Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Философские беседы

  • 👀 434 просмотра
  • 📌 396 загрузок
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Философские беседы» docx
Философские беседы. Лекция Философия касается всего в мире, в ее основе лежит размышление. Гегель говорил, что философии всего есть дело, где проявляет себя разум. Платон утверждал, что в споре открывается истина. Его учитель Сократ был против литературы, так как живая мысль на бумаге умирает. Мысль существует до слов. Человеческая мысль, выраженная словом, что-то теряет. Мысль выражается изначально невербально, кинестетически – это мышечная память, чувства. Майк Полани – автор концепции личностного знания. Существует знания явное и неявное. Явное знание то которое мы можем облачить в слова. Неявное знание — это то, что в бессознательном. Проявляется в описках и оговорках, которые являются важными для изучения бессознательного, той области которая скрыта от нас. Неявное знание не может быть выражено словами, оно передается кинестетически. Кант задал три вопроса в работах: критика чистого разума – теоретический разум, критика практического разума (этика) и критика способности суждения – как человек должен воплотить себя в действительности. Кант ставит вопросы: что я могу знать, что я могу делать и на что я могу надеться? Все эти три вопроса сводятся к одному: что такое человек? А это главная цель любого размышления, в том числе философии. Есть ли границы познания? Кант отвечает, что есть. мы доказываем те знания, которые основаны на нашем опыте. В критике чистого разума он выводит знаменитые антиномии – вы доказываете тезис, а затем доказываете антитезис. Разум начинает запутываться в антиномиях, когда о говорит о трансцендентном (то, что находится по ту строну нашего восприятия, то, что в опыте не можем постичь). То, что принадлежит нашей психики имманентное. Антиномия: в мире есть причина, у каждого следствия есть причина, все обусловлено, следовательно, нет свободы воли; антитезис – свобода воли есть. И то и другое доказывается. Абсолютно необходимая сущность: есть бог и нет бога. И. Кант раскритиковал онтологическое доказательство бога в работе «Религия с точки зрения разума». Кант приводит пример, что не существует то, о чем можно подумать: мысль о ста талерах в кармане и наличие ста талеров в кармане - это разные вещи. Бытие – оно либо есть, либо нет. Оно фиксируется нами чувственно. Разум не может утвердить существование бога. Бог - абсолют, разум относителен, нельзя с помощью разума доказать абсолютное, так как разум относителен. Философы начали назвать себя философами со времен Пифагора, он назвал так себя первым. До этого были софисты – мудрецы. Пифагор сказал, что я не софас, а я философас. В этом проявилась его скромность, то есть мудрым можем быть только бог. А мы можем только любить мудрость, то есть стремиться к ней. Человек стремиться постичь чью-либо мудрость, к божественной мудрости можно приближаться, но никогда не приблизиться. С 4-5 века стало модным заниматься философией. Платон открывает академию, Аристотель – лицей. Софизм построен на размышлении, увертке, аргументе, сознательно построенных на какой-либо логической ошибке. Если нет логики, то опровергнуть. В правовом государстве: если нет закона, то невозможно его нарушить. Для преодоления границ разума необходимо развивать диалектику (разум). Кант проложил границы: «вещь в себе» и «вещь для нас». Вещь для нас – это явление, а сущность – вещь в себе. Вещь показывает нам только являющую сторону. Мы можем познавать только «вещь для нас». Для того чтобы установить границу, мы должны рассуждать о том, что человек может познать. Человек изучает инструменты познания. Гегель говорит, что диалектика заключается в единстве противоположностей. Тождество без различия невозможно определить, оно не существует и наоборот. Для того, чтобы различить, нужно сначала уравнять. Гегель говорит: двигаться - это значит находиться и не находиться в одной и той же точке в одно время. Лекция 1 Основной вопрос философии состоит из двух главных сторон: онтологическая и гносеологическая стороны. Онтологическая – что первично, а что вторично? Какая субстанция природы образует основание мира: сознание или материя. Вопрос касается субстанции мира: она материальна или идеальна? Два лагеря философов – если мы признаем первичной материю – это материализм, если мы признаем первичным идеальное (мышление, сознание) – это идеализм. Материализм – учение которое в качестве начало мироздания принимает материю. Материя (Ленин) – это философская категория для обозначения объективной реальности, существующая вне зависимости от нашего сознания. Идеализм исходит из того, что в качестве начала он кладет некоторую идею. Идея трактуется и объективно, и субъективно. Объективная трактовка – религиозно окрашенный идеализм. Объективное сознание никому не дано. Мы можем говорить о боге только метафизически. Объективное сознание находится вне нашего личного сознания. Идеальная основа - сознание, находится вне нас, по ту сторону мира. Это порождает наш мир. Представитель – Платон, Гегель, Шеллинг, Лейбниц. Материалисты идут от вещей к идеям, наоборот - это идеализм. В субъективном идеализме сознание - субъективное личное сознание, то, что дано мне, моему сознанию, моим ощущениям, близко и знакомо. Все чувства относительны, а бог как абсолют не может быть относительным. Субъективный идеализм построен на отношении нашей субъектности. Окружающий нас мир является следствием нашего восприятия: наших мыслей (рационалистический субъективный идеализм - Фихте), наших чувств (сенсуалистический - Джордж Беркли). Чистого СИ в философии почти никто не придерживается. Солипсизм - это крайний вывод из СИ. «Существую только я один». Это учение отрицает не только объективное существование окружающего мира, но и других людей. Солипсизм в чистом виде никогда не появлялся в истории философии. Лекция 2 Объективный идеализм не отрицает материю в отличие от субъективного идеализма. Она не является первичной. Материя существует независимо от нашего сознания. Субъективный идеализм - полная противоположность материализму. Наше сознание порождение материи. Весь мир образует единое целое – это материалистический монизм. Для материализма есть только одно начало -материя. Теоретически материализм не образует дихотомию, но с историко-философской стороны есть формы материализма: метафизический, механический, вульгарный материализм. Вульгарный материализм (19 в.) напоминает позицию субъективного идеализма к идеализму. Субъективный идеализм - крайность идеализма. Вульгарный материализм - крайность материализма. Вульгарный материализм делает все примитивным и простым. Он отрицает саму проблему отношения мышления к бытию, так как нет той сущности, которая противостоит материи. Нет сознания, как идеального начала, оно материально, как и все другое в человеке. Мысль выделяется мозгом также, как желчь печенью. Представители: Бюхнер, Фогт и Молешотт. Гносеологическая сторона – познаваем ли наш мир? Два ответа: да или нет. Если да - это гносеологический оптимизм, любая наука его придерживается. Не все познаваемо – агностицизм, который отрицает возможность полного или частичного познания мира. Агностик - Гексли. Агностицизм – мир непознаваем, существуют барьеры, даже если мы его немного познали. В качестве агностика приводят Канта, который говорил о «вещи в себе» и «вещи для нас». Гегель критиковал Канта, он был гносеологическим оптимистом. Любое учение, которое кладет в основу мира одно начало – это монизм, есть учения, которые берут два начала – дуализм (Рене Рикард).
«Философские беседы» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 293 лекции
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot