Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Финансовое право. Правовое регулирование государственных и муниципальных расходов.Правовые основы денежно-кредитной системы.

  • 👀 2815 просмотров
  • 📌 2736 загрузок
  • 🏢️ РФЭИ
Выбери формат для чтения
Статья: Финансовое право. Правовое регулирование государственных и муниципальных расходов.Правовые основы денежно-кредитной системы.
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Финансовое право. Правовое регулирование государственных и муниципальных расходов.Правовые основы денежно-кредитной системы.» pdf
НВУЗ АНО «Региональный финансово-экономический институт» ФИНАНСОВОЕ ПРАВО (Вторая лекция) __________________________ http://elearning.rfei.ru Содержание РАЗДЕЛ 1. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ РАСХОДОВ......3 Глава 1.1. Расходные обязательства государства..........................3 Глава 1.2. Бюджетное финансирование.........................................5 РАЗДЕЛ 2. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ СИСТЕМЫ.........................................................................................10 Глава 2.1. Правовое регулирование денежного обращения и расчетов..........................................................................................10 Глава 2.2. Правовое регулирование банковской деятельности в РФ.........................................................................17 Глава 2.3. Правовое регулирование валютных операций..........21 Глава 2.4. Правовое регулирование инвестиционной деятельности..................................................................................26 Глава 2.5. Правовое регулирование рынка ценных бумаг.........31 ЗАКЛЮЧЕНИЕ.................................................................................35 2 РАЗДЕЛ 1. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ РАСХОДОВ Глава 1.1. Расходные обязательства государства Наряду с государственными доходами важнейшей финансово-правовой категорией являются государственные (муниципальные расходы). Именно они являются необходимой составляющей финансовой деятельности государства и муниципальных образований и обеспечивают выполнение государством (муниципальными образованиями) возложенных на них задач и функций. С экономической позиции государственные (муниципальные) расходы - это совокупность общественных отношений, связанных с финансированием государственных и муниципальных затрат. C правовой точки зрения государственные (муниципальные) расходы можно определить как урегулированную нормами права деятельность государственных органов (органов местного самоуправления) по распоряжению централизованными и децентрализованными фондами денежных средств для обеспечения выполнения задач и функций государства и муниципальных образований. По различным основаниям государственные расходы можно разделить на централизованные и децентрализованные, бюджетные расходы и расходы за счет государственных внебюджетных фондов, федеральные, региональные (за счет бюджета субъекта РФ) и муниципальные. Государственные функции и обязательства весьма широки и затрагивают фактически все сферы общественной деятельности, все отрасли народного хозяйства. Именно поэтому расходы бюджетов всех уровней осуществляются на основе единой бюджетной классификации, которая представляет собой группировку доходов и расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, а также источников финансирования дефицитов этих бюджетов. 3 Расходные обязательства государства и муниципальных образований возникают на основании закона (о бюджете) или иных нормативно-правовых актов, а также соглашений. В целях надлежащего контроля за осуществлением расходных обязательств на органы государственной и муниципальной власти возложена обязанность по ведению в установленном соответствующим исполнительным органом порядке реестров расходных обязательств и их представлению в вышестоящий орган исполнительной власти. Реестр представляет собой используемый при составлении проекта бюджета перечень нормативных правовых актов, муниципальных правовых актов (с обязательным указанием соответствующих статей, частей, пунктов, подпунктов, абзацев правовых актов), обусловливающих публичные нормативные обязательства и (или) правовые основания для иных расходных обязательств. В реестре расходных обязательств в обязательном порядке также производится оценка объемов бюджетных ассигнований, необходимых для исполнения включенных в реестр обязательств. Как мы уже говорили, расходные обязательства государства многочисленны, бюджетное же законодательство выделяет следующие формы бюджетных расходов на: • оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ), в том числе расходы на оплату государственных (муниципальных) контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных (муниципальных) нужд; • социальное обеспечение населения; • предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями; • предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам производителям товаров, работ, услуг; • предоставление межбюджетных трансфертов; • предоставление платежей, взносов, безвозмездных перечислений субъектам международного права; 4 обслуживание государственного (муниципального) долга; исполнение судебных актов по искам к Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям о возмещении вреда, причиненного гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов. Кроме того, к расходным обязательствам государства относится также создание резервных фондов: • резервного фонда Президента РФ; • резервного фонда субъектов Российской Федерации; • резервных фондов исполнительных органов государственной власти (местных администраций). Денежные средства из указанных фондов направляются на финансирование непредвиденных расходов, в том числе на проведение аварийно-восстановительных работ и иных мероприятий, связанных с ликвидацией последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций. Следует отметить, что расходы государства непременно должны быть обеспечены достаточным количеством финансовых ресурсов, поэтому, если принимается какой-либо правовой акт, увеличивающий расходные обязательства или устанавливающий новые виды расходов, такой нормативно-правовой акт обязательно должен содержать положения, раскрывающие источники финансирования вновь возникающих расходов. • • Глава 1.2. Бюджетное финансирование Расходование бюджетных средств осуществляется путем бюджетного финансирования, под которым понимают урегулированное нормами права предоставление государственных и муниципальных денежных средств получателям бюджетных средств, бюджетам различных уровней, унитарным предприятиям на определенных условиях. 5 Основными видами бюджетного финансирования являются: • сметно-бюджетное финансирование; • бюджетное кредитование. В отличие от сметно-бюджетного финансирования бюджетное кредитование предоставляется только на возвратной и в большинстве случаев на платной основе. Финансирование государственных и муниципальных расходов осуществляется на основе неукоснительного выполнения ряда принципов. К ним относят: • плановость; • соответствие планируемых расходов объему доходов; • целевое направление средств; • соответствие финансируемых расходов охраняемым законом правам и интересам граждан, юридических лиц, государства, муниципальных образований; • соответствие финансируемых расходов требованиям экологических, санитарно-гигиенических и других установленных нормативными актами норм; • выделение средств на осуществление контроля за использованием государственных и муниципальных средств и ответственность за нарушения в этой области. Принцип плановости означает финансирование расходов в неукоснительном соответствии с финансово-плановым актом, содержащим исчерпывающий перечень доходов и расходов. Принцип соответствия планируемых расходов объему доходов устанавливает, что финансирование расходов осуществляется в рамках представленных денежных средств. В целях соблюдения принципа целенаправленности все расходы должны иметь предметно-целевое назначение: заработная плата, командировки и т.д. Соответствие финансируемых расходов охраняемым законом правам и интересам граждан, юридических лиц, государства, муниципальных образований, а также соответствие финансируемых расходов требованиям экологических, санитарно-гигиенических норм тесно связаны с общеправовым принципом законности. 6 Гарантом соблюдения финансовой дисциплины при бюджетном финансировании выступает наличие обязательного контроля и наложения ответственности в случаях нарушения условий и порядка финансирования. Сметно-бюджетное финансирование - это предоставление в соответствии с утвержденной сметой доходов и расходов денежных средств бюджетным учреждениям на условиях безвозвратности и безвозмездности. Сметно-бюджетное финансирование осуществляется исключительно в рамках имеющихся в наличии денежных средств на едином счете бюджета при неукоснительном соблюдении процедур санкционирования и финансирования расходов соответствующего бюджетного учреждения. Именно бюджетные учреждения за счет выделения им средств из бюджетов различных уровней удовлетворяют общественно-социальные потребности общества: школы — в образовании, медицинские учреждения — в здравоохранении, органы государственного и муниципального управления - в осуществлении различных управленческих функций государства. Бюджетные учреждения получают и расходуют денежные средства на основании составленной и утвержденной сметы. В ст. 70 БК РФ содержится исчерпывающий перечень расходов бюджетных учреждений, к которым отнесены расходы на: • оплату труда работников бюджетных учреждений, денежное содержание (денежное вознаграждение, денежное довольствие, заработную плату) работников органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации и муниципальные должности, государственных и муниципальных служащих, иных категорий работников, командировочные и иные выплаты в соответствии с трудовыми договорами (служебными контрактами, контрактами) и законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами; 7 оплату поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг для государственных (муниципальных) нужд; • уплату налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации; • возмещение вреда, причиненного бюджетным учреждением при осуществлении его деятельности. Под бюджетным кредитованием понимается предоставление финансовых ресурсов юридическим лицам и бюджетам другого уровня на условиях срочности, платности и возвратно сти финансовых ресурсов в целях обеспечения выполнения задач и функций бюджетами различных уровней, а также предприятиями и учреждениями. В соответствии со ст. 6 БК РФ бюджетный кредит определяется как денежные средства, предоставляемые бюджетом другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации, юридическому лицу (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), иностранному государству, иностранному юридическому лицу на возвратной и возмездной основах. При утверждении бюджета устанавливаются цели, на которые может быть предоставлен бюджетный кредит, условия и порядок предоставления бюджетных кредитов, бюджетные ассигнования для их предоставления на срок в пределах финансового года и на срок, выходящий за пределы финансового года, а также ограничения по получателям (заемщикам) бюджетных кредитов. Предоставление бюджетного кредита осуществляется на основании заключения соответствующего гражданско-правового договора. По общему правилу бюджетный кредит предоставляется на условиях возмездности, срочности, платности, возвратности и обеспеченности. Основным условием предоставления бюджетного кредита является отсутствие у заемщика просроченной задолженности по денежным обязательствам перед соответствующим бюджетом (публично-правовым образованием), а для юридических лиц - также по обязательным платежам в бюджетную систему Российской Федерации, за исключением случаев реструктуризации обязательств (задолженности). • 8 Кроме того, в отношении юридического лица-заемщика обязательно проведение предварительной проверки финансового состояния юридического лица - получателя бюджетного кредита, его гаранта или поручителя. Проверка финансового состояния, целевого использования бюджетного кредита, а также учет основного и обеспечительных обязательств ведется в течение срока действия договора о предоставлении бюджетного кредита. 9 РАЗДЕЛ 2. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ СИСТЕМЫ Глава 2.1. Правовое регулирование денежного обращения и расчетов Вся финансовая деятельность государства, будь то сбор финансовых средств, их накопление или распределение так или иначе тесно связана с денежным обращением. Денежное обращение пронизывает всю финансовую систему. Особую роль деньги играют в рыночной экономике, являясь важнейшим ее атрибутом. Как экономическая категория, деньги представляют собой средство выражения стоимости товаров, меру стоимости, всеобщий эквивалент множества стоимостей товаров. Сущность денег проявляется через их функции, к которым относятся: 1. определение меры стоимости; 2. средство накопления; 3. средство обращения; 4. средство платежа; 5. функция мировых денег, проявляющаяся в обслуживании международного товарообмена. Особенностью денег является то, что они находятся в постоянном движении. Процесс непрерывного движения денег в наличной и безналичной формах называется денежным обращением. Очевидно, что обращение денег является наиважнейшими отношениями в любой экономике и в финансовой деятельности, именно поэтому эти отношения регулируются государством через нормы финансового права. В соответствии с Федеральным законом от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (далее – Закон о Банке России) официальной денежной единицей (валютой) Российской Федерации является рубль, состоящий из 100 копеек. Причем понятием «валюта РФ» охватываются не только банкноты и монеты (наличные деньги), но и средства на банковских 10 счетах и в банковских вкладах (безналичные деньги). Образцы денежных знаков устанавливаются ЦБ РФ, увидеть же их также можно на официальном сайте Банка России. Введение на территории страны других денежных единиц и выпуск денежных суррогатов (подделок) запрещается. Банкноты и монеты являются безусловными обязательствами Банка России, обеспечиваются всеми его активами и обязательны к приему по нарицательной (номинальной) стоимости при всех видах платежей, для зачисления на счета, во вклады и для перевода на всей территории страны. Банкноты и монеты Банка России не могут быть объявлены недействительными (утратившими силу законного средства платежа), если не установлен достаточно продолжительный срок их обмена на банкноты и монеты нового образца. Не допускаются какиелибо ограничения по суммам или субъектам обмена. При обмене банкнот и монет на денежные знаки срок изъятия банкнот и монет из обращения не может быть менее одного года, но не превышает пяти лет. Банк России вправе обменивать без ограничений ветхие и поврежденные банкноты. «Рождаются» деньги, а точнее выпускаются в оборот, путем эмиссии, которую также осуществляет Центральный Банк России. ЦБ РФ осуществляет контроль за денежной массой в России, производит выпуск в оборот и изъятие из него денежных средств, поддерживает определенный объем денежной массы в стране, различными инструментами ограничивает увеличение денежной массы, которое осуществляют коммерческие банки путем предоставления кредитов (одним из таких инструментов является создание обязательных резервов банков: чем меньше сумма обязательных резервов, тем больше банки могут предоставить кредитов и тем больше денег может создать банковская система). Сумма платежных средств в экономике страны, совокупный объем наличных денег и безналичного оборота образуют денежную массу, которая характеризует покупательные, платежные и накопительные средства, необходимые для развития экономики страны в целом, а также для удовлетворения потребностей физических и юри11 дических лиц. Вся эта денежная масса в экономике должна быть достаточной, то есть должно соблюдаться правильное соотношение между доходами населения и организаций в денежной форме и стоимостью товаров и платных услуг, предлагаемых на внутреннем рынке. Отклонение от соотношения приведет к негативным последствиям в экономике (например, к инфляции — обесцениванию денег при их избытке). Дабы таких негативных последствий не происходило, государство осуществляет финансово-правовое регулирование денежного обращения на своей территории. Регулированию денежного обращения предшествует выработка соответствующей денежно-кредитной политики государства на определенном этапе развития общества. Денежно-кредитная политика государства, как вы помните, входит в состав финансовой политики и формируется Банком России во взаимодействии с Правительством РФ. В соответствии со ст. 35 Закона о Банке России к основным инструментам и методам денежно-кредитной политики Банка России относятся: • процентные ставки по операциям Банка России; • нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования); • операции на открытом рынке; • рефинансирование кредитных организаций; • валютные интервенции; • установление ориентиров роста денежной массы; • прямые количественные ограничения; • эмиссия облигаций от своего имени. Банк России является кредитором последней инстанции, т.е. выдает кредиты иным банкам. В соответствии с упомянутым Федеральным законом Банк России регулирует общий объем выдаваемых им кредитов в соответствии с принятыми ориентирами единой государственной денежно-кредитной политики. Под операциями на открытом рынке понимаются купляпродажа Банком России казначейских векселей, государственных облигаций, прочих государственных ценных бумаг, облигаций Банка 12 России, а также краткосрочные операции с указанными ценными бумагами с совершением позднее обратной сделки. Под рефинансированием понимается кредитование Банком России кредитных организаций, при этом формы, порядок и условия рефинансирования устанавливаются самим Банком России. Изменение ставки рефинансирования представляет собой изменение цены дополнительных кредитных ресурсов, предоставляемых ЦБ РФ остальным банкам. Валютные интервенции связаны с куплей-продажей Банком России иностранной валюты на валютном рынке для воздействия на курс рубля и на суммарный спрос и предложение денег. Покупая за счет золотовалютных резервов национальную валюту, ЦБ РФ увеличивает спрос на нее, а значит, и повышает ее курс. И наоборот, продавая национальную валюту, он увеличивает ее предложение и снижает ее курс. Под прямыми количественными ограничениями Банка России понимается установление лимитов на рефинансирование кредитных организаций и проведение ими отдельных банковских операций. Этот метод рассматривается как исключительный и может применяться только после консультаций с правительством страны. Как мы уже отмечали, денежная масса состоит из наличных и безналичных средств, а соответственно и денежное обращение подразделяется на наличное и безналичное. В процентном соотношении налично-денежный оборот меньше, чем безналичный, и обслуживает в основном получение и расходование денежных доходов населения, а также часть платежей предприятий и организаций. Наличный денежный оборот является непрерывным процессом движения наличных денег в форме банкнот (банковских билетов), казначейских билетов, металлических монет. Любое государство, в том числе и Российская Федерация, заинтересовано в сокращении объема наличного денежного обращения и в расширении безналичных форм расчетов. Безналичное денежное обращение состоит в списании определенной денежной суммы со счета одного субъекта в кредитной организации и зачислении ее на счет другого субъекта в этой же или иной кредитной организации либо в иной форме, при которой наличные де13 нежные знаки как средство платежа отсутствуют. В соответствии с Законом о Банке России Банк России устанавливает предельный размер расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами; расчеты на сумму, превышающую установленную, должны производиться только в безналичном порядке. Любая организация, которая работает с наличными деньгами (принимает платежи, оплату за услуги или товары от физических или юридических лиц), обязана иметь кассовый аппарат, а соответственно и исполнять требования порядка ведения кассовых операций. К кассовым операциям относятся операции юридических лиц в процессе их деятельности по приему, хранению и выдаче наличных денежных средств РФ. В целях ограничения налично-денежного обращения все юридические лица независимо от их организационно-правовой формы: • обязаны хранить свои денежные средства в учреждениях банков; • должны производить расчеты по своим обязательствам с другими организациями в безналичном порядке через учреждения банков; • могут иметь в своей кассе наличные деньги в пределах лимитов, рассчитанных по специальной формуле (в соответствии с Приложением к Положению Банка России от 12 октября 2011 года N 373-П «О порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации»); • обязаны сдавать в банк всю денежную наличность сверх установленных лимитов остатка наличных денег в кассе в порядке и в сроки, которые согласованы с учреждениями банков; • имеют право хранить в своих кассах наличные деньги сверх установленных лимитов только для оплаты труда, выплаты пособий по социальному страхованию, стипендий, пенсий и только на срок не свыше пяти рабочих дней, включая день получения денег в банке. В соответствии с ограничениями по осуществлению расчетов в наличной форме ЦБ РФ установил порядок ведения кассовых операций предприятиями, организациями, а также кредитными организациями на территории Российской Федерации. 14 Все наличные деньги, поступающие на предприятия, в организации и учреждения, а также наличные деньги, выдаваемые юридическими лицами, должны документально оформляться. Основными денежными документами в данном случае выступают приходный и расходный кассовые ордера, которые оформляются на основе первичных документов (договоров и т.п.). В кассовой книге отражаются все операции по приему и расходованию денег по каждому операционному дню. Приходные и расходные ордера, а также чеки на получение денег в кредитных организациях подписывает получатель средств, которым выступает руководитель предприятия, учреждения, организации или специально уполномоченное им лицо. Как уже отмечалось, у юридических лиц наличные деньги могут храниться лишь в пределах лимита, который устанавливает банк, обслуживающий данное юридическое лицо. По окончании рабочего дня сверхлимитные суммы наличных денег должны сдаваться в банк. В кассе предприятия, учреждения или организации может оставаться в пределах лимита лишь такая сумма денег, которая необходима для осуществления на следующий день неотложных небольших платежей. Исключения из этого правила специально оговариваются в соответствующих нормативных актах Правительства РФ или Банка России. В целях сохранности средств помещения кассы должны быть соответствующим образом оборудованы. Ответственность за соблюдение правил ведения кассовых операций возлагается на руководителей предприятий, главных (старших) бухгалтеров, руководителей финансовых служб и кассиров. Банки обязаны систематически проверять соблюдение предприятиями действующего порядка ведения кассовых операций и в случае выявления нарушений принимать необходимые меры к их устранению. Особый порядок ведения кассовых операций предусмотрен для юридических лиц, принимающих наличные деньги от населения за продаваемые товары, оказанные услуги и выполненные работы, что позволяет осуществлять финансовый контроль за законностью проводимых операций, а также за полнотой и своевременностью уплаты налогов хозяйствующими субъектами. 15 Федеральный закон от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» установил, что денежные расчеты с населением по торговым операциям или оказанию услуг производятся всеми предприятиями (в том числе физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в случае осуществления ими торговых операций или оказания услуг), организациями, учреждениями, их филиалами и другими обособленными подразделениями с обязательным применением контрольно-кассовой техники. Перечисленные юридические лица, в том числе и индивидуальные предприниматели, обязаны иметь зарегистрированную контрольно-кассовую технику в исправном состоянии, выдавать покупателю (клиенту) вместе с покупкой (после оказания услуги) отпечатанный техникой чек, подтверждающий исполнение обязательства по договору купли-продажи, и обеспечивать беспрепятственный доступ к этим машинам сотрудников налоговых органов. Одновременно законодательство содержит перечень отдельных категорий предприятий, которые в силу специфики своей деятельности или особого местонахождения могут осуществлять денежные расчеты без применения контрольно-кассовой техники. В данном случае чек заменяется, например, выдачей квитанции, билета, талона. Безналичные расчеты между предприятиями могут производиться в различных формах, среди которых: • расчеты платежными поручениями; • расчеты по аккредитиву; • расчеты чеками; • расчеты по инкассо; • иные формы расчетов, предусмотренные законом, установленными в соответствии с ним банковскими правилами и применяемыми в банковской практике обычаями делового оборота. Достаточно подробно перечисленные формы расчетов, а также порядок расчетов рассмотрены в курсе «Банковское дело», поэтому мы не будем останавливаться на них подробно. 16 Глава 2.2. Правовое регулирование банковской деятельности в РФ Банковская система является одной из основополагающих частей финансовой системы Российской Федерации. Она тесно связана с отношениями, возникающими в процессе финансовой деятельности государства и реализации его задач и функций, что позволяет отнести отношения в сфере банковской деятельности к предмету регулирования финансового права. Банки являются важными субъектами практически во всех финансовых отношениях в государстве — именно на их счета зачисляются налоговые поступления, именно благодаря им производятся многочисленные расчеты между хозяйствующими субъектами и государством, именно банки увеличивают денежную массу путем предоставления кредитов. Многообразие отношений в банковской деятельности регулируется целым массивом нормативно-правовых актов, которые формируют банковское право как подотрасль финансового. Помимо основных положений, перечисленных в Конституции РФ и кодифицированных актах (ГК РФ, НК РФ, БК РФ), банковская деятельность регулируется также специализированными законодательными актами. Федеральный закон от 02 декабря 1990 года № 395-1 «О банках и банковской деятельности» (Закон о банках) закрепляет состав и структуру банковской системы Российской Федерации, порядок государственной регистрации кредитных организаций, лицензирования банковской деятельности, основы взаимоотношений кредитных организаций с государством и Банком России. К предмету регулирования Закона о Банке России относят правовое положение Банка России, его структуру и полномочия, основы банковского регулирования и надзора. В Федеральном законе от 25 февраля 1999 г. № 40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» закрепляются порядок и условия осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства) кредитных организаций, а также особенности оснований и процедур признания кредитных организаций несо17 стоятельными (банкротами) и их ликвидации в порядке конкурсного производства. Отдельный блок специализированных актов составляют федеральные законы в области страхования вкладов физических лиц. Федеральный закон «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» регулирует вопросы функционирования системы обязательного страхования вкладов физических лиц в банках России, компетенцию, порядок образования и деятельности организации, осуществляющей функции по обязательному страхованию вкладов — Агентства по страхованию вкладов (Агентства), порядок выплат по вкладам. К предмету его ведения также относят отношения между банками, Агентством, Банком России и органами исполнительной власти Российской Федерации. В целях защиты интересов вкладчиков банков, не вошедших в систему страхования вкладов и укрепления доверия к банковской системе, принят Федеральный закон от 29 июля 2004 г. № 96-ФЗ «О выплатах Банка России по вкладам физических лиц в признанных банкротами банках, не участвующих в системе обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации», который устанавливает порядок обращения физических лиц и осуществления им выплат в случае признания кредитных организаций банкротами. Принят и действует также ряд законов, оформляющих указанные выше законодательные изменения относительно других нормативных актов. Федеральный закон от 30 декабря 2004 г. № 218-ФЗ «О кредитных историях» регулирует общественные отношения в сфере формирования, хранения и использования кредитных историй (информации об исполнении обязательств по договорам займа и кредита) физических и юридических лиц. В этом Федеральном законе также устанавливаются особенности создания, ликвидации и реорганизации бюро кредитных историй, характер взаимодействия последних с органами власти различных уровней, Банком России и заемщиками. Среди федеральных законов, регулирующих банковскую деятельность, отдельно стоит выделить принятые в 2008 г. антикризисные федеральные законы, направленные на противодействие мировому финансовому кризису 2008 г. Одним из них является Феде18 ральный закон от 13 октября 2008 г. № 173-ФЗ «О дополнительных мерах по поддержке финансовой системы Российской Федерации». Значительное место в правовом регулировании банковской деятельности занимают правовые акты Банка России, которые издаются в форме указаний, положений и инструкций. Сам Банк России является органом банковского регулирования и надзора на территории Российской Федерации. Его правовой статус определяется Конституцией РФ и федеральными законами. Среди них основополагающее место занимают Закон о Банке России и Закон о банках. Банк России может быть ликвидирован только на основании принятия конституционного федерального закона о поправке к Конституции РФ. Банк России не зависим в своей деятельности от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления К основным целям деятельности Банка России относят: • защиту и обеспечение устойчивости рубля; • развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации; • обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы. Для их реализации Банк России осуществляет ряд государственных функций: • во взаимодействии с Правительством РФ разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику; • монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует наличное денежное обращение; • устанавливает правила осуществления расчетов, проведения банковских операций, кассовых операций, определяет порядок осуществления расчетов с международными организациями, иностранными государствами, а также с юридическими и физическими лицами; • осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп; 19 организует и осуществляет валютное регулирование и валютный контроль; • осуществляет полномочия по управлению, владению, пользованию и распоряжению имуществом Банка России, включая золотовалютные резервы. Банк России также осуществляет расчетные, кассовые и депозитные операции, принимает на хранение и в управление ценные бумаги и другие активы, выдает поручительства и банковские гарантии, открывает счета в российских и иностранных кредитных организациях на территории Российской Федерации и территориях иностранных государств. Оперативное управление Банком России осуществляет его председатель, назначаемый на должность (сроком на четыре года) и освобождаемый от должности Государственной Думой РФ по представлению Президента РФ. Непосредственно же разработкой и обеспечением выполнения основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики и утверждением отчета о деятельности Банка России и его годовой финансовой отчетности занимается Совет директоров Банка России в составе 12 человек и во главе с председателем Банка РФ. Со стороны главы государства, законодательной и исполнительной власти деятельность Банка РФ также контролируется Национальным банковским советом. Как уже было отмечено, Банк России является органом банковского регулирования и банковского надзора. Целями банковского регулирования и надзора являются: • развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации; • обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы; • защита и обеспечение интересов физических и юридических лиц - вкладчиков и кредиторов кредитных организаций. Для достижения указанных целей Банк России располагает определенными полномочиями и инструментами. Банковская деятельность достаточно обширна и в рамках настоящего курса не может быть освещена достаточно глубоко. Более подробно о банковской деятельности вы можете прочитать в курсе «Банковское дело». • 20 Глава 2.3. Правовое регулирование валютных операций В мире насчитывается более 150 различных валют. И каждое государство, проводя свою валютную политику преследует цель по стабилизации курса национальной валюты, обеспечению ее конвертируемости, защите внутреннего валютного рынка, обеспечению бесперебойного функционирования валютно-финансового механизма, пресечению незаконного вывоза капиталов за рубеж, поддержанию стабильности платежного баланса страны. В России средства многих фондов государства размещены в иностранной валюте, иногда налоги, сборы и пени, штрафы могут взыскиваться за счет валютных средств налогоплательщика, кроме того, с валютными отношениями часто связаны отношения по государственным займам, если они осуществляются не в национальной валюте. Таким образом очевидно, что валютные отношения разнообразны и их необходимо регулировать для поддержания стабильности экономики страны. В России выделяются следующие сферы валютно-финансового регулирования: 1. регулирование конвертации валюты — ограничения на конвертацию валюты могут служить важной мерой защиты внутреннего рынка страны на этапе его становления; 2. регулирование текущих операций с валютой. К текущим операциям с валютой относится большинство операций по экспорту и импорту товаров и услуг, в этой области валютное регулирование тесно переплетено с таможенным и налоговым; 3. регулирование движения капитала — регулирование инвестиций, кредитов, ссуд (формами такого регулирования может быть ограничение вывоза национальной и иностранной валюты, золота, ценных бумаг, разрешительная процедура вывоза капитала, запрет на инвестиции нерезидентов (гражданам и юридическим лицам иностранных государств) и продажи им национальных ценных бумаг и др.) 4. валютный контроль, целью которого является обеспечение соблюдения законодательства государства при осуществле21 нии операций с валютными ценностями, а также операций с национальной валютой, ценными бумагами, платежными документами и др. Нормы, регулирующие валютно-финансовые отношения содержатся в различных правовых актах, но особое место отводится Федеральному закону от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» и принятым в соответствии с ним федеральным законам. Важную роль играют также акты органов валютного регулирования, к которым относится ЦБ РФ и Правительство РФ (согласно ст. 5 Закона о валютном регулировании). Достаточно большую роль в регулировании финансово-валютных отношений играют нормы международного права, которые регулируют такие отношения как: 1. функционирование международных валютных организаций (Международного валютного фонда, Международного банка реконструкции и развития и др.), в которых участвует Российская Федерация; 2. межгосударственные денежно-кредитные отношения (правовой режим межгосударственных налоговых платежей; межгосударственные займы; урегулирование взаимных межгосударственных требований; международно-правовое регулирование банковский отношений); 3. совершение отдельных категорий валютных операций и связанных с этим юридических действий (условия ввоза-вывоза валюты, упрощенный порядок таможенного оформления товаров и валюты и др.); 4. межгосударственные отношения с драгоценными камнями и драгоценными металлами (межгосударственные поставки камней и драгметаллов и др.); 5. сотрудничество в области валютного и экспортного контроля; 6. сотрудничество в борьбе с нарушениями валютного законодательства. Субъектами валютных правоотношений являются: 1. резиденты; 2. нерезиденты. 22 Резидентами являются (п. 6 ч. 1 ст. 1 Закона о валютном регулировании): а) физические лица, являющиеся гражданами Российской Федерации, за исключением граждан Российской Федерации, признаваемых постоянно проживающими в иностранном государстве в соответствии с законодательством этого государства; б) постоянно проживающие в Российской Федерации на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства; в) юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации; г) находящиеся за пределами территории Российской Федерации филиалы, представительства и иные подразделения резидентов, указанных в подп. "в"; д) дипломатические представительства, консульские учреждения Российской Федерации и иные официальные представительства Российской Федерации, находящиеся за пределами территории Российской Федерации, а также постоянные представительства Российской Федерации при межгосударственных или межправительственных организациях; е) Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, которые выступают в отношениях, регулируемых настоящим федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными федеральными законами и другими нормативными правовыми актами. Нерезидентами являются (п. 7 ч. 1 ст. 1 Закона о валютном регулировании): а) физические лица, не являющиеся резидентами в соответствии с подп. "а" и "б" п. 6 ч. 1 ст. 1 Закона о валютном регулировании; б) юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории Российской Федерации; в) организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных госу23 дарств и имеющие местонахождение за пределами территории Российской Федерации; г) аккредитованные в Российской Федерации дипломатические представительства, консульские учреждения иностранных государств и постоянные представительства указанных государств при межгосударственных или межправительственных организациях; д) межгосударственные и межправительственные организации, их филиалы и постоянные представительства в Российской Федерации; е) находящиеся на территории Российской Федерации филиалы, постоянные представительства и другие обособленные или самостоятельные структурные подразделения нерезидентов, указанных в подп. "б" и "в"; ж) иные лица, не указанные в числе резидентов. В Российский Федерации, как и в других странах, различают органов и агентов валютного контроля. К органам валютного контроля в нашей стране относится Центральный Банк РФ, а также ряд уполномоченных Правительством РФ федеральных органов исполнительной власти, среди которых Минфин России, Росфиннадзор, Росфинмониторинг. Агенты валютного контроля — это организации, которые в соответствии с законодательством наделены определенными полномочиями в сфере валютного контроля. В России агентами валютного контроля являются уполномоченные банки, подотчетные ЦБ РФ, государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)», а также не являющиеся уполномоченными банками профессиональные участники рынка ценных бумаг, в том числе держатели реестра (регистраторы), подотчетные федеральному органу исполнительной власти по рынку ценных бумаг, таможенные органы и налоговые органы. Органы и агенты валютного контроля и их должностные лица в пределах своей компетенции имеют право: • проводить проверки соблюдения резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства и актов органов валютного регулирования; 24 проводить проверки полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям резидентов и нерезидентов; • запрашивать и получать документы и информацию, которые связаны с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов. Обязательный срок для представления документов по запросам органов и агентов валютного контроля не может составлять менее семи рабочих дней со дня подачи запроса. Органы валютного контроля и их должностные лица имеют право: • выдавать Предписания об устранении выявленных нарушений актов валютного законодательства и актов органов валютногорегулирования; • применять меры ответственности за нарушение актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования. Порядок представления резидентами и нерезидентами подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций агентам валютного контроля устанавливается: • для представления агентам валютного контроля, за исключением уполномоченных банков, — Правительством РФ; • для представления уполномоченным банкам — ЦБ РФ. Агенты валютного контроля и их должностные лица обязаны: • осуществлять контроль за соблюдением резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования; • представлять органам валютного контроля информацию о валютных операциях, проводимых с их участием, в порядке, установленном актами валютного законодательства РФ и актами органов валютного регулирования. Органы и агенты валютного контроля и их должностные лица обязаны сохранять в соответствии с законодательством РФ коммерческую, банковскую и служебную тайну, ставшую им известной при осуществлении их полномочий. • 25 Глава 2.4. Правовое регулирование инвестиционной деятельности Наверное, каждый из вас слышал слово «инвестиции», и, уверены, большинство знают, что это такое. Понятие «инвестиция» происходит от англ. investment и означает «вложение», т.е. некие материальные ценности, совокупность активов. Инвестирование - это процесс передачи указанных материальных ценностей собственником инвестиций — инвестором. Инвестиционной же деятельностью в этом смысле можно назвать процесс, связанный с аккумулированием, передачей инвестиций от одного субъекта инвестиционной деятельности (инвестора) другому - получателю инвестиций (реципиенту). Инвестиционная деятельность в экономическом смысле является элементом управления собственными финансами, реализацией финансовой политики или плана. Инвестиционной деятельностью могут заниматься и физические, и юридические лица, и государство. Так, например, оплату вами данного курса можно рассматривать как инвестиции в образование, повышение квалификации самого вас самих (инвестора), при этом такая инвестиция является внутренней, поскольку инвестор и получатель инвестиций совпадают в одном лице. Также вы можете осуществить внешнюю инвестицию, купив акции вновь созданного акционерного общества в надежде, что эти акции принесут вам прибыль в перспективе. Здесь инвестиции направлены на внешнюю среду, получатель инвестиций является отличным лицом от инвестора, и поэтому такие инвестиции являются внешними. Кроме того, инвестиции могут быть национальными и иностранными. Иностранные инвестиции предоставляются иностранными государствами, международными и межправительственными организациями, а также частными иностранными компаниями и гражданами иностранных государств. Национальными инвесторами могут выступать все субъекты национальной экономики с учетом особенностей их деятельности. Инвестиции играют важную роль в экономике любой страны, региона. Они могут серьезно влиять на развитие тех или иных от26 раслей народного хозяйства. Именно поэтому так важно правовое регулирование деятельности, связанной с инвестициями. Особого внимания заслуживает инвестиционная деятельность нерезидентов (иностранных фирм и граждан), поскольку в отдельных случаях она может угрожать экономической безопасности страны (например, в случае покупки акций стратегически важного предприятия). Регулированием общественных отношений в области консолидации, движения, использования, возврата централизованных и децентрализованных фондов (собственных или привлеченных инвестором) денежных средств и иных активов в целях извлечения инвестиционного дохода занимается такая подотрасль финансового права как инвестиционное право. Более подробно, предметом регулирования инвестиционного права (как комплексной отрасли российского права) являются общественные отношения: • связанные с аккумулированием финансов инвесторами, выработкой инвестиционных стратегий, определением целей и задач инвестирования, оценкой инвестиционных объектов (оценка инвестиционной привлекательности); • связанные с процессом вложения накопленных активов в различные финансовые инструменты путем приобретения и продажи разнообразных активов, их консолидации, диверсификации, реструктуризации; • связанные с управлением инвестиционными активами и контролем за ними; • возникающие при реализации инвестиционных активов, получении инвестиционной прибыли, реинвестировании. Для регулирования всех перечисленных отношений существует комплекс норм, которые находятся в различных правовых актах, среди которых Гражданский, Налоговый, Таможенный кодексы РФ, Федеральный закон от 09.07.1999 г. № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации», Федеральный закон от 25.02.1999 г. № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений», Закон РСФСР 26.06.1991 г. № 1488-1 «Об инвестиционной деятельности в РСФСР». 27 Источниками инвестиционного права являются нормативные акты исполнительных органов Российской Федерации, а именно Правительства РФ, Министерства экономического развития РФ, Минфина России, ФСФР России, Минприроды России, Федеральной антимонопольной службы, других органов исполнительной власти. Особое место занимают акты Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР) России - ведущего регулятора осуществления инвестиционной деятельности на фондовом рынке России. Важными источниками инвестиционного права являются международно-правовые акты. Конвенция об урегулировании инвестиционных споров между государствами и физическими или юридическими лицами других государств (1965 г.) заложила основы деятельности Международного центра по урегулированию инвестиционных споров. Положениями Сеульской конвенции об учреждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций (1985 г.) была сформирована система стимулирования инвестиций при помощи их международного страхования. Конвенция о защите прав инвесторов (1997 г.) позволила унифицировать инвестиционное законодательство стран СНГ, закрепила понятия инвестора и инвестиций, установила благоприятный режим взаимного инвестирования между Российской Федерацией и странами СНГ. В соответствии с законодательством России инвесторами могут выступать: • государство, субъекты Федерации, местные администрации в лице своих органов; • иностранные государства, органы иностранных государств; • международные и межправительственные организации; • национальные юридические лица и индивидуальные предприниматели, их объединения; • некоммерческие и общественные организации; • иностранные юридические лица и их объединения, иностранные организации, не являющиеся юридическими лицами; • иностранные граждане, граждане Российской Федерации, лица без гражданства. 28 Получателями же инвестиций в Российской Федерации могут выступать: • государство, субъекты Российской Федерации, местные администрации; • хозяйственные общества и индивидуальные предприниматели. Инвестиционная деятельность разнообразна, и об этом рассказывает курс «Инвестиции». Различны, соответственно, и правовые отношения, возникающие в процессе инвестиционной деятельности. К инвестиционным правоотношениями можно отнести следующие отношения. 1. Правоотношения, связанные с осуществлением прямых инвестиций. К этой категории инвестиций можно отнести инвестиции в форме капитальных вложений, которые предусмотрены Федеральным законом «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений». Объектом инвестиций в этом случае является основной капитал получателя инвестиций, в том числе инвестиции на новое строительство, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение действующих организаций, приобретение машин, оборудования, инструмента, инвентаря, проектно-изыскательские работы и другие затраты. 2. Правоотношения, связанные с осуществлением венчурных инвестиций. Это вложение средств в капитал организаций, находящихся в стадии развития, а также занимающихся инновационным бизнесом, развитием новых технологий и производств. Данный вид инвестиций отличается наличием высоких рисков в части срочности и возвратности вложений, что в свою очередь окупается участием в создании передовых производств, высококонкурентного продукта и повышенной доходностью от данных инвестиций. Участие в инвестировании венчурных проектов позволяет оказаться на передовых позициях наиболее привлекательных бизнес-направлений, участвовать в создании новых продуктов и технологий, что может давать в дальнейшем определенные конкурентные преимущества. 29 В настоящее время нет устоявшихся критериев отнесения инвестиций к венчурным, это понятие только формируется. 3. Правоотношения в области эмиссии ценных бумаг. Данное направление включает в себя операции по выпуску и размещению акций, а также облигаций, кредитных нот, нот участия в кредите, депозитарных расписок, иных ценных бумаг, в том числе векселей. 4. Правоотношения, связанные с приобретением, продажей и иными операциями с эмиссионными ценными бумагами. Эта сфера правоотношений регулируется прежде всего Законом о рынке ценных бумаг и представляет собой очень сложные и многообразные взаимоотношения, обусловленные высокой скоростью и технологичностью проведения сделок, большим количеством субъектов правоотношений, их профессиональной специализацией. Так, она включает в себя деятельность профессиональных участников рынка ценных бумаг, порядок их взаимоотношений между собой, с инвесторами и их группами. 5. Правоотношения, связанные с привлечением финансовых ресурсов и процессом инвестирования в различные валютные ценности. Это арбитражные операции по купле-продаже иностранной валюты, некоторых иных валютных ценностей. 6. Правоотношения, связанные с инвестиционными операциями на срочном рынке, а именно купля-продажа фьючерсов (срочных контрактов), опционов, где базисным активом могут быть сырьевые товары, золото, валюта, иные финансовые и кредитные инструменты. 7. Правоотношения, возникающие при осуществлении инвесторами коллективных инвестиций, к наиболее распространенным формам которых относятся общие фонды банковского управления (ОФБУ), паевые и акционерные инвестиционные фонды, страховые компании, негосударственные пенсионные фонды, кредитные, жилищные кооперативы, общества взаимного страхования. Коллективное инвестирование заключается в консолидации средств отдельных инвесторов и передаче в управление квалифицированным управляющим, обладающим надлежащими знаниями и 30 опытом. Данные формы инвестирования особенно приемлемы для мелких и средних инвесторов, не обладающих необходимой квалификацией, финансовыми ресурсами и соответствующими профессиональными навыками работы на финансовых рынках. Формой коллективных инвестиций, например, являются вложения в негосударственные пенсионные фонды. Существуют и другие инвестиционные правоотношения. Так или иначе, все эти разнообразные отношения по поводу инвестиционной деятельности должны строиться с соблюдением регулирующих их норм права. И несмотря на то, что инвестиционное законодательство в России достаточно молодое, существует много нормативно-правовых актов, устанавливающих те или иные предписания. Несомненно, специалисту в области финансов, занимающемуся вопросами инвестиционной деятельности, важно знать эти нормы. Глава 2.5. Правовое регулирование рынка ценных бумаг Как вы могли заметить, на протяжении курса мы достаточно часто упоминали различные ценные бумаги: акции, облигации и пр. Это не случайно. Рынок ценных бумаг является составной частью финансового права. Именно посредством этого рынка инвесторы вкладывают временно свободные денежные средства в приобретение ценных бумаг различных эмитентов, именно на фондовом рынке государство размещает свои ценные бумаги. Рынок ценных бумаг является составной частью финансового рынка. Финансовый рынок представляет собой совокупность рыночных механизмов торговли финансовыми активами: иностранной валютой, ценными бумагами, кредитами, депозитами, производными финансовыми инструментами. В состав финансового рынка входят денежный, валютный, фондовый, срочный рынки, рынок ценных бумаг и рынок производственных финансовых инструментов. На валютном рынке осуществляется покупка, продажа и обмен иностранной валюты и платежных документов, выраженных в иностранных валютах. Денежный рынок условно объединяет кредитный, долговой рынки, и представляет собой совокупность финансовых институтов купли-продажи денежных 31 средств, часть рынка ссудных капиталов, на которой осуществляются краткосрочные депозитно-ссудные операции. Финансовый рынок и рынок ценных бумаг, как его часть, является наиважнейшим инструментом в экономике, посредством которого денежные средства перемещаются от различных субъектов. Признавая важность этого инструмента, государство создало целый ряд нормативно-правовых актов, регулирующих операции, совершаемые на таких рынках. Базовым актом является Гражданский кодекс РФ, закрепляющий в главе 7 понятие ценной бумаги, ее виды, способы передачи на нее прав и пр. Также следует обратить внимание на целый ряд некодифицированных законов: 1. Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» (далее - Закон о РЦБ) регулирует отношения, возникающие при эмиссии и обращении эмиссионных ценных бумаг, при осуществлении профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, а также устанавливает основы государственного регулирования данного рынка. 2. Федеральный закон от 5 марта 1999 г. № 46-ФЗ «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг» устанавливает меры, направленные на обеспечение государственной и общественной защиты прав и законных интересов физических и юридических лиц, объектом инвестирования которых являются эмиссионные ценные бумаги, а также определяет порядок выплаты компенсаций и предоставления иных форм возмещения ущерба инвесторам - физическим лицам, причиненного противоправными действиями профессиональных участников рынка ценных бумаг. 3. Федеральный закон от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» регулирует отношения, влияющие на конкуренцию на рынке финансовых услуг, в том числе услуг на рынке ценных бумаг. 4. Федеральный закон от 29 июля 1998 г. № 136-ФЗ «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг» устанавливает порядок возникновения в результате эмиссии государственных и муниципальных цен32 ных бумаг и исполнения обязательств Российской Федерации, субъектами РФ, муниципальными образованиями; процедуру эмиссии государственных и муниципальных ценных бумаг и особенности их обращения; порядок раскрытия информации эмитентами указанных ценных бумаг. Также деятельность на финансовом рынке регулируется целям рядом подзаконных актов, среди которых указы Президента РФ, Постановления Правительства РФ, письма министерств. Особое место занимают нормативно-правовые акты Федеральной службы по финансовым рынкам РФ (до 2004 года функции этой службы выполняла Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг). Само понятие ценной бумаги, как мы говорили, закреплено в Гражданском кодексе РФ, где установлено (п. 1 ст. 142), что «Ценной бумагой является документ, удостоверяющий с соблюдением установленной формы и обязательных реквизитов имущественные права, осуществление и передача которых возможны только при его предъявлении». Проще говоря, ценная бумага — это документ, устанавливающий, что у вас есть право на какое-то имущество. Например, чек устанавливает ваше право на получение денег в банке, акция дает право на долю в акционерном капитале компании и на пропорциональную часть прибыли и т. п. Виды ценных бумаг весьма подробно описаны в курсе «Рынок ценных бумаг», поэтому на этом моменте мы останавливаться не будем. Центральное место на рынке ценных бумаг занимает инвестор. Именно в его интересах созданы сложные и многообразные финансовые институты, обслуживающие рынок ценных бумаг, создающие условия его эффективного функционирования. Инвестор, формирующий собственный инвестиционный портфель на рынке ценных бумаг, называется портфельным инвестором. Инвесторами могут выступать государство, органы государства, субъекты Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах имеющихся у них полномочий, иностранные государства, международные организации и корпорации, хозяйственные общества, некоммерческие организации, российские и иностранные граждане, лица без гражданства. 33 Все инвесторы могут использовать рынок ценных бумаг в качестве инструмента управления собственными финансовыми ресурсами или ресурсами, находящимися в их управлении. Помимо инвесторов к участникам рынка ценных бумаг относятся: 1. биржи; 2. клиринговые организации; 3. депозитарии; 4. брокеры; 5. дилеры; 6. управляющие компании; 7. регистратор; 8. иные участники. Правовой статус участников рынка ценных бумаг определяется различными законами, часть из которых мы уже перечислили. 34 ЗАКЛЮЧЕНИЕ Помимо регулирования бюджетных, налоговых, эмиссионных, валютных, инвестиционных и др. отношений, к предмету финансового права относится также регулирование формирования и использования денежных фондов коммерческих организаций, выступающих производителями продукции, товаров, работ и услуг. Однако мы сознательно не стали в рамках данного курса останавливаться на этом вопросе, поскольку вы достаточно подробно сможете узнать о финансах коммерческих организаций в курсе «Корпоративные финансы». Более того, многие вопросы были освещены нами только поверхностно, чтобы дать общее представление о правовом регулировании финансовой деятельности. Мы надеемся, что если кому-то будет необходимо узнать больше о той или иной сфере финансового права, он сможет достаточно легко сориентироваться в большом количестве литературы и нормативно-правовых актов. В заключении к настоящему учебному курсу хотим обратить ваше внимание на то, что в своей профессиональной деятельности вы часто будете сталкиваться (а, может быть, уже сталкиваетесь) с теми или иными нормативно-правовыми актами. Не ленитесь находить их, изучать, ведь только в них вы можете найти достоверную информацию о законодательном регулировании тех или иных отношений. Несомненно, практически в каждой организации есть юрист, который подскажет вам ответ на правовой вопрос, однако если вы хотите стать ключевым сотрудником, руководителем того или иного отдела — вам просто необходимо знать нормативную базу в своей сфере деятельности, необходимо уметь ориентироваться в законодательных актах, работать в справочно-правовых системах. Некоторые навыки мы вам попытаемся дать с помощью практических заданий к данному курсу. Желаем вам успеха в дальнейшем обучении и профессиональной деятельности! Конец курса Все замечания и предложения отсылайте по адресу: feedback@rfei.ru 35
«Финансовое право. Правовое регулирование государственных и муниципальных расходов.Правовые основы денежно-кредитной системы.» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 566 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot