Философия Древней Греции.Продолжение.
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате doc
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция 4, 03.04.2004
Философия Древней Греции, продолжение.
Школа Анаксагора.
Анаксагор. Впервые работает в Афинах (V в. до н.э. - расцвет). Процветание демократии. Философия здесь становится важным рычагом в ведении дел для элиты и уже широких масс общества (появляются софисты). Основная идея: идея отыскания Архэ. Анаксагор дуалистический философ. Дуализм - такое онтологическое направление в философии, которое признает духовное и натуральное, материальное начала. Материальное начало – гомеомерии – некие семена, частицы, из комбинации которых состоит весь мир. Эти частицы делимы до бесконечности, только определенные пропорции создают – гомеомерии (подобие молекулы из атомов). Это частицы всего во всем (полный набор таблицы Менделеева в разных пропорциях, создающих все). Духовное начало – всемирный ум – Нус (в переводе на греческий). Не антропоморфный бог, а мировой разум, который осуществляет эти пропорции для гомеомерии. Анаксагор – смелый ученый для своего времени. Впервые предположил, что небесные тела – раскаленные глыбы камня или железа (за что и поплатился, как за атеизм). Анаксагора выгнали из Афин. Нус, по его мнению, объясняет движение.
Школа Атомизма.
Наиболее известная школа, т.к. связана с понятием атома, «неделимый» на греческом языке. Атомы - мельчайшие частицы, у которых есть предел делимости, и им присуща качественная однородность, подобность. Философы этой школы размышляли, как образуется форма. Главное – сцепление между атомами. Душа состоит из атомов (по мнению Демокрита), огненных атомов - особых. В отличие Анаксагора эта школа считает (по Демокриту), что Нус не нужен. Демокрит считается наиболее материалистичным философом. Линия Демокрита противостоит линии Платона. Он использует аналогии для создания понятия атомов: пылинки в солнечном луче, истирание мраморных ступеней. Демокрит первый изобретает понятие и использует мысленный эксперимент. Вопрос о движении: движение здесь как атрибут атомов, нет необходимости в дополнительной силе. Но встает вопрос: где двигаются атомы, если все состоит из них. Демокрит вводит понятие абсолютной пустоты (небытие; это не физический вакуум), в которой двигаются все атомы. Атомы двигаются по определенным траекториям сверху вниз (по необходимости); верх и низ - абсолютные понятия, введенные этой школой. Школа придерживается идеи объективности мира через регулярности и закономерности. А раз так, то есть причинно-следственная связь – основа для появления науки. Причина всему – необходимость. Как тогда быть со случайными событиями, как быть с тем, что можно придти к фатализму, что все в мире предопределено. Демокрит говорит, что «люди измыслили случайный случай», случайность у него носит только гносеологический статус, в мире этого нет, по его мнению, потому что введены атомы. Случайность = вероятность = свобода воли:
1) Отсутствие цели.
2) Отсутствие причин.
3) Пересечение причинно следственных рядов – траекторий атомов.
Атомы летят по траекториям и сталкиваются, изменяют движение, но траектории остаются – просто не известно всех рядов причин и следствий.
Демокрит в качестве примера приводит, рассказ об упавшей черепахе на лысого человека, который умер, когда пошел к другу. По его мнению, это не случайность: грек выбрал именно этот путь, а черепаху кинул орел, который принял лысую голову за камень и хотел разбить панцирь. Демокрит говорит о том, что люди начинают измышлять, а научные люди пытаются найти причинно-следственные ряды. Демокрит придерживается закономерности мира, приводит разные доводы, опровергая случайность, случайность только в том, что эти ряды пересеклись в этой точке, однако и это можно раскрутить и найти все ряды связей. Получился тотальный фатализм.
Его ученик Эпикур говорит, что пусть лучше Демокрит верит в мифологическое устройство мира, чем в атомистическое, поскольку богов можно умилостивить. Но он не отказывался от школы атомизма, т.к. ему она нравилась. Он вводит клинамен – спонтанные синергетические отклонения атомов во время полета по своим траекториям. Тогда мир приобретает вероятность и случайность. Случайность т.о. из гносеологии переносится в онтологию, как свойство мироустройства. Демокрит считал, что из причинности следует определенность мира и оптимистичный взгляд на мир, отсюда – самое лучшее чувство – дружба, помогает в поиске истины (не любовь – т.к. это слишком сильное чувство и отвлекает от дела, детей лучше не заводить: их можно взять у друга; экономические проблемы он считал моральными, а не экономическими). Демокрита зовут «смеющимся» философом: раз все мироустройство сложено по порядку, то не о чем беспокоиться. Демокрита учение: появление взглядов, характеризующих познавательный процесс, восприятие событий через органы чувств, т.о. проблема: есть ли такие качества, которые не зависят от органов чувств – первичные качества? Он приходит к мысли, что они есть, к которым он относит пропорции, числа, линии, пересечения, геометрические пропорции. Так же он вводит вторичные качества – не субъективные, а носят диспозиционный характер. Т.о. он приходит к мысли, что познание возможно и чем дальше, тем больше будет истины, а не субъективных качеств у объектов мира.
Философы школы:
1) Демокрит (жил в одно время с Сократом)
2) Левкипп – первый, тезис ничего в мире не происходит само по себе.
3) Эпикур (школа Эпикуреизма)
Эта философия (до Аристотеля) все больше уступает место научным занятиям, появляются науки. Проблематика Древней Греции обращается на человека – антропологическое направление. Сократ: «познай самого себя», вся природа концентрируется в самом человека, но как к себе в душу зайти. За Сократа писал его ученик Платон.
Школа софистики.
Софист – мудрец, просветитель, учитель. Изначально это смысл слова был положительным, но постепенно это слово приняло негативную оценку, означающий - доказать свой тезис любой ценой. Софист как человек, ищущий свои интересы, а не истину. В Древней Греции вал демократии, поэтому появляются суды и другие элементы, которые связаны с искусством разговора, цена этих вопросов была велика, а время на поиски истины ограничены (max жизнь). Убедитесь здесь и сейчас. Они становятся первыми философами, которые за обучение получают большие деньги. Философия софистов делится на две группы:
1) Старшие – Протагор, Горгий, Гиппий.
2) Младшие – Алкидам, Трасимах, Критий.
Протагор первый провозглашает аксиому: «человек есть мера всех вещей, существующих в том, что они существуют и не существующих в том, что они не существуют». Протагор объявляет, что все люди мерила всех вещей, истин столько сколько людей.
Его ученик Горгий, делает все то же самое, но наоборот: «истины – не существует». Он усиливает: «если бы истина существует, то она была невыразима», и далее: «если бы даже эта истина была бы выразима, то мы не могли бы поделиться ею с другими» нас не поймут.
Вопрос: Чем причина отличается от цели: тем, что она носит случайный характер, цель существует только у высокоорганизованных.
Софисты поняли, что есть законы по природе и законы в обществе, которые не объективны, которые реализуют интересы общества. Поэтому надо защищать свои интересы или интересы клиента. Поэтому софистика - критицизм доведенный до крайности – агностицизм – только интересы. Появился метод – эристики - метод выигрывания спора. Младшие софисты подтверждают мысль о гиперкритицизме, т.к. они развивают две важные мысли:
1) что рабство несовместимо с природой человека (греки ходили воевать и завоевывать рабов себе)
2) что бога нет (они первые атеисты, бога нет т.к. нет истины), но считали, что религия – вещь хорошая (его надо выдумать), она создает порядок, устройство, держит власть, создает надежду, баланс кнутов и пряников.
Сократ.
Сократ - самый сильный философ антропологического направления. Ходил по базарам и площадям, беседовал с разного рода людьми (элемент демократизма), спорил с софистами. Его считали умнейшим человеком, но когда он об этом узнал, то сказал: «я знаю только то, что я ничего не знаю» - первый разговор об ученом незнании (есть разные разговоры о знании):
1) незнание о незнании
2) незнание о знании
3) незнание знания о незнании
Направление деятельности Сократа: он хочет узнать о человеке, прежде всего, что такое морально, что такое анти морально, не как само знание, а как руководство к действию, чтобы не поступать плохо. Он рационалист морали, знание и добро не могут далеко отходить друг от друга. Сократ «не знаю, но хочу знать», чтобы люди стали лучше. Он создает определенный метод как некую модель ведения научной дискуссии, необходимо предположить, вступая в дискуссию:
1) может быть, что ты не совсем прав,
2) те, с кем ты собираешься дискутировать, могут быть не совсем не правы,
3) ты и твой оппонент могут, в конечном счете, попытаться сблизить позиции и оказаться на шаг ближе к истине.
Детализация метода Сократа происходит в методе майевтики (это повивальное искусство, помогала людям родиться на свет) – помочь родиться истине, основные приемы:
1) прием иронии, с человека надо осторожно сбить спесь перед дискуссией, (ты не дурак, но и не самый умный), чтобы он к тебе соответствующе относился
2) метод субъективной диалектики: (в противоположность как у Эмпедокла и Гераклита). Мы не знаем, как устроен мир, но мы можем попытаться прийти к истине. Диалектика искусства постановки вопроса, правильно уметь задавать вопросы. В вопросе содержится что-то от ответа.
3) индукция: если вы хотите заниматься серьезными исследованиями, то вы должны исходить из фактов. Примеры: что такое мужество? Мужество скифов, моряка, смертельно больного – не одно и то же. Исходя из многих примеров, приход к некоторым общим понятиям – наука.
На Сократа был написан донос, что он развращает молодежь и над ним был настоящий суд. Он не смог убедить присяжных, что это был донос, он с каждым своим выступлением вызывал негодование публики. Возможно, он хотел показать несовершенство судебной практики, вызвав огонь на себя. Но он, однако, подчинился нормам и традициям общества, понимая несовершенство общества.
За Сократом записывал Платон отсюда споры, где еще Сократ, а где Платон.
Сократические школы. Проблематика человека.
1) Киники – циники, собачья философия, Артисип, Диоген Синопский (жил в бочке). Выдвинула принцип абсолютного отказа от удовольствия (Диоген Синопский: «уйди, ты мне закрываешь солнце», просил подаяние у статуи, чтобы научиться отказу т.к., лежал на песке).
2) Киренаики - (название по местности) Аристофан. Наоборот (1). Как Чарвака–локаята в Китае. Если жизнь перестает приносить удовольствие, то надо покончить с жизнью. Это первая школа космополитического направления. Философы – граждане всего мира, а не Афин и Древней Греции.
3) Мегарики - (название по местности) Евполид, Евклид (другой не геометрия Евклида). Логика и теория познания, первые создатели логического парадокса: переход единичного в общее (куча и лысый). Можно ли рассматривать множество как собственное подмножество. Если кто-то утверждает, что он лжет, лжет ли он на самом деле или говорит правду (Рассел потом скажет – теория типов, надо вводить ограничения иначе запутаешься).
Эти школы: теория познаний, развитие логических систем.
Вопросы, решаемые школами: первичность общего (3) или отдельного (1,2) (может ли человек случайно проявлять мужество или это закономерно).
Вопросы:
1) главное различие атома от гомеомерии, которая мельчайшая частица и ее можно делить – предела у гомеомерии нет