Справочник от Автор24
Философия

Конспект лекции
«Этика Нового времени»

Справочник / Лекторий Справочник / Лекционные и методические материалы по философии / Этика Нового времени

Выбери формат для чтения

doc

Конспект лекции по дисциплине «Этика Нового времени», doc

Файл загружается

Файл загружается

Благодарим за ожидание, осталось немного.

Конспект лекции по дисциплине «Этика Нового времени». doc

txt

Конспект лекции по дисциплине «Этика Нового времени», текстовый формат

Этика Нового времени Новое время принесло благодаря быстрому развитию наук еще большее разнообразие направлений и взглядов, чем мы наблюдали ранее. В это время наблюдается широкий диапазон мнений, появляется множество различных этических систем. В этической мысли Нового времени (XVII-XVIII вв.) находят свое применение научно-рационалистические методы, разработанные следующими мыслителями: Френсисом Бэконом (лордом Веруламским), Рене Декартом, Бариухом де Спинозой, Джоном Локком, Томасом Гоббсом и др. Родоначальником новоевропейской философии и самым влиятельным мыслителем XVII века считают Рене Декарта. Его этические воззрения строятся на базе рационализма через укрепление власти разума над чувствами. Если Декарт видел источник нравственных понятий во врожденных идеях разума, то Фрэнсис Бэкон считал, что цель этики, как и всякой науки, заключается «не в приукрашивании вещей, а в выявлении в них полезного и истинного». Он подразделяет ее на два учения - об идеале и об управлении душой и ее воспитании. Его вклад в развитие этики был связан с введением им в философию принципа эмпиризма. Впоследствии учения и идеи Ф. Бэкона послужили основой для разработки этических идей Т. Гоббса. Заслуга голландского мыслителя Спинозы заключается в том, что он придал этике строгую математическую завершенность. Предметом и задачей этики становится свобода человека, которая достигается через познание (интеллектуальную интуицию), благодаря которому личность вольна осуществлять свободный выбор. Таким образом, в этике возникает понятие свободы как познанной необходимости. Отличительной чертой этики Просвещения (XVII-XVIII вв.) является социализация: нормы морали становятся, зависимы от гражданских прав и свобод и обязанностей индивидов. Один из представителей эпохи Просвещения в Англии - Томас Гоббс - заложил основы натуралистической этики. Он полагал, что нравственность является некой сложной конструкцией, которую можно вывести из самой природы человека. Анализируя человеческую природу, Гоббс хотел показать пагубность и невыносимость такой ситуации, при которой люди вынуждены постоянно воевать. Вследствие этого он пришел к обоснованию того, что страсти, склоняющие к миру, могут и должны быть сильнее страстей, толкающих к войне, если они подкрепляются законами, правилами, предписаниями разума. В отличие от Англии, где позиции философов в основном отражали задачи поддержания и гармонизации жизни уже существующего общества, Просвещение во Франции и Германии явилось подготовкой буржуазных революций. И вследствие этого философские взгляды в этих странах оказались более радикальными, более связанными с историческим взглядом на развитие общества и естественно-научной мысли эпохи Просвещения. Французские просветители (Ж.-Ж. Руссо, Вольтер, К. Гельвеций, П. Гольбах) в своих трудах говорят о необходимости коренных социальных преобразований. Они считают, что без них невозможно утвердить гуманистические отношения между людьми. С точки зрения французских материалистов, фундаментом «полезной нравственности» является себялюбие и разумный эгоизм. Опираясь на природную силу себялюбия, они стремились найти возможность сделать человека общественно полезным существом, который бы, преследуя свой интерес, одновременно осуществлял общественное благо. Вопросами этики в немецкой классической философии (конец XVIII - начало XIX вв.) занимаются: Иммануил Кант, Герорг Вильгельм Фридрих Гегель, Людвиг Фейербах и др. В этот период этический рационализм достигает высшей точки. Его представители переходят к анализу внутренней структуры морального сознания. Впервые в истории этики обосновывается автономное самодостаточное существование и функционирование морали, которое не зависит от социальной среды и жизненного опыта личности. Характер эпохи особенно проявляется в философии Иммануила Канта. Не зря его считают одним из самых ярких этиков Нового времени. К центральным проблемам этики Канта относятся проблемы свободы и необходимости. Заслуги Канта в этической теории огромны. Он четко отграничил этику как отрасль философии, создав свою теорию этических взглядов. Кант показал, что этика в жизни человека имеет жизненно важное значение. Его работы «Основоположение к метафизике нравов», «Критика практического разума», «Религия в пределах только разума» до настоящего времени продолжают оказывать влияние на этико-философскую мысль. Другой немецкий философ, Георг Гегель в своих работах обращается к социально содержательной стороне морали, ее значению в системе общественных отношений. Он различает понятия «мораль» и «нравственность». Мораль он рассматривает как объективное состояние и как субъективный принцип долженствования. Категориями морали являются «умысел», «вина», «намерение», «благо», «добро», «совесть». Нравственность - это действительность морали, всеобщий образ действия индивидов. Категориями нравственности выступают «семья», «гражданское общество» и «государство». За свою жизнь Гегель написал множество произведений. Наиболее известными являются: «Феноменология духа», «Наука логики», «Энциклопедия философских наук» и др. Заслугой Гегеля в области развития этики является то, что он придал воззрениям на мораль и нравственность исторический характер, кроме этого, он обнаружил объективно закономерный характер их развития и их связь с жизнью общества. Людвиг Фейербах ставит в центр мира чувствующего человека. Человек им рассматривается как психофизиологическое существо, являющееся одновременно и материальным, и разумным. Свои этические воззрения Фейербах излагает в работе «Эвдемонизм». Уже само название работы показывает тот основной принцип, на котором строятся этические взгляды философа. Стремление к счастью Фейербах считает естественным стремлением всего живого на Земле, движущей силой человеческой деятельности. Он делает вывод, что человек не может быть счастлив вне человечества и вообще существовать вне человечества, поэтому стремление к собственному счастью заставляет человека выйти за рамки эгоизма и заботиться о счастье всего человечества. Идеи Фейербаха оказали большое влияние на классический марксизм и на воззрения целой плеяды русских философов, таких как: Герцен, Чернышевский, Лавров, Лесевич и др. Завершая анализ этических воззрений философов Нового времени, можно отметить, что специфической особенностью этики этого периода является то, что универсальным средством утверждения новых моральных идей провозглашается разум. Философы Нового времени считали, что при помощи разума, путем просвещения можно обуздать эгоизм человека, согласовать индивидуальные потребности и общественное благо. Во второй половине XIX века начинают возникать уже новые этические направления, которые по-своему интересны и, следовательно, заслуживают пристального внимания. Этическая мысль XIX века состоит (условно) из трех этапов: 1-й этап - этика русской религиозной философии; 2-й этап - этика марксизма; 3-й этап - этика «философии жизни». Этика русской религиозной философии XIX века, то она находит отражение в работах таких русских писателей и философов, как: Николай Федорович Федоров, Владимир Сергеевич Соловьев, Николай Александрович Бердяев, Федор Михайлович Достоевский, Лев Николаевич Толстой и др. От Владимира Соловьева и Николая Федорова можно вести отсчет русского философско-религиозного ренессанса. Можно сказать, что это явление не только российского, но и мирового порядка, поскольку в среде философов круга Соловьева (Е.Н. Трубецкой, С.Н. Трубецкой, Н.Н. Розанов и др.) и впоследствии - русского Зарубежья (Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, В.В. Зеньковский, Л.П. Карсавин, И.А. Ильин, Н.О. Лосский и др.) были созданы философско-педагогические произведения, которые вошли в золотой фонд общечеловеческих ценностей. Этическое учение В.С. Соловьева современники считали «первым опытом систематического и совершенно самостоятельного рассмотрения основных начал нравственной философии», «единственной законченной системой этики на русском языке». Самыми главными работами Соловьева с философско-этической проблематикой можно считать «Философские начала цельного знания», «Кризис западной философии», «Критика отвлеченных начал», «Чтения о Богочеловечестве», «Оправдание добра. Нравственная философия» и др. Владимир Соловьев считал, что у этики есть свой специфический предмет исследования - «идея добра» в непосредственной связи с нравственным смыслом жизни. Он считает, что совершенство выражается в трех видах: первый - в Боге; второй - в действительном сознании; третий - в историческом процессе совершенствования. В конце XIX века Соловьев, исследуя духовно-нравственную природу человека, устанавливает основы нравственной жизни, три основы морали (три первичных атрибута человеческой природы): - стыд (стыдиться животных черт в себе), который относится к основным нравственным чувствам; - жалость (быть солидарным со всем живым) - находится в природе самого человека; - благоговение (ориентироваться на высшие начала, на абсолютное совершенство), которое также относится к первичным нравственным чувствам. В этом тройном отношении к окружающим и к себе самому - основа целостного формирования нравственной сферы человеческого духа. Все прочие явления нравственной жизни могут представлять собой видоизменения этих трех основ или результат взаимодействия между ними и умственной стороной человека. По мнению Н.А. Бердяева, творчество, свобода и любовь являются достоянием каждого человека, а не уделом избранных мудрецов. Развивая тему свободы и любви, философ выходит на понимание первоочередности роли творчества в деле самосозидания духовной личности. Проблеме самосозидания духовного человека Бердяев посвятил книгу, изданную уже после смерти философа в 1949 году, которая так и называется - «Самосозидание». Главная заслуга русских религиозных философов состояла в том, что они осуществили возрождение святоотеческих идей восточно- европейского средневековья, а затем совершили поворот философской мысли в сторону исследования проблем духовно-нравственного совершенствования целостной личности, что, безусловно, являлось важным не только для русского народа, но и для всего человечества. Этика марксизма Рассматривая этические концепции XIX века, невозможно не упомянуть этические взгляды таких немецких философов, как Карл Маркс и Фридрих Энгельс. Большое внимание в марксистской этике уделяется определению критериев морали, важнейшими из которых являются законы социального развития, конкретизирующиеся в соответствующих общественных потребностях, и в общем виде определяющие нравственное содержание моральных норм и принципов. Маркс, Энгельс, а также их последователи объявили современное им общество несправедливым и эксплуататорским. Причина данной ситуации - свободное предпринимательство и частная собственность на средства производства. Исходя из данного положения, ими обосновывается перспектива морального преобразования общества - коммунизма, понимаемого как практический гуманизм. Коммунизм - это высшая общечеловеческая ценность и цель всего человечества, интересы которого приоритетны, а человек рассматривается как средство достижения поставленной цели. К. Маркс и Ф. Энгельс критикуют индивидуализм морального сознания. Революционное действие «упраздняет» мораль, делает ее излишней. Основная цель морали - это классовая борьба пролетариата. Эта тенденция в дальнейшем развивалась в работах выдающегося политического и общественного деятеля, теоретика марксизма - В.И. Ленина. В дальнейшем в советском обществе формируется авторитарная коллективная этика, в которой общество напрямую отождествляется с государством, а личность призвана безоговорочно служить и подчиняться ему, отдавая себя полностью, не щадя своей жизни. Этика «философии жизни» Философия жизни - одно из ведущих течений европейской философии XIX - начала XX вв. «Центральным в нем стало понятие «жизни» как исходной интуитивно постигаемой целостной реальности, отличающейся от «материи» и от «духа»». Основными представителями этого философского направления являются: Артур Шопенгауэр, Фридрих Вильгельм Ницше, Анри Бергсон. Начало новому типу философствования положил А. Шопенгауэр. Критикуя моральные принципы индивидуализма, он в качестве основополагающего выдвигает понятие «воля к жизни», присущее всему живому. Мыслитель считал, что зло неискоренимо, «человек должен быть дьяволом для другого» по своей сущности, что и заставляет людей вредить друг другу, воевать и эксплуатировать друг друга. Эта проблема в философии решается только частично, путем подавления индивидуальной воли через отвлеченное эстетическое созерцание воли к жизни как таковой в мировом масштабе. Для Ф. Ницше, так как он являлся сторонником сильных личностей, в основе всего находится не «воля к жизни» (как у Шопенгауэра), а «воля к власти». Основные идеи этики Ницше - оправдание преступления, права сильного, отождествление гения и злодейства, отрицание христианства (так как христианство вреднее всякого порока, потому что призывает к деятельному состраданию ко всем неудачникам и слабым, тем самым внося порчу в самый разум духовно-сильных натур). В соответствии с его учением слабые и неудачники должны погибнуть. В мире должна царствовать мораль господ, т. е. людей сильных, злых, гениально-преступных. Французский философ А. Бергсон понимал жизнь в космологическом плане. В основе всего он видел творческий порыв, развертывание жизненного процесса, поток непрерывных качественных изменений и творений. В своей работе Бергсон «Два источника морали и религии» разрабатывает учение о двух типах общества или двух типах культуры: закрытых и открытых. Закрытые общества трактуются им как тупиковые в эволюционном процессе, открытые - как постоянно развивающиеся. Бергсон полагает, что мораль и религия в закрытом обществе являются безличными, а в открытом - имеются отдельные люди, например, такие как древнегреческие мудрецы, пророки Израиля, христианские мистики.. Этико-философские идеи Бергсона оказали значительное влияние на европейскую и особенно французскую философию первой половины XX века. Этика Новейшего времени Следует отметить, что те тенденции, которые сложились в этике XIX века, сохраняются и в этике XX века, а именно: 1. Продолжается этический поиск в рамках научно-рационалистического направления: позитивизм и прагматизм. 2. Возникают новые иррационалистические этико-философские системы: психоанализ, экзистенциализм, персонализм. Возникают неорелигиозные этические системы: неотомизм и неопротестантизм. Научно-рационалистическое направление развивается на основе аналитической философии позитивизма, которая отдает приоритет строгому - позитивному - естественно-научному знанию и стремится вывести за рамки философского анализа гуманитарное знание, в том числе и этику. Представителями этого направления являются: Бертан Рассел, Рудольф Карнап, Джорж Эдвард Мур, Стивен Эделстон Тулмин. Другая попытка интерпретации морали в рамках рационалистического подхода - этика прагматизма (Чарлз Сандерс Пирс, Уильям Джемс, Джон Дью возникает в США в конце XIX века. Она критикует мораль за абсолютизацию моральных ценностей. Прагматизм придает моральным понятиям ситуационный характер. При этом мораль интерпретируется как средство достижения душевного комфорта и удовлетворенности жизнью. Иррационалистические этико-философские системы пытаются решить нравственные проблемы современности, обращаясь к новым теориям: неофрейдизму, экзистенциализму, персонализму. Неофрейдистская этика за основу берет теорию психоанализа З. Фрейда. Представители неофрейдизма: Карл Густав Юнг, Вильгельм Райх, Эрих Фромм, частично отходят от узкого толкования нравственных отношений в духе «сублимированной» сексуальности. Неофрейдисты вводят понятие «коллективного бессознательного», обусловленного социальными факторами. Экзистенциализм (от слова «экзистенция», что значит существование) получил свое развитие в трудах Мартина Хайдеггера, а также Карла Ясперса, Альбера Камю) и Жана-Поля Сартра. Их этические позиции не всегда совпадали. Сартр пытался определить и дать обоснование «конкретной морали», которая бы перешла от поисков общечеловеческой сущности к рассмотрению индивидуального существования. Персонализм получил свое развитие в трудах французских философов Эммануэля Мунье, Жана Лакруа, Поля Рикера. Центральным понятием этики является понятие личности. Личность - духовная структура, приобретающая устойчивое и независимое бытие благодаря присоединению к ценностям, свободно принятым, преобразованным и переживаемым через постоянное творческое самосовершенствование. Основное моральное качество личности - свобода выбора. Неорелигиозные этические системы. Данные системы решают традиционные религиозные и моральные проблемы с учетом современных тенденций. Неотомизм (Жак Маритен, Этьен Жильсон переосмысливает на основе новейших тенденций томизма - наследие Фомы Аквинского. В неотомизме научно-рационалистическое миропонимание соединяется с религиозно-мистическим подходом. Основной призыв - восстановить утраченное единство науки и религии, гарантией которого является Бог. Неопротестантизм (Карл Барт, Пауль Тиллих. Выход из ситуации отчуждения современного человека от Бога - в индивидуальной вере, в подражании Иисусу Христу как жизненной модели. Критерий морали должен переместиться внутрь сознания субъекта, стать эквивалентом его совести. Мы видим, что проблемы морали, нравственности, духовности, самосозидания человека волновали ученые умы на протяжении многих тысячелетий. Всей полноты этих проблем нам не осветить в небольшом разделе нашего учебного пособия. Ее решению посвящали свои творения такие гении этико-философской мысли, как Конфуций, Сократ, Августин Аврелий, Лоренцо Вала, Рене Декарт, Джон Локк, Карл Маркс, Иммануил Кант, Владимир Соловьев, Николай Бердяев и многие, многие другие. И нельзя сказать, что ими эта проблема разрешена. Эти проблемы были обстоятельно поставлены и тонко исследованы с самых неожиданных для нас сторон.

Рекомендованные лекции

Смотреть все
Этика

Этика

ОГЛАВЛЕНИЕ: Раздел 1. Предмет и значение этики как философской дисциплины 1 1.1. Введение 1 1.3. Основные задачи этики 4 1.4. Этика гуманистическая и ...

Этика

Этика

Академия госслужбы при президенте РФ. Северо – Западная Академия госслужбы. Абрамова Лариса Петровна. Курс лекций по этике. Санкт – Петербург Оглавлен...

Автор лекции

Абрамова Л.П.

Авторы

Этика

Деловая этика

М.Г. Подопригора Деловая этика Учебное пособие. Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2012. – 116 с. АННОТАЦИЯ Данное пособие содержит базовые сведения по совреме...

Автор лекции

Подопригора М.Г.

Авторы

Этика

Теоретические основы деловой этики

Раздел I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕЛОВОЙ ЭТИКИ 1.1 Сущность и функции деловой этики Сущность деловой этики. Основой деловой этики служит понимание труда...

Философия

Моральная философия. Проблема зла.

Тема 3. Моральная философия. Проблема зла. Ключевые слова: грех, добрая воля, добро, добродетель, зло, категорический императив, мораль, мудрость, общ...

Этика

Профессиональная этика и мораль: сущность, функции, исторический генезис и место в структуре этического знания

1. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА И МОРАЛЬ: СУЩНОСТЬ, ФУНКЦИИ, ИСТОРИЧЕСКИЙ ГЕНЕЗИС И МЕСТО В СТРУКТУРЕ ЭТИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ 1.1. ПОНЯТИЯ «ЭТИКА» И «МОРАЛЬ». ПРЕ...

Этика

Деловая этика и мораль. Понятие нравственности

ЛЕКЦИЯ 1. МОРАЛЬ И НРАВСТВЕННОСТЬ В СОЦИО-КУЛЬТУРНОМ ИЗМЕРЕНИИ Этикой можно будет называть науку, область, знания, интеллектуальную традицию, а «морал...

Философия

Этика: предмет этики и ее значение в жизни общества

Тема 14 Этика: Предмет этики и ее значение в жизни общества. План: 1. Предмет, круг исследований и философская сущность этики. 2. Структура и функции ...

Физическая культура

Этика спортивных состязаний от Античности до современности

Тема 4 «Этика спортивных состязаний от Античности до современности» Агон, агрессия, аффект Данная тема ставит перед изучающим ее непростую задачу. Про...

Этика

Основы профессиональной этики

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ГОЛИЦЫНСКИЙ ПОГРАНИЧНЫЙ ИНСТИТУТ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ БЕЗО...

Смотреть все