Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
ХУСАИНОВА АЙСЫЛУ ХАМЗЕЕВНА
КАНДИДАТ ФИЛОСОФСКИХ НАУК, ДОЦЕНТ КАФЕДРЫ ФИЛОСОФИИ, СОЦИОЛОГИИ И ПОЛИТОЛОГИИ
ФИЛОСОФИЯ
1. ЛЕКЦИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ НЕФИЛОСОФСКИХ ФАКУЛЬТЕТОВ БАШКИРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА им.М.АКМУЛЛЫ
2. ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
3. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
4. ЭЛЕКТРОННЫЕ ТЕСТЫ ПО ФИЛОСОФИИ ПО 10 ТЕМАМ: Сайт. lms.bspu.ru
5. ЭКЗАМЕН
ТЕМА 1. ФИЛОСОФИЯ, ЕЕ РОЛЬ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА.
Философия (гр. фило-люблю, софия-мудрость) - это любовь к мудрости, любовь к истине. Истина - это то, что есть, то, что реально существует.
Следовательно, философия-любовь к реальному, к тому, что есть, но и к идеальному (гр. идея - образ, первообраз, первооснова)
1. Истина –
а) это правильное, адекватное отражение объективного мира.
б) это соответствие знания своему предмета и совпадающее с ним.
2. Правда - это соответствие мысли человека его убеждениям.
В этом смысле философия впервые употреблялось в школе Сократа.
Как известно:
А) впервые как слово философия употребил Гераклит (Гераклит - прилагательное - темный, загадочный, тайный, непонятный);
Б) впервые как термин применил Пифагор (Пифагор-прилагательное –красивый);
В) впервые как науку обозначил Платон (Платон – прилагательное –широкоплечий).
Вопрос что такое философия является спорным, так как
1.Философия под силу всякому. Просто и понятно
2. Философия настолько сложна, что является бесполезным/безнадежным занятием
На самом деле, философия - это пример противоречивых суждений.
1. В философии нет единодушия, присущего сфере окончательного познания;
2. В противоположность другим наукам философии не свойственно прогрессивное развитие, т.к. каждый раз она возвращается к своим истокам – к истории развития человечества.
Этапы развития истории человечества:
1. Древний мир (примерно 38,5 - 40 тысяч лет до 5 в.н.э.) ( по К.Марксу 5 формаций); – первобытнообщинный, рабовладельческий, начало феодализма (лат. поместье) ;
2. Средние века (примерно, 1200 лет, 5-14 вв.) – рабовладельческий, феодальный, начало капитализма;
3. Новое время (примерно, 400 лет, 15-19 вв.) – феодализм, капитализм (фр. сумма, имущество), идея социализма (лат. общество; коммунизм).
К.Марск, Ф.Энгельс: «Манифест Коммунистической партии» (1848): «Призрак бродит по Европе, призрак коммунизма»; социализм и коммунизм – самые совершенные формации.
В.Маяковский: «Призрак коммунизма по Европе рыскал» (1930);
4.Новейшее время (примерно 100 лет, 20 -нач.21 вв.) – феодализм, капитализм, социализм, идея социализма; постмодернизм - пост- капитализм – феодализм с элементами нового рабовладения (В.Катасонов, д.э.н , профессор МГУ).
Президент Франции, Э.Макрон «Капитализм сошел с ума…, умер» («желтые жилеты»(октябрь, 2019.).
Цивилизация (лат. гражданский) – это определенный уровень развития материальной и духовной культуры. Она возникла примерно 5000 лет назад.
Культура (лат. обработка почвы, обработка духовного опыты) – определенный уровень развития материальной и духовной культуры.
Философия как первонаука появляется 2500 лет назад на основе развития цивилизации и культуры.
Этапы развития философии:
1. Античная философия (5 в. до н.э.- 5 в.н.э.);
2. Средние века (5-14 вв.);
3. Возрождение (Ренессанс) (14-16 вв);
4.Новое время (16-19 вв.) –
А) Начало Нового времени (16-17 вв);
Б) Просвещение (17-18 вв.);
В) Немецкая классическая философия (18- сер.19 вв.);
5.Новейшее время (сер.19- нач.21 вв.) – современная философия.
Итак, история философии есть история развития человеческого мышления, которая выдвигает свои философские проблемы и работает над их разрешениями. Философы всех времен и народов выдвигают одни и те же философские проблемы и попытки их разрешения представляют 3 большие историко-философские области:
1. Индийская философия.
2. Китайская философия.
3. Европейская философия.
Они делятся на философию отдельных народов, например, греческая, русская, немецкая и др., и на малочисленных народов, башкир, татар, чукчей и др.
Это деление обусловлено следующими факторами:
1. Части света (восток-запад, север-юг);
2. Природно-климатические условия )жаркая, теплая, холодная территория, страна и т.п.);
3. Социально-экономические условия;
4. Национально-этнические особенности;
5. Особенности культуры (традиции (лат. передача) – обычаи, нравы, верования, приметы и т.п.).
Таким образом, история философии связана с историей развития народов, культур, цивилизаций и т.д.
Предмет философии.
Предметом философии называется круг вопросов, которые изучает данная наука.
Общую структуру составляют 4 основных раздела:
1. Онтология – учение о бытии;
2. Гносеология – учение о познании;
3. Социальная философия – учение об обществе;
4. Философская антропология - учение о человеке (лат. экзистенциализм – существование, экзистенция человека).
В рамках этих 4 разделов изучаются множество вопросов – это происхождение:
а) бытия,
б) материи,
в) природы,
г) человека,
д) его сознания и др.
Философское учение.
На основе предмета философии возникает философское учение.
Философское учение – это система определенных логически связанных друг с другом воззрений.
Философия как система делится:
1. Онтология ( гр.метафизика – то, что природой, за физическим);
2. Гносеология;
3. Логика;
4. Этика;
5. Эстетика;
6. Философия природы;
7. Социальная философия;
8. Философия права (главное – это право на жизнь!);
9. Философия культуры;
10 Экономическая философия;
11. Психология;
12. Педагогика и т.д.
Философия отдельных наук и дисциплин:
- философия астрономии,
философия физики,
философия математики,
философия биологии,
философия медицины,
философия истории,
философия литературы,
философия языка и т.д.,
Философия бытия, экзистенции социального:
- философия жизни,
философия спорта,
философия моды,
философия вкуса,
философия выживания и т.п.
Итак, философия как первонаука, проматерь, царица всех наук на протяжении 2500 лет вбирает в себя все проблемы бытия, сущего, экзистенции, сознания, мышления человека.
Дофилософские мировоззрения и картина мира.
Мировоззрение – это целостный взгляд на мир и места человека в нем.
Картина мира – это вся совокупность мировоззренческих знаний о мире (миф, эпос, былины, сказа, сказания, экиэт, предания, легенды, притчи и т.п.).
Мировоззрения:
1. Мифологическое (греч. сказание, предание) – символическое выражение событий действительности на основе предания, где сочетаются реалистические и фантастические начала. Мифические образы древней Греции: Зевс, Гермес, Афродита богиня любви и т.п. Прикованный Прометей – галстена лекарство от пченени по ТВ реклама, п.ч. птица клюет печень).
2. Первобытно-религиозное мировоззрение, основанное на естественных религиях:
а) Фетишизм (фр. амулет, идол, талисман) - поклонение неодушевленным предметам материального мира, которые обладают сверхъестественным силами, свойствами.
б) Анимизм (лат. душа) – это вера в возможность существования сверхъестественных двойников: дух в природе, душа у человека.
в) Магия (греч. колдовство) – вера в возможность сверхъестественного воздействия на внешний мир (маги, колдуны, знахари, гадалки, экстрасенсы и т.п.).
г) Тотемизм (на яз. американ. индейцев (ототем - его род) – это вера в сверхъестественную связь между человеком и животными ( жертвоприношение - животные приводились в жертву).
д) Шаманизм (эвенкийское: шаман - исступленный) - посредник между людьми и духами. Посредничество достигается в ритуале камлание, когда шаман «входит» в состояние экстаза.
Итак, естественные религии проповедуют поклонение сверхъестественным силам природы.
3. Религиозное мировоззрение. Средние века (5-14 вв.).
Религия (лат. набожность, святыня).
3 Мировые религии и их мировоззрение.
1. Буддизм (5 в.до н.э.). «просветленный, озаренный».
Главная идея религии буддизма – нирвана – это высшее блаженное состояние, которое может достичь человек через страдание, т.к. жизнь есть страдание, исчезновение жизни есть прекращение страданий; человек находится в состоянии страдания, если его нет, то находит.
Основоположник религии и философии Гаутама Будда (ок.540-480 до н.э.).
Стадии нирваны:
1. Карма – как бы начало бытия;
2. Сансара – круг бытия (например, родились в 20 в. – бытие в 21. в. и др.);
3. Дхарма – пред-блаженное состояние, ожидание и т.п.;
4. Нирвана – высшее блаженное состояние, полное исчезновение, «уход» страданий и т.д.
В Буддизме «уход» в небытие сопровождается сожжением при присутствии близких, родных, друзей и др.
2. Христианство (ок. 1 в.н.э.). (греч. Христос – мессия).
Главная идея христианства - это эсхатологическая (лат. конечный) идея «конца света», «конца истории» и «2 пришествия».
Делится на 3 направления:
1. Католичество; Ветхий завет (например, отношение к врагу своему)
2. Протестантизм; Ветхий завет.
3. Православие. Новый завет (например, если бьют по правой щеке, то подставляй левую).
Основоположником считается Иисус Христос рожден девой Марией от святого духа.
Главное учение в Библии (лат книга).
Евангелие (лат. благая весть – 4 раздела: от Иоанна, Луки, Марка, Матфея).
3. Ислам (7 в.н.э.) (араб. покорность; предать себя Богу) – признает абсолютную власть над миром единого бога Аллаха, воля которого предопределяет судьбу каждого человека.
Пророк Аллаха Мухаммед (570-631 гг.).
В религии Ислама бытие отражается в законах Шариата.
Коран (суры) – настольная книга мусульман.
Итак, мировые религии выработали свое мировоззрение на протяжении всей истории и проповедуют идею поклонения Всевышнему.
4. Философский тип мировоззрения (ок.5 в.до н.э. – ХХI в.).
Философия как первонаука «перешагивает» через время, пространство, случай, со-бытия и «выходит» к космическому – вечному, т.к. философская мысль есть мысль о Вечном, которая состоит:
1. Научно-теоретического знания, основанного:
А) на знании (фундаментальном !);
Б) рефлексии (обращенности мысли на саму мысль);
В) логике (внутреннем единстве и системе !);
2. Духовно-практического начало в знании.
(например, детский сад -начальная школа - средняя школа- вуз и т.д.).
Итак, философия – это высший уровень и вид мировоззрения (!!!), отличающийся,
1. рациональностью,
2. системностью,
3. логикой,
4. теоретическим оформлением.
За 2500 лет философия как первонаука выработала свое мировоззрение:
1.Космоцентризм (ок.5.в.до н.э.) (греч. порядок- центр) - все мироздание рассматривается через единую сущность через порядок на основе разума.
2. Теоцентризм (5-14 вв.). (лат. бог – центр) – все мироздание как соподчиненное Богу.
3. Антропоцентризм (14 – 21 вв.) (лат. человек - центр) – попытка человека подчинить себе весь миропорядок.
В 19 в. идея «богочеловека» (Ф.М.Достоевский (1821-1881), а во второй половине века появляется иное мировоззрение – это «сверхчеловека» (Ф.Ницше (1844-1900).
Итак, философское мировоззрение вбирает, «включает» в себя все типы миропонимания, выработанные человечеством на протяжении 2500 лет.
Специфика философского знания.
Философское знание - это знание о месте и роли человека в мире, или по И.Канту: «Каким надо быть, чтобы быть человеком?»; у философа – совесть.
Философия - это «ничейная земля между наукой и религией» (Б.Рассел, англ. философ и математик), т.к.:
1. Наука полагается на разум.
2. Религия - на веру.
3. Философия – на разум, но есть элементы веры (например, религиозная философия).
Отсюда, основная специфика философского знания – это его двойственность, т.к.:
1. Имеет много общего с научным знанием (предмет, метод и т.д.);
2. Имеет свой логико-понятийный аппарат (философские термины, философские словари, философско-энциклопедические словари и т.п.);
3. Однако философия не является научным знанием в «чистом» виде.
Следовательно, философия – это теоретизированное мировоззрение с предельным обобщением ранее накопленных знаний.
Отсюда:
1. Философия шире предмета отдельной науки.
2. Философия обобщает, интегрирует иные науки, но не включает их в себя (например, язык – буквы, математика – цифры, физика – формулы, музыка – ноты и т.п.).
Следовательно, в отличие от науки, философия не довольствуется объективной картиной мира, а «вписывает» в нее человека. Отношение человека к миру – это вечный предмет философии, который задается извечными вопросами:
I. Объективные:
1.Откуда и как возникло бытие?
2. Кто сотворил этот мир? Бог?
3. Кто определяет законы этого мира и т.д.
II. Субъективные:
1. Кто и что есть человек?
2. Что есть добро и зло?
3. Что такое честь, совесть, достоинство, героизм, доблесть и т.д.
Цель философии.
1. Вывести человека из сферы обыденности.
2. Увлечь высшими идеалами (например, идея Космоса и полета, как Гагарин и др.).
3. Придать смысл жизни («Смысл жизни в самой жизни» (Гете).
4. Открыть путь к новым ценностям. (жизнь – главная ценность; следовательно, право на жизнь).
Философская идея.
Философия – это элитарная наука, которая требует от человека определенной выучки. Следовательно, теоретическая составляющая философского знания, ее внутренняя логика более сложная, чем специальное научное знание.
Например,
1. Из идей Канта, Гегеля, Маркса и др. выросла почти вся современная философская мысль, но у каждого мыслителя свое понимание их системы;
2. Ни один крупный философ «не выводим» из одного-единственного источника, т.к. философская идея, мысль многомерна, отнюдь не линейна.
Функции философии.
Функции философии - это основные направления применения этой науки.
1. Мировоззренческая – формирование целостной картины мира у человека.
2. Методологическая – вырабатывает основные методы познания мира: рационализм и эмпиризм.
3. Мыслительно-теоретическая – учит концептуально мыслить, теоретизировать и обобщать
4. Гносеологическая (познавательная) – правильное и достоверное познание мира.
5. Критическая – подвергать все сомнению, искать и вскрывать противоречия.
6 Социальная – объяснить структуру, эволюцию, современное состояние общества.
7. Аксиологическая (греч. ценностная) – оценка явлений мира (морально-этическая, социально-экономическая, политико-идеологическая и т.п.).
8.Воспитательно-гуманитарная – привитие человеку человеколюбия. («Возлюби своего ближнего как самого себя», «Чти отца своего, мать свою» и т.п.).
9. Общекультурная – синтезирует все виды человеческого опыта (традиции (лат. передача): обычаи, нарыв, верования, вера и т.п.).
10. Прогностическая – спрогнозирование тенденций становления, развития будущего ( экология, цивилизация, глобализация и др.).
11. Практическая – реализация человеком своего миропонимания: стремление к совершенству, свободе, справедливости и т.п.
Таким образом, абсолютный философский акт состоит в том, чтобы:
а) беспредметное сделать предметным, а
б) непостижимое – постижимым. (Л.Фейербах).
ТЕМА. МАТЕРИАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ МИРОЗДАНИЯ. УЧЕНИЕ О БЫТИИ.
. Философия как первая наука рассматривает проблемы первоосновы 2500 лет, отсюда возникает осноновй вопрос философии:
1. Что первично: материя или сознание?.(Ответ: Материя первична, а сознание вторично).
2. Познаваём ли мир? ( Философы говорят познаваем, если учиться, учиться и учиться. В.И.Ленин)
3. Отсюда возникает 3 вопрос
Каковы границы познания?
В истории философии и науки преобладают два направления: материализм и идеализм
Материализм как философское и научное направление.
1. Слово. Материя ( лат. вещество).
2. Понятие. Материя - это объективная реальность, существующая вне и независимо от сознания
3. Категория. Материя-это философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в его ощущениях, которая копируются, фотографируются, отображаются его ощущениями, существуя независимо от них. В.И. Ленин. Т.18.с.131.).
4. Учение. Материализм-это философское учение, утверждающее, что материя/тело первично; она несотворима и неуничтожима по отношению к производной от нее идеи, сознания духовности и т.д.
Итак, материя рассматривается как слово, понятие, философская категория и учение.
Проблема материи в истории философии и науки.
1. Античный материализм (5 в. до н.э. и 5 в. э.) отождествляет материю с конкретным веществом, кототрая служит первоосновой всего сущего.
Впервые в истории науки о материи заговорили философы из Милета в школе Фалеса. Фалес считал, что основа всего - это вода. С Фалеса начинается вся научная основа мира.
Его ученик Анаксимен первоосновой считал воздух (кислород).
Анаксимандр первоосновой считал апейрон (греч. бесконечное, неопределенное).
Гераклит считал огонь, т.к. миром правит молния.
Эмпедокл в основе мира лежит 4 первоначала: огонь вода земля и воздух.
Демокрит первоосновой считал атом ( греч.неделимое, лат. индивид).
Эпикур считал, что материя существует вечно, она несотворима и неуничножима. Отсюда, возникли три направления в определении первоосновы всего сущего:
1. Монисты (греч. одно) – в основе мира одно начало.
2. Дуалисты (греч. два) – в основе два начала.
3. Плюралисты (греч. множественный) – множественное начало
Итак, впервые в истории науки античные мыслители обратили внимание на первооснову всего сущего.
2. Средние века (5-14 вв)..
Материя есть боже творение, а человек божья тварь. Следовательно:
1. Бог вечен;
2. Бог неизменен;
3 бог ни от чего не зависим.
Итак, в Средние века века материя сотворена Всевышним.
3. Новое и новейшее время (15 в.- нач. 21 вв.)
С конца 18 в. материя представляется как совокупность неделимых корпускул (тельце) - это элементарные частицы, из которых состоят атомы. Если атом неделим, то количество материи в нем всегда остаётся неизменным. Отсюда материя = массе.
1896 г. Анри Беккерел обнаружил явление радиоактивности.
1902 г. Эрнест Резерфорд и его друг Фридерик Сольди выявили, что радиоактивность это результат спонтанного распада атома. Отсюда атом состоит:
атом- ядро-протон, нейтрон-кварк, глюён.
Итак, теория атома изменила всю физическую картину мира, которая перестала быть «картиной»; это узел поля, или сингулярность поля.
Таким образом, в истории науки проблема материи рассматривается с различных позиций, но в Новое время преобладает корпускулярная теория, сводящаяся материю к узлу, сингулярности поля.
Движение как способ существования материи.
1. Движение - это изменение вообще; всякое взаимодействие материальных объектов и смены их состояний.
2. Движение-это взаимное превращение элементарных частиц, обмен веществ в клетках организма, обмен деятельностью между людьми.
Движение бывает в 5 формах (по Ф.Энгельсу (1820-1895), скончался до расщепления атома).
1. механическое - это любое механическое перемещение тел.
2. физическое - взаимодействие заряженных частиц
3. химическая - взаимодействие молекул и атомов
4. биологическая - изменение на клеточном уровне
5. социальная – изменение в обществе (перевороты, революции, войны и т.д.).
Формы движения – от простого о сложного, сейчас – наоборот. Социальное движение меняется со временем, как и другие формы. Следовательно, движение противоречиво по своей сути: по прерывности/ непрерывности статичности/ динамичности и т.п.
Отсюда:
1. Движение есть важнейший атрибут материи, ибо нет материи без движения и нет движения без материи.
2.Следовательно, движение абсолютно, покой относителен.
Пространство и время - форма существования материи.
1. Пространство-это форма бытия материи, характеризующая её протяженность ( широта, длина высота площадь объём и т.п.).
2. Время-это форма бытия материи, характеризующая его длительность (чередование темп, ритм событий).
2 концепции пространства и времени.
1. Классическая ( лат. субстанциональная – субстанция - сущность;
а)в философском смысле это нечто неизменное вечное;
б) в обычном смысле это синоним материи).
Пространство и время-это особые сущности, которые существуют сами по себе независимо от материальных объектов.
2. Относительная (лат. реляционная -относительная).
Пространство и время-это особое отношение между объектами и процессами и все их не существует.
Разделяется на 2 теории:
А) Специальная теория относительности (1905 г.).
При увеличении относительной скорости движения пространство сокращается, а время удлиняется.
Скорость может быть соотнесена со скоростью света 300000 км за 1 секунду.
Б) Общая теория относительности (1912 г.).
Геометрия пространства и времени определяется характером поля тяготения.
На рубеже веков теория относительности способствовала тому, что некоторые этические установки стали рассматриваться с реляционной позиции, точки зрения..
В освоении космоса особую роль сыграли концепции русского комизма Николая Николаевича Фёдорова и его ученика Константина Эдуардовича Циалковского.
В постмодернизме космос рассматривается с некотором смысле неоднозначно, что находит свое отражение в современной массовой культуре, особенно в т.н. молодежной «попсе», в которой происходит полная утрата смысла и сути философии русского космизма.(Например, Остановите Землю- я здесь сойду// Я заплету твои волосы в вечность// Я постелю тебе под ноги небо //Не стоит прогибаться под изменчивый мир, пусть лучше он погоняется под нас// Ноздрями землю втяну //Ты небо, ты небо, ты небо, я звезда и т.п.).
Таким образом, в науке осталось 3 вопроса: откуда возникло пространство, время, движение.
Концепция Большого взрыва и проблема материи в современной науке
Современные астрофизики утверждают, что сотворение мира -это большой взрыв вещества одной точки под огромным давлением. «Коллапс», или схлопывание Метагалактики в исходную точку, приравнивают к понятию "конец света".
От взрыва до коллапса 25 млрд лет.
25 млрд Большой взрыв.
19 млрд образование галактик.
15 млрд образование звёзд.
5 млрд появление Солнца.
4,5 млрд лет возраст Земли.
4 млрд зарождение жизни.
Примерно 500 млн появление растений.
200 млн появление млекопитающие.
4-2 млн. лет назад появление человека.
Следующий взрыв - через 15 млрд лет.
По современной биологической классификации человек является представителем:
Типа хордовых
Подтип позвоночных
Класс млекопитающих
Подкласс плацентарных
Отряд приматов
Семейство людей
Рода человека
Вида разумного (появляется идея Бога)
Современная наука утверждает, что человек рождается открытой программой и недоношенным.
Таким образом, мир состоит из разномасштабных открытых систем, развитие которых подчиняется общим закономерностям (я им тоже подчиняюсь).
ИДЕАЛИЗМ КАК УЧЕНИЕ. СМЫСЛ ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЯ МАТЕРИАЛИЗМУ.
Идеализм ( греч. идея - первообраз, первооснова, первоначало; в религии - это бог).
1. В метафизическом смысле - это воззрение:
во-первых, определяющее объективное действительное как идею дух разум;
во-вторых, рассматривающее материю, как форму проявления духа.
2. В теоретическом смысле - это учение:
во-первых, рассматривающее материю, как комплекс представлений;
во-вторых, признающее бытие лишь как осознанное бытие - это сознание.
Виды идеализма: объективный и субъективный
1. Объективный идеализм утверждает, что в основе мира лежит идея или первооснова вне или независимо от сознания ( Платон Гегель, Соловьев и др.; в религии Бог; «Ты был у меня всегда, но я сам у себя никогда не был» Авг.Блаженный).
2. Субъективный идеализм утерждает, что мир есть сумма ощущений человека, если их нет, то и мира нет. (Декарт, Кант, Беркли и др.).
Таким образом, коренного противоречия между материализмом и идеализмом нет: идеализм - это недоисследованный материализм, а материализм – недоисследованный идеализм.
Онтология. Учение о бытии. Метафизика и диалектика.
Философия как первонаука наука рассматривает бытие и сущее в целом.
Метафизика (греч.то, что за физикой, за природой).
Своё название она получила благодаря сочинениям Аристотеля, издававшимися А.Родосским в 1 в.до н.э.
Метафизика - это метод мышления:
Во-первых, рассматривающей явления действительности не в развитии, а в состоянии покоя, разрозненности, отрыве друг от друга;
Во-вторых, это нечто умозрительное, отвлечённое, потому малопонятное, туманное и т.п.
Первоначально метафизикой называли все фил учение о бытие, о сущем. Но с накоплением определенных знаний о мире, о философии стали отпочковаться такие науки как физика, астрономия, математика и др. и тогда метафизикой стали называть только философию, как чисто умозрительное знание.
Предмет метафизики:
Бытие
Природа
Материя
Сущее
Бог
Небытие
Ничто
Жизнь
Сила
Душа
Дух (мировой)
Истина
Свобода
Бессмертие и т.п.
Разделы метафизики.
1. онтология - учением о бытие
2. теология - учение о Боге
3. космология - учение о Вселенной (космос с греч. порядок)
4. философская антропология - учение о человеке (экзистенциализм (лат. существование) экзистенция человека.
Онтология. Учение о бытии.
Онтология (греч. бытие – учение) – учение о бытии, о сущем, о существовании.
1. Бытие:
а) Философское понятие, обозначающее существование объективного мира, независимо от сознания человека;
б) Наиболее общее и абстрактное понятие, обозначающее существовании чего-либо вообще.
Бытие – это философская категория, обозначающая, прежде всего, существование, бытие в мире, данное бытие.
Бытие едино и неделимо.
2. Небытие – это отсутствие или не присутствие бытия (или исчезновение, смерть и т.д.).
3. Сущее:
а) Совокупность окружающих вещей ( или все, что нас окружает);
б) Сущее есть то, что есть;
в) Сущее не идентично данному, т.к. охватывает и не данное.
4. Ничто – это отсутствие, выраженное на языке при помощи отрицания (лат. негация).
Итак, проблема бытия является одной из самых всеобъемлющих в истории развития философии и науки, т.к. рассматривается и исследуется не только как объективное материальное бытие, но и как метафизическая картина мира, которая перестала быть «картиной».
Таким образом, в конце 20 - начале 21 вв. все науки стали возвращаться в лоно метафизики, т.к.:
1. Все науки пытаются продумать все вопросы до конца;
2 .Воспринимать данное как целое.
Метафизика как система начинает противопоставляться диалектике с конца 19 в., т.к.
1. метафизика стоит у истоков научного познания;
2. метафизика является как бы предтечей диалектики;
3. метафизика способствует обоснованию диалектики;
4. в свою очередь, диалектика способствует становлению и развитию почти всей научной картины мира.
ТЕМА. ДИАЛЕКТИКА, АЛЬТЕРНАТИВЫ, ЗАКОНЫ, КАТЕГОРИИ.
Диалектика (греч. веду беседу, рассуждаю) - это искусство вести беседу, логически рассуждать.
- искусство аргументации, наука логики;
- учение о наиболее общих закономерностях развития общества, человека, мышления. Диалектика в истории философии.
1. Античная диалектика (5 до н.э.- 5 н.э.).
Впервые на изменчивость бытия обратил внимание древнегреческий философ Гераклит. Он выдвинул тезис: «все течёт, все меняется»; «в одну и ту же воду нельзя войти дважды».
Его ученик Кратил опроверг это и считал, что в одну и ту же воду нельзя войти даже единожды, т.к. все находится в непрерывном движении, изменении.
Зенон Элейский и его апории: «Стрела», «Дихотомия», «Ахилл и черепаха», где описывается безвыходная, или тупиковая ситуация.
Апория Зенона сводится к доказательству следующего:
1. двигаться - значит быть и не быть на месте, и одновременно не быть на этом месте;
2. единство прерывности и непрерывности пространства и времени делает возможным движение вообще.
Сократ свел диалектику к майевтике (гр: искусство повивальной бабки) - это искусство извлекать скрытое в человеке с помощью правильных наводящих вопросов.
Отсюда следует:
1. истина бытия открывается человеку;
2. человек открывает истину бытия.
Таким образом, впервые в истории науки античные греки обратили внимание на изменчивость бытия и на определенные элементы этого изменения.
2. Диалектика в Средневековье (5-14 вв.).
В это время мир есть боже творение, а человек божья тварь. Отсюда в Боге совпадает все противоречия:
1. конечного и бесконечного;
2. единого и множественного;
3. материального и духовного и т.д.
Итак, в Средние века развитие определяется и соподчинено Всевышнему..
3. Новое и Новейшее время (15 в. –нач.21 в.).
Диалектика противопоставляется метафизике и становится толчком для развития фундаментальных наук.
Альтернатива диалектики:
1. механицизм - метафизика
2. догматизм
3. софистика
4. эклектика.
Законы диалектики.
Закон-это объективная необходимая причинно-следственная устойчивая повторяющаяся связь между предметами, процессами, их элементами. Объективная-закон притяжения, гравитации.
Классификация законов
1 частные в отдельной области
2 общие законы, кот действуют в нескольких областях
3 всеобщие диалектические законы действуют везде: в природе, обществе и мышлении
3 закона диалектики:
Первый – это закон противоречия, который утверждает, что все существующие самостоятельные системы своей сущностью внутренне противоречивы и это служит источником их развития
1) противоположности - это те свойства, предметы, которые отрицают друг друга (мужчина и женщина, плюс и минус и др.);
2) противоречия - единство противоположностей, которые одновременно предполагают и отрицают друг друга (добро и зло, жизнь и смерть и др.).
По Гегелю, «крайности сходятся».
Второй - это закон перехода количественных изменений в качественные.
Качество - это то, что делает предмет тем, чем он является.
Количество - свойство, поддающееся измерению в определенных единицах (км дороги, кг песка и др.).
Мера-граница, внутри которой количественные изменения не приводят к изменению качества.
Скачок-переход количественных изменений в качественные в результате превышения меры (казнить нельзя помиловать).
Третий закон отрицания отрицания выражает:
1) преемственность, спиралевидность развития;
2) связь нового со старым;
3) своего рода повторяемость на высшей стадии развития ряды высших стадий;
4) обосновывает прогрессивный характер развития (например,
а) Биология человека:
Эмбрион-зародыш
Ребёнок-младенец
Мальчик-девочка
Мужчина-женщина
Старик-старуха
Смерть
б) Развитие общества (5 формаций, по Марксу):
Первобытный
Рабовладельческий
Феодал
Капитализм
Социализм
Категории диалектики
Категория (греч. высказывать) - философское понятие:
а) отражающее наиболее общие свойства, отношения, связи, явления материального мира (пространство, время, движение).
б) обобщающее разряд предметов или наиболее общий признак (человек прямоходящий с ограниченным покровом волос и разумный и т.п.).
Категории :
1.Единичное-общее;
2.Сущность и явление;
3. Содержание и форма;
4. Причина и следствие;
5. Необходимость и случайность;
6.Возможность и действительность;
7. Элементы и структура;
8.Часть и целое.
Таким образом, диалектика как учение о развитии предполагает всеобщую изменчивость бытия и сущего.
ТЕМА. ПРОИСХОЖДЕНИЕ И СУЩНОСТЬ СОЗНАНИЯ
Проблема сознания является одним из самых трудных, загадочных и непонятных в истории развития философии и науки.
Во-первых, сознание рассматривается как чудо или благостный дар, данный только человеку.
Во-вторых, сознание есть крест или проклятый дар, тоже данный только человеку.
Это определение Эдварда Ильенкова (1924-79) участника войны, доктора философских наук.
Как известно сознание:
1. Это особое состояние, свойственное только человеку; и в этом состоянии ему доступен этот мир и он сам в этом мире;
2. Сознание мгновенно связывает, соотносит с тем, что человек услышал, увидел, подумал, пережил и т.п.;
3. Сознание есть вездесущее, неуничтожимое, или, можно сказать, вечное;
4. Сознание входит обязательной "добавкой" во все, что человек воспринимает как данность и неданность (допустим, данность будет «этот свет», неданность «тот свет».
Следовательно:
1. Сознание - это высшее, свойственное только человеку, форма отражения объективной действительности.
2. Способ отношения человека к миру и самому себе.
3. Сознание - это единство психических процессов в освоении мира.
Отсюда, сознание рассматривается как:
1. бытие-в мире-объективная реальность;
2 «бытие-в-себе-бытие - ("я") (экзистенция, эгоизм, я).
4. сознание возникает в результате труда (например, учеба- это большой труд, и «знание-сила» (Ф.Бэкон).
5. сознание неразрывно связано с языком, который так же древен, как и самосознание.
До 14 века в мире было 2,5 тысяч языков, к началу 21 в. осталось примерно 500.
Очевидно, сознание зависит:
1. От материального уровня человека: низкий, редний, высокий, очень высокий.
2. Социальное положение: рабочий, крестьянин, служащий; учащийся, студент.
3. Духовный уровень («низкий», «средний», «высший»)
Русский философ Владимир Соловьев (1853-1900) выделяет 4 аспекта сознания:
1. самосознание
2. самодостаточность
3. самообожание
4. самоуничтожение
По мнению философа, самосознание и самодостаточность субъекта должны соответствовать объективной реальности бытия и сущего, т.к. самообожание способствует самоуничтожению, утрате человеческого облика, экзистенциальной идентичности, и может привести к самым неоднозначным последствиям и результатам.
Проблема сознания в истории философии
В истории философии есть 2 уровня решения проблемы сознания:
1. Это описание способов, какими вещи даны в сознании или описание феномена (греч. явления) сознания.
2. Как вещи являются в сознании. Объяснить как возможно самосознание. Объяснить сам феномен сознания.
1. Античный космоцентризм (5 в до н э- 5 в. н.э.).
В античности сознание - это нечто неуловимое, нематериальное, поэтому на языке античных греков очень мало слов, связанных с сознанием.
Сознание рассматривается в античности двояко:
1. Сознание как направленность на объект (Я вижу этот мир или я изучаю, осмысливаю этот мир)
2. Сознание как умение сосредотачиваться внутри себя в это время не рассматривается, не прорабатывается.
Основной принцип античности: «В здоровом теле здоровый дух».
2. Средневековой теоцентризм (5-14 вв).
Мир есть божье творение, а человек божья тварь, сознание Всевышнего творение.
Отсюда:
1. Возникает потребность во внутреннем сосредоточении на образе Бога - это молитва, исповедь, откровение; «посредник» священник, поп и т.д.
И главный принцип: « В здоровом духе здоровое тело».
2. Сознание становится вторичным, ибо первичным является Бог.
3. Сознание приобретает двусторонний характер:
Во-первых, сознание должно содержать тело в чистоте.
Во-вторых, сознание как часть души. В античности этого не было.
4. Сознание рассматривается как наказание за грехи. Если в античности - табу, то в Средние века появляется грех.
«Семь смертных грехов»:
Гордыня
Алчность
Вожделение
Зависть
Чревоугодие
Гнев
Лень
5. Сознание "привязывает человека к вечности"
Во-первых, объективно;
Во-вторых, субъективно.
Итак, в Средние века сознание зависит от божественной установки
3. Сознание в Новое и Новейшее время (15 в.- нач.21.в.).
Сознание рассматривается двояко:
Во-первых, происходит отказ от Бога и появляется т.н.богочеловек (установка нового завета) по Достоевскому и т.н. сверхчеловек (ветхий завет) по Ницше.
Во-вторых, отказ от Бога - это страшное событие (Ницше), т.к. человек «выпадае»т из вечности.
В 20 в. эта идея рассматривается в психоанализе З.Фрейда (1856-1939)
Он выдвигает 3 уровня сознания
1. Сверх Я" - традиции ( лат. передача) - нравы, обычаи, верования, вера и т.п..
2. "Оно"- либидо (инстинкты) бессознательное
3."Я-сознание" -рассудок, сверхразум, понятие, суждение, умозаключение, миропонимание
Отсюда Зигмунд Фрейд выводит понятие комплекс Эдипа (у мальчиков) и Электры (у девочек).
К.Г.Юнг (1875-1961) –ученик Фрейда выдвигает идею «коллективного бессознательного» в психологии.
Таким образом, феномен сознания является одной из самых сложных в истории философии и науки.
ТЕМА. ПОЗНАНИЕ. НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ.
Основным вопросоми философии являются следующие:
1.Что первично: материя и сознание?
2. Познаваем ли мир?
3. Каковы границы познания?
Знание – это объективная реальность, данная в сознании человека, которое отражает, идеально воспроизводит закономерные связи действительности.
Знание рассматривается в 3 смыслах:
1. способность, умения, навыки
2. любая познавательная значимая информация (например, букварь);
3) особо познавательная единица наряду с практикой (праксис-действие) букварь +другие книги = любовь – все это способствует расширению знания.
В букваре: например, в англ. языке 26, в русс. 33, в татар. 39, в башк. 42, кабардино-балк. 63 букв, в китайском 1000 знаков и др.
Теория познания (греч. гносеология ) – учение о знании, раздел философии, которая изучает:
Во-первых:
А) природу познания;
Б) объект и субъект познания;
В) отношение знания и реальности;
Г) возможности и границы познания;
Во-вторых, исследует:
А) всеобщие предпосылки процесса познания;
Б) условия достоверности знания;
В) критерий истинности знания;
Г) формы и уровни познания;
Д) методы познания и т.д.
В центре процесса познаний стоит человек, его отношение к окружающему миру.
Типология форм знания:
1. Обыденно-практическое познание, возникшее еще в первобытном обществе, основывается на повседневном опыте человека.
Отсюда знание носит хаотичный, но прочный характер.
Здесь главную роль играет:
А) здравый смысл;
Б) верование, приметы, обычаи.
2. Игровое познание. Возникает в первобытном обществе
Площадной театр – затем - профессиональный театр; традиционный, классический театр, в постмодернизме - театр абсурда (нелепости) и т.п., «театр Шекспира», например, пьеса
«Отелло» в современной трактовке (Отелло – Яго – Дездемона).
«Весь мир-театр и люди в нем актеры// Всевышняя судьба распределяет роли» (Шекспир).
3. Мифологическое (гр. – сказание, предание) познание - это символическое выражение реальности на основе мифа. А также легенды, былины, притчи, сказания и др. народов мира (например, «Три богатыря», « Урал батыр», «Акбузат» и др.).
4. Религиозное (лат. набожность, святыня) познание возникает в средние века (5-14вв). Основывается на вероисповедании; 3 мировые религии: буддизм, ислам, христианство. Божественный образ может проявиться во всем.
5. Художественное познание основываются на различных видах искусства:
живопись, музыка, искусство слова- литература, драматургия, кино (искусство игры)
И.С.Тургенев «Муму», современный памятник собаке, но без Герасима в Орловской губернии.
6. Научное познание. Возникает в Новое время (15-19 вв.) и развивается в Новейшее время (20-нач.21 вв.). Основывается на методе рационализма (лат. разум) и эмпиризме (греч. опыт). Научное познание проходит длительный путь развития и базируется на поиске истины человека это:
а) созерцание;
б) наблюдение;
в) эксперимент, опыт;
г) выводы;
д) заключение;
е) конструирование;
ж) воплощение.
Космоцентризм в философии науки – это полет человека в Космос 12 апреля 1961 года: идея русского космизма Н.Ф.Федорова, эксперименты, выводы его ученика К.Э.Циолковского, воплощение – полет в космос под руководством С.П.Королева.
Таким образом, классификация форм познания способствует тому, что все типы знания взаимодополняют, взаимопроникают друг друга и расширяют границы знания.
Истина и заблуждение в процессе познания.
1) Истина-это правильное, адекватное отражение объективного мира;
2) Истина – это соответствие знания своему предмету и совпадающее с ним
Правда-соответствие мысли человека его убеждениям.
Истина имеет следующие основные свойства:
1) Исходный уровень - объективность (например, Земля круглая и т.п.).
2) Субъективность - это адекватность. Отношение субъекта знания к объекту.
Истина бывает 2 видов:
1. Абсолютная (лат. безусловная) истина:
а) это полное, исчерпывающее знание о действительности в целом (например, Земля круглая, или цилиндричная);
б) это знание, или элемент знания, который никогда и никем не может быть опровергнут в будущем (например, человек конечен, или смертен, т.к. для человека время:
- необратимо
-безвозвратно
-линейно
- конечно.
2. Относительная (лат. реляционная) истина:
а) это изменчивость каждого истинного знания;
б) его углубление уточнение расширение по мере развития практики и познания
Она характеризуется:
- неполнотой,
- условностью;
- приблизительностью;
-незавершенностью.
9 мая 1945 - День Победы – это незыблемая истина рубежа II - III тысячелетий.
Итак, абсолютная и относительная истины сопутствуют процессу познания окружающего мира.
Конкретность истины
Конкретность (греч.сгущенный, сросшийся)
1) это свойство истины, основанное на учете и обобщении конкретных условий существования того или иного явления;
2) зависимость истины от определенного места, времени, ситуации, события и др. (например, мудрость народная: «Со своим уставом в чужой монастырь не ходят», Победа в со-бытиях Великой войны 1941-1945 гг.; война в Югославии, Ираке: «Шок и трепет», «Новая заря» и др.).
Практика как критерий истины.
Критерий (гр. средство для суждения) - это признак на основании которого производится оценка или это просто средство проверки (например, ОГЭ, ЕГЭ, экзамен в вузе и др.)
Практика является основным показателем в процессе познания:
1) практика есть источник познания (например, гео-метрия – измеряю землю);
2) практика как основа познания, его движущая сила ( например, сказочный ковер- самолет, воздушный шар, аэроплан, самолет, вертолет, ракета, сверхзвуковая ракета и т.д.);
3) практика - опосредованная цель познания (например, с детства до взрослой жизни человека: тележка- трехколесный велосипед- велосипед – машина и т.п.)
Практика как критерий истины, который позволяет отделить знание от заблуждения.
Заблуждение-
Во-первых, это представление или мысль, относительно которой хотя и существует уверенность, что она правильные, тем не менее не соответствует истине;
Во-вторых, иллюзорное осознание действительности.
В-третьих, эти знание не соответствующее своему предмету, не совпадающее с ним.
Источники заблуждения:
а).предубеждение, поспешность;
б). недостаточный познавательный материал;
в). опрометчивые обобщения;
г). пристрастие, предрасположение и т.п.
Заблуждение многообразно по своим формам:
1) Научное/ненаучное;
2) Эмпирическое/теоретическое;
3) Религиозное/философское;
4) Социальное/бытовое и т.д.
Заблуждение, заключающее в себе некую долю правды, считается самым опасным. Заблуждение следует отличать от лжи.
Ложь – это:во-первых, преднамеренное искажение истины (дезинформация, деза);
во-вторых, заявление, рассчитанное на обман, когда умалчивается истинное положение вещей (например, Лжедмитрий).
Осн форма заблуждения - это ошибка.
Ошибка-это результат неправильных действий человека в любой сфере деятельности (в вычислениях, житейских делах, в выборе профессии и т.п.). Ошибки бывают логические и фактические:
1) Логические - это нарушение правил логики ( например, «Казнить нельзя помиловать» и т.п.);
2 ) Фактические ошибки обусловленные незнанием предмета (например, самые опасные для жизни человека в медицине и др.).
Предпосылки преодоления заблуждений:
а) это углубление, развитие знания;
б) совершенствование методов познания;
в) расширение границ знания и др.
Методы познания: РАЦИОНАЛИЗМ И ЭМПИРИЗМ.
I. РАЦИОНАЛИЗМ (лат.разум) - это учение:
Во-первых, признает, что знание может быть подчерпнуто из самого ума;
Во-вторых, либо из понятий, существующих в виде задатков ума.
Итак, все знание имеет своим источником ум человека.
Основоположник рационализма Рене Декарт (1596-1649/1650) – французский философ и математик.
Разум проявляется многосторонне:
1. В психологии – это воля к разуму;
2. В этике – рациональное начало нравственного в поведении;
3. В эстетике – рациональный мотив, характер творчества.
Следовательно, рациональное познание многообразно по своей сути и главным его смыслом становится извечное: «Сеять разумное, доброе, вечное».
Иррационализм (лат. неразумный) - это то, что не может быть постигнуто разумом, или сверх разумное (например, любовь к человеку, ко всему земному, к Богу и т.п.).
Иррационализм определяет чувство, эмоции, любовь и т.д. как основной источник познания, данные которого разум лишь разрабатывает в дальнейшем.
Рациональное познание наиболее полно проявляется через мышление.
Мышление:
1) активный процесс отражения мира в понятиях теориях суждениях и т.п., связанный с решением задач, с обобщением и способами опосредованного познания действительности;
2) это высший продукт мозга.
Рассудок – исходный уровень мышления.
1) оперирование абстракциями в пределах неизменной схемы, заданного жесткого стандарта, заданного шаблона;
2) психологическая деятельность человеческого мозга, которое образует определенное умозаключение, отсюда, рассудок есть «мыслящая душа» или способность мыслить посредством понятий;
3) способность образования новых понятий, суждений путем умозаключений.
Однако:
а) рассудок может быть без понятий;
б) а понятия могут быть без рассудка.
(Например, физик-теоретик Л.Ландау – Дау).
Разум, ум (акыл) – это способность, деятельность человеческого духа, направленная на познание ценностей, на универсальную связь вещей и всех явлений и на целесообразную деятельность внутри этой связи.
Разум – это высший уровень рационального познания, для которого характерны:
а) творческое оперирование абстракциями;
б) сознательное исследование их собственной природы (саморефлексии).
Процесс развития мышления – это взаимосвязь и взаимопроникновение рассудка и разума.
1. Рассудок – разум – характерной формой является выход за пределы сложившийся, готовой системы знания, на основе выдвижения новых идей;
2. Разум – рассудок связан с процедурой формализации и перевода в относительно устойчивое состояние, т.к. система знания была получена на основе разума.
Формы мышления (логические формы) - это способы отражения действительности посредством взаимосвязанных абстракций, среди которых исходными и являются:
а) понятия;
б) суждения;
в) умозаключения.
1. Понятие – одна из форм мышления, отражающая общие закономерные связи, существенные стороны, признаки явления, которые закрепляются в их определениях (дефинициях).
Дефиниция (лат. – ограничение) – раскрытие понятия путем перечисления его признаков, т.е. путем указания на содержание понятия.
2. Суждение –
а) одна из форм мышления, отражающая явления, процессы действительности, их свойства, связи, отношения.
б) в логике, выраженное в форме предложения, высказывания, с помощью которого связываются два понятия.
3. Умозаключение.
Понятие и суждение являются «кирпичиком» для умозаключения.
Умозаключение – это форма мышления, посредством которой из ранее установленного знания выводится новое знание.
1. Все люди смертны (посыл).
2. Сократ человек (обоснование знания).
3. Следовательно, Сократ смертен (выводное знание, называемое заключением или следствием).
Наиболее общим делением умозаключения является деление на два метода.
1. Индуктивный (лат. наведение) – основанный на умозаключении от частных, единичных случаев к общему выводу, от отдельных фактов к обобщениям.
2. Дедуктивный (лат. выведение) – основанный на умозаключении от общего к частному, от общих форм к частным.
II. ЭМПИРИЗМ (греч. опыт) - это метод мышления,
1) признающий чувственный опыт единственным источником познания;
2) знание возникает из опыта и может быть подчерпнуто из него;
3) и знание проявляется посредством опыта.
Основоположник эмпиризма Джон Локк (1632-1704).
Итак, эмпиризм за основу познания берет опыт.
Таким образом, рационализм и эмпиризм взаимодополняют, взаимопроникают друг друга и расширяют границы знания.
ТЕМА. ФИЛОСОФИЯ ОБЩЕСТВА.
Философия как первонаука изучает бытие 2,5 тысячи лет.
Как известно, в первобытном обществе люди объединялись по принципу общности.
1. Общность-это форма совместного бытия людей, связанных общим:
а) происхождением,
б) языком,
в) судьбой,
г) взглядами и т.п..
По выражению Полибия, история - это борьба народа против власти судьбы.
2. Общество-это продукт целенаправленный и разумно организованный совместной деятельности больших групп людей на основе общих:
а) интересов,
б) целей,
в) задач,
г) договора и т.п.
Общество нужно отличать от понятий народ, нация, государство.
1. Народ- связанная одинаковым происхождением и языком культурная общность людей.
Автохтонный народ (греч. первонаселяющийся) – занявший территорию первым.
Автономия народа (греч. самопредяющийся) –автономия (например, 1919 г. - БАССР, 1920 г. - ТАССР и др.).
Народы делятся на 3 расы:
1. белая (европиодная), в основном 2 группа крови;
2. черная (негроидная), 1 группа крови;
3. желтая (монголоидная), 3 группа крови.
2. Нация лат слова нация-народ, племя) - это
а) народ, создавший зависящее от себя правительство,
б) имеющий свою территорию, границы которого уважаются другими нациями;
в) это народ, организованный в государство.
Титульная нация (Россия, Франция, Таджикистан и др.)
3. Государство - структура, основанная на праве и закона
3 основные формы государства:
а) монархия (греч. один – единовластие);
б) аристократия (от греч. родовая знать) ,
в) демократия( народовластие)
ОБЩЕСТВО КАК САМОРАЗВИВАЮЩАЯСЯ СИСТЕМА
Общество – это сложная система, развивающаяся на своей собственной основе.
1.Природа и общество
Известно, что все великие цивилизации возникли на устьях великих рек: Индия, Египет, Китай. "Низкие" цивилизации выхода к морю не имели.
2. Культура и общество
Культура (греч. обработка почвы)
Человек имеет 2 феномена культуры:
1. Материальная: дома, деньги, машины, квартиры, дети и др.
2. Духовная: идеи, взгляды, мысли, воззрение и т.п.
3 формы передачи культурного наследия:
1.Принцип "делай как я";
2."Делай так"; "не навреди", по Гиппократу, например, в медицине.
3. аксиологический "ценностный" – это передача или проповедование определенных ценностей.
3. Семья и общество.
Семья является основной ячейкой общества. По Ф.Энгельсу, разрушение любого государства начинается с разрушения семьи. Семья является основным звеном в демографическом росте населения государств и всего мира.
1850 на земле был 1 млрд человек.
1900- 1,5 млрд
1930- 2 млрд
1976- 4 млрд
1987- 5 млрд
2000- 6 млрд
2005- 6,5 млрд
2012- 7 млрд
По численности населения
1 место-Китай: 1,3 млрд
2 место: Индия: 1 млрд
3 место: США 300 млн
4: Индонезия: 223 млн
5: Бразилия: 181
6: Пакистан: 170
7: РФ 142,400
По численности населения Россия имела:
Екатерина 2: 45 млн человек
Александр 1: 70 млн
Александр 2: 95 млн
Николай 2: 130 млн
Сталин: 200 млн
Население Россия после революции 1917 года:
В1926 - 1 перепись – 91 млн человек
В 1939 - 2 перепись - 108 млн
В 1959 – 3 перепись - 117 млн
В 1970 - 4 перепись -130 млн
В 1989 – 5 перепись - 147 млн
К окончанию Советского Союза: - 183,3 млн
По этой переписи ( в 2010г) 72,3 в городе, 26,8 в деревне
Мужчин: 46,3 %
Женщин: 53,7%
По РБ: 4 млн 200 тыс чел
Мужчин: 1,800
Женщин: 2,400
По приросту народа к населению до 2002 г. за одну секунду рождалось 5 человек,
по последним данным уже18 человек.
За 5 секунд в мире от голода умирает 1 ребёнок.
К концу 20 века идёт люмпенизация населения Земного шара. Люмпен (нем: лохмотья) – бездомные, попрошайки, нищие.
В 1990-х гг. население Земли существовало следующим образом:
- 900 млн чел не умели ни писать, ни читать
- 500 млн не имели работы
- 130 млн не могли посещать начальную школу
- 450 млн страдали от голода и недоедания; 800 млн (данные 2007); сейчас больше 1 млрд голодает.
- 12 млн чел умирают не прожив и года, сейчас больше
- 2 млрд человек не имеют доступ к питьевой воде.
Прирост народа населения сводится к следующему парадоксу:
1. В богатых европейских странах идёт сокращение населения,;
2. А в бедных - увеличивается.
Таким образом, прирост населения зависит от природных, социальных, экономических и иных условий.
4. Труд и общество.
Труд является основной гарантией материального обеспечения общества.
Здесь 4 основных компонента:
1. Производство материальных благ.
2. Воспроизводство самого человека.
3.Воспроизводство общественных отношений.
4. Духовное производство.
В результате труда возникает вопрос о собственности.
Собственность может быть:
1. По статусу рождения.
2. По положению в обществе (фр.бюрократия: чиновничий слой).
3. По имущественному положению: банкиры, менеджеры и др.
4. По труду его результатов: стахановцы, профессора,
5. По "едокам" в семье (1920-е «военный коммунизм» и т.п.).
В истории общества, в частности, в ХХ веке были возможны 2 пути развития капитализма (фр. сумма, имущество).
1. Промышленный капитализм М.Вебера (1864-1920) – немецкий философ, социолог.
а) наличие промышленного предприятия;
б) получение прибыли с помощью рационально организованного свободного труда;
в) взаимовлияние протестантской этики и цели рационального принципа отношений при капитализме.
2. Акционерный (бумажный) капитализм Г.Зиммеля (1858-1918) – немецкий философ, сторонник «философии жизни», социолог.
А) «рынок» ценных бумаг;
Б) векселя;
В) кредиты под определенные % и т.п.
В ХХI веке при пост-капитализме создается т.н. сверхпотребительское общество, когда увеличиваются возможности появления кризисов (греч. krisis - переломный момент), катастроф (греч. catastrophe – разрушение), коллапсов (лат. collapses – ослабший, упавший) и т.п., что оказывает существенное влияние на дальнейшее развитие философии истории.
ТЕМА. ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ
Термин ввёл известный французский писатель и философ Ф.Вольтер (1694-1778).
Философия истории: во-первых, осмысливает суть развития общества, во-вторых, его идеалы, в-третьих, цели, в-четвертых, задачи и т.д.
Во все времена философы задавались вопросом:
1) Откуда мы и куда идём?
2) Что ждать от настоящего и будущего?
Отсюда исторический процесс протекает:
1. В определённом пространстве и времени;
2. Исторические события происходят в определённом темпе и ритме и как бы повторяются
Отсюда история течёт:
а) линейно (от начальной точки до конечной)
С рождения человека.
С сотворение мира Богом.
По концепции Большого взрыва: 25 млрд лет.
б) циклично (например, по принципу «Все возвращается в круги своя» ( Экклизиаст)
1.Маятникообразное малый цикл
2.Круговое спиралевидное средний
3. Волновое синусоидное большой
Следовательно,
А) Если масштаб мал, на первый план выходит случайность.
Б) Если масштаб крупный, преобладает закономерность.
Известно, что крупные события мировой истории в основном происходят в странах около 30 параллели северной широты. Там находятся:
Египетские пирамиды,
Синайская пустыня,
древний Вавилон,
остров Пасхи,
Бермудский треугольник,
верховье реки Ганга,
мексиканские пирамиды и др.
Отсюда следует:
1. Для философского осмысления истории нужно уяснить траекторию развития.
2. И пространственно-временные координаты истории.
Итак, история имеет свои координаты, траекторию, пространство и время.
ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ В ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ
1.Античная философия (5 в. до н.э. -5 в. н.э.).
Древнегреческий историк Полибий (201-120 г. до н.э.).
Осн сочинение: «История» в 40 томах. История, по Полибию- борьба народов против власти судьбы. Он впервые выдвигает идею единой Всемирной истории
2) Средние века (5-14 в н.э)
Августин Блаженный (354-430 н.э). - христианский богослов и мистик
Осн сочинение: «О граде Божьем».
а) Предлагает христианскую концепцию Всемирной истории.
б) Противопоставляет «земному граду» «божий град».
в) Главное - Бог правит историей
3. Новое и Новейшее время(15 в- нач.21 в.)
Джанбатисто Вико (1668-1744) -итальянский философ
Главная книга - «Основание новой науки об общей природе наций».
Он создаёт исторический круговорот теории, который имеет 3 периода - божественный (детство), героический (юность), человеческий (зрелость).
Отсюда: 1) государство возникает в героическую эпоху;
2) в зрелую человеческую эпоху наступает упадок
Освальд Шпенглер (1880-1936) – немецкий философ. Основное двухтомное сочинение по философии истории: «Закат Европы». Мыслитель выдвигает 8 культур в истории человечества
1.Египетская.
2.Вавилонская
3.Индийская
4.Китайская
5.Мексиканская
6.Античная
7.Арабская
8.Западно-Европейская
Исходя из этого:
Во-первых, Шпенглер отрицал единую общую мировую, общечеловеческую культуру.
Во-вторых, соперником западноевропейской культуры он считал грядущую "российско-сибирскую" культуру.
Питирим Сорокин (1889-1968) русский философ и социолог. Выдвигает идею 3 видов фундаментальных культур:
1. Религиозная, или божественная;
2. Промежуточная – Бог и переход к материю;
3. Материалистическая.
Отсюда кризис истории и культуры Сорокин видел следующее:
а) Утилитарный подход ко всему (польза, выгода)
б) Культ наслаждения, или гедонизм: обжорство, виртуальная зависимость, чрезмерный сексизм; эвдемонизм - разумное "наслаждение".
в) Денежное сумасшествие.
г) Моральный нигилизм (отрицание):
- отчуждение между отцами и детьми.
- отчуждение между богатыми и бедными.
- отчуждение между здоровыми и больными.
- отчуждение половое, или гендерное.
- отчуждение между мужчиной и женщиной
- отчуждение между расами и т.п.
д) Господство силы и насилия.
Русский социолог Сорокин предлагает следующий выход из положения:
1) Религиозно-нравственное возрождение;
2) Альтруистическая любовь.
Таким образом, история проходит 3 стадии в своем становлении и развитии:
1. Кризис, крушение;
2. Переоценка ценностей, очищение;
3. Возрождение.
В конце 20 века, в 1992 году, американский футуролог Френсис Фукуяма выдвинул понятие «конец истории», т.к., по его мнению, исчезают мощные социальные идеи, например, идея социализма.
Предполагается, что история подходит к точке бифуркации (лат. раздвоение) и возникает непредсказуемость, и отсюда прогнозируются следующие конфликты на Земле:
1) За ресурсы: нефть, газ, руда и т.д. (например, 20 марта 2003 г. США в Ирак и др.);
2) За электроэнергию (АЭС, ГЭС,ТЭЦ и др.);
3) За информацию (например, «Кто владеет информацией, тот владеет миром» (У.Черчилль).
Теория информации появляется в 1930-х гг. на основе науки кибернетики (греч. искусство управления). На основе теории информации возникает глобализация ( фр. глобус - земной шар) – охват всего земного шара.
Глобализация - это процесс формирования единого общемирового финансового информационного пространства на базе компьютерных технологий.
В процессе глобализации создаётся всеобщая система капитализма и т.н. единая:
1.экономика;
2. валюта;
3. финансовая, банковская система (например, МВФ)
4. страховая система;
5.население;
6. образование;
7.здравоохранение (ВОЗ);
8. язык (например, английский);
9. не традиционная(классическая), а массовая культура и т.п.
Таким образом, современные процессы, происходящие в мире, характеризуются с точки зрения философии истории следующим образом:
1) Общество-это сверхсложная система, включенная в суперсистему Земли и Космоса;
2) Общество-это вероятностная система, ибо непредсказуемость является всеобщей закономерностью.
ТЕМА. ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ И БУДУЩЕЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА.
Философия как первонаука рассматривает человечество как:
1. Реальное объективное начало;
2. Субъекта истории.
Следовательно, человечество обязано:
1. Осмыслить прошедшее;
2. Вглядываться в настоящее;
3. Стремиться понять будущее.
Исходя из этого, человечество рассматривается как целостное начало.
I. Пространственно-временная целостность мира.
Человечество обитает в едином пространстве и времени.
II. Экономическое единство мира.
А) выработка электроэнергии, ежегодно 1/25 часть, используемой за всю историю;
Б) чрезмерная добыча полезных ископаемых за последние 5 веков, что можно было создать еще одну малую Планету:
- 50 млрд тонн углерода
- 2 млрд тонн железа
- 20 млн тонн золота
- 20 млн тонн меди и т.п.
3. Мировой валовый продукт увеличился в 50 раз с 1950- х гг.
4. Широкомасштабная урбанизация (лат. городской):
- отчуждение населения от земли;
- увеличение необработанной территории земли;
- возникает возможность голода и т.п.
5. Примерно 170 стран вовлечены во всемирный торговый оборот и ТНК, которые преследуют свои интересы:
а) это разделение труда:
– на западе – умственный, т.н. «белые воротнички»;
- остальной мир – физический - «синие воротнички».
б) расширение сферы влияния;
в) отстаивание своих интересов: экономических, финансовых, спекулятивных и т.д.
6. Возрастание информационной плотности.
Ежегодно 8-10 млрд страниц печатного текста;
ТВ, Радио, интернет сети и т.п.
III. Социальное единство мира.
Труд является основной социальной гарантией человека:
- прожиточный минимум ( вознаграждение за труд – зарплата);
- минимальные материальные потребности (жилье, дом, квартира и т.п.);
- «минимальные» духовные потребности (газеты, журналы, книги, ТВ, радио, интернет и т.п.).
IV. Интеллектуальное единство мира.
Природа рассудка и разума предполагает наличие логики в поведении человека. Каспер Т.Бауэр «Скольжение» (1974) коэффициент умственных возможностей (IQ) человека:
130-150 – очень умный
110-130 – достаточно умен
90-100 – проблемы с умом
80-90 – олигофрен и ниже и и.п.
Например, в США - на одаренных детей – 0,1 %, а на диагноз – дебил – 92% из бюджета. В современном мире происходит «скольжение» в сторону отклонения от нормы:
Идиотия - глубокая умственная отсталость (примерно, 50 слов);
Имбецильность – умеренная умственная отсталость (примерно, 150-300 слов);
Дебильность – легкая умственная отсталость (нет понимания сложных понятий и т.п.).
Таким образом, к концу 20 – началу 21 вв.:
1. Человечество тяготеет единству:
- Онтологическому;
- Экономическому,
- Социальному,
- Интеллектуальному;
2. Но вместе с тем происходит процесс:
- дифференцации (лат. различия) – разделения – «сытый» Север –«голодный» Юг и др.;
- обособления – богатые – бедные, здоровые -больные, мужчины - женщины, отцы - дети и т.п.
- замкнутости – т.н. элита, или vip персоны и т.п.
Итак, человечество как целостность едино и неделимо, но и социально дифференцировано, обособлено, замкнуто внутри т.н. корпоративной системе.
Мировая ситуация конца 20 – начала 21 вв.
К концу 20 в. мир остается многополярным, и на первый план выходит противостояние между «сытым» Севером и «голодным» Югом. Это обусловлено тем, что:
1. Богатые страны добиваются своего благосостояния за счет бедных;
2. Мировой доход распределяется неравномерно:
Богатые страны – 83 % мирового дохода
Средние – 16 %
Бедные – 1%
Отсюда, материальное неблагополучие способствует духовной деградации населения:
- низкий уровень образования;
- низкий уровень сознания;
- низкий уровень культуры;
- криминальное поведение и т.п.
Следовательно, многополярность должна быть стабилизирующим фактором в становлении народов и в развитии стран.
Возможные угрозы в современном мире.
К началу 21 века в многополярном мире сохраняются следующие возможные угрозы:
1. Термоядерная угроза.
- атомные станции (Сейчас в мире 430 АЭС, КНР хотят построит еще 15(:
- наземное ядерное оружие (6, 8 августа 1945 г. США 2 бомбы на города Японии: Хиросима - бомба «Малыш» 20 мгт ; Нагасаки – «Толстяк» 20 мгт.
Современные 8 ядерных стран:
США
РФ
КНР
Англия
Франция
Индия
Пакистан
Израиль
- подводное ядерное оружие;
- водородное оружие.
2. Экологическая катастрофа.
- уменьшение кислорода в воздухе;
- нарастание «парникового эффекта»;
- расползание озоновой дыры;
- загрязнение природных вод;
- землетрясения;
- цунами (япон. большая волна) и т.п.
3. Угроза над человеческой телесностью.
а) расшатывание генофонда (генная инженерия (греч. ев-геника – породистый); выход из-под контроля «мутантных генов», искусственные ублюдки-мутанты;
б) возможность разрушения основного генетического кода человека (продуманного или непродуманного) в результате вмешательства в его структуру (например, ГМО продукты и т.п.);
в) Рост генетически отягощенных человеческих популяций, ослабление системы:
- гормональной
- нервной
- иммунной
- кишечной и др.
г) Возрастание наследственно отягощенных уродств; мужское и женское бесплодие, сокращение семенной жидкости у мужчин за последнее 50 лет вдвое.
д) СПИД как глобальная пандемия (греч. весь народ).
Возникновение болезни:
-биологическое или бактериологическое оружие;
- болезнь африканских обезьян;
- Божья кара за разврат.
е) Современные «социальные» болезни:
- алкоголизм;
- наркомания;
- «салоны красоты» - ринопластика, липосакция, дистрофия, покраска волос и т.п.). Следовательно, человеческое тело в своременном мире обуревают всевозможные опасности, а в начале 2020 г. – новая инфекция короновирус –19.
4. Кризис духовности.
Этот кризис обусловлен следующими факторами:
- кризис мощных идеологий;
- кризис устойчивого развития;
- кризис стабильных политических отношений между странами;
- кризис экономических отношений;
- противостояние между «сытым» Севером и «голодным» Югом;
- отчуждение между стратами (классами: рабочие – крестьяне – служащие);
- отчуждение города и деревни в процессе урбанизации;
- кризис классической (традиционной) культуры, преобладание т.н. массовой культуры;
- отчуждение отцов и детей, разрыв между поколениями и т.д.
- кризис человеческих отношений и т.д.
Таким образом, в современном мире все возможные угрозы полностью не искоренены, поэтому основная задача и цель человеческого сообщества в начале III тысячелетия противостоять всем вероятным опасностям, катастрофам и наваждениям.
Философия. Учебники и учебные пособия.
1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. Учебник. – М.; «Проспект», 2010. – 568 с.
2. Философия: Учебник для вузов (Отв. ред. В.П.Кохановский). – Ростов н/Дону, «Феникс», 2010. – 576 с.
3. Философия. Учебник (Под ред. В.Д.Губина, Т.Ю.Сидориной, В.П.Филатова). – М., ТОН-Остожье, 2000. – 704 с.
4. Теория философии / Э.Ф.Звездкина и др. – М.: Филол. о-во «СЛОВО»; Изд-во Эксмо, 2004. – 448 с.
5. Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс. Учебник для вузов. – М.: Изд-во. Корпорации «ЛОГОС», 2000.
6. Губин В.Д. Философия: Элементарный курс. Учебное пособие для вузов. – М.: Гардарики», 2003. -331 с.
7. Философия: справочное пособие /С.Я.Подопригора, А.С.Подопригора, Д.В.Волкова. – Ростов н/дону: Феникс, 2011. – 573 с.
8. Руденко А.М. Философия в схемах и таблицах: учебное пособие/ А.М.Руденко. – Ростов на/Дону: Феникс, 2012. -382 с.
9. Философия для технических вузов /Голубинцев В.О., Данцев А.А., Любченко В.С. Серия «Учебники для технических вузов». – Ростов н/Дону: Феникс, 2001. – 512 с.
10. Ивин А.А. Философия истории: Учебное пособие. – М.: Гардарики, 2000. – 528 с.
История философии.
11. История философии. Учебник для вузов. (Отв. ред. В.П.Кохановский, В.П.Яковлев). – Ростов н/Дону, «Феникс», 2010. – 567 с.
12. Гриненко Г.В. История философии. Учебник. – М.: Юрайт Издат., 2006. - 688 с.
13. Грядовой Д.И. История философии. Древний мир. Античность. Книга 1; Средние века. Возрождение. Новое время. Книга 2: учебник для студентов вузов /Д.И.Грядовой. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. – 463 с.; - 455 с.
14. Современная западная философия: Учебное пособие /В.Л.Абушенко, А.Ю.Бабайцев, И.М.Бобков, Е.Н.Вежновец и др.; Под общ.ред. Т.Г.Румянцевой. – Мн.: Книжный дом, 2009. – 1024 с.
Хрестоматии по философии.
15. Хрестоматия по философии: Учебное пособие для вузов. – Ростов н/Дону, «Феникс», 1997. -554 с.
16. Хрестоматия по философии: Учебное пособие. Изд. 2-е, перераб. и доп. – М.: «Проспект», 1998. – 576 с.
17. Хрестоматия по философии: Учебное пособие /Под ред. и сост. А.А.Радугин. – М.: Центр, 1998. -432 с.
18. Плотников В.И. Онтология: Хрестоматия. – М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2004. – 832 с.
19. Хрестоматия по западной философии: учебное пособие /сост., авт. предисл., вступит. ст. Н.И.Фокина; под ред. В.И.Кириллова. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. – 544 с.
Философско-энциклопедические словари.
20. Философский энциклопедический словарь (Под ред. и сост. Е.Ф.Губский, Г.В.Кораблева, В.А.Лутченко. – М.: ИНФРА-М, 1997. – 576 с.
21. Философский словарь (Под ред. И.Т.Фролова). – М., Политиздат, 1991. – 590 с.
22. Краткий философский словарь /Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. – М.: Филол.о-во СЛОВО; Изд-во Эксмо, 2003. -480 с.
23. Новейший философский словарь /В.А. Кондрашов, Д.А.Чекалов, В.Н.Копорулина; под общ. ред. А.П.Ярещенко. – Изд. 2-е – Ростов н/Дону: Феникс, 2006. -672 с.
24. Словарь философских терминов /научная редакция профессора В.Г.Кузнецова. – М.: ИНФРА-М, 2009. – XVI, - 731 с.
25. Философский словарь /авт.-сост. С.Я.Подопригора, А.С.Подопригора. – Ростов н/Дону: Феникс, 2010. – 562 с.