Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция "Философия Античности"
Вернуться в раздел Тема 2. Историч...
Лекция 3. Философия Античности.
Вопросы, рассматриваемые на лекции:
1. Античная философия: основные черты, особенности становления и периодизация.
2. Основное содержание натурфилософских концепций античной истории.
3. Классический период древнегреческое философии. Философия софистов. Афинская школа философии.
Вопросы, рассматриваемые на практическом занятии:
1. Натурфилософия Античности. Проблема первоначала: основные философские идеи и представители.
2. Проблема первоначала в Элейской школе: основные философские идеи и представители.
3. Эллинистическо-римская философия: специфика, основные школы и философские идеи.
1. Античная философия: основные черты, особенности становления и периодизация.
Социально-исторические предпосылки зарождения философии в Древней Греции. Греческая культура – колыбель европейской цивилизации. Есть некоторые особые факторы в её истории, отсутствовавшие на Древнем Востоке и обусловившие появление в Греции философского образа мысли. Отметим их.
Во-первых, этническая и социальная разнородность населения Греции. Культурное и социальное разнообразие нашло своё отражение в мифах, образе жизни, ведении хозяйства. Наряду с земледелием в Греции большая доля населения занималась мореплаванием, торговлей, ремеслом, скотоводством. Но, тем не менее, греческие общины со временем создали одну страну и культуру. Их сплочение происходило по военно-политическим причинам, под угрозой появления общих врагов, осознаваясь как множество в единстве: каждая община сохраняла за собой большую долю самостоятельности. Общины вынуждены были договариваться друг с другом, объединяя свои усилия против общих врагов, в сфере экономического взаимодействия, обмена. Поэтому растёт авторитет и значение людей, способных убеждать и сплачивать общество, состоящее из разнородных в культурном отношении субъектов. Именно от их умения рассуждать и примирять различные традиции и житейские установки очень часто зависел успех совместных действий, что в дальнейшем, возможно, позволило им ощутить себя в качестве субъекта знания (напоминаем, что философия – это, в первую очередь, собственное видение мира).
На эту особенность греческого образа жизни обращал особое внимание немецкий философ Г. В. Ф. Гегель: «Страна состоит из территории, которая очень расчленена. Таков элементарный характер греческого духа, благодаря которому исходным пунктом развития образованности являются самостоятельные индивидуальности».
Во-вторых, особенности социально-политического строя. В VIII-VI вв. на территории Греции складываются города-государства – полисы. Главной особенностью грека как гражданина полиса являлось ощущение собственной свободы и индивидуальности. Органы власти были коллегиальными, суд избирался всякий раз из граждан полиса (в Афинах 501 присяжный заседатель выбирался по жеребьёвке). Любой мужчина, достигший 21 года, мог высказать своё мнение в сфере общественных дел. Поэтому особую роль в общественной жизни начинает приобретать искусство рассуждений и агонистический (состязательный) компонент в культуре. Состязательность становится неотъемлемым элементом греческой школы (scole – досуг, свободное время). Понятно, что только будучи свободным, можно рассуждать об одном и том же предмете с разных точек зрения, как это делали греческие философы.
В-третьих, открытость греческой культуры миру. Несмотря на то, что торговля существовала везде, только в Греции купцы представляли собой столь многочисленный и не имеющий никаких социальных границ класс. Торговать мог любой, независимо от социального происхождения, что частенько и предпринимали разорившиеся аристократы (например, Солон), имевшие высокий уровень образования. Торговля и мореплавание по тем временам были связаны с большим риском, требовали личных знаний и ответственности. Первыми греческими философами были купцы и мореплаватели. Путешествуя, они собирали астрономические и математические знания народов Востока и размышляли, как эти знания применить для нужд собственной практики: строительства кораблей, ориентации в открытом море. В результате исключительно при помощи собственного интеллекта они приходили к самым широким обобщениям, что послужило важной причиной рационализации знания в греческой философской школе и отрыва его от мифа и религии.
В-четвертых, в Греции отсутствовала каста жрецов. Философы отличались пренебрежением к профессионализму и иерархии. Они по собственной инициативе пытались понять «связь вещей», не будучи на то уполномоченными обществом и образованием. Много путешествуя, будущие философы не могли не столкнуться с ощущением относительности знания: боги разных народов выдвигали перед людьми разные требования, не было единства и в космологических мифах о происхождении мира. К тому же греческая мифопоэтическая картина мира не предполагает, что Вселенная создана антропоморфными богами. Люди притязали на общих с Богами предков, так как в соответствии с одной из орфических мистерий, титаны (из их праха и были созданы люди) вкусили тело Бога. Поэтому греки в поиске единства мира и морали обратили свой взор не в глубины внутреннего мира человека, общества или в мифологическую картину мироздания, а на внешнюю материальную природу, какой она предстаёт нашим органам чувств, они стали говорить о мире, планетах как о материальных вещах. Так появилась натурфилософия, главная цель которой – определить мир в его объективном значении. Как впоследствии скажет Эпикур (342/341-270/271 гг. до н. э.): «Я должен знать естественный порядок вещей, чтобы понимать своё место в нём».
Все перечисленные культурно-исторические особенности привели к тому, что в Греции зародился совершенно новый тип человеческой личности, малоизвестный на Востоке. Это индивид, рассуждающий от своего имени, а не от имени Бога или книжных авторитетов. Он демонстративно выражает собственное видение мира, социальных отношений и чувствует свою ответственность за личное спасение (независимо от того, где надо спасаться: в открытом море или в суде), это человек, осознавший ценность личного опыта и своего внутреннего мира или самостоятельная личность.
2. Основной вопрос поставленный натурфилософами античности – проблема первоначала. Идея первоначала была выдвинута представителями Милетской школы: Фалесом (вода), Анаксименом, Анаксимандром (апейрон) и Гераклитом (огонь). Основные вопросы, рассматриваемые философами: 1. Проблема субстанций (что есть первооснова). 2. Проблема изменений (как первооснова преобразуется из одного состояния в другое).
Значение греческой натурфилософии. 1. Миф и восточные религиозно-этические системы предполагают безоговорочное принятие со стороны верующего всех предельных оснований, в том числе и онтологических. Это делает невозможным наращивание знания. Натурфилософы сделали первопричину предметом интеллектуального осмысления, критической переработки, тем самым освободив философию от догм и авторитетов, не признающихся наукой в качестве доказательств. 2. Древнегреческие философы провели различие между субъективным (опытом) и объективным (действительным положением вещей). Научная мысль строится только на основе этого различия. 3. Строя свои теории на основе недоказуемых допущений, греческие философы доводили их до логической завершённости, невзирая на противоречия с видимыми фактами. Тем самым способствовали формированию рационализма – ещё одной черты европейской науки.
3. В V – IV вв. до н. э. (после победы над персами общегре- ческой конфедерации во главе с Афинами), в самих Афинах происходит культурный подъём и утверждается демократия. Бурная деловая жизнь позволяла афинянам вступать в контак- ты с другими культурами, расширяла кругозор. Афины стали первой греческой метрополией. Развитие демократического самоуправления, технические и культурные достижения выражали и поощряли новый гуманистический дух философии. В этот период произошла переориентация философского интереса с проблем устройства мироздания на проблемы познания общества и человека.
Философия софистов. Представители: Протагор, Горгий, Гиппий, Продик – являлись проффесиональными преподавателями, обучали знаниям, необходимым человеку для общественной жизни, прежде всего политической. В лице софистов философская мысль античности перешла от объективного изучения природы к рассмотрению субъективной стороны познавательного процесса – к самому человеку и его сознанию (истина субъективна). Софистов интересовало не просто сознание (не знание ради знания), а способы воздействия на него: навязывание собственной точки зрения оппоненту, полемика, доказательства (истина/псевдоистина ради выгоды).
Выдающийся софист Протагор говорил: «о всякой вещи есть 2 мнения, противоположных друг другу». Уже в античности против такого подхода выступали Демокрит, Платон, Аристотель, говоря, что 2 противоположных суждения не могут быть истинными. Протагор аргументировал свою точку зрения тем, что считал мерой истинности человека: «Человек есть мера всех вещей существующих, что они существуют, несуществующих, что они не существуют». Обращение софистов к вопросу об относительности знания привела к прямо противоположному результату: к поискам абсолютного, новых форм достоверности, которые начал Сократ, а продолжил Платон.
Афинская школа.
Сократ. Форма изложения учения – беседа или спор (диалоги). Главным предметом его речей были вопросы этики – вопросы о том, как следует жить. Основные нравственные ценности: бескорыстие, следование своему долгу, служение добру. В отличие от софистов, для Сократа различие между добром и злом носило не относительный, а абсолютный характер. Для Сократа являлось несомненным, что определение понятия есть определение сущности рассматриваемого объекта. Сократ разработал специфическую концепцию диалектики как искусства исследования понятий с целью постижения истины. Суть его метода заключалась в том, что сначала наводящими и уточняющими вопросами собеседник приводился к противоречию с высказанной им точкой зрения, а затем начинался совместный поиск истины. Для Сократа истина не находилась в голове человека в готовом виде, а рождалась в процессе диалога между собеседниками, совместно ищущими истину (майевтика).
Платон. Согласно Платону, обычные мир существует неистинным образом. Помимо и сверх чувственного мира существует и другой мир – мир чистых сущностей (мир идей, эйдосов). Мир идей представляет собой не просто царство сущностей, а царство благих сущностей (противопоставление идеального мира чувственному, как доброе и злое). Поэтому высшей идеей у Платона является идея блага как источник истины, соразмерности, гармонии. Мир идей – есть мир подлинного, то есть вечного и неизменного бытия. Антиподом бытия выступает у Платона мир «небытия», где властвует не идея, а материя – небытийная первоматерия, способная принимать любые формы, она источник единичности, вещности, изменчивости. Мир множества чувственных вещей, природы образуется как результат оформления материи в силу ее соотнесенности с каким-либо набором частных и общих идей – сущностей. Для объяснения динамики чувственного природного мира Платон ввел третье начало – мировую душу. Диалог «Пир» - это гимн любви и красоте, глее Платон раскрывает путь к идеальному царству идеи. Восхождение к прекрасному предполагает отрешение от чувственности, телесности, переход ко все более и более чистым формам прекрасного.
Аристотель. Будучи величайшим учеником Платона был несогласен с его концепцией. Объектом критики Аристотеля стала теория идей Платона, он считал ошибкой, что Платон приписал самостоятельное существование тому, что самостоятельно существовать не может. Аристотель первый, кто стал различать философское знание от конкретно-научного (первая классификация наук). Он выделял первую философию (метафизика) – как науку о сущем, о первых началах и причинах (предмет – то, что существует сверх природы, сверхчувственные вечные сущности); вторую философию – натурфилософию.
Аристотель разработал учение о 4 первоначалах или первопричинах всего сущего. Первая причина – формальная. Для ее обозначения Аристотель употреблял тот же термин, что и Платон – «эйдос», но употребил его в другом смысле. Эйдос вещи, ее идея, форма не занебесная сущность, а такая сущность, которая находится в ней самой и без которой нельзя понять, что такое данная вещь. Формальная причина или ее эйдос, обуславливает суть бытия тлт её первую сущность, то, без чего вещи нет.
Вторая – материальная. Материя (хюле) – то из чего состоят вещи: 1. как первоматерия, неопределенная и бесформенная, но обладающая способностью воспринимать любые формы, стать всем. 2) как то, из чего вещь состоит, или уже оформленный материал.
Материя и форма, два вечных начала, взаимосвязаны таким образом, что форма являет собой сущность материи, а материя тот субстрат, в котором эта форма запечатлена.
Третья причина – движущая. Аристотель вопрос о том, как возможно само движение, в результате логических рассуждений он приходит к выводу о самопроизвольности или самодвижущей причины, которая определяет активность формы, ее способность воплотиться в материи.
Четвертая причина – целевая, она направляет движение к определенной цели. Все процессы обладают внутренней направленностью и обусловленностью через цель. Всякая возможность стремится реализовать себя, стать полномерной, цель – это стремление к своему благу.
В аристотелевской концепции также существует категория абсолютного ума, как наивысшая ступень бытия. Ум есть форма всех ворм, предельное понятие о бытии,, перводв
Последнее изменение: 19 октября 2020, 21:16
← Лекция "Философия Древнего Востока"
Начало формы
Перейти на... Перейти на... Объявления Термины раздела Лекция "Предмет, разделы и функции философии" Самостоятельная работа "Составление сравнительной таблицы" Практическое задание по теме "Предмет, разделы и функции философии" Лекция "Философия Древнего Востока" Лекция "Философия эпохи Возрождения" Лекция "Философия Средневековья" Лекция "Немецкая классическая философия" Лекция "Западная философия 19 века" Западная философия 19 века Немецкая классическая философия Самостоятельная работа "Составление сравнительной таблицы «Основные направления Античной философии» Самостоятельная работа на тему "Философия эпохи Нового Времени" Самостоятельная работа "Гносеология эпохи нового Времени" Практическое занятие "Круглый стол "гносеология Нового Времени" Лекция "Философская онтология" Практическое занятие "Круглый стол "Идеализм и материализм как моя мировоззренческая позиция" Самостоятельная работа написание эссе по теме "Философская онтология" Лекция по теме "Теория познания" Самостоятельная работа "написание аннотации к научной статье" Практическое задание по теме "Теория познания" Практическое задание: подготовка к круглому столу "«Институты культуры могут поддерживаться лишь известной мерой насилия. Люди, во-первых, не имеют спонтанной любви к труду, и, во-вторых, доводы разума бессильны против их страстей» (З. Фрейд)" Самостоятельная работа: написание эссе Самостоятельная работа "Составление сравнительной таблицы" Практическое задание: подготовка к круглому столу на тему "Критерии общественного прогресса" Самостоятельная работа: написание эссе Самостоятельная работа: написание эссе Самостоятельная работа: написание эссе Практическое задание: подготовка к круглому столу "Ценность как способ освоения мира человеком (аксиология)» Самостоятельная работа: написание эссе Самостоятельная работа: написание эссе Самостоятельная работа: аннотация к научной статье Практическое задание: написание эссе по тексту
Конец формы
Лекция "Философия эпохи Возрождения" →