Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Тема 2.
ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ
ФИЛОСОФИИ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Рубеж XIX – XX веков Оформление множественных «Педагогик»
(основных моделей педагогических концепций)
+
Оформление государственных систем образования
Рубеж XIX – XX веков
Философская
рефлексия в педагогике
«…последнее слово философов – педагогика»
Сергей Иосифович Гессен
«Основы педагогики.
Введение в прикладную философию»
Оформление Философии
образования как области знания
Запад - 40-е гг. ХХ века
Колумбийский университет (США) – философское общество:
• Исследование философских проблем образования;
• Налаживание сотрудничества между философами и теоретиками педагогики;
• Подготовка учебных курсов по ФО;
• Подготовка специалистов по ФО;
• Философская экспертиза образовательных реформ, образовательных программ и т.д.
• Межвузовский центр по философии образования (Москва);
• Межвузовский центр по философии и методологии гуманитарного образования (Новосибирск);
• Кафедра философии и методологии современного образования (Москва);
• Научно-исследовательский институт философии образования (Новосибирск);
• Кафедра философии образования философского факультете МГУ им. М.В. Ломоносова.
Россия – причины актуализации
• Системный кризис образования;
• Осмысление роли образования в развитии общества;
• Процессы реформирования образования;
• Изменение образовательной парадигмы;
• Плюрализм научно-педагогических концепций;
• …
1. Исследование сферы образования как:
• Феномена;
• Инструмента;
• Института культуры и общества.
2. Исследование образовательной деятельности, как одного из видов духовной деятельности, необходимой для формирования и развития субъектов культуры, носителей и создателей знаний, смыслов, идей и ценностей, способных действовать в обществе.
Проблемное поле
Философии образования
1. Сущность образования как феномена (его роль в обществе и культуре)
2. Структура образования (система)
3. Динамика образования (история развития, закономерности развития, кризисные моменты в истории образования, сущность процессов реформирования…)
4. Образование как целенаправленная деятельность
«педагогов» (философские основания
профессионально-педагогической деятельности)
◦ Образование (цели, ценности, сущность, процесс, результат)
◦ Социокультурный тип образования
◦ Идеал образованности
◦ Образовательная парадигма
◦ Философская культура педагога
Категории педагогики
Образование –
▪ зафиксированное достижение уровня культуры, общих или профессиональных знаний, достигнутого в процессе обучения (результат);
▪ деятельность, направленная на такое достижение (процесс);
▪ система учебных, научных и методических органов и учреждений, его обеспечивающая (система образования)
«В школе та же дисциплина, те же правила и обязанности, те же поощрения и наказания, тот же тип отношений, что и в обществе» (Эмиль Дюркгейм)
«Образование – это самая рабочая часть культуры»
(И.Я. Лернер)
«Педагоги – это кровь общества» (В. Тендряков)
◦ Определяется социальными потребностями и ожиданиями
◦ Его достижение – главная цель образования
Научная парадигма - ???
Paradeigma (лат.) – мерило, образец, строй
Научная парадигма – принятое в научном
сообществе конкретной исторической эпохи представление и целях, ожидаемых
результатах, нормах и правила осуществления научной деятельности.
Педагогическая парадигма - ???
принятое в научно-педагогическом сообществе конкретной исторической эпохи представление и целях, ожидаемых результатах
педагогического процесса, предопределяющих его выстраивание и характер педагогического взаимодействия между субъектами.
◦ Очерчивает круг педагогических проблем, имеющих главный смысл и актуальность,
◦ Описывает принятые образцы научного решения проблем,
◦ Устанавливает допустимые методы решения этих проблем,
◦ Определяет границы результатов, которые должны быть получены при решении
Смена парадигм – это смена
определенной социокультурной
традиции, то есть социокультурного типа образования
Жизнеспособная личность
личность, готовая и способная к счастливой жизни успешной самореализации в обществе
и культуре
Образование готовит человека к этому
- это стержень общей культуры и важнейшая
составляющая его профессиональной деятельности, предопределяющая ее приоритеты и особенности выстраивания
Джордж Р. Найт. Философия и образование. Современные теории образования
Компоненты философской
культуры педагога
1. Знание основ философии (философия – «родина» педагогики)
2. Понимание смысла, сущности образования вообще и приоритетных направлений развития образования на современном этапе его развития.
3. Способность осознанно определять и обосновывать цели и задачи своей профессиональной деятельности, отбирать в соответствии с ними содержание и способы деятельности.
4. Понимание особенностей педагогической науки и пользоваться ее достижениями при выстраивании педагогической деятельности
5. Ориентация в философских основаниях своего учебного предмета
«Учитель – это мыслитель, ощущающий всю
полноту возложенной на него священной ответственности за судьбу доверенного и доверившегося ему Человека, за его
духовное, интеллектуальное и физическое здоровье, за будущее своей страны и всего Мира, всей человеческой цивилизации»
Борис Семенович Гершунский (Философия образования для XXI века. (В поисках практико- ориентированных образовательных концепций)» – М.: Изд-
во «Совершенство», 1998)
Спасибо за внимание!