Философия второй половины XIX века
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Тема 6. Философия второй половины XIX века:
становление современной философии.
Основные вопросы:
1. Философия марксизма.
2. Постклассическая философия и ее основные тенденции.
3. Иррационализм А. Шопенгауэра и Ф. Ницше.
4. Позитивизм XIX века.
1.
Философия марксизма
Карл Маркс (1818−1883) – основатель научного социализма,
экономист и политический деятель, внес определенный вклад в развитие
философской мысли. На формирование его философских взглядов большое
влияние оказала диалектика Гегеля и антропологический материализм
Людвига Фейербаха (1804–1872). Именно Фейербах, выступил с критикой
идеализма, присущего немецкой классической философии, который, по
мнению мыслителя, есть не что иное, как рационализированная религия, а
философия и религия по самому их существу противоположны друг другу. В
основе религии лежит вера в догматы, тогда как в основе философии знание, стремление раскрыть действительную природу вещей. Поэтому
первейшую задачу философии Фейербах видел в критике религии, в
разоблачении тех иллюзий, которые составляют сущность религиозного
сознания. Религия и близкая к ней по духу идеалистическая философия
возникают, по мнению Фейербаха, из отчуждения человеческой сущности,
посредством приписывания богу тех атрибутов, которые в действительности
принадлежат самому человеку. Согласно Фейербаху, для освобождения от
религиозных заблуждений необходимо понять, что человек − не творение
бога, а часть − и притом наиболее совершенная − вечной природы.
Философские
взгляды
Фейербаха
получили
наименование
антропологический материализм.
Идеи Гегеля и Фейербаха получили в философских взглядах Маркса и
его соратника Фридриха Энгельса (1820−1895) своеобразное развитие. Их
философскую позицию, вслед за Фейербахом, можно охарактеризовать как
материалистическую. Так в своих работах Энгельс характеризует основной
вопрос философии как вопрос об отношении мышления к бытию, духа к
природе, сознания к материи. Философы, писал он, разделились на два
больших лагеря сообразно тому, как они отвечали на данный вопрос,
обосновывая первичность того или другого начала. Данное разделение на
материалистов и идеалистов, как и понимание основного вопроса философии
до настоящего времени зачастую сохраняется в отечественной философии
как наследие господства марксисткой философии в советский период.
Методом исследования объективной реальности, как и у Гегеля,
провозглашаются диалектика, но это материалистическая диалектика, в
рамках которой человеческие понятия истолковываются как отражения
1
реальных вещей, их многообразных связей и отношений. Такое соединение
диалектики и материализма положило начало созданию нового направления
философии − диалектического материализма. В качестве первичной в нём
признается диалектически (противоречиво) развивающаяся объективная
материальная действительность, отражением которой выступают категории и
законы мыслительной деятельности людей. Основными законами развития
природы, человека и общества провозглашались: закон единства и борьбы
противоположностей; перехода количественный изменений в качественные;
отрицание отрицания. Задача философского знания – не только объяснять
окружающий мир, но и способствовать его преобразованию. Практическое
назначение своей теории Маркс в «Тезисах о Л. Фейербахе» выразил вполне
определенно: «Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело
заключается в том, чтобы изменить его», тем самым определив специфику не
только своего учения, но и отразив общее стремление зарождавшейся
постклассичской философии приблизить ее к жизни.
Для разрешения поставленной задачи Маркс вводит новое
философское понятие практика – это материально-преобразующая
деятельность общественного субъекта (людей как коллективного целого). По
мнению Маркса, практика является главным критерием и основой истинного
познания, так как именно в процессе практики человек (человечество)
постигают мир, формируют о нем свои понятия. Введение понятия практики
в гносеологию считал Маркс, снимает полемику сенсуалистов и
рационалистов об источнике и критериях истинного познания.
Также практика выступает основой для развития человека и общества,
но здесь Маркс обращает внимание на такой вид человеческой деятельности
как труд. Труд способствовал развитию человека и появлению новых форм
социально-экономической жизни. В основе социальной философии Марксаучение об общественно-экономических формациях (ОЭФ) – это общество,
взятое на конкретной стадии своего развития, имеющее свои отличительные
особенности. ОЭФ имеет свою структуру. В ее основе лежит способ
производства (производительные силы и производственные отношения),
который определяет все остальные сферы общественной жизни и именуется в
терминологии марксизма базисом ОЭФ. Каков способ производства такова и
социальная структура общества, основным элементом которой являются
противоборствующие социальные классы (те, кто владеет средствами
производства и те, кто непосредственно работают). Например, в феодальном
обществе – феодалы и крестьяне, в капиталистическом – наёмные рабочие и
буржуазия. Господствующие
классы формируют свою политическую
систему, основным элементом которой является государство, проводящее
политику в их интересах. Венчает ОЭФ духовая сфера (мораль, религия,
искусство, философия…), которая, в конечном счете, определяется
интересами экономически господствующего класса. Сфера политики и
духовной жизни именуется надстройкой над базисом ОЭФ. Если же
производственные отношения уже исчерпали себя, если они тормозят
2
дальнейшее развитие производительных сил, они будут в корне изменены,
перестроены. Так наступает эпоха социальной революции и в результате
борьбы классов происходит смена общественно-экономических формаций.
Основными ОЭФ во всемирной истории человечества, по мнению Маркса,
были
первобытнообщинная,
рабовладельческая,
феодальная
и
капиталистическая формации. Таким образом, в своей философии истории
Маркс исходит из идеи социально-экономического прогресса. Последней
ОЭФ, с которой началась бы подлинная история человечества, по Марксу,
должен был стать коммунизм, где человек смог бы в полной мере
реализовать свои способности и таланты. Результаты же его труда не
отчуждались бы от человека, как например, при капиталистической системе1
(анализом которой Маркс занимался в своих основных работах, включая
наиболее известную – «Капитал»), а приносили бы человеку удовольствие и
обеспечивали достойную жизнь.
Философские идеи марксизма имели довольно большое значение не
только для развития философии, но и повлияли на социально-политические
реалии XX столетия. Установка Маркса на практическое предназначение
философии привело его и Энгельса к активной политической деятельности, а
коммунистическая идеология стала основой для революций в ряде стан мира.
В частности, переработанное В.И. Лениным в России учение Маркса поучило
наименование марксизма-ленинизма и стало основной идеологией русской
революции 1917 года, а в дальнейшем и Советского союза. Но осуществить
проект коммунистического общества, так и не удалось ни в одной стране
мира. Причина этого кроется, в том числе и в недостатках самой теории
марксизма, которые выявились после применения ее на практике.
1. Выделение экономического базиса как основы для общественноисторического развития, по сути, создало предпосылки для
нивелирования культурных различий народов, социальных классов
и групп, деление их на передовые и отсталые (например, отношение
к крестьянству, интеллигенции
как «отсталым классам», их
дискриминации, а то и физическое уничтожение имело весьма
негативные последствия для нашей страны).
2. Марс уповал на пролетариат (рабочий класс) как гегемон
коммунистической революции, а установление диктатуры
пролетариата как первый этап построения коммунизма. В
действительности это привело установлению тоталитарных
режимов.
3. Маркс односторонне понимал человека, как исключительно
социальное существо и считал, что изменения общественного строя
приведут и к улучшению человека. Но человек существо физическителесное и духовное, его мир и сущность более сложны, а моральное
и социальное неравенство будут существовать всегда.
1
Более подробно с идеями К. Маркса и рассмотрением феномена отчуждения в капиталистическом
обществе Вы можете в Приложении 6.
3
4. Маркс уповал на практику, но и практика может быть порочной, что
мы и наблюдали при попытках воплотить идеи марксизма в жизнь.
Но одной из основных заслуг Маркса в области философского знания
все является стремление придать философии более конкретный и
приближенный к жизни характер. И не смотря на то, что Маркс всецело
остается приверженцем рационалистической традиции в философии, его
учение находиться как бы на стыке классической и зарождающейся
постклассической философией.
2.
Постклассическая философия и ее основные тенденции
Кризис западной классической философии проявился в первой половине
XIX века как ограниченность ее познавательных, прогностических и
практических возможностей, напрямую связанная с господствующим в ней
рациональным методом и наукообразным стилем изложения. Западные и
отечественные мыслители (например, И.В. Киреевский), зафиксировавшие
этот кризис и предлагающие новые пути для развития философского знания,
положили начало формирования новой философской традиции –
постклассической (неклассической) философии.
Интересна ситуация формирования постклассической философии,
поскольку совпадает с расцветом философской классики. 40-е годы XIX века
— это время наивысшей популярности гегелевского учения. Хотя Г.В.Ф.
Гегель скончался в 1831 году, он продолжал оставаться кумиром и
воплощением классической философии. Но уже в 1819 году вышла, хотя и
осталась незамеченной, работа А. Шопенгауэра «Мир как воля и
представление». В 1841 году получила серьезный резонанс «Сущность
христианства» Л. Фейербаха. А в 1843 году появилось первое произведение
С. Кьеркегора «Или-Или». Именно в этих работах проявляются новые
тенденции философствования, направленные преимущественно против
гегелевского рационализма и идеализма. Отправной точкой можно считать
учение Л. Фейербаха, по сути принадлежащего еще к традиции классической
немецкой философии, но по факту являющееся одной из развилок в мировой
философии, от которой дороги ведут, с одной стороны, к марксизму, а с
другой — к «философии жизни». Особое место в ряду зачинателей
неклассической философии занимает О. Конт, который, в своих попытках
придать философии характер подлинной науки, сделал шаг в том же
направлении.
Однако не следует делать выводы, что наследие классической философии
было утрачено. Ведь в конце XIX, все XX-ое и в начале XXI -го столетия
продолжают существовать все виды и течения философской мысли
прошлого, в том числе и классические формы философии, например,
неогегельянство, неокантианство и неомарксизм.
Что же отличает постклассическую философию? Во-первых, фиксация
оторванности от жизни и практической «бесплодности», по их мнению,
классической западной философии. Во-вторых, поиск новых путей и средств
4
философствования.
В-третьих,
появление
новых
разнообразных
направлений, школ, кружков и мыслящих «самих по себе» философов,
заложивших основы современной философии.
Весьма условно все многообразные течения философского знания,
зарождающиеся со второй половины XIX века и получившие развитие в
философии XX столетия можно разделить на две основные тенденции:
сциентизм и антисциентизм.
Сциентизм (от англ. science – наука) − философские течения
рационалистического характера, ориентирующиеся на науку как эталонное
знание. Ориентиром в познании мира являются методы естественных и
технических наук, а критерии научности распространяются на все виды
человеческого освоения мира (например, такие философские направления
как позитивизм, неопозитивизм, постпозитивизм).
Антисциентизм – философские течения иррационального характера,
отличительной чертой которых является обращение к нерациональным
компонентам
сущности
человека
(инстинкт,
воля,
интуиция,
бессознательное, Дух) и интерес внутреннему миру личности. В работах
мыслителей этого направления изменяется язык и форма выражение идей
(например, учение А. Шопенгауэра о мировой воле, Ф. Ницше и «философия
жизни», экзистенциализм, персонализм, психоанализ и др.).
Далее мы кратко рассмотрим основные философские идеи представителей
этих тенденций.
3. Иррационализм А. Шопенгауэра и Ф. Ницше
Одной из ярких фигур и основоположников иррационализма является
Артур Шопенгауэр (1788−1860), который был не удовлетворён
оптимистическим рационализмом и диалектикой Гегеля (прежде всего его
панлогизмом: «всё действительное разумно, всё разумное действительно»).
Шопенгауэр тяготел к немецкому романтизму, увлекался мистикой. Он
считал себя последователем философии И. Канта и увлекался философскими
идеями Востока (особенно буддизма).
В его главном произведении «Мир как воля и представление» (1819)
основой жизни выступает не разум, а бессознательная воля как
универсальная иррациональная стихия. Воля как первопричина мира
представляет собой «ненасытное слепое влечение, темный глухой порыв».
Мир, по Шопенгауэру, нелеп, а вся история мира − это история
бессмысленных волнений волевых искр, порождающих боль, страх и
страдание. Точно так же и буддизм провозглашает земное бытие в
психофизической оболочке человеческой личности неискоренимым
страданием, к которым приводит реализация воли человека, т.е. хотения,
желания, мотивы, побуждающие человека к действию. Такое понимание
приводит к отказу от желаний, которые никогда не удовлетворяются, к
отказу от бессмысленной борьбы, к формированию такого стоического
отношения к жизни, когда человек не стремится ни к чему, кроме
5
«метафизических занятий»: философии, искусства, самосовершенствования
порой доведенного до аскетизма.
Решая проблему познаваемости мира, Шопенгауэр приходит к мысли, что
мир существует только как представление этого хотящего и страдающего
индивида, и истинная мудрость − не результат абстрактной образованности, а
продукт
конкретного
мышления,
интуитивной
проницательности.
Всмотреться в реальные предметы, заставить их говорить о себе, усмотреть в
них новые отношения, а затем все это превратить в понятия − вот что значит
приобрести совершенно новые знания.
Идеи Шопенгауэра о мировой воле как иррациональном основании бытия
мира и человека, обоснование значимости индивидуальных представлений о
мире и интуиции в процессе познания, подчеркивание роли творца, гения в
преодолении стихи мировой воли оказали большое влияние на дальнейшее
развитие европейской философии и культуры, явившись одним из
источников «философии жизни» и предшественником концепций
психоанализа (учение о бессознательном); также влияние Шопенгауэра
испытали композитор Р. Вагнер, писатель Т. Манн, философ Ф. Ницше и др.
Фридрих Ницше (1844−1900) − немецкий философ, представитель
философии жизни, поэт. В своем первом большом сочинении «Рождение
трагедии из духа музыки» (1872) развивал идеи типологии культуры,
продолжая традиции, намеченные Ф. Шиллером, Ф. Шеллингом и
немецкими романтиками, но давая свою, оригинальную трактовку греческой
культуры, в которой, по его мнению, выразились в полной мере три
важнейших начала, присущих затем любой европейской культуре:
дионисийское, аполлоновское и сократическое. Если синтез Диониса и
Аполлона, музыки и мифа, сновидения и опьянения заложил основы
древнегреческой трагедии, то Сократ, по мнению Ницше, разрушил это
единство, введя в трагедию рационализм, логику, положил начало
всеохватывающему господству науки.
Уже в этой работе прослеживаются иррационалистические тенденции
философии Ницше, получившие развитие в его последующих работах. Вслед
за Шопенгауэром, Ницше усматривает в качестве основания бытия волю, но
это не просто абстрактная, стихийная воля, а воля к власти. В борьбе за
выживание побеждает тот, у кого воля к власти наиболее ярко выражена. Так
Ницше приходит к идее сверхчеловека, которую он вкладывает в уста
древнего мудреца, героя своей наиболее известной работы философского
эссе «Так говорил Заратустра». Сверхчеловек у Ницше первоначально это
идеал нового человека2, сверхчеловека, призванного уничтожить все лживое,
болезненное, враждебное жизни, включая утвердившуюся в обществе
мораль. Мыслитель язвительно изобличает моральное сознание
современного ему общества, сформировавшееся под влиянием идей
либерализма, социализма, включая идею равенства людей, но главное острие
свое критики он направляет на христианство. Христианство, по мнению
2
Истоки идеи сверхчеловека Вы можете посмотреть в цитатах из работ философа в Приложении 6.
6
Ницше, ориентируя человека на жизнь в ином мире, принижает ценность
жизни в этом мире, и существенно ограничивает человека, порождая мораль
«раба» мелкого, серого, невзрачного индивида, достойного лишь
сострадания. «Бога нет, бог умер» − вот лозунг нового человека –
сверхчеловека, полного жизненной силы и готового преступить сложившиеся
нормы и ценности, а его мораль Ницше выражает в неоднократно
цитируемом в последующее время афоризме: «По отношению к себе
подобным он снисходителен, сдержан, нежен, горд и дружелюбен. В
отношении чужих − хищный зверь».
Безусловно, Ницше был выдающимся философом, критиком и писателем,
создавшим новые языковые формы, виднейшим мастером афоризма,
крупнейшим эссеистом и поэтом. Но судьба его сложилась трагично:
одиночество, безумие и ранняя смерть. Опыт жизни и философия Ницше
оказали колоссальное влияние на дальнейшее развитие философии и
культуры. На протяжении всего XX века философские идеи Ницше вызывали
горячие споры, в том числе и потому что идея сверхчеловека была
заимствована фашисткой идеологией, при этом, безусловно, самого Ницше с
его воспеванием жизни и индивидуальности человека никак нельзя назвать
основоположником фашизма.
Центральное понятие его философии «жизнь» как организм, единственная
реальность и истина, породили целое направление в европейской философии
конца XIX-начала XX века – «философия жизни» (В. Дильтей, Г. Зиммель,
А. Бергсон), давшей импульс для развития одного из ведущих направлений
философии XX века − экзистенциализма (от позднелат. exsistentia −
существование).
4. Позитивизм XIX века.
Позитивизм (франц. positivisme, от лат. positivus − положительный),
философское направление, основанное на принципе, что всё подлинное,
«положительное» (позитивное) знание может быть получено лишь как
результат отдельных специальных наук (в лице своего основателя, Огюста
Конта, позитивизм насчитывает шесть наук: математика, астрономия,
физика, химия, биология и социология) и их синтетического объединения (в
положительной науке, сводящей данные всех наук воедино) и что философия
как особая наука, претендующая на самостоятельное исследование
реальности, не имеет права на существование.
Позитивизм начал оформляться
в 30-е гг. XIX века. Создатель
позитивизма, введший этот термин, французский мыслитель Огюст Конт
(1798−1857) изложивший свои идеи в работе «Курс позитивной философии».
Рассматривая историю человеческого познания и умственное развитие
отдельного индивида, Конт пришел к следующему выводу: «В силу самой
природы человеческого разума всякая отрасль наших познаний неизбежно
должна в своем движении пройти три различных теоретических состояния:
состояние теологическое, или фиктивное; состояние метафизическое, или
7
абстрактное; и, наконец, состояние научное, или позитивное»3. Когда-то
люди объясняли явления окружающего мира с помощью мифа и религии,
затем человеческий разум возвысился до философского (метафизического)
объяснения; в XIX веке философское объяснение должно уступить место
научному познанию мира. Отсюда вытекает негативное отношение к
философии, характерное для позитивизма: философия уже сыграла свою
роль в развитии человеческого познания и должна уступить место науке. В
этом же причина высокой оценки науки и научного подхода: только наука
способна дать позитивное знание о мире, она должна охватить все сферы
человеческой деятельности и обеспечить им прочное основание.
Для Конта, как и для позитивизма вообще, главным в науке являются
факты − твердые, несомненные, устойчивые, позитивные факты (отсюда
название направления – позитивизм). Основное дело науки − собирать эти
факты, описывать и систематизировать их. Данная установка придала
мощный импульс для развития научного знания XIX столетия. Но
осуществление некий синтеза научного знания, обобщение научных
достижений, по мнению Конта и его последователей, может осуществлять
область знания за которой можно сохранить старое название «философии»
(отсюда
«позитивная
философия»
Конта);
последняя
сводится,
следовательно, к общим выводам из естественных и общественных наук.
Методы естественных наук, по мнению Конта, необходимо применять и
при исследовании общественных процессов. Он считается основателем такой
науки как «социология», которая должна дать позитивное знание о
социальных процессах и их универсальных законах.
После смерти О. Конта центр позитивистской мысли переместился в
Англию. Английский позитивизм, в первую очередь, связан с именем логика
Джона Стюарта Милля (1806−1873) и Герберта Спенсера (1820−1903),
благодаря которым позитивизм и приобретает, можно сказать, всемирное
распространение и влияние. Понятие эволюции, заимствованное Спенсером
из теории эволюции видов Ч. Дарвина, − центральное понятие его учения.
Эволюция распространяется им на понимание всего существующего, в том
числе и на общество: отсюда следует эволюционная социология Спенсера.
Дело в том, что все социальные явления он истолковывает сугубо
биологистически и организмически, т. е. низводит социальное целое до
уровня организма. Спенсер считается основоположником органической
школы в социологии. По большому счету, он уподобляет общество
животному организму. По его мнению, общество развивается и
эволюционирует по законам, сходным с теми, что были открыты Ч.
Дарвином (включая «закон естественного отбора»). И по мере развития от
низшего
к
высшему
у
социального
организма
образуются
специализированные органы. Такими органами, к примеру, являются
различные социальные группы и политические, включая государство.
3
Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики. Под редакцией А.А. Ивина. 2004. // Цит. по
http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/942/ПОЗИТИВИЗМ
8
Новые открытия в науке (прежде всего в физике и психологии) вызвали
кризис оснований классического позитивизма. И в философии XX века он
получил развитие в рамках следующих этапов: эмпириокритицизма,
неопозитивизма и как своеобразной альтернативы постпозитивзма, заложив
основания самостоятельному направлению философских исследований –
«философии науки».
Резюме: Во второй половине XIX века начинается активное развитие так
называемой постклассической философии, представители которой пытаются
преодолеть односторонний рационализм и идеализм классической
философии Нового времени. Условно многообразные направления
постклассической философии можно разделить в рамках двух
мировоззренческих ориентаций: сциентизм и антисциентизм. Философские
направления и тенденции, зародившиеся во второй половине XIX века,
продолжили свое развитие в современной философии (XX-XXI в.в.).
9