишних основных средств, либо иного имущества предприятия);
финансовые результаты от внереализационных операций, не связанных с производством продукции; учитываются со знаком «плюс» и «минус».
Балансовая (валовая) прибыль может быть определена по формуле:
,
где – прибыль (убыток) от реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг, руб;
– прибыль от прочей реализации, руб.;
Вн – доходы и расходы от внереализационных операций, руб. (+ доходы, - расходы)
Прибыль от реализации продукции (работ, услуг) определяется как разность между денежной суммой, полученной от реализации продукции (работ, услуг) в действующих ценах предприятия без налога на добавленную стоимость и акцизов, и полной себестоимостью реализованной продукции (работ, услуг).
Прибыль от реализации – это финансовый результат, полученный от основной деятельности предприятия и определяемый раздельно по каждому виду деятельности, относящемуся к реализации продукции, выполнению работ и оказанию услуг по формуле:
где – объём реализованной продукции в действующих ценах предприятия, выполненных работ и оказанных услуг, руб.;
– налог на добавленную стоимость, руб.;
– величина акцизов по подакцизным товарам, перечень которых устанавливается в законодательном порядке, руб.;
– полная себестоимость реализованной продукции, выполненных работ и оказанных услуг, руб.
Прибыль от реализации продукции оказывается под влиянием как внутренних, так и внешних факторов. Внутренние факторы предусматривают внедрение на предприятии новой техники, технологии, материалов, организации труда и производства, уровень управления, организацию рекламной работы, обновление ассортимента продукции, её конкурентоспособность, способы начисления амортизации.
Влияние внешних факторов не зависит от деятельности предприятия и включает изменение: цен на потребляемые в процессе производства материально-технические ресурсы, спроса на изготовляемую предприятием продукцию, системы налогообложения, государственного регулирования цен.
Прибыль от прочей реализации (Пи) включает продажу неиспользуемых основных фондов и другого имущества.
Финансовый результат от внереализационных операций (Вн) учитывается со знаком «плюс» – доходы, и со знаком «минус» – расходы. Он не относится к основной деятельности предприятия и не связан с реализацией продукции, основных средств, иного имущества, выполнением работ и оказанием услуг; определяется как разность между суммой доходов за минусом расходов по внереализационным операциям.
В соответствии с Налоговым кодексом в состав внереализационных доходов включаются:
доходы, полученные на территории Российской Федерации и за её пределами от долевого участия в деятельности других предприятий, дивиденды по акциям и доходы по облигациям и другим ценным бумагам, принадлежащим предприятию;
доходы от сдачи имущества в аренду;
присужденные или признанные должником штрафы, пени, неустойки и другие виды санкций за нарушение условий хозяйственных договоров, а также доходы от возмещения причиненных убытков;
прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году;
другие доходы от операций, непосредственно не связанных с производством и реализацией продукции (работ, услуг);
положительные курсовые разницы по валютным счетам, а также курсовые разницы по операциям в иностранной валюте.
В состав внереализационных расходов включаются:
затраты по аннулированным производственным заказам, а также затраты на производство, не давшее продукции;
затраты на содержание законсервированных производственных мощностей и объектов (кроме затрат, возмещенных за счет других источников);
не компенсируемые виновниками потери от простоев по внешним причинам;
убытки по операциям с тарой;
судебные издержки и арбитражные расходы;
присужденные или признанные штрафы, пени, неустойки и другие виды санкций за нарушение условий хозяйственных договоров, а также расходы по возмещению причиненных убытков;
суммы сомнительных долгов по расчетам с другими предприятиями, а также отдельными лицами, подлежащие резервированию в соответствии с законодательством;
убытки от списания дебиторской задолженности, по которой срок исковой давности истек, и других долгов, не реальных для взыскания;
убытки по операциям прошлых лет, выявленные в текущем году;
некомпенсируемые потери от стихийных бедствий (уничтожение и порча производственных запасов, готовых изделий и других материальных ценностей, потери от остановки производства и прочее), включая затраты, связанные с предотвращением или ликвидацией последствий стихийных бедствий;
некомпенсируемые убытки в результате пожаров, аварий, других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;
убытки от хищений, виновники которых по решению суда не установлены;
отрицательная разница между суммами акциза, уплаченными на территории Российской Федерации по подакцизным товарам, использованным в качестве сырья, включая давальческое, для производства других подакцизных товаров, и суммами акциза по реализованным готовым подакцизным товарам (за исключением подакцизных товаров, производимых из подакцизных видов минерального сырья);
другие расходы по оплате отдельных видов налогов и сборов, уплачиваемых в соответствии с установленным законодательством порядком за счет финансовых результатов, а также по операциям, связанным с получением внереализационных доходов;
отрицательные курсовые разницы по валютным счетам, а также курсовые разницы по операциям в иностранной валюте.
Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия (чистая прибыль – ) определяется как разность между прибылью до налогообложения и общей суммой налогов, перечисляемых в бюджет из прибыли:
где – величина налогов, направляемых в бюджет из валовой прибыли, руб.
Основным видом прямого налога является налог на прибыль.
Величина налога на прибыль определяется исходя из суммы налогооблагаемой прибыли и ставки налога на прибыль.
Объектом налогообложения является прибыль, которая, согласно Налоговому кодексу РФ, определяется путем сопоставления доходов и расходов производственно – хозяйственной деятельности предприятия.
Величина налогооблагаемой прибыли (Пн, руб.) может быть определена по следующему выражению:
где – соответственно доходы и расходы, учитываемые при налогооблажении прибыли, руб.
Для решения задач Пн = Пб, поэтому находите налог на прибыль 20% от прибыли до налогообложения.
Величина налога на прибыль (, руб.) рассчитывается по формуле:
где – ставка налога на прибыль, %.
Ставка налога на прибыль принимается в соответствии с действующим законодательством РФ.
Согласно Налоговому кодексу РФ, налоговая ставка составляет 20%.
После определения суммы налога на прибыль рассчитывается величина прибыли, остающейся в распоряжении предприятия. Именно она является источником развития производства, материального поощрения работников, удовлетворения их социально-культурных потребностей.
Чистая прибыль предприятия направляется на развитие производства, социальные нужды трудового коллектива, на материальное поощрение работников и благотворительные цели.
Часть прибыли может расходоваться на социальные нужды трудового коллектива, включающие расходы по эксплуатации социально-бытовых объектов, находящихся на балансе предприятия, затраты на строительство объектов непроизводственного назначения, на развитие подсобного сельского хозяйства, на проведение культурно-массовых и оздоровительных мероприятий.
В качестве материального поощрения работников предприятия из прибыли могут выплачиваться единовременные пособия уходящим на пенсию, ветеранам труда, надбавки к пенсии, компенсации работникам удорожания стоимости питания в столовых и буфетах предприятия и т.п.
Таким образом прибыль, является исходной базой для расширения производственных возможностей, научно-технического потенциала и социально-экономического развития коллектива. На основе анализа прибыли, выявляют и оценивают резервы роста прибыли и способы их реализации. Основными направлениями увеличения прибыли на предприятии могут быть:
снижение себестоимости продукции за счет более рационального использования материальных, природных, трудовых и производственных ресурсов;
улучшение качества выпускаемой продукции;
постоянное обновление ассортимента продукции;
увеличение объёмов продукции за счет улучшения использования лесосечного фонда;
реализация излишнего, ненужного и неиспользуемого оборудования;
увеличение выпуска экспортируемой продукции;
расширение внутренних и внешних рынков сбыта продукции;
развитие уровня комплексного использования древесного сырья.
В практической деятельности предприятий для определения эффективности использования основных производственных фондов, материальных оборотных средств, текущих затрат, объема продаж применяют систему показателей рентабельности, используемых при оценке финансовых результатов предприятия.
Общая рентабельность определяется в процентах отношением балансовой прибыли к сумме основных и оборотных средств предприятия по формуле:
, %
где – балансовая (валовая) прибыль предприятия, руб.;
– среднегодовая стоимость основных производственных фондов, руб.;
– величина материальных оборотных средств, руб.
Общая рентабельность отражает результативность использования имущества предприятия и эффективность производства, показывая величину прибыли, приходящейся на рубль вложенных основных и оборотных средств. В общей рентабельности отражаются изменения себестоимости продукции, величина и уровень использования производственных фондов, рост производительности труда, изменение объёма реализации продукции (работ, услуг), факторы ценообразования.
Рассчитывают также показатель фондорентабельности (, %), учитывающий эффективность использования только основных производственных фондов и показывающий величину прибыли, приходящейся на рубль вложенных основных средств:
, %
В связи с тем, что приведенные показатели общей рентабельности и фондорентабельности недостаточно отражают изменения в уровне текущих затрат, рассчитывается рентабельность реализованной продукции (работ, услуг) (, %):
%
где – прибыль от реализации всей продукции, выполненных работ и оказываемых услуг, руб;
– полная себестоимость реализованной продукции (работ, услуг), руб.
Рентабельность продукции может определяться в целом по всей продукции (реализованной, товарной) и по отдельным её видам (%):
, %
где n – количество видов продукции;
– соответственно цена и себестоимость i-го вида продукции, руб.
Рентабельность товарной продукции показывает, сколько прибыли в перспективе может быть получено с каждого затраченного на её производство рубля. Рентабельность реализованной продукции характеризует не только эффективность затрат на её производство и реализацию, но и отражает изменения в политике ценообразования предприятия, эффективность управления затратами на предприятии через рациональное распределение общехозяйственных и других расходов.
На рентабельность продукции оказывают влияние: структура продукции, отпускные цены на продукцию, цены на сырьё и материалы, а также уровень затрат на единицу продукции.
Показатели рентабельности отдельных видов продукции дают возможность предприятию наиболее рационально сформировать производственную программу.
Отношения между расходами и доходами выражаются рентабельностью продаж (, %):
%
где – объём реализованной продукции (работ, услуг), руб.
На рентабельность продукции и производства оказывает влияние множество факторов: внедрение научно-технического прогресса, уровень использования основных средств с учетом интенсивного и экстенсивного развития, ускорение кругооборота оборотных средств и возможность их высвобождения, организация производства и рост производительности труда на отдельных участках и предприятии, совершенствование управления. Однако, многие факторы оказывают влияние на рентабельность, но не всегда связаны с деятельностью предприятия. Это изменение цен на основные средства, сырьё, основные и вспомогательные материалы, транспортные расходы по доставке их до предприятия, тарифы на перевозки, система налогообложения. Поэтому повышение рентабельности возможно только при комплексном подходе к анализу причин и разработке мероприятий по снижению себестоимости продукции, изучению ценообразующих факторов и формированию прибыли, остающейся в распоряжении предприятия.