Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Федеральный государственный образовательный стандарт образования (ФГОС ДО)

  • 👀 447 просмотров
  • 📌 380 загрузок
Выбери формат для чтения
Статья: Федеральный государственный образовательный стандарт образования (ФГОС ДО)
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Федеральный государственный образовательный стандарт образования (ФГОС ДО)» pdf
Оглавление Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО)............................................................................................................................................ 3 I. Общие положения ........................................................................................................................................ 4 II. Требования к структуре образовательной программы дошкольного образования и ее объему ............................................................................................................................. 5 III. Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования .............................................................................................. 7 IV. Требования к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования .............................................................................................. 7 Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) ..................................................................................................................... 8 I. Общие положения ........................................................................................................................................ 9 II. Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования.............................................................................. 11 III. Требования к структуре основной образовательной программы начального общего образования ......................................................................................................... 16 IV. Требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования.............................................................................. 16 Федеральный государственный образовательный стандарта основного общего образования (ФГОС ООО) .................................................................................................................. 18 I. Общие положения ..................................................................................................................................... 18 II. Требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования ................................................................................ 20 III. Требования к структуре основной образовательной программы основного общего образования............................................................................................................ 21 IV. Требования к условиям реализации основной образовательной программы основного общего образования ................................................................................ 22 За период новейшей истории развития России в системе общего среднего образования разрабатывались три стандарта. В Законе РФ «Об образовании» (1992 г.), статья 7, в сферу образования было введено понятие «стандарт». С 1993 г. по 1998 г. происходил процесс разработки временных образовательных стандартов в рамках государственной политики, которая отражалась в поправках, вносимых Закон РФ «Об образовании». Второй стандарт – это Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования от 5 марта 2004 г. № 1089, который определялся как переходный от первого поколения и был разработан на основе Закона РФ «Об Образовании» и «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года». Третий стандарт – это:  Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (2009 г.);  Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (2010 г.);  Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (2012 г.). В Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в главе 1 «Общие положения», статье 2 «Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе» даются следующие определения стандарта и требований стандарта: «Федеральный государственный образовательный стандарт – совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативноправовому регулированию в сфере образования». «Федеральные государственные требования – обязательные требования к минимуму содержания, структуре дополнительных предпрофессиональных программ, условиям их реализации и срокам обучения по этим программам, утверждаемые в соответствии с настоящим Федеральным законом уполномоченными федеральными органами исполнительной власти». В главе 2 «Система образования», статье 11 «Федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования. Образовательные стандарты», говорится, что: «1. Федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования обеспечивают: 1) единство образовательного пространства Российской Федерации; 2) преемственность основных образовательных программ; 3) вариативность содержания образовательных программ соответствующего уровня образования, возможность формирования образовательных программ различных уровня 2 сложности и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся; 4) государственные гарантии уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ и результатам их освоения. 2. Федеральные государственные образовательные стандарты, за исключением федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки обучающихся, освоивших образовательные программы соответствующего уровня и соответствующей направленности, независимо от формы получения образования и формы обучения. 3. Федеральные государственные образовательные стандарты включают в себя требования к: 1) структуре основных образовательных программ (в том числе соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений) и их объему; 2) условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям; 3) результатам освоения основных образовательных программ. 4. Федеральными государственными образовательными стандартами устанавливаются сроки получения общего образования и профессионального образования с учетом различных форм обучения, образовательных технологий и особенностей отдельных категорий обучающихся»1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва2. Приказ вступил в силу с 1 января 2014 г. Стандарт разработан на основе Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации и с учетом Конвенции ООН о правах ребенка. Во ФГОС ДО представлена совокупность обязательных требований к дошкольному образованию. 1 Федеральный закон «Об образовании в Российской федерации» № 273-ФЗ от 29.12. 2012. Вступает в силу с 01.09.2013. Ростов н/Д.: Легион, 201. 208 с. 2 Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказы и письма Министерства образования и науки. М.: ТЦ Сфера, 2017. 96 с. 3 Стандарт состоит из элементов: I. Общие положения. II. Требования к структуре образовательной программы дошкольного образования и ее объему. III. Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования. IV. Требования к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования. I. Общие положения Стандарт ДО учитывает: 1) индивидуальные потребности ребенка (отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья), связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья; 2) возможности освоения ребенком ООП на разных этапах ее реализации. Принципы дошкольного образования: 1) полноценное проживание ребенком всех этапов детства, обогащение (амплификация) детского развития; 2) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей ребенка, где сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, субъектом образования; 3) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений; 4) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности; 5) сотрудничество Организации с семьей; 6) приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; 7) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности; 8) возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития); 9) учет этнокультурной ситуации развития детей. Цели стандарта: 1) повышение социального статуса ДО; 2) обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного ДО; 3) обеспечение государственных гарантий уровня и качества ДО на основе единства обязательных требований к условиям реализации образовательных программ дошкольного образования, их структуре и результатам их освоения; 4) сохранение единства образовательного пространства РФ относительно уровня ДО. Задачи стандарта: 1) охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, их эмоционального благополучия; 4 2) обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья); 3) обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней образования (дошкольного и начального); 4) создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными, индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром; 5) объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества; 6) формирование общей культуры личности детей, ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности, предпосылок учебной деятельности; 7) обеспечение вариативности и разнообразия содержания ООП и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования ООП различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей; 8) формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей; 9) обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. На основе стандарта разрабатываются: 1) основные образовательные программы; 2) вариативные примерные образовательные программы дошкольного образования; 3) нормативы финансового обеспечения реализации ООП и нормативных затрат на оказание государственной (муниципальной) услуги в сфере дошкольного образования; 4) объективная оценка соответствия образовательной деятельности Организации требованиям Стандарта; 5) содержание профессионального образования и дополнительного профессионального образования педагогических работников, а также проведение их аттестации; 6) помощь родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития. II. Требования к структуре образовательной программы дошкольного образования и ее объему Образовательная программа реализуется на государственном языке РФ или на родном языке из числа языков народов РФ, но не в ущерб получению образования на государственном языке РФ. 5 ООП разрабатывается и утверждается Организацией самостоятельно в соответствии с ФГОС ДО и с учетом примерных программ. Образовательная программа ДО: ‒ направлена на решение задач ДО; ‒ определяет содержание и организацию образовательной деятельности; ‒ обеспечивает развитие личности дошкольников в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей; ‒ формируется как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста; ‒ определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объем, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров ДО). Структурные подразделения одной образовательной организации или группы могут реализовывать разные программы. В ООП отражаются: ‒ условия развития ребенка, открывающие возможности для его позитивной социализации, личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности; ‒ развивающая образовательная среда, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей. Содержание ООП должно: ‒ обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности; ‒ охватывать структурные единицы по направлениям развития и образования детей (образовательные области): социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие. В содержании ООП должно отражаться следующие аспекты образовательной среды: 1) предметно-пространственную развивающую образовательную среду, обеспечивающую полноценное развитие личности детей во всех основных образовательных областях их эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и к другим людям; 2) характер взаимодействия со взрослыми; 3) характер взаимодействия с другими детьми; 4) систему отношений ребенка к миру, к другим людям, к себе самому. ООП состоит из взаимодополняющих частей: ‒ обязательной (объем не менее 60% от общего объема программы), предполагающей комплексность подхода, который обеспечивает развитие детей во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях; ‒ формируемой участниками образовательных отношений (объем не более 40%), в которой должны быть представлены выбранные и/или разработанные самостоятельно участниками образовательных отношений ООП, направленные на развитие детей в одной или нескольких образовательных областях, видах деятельности и/или культурных практиках (парциальные образовательные программы), методики, формы организации образовательной работы. ООП включает три основных раздела: целевой, содержательный и организационный, в каждом из которых отражаются обе части ООП. 6 III. Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования Это требования к условиям к психолого-педагогическим, кадровым, материальнотехническим, финансовым аспектам. На основе этих требований создается развивающая предметно-пространственная среда, позволяющая создать социальную ситуацию развития для участников образовательных отношений, образовательную среду. 1. Требования к психолого-педагогическим условиям реализации ООП ДО см. в теме «Образовательные программы дошкольного, начального общего и основного общего образования». Максимально допустимый объем образовательной нагрузки должен соответствовать санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам СанПиН3. 2. Требования к кадровым условиям реализации ООП см. в теме «Профессиональная компетентность современного воспитателя дошкольного образования и педагога начальной и основной школы». 3. Требования к материально-техническим условиям реализации ООП см. в теме «Образовательные программы дошкольного, начального общего и основного общего образования». 4. Требования к финансовым условиям реализации ООП см. в теме «Образовательные программы дошкольного, начального общего и основного общего образования». IV. Требования к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования Эти требования представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования. Это объясняется тем, что неправомерно требовать от ребенка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений в связи: 1) со спецификой дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребенка, широкий разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность); 2) с системными особенностями ДО (необязательность уровня дошкольного образования в РФ, отсутствие возможности вменения ребенку какой-либо ответственности за результат). Целевые ориентиры дошкольного образования: ‒ определяются независимо от форм реализации ООП, от ее характера, особенностей развития детей и Организации, реализующей ООП; ‒ не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики, и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей; ‒ не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей; 3 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 29 мая 2013 г., регистрационный 3 28564). 7 ‒ не предполагают промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников при освоении ООП. Настоящие требования являются ориентирами: а) для построения образовательной политики на соответствующих уровнях с учетом целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства РФ; б) решения задач: ‒ формирования ООП; ‒ анализа профессиональной деятельности; ‒ взаимодействия с семьями; в) изучения характеристик образования детей в возрасте от 2 месяцев до 8 лет; г) информирования родителей (законных представителей) и общественности относительно целей ДО, общих для всего образовательного пространства РФ. Целевые ориентиры не могут служить непосредственным основанием при решении управленческих задач, включая: ‒ аттестацию педагогических кадров; ‒ оценку качества образования; ‒ оценку как итогового, так и промежуточного уровня развития детей, в том числе в рамках мониторинга (в том числе в форме тестирования, с использованием методов, основанных на наблюдении, или иных методов измерения результативности детей); ‒ оценку выполнения муниципального (государственного) задания посредством их включения в показатели качества выполнения задания; ‒ распределение стимулирующего фонда оплаты труда работников Организации. К целевым ориентирам ДО относятся следующие социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка: ‒ в младенческом и раннем возрасте; ‒ на этапе завершения дошкольного образования. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. № 3734 ФГОС НОО представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы начального общего образования (ООП НОО). 4 Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. М.: Просвещение, 2017. 56 с. 8 Стандарт состоит из следующих структурных элементов: I. Общие положения. II. Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования. III. Требования к структуре основной образовательной программы начального общего образования, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объему, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений. IV. Требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям. I. Общие положения Все вышеназванные требования учитывают: ‒ возрастные и индивидуальные особенности обучающихся при получении НОО; ‒ самоценность НОО как фундамента всего последующего образования; ‒ особенности детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и обучающихся в реализации права на образование. Осуществляется объективная оценка образовательной деятельности и подготовки обучающихся, освоивших ООП НОО, независимо от формы получения образования и формы обучения: ‒ в очной, очно-заочной или заочной в организациях, осуществляющих образовательную деятельность; ‒ семейного образования, вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность; ‒ сочетание различных форм получения образования и форм обучения. Срок получения начального общего образования составляет: ‒ четыре года; ‒ увеличивается не более чем на два года для инвалидов и лиц с ОВЗ при обучении по адаптированным ООП НОО, независимо от применяемых образовательных технологий. В образовательной организации, реализующей интегрированные образовательные программы в области искусств, в рамках ООП НОО обеспечиваются условия для приобретения обучающимися знаний, умений и навыков в области выбранного вида искусств, опыта творческой деятельности и осуществления их подготовки к получению профессионального образования в области искусств. Стандарт разработан с учетом региональных, национальных и этнокультурных особенностей народов Российской Федерации. Стандарт направлен на обеспечение: ‒ равных возможностей получения качественного НОО; ‒ духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, становления их гражданской идентичности как основы развития гражданского общества; ‒ преемственности основных образовательных программ дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего, профессионального образования; 9 ‒ сохранения и развития культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа РФ, права на изучение родного языка, возможности получения НОО на родном языке, овладения духовными ценностями и культурой многонационального народа России; ‒ единства образовательного пространства РФ; ‒ демократизации образования и всей образовательной деятельности, в том числе через развитие форм государственно-общественного управления, расширение возможностей для реализации права выбора педагогическими работниками методик обучения и воспитания, методов оценки знаний обучающихся, воспитанников, использования различных форм образовательной деятельности обучающихся, развития культуры образовательной среды организации, осуществляющей образовательную деятельность; ‒ формирования критериальной оценки результатов освоения обучающимися ООП НОО, деятельности педагогических работников, организации, осуществляющей образовательную деятельность, функционирования системы образования в целом; ‒ условий для эффективной реализации и освоения обучающимися ООП НОО, обеспечение условий для индивидуального развития всех обучающихся, в особенности тех, кто нуждается в специальных условиях обучения (одаренные дети и детей ОВЗ). В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который предполагает: ‒ воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества; ‒ переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся; ‒ ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент Стандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования; ‒ признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательных отношений в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся; ‒ учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения; ‒ обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего общего образования; ‒ разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности; ‒ гарантированность достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, что и создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности. 10 В соответствии со Стандартом при получении обучающимися НОО осуществляется: ‒ становление основ гражданской идентичности и мировоззрения; ‒ формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности (умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебной деятельности); ‒ духовно-нравственное развитие и воспитание, т. е. принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей; ‒ укрепление физического и духовного здоровья. Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника начальной школы»): ‒ любящий свой народ, свой край и свою Родину; ‒ уважающий и принимающий ценности семьи и общества; ‒ любознательный, активно и заинтересованно познающий мир; ‒ владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности; ‒ готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом; ‒ доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение; ‒ выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни. II. Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования Результаты разделяют по трем направлениям: ‒ личностные: готовность и способность к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества, основы гражданской идентичности); ‒ метапредметные освоенные универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями; ‒ предметные, освоенные в ходе изучения учебного предмета – опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению и система основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира. Личностные, метапедметные результаты освоения ООП НОО подробно представлены в примерной основной образовательной программе начального общего образования. Предметные результаты освоения ООП НОО с учетом специфики содержания предметных областей, включающих в себя конкретные учебные предметы, должны отражать: Русский язык и литературное чтение. Русский язык: 1) формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания; 11 2) понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения, осознание значения русского языка как государственного языка РФ, языка межнационального общения; 3) сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека; 4) овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач; 5) овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач. Литературное чтение: 1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций; 2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности, успешности обучения по всем учебным предметам; формирование потребности в систематическом чтении; 3) понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев; 4) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, то есть овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий; 5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации. Родной язык и литературное чтение на родном языке. Родной язык: 1) воспитание ценностного отношения к родному языку как хранителю культуры, включение в культурно-языковое поле своего народа, формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания; 2) обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета; 3) формирование первоначальных научных знаний о родном языке как системе и как развивающемся явлении, о его уровнях и единицах, о закономерностях его функционирования, освоение основных единиц и грамматических категорий родного языка, формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной родной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека; 12 4) овладение первоначальными умениями ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, формирование базовых навыков выбора адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативных задач; 5) овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач. Литературное чтение на родном языке: 1) понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни, как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций; 2) осознание значимости чтения на родном языке для личного развития; формирование представлений о мире, национальной истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; формирование потребности в систематическом чтении на родном языке как средстве познания себя и мира; обеспечение культурной самоидентификации; 3) использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев; 4) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, то есть овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий; 5) осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации. Иностранный язык: 1) приобретение начальных навыков общения в устной и письменной форме с носителями иностранного языка на основе своих речевых возможностей и потребностей; освоение правил речевого и неречевого поведения; 2) освоение начальных лингвистических представлений, необходимых для овладения на элементарном уровне устной и письменной речью на иностранном языке, расширение лингвистического кругозора; 3) формирование дружелюбного отношения и толерантности к носителям другого языка на основе знакомства с жизнью своих сверстников в других странах, с детским фольклором и доступными образцами детской художественной литературы. Математика и информатика: 1) использование начальных математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки их количественных и пространственных отношений; 2) овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, измерения, пересчета, прикидки и оценки, наглядного представления данных и процессов, записи и выполнения алгоритмов; 13 3) приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач; 4) умение выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, умение действовать в соответствии с алгоритмом и строить простейшие алгоритмы, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, совокупностями, представлять, анализировать и интерпретировать данные; 5) приобретение первоначальных представлений о компьютерной грамотности. Обществознание и естествознание (Окружающий мир): 1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы; 2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни; 3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде; 4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др., с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве); 5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире. Основы религиозных культур и светской этики5: 1) готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию; 2) знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе; 3) понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества; 4) формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России; 5) первоначальные представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности; 6) становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России; 7) осознание ценности человеческой жизни. Искусство. Изобразительное искусство: 1) сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека; 2) сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале ху5 Регламент выбора в образовательной организации родителями (законными представителями) обучающихся одного из модулей комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики», направленный письмом Минобрнауки России от 31 марта 2015 г. № 08-461. 14 дожественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности; потребности в художественном творчестве и в общении с искусством; 3) овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства; 4) овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.). Музыка: 1) сформированность первоначальных представлений о роли музыки в жизни человека, ее роли в духовно-нравственном развитии человека; 2) сформированность основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности; 3) умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальному произведению; 4) использование музыкальных образов при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизации. Технология: 1) получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества; о мире профессий и важности правильного выбора профессии; 2) усвоение первоначальных представлений о материальной культуре как продукте предметно-преобразующей деятельности человека; 3) приобретение навыков самообслуживания; овладение технологическими приемами ручной обработки материалов; усвоение правил техники безопасности; 4) использование приобретенных знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач; 5) приобретение первоначальных навыков совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи, планирования и организации; 6) приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды и умений применять их для выполнения учебно-познавательных и проектных художественно-конструкторских задач. Физическая культура: 1) формирование первоначальных представлений о значении физической культуры для укрепления здоровья человека (физического, социального и психологического), о ее позитивном влиянии на развитие человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное), о физической культуре и здоровье как факторах успешной учебы и социализации; 2) овладение умениями организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т. д.); 3) формирование навыка систематического наблюдения за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, данных мониторинга здоровья (рост, масса тела и 15 др.), показателей развития основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости), в том числе подготовка к выполнению нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО)6. Итоговая оценка качества освоения обучающимися ООП НОО осуществляется образовательной организацией и направлена на оценку достижения обучающимися планируемых результатов освоения ООП НОО. III. Требования к структуре основной образовательной программы начального общего образования ООП НОО: ‒ определяет содержание и организацию образовательной деятельности при получении НОО; ‒ направлена на формирование общей культуры, духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся; ‒ направлена на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся. ООП НОО содержит: ‒ обязательную часть, составляет 80% от общего объема; ‒ часть, формируемую участниками образовательных отношений – 20% от общего объема. ООП НОО разрабатывается и реализуется организацией, осуществляющей образовательную деятельность как самостоятельно, так и посредством сетевых форм их реализации, через организацию урочной и внеурочной деятельности в соответствии с санитарноэпидемиологическими правилами и нормативами. ООП НОО имеет три раздела: целевой, содержательный, организационный (см. в теме «Образовательные программы начального общего, основного общего образования»). IV. Требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования Эти требования является системой требований: ‒ к кадровым; ‒ финансовым; ‒ материально-техническим; ‒ иным условиям реализации ООП НОО и достижения планируемых результатов НОО. 6 Методические рекомендации по механизмам учета результатов выполнения нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) при осуществлении текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по учебному предмету «Физическая культура», направленные письмом Минобрнауки России от 2 декабря 2015 г. № 08-1447. 16 Интегративным результатом реализации указанных требований должно быть создание комфортной развивающей образовательной среды: ‒ обеспечивающей высокое качество образования, его доступность, открытость и привлекательность для обучающихся, их родителей (законных представителей) и всего общества, духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся; ‒ гарантирующей охрану и укрепление физического, психологического и социального здоровья; ‒ комфортной по отношению к обучающимся и педагогическим работникам. Для участников образовательных отношений должны создаваться условия, обеспечивающие возможность: ‒ достижения планируемых результатов освоения ООП НОО всеми обучающимися и детьми ОВЗ; ‒ выявления и развития способностей обучающихся через систему клубов, секций, студий и кружков, организации общественно-полезной деятельности, социальной практики, используя возможности организаций дополнительного образования; ‒ работы с одаренными детьми, организации интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества и проектно-исследовательской деятельности; ‒ участия обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в разработке ООП НОО, проектировании и развитии внутришкольной социальной среды, а также в формировании и реализации индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся; ‒ эффективного использования времени, отведенного на реализацию части ООП НОО, формируемой участниками образовательных отношений, в соответствии с запросами обучающихся и их родителей (законных представителей), спецификой организации, осуществляющей образовательную деятельность и с учетом особенностей субъекта РФ; ‒ использования в образовательной деятельности современных образовательных технологий деятельностного типа; ‒ эффективной самостоятельной работы обучающихся при поддержке педагогических работников; ‒ включения обучающихся в процессы понимания и преобразования внешкольной социальной среды (населенного пункта, района, города) для приобретения опыта реального управления и действия; ‒ обновления содержания ООП НОО, методик и технологий ее реализации в соответствии с динамикой развития системы образования, запросов детей и их родителей (законных представителей), с учетом особенностей субъекта РФ; ‒ эффективного управления организацией, осуществляющей образовательную деятельность с использованием информационно-коммуникационных технологий, а также современных механизмов финансирования. 17 Федеральный государственный образовательный стандарта основного общего образования (ФГОС ООО) утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 18977 ФГОС ООО представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы основного общего образования (ООП ООО). Стандарт состоит из следующих структурных элементов: I. Общие положения II. Требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования. III. Требования к структуре основной образовательной программы основного общего образования, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объему, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений. IV Требования к условиям реализации основной образовательной программы основного общего образования, в том числе к кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям. I. Общие положения Все вышеназванные требования учитывают: ‒ возрастные и индивидуальные особенности обучающихся при получении основного общего образования, включая образовательные потребности обучающихся с ОВЗ и инвалидов; ‒ значимость общего образования для дальнейшего развития обучающихся. Стандарт является основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки обучающихся, освоивших ООП ООО, независимо от формы получения образования и формы обучения: ‒ в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (в очной, очнозаочной или заочной форме); ‒ вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в форме семейного образования; ‒ сочетание различных форм получения образования и форм обучения. Срок получения основного общего образования составляет: ‒ пять лет; ‒ для лиц с ОВЗ и инвалидов при обучении по адаптированным ООП ООО, независимо от применяемых образовательных технологий, увеличивается не более чем на один год. 7 Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. М.: Просвещение, 2016. 48 с. 18 Стандарт разработан с учетом региональных, национальных и этнокультурных особенностей народов Российской Федерации. Стандарт направлен на обеспечение: ‒ формирования российской гражданской идентичности обучающихся; ‒ единства образовательного пространства РФ; ‒ сохранения и развития культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа РФ, реализации права на изучение родного языка, возможности получения основного общего образования на родном языке, овладения духовными ценностями и культурой многонационального народа России; ‒ доступности получения качественного основного общего образования; ‒ преемственности основных образовательных программ дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего, профессионального образования; ‒ духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся и сохранения их здоровья; ‒ развития государственно-общественного управления в образовании; ‒ формирования содержательно-критериальной основы оценки результатов освоения обучающимися ООП ООО, деятельности педагогических работников, организации, осуществляющей образовательную деятельность, функционирования системы образования в целом; ‒ условий создания социальной ситуации развития обучающихся, обеспечивающей их социальную самоидентификацию посредством личностно значимой деятельности. В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает: ‒ формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; ‒ проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования; ‒ активную учебно-познавательную деятельность обучающихся; ‒ построение образовательной деятельности с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся. Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника основной школы»): ‒ любящий свой край и свое Отечество, знающий русский и родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции; ‒ осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества; ‒ активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества; ‒ умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике; ‒ социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьей, обществом, Отечеством; ‒ уважающий других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов; ‒ осознанно выполняющий правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды; 19 ‒ ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы. Стандарт должен быть положен в основу деятельности: ‒ работников образования, разрабатывающих ООП ООО с учетом особенностей развития региона РФ, организации, осуществляющей образовательную деятельность, запросов участников образовательных отношений; ‒ руководителей организаций, осуществляющих образовательную деятельность, их заместителей, отвечающих в пределах своей компетенции за качество реализации ООП ООО; ‒ сотрудников организаций, осуществляющих оценку качества образования, в том числе общественных организаций, объединений и профессиональных сообществ, осуществляющих общественную экспертизу качества образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность; ‒ разработчиков примерных основных образовательных программ основного общего образования; ‒ работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность педагогического профиля и методических структур в системе общего образования; ‒ авторов (разработчиков) учебной литературы, материальной и информационной среды, архитектурной среды для основного общего образования; ‒ руководителей и специалистов государственных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, обеспечивающих и контролирующих финансирование организаций, осуществляющих образовательную деятельность по реализации ООП ООО; ‒ руководителей и специалистов органов государственной власти субъектов РФ, осуществляющих государственное управление в сфере образования, государственный контроль (надзор) в сфере образования; ‒ руководителей и специалистов государственных органов исполнительной власти, обеспечивающих разработку порядка и контрольно-измерительных материалов итоговой аттестации выпускников основной школы; ‒ руководителей и специалистов государственных органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих разработку положений об аттестации педагогических работников государственных и муниципальных организаций, осуществляющих образовательную деятельность. II. Требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования Требования разделены на три группы: ‒ личностные: готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме; ‒ метапредметные: освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность 20 планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории; ‒ предметные: освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами. Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения ООП ООО представлены в стандарте ПООП ООО для всех обучающихся, в том числе и для глухих, слабослышащих, позднооглохших обучающихся и для обучающихся с расстройствами аутистического спектра и в программах по учебным дисциплинам. В предметную область «Родной язык и родная литература входят предметы: Родной язык, Родная литература. В предметную область «Иностранные языки» входит иностранный язык. В предметную область «Общественно-научные предметы» входят предметы: История России, Всеобщая история, Обществознание, География. В предметную область «Математика и информатика» входят предметы: Математика. Алгебра, Геометрия, Информатика. В предметную область «Основы духовно-нравственной культуры народов России» входит предмет с этим же названием. В предметную область «Естественно-научные предметы» входят предметы: Физика, Биология, Химия. В предметную область «Искусство» входят предметы: Изобразительное искусство, Музыка. В предметную область «Технология» входит предмет Технология. В предметную область «Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности» входит «Физическая культура», для работы по данному предмету необходимо обратиться к рекомендациям по ГТО8; «Основы безопасности жизнедеятельности». (Цели, задачи, назначение образовательных областей, предметов подробно см. в примерных образовательных программах начального общего и основного общего образования.) Достижение предметных и метапредметных результатов освоения ООП ООО, необходимых для продолжения образования, является предметом итоговой оценки освоения обучающимися ООП ООО. III. Требования к структуре основной образовательной программы основного общего образования ООП ООО: ‒ определяет цели, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательной деятельности при получении основного общего образования; 8 См.: Методические рекомендации по механизмам учета результатов выполнения нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) при осуществлении текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по учебному предмету «Физическая культура», направленные письмом Минобрнауки России от 2 декабря 2015 г. № 08-1447. 21 ‒ направлена на формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся, их саморазвитие и самосовершенствование, обеспечивающие социальную успешность, развитие творческих, физических способностей, сохранение и укрепление здоровья обучающихся. ООП ООО разрабатывается и реализуются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, как самостоятельно, так и посредством сетевых форм их реализации. ООП ООО должна обеспечивать достижение обучающимися результатов освоения ООП ООО в соответствии с требованиями, установленными Стандартом. ООП ООО реализуется образовательным учреждением через урочную и внеурочную деятельность с соблюдением требований государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов. Формы организации образовательного процесса, чередование урочной и внеурочной деятельности в рамках реализации ООП ООО определяет организация, осуществляющая образовательную деятельность. ООП ООО содержит: ‒ обязательную часть, составляет 70%; ‒ часть, формируемую участниками образовательных отношений, представленных во всех трех разделах: целевом, содержательном и организационном – 30% от общего объема. ООП ООО состоит из разделов: целевой, содержательный, организационный. Организация образовательной деятельности по ООП ООО может быть основана на дифференциации содержания с учетом образовательных потребностей и интересов обучающихся, обеспечивающих углубленное изучение отдельных учебных предметов, предметных областей основной образовательной программы основного общего образования (см. в теме «Образовательные программы начального общего и основного общего образования»). IV. Требования к условиям реализации основной образовательной программы основного общего образования Названные требования характеризуют кадровые, финансовые, материально-технические, иные условия реализации требований к результатам освоения ООП ООО. Результатом реализации указанных требований должно быть создание образовательной среды: ‒ обеспечивающей достижение целей основного общего образования, его высокое качество, доступность и открытость для обучающихся, их родителей (законных представителей) и всего общества, духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся; ‒ гарантирующей охрану и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся; ‒ преемственной по отношению к начальному общему образованию и учитывающей особенности организации основного общего образования, специфику возрастного психофизического развития обучающихся при получении основного общего образования. Условия реализации ООП ООО должны обеспечивать для участников образовательных отношений возможность: ‒ достижения планируемых результатов освоения ООП ООО всеми обучающимся, в том числе обучающимися с ОВЗ и инвалидами; 22 ‒ развития личности, способностей, удовлетворения познавательных интересов, самореализации обучающихся, в том числе одаренных и талантливых, через организацию учебной и внеурочной деятельности, социальной практики, общественно-полезной деятельности, систему кружков, клубов, секций, студий с использованием возможностей организаций дополнительного образования, культуры и спорта; ‒ овладения обучающимися ключевыми компетенциями, составляющими основу дальнейшего успешного образования и ориентации в мире профессий; ‒ формирования социальных ценностей обучающихся, основ их гражданской идентичности и социально-профессиональных ориентаций; ‒ индивидуализации процесса образования посредством проектирования и реализации индивидуальных образовательных планов обучающихся, обеспечения их эффективной самостоятельной работы при поддержке педагогических работников и тьюторов; ‒ участия обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии ООП ООО и условий ее реализации; ‒ организации сетевого взаимодействия организаций, осуществляющих образовательную деятельность, направленного на повышение эффективности образовательной деятельности; ‒ включения обучающихся в процессы преобразования социальной среды населенного пункта, формирования у них лидерских качеств, опыта социальной деятельности, реализации социальных проектов и программ; ‒ формирования у обучающихся опыта самостоятельной образовательной, общественной, проектно-исследовательской и художественной деятельности; ‒ формирования у обучающихся экологической грамотности, навыков здорового и безопасного для человека и окружающей его среды образа жизни; ‒ использования в образовательной деятельности современных образовательных технологий деятельностного типа; ‒ обновления содержания ООП ООО, методик и технологий ее реализации в соответствии с динамикой развития системы образования, запросов обучающихся и их родителей (законных представителей) с учетом особенностей развития субъекта РФ; ‒ эффективного использования профессионального и творческого потенциала педагогических и руководящих работников организации, осуществляющей образовательную деятельность, повышения их профессиональной, коммуникативной, информационной и правовой компетентности; ‒ эффективного управления организацией, осуществляющей образовательную деятельность с использованием информационно-коммуникационных технологий, современных механизмов финансирования. 23
«Федеральный государственный образовательный стандарт образования (ФГОС ДО)» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 920 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot