Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Философия, ее предмет и место в культуре

  • 👀 2576 просмотров
  • 📌 2496 загрузок
Выбери формат для чтения
Статья: Философия, ее предмет и место в культуре
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате doc
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Философия, ее предмет и место в культуре» doc
Лекция. Философия, ее предмет и место в культуре Ключевые слова: научная картина мира, знания и ценности, проблемность, самопознание, рефлексия, язык культуры. 1. Мировоззрение, его основные типы: мифологическое, религиозное, художественное, научное. 2. Философия как специфический способ духовного освоения мира. 3. Предмет философии. 4. Философия в системе культуры. 1. Мировоззрение, его основные типы: мифологическое, религиозное, художественное, научное. Приступая к изучению философии, мы должны дать себе отчет в том, что философия – научная и учебная дисциплина особого рода. Исток этой особенности философии связан с тем, что она представляет собой способ человеческого самопознания. Че­ловеческая личность – основная цель философии и ее главный результат. Отличительная черта человека как сознающего себя существа, как ли­ч­ности – наличие мировоззрения. Под мировоззрением понимается со­во­купность наиболее общих представлений человека об окружающем его ми­ре, о человеке и о месте человека в ми­ре. Знания о мире – это, в первую оче­редь, естествознание; знание о человеке – био­ло­гия, медицина, психология и цикл гуманитарных наук. Система знаний о мире и о че­ловеке как части этого мира – научная картина мира, которая и лежит в основе ми­ро­воззрения. Но картина мира для нас – одна, а мировозззрение имеет индивидуальные особенности. У человека в процессе его жизни формируется позиция по отношению к миру, она складывается под влиянием общих (социальных, экономических, ку­ль­­ту­р­ных) условий, в которых живет человек. Но в большей степени на ее формирование ока­зывают личные качества человека и обстоятельства его жизни, то что называется биографией. Эта позиция включает в себя 1) оценку (+,–,0) которую мы даем окружающему нас с точки зрения своих интересов и потребностей, целей и ожиданий, и 2) отношение человека к действительности (активное или пассивное, положительное или отрицательное). Эта оценка и это отношение придают сумме наших знаний и представлений о мире индивидуальную конфигурацию, которую мы называем мировоззрением личности. В истории известны несколько типов мировоззрения. Мифологическое мировоззрение (миф) свойственно человеку родового общества и пер­вых ступеней его превращения в классовое – рабовладельческое общество. Для мифа характерны следующие особенности: 1) синкретизм (целостный характер вос­при­ятия, в котором даны в единстве религиозные, научные, практические и худо­же­ст­вен­ные представления); 2) невыделенность личного Я, отсутствие индивидуального от­но­шения и оценки; 3) слит­ность, нераздельность реального и воображаемого; 4) кос­мо­гонизм (рассказ о про­ис­хождении мира). Этот тип мировоззрения в более поздние эпо­хи существует в виде эпических сказаний, легенд, ска­зок, поговорок и пословиц. Он со­ставляет культурную почву, на которой возникают религия, искусство, философия и наука. Религиозное мировоззрение (религия) – это совокупность верований, сопровож­даемых эмоциональным переживанием мистического сое­ди­нения с Богом. К его хара­к­те­рным признакам относятся: 1) вера в сверхъестественное начало – Бог, абсолют, ко­то­рый выступает как Творец ми­ра; 2) трансцендентность абсолюта (недоступность, вне­мир­ность Бо­га, дан­ного человеку в откровении); 3) сознание личности, Я как прин­цип мо­ральной от­ветственности индивида перед Богом за все поступки и помыслы; 4) дог­матизм (пер­венство веры перед знанием, строгое следование Пи­санию, подчинение че­ловека воле Бога, послушание). Художественное мировоззрение складывается на основе искусства и представляет собой эстетически-образное отношение к миру. Его отличительными признаками являются: 1) образный, чувственно-конкретный хара­к­тер представлений; 2) творческое преобразование реальности, ее идеализация (“воз­вы­шенный” характер художественного образа); 3) мера (пропорция, гармония, целесообразность) как прин­цип соотношения час­тей = красота, прекрасное; 4) созерцательность (отрешенность и эстетическая неза­ин­­тересованность восприятия, объективирование Я – способность человека преклоня­ть­­ся перед идеалом – прекрасным и возвышенным). Научное мировоззрение формируется на основе науки и является теоретическим отношением человека к миру. Это – совокупность систематизированных знаний о за­ко­номерностях существования и развития действительности, о сущности человека и за­ко­номерностях его бытия в мире. Оно характеризуется следующими чертами: 1) отражение мира в аб­страктных понятиях; 2) упорядочение знаний о мире и человеке с по­мо­щью принципов историзма, системности, объективности, практики; 3) стре­мление к ис­ти­не; 4) перерастание знаний в убеждения. 2. Философия как специфический способ духовного освоения мира Традиционно философию ставят рядом с наукой, с теоретической формой научного знания. Для этого есть немало оснований. Исходным элементом, первокирпичиком как науки, так и философия является знание. Это знание о сущности действительности. Под сущностью понимается внутренная основа вещи, ее природа. Знание о сущ­ности позволяет познавать закономерности, определяющие существование и движение вещей и процессов, и раскрыть единство ми­ра в многообразии его проявлений и со­ста­в­ных частей. Философия не просто рас­крывает сущность вещей и явлений, она ищет предельные основания действительности. В качестве таких предельных оснований в истории философии выступали природные стихии (вода, огонь), материя, дух, воля, Бог и другие. Философское знание концептуально: оно обладает системной органи­зацией. Философское знание строится в виде теоретической системы, эле­ментами кото­рой яв­ля­ются: 1) категории (основные, наиболее общие по­нятия, выражающие существенные стороны предметов и явлений и их связей), 2) при­нципы (исходные положения, на­ча­ла, составляющие ос­нования теоретической си­с­те­мы знаний, ее фун­дамент. При­н­ципы определяют подход, способ познавательной деятельности), а также 3) законы (под за­ко­ном понимается теоретическое положение, характеризующее устойчивые, су­ще­ст­венные и необходимые связи предметов или явлений между собой. Эти положения являются выводами, в которых излагаются основные результаты дан­ной теории. На их основе возможны прогноз и предсказание). Философское знание является проблемным. Это значит, что исходным пунктом философского исследования является крупная теоретическая или практическая задача. Так, Аристотель говорил, что философия вообще возникает из удивления. Удивление – это способность увидеть новое, не­по­нятное в понятном и привычном. Удивление раз­дви­гает горизонт че­ло­веческого сознания, поворачивая вещи и явления новыми гра­нями. Во-вторых, проблемность означает подвижный, недогматический характер фи­ло­со­фского знания. В философии нет раз и навсегда данных решений и ответов, в за­ви­си­мо­сти от ситуации и контекста задача формулируется как-то иначе и потому требует но­вого под­хода и нового решения. Итак, философия обладает целым рядом черт, позволяющих говорить о том, что она есть вид теоретического знания, что она использует в своих целях аппарат теоретической науки (понятие, закон, метод, концепция, система, принцип, проблема). Но это не вся философия, и даже не ее половина. Кроме научно-тео­ре­тической сто­­­роны, в философии есть другая сторона, духовно-пра­к­ти­че­ская. В состав философии входят не только знания, но и ценности. Ценность – это не сам предмет, а его зна­чение для человека, положительное или отрицательное. Ценность в символической фо­р­ме обозначает гра­ни­цу человеческого, переступать которую человек не имеет пра­ва, чтобы не утратить человеческой сущности. Таким образом, ценность, очерчивая гра­ни­цу дозволенного, заключает в себе в скрытой форме запрет. Ценности – явления ду­хов­ной культуры, различающиеся по видам: эстетические (прекрасное-безобразное), мо­ральные (добро-зло), религиозные (Бог-дья­вол), научные (истина-ложь). Включая в свой состав ценности и принципы, философия становится средством духовной ориентации человека в мире. С их помощью человек осуществляет свободный выбор сре­ди альтернатив, которые возникают в той или иной ситуации. Среди ценностей выделяются идеалы – те ценности, которые в своей совокупности очерчивают смысл человеческой жизни. Это высшие ценности, без которых жизнь утрачивает смысл, ради которых стоит жить и умереть. Идеал – это духовный образец подлинной жизни, способ ее осуществления. В зависимости от принятых человеком иде­алов складываются его убеждения (твердая уверенность в своих взглядах, отношении, позиции, оценках), а уже в соответствии с убеждениями человек формулирует об­щие и частные цели своих действий. Способствуя определению и осмыслению идеалов и убеждений, фило­со­фия является инструментом формирования жизненной позиции человека. Принимая определен­ные ценности и принципы, идеалы и убеждения человек становится как личность – существо, способное к выбору, целеполаганию и действию, с одной стороны, и несущее ответственность за результаты и последствия своего выбора и своих действий, с дру­гой. Че­ловек не рождается личностью, а становится ею в процессе жизни, и роль фи­лософии в деле становления личности – быть способом самопозна­­ния и строительства духовного мира человека. На основании этого можно утверждать, что философское знание имеет личностный характер. Это не означает, что у каждого свой набор ка­те­го­рий, принципов, за­ко­нов, своя система знания. Это означает, что в про­цес­се самопознания человек ис­по­ль­зует теоретический аппарат философской науки для решения своих жизненных про­блем, для определения целей и самого смысла собственной жизни. Поэтому свобода философского мы­шления – обязательное свойство философии, в ином случае она ста­нет сре­дством духовного насилия над человеком со стороны какой-то внешней силы – общества, государства, партии, вождя, а человек превратится в ин­струмент чужой воли. 3. Предмет философии Под предметом какой-либо научной дисциплины понимается 1) часть реальности, на которую направлено познание (или объект), и 2) система закономерностей, действием которых определяется существование этого объекта. С этой точки зрения положение философии в мире наук выглядит сомнительным – у нее нет своей отдельной части дей­ствительности, в роли ее объекта выступает “весь мир”. Означает ли это, что фило­со­фия является наукой наук (царицей наук)? А философ – своеобразным координатором, на­­ставником или надсмотрщиком в царстве науки? Если главная цель и результат философии – человек, его духовный мир, человеческое самопознание, формирование личности, то и предмет фи­­лософии следует искать в той области, где размещается отношение че­ловека к миру, познавательное и практическое. Эта область – граница, где про­ходит взаимодействие между “второй природой”, то есть миром, со­з­дан­ным человеком и его трудом, с одной стороны, и “первой при­ро­дой”, с другой. Итак, одной стороны – человек и культура (вторая природа, мир ис­кус­ст­венно созданных вещей), с другой – природа как объект преобразования и арсенал сырья и энергии, которые человек извлекает из нее. Из это­го соотношения культуры и природы вытекают три основные темы фи­лософского познания: 1) объект, 2) субъект, 3) отношение субъекта к об­ъ­ек­ту. Тема объекта – проблема независимой от воли и сознания человека об­ъективной реальности. Окружающие человека предметы “первой” и “вто­рой” природы обнаруживают тождественное свойство: в своем движении они подчиняются не воле и желанию человека, а внутренним закономерностям самой действительности. В процессе пра­кти­че­ской деятельности предметы оказывают сопротивление целям человека и его дей­ст­виям, и тогда успех деятельности достигается за счет подчинения целей и действий че­ло­века внутренней природе предмета. Явления и предметы окружающего мира, вклю­чая и “первую” и “вторую” природу, выступают перед человеком в его деятельности в форме объекта, т. е. как не зависящие от его воли и сознания и подчиненные действию внутренних закономернос­тей действительности. Тема субъекта – проблема человека, его сущности, его особого места в мире. Чело­век принадлежит миру и подчиняется его закономерностям. Но сам этот окружающий человека мир двойствен: если предметы “пер­вой” природы существуют независимо от человека, то предметы “второй” природы, существуя независимо от него, пред­по­лагают, тем не менее, де­ятельность человека как необходимое условие их существования. Поясним это на примере. Предметы природы возникают в ходе есте­ст­венного раз­ви­тия, без вмешательства человека. Предметы культуры возникают только с по­мощью творчески-преобразующей деятельности человека – из матери­а­ла природы, в соответствии с законами природы. Естественным путем они по­явиться не могут. В этом смы­сле и сам человек – не продукт природы, а ре­зультат исторического развития, продукт культуры, самопорожден­ное су­щество. Человек как субъект выпадает из цепи естественных, при­родных закономерностей, дает начало иному типу закономерностей, на ос­но­ве ко­то­рого возникает феномен человеческой свободы. Тема отношения субъекта к объекту – проблема отношения человека как свободно и творчески действующего существа к внешнему миру, это проблема свободы и необходимости. Отношение человека к миру ре­а­ли­зуется в форме деятельности – прак­ти­ческой и познавательной. Деяте­ль­­ность – способ общественного бытия человека, в ней находят разрешение противоречия субъекта и объекта, свободы и необходимости, духовного и материального и т. п. Деятельность человека изменяет внешнюю при­ро­ду, превращая ее в “мир человека” – мир, ставший объектом практической и по­знавательной деятельности субъекта. “Мир человека” – сложное об­ра­зо­вание, в структуре кото­ро­го можно выделить следующие структурные уро­вни: природное, общественное и ду­ховное. Природное здесь – ес­те­ст­вен­ная, натуральная форма вещей (их физико-хи­ми­ческие, механические или биологические свойства, включая и телесную организацию че­ло­ве­че­ских ин­дивидов), представляющая собой “сырой материал” человеческой дея­те­ль­ности и естественный “фундамент” “мира человека”, связыва­ющий его с той час­тью природы, которая еще не освоена человеком и от­ку­да он черпает новое сырье, раз­двигая тем самым границы “мира человека”. Общественный уровень “мира человека” – совокупность социальных от­ношений и связей, образующих социальную систему (социум) и объекти­вированных, воплощенных в различных предметных результатах де­я­те­ль­ности – в орудиях труда, общественных институтах, произведениях ис­кус­ства, языке и т.д. Духовное – сфера общественного и индивидуального сознания, идеа­ль­ных проду­к­тов деятельности – не только познания, но и практики. Здесь “располагаются” знания, ценности и идеалы, внутренний мир человека. В этой сфере складывается человеческая личность (человеческое Я как ядро субъективности). Соответственно, отношение человека к миру (взятое как отношение субъекта к объекту) в предельной форме выступает как отношение сознания к бытию. Отношение сознание к бытию, которое в классический пе­ри­­од рассматривалось как осно­в­ной (гносеологический) вопрос философии, очерчивает границы пред­ме­та философского знания. Предмет фило­со­­фии совпадает с “миром человека”, раскрывая его структурное противоречие – противоречие между духовным и материальным. Это противоречие пронизывает также структуру деятельности и самого человека. Разреше­­ние данного противоречия в процессе деятельности раздвигает границы “мира человека”, ведет к прогрессирующей экспансии человека в природу, повышению степени его свободы. Предмет фи­ло­софии – это исторический процесс обретения че­ло­ве­ком свободы в ходе становления и развития “мира человека”, в первую очередь – культуры. Этот процесс имеет свою размерность, включая осно­вания, условия и возможности. Основанием достижения свободы человека выступает че­ловеческая деятельность (труд), взятая в целом, в единстве практики и познания (“труд – это целесообразная, сознательная деятельность, в ходе ко­торой человек контролирует и регулирует процесс обмена ве­ществом между обществом и природой”). Условия – характер природной и общественной среды, в которой живет человек, уровень развития производительных сил общества, социальная структура, состояние культуры, политическая система и т.д. Возможности – степень развития человеческой личности (его Я), ее интересов и потребностей, в том числе потребности в свободе, характер его задатков и деятельных способностей, воля, уровень образования. Итак, по своей сути философия является способом самоопределения человека в истории, определения смысла и целей его существования через ре­ше­ние вопроса об отношении сознания к бытию. 4. Философия в системе культуры Характерная черта явлений культуры – их “причастность” человеку. Культура вообще означает меру человеческого в природных и социальных предметах и явлениях, то есть то, насколько, в какой степени они являются ус­ловиями человеческой свободы. В этом отношении культура рассматрива­­ется как среда, обеспечивающая развитие человеческой личности, ее спо­собностей и возможностей, как своего рода атмосфера, порождающая сво­боду. Явления культуры (“мира человека”) составляют объект философского познания, а специфический способ философского мышления – рефлексия. Рефлексия – это 1) рассмотрение любой вещи как порожденной (ис­кус­ст­венно созданной, сотворенной человеком, природой или Богом); 2) вы­­яв­ление способа ее порождения 3) соотнесение этого способа с культу­рным об­раз­цом (идеей). Рефлексия способствует выявлению всеобщего в вещах и составляет специфическое качество философского мышления, свидетельствуя о не­раз­рывной связи философии с культурой. Каково место философии в системе культуры? Система культуры включает в себя три сферы (составные части) – на­ука (сфера науки, техники, промышленности), искусство и религия (мо­раль). Связь философии с наукой обеспечивает теоретический характер фи­­­лософского знания (системность знания, категории, принципы и законы, аб­страктность мышления, логика). Связь философии со сферой религии (мо­­­рали) обусловливает ак­цент на предельном характере философских по­ло­жений, на необходимости превращения знания в убеждение, порождает ин­те­рес к проблеме личнос­ти, свободы выбора и ответственности, при­дает философскому мышлению рефлективный характер, делает ее мо­ра­ль­ным на­ставлением, учителем жи­з­ни. Связь философии с искусством обе­с­пе­­чи­вает элементы образности в философском мышлении, делает филосо­фию родом литературы, обусловливает дискурсивный (нарративный, по­ве­ствовательный +принудительный) характер философской логики. Философия занимает центральное место в этой системе, является ее “яд­ром”. Ее основная роль в системе культуры, вытекающая из такого по­ло­жения, – философия составляет универсальный язык культуры. Ее ка­тегории, принципы и логика и рефлексия образуют исходную базу для взаимосвязи специализированных отраслей культуры, основу для межчеловеческого “обще­ния” и взаимопонимания. Философия – язык-посредник в культуре, всеобщий эквивалент для понимания. Философ – переводчик и интерпретатор: с помощью философии достижения в различных специальных отраслях культуры, имеющие общечеловеческое значение, делаются доступными для всех остальных. Таким образом происходит обмен куль­тур­­ными достижениями, обогащение совокупного культурного опыта че­ло­­вечества и формирование общечеловеческих ценностей. Список литературы Бердяев Н.А. Смысл творчества // Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. – М.: Изд-во «Правда», 1990. – С. 262-275. Мамардашвили М. Как я понимаю философию. – М.: «Прогресс». 1990. – С. 14-24. Соловьев Вл. Исторические дела философии. Лекция, произнесенная им 20 ноября 1880 г. в Санкт-Петербургском университете // Вопросы философии. 1988. № 8. С. 123-125. Философия : учебное пособие / Н. П. Коновалова, Т. С. Кузубова, Р. В. Алашеева [и др.]. – Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2014. – 216 с. / Режим доступа: Портал информационно-образовательных ресурсов УрФУ http://study.urfu.ru/Aid/ViewMeta/13131 Хайдеггер М. Основные понятия метафизики // Хайдеггер М. Время и бытие. – М.: Республика, 1993. – С. 327-333.
«Философия, ее предмет и место в культуре» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 293 лекции
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot