Фармацевтическая информатика
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
• Фармацевтическая информатика
• Лекция
• 2016 год
• формирование у студентов теоретических знаний и практических навыков по поиску фармацевтической информации и применению современного программного обеспечения в профессиональной деятельности
• Разделы дисциплины «Фармацевтическая информатика»
• Модуль I. Фармацевтическая информация и методы ее обработки
• Модуль II. Справочно-информационное обеспечение фармацевтических работников фармацевтических организаций
• Модуль III. Организация автоматизированного рабочего места специалиста аптечной организации
• Виды учебной деятельности, включая самостоятельную работу студентов (в часах)
• Фармацевтическая информация и методы ее обработки
• Фармацевтическая информация
• Фармацевтическая информация – информация, характеризующая фармацевтическую и медицинскую стороны обращения лекарственных средств, сведения, которые циркулируют в фармацевтической сфере, с описанием фармакологических, химических, фармакоэкономических и др. свойств лекарственных средств.
• Фармацевтическая информация
• Фармацевтическая информация –сведения статистического, нормативного, правового, экономического, управленческого и иного характера, а также из области научной фармацевтической информации и информации о лекарственных средствах, необходимые для надлежащего осуществления фармацевтической деятельности.
• Фармацевтическая информация
• Виды фармацевтической информации
• Плановая (директивная) информация
• Директивные значения планируемых и контролируемых показателей бизнес-планирования на определенный период в будущем (пять лет, год, квартал, месяц, сутки).
• Например, выпуск и продажа лекарственных препаратов в натуральном и стоимостном выражении, планируемые спрос на эту продукцию и прибыль от ее реализации и др.
• Учетная информация
• Отражает фактические значения запланированных показателей за определенный период времени.
• На основании этой информации может быть скорректирована плановая информация, проведен анализ деятельности организации, приняты решения по более эффективному управлению, например, информационным центром, клиникой, фарм предприятием и др.
• В качестве учетной информации выступает информация натурального (оперативного) учета, бухгалтерского учета, финансового учета.
• Нормативно-справочная информация
• содержит различные справочные и нормативные данные, связанные с разработкой, производством, анализом и распределением лекарственных препаратов. Это самый объемный и разнообразный вид информации.
• Примеры:
• Справочник «Лекарственные средства» М.Д. Машковского,
• Государственная фармакопея,
• Нормативы изготовления и контроля качества лекарственных препаратов,
• Стоимостные нормативы (расценки, тарифы),
• Справочные данные по поставщикам и потребителям фармацевтической информации и фарм. продукции др.
• Отчетно-статистическая информация
• отражает результаты фактической деятельности фармацевтического или медицинского предприятия.
• Она необходима руководству фирмы, вышестоящим органам управления, органам государственной статистики, страховым, налоговым органам.
• Примером такого вида информации может быть информация, представляемая в Госкомстат.
• Форма представления фармацевтической информации
• Свойства фармацевтической информации
• Потребители фармацевтической информации
• Источники фармацевтической информации
• медицинские и фармацевтические журналы, справочники, учебники;
• библиотеки;
• электронные справочники и ресурсы интернет;
• реклама;
• средства массовой информации (программы на телевидении и радио по Медицинской тематике);
• профессиональная информация медицинских и фармацевтических ассоциаций и научных обществ;
• конференции;
• фирмы-производители лекарственных средств;
• листки-вкладыши;
• коллеги;
• курсы повышения квалификации.
• Документальные источники информации
• Научный документ - материальный объект, содержащий закрепленную научную информацию, предназначенный для ее передачи во времени и пространстве и используемый в общественной практике
• По форме научные документы различают:
• текстовые (книги, журналы, рукописи и т.д.);
• графические или изобразительные (чертежи, схемы, графики, планы, карты, диаграммы и т.п.);
• аудиовизуальные (звукозаписи, кинофильмы, диапозитивы и др.).
• Документальные источники информации
• Аналитико-синтетическая переработка (АСП) документов
• В процессе создания вторичного документа производится свертывание информации, которое состоит в уменьшении ее физического объема, изменении знаковой формы (при индексировании), оценке новизны, научной, практической и другой ценности документа.
• Аналитико-синтетическая переработка (АСП) документов
• Библиографическое описание (БО) документа
• Часть библиографической записи, представляющее собой совокупность библиографических сведений о документе, приведенных по определенным правилам, устанавливающим порядок следования областей и элементов и предназначенных для его идентификации и общей характеристики.
• БО представляет собой библиографическую модель документа, оформленную в виде системы взаимосвязанных элементов с предшествующей опознавательной пунктуацией
• Пример БО
• АСП документов
• Индексирование – процесс выражения центральной темы или предмета документа, в терминах применяемого информационно-поискового языка.
• Аннотацией (от лат. annotatio - примечание) называется связный текст, кратко характеризующий документ с точки зрения его назначения, содержания, вида, формы и других особенностей.
• Реферирование – это процесс переработки научного документа (в большинстве случаев – первичного), в результате которого получают сжатую, однако относительно подробную фактографическую информацию.
• Обзор
• Синтезированный текст, в котором дается сводная характеристика определенного вопроса. Различают три основных типа обзоров: библиографические, реферативные и аналитические.
• Библиографический обзор содержит характеристику первичных документов, появившихся за определенное время или объединенных по какому-либо признаку.
• Реферативный обзор дает сводную характеристику вопросов, рассмотренных в исходных первичных документах, без критической оценки приводимой информации.
• Аналитический обзор содержит всесторонний анализ всей приведенной в исходных первичных документах информации, ее аргументированную оценку и обоснованные рекомендации по использованию этой информации.
• Классификация библиотечных каталогов
• Для унификации описания и поиска документов применяют информационные языки, которые содержат классификационные понятия, термины, символы. Средством информационного языка выражаются характеристика каждого документа и поисковые предписания, что позволяет выделить релевантные документы из информационного массива.
• Алфавитно-предметный каталог
• Классифицирование информационных документов, относящихся к данной области. Каждой образованной при классификации рубрике присваивается определенное название (например: «Мази», «Контроль качества лекарств»). Алфавитный список названий рубрик составляет контролируемый словарь. После этого каждый входящий информационный документ относятся к одной или нескольким рубрикам. Например, статья «Исследование уровня издержек обращения аптек» должна быть отнесена к рубрикам «Аптека», «Издержки обращения», «Экономический анализ» и т.д.
• Систематический каталог
• Классификационная система с объединением родственных документов в отделы, последующим делением на рубрики и подрубрики.
• Например, систематический каталог «Лекарственные формы» может иметь отдел «Мази», подразделяющийся на рубрики «Изготовление мазей», «Стабильность мазей» и т.д.
• Для облегчения пользования систематическим каталогом он дополнительно снабжается алфавитным списком наименований всех отделов, рубрик и подрубрик. При формировании отделов систематического каталога часто используются таблицы УДК (универсальная десятичная классификация)
• УДК
• В УДК совокупность всех отраслей знаний подразделяется на 10 классов:
• О – Общий раздел.
• 1 – Философия.
• 2 – Религия.
• 3 – Общественные науки. Право. Управление.
• 4 – Свободный индекс.
• 5 – Математика. Естественные науки.
• 6 – Прикладные знания. Медицина. Техника.
• 7 – Искусство. Прикладное искусство. Игры. Спорт.
• 8 – Филология. Языкознание. Художественная литература.
• 9 – Краеведение. География. Биографии. История.
• Классы УДК
• Логически классифицируются по десятичному принципу деления на 10 разделов, каждый из которых в свою очередь может образовывать 10 подразделов и т.д. Цифровые обозначения разделов УДК называются индексами.
• В качестве иллюстрации приведем примеры классификационных делений индексов:
• 6 – Прикладные знания. Медицина. Техника.
• 61 – Медицина.
• 615 – Лекарствоведение. Общая фармакология. Общая терапия. Токсикология.
• 615.2 – Лекарственные средства, сгруппированные по их основному действию (точка после трех цифр ставится для удобства чтения индекса).
• 515.212 – Анальгезирующие и жаропонижающие средства.
• 615.212.7 – Анальгезирующие средства, вызывающие привыкание. Наркотические средства.
• Пример Аннотации к учебнику
• Пример аннотации к статье
• Горовая Н.Я. Подтверждение эффективности и безопасности жидкого экстракта из листьев элеутерококка / Н.Я. Горовая, Н.В. Плаксен, Л.В. Устинова // Тихоокеанский медицинский журнал.-2015.- №2 (60).- С.66-68.
• Аннотация:
• Для производства экстракта элеутерококка жидкого в качестве сырья применяются только корни растения. Заготовка корней ведет обычно к гибели растений, причем их наземные части, составляющие значительный процент общей массы растительных тканей, не используется. Изучали адаптогенное действие экстракта из листьев элеутерококка в эксперименте на мышах-самцах. Выявлены стимулирующее и защитное действия жидкого экстракта из листьев элеутероккока при различных стресс-реакциях при однократном введении. Получено свидетельство RU.77.99.11.003.E.023222.06.11 от 10.06.2011 г.
• Содержание информации о лекарственных средствах
• Особенности содержания информации
• Для врачей
более актуальна информация:
• механизм действия препарата,
• способы введения,
• дозировка,
• возможность одновременного применения с другими препаратами,
• клинические наблюдения за действием препарата,
• побочное действие,
• несовместимость,
• аналоги лекарственных средств,
• сравнительная характеристика аналогичных по действию препаратов,
• цены и др.
• Особенности содержания информации
• Для фармацевтических работников
• сведения о сроках годности,
• порядок приема лекарственных средств,
• профилактика отрицательного побочного действия,
• рациональная диета при фармакотерапии,
• фармацевтические несовместимости,
• технология изготовления и анализ лекарственных форм,
• Специфика хранения и правила отпуска,
• формы выпуска препарата,
• цены,
• нормативно-техническая документация,
• изменения в номенклатуре лекарственных средств.
• Особенности содержания информации
• Для населения
• обеспечить быстрое получение назначенного лекарства и быть направлена на предотвращение бесконтрольного применения лекарств, разъяснение порядка приема и хранения лекарств в домашних условиях, необходимой диеты при лекарственной терапии.
• Информационная потребность - потребность, возникающая, когда цель, стоящая перед пользователем в процессе его профессиональной деятельности либо в его социально-бытовой практике, не может быть достигнута без привлечения дополнительной информации.
• Информационная поддержка - процесс информационного обеспечения, ориентированный на пользователей информации, занятых управлением сложными объектами. Информационная поддержка используется при подготовке и реализации управленческих решений.
• Информационная услуга - услуга, ориентированные на удовлетворение информационных потребностей пользователей путем предоставления информационных продуктов.
• Информационно-поисковая система
• Функции ИПС:
• хранения больших объемов информации;
• быстрого поиска требуемой информации;
добавления, удаления и изменения хранимой информации;
• вывода информации в удобном для человека виде.
• Классификация ИСП:
• автоматизированные (coputerised);
• библиографические (reference);
• диалоговые (online);
• документальные и фактографические информационно-поисковые системы
• Особенности информационных потребностей
• Потребность в знании, обретаемом индивидом путем обращения к существующей информации.
• Она являет собой информационное отражение реальной действительности в аспекте, интересующем пользователя, и всегда имеет двойную направленность, выступая посредником между окружающим миром и познающим его субъектом.
• Особенности информационных потребностей
• Второй особенностью информационных потребностей выступает их неопределенность.
• Жизнь любого человека или организации сопровождается необходимостью решения новых нестандартных задач. В таких ситуациях имеющихся знаний не хватает, а сформулировать направления поиска недостающей информации крайне трудно.
• Примеры:
• Дипломная работа студентов всегда предполагает либо проведение самостоятельного исследования, либо расчет и проектирование нового объекта.
• Техническое перевооружение производства может не предусматривать создание нового оборудования или технологии, но их внедрение, адаптация к данным условиям неизбежно вызовет целый ряд проблем.
• Особенности информационных потребностей
• Субъективность оценки пользователями качества информационных продуктов и услуг
• Оценка любых услуг всегда субъективна по своей природе и зависит от «системы ожидания» потребителя, его установки. Установка и оценка являются как бы зеркальным отражением друг друга: оценка констатирует наличие или отсутствие у продукта или услуги ожидаемых свойств и качеств. Потребности, и система ожидания потребителей во всех других сферах обслуживания являются значительно более определенными, а оценка продуктов и услуг — поддающейся независимой экспертизе. Существуют объективные показатели, по которым судят об обоснованности претензий к работе аптечной организации.
• Особенности информационных потребностей
• Релевантность — это объективно существующее смысловое соответствие между содержанием информационного запроса и выданной в ответ на него информации.
• Пертинентность — субъективно оцениваемое потребителем соответствие содержания информации его интересам.
• Причины пертинентности информации
• предоставление пользователю уже известных ему сведений (из других источников или предыдущего опыта);
• неавторитетность, неубедительность информации для пользователя;
• несовпадение характера представленных сведений и степени их подробности «системе ожидания» пользователя;
• несоответствие уровня сложности сообщения и подготовленности пользователя, его читательской компетентности.
• Особенности информационных потребностей – индивидуальный характер информационных потребностей
• Направленность деятельности и характер возникающих задач, мера ответственности за последствия принимаемых решений, возраст и образование, опыт предшествующей жизни и ценностные ориентации, лимит времени, которым располагает пользователь, индивидуальный стиль познавательной деятельности — вот далеко неполный перечень условий, влияющих на содержание информационных потребностей и приводящих к уникальности потребностей каждого человека
• Особенности информационных потребностей – динамизм потребностей
• Усвоение нового знания всегда считалось делом трудным, творческим, высокоинтеллектуальным. Его облегчало наличие предшествующего опыта человека, ранее накопленных умений и навыков. Однако быстрые темпы изменений условий жизни и трудовой деятельности заставляют не столько обновлять полученные прежде знания, сколько осваивать новые, широко используя при этом информацию многих смежных областей. Таким образом, для пользователей динамизм информационных потребностей означает усложнение познавательных процессов при увеличении объема сведений, требующих освоения
• Информационное поведение
• Изучения профессиональных потребностей оказалось для этого уже недостаточным и потребовалось исследование информационного поведения людей.
• Информационное поведение, с одной стороны, отражает активность личности как познающего субъекта, его умение ориентироваться в информационном пространстве. С другой стороны, в информационном поведении проявляется степень доступности и комфортности использования совокупных информационных ресурсов или, иными словами, те возможности, которые общество предоставляет индивиду, стремящемуся состояться как профессионалу и личности.
• Информационное поведение отражает уровень информационной культуры личности
• Цель формирования информационной культуры
• развитие умений самостоятельно наращивать профессиональное знание, а не простое усвоение минимума пользовательских навыков (от библиотечно-библиографических знаний до компьютерной грамотности).
• Формирование информационной культуры
• Формирование информационной культуры
• Система избирательного распространения информации (ИРИ)
• Одной из основных проблем на современном этапе развития и совершенствования научной медицинской и фармацевтической информации остается внедрение в практику ее работы наиболее рациональных и эффективных форм информационного обеспечения специалистов, к которым, в частности, относится система избирательного распространения информации (ИРИ).
• Термины ИП
• Цель информационного поиска – каждому потребителю дать информацию, позволяющую оптимально решать поставленную перед ним задачу (задачи).
• Запрос — это формализованный способ выражения информационных потребностей пользователем системы. Для выражения информационной потребности используется язык поисковых запросов, синтаксис варьируется от системы к системе.
• Объект запроса — это информационная сущность, которая хранится в базе автоматизированной системы поиска. Несмотря на то, что наиболее распространенным объектом запроса является текстовый документ, не существует никаких принципиальных ограничений.
• Методы изучения информационных потребностей
• 1) "Косвенные" - базируются либо на изучении мнения людей, являющихся специалистами в той или иной предметной области, об их потребностях на основе запросов, либо путем применения анкетирования, анализа пользовательских ссылок, интервьюирования и т.п. Недостатком методов является то, что суждение об информационных потребностях специалистов происходит либо на основе их представления о своих потребностях, либо на основе сложившейся практики их контактирования с информационными службами и источниками информации. Представления же о своих потребностях во многом зависят от знания специалистом информационной ситуации, в которой он действует, т.е. от уровня его информированности по данному вопросу
• 2) " Прямые" - основаны на непосредственном анализе информационном работником задачи, стоящей перед специалистом. Эти методы преследуют цель путем изучения конкретной ситуации, в которой действует специалист, выявить объективно необходимую для решения проблемы информацию (так называемую объективную информационную потребность) независимо от того, запросил ее специалист или нет
• Этапы поиска информации
• Виды поиска
• Методы поиска
• Методы поиска
• Адресный поиск - Процесс поиска документов по чисто формальным признакам, указанным в запросе.
• Условия:
• Наличие у документа точного адреса;
• Обеспечение строгого порядка расположения документов в запоминающем устройстве или в хранилище системы;
• Адресами документов могут выступать адреса веб-серверов и веб-страниц и элементы библиографической записи, и адреса хранения документов в хранилище.
• Семантический поиск - Процесс поиска документов по их содержанию.
• Условия:
• Перевод содержания документов и запросов с естественного языка на информационно-поисковый язык и составление поисковых образов документа и запроса;
• Составление поискового описания, в котором указывается дополнительное условие поиска.
• Документальный поиск
• Модуль II.
Компьютерные справочные правовые системы
• Справочно-поисковые системы
• Справочная правовая система КонсультантПлюс
• Справочная правовая система КонсультантПлюс обеспечивает доступ к различным типам правовой информации, как официальной, так и неофициальной: от нормативных актов, материалов судебной практики, комментариев, финансовых консультаций до бланков отчетности и узкоспециальных документов.
• Для удобства все документы содержатся в Едином Информационном Массиве КонсультантПлюc. Весь информационный массив разбит на 9 разделов.
• Подборка консультационных материалов формируется по наиболее актуальным проблемам законодательства в области медицины и фармацевтики, а также по конкретным вопросам пользователей
• Информационный банк "Медицина и фармацевтика"
• ИБ «Медицина и фармацевтика»
• адресован специалистам организаций, ведущих деятельность в сфере медицины, здравоохранения и фармацевтики.
• Общее количество документов превышает 31000, среднемесячное поступление новых документов – 120–160, периодичность обновления информации – ежедневно.
• Карточка поиска ИБ «Медицина и фармацевтика»
• Содержит поле «Предметный классификатор», словарь которого основан на специальном тематическом классификаторе, разработанном специально для данного ИБ, и поле «Ключевые слова».
• Основные поисковые задачи, решаемые с помощью СПС КонсультантПлюс
• Этапы работы в СПС КонсультантПлюс
• Правовые ресурсы Системы ГАРАНТ
• www.garant.ru
• В информационном банке системы ГАРАНТ более 3,5 миллионов документов. Еженедельно добавляется несколько тысяч новых материалов.
• В систему ГАРАНТ подключаются документы, полученные только из официальных источников. В ней представлены материалы 13 тысяч эмитентов всех уровней. Все документы проходят тщательную юридическую обработку перед подключением в систему. Тексты актуализируются каждый раз, когда последующими законодательными актами в них вносятся изменения. Прямые договоры с органами государственной власти обеспечивают высокую надежность информации.
• Типы информации в системе ГАРАНТ
• Интернет-версия системы ГАРАНТ "Основные нормативные акты"
• содержит базовые документы, регулирующие правовые основы российской законодательной системы:
• Конституцию РФ,
• кодексы,
• действующие федеральные законы, постановления, указы,
• приказы,
• распоряжения,
• а также другие нормативные документы из различных областей законодательства. Пакет включает в себя более 19 000 полных правовых текстов
• Интернет-версия "Законодательство России"
• Основы государственно-правового устройства, судебная и арбитражная практика, бланки документов. Это универсальный информационный блок с налоговым и производственным календарем и широкой подборкой бизнес-справок.
• Интернет-версия системы ГАРАНТ "Законодательство России" содержит более 177 000 документов.
• Банк документов Министерства здравоохранения РФ
в правовой системе «Гарант» Банк данных содержит графические копии страниц документов в TIFF-формате вместе с реквизитами документа
• Задание
• к занятию 1
• Подготовиться к тестированию
• к занятию 2
• Самостоятельная работа в малых подгруппах (по 3 студента) - оформить доклад и презентацию по индивидуальной теме (рассылка от преподавателя) и представить ее на занятии –время доклада – 10 минут.
• Например, если группа из 13 студентов- то подгрупп 5 (3 по 3 студента и 2 группы по 2 студента). Распределение самостоятельное по подгруппам (ответственные старосты групп).