Федеральный государственный образовательный стандарт образования (ФГОС ДО)
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Оглавление
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного
образования (ФГОС ДО)............................................................................................................................................ 3
I. Общие положения ........................................................................................................................................ 4
II. Требования к структуре образовательной программы дошкольного
образования и ее объему ............................................................................................................................. 5
III. Требования к условиям реализации основной образовательной
программы дошкольного образования .............................................................................................. 7
IV. Требования к результатам освоения основной образовательной
программы дошкольного образования .............................................................................................. 7
Федеральный государственный образовательный стандарт начального
общего образования (ФГОС НОО) ..................................................................................................................... 8
I. Общие положения ........................................................................................................................................ 9
II. Требования к результатам освоения основной образовательной
программы начального общего образования.............................................................................. 11
III. Требования к структуре основной образовательной программы
начального общего образования ......................................................................................................... 16
IV. Требования к условиям реализации основной образовательной
программы начального общего образования.............................................................................. 16
Федеральный государственный образовательный стандарта основного
общего образования (ФГОС ООО) .................................................................................................................. 18
I. Общие положения ..................................................................................................................................... 18
II. Требования к результатам освоения основной образовательной
программы основного общего образования ................................................................................ 20
III. Требования к структуре основной образовательной программы
основного общего образования............................................................................................................ 21
IV. Требования к условиям реализации основной образовательной
программы основного общего образования ................................................................................ 22
За период новейшей истории развития России в системе общего среднего образования
разрабатывались три стандарта. В Законе РФ «Об образовании» (1992 г.), статья 7, в сферу
образования было введено понятие «стандарт». С 1993 г. по 1998 г. происходил процесс разработки временных образовательных стандартов в рамках государственной политики, которая отражалась в поправках, вносимых Закон РФ «Об образовании».
Второй стандарт – это Федеральный компонент государственных образовательных
стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования
от 5 марта 2004 г. № 1089, который определялся как переходный от первого поколения и был
разработан на основе Закона РФ «Об Образовании» и «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года».
Третий стандарт – это:
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (2009 г.);
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (2010 г.);
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (2012 г.).
В Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» в главе 1 «Общие положения», статье 2 «Основные понятия, используемые в
настоящем Федеральном законе» даются следующие определения стандарта и требований
стандарта:
«Федеральный государственный образовательный стандарт – совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативноправовому регулированию в сфере образования».
«Федеральные государственные требования – обязательные требования к минимуму
содержания, структуре дополнительных предпрофессиональных программ, условиям их реализации и срокам обучения по этим программам, утверждаемые в соответствии с настоящим
Федеральным законом уполномоченными федеральными органами исполнительной власти».
В главе 2 «Система образования», статье 11 «Федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования. Образовательные стандарты», говорится, что:
«1. Федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования обеспечивают:
1) единство образовательного пространства Российской Федерации;
2) преемственность основных образовательных программ;
3) вариативность содержания образовательных программ соответствующего уровня
образования, возможность формирования образовательных программ различных уровня
2
сложности и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся;
4) государственные гарантии уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ и результатам их освоения.
2. Федеральные государственные образовательные стандарты, за исключением федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, являются
основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки обучающихся, освоивших образовательные программы соответствующего уровня и соответствующей направленности, независимо от формы получения образования и формы обучения.
3. Федеральные государственные образовательные стандарты включают в себя требования к:
1) структуре основных образовательных программ (в том числе соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений) и их объему;
2) условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым,
финансовым, материально-техническим и иным условиям;
3) результатам освоения основных образовательных программ.
4. Федеральными государственными образовательными стандартами устанавливаются
сроки получения общего образования и профессионального образования с учетом различных
форм обучения, образовательных технологий и особенностей отдельных категорий обучающихся»1.
Федеральный государственный образовательный
стандарт дошкольного образования
(ФГОС ДО)
утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации
от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва2.
Приказ вступил в силу с 1 января 2014 г.
Стандарт разработан на основе Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации и с учетом Конвенции ООН о правах ребенка.
Во ФГОС ДО представлена совокупность обязательных требований к дошкольному
образованию.
1
Федеральный закон «Об образовании в Российской федерации» № 273-ФЗ от 29.12. 2012. Вступает в силу с 01.09.2013. Ростов н/Д.: Легион, 201. 208 с.
2
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказы и
письма Министерства образования и науки. М.: ТЦ Сфера, 2017. 96 с.
3
Стандарт состоит из элементов:
I. Общие положения.
II. Требования к структуре образовательной программы дошкольного образования и
ее объему.
III. Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования.
IV. Требования к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования.
I. Общие положения
Стандарт ДО учитывает:
1) индивидуальные потребности ребенка (отдельных категорий детей, в том числе с
ограниченными возможностями здоровья), связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья;
2) возможности освоения ребенком ООП на разных этапах ее реализации.
Принципы дошкольного образования:
1) полноценное проживание ребенком всех этапов детства, обогащение (амплификация) детского развития;
2) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей ребенка, где сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, субъектом образования;
3) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным
участником (субъектом) образовательных отношений;
4) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
5) сотрудничество Организации с семьей;
6) приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
7) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в
различных видах деятельности;
8) возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
9) учет этнокультурной ситуации развития детей.
Цели стандарта:
1) повышение социального статуса ДО;
2) обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного ДО;
3) обеспечение государственных гарантий уровня и качества ДО на основе единства
обязательных требований к условиям реализации образовательных программ дошкольного
образования, их структуре и результатам их освоения;
4) сохранение единства образовательного пространства РФ относительно уровня ДО.
Задачи стандарта:
1) охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, их эмоционального благополучия;
4
2) обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в
период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);
3) обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней образования (дошкольного и
начального);
4) создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными,
индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
5) объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и
норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
6) формирование общей культуры личности детей, ценностей здорового образа жизни,
развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности, предпосылок учебной деятельности;
7) обеспечение вариативности и разнообразия содержания ООП и организационных
форм дошкольного образования, возможности формирования ООП различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей;
8) формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
9) обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и
укрепления здоровья детей.
На основе стандарта разрабатываются:
1) основные образовательные программы;
2) вариативные примерные образовательные программы дошкольного образования;
3) нормативы финансового обеспечения реализации ООП и нормативных затрат на
оказание государственной (муниципальной) услуги в сфере дошкольного образования;
4) объективная оценка соответствия образовательной деятельности Организации требованиям Стандарта;
5) содержание профессионального образования и дополнительного профессионального образования педагогических работников, а также проведение их аттестации;
6) помощь родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и
укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.
II. Требования к структуре образовательной программы дошкольного
образования и ее объему
Образовательная программа реализуется на государственном языке РФ или на родном
языке из числа языков народов РФ, но не в ущерб получению образования на государственном языке РФ.
5
ООП разрабатывается и утверждается Организацией самостоятельно в соответствии с
ФГОС ДО и с учетом примерных программ.
Образовательная программа ДО:
‒ направлена на решение задач ДО;
‒ определяет содержание и организацию образовательной деятельности;
‒ обеспечивает развитие личности дошкольников в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических
особенностей;
‒ формируется как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста;
‒ определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объем,
содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров ДО).
Структурные подразделения одной образовательной организации или группы могут
реализовывать разные программы.
В ООП отражаются:
‒ условия развития ребенка, открывающие возможности для его позитивной социализации, личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности;
‒ развивающая образовательная среда, которая представляет собой систему условий
социализации и индивидуализации детей.
Содержание ООП должно:
‒ обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности;
‒ охватывать структурные единицы по направлениям развития и образования детей
(образовательные области): социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие;
речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие.
В содержании ООП должно отражаться следующие аспекты образовательной среды:
1) предметно-пространственную развивающую образовательную среду, обеспечивающую полноценное развитие личности детей во всех основных образовательных областях их
эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и к другим людям;
2) характер взаимодействия со взрослыми;
3) характер взаимодействия с другими детьми;
4) систему отношений ребенка к миру, к другим людям, к себе самому.
ООП состоит из взаимодополняющих частей:
‒ обязательной (объем не менее 60% от общего объема программы), предполагающей комплексность подхода, который обеспечивает развитие детей во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях;
‒ формируемой участниками образовательных отношений (объем не более 40%), в
которой должны быть представлены выбранные и/или разработанные самостоятельно участниками образовательных отношений ООП, направленные на развитие детей в одной или нескольких образовательных областях, видах деятельности и/или культурных практиках (парциальные образовательные программы), методики, формы организации образовательной работы.
ООП включает три основных раздела: целевой, содержательный и организационный,
в каждом из которых отражаются обе части ООП.
6
III. Требования к условиям реализации основной образовательной
программы дошкольного образования
Это требования к условиям к психолого-педагогическим, кадровым, материальнотехническим, финансовым аспектам.
На основе этих требований создается развивающая предметно-пространственная среда, позволяющая создать социальную ситуацию развития для участников образовательных
отношений, образовательную среду.
1. Требования к психолого-педагогическим условиям реализации ООП ДО см. в теме
«Образовательные программы дошкольного, начального общего и основного общего образования».
Максимально допустимый объем образовательной нагрузки должен соответствовать
санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам СанПиН3.
2. Требования к кадровым условиям реализации ООП см. в теме «Профессиональная
компетентность современного воспитателя дошкольного образования и педагога начальной и
основной школы».
3. Требования к материально-техническим условиям реализации ООП см. в теме «Образовательные программы дошкольного, начального общего и основного общего образования».
4. Требования к финансовым условиям реализации ООП см. в теме «Образовательные
программы дошкольного, начального общего и основного общего образования».
IV. Требования к результатам освоения основной образовательной
программы дошкольного образования
Эти требования представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования,
которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования. Это объясняется тем, что неправомерно требовать от ребенка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений в связи:
1) со спецификой дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребенка,
широкий разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность);
2) с системными особенностями ДО (необязательность уровня дошкольного образования
в РФ, отсутствие возможности вменения ребенку какой-либо ответственности за результат).
Целевые ориентиры дошкольного образования:
‒ определяются независимо от форм реализации ООП, от ее характера, особенностей
развития детей и Организации, реализующей ООП;
‒ не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики, и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей;
‒ не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей;
3
«Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», утвержденные постановлением Главного государственного
санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26 (зарегистрировано Министерством юстиции
Российской Федерации 29 мая 2013 г., регистрационный 3 28564).
7
‒ не предполагают промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников
при освоении ООП.
Настоящие требования являются ориентирами:
а) для построения образовательной политики на соответствующих уровнях с учетом
целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства РФ;
б) решения задач:
‒ формирования ООП;
‒ анализа профессиональной деятельности;
‒ взаимодействия с семьями;
в) изучения характеристик образования детей в возрасте от 2 месяцев до 8 лет;
г) информирования родителей (законных представителей) и общественности относительно целей ДО, общих для всего образовательного пространства РФ.
Целевые ориентиры не могут служить непосредственным основанием при решении
управленческих задач, включая:
‒ аттестацию педагогических кадров;
‒ оценку качества образования;
‒ оценку как итогового, так и промежуточного уровня развития детей, в том числе в
рамках мониторинга (в том числе в форме тестирования, с использованием методов, основанных на наблюдении, или иных методов измерения результативности детей);
‒ оценку выполнения муниципального (государственного) задания посредством их
включения в показатели качества выполнения задания;
‒ распределение стимулирующего фонда оплаты труда работников Организации.
К целевым ориентирам ДО относятся следующие социально-нормативные возрастные
характеристики возможных достижений ребенка:
‒ в младенческом и раннем возрасте;
‒ на этапе завершения дошкольного образования.
Федеральный государственный образовательный
стандарт начального общего образования
(ФГОС НОО)
утвержден приказом Министерства образования и науки РФ
от 6 октября 2009 г. № 3734
ФГОС НОО представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы начального общего образования (ООП НОО).
4
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. М.: Просвещение, 2017. 56 с.
8
Стандарт состоит из следующих структурных элементов:
I. Общие положения.
II. Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования.
III. Требования к структуре основной образовательной программы начального общего
образования, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объему, а также к соотношению обязательной части основной образовательной
программы и части, формируемой участниками образовательных отношений.
IV. Требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и
иным условиям.
I. Общие положения
Все вышеназванные требования учитывают:
‒ возрастные и индивидуальные особенности обучающихся при получении НОО;
‒ самоценность НОО как фундамента всего последующего образования;
‒ особенности детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и обучающихся в реализации права на образование.
Осуществляется объективная оценка образовательной деятельности и подготовки обучающихся, освоивших ООП НОО, независимо от формы получения образования и формы обучения:
‒ в очной, очно-заочной или заочной в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;
‒ семейного образования, вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность;
‒ сочетание различных форм получения образования и форм обучения.
Срок получения начального общего образования составляет:
‒ четыре года;
‒ увеличивается не более чем на два года для инвалидов и лиц с ОВЗ при обучении
по адаптированным ООП НОО, независимо от применяемых образовательных технологий.
В образовательной организации, реализующей интегрированные образовательные
программы в области искусств, в рамках ООП НОО обеспечиваются условия для приобретения обучающимися знаний, умений и навыков в области выбранного вида искусств, опыта
творческой деятельности и осуществления их подготовки к получению профессионального
образования в области искусств.
Стандарт разработан с учетом региональных, национальных и этнокультурных особенностей народов Российской Федерации.
Стандарт направлен на обеспечение:
‒ равных возможностей получения качественного НОО;
‒ духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, становления их
гражданской идентичности как основы развития гражданского общества;
‒ преемственности основных образовательных программ дошкольного, начального
общего, основного общего, среднего общего, профессионального образования;
9
‒ сохранения и развития культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа РФ, права на изучение родного языка, возможности получения НОО на родном
языке, овладения духовными ценностями и культурой многонационального народа России;
‒ единства образовательного пространства РФ;
‒ демократизации образования и всей образовательной деятельности, в том числе через развитие форм государственно-общественного управления, расширение возможностей
для реализации права выбора педагогическими работниками методик обучения и воспитания, методов оценки знаний обучающихся, воспитанников, использования различных форм
образовательной деятельности обучающихся, развития культуры образовательной среды организации, осуществляющей образовательную деятельность;
‒ формирования критериальной оценки результатов освоения обучающимися ООП
НОО, деятельности педагогических работников, организации, осуществляющей образовательную деятельность, функционирования системы образования в целом;
‒ условий для эффективной реализации и освоения обучающимися ООП НОО, обеспечение условий для индивидуального развития всех обучающихся, в особенности тех, кто
нуждается в специальных условиях обучения (одаренные дети и детей ОВЗ).
В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:
‒ воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального,
поликультурного и поликонфессионального состава российского общества;
‒ переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути
и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;
‒ ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент Стандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных
действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования;
‒ признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательных отношений в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся;
‒ учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения
целей образования и воспитания и путей их достижения;
‒ обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего общего образования;
‒ разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение
форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности;
‒ гарантированность достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, что и создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и
способов деятельности.
10
В соответствии со Стандартом при получении обучающимися НОО осуществляется:
‒ становление основ гражданской идентичности и мировоззрения;
‒ формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности (умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом
и сверстниками в учебной деятельности);
‒ духовно-нравственное развитие и воспитание, т. е. принятие ими моральных норм,
нравственных установок, национальных ценностей;
‒ укрепление физического и духовного здоровья.
Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника
(«портрет выпускника начальной школы»):
‒ любящий свой народ, свой край и свою Родину;
‒ уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
‒ любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
‒ владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
‒ готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и
обществом;
‒ доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою
позицию, высказывать свое мнение;
‒ выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.
II. Требования к результатам освоения основной образовательной
программы начального общего образования
Результаты разделяют по трем направлениям:
‒ личностные: готовность и способность к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества, основы гражданской идентичности);
‒ метапредметные освоенные универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями,
составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями;
‒ предметные, освоенные в ходе изучения учебного предмета – опыт специфической
для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению и система основополагающих элементов научного знания, лежащих в
основе современной научной картины мира.
Личностные, метапедметные результаты освоения ООП НОО подробно представлены
в примерной основной образовательной программе начального общего образования.
Предметные результаты освоения ООП НОО с учетом специфики содержания предметных областей, включающих в себя конкретные учебные предметы, должны отражать:
Русский язык и литературное чтение.
Русский язык:
1) формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
11
2) понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения, осознание значения русского
языка как государственного языка РФ, языка межнационального общения;
3) сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;
4) овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение ориентироваться
в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства
для успешного решения коммуникативных задач;
5) овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать
знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
Литературное чтение:
1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства
сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений
о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий
о добре и зле, нравственности, успешности обучения по всем учебным предметам; формирование потребности в систематическом чтении;
3) понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное,
изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать
нравственную оценку поступков героев;
4) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской
компетентности, общего речевого развития, то есть овладение техникой чтения вслух и про
себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных,
научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
Родной язык и литературное чтение на родном языке.
Родной язык:
1) воспитание ценностного отношения к родному языку как хранителю культуры,
включение в культурно-языковое поле своего народа, формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке
как основе национального самосознания;
2) обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком в соответствии с нормами устной и письменной
речи, правилами речевого этикета;
3) формирование первоначальных научных знаний о родном языке как системе и как
развивающемся явлении, о его уровнях и единицах, о закономерностях его функционирования, освоение основных единиц и грамматических категорий родного языка, формирование
позитивного отношения к правильной устной и письменной родной речи как показателям
общей культуры и гражданской позиции человека;
12
4) овладение первоначальными умениями ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, формирование базовых навыков выбора адекватных языковых
средств для успешного решения коммуникативных задач;
5) овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать
знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
Литературное чтение на родном языке:
1) понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных
ценностей народа, как особого способа познания жизни, как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
2) осознание значимости чтения на родном языке для личного развития; формирование представлений о мире, национальной истории и культуре, первоначальных этических
представлений, понятий о добре и зле, нравственности; формирование потребности в систематическом чтении на родном языке как средстве познания себя и мира; обеспечение культурной самоидентификации;
3) использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное,
поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
4) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской
компетентности, общего речевого развития, то есть овладение техникой чтения вслух и про
себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных,
научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
5) осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе
изучения выдающихся произведений культуры своего народа, умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и
получения дополнительной информации.
Иностранный язык:
1) приобретение начальных навыков общения в устной и письменной форме с носителями иностранного языка на основе своих речевых возможностей и потребностей; освоение
правил речевого и неречевого поведения;
2) освоение начальных лингвистических представлений, необходимых для овладения
на элементарном уровне устной и письменной речью на иностранном языке, расширение
лингвистического кругозора;
3) формирование дружелюбного отношения и толерантности к носителям другого
языка на основе знакомства с жизнью своих сверстников в других странах, с детским фольклором и доступными образцами детской художественной литературы.
Математика и информатика:
1) использование начальных математических знаний для описания и объяснения
окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки их количественных и пространственных отношений;
2) овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, измерения, пересчета, прикидки и оценки, наглядного представления данных и процессов, записи и выполнения алгоритмов;
13
3) приобретение начального опыта применения математических знаний для решения
учебно-познавательных и учебно-практических задач;
4) умение выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, умение действовать в соответствии с алгоритмом и строить простейшие алгоритмы, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками,
совокупностями, представлять, анализировать и интерпретировать данные;
5) приобретение первоначальных представлений о компьютерной грамотности.
Обществознание и естествознание (Окружающий мир):
1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за
национальные свершения, открытия, победы;
2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни;
3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись,
измерение, опыт, сравнение, классификация и др., с получением информации из семейных
архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
Основы религиозных культур и светской этики5:
1) готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
2) знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их
значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
3) понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;
4) формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных
религиях, их роли в культуре, истории и современности России;
5) первоначальные представления об исторической роли традиционных религий в
становлении российской государственности;
6) становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести;
воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных
традициях народов России;
7) осознание ценности человеческой жизни.
Искусство.
Изобразительное искусство:
1) сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;
2) сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале ху5
Регламент выбора в образовательной организации родителями (законными представителями) обучающихся одного из модулей комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»,
направленный письмом Минобрнауки России от 31 марта 2015 г. № 08-461.
14
дожественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты
как ценности; потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;
3) овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке
произведений искусства;
4) овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.).
Музыка:
1) сформированность первоначальных представлений о роли музыки в жизни человека, ее роли в духовно-нравственном развитии человека;
2) сформированность основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
3) умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальному произведению;
4) использование музыкальных образов при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизации.
Технология:
1) получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества; о мире профессий и важности правильного выбора
профессии;
2) усвоение первоначальных представлений о материальной культуре как продукте
предметно-преобразующей деятельности человека;
3) приобретение навыков самообслуживания; овладение технологическими приемами
ручной обработки материалов; усвоение правил техники безопасности;
4) использование приобретенных знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и
организационных задач;
5) приобретение первоначальных навыков совместной продуктивной деятельности,
сотрудничества, взаимопомощи, планирования и организации;
6) приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды и умений применять их для выполнения учебно-познавательных и проектных художественно-конструкторских задач.
Физическая культура:
1) формирование первоначальных представлений о значении физической культуры
для укрепления здоровья человека (физического, социального и психологического), о ее позитивном влиянии на развитие человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное), о физической культуре и здоровье как факторах успешной учебы и социализации;
2) овладение умениями организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность
(режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т. д.);
3) формирование навыка систематического наблюдения за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, данных мониторинга здоровья (рост, масса тела и
15
др.), показателей развития основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости,
координации, гибкости), в том числе подготовка к выполнению нормативов Всероссийского
физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО)6.
Итоговая оценка качества освоения обучающимися ООП НОО осуществляется образовательной организацией и направлена на оценку достижения обучающимися планируемых
результатов освоения ООП НОО.
III. Требования к структуре основной образовательной программы
начального общего образования
ООП НОО:
‒ определяет содержание и организацию образовательной деятельности при получении НОО;
‒ направлена на формирование общей культуры, духовно-нравственное, социальное,
личностное и интеллектуальное развитие обучающихся;
‒ направлена на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.
ООП НОО содержит:
‒ обязательную часть, составляет 80% от общего объема;
‒ часть, формируемую участниками образовательных отношений – 20% от общего
объема.
ООП НОО разрабатывается и реализуется организацией, осуществляющей образовательную деятельность как самостоятельно, так и посредством сетевых форм их реализации,
через организацию урочной и внеурочной деятельности в соответствии с санитарноэпидемиологическими правилами и нормативами.
ООП НОО имеет три раздела: целевой, содержательный, организационный (см. в теме
«Образовательные программы начального общего, основного общего образования»).
IV. Требования к условиям реализации основной образовательной
программы начального общего образования
Эти требования является системой требований:
‒ к кадровым;
‒ финансовым;
‒ материально-техническим;
‒ иным условиям реализации ООП НОО и достижения планируемых результатов НОО.
6
Методические рекомендации по механизмам учета результатов выполнения нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) при осуществлении текущего
контроля и промежуточной аттестации обучающихся по учебному предмету «Физическая культура», направленные письмом Минобрнауки России от 2 декабря 2015 г. № 08-1447.
16
Интегративным результатом реализации указанных требований должно быть создание
комфортной развивающей образовательной среды:
‒ обеспечивающей высокое качество образования, его доступность, открытость и
привлекательность для обучающихся, их родителей (законных представителей) и всего общества, духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся;
‒ гарантирующей охрану и укрепление физического, психологического и социального здоровья;
‒ комфортной по отношению к обучающимся и педагогическим работникам.
Для участников образовательных отношений должны создаваться условия, обеспечивающие возможность:
‒ достижения планируемых результатов освоения ООП НОО всеми обучающимися и
детьми ОВЗ;
‒ выявления и развития способностей обучающихся через систему клубов, секций,
студий и кружков, организации общественно-полезной деятельности, социальной практики,
используя возможности организаций дополнительного образования;
‒ работы с одаренными детьми, организации интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества и проектно-исследовательской деятельности;
‒ участия обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических
работников и общественности в разработке ООП НОО, проектировании и развитии внутришкольной социальной среды, а также в формировании и реализации индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся;
‒ эффективного использования времени, отведенного на реализацию части ООП
НОО, формируемой участниками образовательных отношений, в соответствии с запросами
обучающихся и их родителей (законных представителей), спецификой организации, осуществляющей образовательную деятельность и с учетом особенностей субъекта РФ;
‒ использования в образовательной деятельности современных образовательных
технологий деятельностного типа;
‒ эффективной самостоятельной работы обучающихся при поддержке педагогических работников;
‒ включения обучающихся в процессы понимания и преобразования внешкольной
социальной среды (населенного пункта, района, города) для приобретения опыта реального
управления и действия;
‒ обновления содержания ООП НОО, методик и технологий ее реализации в соответствии с динамикой развития системы образования, запросов детей и их родителей (законных
представителей), с учетом особенностей субъекта РФ;
‒ эффективного управления организацией, осуществляющей образовательную деятельность с использованием информационно-коммуникационных технологий, а также современных механизмов финансирования.
17
Федеральный государственный образовательный
стандарта основного общего образования
(ФГОС ООО)
утвержден приказом Министерства образования и науки РФ
от 17 декабря 2010 г. № 18977
ФГОС ООО представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы основного общего образования (ООП ООО).
Стандарт состоит из следующих структурных элементов:
I. Общие положения
II. Требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования.
III. Требования к структуре основной образовательной программы основного общего
образования, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объему, а также к соотношению обязательной части основной образовательной
программы и части, формируемой участниками образовательных отношений.
IV Требования к условиям реализации основной образовательной программы основного общего образования, в том числе к кадровым, финансовым, материально-техническим и
иным условиям.
I. Общие положения
Все вышеназванные требования учитывают:
‒ возрастные и индивидуальные особенности обучающихся при получении основного
общего образования, включая образовательные потребности обучающихся с ОВЗ и инвалидов;
‒ значимость общего образования для дальнейшего развития обучающихся.
Стандарт является основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки обучающихся, освоивших ООП ООО,
независимо от формы получения образования и формы обучения:
‒ в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (в очной, очнозаочной или заочной форме);
‒ вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в форме семейного образования;
‒ сочетание различных форм получения образования и форм обучения.
Срок получения основного общего образования составляет:
‒ пять лет;
‒ для лиц с ОВЗ и инвалидов при обучении по адаптированным ООП ООО, независимо от применяемых образовательных технологий, увеличивается не более чем на один год.
7 Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. М.:
Просвещение, 2016. 48 с.
18
Стандарт разработан с учетом региональных, национальных и этнокультурных особенностей народов Российской Федерации.
Стандарт направлен на обеспечение:
‒ формирования российской гражданской идентичности обучающихся;
‒ единства образовательного пространства РФ;
‒ сохранения и развития культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа РФ, реализации права на изучение родного языка, возможности получения основного общего образования на родном языке, овладения духовными ценностями и
культурой многонационального народа России;
‒ доступности получения качественного основного общего образования;
‒ преемственности основных образовательных программ дошкольного, начального
общего, основного общего, среднего общего, профессионального образования;
‒ духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся и сохранения их здоровья;
‒ развития государственно-общественного управления в образовании;
‒ формирования содержательно-критериальной основы оценки результатов освоения
обучающимися ООП ООО, деятельности педагогических работников, организации, осуществляющей образовательную деятельность, функционирования системы образования в целом;
‒ условий создания социальной ситуации развития обучающихся, обеспечивающей
их социальную самоидентификацию посредством личностно значимой деятельности.
В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает:
‒ формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
‒ проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;
‒ активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
‒ построение образовательной деятельности с учетом индивидуальных возрастных,
психологических и физиологических особенностей обучающихся.
Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника
(«портрет выпускника основной школы»):
‒ любящий свой край и свое Отечество, знающий русский и родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;
‒ осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского
общества, многонационального российского народа, человечества;
‒ активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и
творчества;
‒ умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике;
‒ социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьей, обществом, Отечеством;
‒ уважающий других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов;
‒ осознанно выполняющий правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды;
19
‒ ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной
деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы.
Стандарт должен быть положен в основу деятельности:
‒ работников образования, разрабатывающих ООП ООО с учетом особенностей развития региона РФ, организации, осуществляющей образовательную деятельность, запросов
участников образовательных отношений;
‒ руководителей организаций, осуществляющих образовательную деятельность, их
заместителей, отвечающих в пределах своей компетенции за качество реализации ООП ООО;
‒ сотрудников организаций, осуществляющих оценку качества образования, в том
числе общественных организаций, объединений и профессиональных сообществ, осуществляющих общественную экспертизу качества образования в организациях, осуществляющих
образовательную деятельность;
‒ разработчиков примерных основных образовательных программ основного общего
образования;
‒ работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность педагогического профиля и методических структур в системе общего образования;
‒ авторов (разработчиков) учебной литературы, материальной и информационной
среды, архитектурной среды для основного общего образования;
‒ руководителей и специалистов государственных органов исполнительной власти и
органов местного самоуправления, обеспечивающих и контролирующих финансирование
организаций, осуществляющих образовательную деятельность по реализации ООП ООО;
‒ руководителей и специалистов органов государственной власти субъектов РФ,
осуществляющих государственное управление в сфере образования, государственный контроль (надзор) в сфере образования;
‒ руководителей и специалистов государственных органов исполнительной власти,
обеспечивающих разработку порядка и контрольно-измерительных материалов итоговой аттестации выпускников основной школы;
‒ руководителей и специалистов государственных органов исполнительной власти
субъектов РФ, осуществляющих разработку положений об аттестации педагогических работников государственных и муниципальных организаций, осуществляющих образовательную деятельность.
II. Требования к результатам освоения основной образовательной
программы основного общего образования
Требования разделены на три группы:
‒ личностные: готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной
познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений,
ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные
планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме;
‒ метапредметные: освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность
их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность
20
планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории;
‒ предметные: освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных,
учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.
Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения ООП ООО представлены в стандарте ПООП ООО для всех обучающихся, в том числе и для глухих, слабослышащих, позднооглохших обучающихся и для обучающихся с расстройствами аутистического
спектра и в программах по учебным дисциплинам.
В предметную область «Родной язык и родная литература входят предметы: Родной
язык, Родная литература.
В предметную область «Иностранные языки» входит иностранный язык.
В предметную область «Общественно-научные предметы» входят предметы: История
России, Всеобщая история, Обществознание, География.
В предметную область «Математика и информатика» входят предметы: Математика.
Алгебра, Геометрия, Информатика.
В предметную область «Основы духовно-нравственной культуры народов России»
входит предмет с этим же названием.
В предметную область «Естественно-научные предметы» входят предметы: Физика,
Биология, Химия.
В предметную область «Искусство» входят предметы: Изобразительное искусство,
Музыка.
В предметную область «Технология» входит предмет Технология.
В предметную область «Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности» входит «Физическая культура», для работы по данному предмету необходимо обратиться к рекомендациям по ГТО8; «Основы безопасности жизнедеятельности».
(Цели, задачи, назначение образовательных областей, предметов подробно см. в примерных образовательных программах начального общего и основного общего образования.)
Достижение предметных и метапредметных результатов освоения ООП ООО, необходимых для продолжения образования, является предметом итоговой оценки освоения обучающимися ООП ООО.
III. Требования к структуре основной образовательной программы
основного общего образования
ООП ООО:
‒ определяет цели, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательной деятельности при получении основного общего образования;
8
См.: Методические рекомендации по механизмам учета результатов выполнения нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) при осуществлении текущего
контроля и промежуточной аттестации обучающихся по учебному предмету «Физическая культура», направленные письмом Минобрнауки России от 2 декабря 2015 г. № 08-1447.
21
‒ направлена на формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся, их саморазвитие и
самосовершенствование, обеспечивающие социальную успешность, развитие творческих,
физических способностей, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.
ООП ООО разрабатывается и реализуются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, как самостоятельно, так и посредством сетевых форм их реализации.
ООП ООО должна обеспечивать достижение обучающимися результатов освоения
ООП ООО в соответствии с требованиями, установленными Стандартом.
ООП ООО реализуется образовательным учреждением через урочную и внеурочную
деятельность с соблюдением требований государственных санитарно-эпидемиологических
правил и нормативов.
Формы организации образовательного процесса, чередование урочной и внеурочной
деятельности в рамках реализации ООП ООО определяет организация, осуществляющая образовательную деятельность.
ООП ООО содержит:
‒ обязательную часть, составляет 70%;
‒ часть, формируемую участниками образовательных отношений, представленных во
всех трех разделах: целевом, содержательном и организационном – 30% от общего объема.
ООП ООО состоит из разделов: целевой, содержательный, организационный.
Организация образовательной деятельности по ООП ООО может быть основана на
дифференциации содержания с учетом образовательных потребностей и интересов обучающихся, обеспечивающих углубленное изучение отдельных учебных предметов, предметных
областей основной образовательной программы основного общего образования (см. в теме
«Образовательные программы начального общего и основного общего образования»).
IV. Требования к условиям реализации основной образовательной
программы основного общего образования
Названные требования характеризуют кадровые, финансовые, материально-технические, иные условия реализации требований к результатам освоения ООП ООО.
Результатом реализации указанных требований должно быть создание образовательной среды:
‒ обеспечивающей достижение целей основного общего образования, его высокое
качество, доступность и открытость для обучающихся, их родителей (законных представителей) и всего общества, духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся;
‒ гарантирующей охрану и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся;
‒ преемственной по отношению к начальному общему образованию и учитывающей
особенности организации основного общего образования, специфику возрастного психофизического развития обучающихся при получении основного общего образования.
Условия реализации ООП ООО должны обеспечивать для участников образовательных отношений возможность:
‒ достижения планируемых результатов освоения ООП ООО всеми обучающимся, в
том числе обучающимися с ОВЗ и инвалидами;
22
‒ развития личности, способностей, удовлетворения познавательных интересов, самореализации обучающихся, в том числе одаренных и талантливых, через организацию
учебной и внеурочной деятельности, социальной практики, общественно-полезной деятельности, систему кружков, клубов, секций, студий с использованием возможностей организаций дополнительного образования, культуры и спорта;
‒ овладения обучающимися ключевыми компетенциями, составляющими основу
дальнейшего успешного образования и ориентации в мире профессий;
‒ формирования социальных ценностей обучающихся, основ их гражданской идентичности и социально-профессиональных ориентаций;
‒ индивидуализации процесса образования посредством проектирования и реализации индивидуальных образовательных планов обучающихся, обеспечения их эффективной
самостоятельной работы при поддержке педагогических работников и тьюторов;
‒ участия обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических
работников и общественности в проектировании и развитии ООП ООО и условий ее реализации;
‒ организации сетевого взаимодействия организаций, осуществляющих образовательную деятельность, направленного на повышение эффективности образовательной деятельности;
‒ включения обучающихся в процессы преобразования социальной среды населенного пункта, формирования у них лидерских качеств, опыта социальной деятельности, реализации социальных проектов и программ;
‒ формирования у обучающихся опыта самостоятельной образовательной, общественной, проектно-исследовательской и художественной деятельности;
‒ формирования у обучающихся экологической грамотности, навыков здорового и
безопасного для человека и окружающей его среды образа жизни;
‒ использования в образовательной деятельности современных образовательных
технологий деятельностного типа;
‒ обновления содержания ООП ООО, методик и технологий ее реализации в соответствии с динамикой развития системы образования, запросов обучающихся и их родителей
(законных представителей) с учетом особенностей развития субъекта РФ;
‒ эффективного использования профессионального и творческого потенциала педагогических и руководящих работников организации, осуществляющей образовательную деятельность, повышения их профессиональной, коммуникативной, информационной и правовой компетентности;
‒ эффективного управления организацией, осуществляющей образовательную деятельность с использованием информационно-коммуникационных технологий, современных
механизмов финансирования.
23