Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Философия современного образования

  • 👀 1275 просмотров
  • 📌 1257 загрузок
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Философия современного образования» docx
Тема 2. ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ ФИЛОСОФИИ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ Рубеж XIX – XX веков Оформление множественных «Педагогик» (основных моделей педагогических концепций) + Оформление государственных систем образования Рубеж XIX – XX веков Философская рефлексия в педагогике «…последнее слово философов – педагогика» Сергей Иосифович Гессен «Основы педагогики. Введение в прикладную философию» Оформление Философии образования как области знания Запад - 40-е гг. ХХ века Колумбийский университет (США) – философское общество: • Исследование философских проблем образования; • Налаживание сотрудничества между философами и теоретиками педагогики; • Подготовка учебных курсов по ФО; • Подготовка специалистов по ФО; • Философская экспертиза образовательных реформ, образовательных программ и т.д. • Межвузовский центр по философии образования (Москва); • Межвузовский центр по философии и методологии гуманитарного образования (Новосибирск); • Кафедра философии и методологии современного образования (Москва); • Научно-исследовательский институт философии образования (Новосибирск); • Кафедра философии образования философского факультете МГУ им. М.В. Ломоносова. Россия – причины актуализации • Системный кризис образования; • Осмысление роли образования в развитии общества; • Процессы реформирования образования; • Изменение образовательной парадигмы; • Плюрализм научно-педагогических концепций; • … 1. Исследование сферы образования как: • Феномена; • Инструмента; • Института культуры и общества. 2. Исследование образовательной деятельности, как одного из видов духовной деятельности, необходимой для формирования и развития субъектов культуры, носителей и создателей знаний, смыслов, идей и ценностей, способных действовать в обществе. Проблемное поле Философии образования 1. Сущность образования как феномена (его роль в обществе и культуре) 2. Структура образования (система) 3. Динамика образования (история развития, закономерности развития, кризисные моменты в истории образования, сущность процессов реформирования…) 4. Образование как целенаправленная деятельность «педагогов» (философские основания профессионально-педагогической деятельности) ◦ Образование (цели, ценности, сущность, процесс, результат) ◦ Социокультурный тип образования ◦ Идеал образованности ◦ Образовательная парадигма ◦ Философская культура педагога Категории педагогики Образование – ▪ зафиксированное достижение уровня культуры, общих или профессиональных знаний, достигнутого в процессе обучения (результат); ▪ деятельность, направленная на такое достижение (процесс); ▪ система учебных, научных и методических органов и учреждений, его обеспечивающая (система образования) «В школе та же дисциплина, те же правила и обязанности, те же поощрения и наказания, тот же тип отношений, что и в обществе» (Эмиль Дюркгейм) «Образование – это самая рабочая часть культуры» (И.Я. Лернер) «Педагоги – это кровь общества» (В. Тендряков) ◦ Определяется социальными потребностями и ожиданиями ◦ Его достижение – главная цель образования Научная парадигма - ??? Paradeigma (лат.) – мерило, образец, строй Научная парадигма – принятое в научном сообществе конкретной исторической эпохи представление и целях, ожидаемых результатах, нормах и правила осуществления научной деятельности. Педагогическая парадигма - ??? принятое в научно-педагогическом сообществе конкретной исторической эпохи представление и целях, ожидаемых результатах педагогического процесса, предопределяющих его выстраивание и характер педагогического взаимодействия между субъектами. ◦ Очерчивает круг педагогических проблем, имеющих главный смысл и актуальность, ◦ Описывает принятые образцы научного решения проблем, ◦ Устанавливает допустимые методы решения этих проблем, ◦ Определяет границы результатов, которые должны быть получены при решении Смена парадигм – это смена определенной социокультурной традиции, то есть социокультурного типа образования Жизнеспособная личность личность, готовая и способная к счастливой жизни успешной самореализации в обществе и культуре Образование готовит человека к этому - это стержень общей культуры и важнейшая составляющая его профессиональной деятельности, предопределяющая ее приоритеты и особенности выстраивания Джордж Р. Найт. Философия и образование. Современные теории образования Компоненты философской культуры педагога 1. Знание основ философии (философия – «родина» педагогики) 2. Понимание смысла, сущности образования вообще и приоритетных направлений развития образования на современном этапе его развития. 3. Способность осознанно определять и обосновывать цели и задачи своей профессиональной деятельности, отбирать в соответствии с ними содержание и способы деятельности. 4. Понимание особенностей педагогической науки и пользоваться ее достижениями при выстраивании педагогической деятельности 5. Ориентация в философских основаниях своего учебного предмета «Учитель – это мыслитель, ощущающий всю полноту возложенной на него священной ответственности за судьбу доверенного и доверившегося ему Человека, за его духовное, интеллектуальное и физическое здоровье, за будущее своей страны и всего Мира, всей человеческой цивилизации» Борис Семенович Гершунский (Философия образования для XXI века. (В поисках практико- ориентированных образовательных концепций)» – М.: Изд- во «Совершенство», 1998) Спасибо за внимание!
«Философия современного образования» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 293 лекции
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot