Философия, ее предмет и место в культуре
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате doc
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция. Философия, ее предмет и место в культуре
Ключевые слова: научная картина мира, знания и ценности, проблемность, самопознание, рефлексия, язык культуры.
1. Мировоззрение, его основные типы: мифологическое, религиозное, художественное, научное.
2. Философия как специфический способ духовного освоения мира.
3. Предмет философии.
4. Философия в системе культуры.
1. Мировоззрение, его основные типы: мифологическое, религиозное, художественное, научное.
Приступая к изучению философии, мы должны дать себе отчет в том, что философия – научная и учебная дисциплина особого рода. Исток этой особенности философии связан с тем, что она представляет собой способ человеческого самопознания. Человеческая личность – основная цель философии и ее главный результат.
Отличительная черта человека как сознающего себя существа, как личности – наличие мировоззрения. Под мировоззрением понимается совокупность наиболее общих представлений человека об окружающем его мире, о человеке и о месте человека в мире. Знания о мире – это, в первую очередь, естествознание; знание о человеке – биология, медицина, психология и цикл гуманитарных наук. Система знаний о мире и о человеке как части этого мира – научная картина мира, которая и лежит в основе мировоззрения. Но картина мира для нас – одна, а мировозззрение имеет индивидуальные особенности. У человека в процессе его жизни формируется позиция по отношению к миру, она складывается под влиянием общих (социальных, экономических, культурных) условий, в которых живет человек. Но в большей степени на ее формирование оказывают личные качества человека и обстоятельства его жизни, то что называется биографией. Эта позиция включает в себя 1) оценку (+,–,0) которую мы даем окружающему нас с точки зрения своих интересов и потребностей, целей и ожиданий, и 2) отношение человека к действительности (активное или пассивное, положительное или отрицательное). Эта оценка и это отношение придают сумме наших знаний и представлений о мире индивидуальную конфигурацию, которую мы называем мировоззрением личности.
В истории известны несколько типов мировоззрения.
Мифологическое мировоззрение (миф) свойственно человеку родового общества и первых ступеней его превращения в классовое – рабовладельческое общество. Для мифа характерны следующие особенности: 1) синкретизм (целостный характер восприятия, в котором даны в единстве религиозные, научные, практические и художественные представления); 2) невыделенность личного Я, отсутствие индивидуального отношения и оценки; 3) слитность, нераздельность реального и воображаемого; 4) космогонизм (рассказ о происхождении мира). Этот тип мировоззрения в более поздние эпохи существует в виде эпических сказаний, легенд, сказок, поговорок и пословиц. Он составляет культурную почву, на которой возникают религия, искусство, философия и наука.
Религиозное мировоззрение (религия) – это совокупность верований, сопровождаемых эмоциональным переживанием мистического соединения с Богом. К его характерным признакам относятся: 1) вера в сверхъестественное начало – Бог, абсолют, который выступает как Творец мира; 2) трансцендентность абсолюта (недоступность, внемирность Бога, данного человеку в откровении); 3) сознание личности, Я как принцип моральной ответственности индивида перед Богом за все поступки и помыслы; 4) догматизм (первенство веры перед знанием, строгое следование Писанию, подчинение человека воле Бога, послушание).
Художественное мировоззрение складывается на основе искусства и представляет собой эстетически-образное отношение к миру. Его отличительными признаками являются: 1) образный, чувственно-конкретный характер представлений; 2) творческое преобразование реальности, ее идеализация (“возвышенный” характер художественного образа); 3) мера (пропорция, гармония, целесообразность) как принцип соотношения частей = красота, прекрасное; 4) созерцательность (отрешенность и эстетическая незаинтересованность восприятия, объективирование Я – способность человека преклоняться перед идеалом – прекрасным и возвышенным).
Научное мировоззрение формируется на основе науки и является теоретическим отношением человека к миру. Это – совокупность систематизированных знаний о закономерностях существования и развития действительности, о сущности человека и закономерностях его бытия в мире. Оно характеризуется следующими чертами: 1) отражение мира в абстрактных понятиях; 2) упорядочение знаний о мире и человеке с помощью принципов историзма, системности, объективности, практики; 3) стремление к истине; 4) перерастание знаний в убеждения.
2. Философия как специфический способ духовного освоения мира
Традиционно философию ставят рядом с наукой, с теоретической формой научного знания. Для этого есть немало оснований. Исходным элементом, первокирпичиком как науки, так и философия является знание.
Это знание о сущности действительности. Под сущностью понимается внутренная основа вещи, ее природа. Знание о сущности позволяет познавать закономерности, определяющие существование и движение вещей и процессов, и раскрыть единство мира в многообразии его проявлений и составных частей. Философия не просто раскрывает сущность вещей и явлений, она ищет предельные основания действительности. В качестве таких предельных оснований в истории философии выступали природные стихии (вода, огонь), материя, дух, воля, Бог и другие.
Философское знание концептуально: оно обладает системной организацией. Философское знание строится в виде теоретической системы, элементами которой являются: 1) категории (основные, наиболее общие понятия, выражающие существенные стороны предметов и явлений и их связей), 2) принципы (исходные положения, начала, составляющие основания теоретической системы знаний, ее фундамент. Принципы определяют подход, способ познавательной деятельности), а также 3) законы (под законом понимается теоретическое положение, характеризующее устойчивые, существенные и необходимые связи предметов или явлений между собой. Эти положения являются выводами, в которых излагаются основные результаты данной теории. На их основе возможны прогноз и предсказание).
Философское знание является проблемным. Это значит, что исходным пунктом философского исследования является крупная теоретическая или практическая задача. Так, Аристотель говорил, что философия вообще возникает из удивления. Удивление – это способность увидеть новое, непонятное в понятном и привычном. Удивление раздвигает горизонт человеческого сознания, поворачивая вещи и явления новыми гранями. Во-вторых, проблемность означает подвижный, недогматический характер философского знания. В философии нет раз и навсегда данных решений и ответов, в зависимости от ситуации и контекста задача формулируется как-то иначе и потому требует нового подхода и нового решения.
Итак, философия обладает целым рядом черт, позволяющих говорить о том, что она есть вид теоретического знания, что она использует в своих целях аппарат теоретической науки (понятие, закон, метод, концепция, система, принцип, проблема).
Но это не вся философия, и даже не ее половина. Кроме научно-теоретической стороны, в философии есть другая сторона, духовно-практическая. В состав философии входят не только знания, но и ценности. Ценность – это не сам предмет, а его значение для человека, положительное или отрицательное. Ценность в символической форме обозначает границу человеческого, переступать которую человек не имеет права, чтобы не утратить человеческой сущности. Таким образом, ценность, очерчивая границу дозволенного, заключает в себе в скрытой форме запрет. Ценности – явления духовной культуры, различающиеся по видам: эстетические (прекрасное-безобразное), моральные (добро-зло), религиозные (Бог-дьявол), научные (истина-ложь).
Включая в свой состав ценности и принципы, философия становится средством духовной ориентации человека в мире. С их помощью человек осуществляет свободный выбор среди альтернатив, которые возникают в той или иной ситуации.
Среди ценностей выделяются идеалы – те ценности, которые в своей совокупности очерчивают смысл человеческой жизни. Это высшие ценности, без которых жизнь утрачивает смысл, ради которых стоит жить и умереть. Идеал – это духовный образец подлинной жизни, способ ее осуществления. В зависимости от принятых человеком идеалов складываются его убеждения (твердая уверенность в своих взглядах, отношении, позиции, оценках), а уже в соответствии с убеждениями человек формулирует общие и частные цели своих действий.
Способствуя определению и осмыслению идеалов и убеждений, философия является инструментом формирования жизненной позиции человека. Принимая определенные ценности и принципы, идеалы и убеждения человек становится как личность – существо, способное к выбору, целеполаганию и действию, с одной стороны, и несущее ответственность за результаты и последствия своего выбора и своих действий, с другой. Человек не рождается личностью, а становится ею в процессе жизни, и роль философии в деле становления личности – быть способом самопознания и строительства духовного мира человека.
На основании этого можно утверждать, что философское знание имеет личностный характер. Это не означает, что у каждого свой набор категорий, принципов, законов, своя система знания. Это означает, что в процессе самопознания человек использует теоретический аппарат философской науки для решения своих жизненных проблем, для определения целей и самого смысла собственной жизни. Поэтому свобода философского мышления – обязательное свойство философии, в ином случае она станет средством духовного насилия над человеком со стороны какой-то внешней силы – общества, государства, партии, вождя, а человек превратится в инструмент чужой воли.
3. Предмет философии
Под предметом какой-либо научной дисциплины понимается 1) часть реальности, на которую направлено познание (или объект), и 2) система закономерностей, действием которых определяется существование этого объекта. С этой точки зрения положение философии в мире наук выглядит сомнительным – у нее нет своей отдельной части действительности, в роли ее объекта выступает “весь мир”. Означает ли это, что философия является наукой наук (царицей наук)? А философ – своеобразным координатором, наставником или надсмотрщиком в царстве науки?
Если главная цель и результат философии – человек, его духовный мир, человеческое самопознание, формирование личности, то и предмет философии следует искать в той области, где размещается отношение человека к миру, познавательное и практическое. Эта область – граница, где проходит взаимодействие между “второй природой”, то есть миром, созданным человеком и его трудом, с одной стороны, и “первой природой”, с другой. Итак, одной стороны – человек и культура (вторая природа, мир искусственно созданных вещей), с другой – природа как объект преобразования и арсенал сырья и энергии, которые человек извлекает из нее. Из этого соотношения культуры и природы вытекают три основные темы философского познания: 1) объект, 2) субъект, 3) отношение субъекта к объекту.
Тема объекта – проблема независимой от воли и сознания человека объективной реальности. Окружающие человека предметы “первой” и “второй” природы обнаруживают тождественное свойство: в своем движении они подчиняются не воле и желанию человека, а внутренним закономерностям самой действительности. В процессе практической деятельности предметы оказывают сопротивление целям человека и его действиям, и тогда успех деятельности достигается за счет подчинения целей и действий человека внутренней природе предмета. Явления и предметы окружающего мира, включая и “первую” и “вторую” природу, выступают перед человеком в его деятельности в форме объекта, т. е. как не зависящие от его воли и сознания и подчиненные действию внутренних закономерностей действительности.
Тема субъекта – проблема человека, его сущности, его особого места в мире. Человек принадлежит миру и подчиняется его закономерностям. Но сам этот окружающий человека мир двойствен: если предметы “первой” природы существуют независимо от человека, то предметы “второй” природы, существуя независимо от него, предполагают, тем не менее, деятельность человека как необходимое условие их существования. Поясним это на примере. Предметы природы возникают в ходе естественного развития, без вмешательства человека. Предметы культуры возникают только с помощью творчески-преобразующей деятельности человека – из материала природы, в соответствии с законами природы. Естественным путем они появиться не могут. В этом смысле и сам человек – не продукт природы, а результат исторического развития, продукт культуры, самопорожденное существо. Человек как субъект выпадает из цепи естественных, природных закономерностей, дает начало иному типу закономерностей, на основе которого возникает феномен человеческой свободы.
Тема отношения субъекта к объекту – проблема отношения человека как свободно и творчески действующего существа к внешнему миру, это проблема свободы и необходимости. Отношение человека к миру реализуется в форме деятельности – практической и познавательной. Деятельность – способ общественного бытия человека, в ней находят разрешение противоречия субъекта и объекта, свободы и необходимости, духовного и материального и т. п. Деятельность человека изменяет внешнюю природу, превращая ее в “мир человека” – мир, ставший объектом практической и познавательной деятельности субъекта. “Мир человека” – сложное образование, в структуре которого можно выделить следующие структурные уровни: природное, общественное и духовное. Природное здесь – естественная, натуральная форма вещей (их физико-химические, механические или биологические свойства, включая и телесную организацию человеческих индивидов), представляющая собой “сырой материал” человеческой деятельности и естественный “фундамент” “мира человека”, связывающий его с той частью природы, которая еще не освоена человеком и откуда он черпает новое сырье, раздвигая тем самым границы “мира человека”.
Общественный уровень “мира человека” – совокупность социальных отношений и связей, образующих социальную систему (социум) и объективированных, воплощенных в различных предметных результатах деятельности – в орудиях труда, общественных институтах, произведениях искусства, языке и т.д.
Духовное – сфера общественного и индивидуального сознания, идеальных продуктов деятельности – не только познания, но и практики. Здесь “располагаются” знания, ценности и идеалы, внутренний мир человека. В этой сфере складывается человеческая личность (человеческое Я как ядро субъективности).
Соответственно, отношение человека к миру (взятое как отношение субъекта к объекту) в предельной форме выступает как отношение сознания к бытию. Отношение сознание к бытию, которое в классический период рассматривалось как основной (гносеологический) вопрос философии, очерчивает границы предмета философского знания. Предмет философии совпадает с “миром человека”, раскрывая его структурное противоречие – противоречие между духовным и материальным. Это противоречие пронизывает также структуру деятельности и самого человека. Разрешение данного противоречия в процессе деятельности раздвигает границы “мира человека”, ведет к прогрессирующей экспансии человека в природу, повышению степени его свободы.
Предмет философии – это исторический процесс обретения человеком свободы в ходе становления и развития “мира человека”, в первую очередь – культуры. Этот процесс имеет свою размерность, включая основания, условия и возможности. Основанием достижения свободы человека выступает человеческая деятельность (труд), взятая в целом, в единстве практики и познания (“труд – это целесообразная, сознательная деятельность, в ходе которой человек контролирует и регулирует процесс обмена веществом между обществом и природой”). Условия – характер природной и общественной среды, в которой живет человек, уровень развития производительных сил общества, социальная структура, состояние культуры, политическая система и т.д. Возможности – степень развития человеческой личности (его Я), ее интересов и потребностей, в том числе потребности в свободе, характер его задатков и деятельных способностей, воля, уровень образования.
Итак, по своей сути философия является способом самоопределения человека в истории, определения смысла и целей его существования через решение вопроса об отношении сознания к бытию.
4. Философия в системе культуры
Характерная черта явлений культуры – их “причастность” человеку. Культура вообще означает меру человеческого в природных и социальных предметах и явлениях, то есть то, насколько, в какой степени они являются условиями человеческой свободы. В этом отношении культура рассматривается как среда, обеспечивающая развитие человеческой личности, ее способностей и возможностей, как своего рода атмосфера, порождающая свободу.
Явления культуры (“мира человека”) составляют объект философского познания, а специфический способ философского мышления – рефлексия. Рефлексия – это 1) рассмотрение любой вещи как порожденной (искусственно созданной, сотворенной человеком, природой или Богом); 2) выявление способа ее порождения 3) соотнесение этого способа с культурным образцом (идеей).
Рефлексия способствует выявлению всеобщего в вещах и составляет специфическое качество философского мышления, свидетельствуя о неразрывной связи философии с культурой. Каково место философии в системе культуры?
Система культуры включает в себя три сферы (составные части) – наука (сфера науки, техники, промышленности), искусство и религия (мораль).
Связь философии с наукой обеспечивает теоретический характер философского знания (системность знания, категории, принципы и законы, абстрактность мышления, логика). Связь философии со сферой религии (морали) обусловливает акцент на предельном характере философских положений, на необходимости превращения знания в убеждение, порождает интерес к проблеме личности, свободы выбора и ответственности, придает философскому мышлению рефлективный характер, делает ее моральным наставлением, учителем жизни. Связь философии с искусством обеспечивает элементы образности в философском мышлении, делает философию родом литературы, обусловливает дискурсивный (нарративный, повествовательный +принудительный) характер философской логики.
Философия занимает центральное место в этой системе, является ее “ядром”. Ее основная роль в системе культуры, вытекающая из такого положения, – философия составляет универсальный язык культуры. Ее категории, принципы и логика и рефлексия образуют исходную базу для взаимосвязи специализированных отраслей культуры, основу для межчеловеческого “общения” и взаимопонимания. Философия – язык-посредник в культуре, всеобщий эквивалент для понимания. Философ – переводчик и интерпретатор: с помощью философии достижения в различных специальных отраслях культуры, имеющие общечеловеческое значение, делаются доступными для всех остальных. Таким образом происходит обмен культурными достижениями, обогащение совокупного культурного опыта человечества и формирование общечеловеческих ценностей.
Список литературы
Бердяев Н.А. Смысл творчества // Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. – М.: Изд-во «Правда», 1990. – С. 262-275.
Мамардашвили М. Как я понимаю философию. – М.: «Прогресс». 1990. – С. 14-24.
Соловьев Вл. Исторические дела философии. Лекция, произнесенная им 20 ноября 1880 г. в Санкт-Петербургском университете // Вопросы философии. 1988. № 8. С. 123-125.
Философия : учебное пособие / Н. П. Коновалова, Т. С. Кузубова, Р. В. Алашеева [и др.]. – Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2014. – 216 с. / Режим доступа: Портал информационно-образовательных ресурсов УрФУ http://study.urfu.ru/Aid/ViewMeta/13131
Хайдеггер М. Основные понятия метафизики // Хайдеггер М. Время и бытие. – М.: Республика, 1993. – С. 327-333.