Философия, круг ее проблем и роль в обществе
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Тема 1. ФИЛОСОФИЯ, КРУГ ЕЕ ПРОБЛЕМ И РОЛЬ В ОБЩЕСТВЕ.
ПЛАН.
1. Понятие мировоззрения, его структура и исторические типы.
2. Основной вопрос философии, две его стороны.
3. Проблема метода в философии. Диалектика и метафизика.
4. Функции философии.
1. История человечества – это не только история событий, людей, но и история развития человеческого разума. Во все времена люди задавали себе вопросы о том, как устроен мир, в котором они живут, как он возник, к чему он идет, какое место во всем этом занимает человек и т.д. Ответы, которые люди ставили себе ( а также и сама постановка вопросов ), и составляли то самое мировоззрение, которое может характеризовать либо отдельного человека, либо общество в целом. Под мировоззрением понимается совокупность представлений о мире и месте человека в этом мире. Оно обладает сложной структурой, в которую включено мироощущение, миропонимание, знание, идеалы и т.д. Выделяют два уровня мировоззрения: 1. обыденно-практическое мировоззрение; и 2. научно-теоретическое. Обыденно-практические знания формируются стихийно в процессе повседневной практической деятельности. Это необходимый каждому человеку пласт знаний, без которых он элементарно не смог бы адаптироваться в обществе и существовать в этом мире. Однако одних только этих знаний недостаточно, особенно в настоящее время, когда человечество столкнулось с грозными проблемами, угрожающими существованию самой цивилизации. Именно поэтому неуклонно возрастает роль научно-теоретического мировоззрения, формирование которого – это сложный целенаправленный процесс, за которым стоят профессиональные сообщества ученых, философов, преподавателей и т.д.
В разные периоды своей истории люди давали разные ответы на вопросы о том, как устроен мир. К основным историческим типам мировоззрения относят следующие:
1. Мифология
2. Религия
3. Философия
Миф – это самая первая попытка понять и описать этот мир. Мифы были единственной формой объяснения его при первобытном строе и на ранних этапах рабовладельческого строя. При всем разнообразии мифов разных племен и народов можно, тем не менее, выделить общие характерные черты: картина мира носила неупорядоченный характер. Мир представлялся в виде хаоса и нагромождения случайных сил. Правда и вымысел в мифах не отделялись друг от друга. Мир богов и мир людей – это единый мир, в котором боги далеко не совершенны.
Религия, в отличие от мифа, дает более упорядоченную и систематизированную картину. Постижение мира происходит через его удвоение на мир земной и мир небесный. Бог в религии – это Абсолют, высшая степень совершенства. Необходимым атрибутом религии является ВЕРА в сверхъестественное.
Философия, которая появляется примерно в VII-VI вв.до н.э., с момента своего возникновения пыталась дать научное, или, по крайней мере, рациональное, обоснование своим положениям. Вере философия всегда противопоставляла сомнение, а чувствам и эмоциям – интеллект.
Таким образом, если сопоставить понятия « мировоззрение» и «философия», то мы увидим, что более широким является первое. Каждая философия – это мировоззрение, однако не каждое мировоззрение является философским.
2. Философия занимается очень широким кругом вопросов, однако при этом выделяется главный, основной вопрос философии – это вопрос об отношении материи к сознанию, или духа к природе. От решения этого вопроса зависит решение всех остальных философских вопросов. У основного вопроса две стороны: онтологическая и гносеологическая. Онтология – это учение о бытии, а гносеология – наука о познании. Рассмотрим 1-ю сторону: главным онтологическим вопросом является вопрос о том, что является первичным ( что появилось первым ), материя или сознание. В зависимости от того, какой ответ дается на этот вопрос, выделяют следующие философские направления: материализм, идеализм и дуализм.
Представители материализма в качестве первичного рассматривают материю. В своем развитии материализм претерпел существенные изменения. Самой первой исторической формой был стихийный материализм античных мыслителей ( Гераклит, Демокрит, Эпикур и др.). В качестве первоосновы мира тогда, как правило, рассматривались природные стихии: земля, вода, огонь воздух. В 17-18вв. в Европе появились вторая историческая форма материализма – механистический и метафизический материализм ( Дидро, Гольбах, Гельвеций, Ламетри ). Под материей понимали субстанцию ( основу ), наделенную атрибутами протяженности, твердости, плотности, непроницаемости. Во второй половине 19в. появляется третья форма – диалектический и исторический материализм. Его представители К.Маркс, Ф.Энгельс и В.И. Ленин. Под материей в рамках этой философии понимается некая объективная реальность, то есть нечто такое, что существует вне и независимо от нашего сознания.
Представители идеализма за первичное берут нечто идеальное, духовное. Идеализм существует в двух основных формах: объективный и субъективный. Представители объективного ( Платон, Гегель ) в качестве первопричины рассматривают некие идеальные сущности ( у Платона это эйдосы, идеи, а у Гегеля – Абсолютный Дух, или Абсолютная Идея. В религиозной философии такой первосущностью считается Бог ). Представители субъективного идеализм ( Беркли, Мах, Авенариус ) считают, что ни одна вещь не могла бы существовать, если бы не было того, кто может ее воспринимать. Таким образом, на первое место ставится человек, воспринимающий субъект, а любая вещь – это всего лишь комбинация его ощущений.
Дуализм ( от лат. двойственный ) не отдает предпочтения ни материи, ни сознанию и рассматривает эти две сущности в единстве. Каждая из них нуждается в существовании другой, и потому только их соединение может стать подлинной первоосновой мира.
2-я сторона основного вопроса – гносеологическая. Главный гносеологический вопрос: Познаваем ли мир? На этот вопрос даются следующие ответы:
1. Мир познаваем. Те, кто так считают ( а это большинство философов ), представляют так называемый гносеологический оптимизм.
2. Мир не познаваем. Ярким представителем подобной точки зрения является немецкий философ И.Кант. Направление – агностицизм.
3. Сомнение в достоверности наших знаний. Представитель – английский философ Д.Юм. Направление – скептицизм.
Таким образом, мы видим, что главный философский вопрос вызывает многочисленные споры. Причин философского плюрализма достаточно много, но в качестве основных выделяют гносеологические ( сложность самого процесса познания ) и социальные ( заинтересованность определенных сил в обществе в распространении религиозно-идеалистических взглядов ).
3. Одной из актуальных проблем для философии является проблема метода познания. Под методом понимается совокупность приемов, с помощью которых исследовать достигает определенной цели. Английский философ Ф.Бэкон сравнивал метод с фонарем, который освещает путнику его путь. В философии за время ее существования были разработаны два основных, универсальных метода – диалектический и метафизический. Это два абсолютно противоположных взгляда на мир. Если диалектика исходит из того, что все в этом мире находится в непрерывном движении, развитии и изменении, то метафизика отрицает какое-либо развитие, допуская лишь самые незначительные, количественные, изменения. Для диалектики источник развития – это внутреннее противоречие, то есть любое движение – это прежде всего самодвижение и саморазвитие, метафизика же источник выносит за пределы вещи и мира в целом. Диалектика рассматривает все вещи и явления во взаимосвязи, а метафизика игнорирует эту связь. Совершенно очевидно, что более правильным взглядом на мир является диалектический, и тем не менее был период в развитии науки, когда она опиралась на принципы метафизики. Это была наука 17-18вв., когда по сути делались первые шаги, накапливался первоначальный материал. Что касается диалектики, то она возникла достаточно давно, но долгое время не была связана с материализмом и наукой. Выделяют следующие исторические формы диалектики: стихийная диалектика античных мыслителей, идеалистическая диалектика Гегеля и материалистическая диалектика Маркса и Энгельса.
4. Философия играет важную роль в общественной жизни и выполняет ряд важных функций. Наиболее существенными из них являются:
• мировоззренческая
• гносеологическая
• методологическая
• информационно-коммуникативная
• ценностно-ориентирующая
• критическая
• интегрирующая
• идеологическая
• воспитательная
• прогностическая
• проектировочная
Выделяют также такие функции, как эвристическая ( нацеленность на поиск ответов на важнейшие вопросы), функция экспликации (выявления интеллектуальных, нравственно-эмоциональных и других обобщенных образов бытия человека в конкретно-историческом типе культуры ) и гедонистическая ( гедонизм – активное стремление к удовольствию и наслаждению ) .
Мировоззренческая функция философии считается одной из важнейших. В ней проявляется способность философии выступать основой мировоззрения, которое представляет собой целостную устойчивую систему взглядов о мире и закономерностях его существования, о явлениях и процессах природы и общества, имеющих значение для поддержания жизни общества и человека.
С названной функцией связана гносеологическая или теоретико-познавательная. Сущность этой функции заключается в способности философии осуществлять теоретическое исследование познавательной деятельности человека с целью выявления механизмов, приемов и методов познания. Иными словами, теория познания, вырабатывая принципы и нормы познания, снабжает человека средствами, с помощью которых люди получают возможность постигать мир, т. е. получать о нем истинные знания и тем самым иметь правильное, отвечающее требованиям современности мировоззрение, на базе которого возможна эффективная практика.
Философия, будучи средством выработки принципов человеческого отношения к миру и хранителем знаний об этих принципах, в состоянии выступать в качестве методологии, т. е. в роли учения о методах познания и преобразования действительности. Это означает, что философия обладает методологической функцией.
Характер усвоения философских знаний зависит от способности философии как системы знаний передаваться от одних людей к другим и информировать последних о ее содержании. В этом проявляется информационно-коммуникативная функция философии.
Философия как совокупность знаний о наиболее общих принципах отношения человека к миру представляет собой в то же время систему критериев оценочной деятельности, в роли которых выступают эти принципы. Оценочная деятельность, возможная на основе осведомленности людей о предлагаемых философией критериях оптимальности, полезности той или иной совокупности явлений и действий, выступает в качестве средства ориентации этих людей в мире. Философия как средство выработки знаний о ценностях и носитель этих знаний, с точки зрения аксиологии, или теории ценностей, способна выполнять ценностно-ориентирующую функцию.
С таким направлением реализации одного из назначений философии связано проявление другого ее назначения, выражающегося в выполнении критической функции. В рамках философии осуществляется оценка происходящего в мире на основе содержащихся в философии общих представлений о норме и патологии явлений и процессов действительности, окружающей человека. Критическое отношение философии к негативно оцениваемому в духовной и материальной жизни содействует выработке мер, направленных на преодоление того, что не устраивает человека, представляется ему патологическим и потому достойным преобразования. Критическая функция философии может проявляться не только в отношениях людей к миру, но и реализовываться в ходе самооценки специалистами ее собственного содержания. Таким образом, критическая функция философии в состоянии реализоваться как в плане стимуляции развития знаний о мире и обновления мира в целом, так и в плане совершенствования содержания самой философии.
Как известно, философия обобщает накапливаемое человечеством знание, систематизирует и интегрирует его в единую систему, вырабатывает критерии его соподчиненности. Это позволяет говорить об интегративной функции философии по отношению к знанию. Кроме того, философия формулирует предельно общие принципы мироустройства, а также требования к отношениям человека к миру, обществу и самому себе. Будучи усвоенными в ходе воспитания, став достоянием разных людей, такие принципы обеспечивают у них формирование близких по содержанию позиций, что содействует интеграции социальной общности в единое целое. В этом проявляется другой план реализации интегрирующей функции философии.
В тесной связи с указанными функциями философия способна фиксировать и пропагандировать интересы социальных слоев и групп общества, т. е. выступать в роли идеологии, выполнять идеологическую функцию. Эта функция может обладать спецификой в зависимости от того, интересы каких социальных групп данная философия выражает. Как известно, интересы групп могут быть прогрессивными или реакционными. В зависимости от этого находится направленность реализации идеологической функции, которая способна оказывать большое влияние на проявление других функций философии. Реакционные идеологии в состоянии тормозить развитие философии, деформировать и искажать ее содержание, снижать ее социальную ценность, сокращать масштабы применения на практике.
Важную роль играет воспитательная функция философии, которая вытекает из способности этой дисциплины оказывать, по мере усвоения знаний о ней, формирующее воздействие на интеллект человека. Овладение личностью знанием философии, формирование соответствующих ей убеждений и навыков деятельности в состоянии побуждать человека к активной, творческой и полезной для людей результативной деятельности. В том случае, если человек овладевает реакционной философией, то это может породить у него пассивное отношение к делам, отчуждение от людей, от достижений культуры, или обернуться активностью направленной против общества или его части.
Наряду с вышеназванными функциями философия занимается прогнозированием, выполняет прогностическую функцию. Многие философы прошлого выступали как пророки, предсказывая грядущее. Некоторые из прогнозов были утопическими, далекими от реальности, но иногда пророчества отдельных выдающихся мыслителей достигали большой адекватности. Конечно, предвидеть будущее трудно, но ценность предостережений философов о грозящих опасностях, например, порождаемых бездумным и хищническим потреблением природных ресурсов, в рамках тех правил, которыми сегодня пользуется мировая экономика, чрезвычайно высока. Ибо это ставит задачу совершенствования норм, регулирующих связи общества и природы с целью обеспечения выживания людей.
С рассмотренными функциями философии связана еще одна — проектировочная. Ввиду того, что философия выявляет механизмы и наиболее общие тенденции развития природы, общества и мышления, раскрывает требования, соблюдение которых обеспечивает действие этих механизмов и тенденций, она в состоянии стать основой для воздействия на природные и социальные процессы.