Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекции Логуновой Л.В.
Лекция 1.
1. Структура философского знания.
2. Онтология – первая часть философии.
3. Домашнее задание к семинару 1. «Античная философия»
1. Структура философского знания.
2. ОНТОЛОГИЯ – теория бытия.
В зависимости от мировоззрения философа и эпохи, в которой он живет, господствуют либо идеалистические (основа мира – духовное начало), либо материалистические (основа мира – материя, сознание зависит от материального носителя – мозга, вне материи идеальное, духовное начало не существует) воззрения. И идеалисты, и материалисты НЕ ОПРОВЕРГАЮТ существование противоположного начала. Например, идеалисты допускают существование материального мира, кроме солипсизма, который признает только субъективный дух, сознание, управляющее миром, который есть иллюзия, проекция моего ума. Но такой субъективный идеализм редок, так как трудно отрешиться от неустранимости материального мира, хотя бы и нужд собственного тела. Чаще господствует объективный идеализм. Например, вера в Бога допускает существование материи, но утверждает, что материальный мир изменчив, непостоянен, склонен к саморазрушению, и потому должен поддерживаться более устойчивым типом энергии – Духом Божьим, который дает ему смысл, красоту (меру, порядок и число по Августину Блаженному) и цель (спасение души и жизнь вечную). В данном случае материя как творение высшего разума, которое им же и поддерживается, безусловно, существует, но это существование ВТОРИЧНО. По аналогии – Луна светит, но не собственным светом, а отраженным светом Солнца. Но Луна ведь существует, глупо опровергать ее бытие.
Материализм в свою очередь допускает идеальное начало. Но не в виде идеи, которая существует независимо от материи. Идея в материализме – это отражение в сознании человека общих, устойчивых, повторяющихся свойств материального мира, которые можно описать через научные понятия. Например, повторяющаяся связь явлений между собой дает нам понятия «причина-следствие». Но отдельно от материи идеи не существует. Нет мира идей, как у Платона, куда попадает человеческая душа после смерти тела и где она получает представления о совершенных материальных телах, учится основам математики (это врожденная идея по Платону), а также идее красоты, справедливости, блага (добра) и идее Единого (единое начало, управляющее всем). Нет духовного начала, управляющего миром и жизнью каждого человека. Нет посмертного существования души без тела, нет воскресения тел после второго пришествия Христа, нет рая. Есть только материальное существование тела, которое погибает безвозвратно. Таким материалистом в некоторых своих произведениях предстает известный иранский ученый – астроном и философ Омар Хайям (11-12 в.)
Мы из глины, — сказали мне губы кувшина, —
Но в нас билась кровь цветом ярче рубина…
Твой черед впереди. Участь смертных едина.
Все, что живо сейчас — завтра: пепел и глина.
Или еще один рубай Омара Хайяма:
Не одерживал смертный над небом побед.
Всех подряд пожирает земля-людоед.
Ты пока еще цел? И бахвалишься этим?
Погоди: попадешь муравьям на обед!
Впрочем, Хайяма нельзя назвать стопроцентным материалистом, так как он упоминает в своих кратких стихотворениях (рубаях) судьбу, Аллаха, волю неба и пр. Но при этом даже в своих идеалистических воззрениях он остается гедонистом, философом, который читает, что цель жизни – удовольствие. Вот пример.
Я терплю издевательства неба давно.
Может быть, за терпенье в награду оно
Ниспошлёт мне красавицу лёгкого нрава
И тяжёлый кувшин ниспошлёт заодно.
Итак, материализм не отвергает идею, сознание, но он считает их вторичным, производным от материи. Характерным является то, что материалисты чаще всего не используют термин «душа», заменяя его понятием «сознание» и термин «дух», который они ничем не заменяют, просто не употребляют. Ведь если вы говорите о душе, то невольно предполагаете ее посмертное существование, сознание же в отличие от души смертно и умирает вместе с телом.
ПРИМЕЧАНИЕ. И идеалисты, и материалисты – это люди умные, образованные, с логическим складом ума. Они могут приводить разные доводы в пользу своих теорий, но при этом неизменно пользуются основными законами логики, то есть правильного, научного мышления. Обыденное сознание обывателя, который думает, что мыслит, а на самом деле пользуется готовыми шаблонами, мифическими образами, и, как правило, собственный мозг не включает, может и пренебречь законами логики. Такие рассуждения наукой философией в расчет не принимаются, поскольку это рассуждения неумных людей. Скажем, доводом в пользу существования души у обывателей считается следующий «факт». Если взвесить труп человека, то несколько пропавших граммов считают признаком того, что душа отлетела от тела. НО. Если мы допускаем существование души, то она бессмертна, не принадлежит материальному миру и веса не имеет. А если мы взвесили труп, то потерянные граммы имеют вес, а значит, это не душа, так как она по определению бессмертна. Так что подобные доводы отвергают и материалисты, и идеалисты.
Впрочем, был и иногда возникает в истории философии феномен – вульгарный материализм. Он все-таки отличается от обыденного мышления, но в одном доводе близок к нему. Вульгарный материализм считает, что есть прямая связь между материей и идеей. Скажем, тело напрямую влияет на сознание и наоборот. Например, философы 19 века К. Фогт, Я. Молешотт, Л. Бюхнер считали, что мозг вырабатывает мысли так же, как печень вырабатывает желчь. Человеческая личность объяснялась ими также физиологически («Человек есть то, что он ест» — Молешотт). Для общественной мысли этих авторов (особенно Бюхнера) характерен социальный дарвинизм. И атеизм. Ошибка вульгарного материализма – логическая, называется «узкое определение». Представьте, что на взрослого мужчину пытаются надеть детский костюмчик. Вульгарные материалисты понимают человека узко, только как животное. Да, человека можно рассматривать как животное (в анатомии, биологии в целом), но только как животное – нельзя. Эта ошибка узкого определения еще называется редукционизмом (редукто – по латыни «свожу»), то есть сведение сложного явления к простому.
Естественнонаучный материализм (или просто – материализм) понимает человека и мир правильно. То есть научно. Примером такого материализма является английский философ 17 века Джон Локк. По мнению Локка, все сложные идеи постепенно вырабатываются рассудком из простых идей, а простые происходят из внешнего или внутреннего опыта. Внешний опыт предоставляет нам материальный мир: наше сознание анализирует явления по принципам тождества и различия, равенства и неравенства, сходства и несходства, смежности по пространству и времени, причине и действию. Наш внутренний опыт занимается анализом собственных реакций на внешние раздражители, переживаний, постепенно вырабатывая понятия добра и зла. Этические понятия, правда, описываются Локком вульгарно материалистически – через принцип гедонизма (удовольствия). То, что приносит нам страдание – это зло, то, что приносит удовольствие – добро. Честно говоря, так мыслят дети или очень глупые люди, которые не видят перспективы дальше нескольких дней. Например, вставать по утрам и идти учиться с точки зрения ребенка – зло. Однако такой вульгарный этический идеализм Локк довольно последовательно проводит в своих политических воззрениях. Ведь именно Локк придумал теорию общественного договора. Люди, по его мнению, эгоисты по натуре, руководствуются принципом удовольствия, их жизнь протекает в борьбе за жизненные блага. Поэтому им нужен внешний контролер в виде государства, который будет обуздывать их сиюминутный эгоизм, так как государство видит общую пользу в отдавленной перспективе. Именно с государством и заключает население (фактически сборище больших детей) общественный договор: мы отдаем часть своих свобод (например, право на кровную месть) в обмен на гарантии безопасности.
Исторически существует еще одно явление – стихийный материализм. Мы упоминаем его в последнюю очередь, хотя исторически он возник первым – в 7 веке до нашей эры в Греции. И изучать на семинарских занятиях его мы тоже будем первым. Почему мы поставили его в конец очереди? Этот вид материализма не используется в современном научном языке. Даже вульгарный материализм периодически возникает в той или иной форме. Стихийный материализм отжил свое. Отдельные фрагменты из него влились позже в развитые научные теории. Ну, мы ведь и не летаем сейчас, скажем, на аэропланах Можайского, просто ушло время. Да и стихийный материализм использует мифологические начала в качестве основы мира – земля, вода, воздух, огонь. Использование их в современном научном языке не допускается. Хотя…может быть, нас ждет и ренессанс этой философии, скажем, в связи с развитием китайской медицины, у которой таких начал даже не четыре, а шесть – земля, вода, воздух, огонь, дерево, металл. Поживем – увидим.
Вторая онтологическая модель – дуализм. «Дуа» по латыни означает «два». Дуализм признает одновременно равноправное существование двух независимых друг от друга начал. Примером такого дуализма служит теория Пифагора (6 в. до н.э.).
Совершенное
Несовершенное
Круг
Все остальные фигуры
Прямое
Кривое
Свет
Тьма
Разум
Чувства
Конечное
Бесконечное
Мужское
Женское
Нечетное
Четное
Сделаем примечание. Четные числа в пифагорейской математике считаются совершенными. Почему же философ Пифагор исказил математические идеи в философских трудах? Дело состоит во влиянии господствующего мировоззрения на научную теорию. В Греции мужским богам были посвящены нечетные дни, женским – четные. Стоило признать четное совершенным началом и…сами понимаете. Поэтому при рассмотрении научных философских теорий, да и любых научных теорий, стоит обращать внимание на исторические обстоятельства возникновения теории, и на личность автора. В защиту Пифагора стоит сказать, что в его школу принимали всех, даже женщин и рабов, если у них были врожденные математические способности. Беспрецедентный случай. Такое повторилось только один раз – в академии Платона (5-4 вв. до н.э.).
А вот пример более сложного дуализма – философия Р. Декарта (17 в., Франция). Сделаем пояснения к его теории. Субстанция – это начало, которое ни от чего не зависит и имеет причину в самом себе. Все, что имеет причину в другом, является либо атрибутом (основным свойством), либо модусом (неосновным свойством). Например, цвет глаз у человека – это модус, влияния на такой атрибут как разум не имеет. Бывают умные люди с разным цветом глаз и наоборот. Бог – субстанция, так как он ни от чего не зависит, а от него зависит все. Он – самостоятелен. Человек – это не субстанция в полном смысле этого слова, он – сотворенное существо. Но и у него, и у материи как субстанции есть независимость. В этом они подобны Богу. Он допускает свободу развития материального мира, и свободу развития духовного мира человека. Поэтому в приведенной ниже схеме две субстанции – духовная и материальная.
У духовной субстанции есть атрибут – мышление, он присущ всем людям, его нельзя отнять, иначе человек перестанет быть человеком. А то, что можно отнять (условно) – это ощущение, чувство, желание. Например, любовь существует, но она нематериальна, зато ее можно желать, ощутить (это примитивный уровень, первичный) и почувствовать (высший уровень).
Материальная субстанция – это то, что можно поделить до бесконечности. Духовная – не делится, она либо есть, либо нет. Любовь или свобода либо есть, либо нет. Основной признак материи протяженность, модус материи – форма (длина, ширина, высота), положение в пространстве относительно других тел и движение. Ткните пальцем в любой материальный объект – карандаш, компьютер, собственное тело. У всех этих тел есть делимость до бесконечности, длина, ширина, высота, положение в пространстве, они могут двигаться в этом пространстве. А где мы можем найти длину, ширину и высоту у свободы или справедливости, или у числа? А нигде – это духовные субстанции, у них другие свойства.
Посмотрите внимательно на атрибуты и модусы духа и материи. Не совпадает ни одно из свойств. Вывод. Материя и дух прямого влияния друг на друга не оказывают. Но ведь как-то они связаны? По Декарту их связь косвенная – посредником является Бог как совершенное существо, подлинная субстанция. Если вам трудно оперировать понятием Бог, то стоит заметить, что Декарт придерживается теории деизма, по которой Бог – это творец мира, который не вмешивается напрямую в дела этого мира. Это противоречит идее теизма, личного участия Бога в делах людских. По аналогии сапожник стачал сапоги, а как вы их будете носить – ваше дело. Это – деизм. А если сапожник дал вам сапоги бесплатно на время и регулярно проверяет, как вы их носите, то это теизм. Вульгарное немного объяснение.
Итак, по Декарту мир создан уже совершенным и автоматически стремится к этому совершенству: порядок идей такой же, как порядок вещей. Происходит, говоря современным языком, автоматическая настройка. Правда, не обошлось без небольшой доли вульгарного материализма. В глубине души даже самого умного человека живет обыватель, который хочет объяснить мир просто. Посмотрите на следующую схему. По Декарту в мозгу человека есть шишковидная железа, в которой находятся врожденные идеи: математическая идея равенства, законы логики и идея Бога как совершенного существа. В 20 веке проверили эту железу, и весь мозг: нет центра врожденных идей. Увы.
Но зато дуализм Рене Декарта подарил психологии идею психофизиологического параллелизма, которая активно используется. Тело и сознание относительно независимы друг от друга (атеистический вариант). Душа и тело относительно независимы друг от друга (вариант теизма).
Представим себе ситуацию. Вам обещают дать квартиру, если вы напишете хотя бы одно стихотворение уровня А.С. Пушкина. Напишете? Или вас убьют, если вы не напишете это стихотворение. Сумеете? Нет, если Бог (или бессмертная природа) не дала вам таланта. А если у вас есть талант, то ни подкуп, ни угрозы будут не нужны. Потому что признак бессмертной души – это свобода. Вывод. Нет прямого влияния материи на душу.
Приведем исторический пример. Во времена правления И.В. Сталина жил поэт акмеист Осип Мандельштам. Вот его классическое стихотворение, описывающее тонкие движения человеческой души.
Невыразимая печаль...
Невыразимая печаль
Открыла два огромных глаза,
Цветочная проснулась ваза
И выплеснула свой хрусталь.
Вся комната напоена
Истомой - сладкое лекарство!
Такое маленькое царство
Так много поглотило сна.
Немного красного вина,
Немного солнечного мая,-
И, тоненький бисквит ломая,
Тончайших пальцев белизна.
Жил он бедно, точнее, в абсолютной нищете, и вот к нему в коммунальную квартиру позвонил САМ Сталин и предложил писать стихи про советскую власть. И Мандельштам…согласился. Он уже сидел в тюрьме за свой идеализм и знал, что он там не выживет. Но вот странное дело, его талант внезапно куда-то исчез. Потому что талант дан свыше и не терпит принуждения, как бы ни вопило тело. Мандельштам умер в тюрьме.
Но и душа не может напрямую влиять на тело. Какие бы теории ни выдумывали идеологи, чтобы заставить человека работать бесплатно или жить в бараке, глупое тело жаждет тепла и еды. Так же непросто решаются вопросы борьбы с лишним весом, когда упрямое тело по ночам открывает холодильник, с курением, пьянством и прочим. Этот дуализм признает современная наука. А вот у Декарта душа на тело влияет, а обратной связи нет. Возможно, это было связано с тем, что Декарт был из аристократической семьи, и неплохо обеспечен. Посмотрите на следующее изображение.
И материализм, и идеализм признают одно начало мира. Поэтому в философии они называются словом монизм (моно – это «один» по латыни).
Дуализм (дуа – это «два» на латыни) признает два начала.
Плюрализм ( плюрале – это «много» на латыни) признает много начал, то есть от трех начал и больше. Плюрализм в философии редок. Он не укладывается в основной закон логики – закон исключенного третьего («Пациент либо жив, либо мертв, третьего не дано»). Но в ранних философских построениях, а также в религиозной философии он встречается (Бог-Отец, Бог-Сын, Бог-Дух Святой).
Материализм бывает 1) стихийный (первоначало – природная стихия – вода, воздух, огонь, земля и т.п.); 2) вульгарный (прямая связь между материей и сознанием, нет автономности сознания); 3) естественнонаучный (относительная независимость сознания от материи). Также мы не упомянули механистический материализм 17-18 вв., в котором сочетаются элементы естественнонаучного и вульгарного материализма. И особняком стоит диалектический материализм К. Маркса и Ф. Энгельса, где также сочетаются элементы вульгарного и естественнонаучного материализма. Но в целом модификаций материализма всегда три. Камнем преткновения является человек. Если его понимают как мыслящую машину или особую обезьяну, то, значит, отрицают принцип свободы воли. Это неизбежно приводит к вульгарному материализму, идее прямого воздействия на человеческое сознание, идее манипуляции человеком.
Идеализм бывает субъективный и объективный. Вульгарный субъективный идеализм – это солипсизм (соло – «единственный» по латыни) – идея о том, что весь мир иллюзия и проекция моего ума. Обычный субъективный идеализм все-таки признает существование материи, хотя и считает ее вторичной. Объективный идеализм также признает существование материи, но считает ее производной, вторичной от мира идей.
3. Домашнее задание к семинару 1. «Античная философия»
1) Выучить по Лекции 1. основные философские течения в онтологии с примерами
2) Выучить термины, выделенные жирным шрифтом в Лекции 1.
3) Прочитать «Материалы к семинару 1 и ответить на вопросы
а) онтология Фалеса, Анаксимандра, Анаксимена – описать начала, объяснить суть доказательств, объяснить, почему эти философы называются стихийными материалистами
б) онтология Демокрита: описать атомы, объяснить, как они функционируют, причислить Демокрита к материализму и пояснить, какой это вид материализма
в) онтология Парменида: объяснить, почему этот философ – идеалист, какой это вид идеализма
г) онтология Платона – объяснить с примерами, почему Платона называют отцом объективного идеализма.
д) рассказать на примере теории Платона все пять частей философии