Этногеография как наука
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция 1. Этногеография как наука
1. Основные понятия
2. Этногеография в системе наук
3. Становление этнологии и рождение этногеографии
1. Этнология – научная дисциплина, изучающая сходство и различие народов мира, а также этнические процессы, различные аспекты жизнедеятельности этносов, происходящие с ними изменения в течение всей истории человечества. Объект этнологии – этносы или этнические общности. Предмет этнологии – различные аспекты жизнедеятельности этносов: этнические процессы, формы их самоорганизации и взаимодействия друг с другом.
Для характеристики этнических общностей и процессов особое значение имеют их пространственные параметры и взаимосвязи с природной средой. Этот аспект выделяет этногеографию из числа этнических дисциплин.
Этногеография – научная дисциплина, изучающая влияние природной среды на этнос и его компоненты, процессы формирования этнических границ, пространственное взаимодействие этносов в результате этнических процессов.
Этнография – самостоятельная область знаний, целью которой является сбор и систематизация материалов о различных народах.
2. В различное время этнологию рассматривали как географическую, культуроведческую, социологическую и историческую дисциплину. Все эти варианты исходят из определенных исторических реалий, что привело к существенному разрыву между этнологией и географией. Многообразие человеческой деятельности изучается как общественными, так и естественными науками, и этногеография непосредственно взаимодействует с ними. На пересечении наук возникает множество смежных дисциплин, изучающих человека и народы. Степень взаимосвязи этногеографии с этими науками различна, с каждой она определяется количеством общих проблем и вопросов.
Связь этногеографии с другими науками
Проблемы и научные направления, изучающие народы:
• формирование этнического сознания и самосознания отдельных социальных групп (слои, касты, сословия) в составе этносов, вопросы развития и функционирования этнических групп – предмет исследований этнической социологии;
• языковое поведение и его влияние на этносы, процессы образования языков, их классификация – предмет исследований этнолингвистики;
• различные аспекты традиционной и современной народной культуры народов: их поселения, жилища, орудия труда и хозяйственная утварь, одежда и украшения, предметы художественных промыслов, обряды, обычаи, нравы и верования народов – поле исследования этнической культуры;
• вопросы этногенеза и антропофизического развития народов – этническая антропология. Культурная антропология изучает процессы формирования человеческой культуры. Естественная антропология – наука об изменчивости физического типа человека. Социальная антропология направлена на изучение особенностей социальной организации народов мира;
• психологические и психические особенности этносов, формирование этнического самосознания, стереотипов, идентификации изучает этническая психология;
• традиционная культура воспитания народов – этнопедагогика;
• культурно-бытовые особенности народов по археологическим материалам изучает палеоэтнография;
• механизмы взаимодействия этнических коллективов с природной средой раскрывает этноэкология.
Этногеография занимает особое место в системе географических наук и находится на стыке нескольких географических дисциплин. Поскольку этнические общности изучаются социальными науками, этногеографию целесообразно рассматривать как раздел общественной географии. Но при этом нельзя отрицать влияние природной среды на этнические процессы, поэтому этногеография связана с физической географией. И поскольку важнейший метод в географии – картографический, существует специальный раздел этнокартография.
В число географических проблем, решаемых этногеографией, входят:
• расселение народов и другие аспекты динамики размещения этносов, что сближает ее с географией населения;
• демографические процессы, происходящие в этносах, или динамика численности народов, что составляет предмет исследования этнодемографии;
• происхождение названий народов – этнонимия (самоназвания – эндоэтнонимы, названия, данные другими народами – экзоэтнонимы), обусловленное ими происхождение географических названий – этнотопонимика;
• влияние природных условий на особенности уклада жизни, способов адаптации и видов природопользования этносов, исследование которых формирует особое научное направление – этноэкологию;
• воздействие хозяйственных занятий и экономической деятельности на этносы, а также традиционных видов деятельности на особенности современной специализации регионов мира, что связано с экономической и социальной географией;
• политологические вопросы, связанные с этническими интересами, межэтническими и межконфессиональными отношениями, что связано с политической географией;
• вопросы картирования этнических процессов сближают этногеографию с картографией.
Место этногеографии в системе географических наук
3. Этапы становления этногеографии:
I – античный период: зарождение науки о народах, появление термина «этнос», сбор материала и первые попытки систематизировать полученные знания;
II – Средние века: развитие этнологии как науки о племенах и народах Азии, Африки и Америки, сбор этнографического материала и его систематизация;
III – XVIII – сер. XIX в.: развитие антропологии, появление антропологических обществ, реконструкция истории и культуры человечества, возникновение социальной антропологии (Англия) и термина «этнология» (Жан Жак Ампер, 1830 г.);
IV – сер. XIX – первая пол. XX в.: быстрое развитие в европейских странах этнологии как науки об отсталых народах, формирование представления об этносах как о своеобразных общностях людей;
V – первая пол. ХХ в. – наст. время: развитие расизма, появление и развитие этногеографии, исследование политических аспектов межэтнических отношений, изучение малых и исчезающих народов, сохранение народов.
Д/з: сообщения об исследователях-этнографах:
Н. Н. Миклухо-Маклай, Н. М. Пржевальский, Бронислав Каспар Малиновский, А. Никитин, М. Поло, Бернардино де Саагун, Юлиан Владимирович Бромлей, Сергей Александрович Токарев, Маргарет Мид, Владимир Германович Богораз, Клиффорд Гирц, Этнографическая комиссия РГО.
Лекция 2. Этнос – ключевое понятие этногеографии
1. Формирование этноса;
2. Основные признаки выделения этноса;
3. Свойства этноса;
4. Этнические процессы.
1. Каждый житель Земли входит в несколько сообществ: человечество, нация, народ. Каждый человек четко идентифицирует себя по отношению к какому-либо этническому сообществу. Все многообразие людей можно разделить на различные общности: социальные и этнические. Этническая структура человечества определяется обилием форм существования этноса и их иерархичностью.
Виды этнических общностей:
1) род – группа людей, связанных единым происхождением по одной линии: материнской или отцовской. Род возникает из первобытного человеческого стада и дает начало виду этнических особенностей;
2) племя – первая форма этнической общности, возникшая в первобытно-общинном строе из нескольких родов на основе их кровных связей. Признаки племени: наличие племенной территории, хозяйственная общность, самосознание и самоназвание, наличие собственного диалекта, присваивающее хозяйство, половозрастное (естественное) разделение труда, догосударственная форма организации власти. Примеры: индейцы в США и Мексике, племена в горных районах Индии. До сих пор обсуждается вопрос о том, что уже племена имели этнические свойства. С другой стороны, племя одновременно является и социальной единицей;
3) народность – этническая общность людей, являющаяся результатом смешения племен и образования их союзов. Народность является раннеклассовым обществом. Трансформация племени в народность происходила при усилении межплеменных контактов и прежде всего в районах пригодных для земледелия. Признаки народности: производящее хозяйство, кастово-сословная форма разделения труда, политическая форма организации власти, натуральный обмен, унифицированные наборы навыков различных социально-профессиональных групп, культурная однородность. Примеры: малые народы Севера, афинская, спартанская и эллинская народности;
4) нация – социально-этническая общность людей, отличающаяся устойчивыми социально-культурными и хозяйственными связями и развитием национального самосознания на основе единого языка, культуры, этнической психологии. Нация выполняет особую функцию, накапливая индивидуальные достижения и делая их по-человечески значимыми. Народности, оказавшиеся в разных государственных образованиях, могут дать начало нескольким нациям. В то же время несколько наций в одном государстве могут дать начало одной нации.
Национальность – принадлежность человека или группы людей к определенной этнической общности.
Стоит учитывать, что одни и те же термины, используемые этнографами, имеют разное содержание и обозначают разные этнические явления.
2. Этнические различия людей очевидны в особенностях внешнего облика и национального характера, в типе одежды и жилища, в языке и религии. Признаки выделения этноса:
• расовые признаки: цвет кожи, цвет и разрез глаз, черты лица. Каждая из больших рас охватывает большое число родственных народов. Однако монорасовых этносов не существует, и этносы состоят из нескольких расовых компонентов;
• язык: по языку народы объединяются в языковые семьи, в которых собраны языки, имеющие общие корни. Существуют двух- и трехъязычные народы, которые образуют единый этнос. И наоборот, многие народы используют один язык, но не являются единым этносом;
• письменность: у многих народов, говорящих на разных языках, системы письменности совпадают;
• религия: важный признак, соединяющий людей в один народ;
• территория: живущие на одной территории народы часто связывает общее происхождение. Общий предок и место обитания народов дают им имена – этнонимы.
Только сумма признаков дает возможность понять сущность понятия «этнос».
Этнос (народ) – устойчивая группа людей, характеризующаяся общностью расовых признаков, языка, территории зарождения, особенностями быта, культуры, общим национальным и религиозным сознанием.
3. Свойства этноса:
1) структурность – важнейшее свойство этноса, заключающееся в том, что этнос представляет собой систему или иерархию, состоящую из многих элементов. Структурность обеспечивает устойчивость этноса, способность выживать и адаптироваться к новым условиям. Консорции – группа людей, объединенных общей исторической судьбой. Конвиксии – группа людей, объединенных однохарактерным бытом и семейными связями, иногда переходит в субэтнос.
2) мозаичность – разнообразие этносов. В настоящее время существуют тысячи этносов, говорящих на 3 тыс. языках и 8 тыс. диалектах, каждый из которых находится на разных стадиях своего развития. Этносы взаимодействуют с природной средой и друг с другом. В процессе их формирования наблюдаются самые разнообразные смешения и выделения устойчивых этнических групп.
3) изменчивость – способность этноса меняться с течением времени.
4) комплиментарность – ощущение подсознательной взаимной симпатии (антипатии) членов этнического сообщества, определяющее деление на своих и чужих.
5) стереотип поведения – система поведенческих навыков, передаваемая из поколения в поколение через обучение и воспитание.
4. Этнические процессы – процессы, при которых происходит изменение различных компонентов этноса: отдельных элементов материальной и духовной культуры, языка, социальной структуры, самосознания. В этноэволюционных процессах при изменении отдельных компонентов этническое самосознание не изменяется. При этнотрансформационном процессе этническое самосознание меняется, и этническая принадлежность человека становится иной.
Этноразделительные процессы:
• этническая парциация – разделение единого этноса на несколько примерно равных частей, причем новые этносы не отождествляют себя полностью со старым этносом;
• этническая сепарация – отделение от народа небольшой его части, которая со временем превращается в самостоятельный этнос.
Этнообъединительные процессы:
• этническая консолидация – слияние нескольких родственных по языку и культуре этнических единиц в одну этническую общность;
• этническая ассимиляция – растворение небольших групп одного народа среди другого народа (насильственная и естественная);
• межэтническая интеграция – взаимодействие внутри государства или крупного региона нескольких существенно различающихся этносов и появление у них общих черт;
• этногенетическая миксация – образование нового этноса путем слияния народов, не связанных родством;
• аккомодация – врастание людей в новую этническую среду или приспособление этой среды к ним для взаимного сосуществования;
• аккультурация – процесс взаимопроникновения культур.
Этнообъединительные процессы связаны между собой. Также возможно более дробное деление этнообъединительных процессов. В межэтнических процессах принципиальное значение имеет сходство или различие языков. Наряду с языком большое значение имеет религиозный фактор. Близость культуры ускоряет объединительные процессы, разнородность – тормозит их. Важным фактором объединительных процессов является общность территории.
Лекция 3. Основные концепции этноса
1. Теории эволюционизма
2. Теория этногенеза Л. Н. Гумилева
В среде этнологов отсутствует единство в подходе к определению этноса и этничности. В связи с этим выделяется несколько наиболее популярных теорий и концепций.
1. Формирование теории эволюционизма заключалось в открытии и обосновании общих закономерностей развития человеческой культуры. Принципы эволюционной теории:
• общественное развитие подчиняется тем же законам эволюции, что и живая природа;
• развитие любого элемента культуры предопределено, при этом развитие культуры многоступенчатое и происходит в соответствии со стадиями и ступенями, едиными для всех культур в мире;
• в соответствии с универсальными законами человеческих культур одинаковые стадии развития разных народов и их культур дают одинаковые результаты.
Основоположник эволюционной школы в этнологии – англ. ученый Эдуард Тэйлор. В работе «Исследования в области древней истории человечества» он обосновал идею о том, что существующие различия народов обусловлены не расовыми особенностями, а являются разными уровнями развития культур народов. По его мнению, все люди одинаковы по своим интеллектуальным задаткам, их развитие идет сходным образом, а разнообразие форм – стадии постепенного развития.
Герберт Спенсер: по мере развития человечества изменяются качества личности, они накапливаются и закрепляются, передаваясь через традиции. В силу различных условий и обстоятельств эти качества неодинаково развиты. Общество развивается под влиянием внешних и внутренних факторов. Эволюционизм Спенсера носил в основном расистский характер.
Немецкий этнограф и врач Адольф Бастиан: человечество развивается циклично от несовершенного к совершенному. Каждый народ формирует собственные идеи, определяющие содержание его культуры. При контактах с другими народами заимствуются новые идеи, которые стимулируют развитие культуры. Чем больше народ связан со своей географической средой, тем меньше он подвергается историческим изменениям.
Американский ученый Льюис Генри Морган: в книге «Древнее общество» предложил разделить историю человечества на 3 этапа: дикости, варварства и цивилизации. Такая периодизация определила место каждого народа в общем ходе истории и сравнила уровни развития народов. Это была первая универсальная система периодизации всемирной истории.
2. Согласно пассионарной теории этногенеза Л. Н. Гумилева, этнос – физическая реальность, облаченная в социальную оболочку. А история человечества – цепь многочисленных этногенезов, где движущей силой являются пассионарии. Для описания жизни этноса Гумилев использовал понятия: пассионарии, гармоничные люди, субпассионарии, ландшафт. Пассионарии – люди с избытком биохимической энергии, определяющие своеобразие этноса при его зарождении, они склонны к самопожертвованию, экспансии, освоению новых земель. Гармоничные люди – большинство людей в этносе, у которых импульс самопожертвования уравновешен с инстинктом самосохранения, они работоспособны, интеллектуально полноценны, уживчивы, но не сверхактивны. Субпассионарии – люди с преобладанием инстинкта самосохранения, они не способны эффективно превращать биохимическую энергию в работу (бродяги, бомжи, наемники-солдаты).
Этногенез характеризуется пассионарным напряжением:
количество пассионариев в этносе / количество людей в этносе.
Этногенез как процесс начинается с пассионарного толчка и характеризуется:
• появлением пассионариев в значимых количествах в ареале толчка;
• сменой стереотипа поведения в ареале толчка (зарождение нового этноса);
• территориальным расширением этноса (ведение войн и др.);
• демографическим взрывом в ареале толчка;
• жесткой регламентацией поведения членов нового этноса, установлением охранительных мер по отношению к кормящему ландшафту;
• повышением активности во всех сферах жизнедеятельности;
• ростом числа субэтносов, усложнением этнической системы;
• синхронным поведением этносов-ровесников, родившихся в зоне толчка.
Пассионарные толчки, по мнению Гумилева, имеют космическое происхождение, их длительность – 1 – 5 лет. Гумилев составил карту 9 пассионарных толчков, они находятся в интервале XVIII в. до н. э. – XIII в. н. э. Этнос существует примерно 1200 – 1500 лет и за это время проходит ряд обязательных фаз:
1) подъем – рост числа пассионариев и пассионарного напряжения, введение новой морали и ограничений в общественной жизни, усиление воздействия на ландшафт; длительность фазы – 200 лет.
2) перегрев (акматическая фаза) – избыток пассионарности в этносе, давление на ландшафт уменьшается, растет число борющихся друг с другом группировок (Россия XVII в.), наибольшее число субэтносов; длительность фазы – 200 – 300 лет.
3) надлом – резкое снижение пассионарного напряжения, резкий рост субпассионариев, острые конфликты внутри этнической системы (Россия, гражданская война, Тридцатилетняя война в Германии), активное преобразование ландшафта, резкое падение сопротивляемости этноса; длительность фазы – 200 лет.
4) инерционная фаза – плавное снижение пассионарного напряжения, укрепление государства и социальных институтов, развитие науки и культуры, преобладание людей с низкой пассионарностью; длительность фазы – 200 лет.
5) фаза обскурации – низкая пассионарная напряженность, большое число субпассионариев, распространение преступности и коррупции, армия теряет боеспособность, во главе государства стоят авантюристы, сокращение численности этноса, ландшафт предоставлен сам себе; длительность фазы – 200 лет.
6) гомеостаз (фаза регенерации) – возможное восстановление этнической системы за счет сохранившейся на окраинах ареала пассионарности; длительность фазы – 200 лет.
7) мемориальная фаза – близка к этническому гомеостазу, отсутствие пассионарности, сохранение культурных традиций прошлого, жизнь памятью о былой славе этноса, завершается стадией вырождения.
Новый этнос берет энергию для развития из гибнущих этносов. И если этносы, окружающие возникающий этнос, застыли на одном уровне развития, для рождения нового народа не нужно большое количество энергии. Таким образом, пассионарные толчки имеют не космическую, а этническую, социальную природу.
Лекция 4. Основы религиоведения
1. Понятие, основания, функции и структура религии.
2. Типология современных религий
3. Основные религии мира
1. Религия – неотъемлемый атрибут жизни многих людей. Она связана с желанием человека быть свободным от страданий, жить в гармонии с собой и внешним миром. Религия (с лат. «связывание», «повторное обращение») – мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия, основанные на вере в существование высших сил. Конфессия — особенность вероисповедания в пределах определённого религиозного учения, а также объединение верующих, придерживающихся этого вероисповедания.
Религия имеет 4 антропологических основания:
1. онтологические (онтология – теория бытия) базируются на понимании природы бытия, на концепции вечности и вечного. Каждая религия по-своему отвечает на вопрос о бессмертии.
2. гносеологические (гносеология – теория познания) базируются на познавательном отношении человека к миру. Религия дает целостную картину мира и отвечает на вопросы о сущности человека и смысле жизни.
3. социологические основания относятся к реальным условиям человеческой жизни, в которых наблюдается разрыв между желаемым и действительным. Цель религии – объединить людей и указать путь духовного самосовершенствования.
4. психологические основания исходят из проблем внутреннего мира человека. Религия помогает решать психологические проблемы людей.
Религия выполняет в обществе следующие функции:
• посредническая
• воспитательно-нравственная
• мировоззренческая
• компенсаторная (уравнивание людей)
• коммуникативная
• регулятивная (религия упорядочивает мысли и поступки людей)
• интегративная (внедрение идей, ценностей и стереотипов поведения)
• культурно-транслирующая (перенос элементов культуры)
Структура: религия представляет собой единство религиозного сознания, культа и организаций. Религиозное сознание имеет 2 уровня: религиозная доктрина (теология, космология, антропология) и религиозная психология. Религиозный культ – совокупность действий, совершаемых человеком с целью своего приближения к Богу (обряды, богослужения, праздники, паломничества). Объект культа – высшие силы. Предмет культа – различные силы, осознаваемые в качестве религиозных образов. Субъект культа – религиозная группа или отдельный человек. Средства культа – храмы, мечети, святилища, религиозное искусство, культовые предметы. Способы культа – система проведения религиозных мероприятий. Религиозные организации являются очень сложными образованиями. В христианстве выделяют церковь, секту и деноминацию.
Вероучение религий изложены в священных текстах – в Библии, Коране, Ведах, Типитаке, Талмуде, Авесте, Кодзики и т.д.
2. Типологию религий разрабатывают в зависимости от различных признаков.
По наличию Бога-творца:
метафизические (Бог-творец создал мир и человека) – христианство, ислам, иудаизм;
эмпирические (нет Бога-творца) – буддизм, даосизм, джайнизм, синтоизм, конфуцианство).
По территориально-этническому признаку:
племенные (территориально ограничены) – народные верования;
национально-территориальные религии (принадлежат одному или нескольким близким народам) – иудаизм, индуизм;
мировые религии (большая территория и большое число приверженцев) – христианство, ислам, буддизм.
По количеству богов:
монотеистические – христианство, ислам, иудаизм, сикхизм;
политеистические – языческие верования;
супрамонотеистические – индуизм.
По наличию общих признаков:
западные – христианство, ислам, иудаизм, зороастризм;
восточные – индуизм, буддизм, даосизм, конфуцианство, синтоизм.
3. Основные религии мира выделяют по ряду признаков:
• возраст не менее 100 лет,
• распространенность во многих странах мира.
• наличие центральной организации и/или священных писаний и культа,
• устойчивое название,
• независимость от других религий,
• степень изученности и роль в истории человечества.
Основные религии: христианство, ислам, буддизм, индуизм, иудаизм, зороастризм, сикхизм, джайнизм, конфуцианство, даосизм, синтоизм, бахаизм. Эти религии собирают более 95 % всех верующих в мире и около 80 % населения мира. Ни одна из этих религий не сохранила внутреннего единства. Самая древняя религия – индуизм – более 5 тыс. лет, самая молодая – бахаизм – 150 лет. Самая многочисленная религия – христианство – около 2 млрд. последователей, самая малочисленная – зороастризм – 300 тыс. чел.
Наряду с развитыми религиями во многих районах сохранились местные верования. Тотемизм – вера в родство с животными или растениями. Анимизм – вера в духов и всеобщую одухотворенность природы. Шаманизм – вера в способность человека общаться с духами и использовать их силу, находясь в экстатическом состоянии. Из 130 млн. приверженцев родоплеменных культов 2/3 живут в Африке и около 1/3 в Азии. От 12 до 20 % населения планеты не исповедуют никакой религии.
Лекция 5. Особенности и география основных религий
1. Христианство
2. Ислам
3. Буддизм
4. Другие религии
Данные разных источников (энциклопедия Britannica, ЦРУ США, ресурсов
Интернет) показывают конфессиональный состав населения:
1. Христиане - 2.2 млрд. чел. (33%);
2. Мусульмане - 1.5 млрд. чел. (21 %);
3. Индуисты - 900 млн. чел. (14%) ;
4. Китайская нац. религия (конфуцианство+даосизм) - 394 млн. чел. (6%);
5. Буддизм - 376 млн. чел (6%);
6. Приверженцы местных традиционных верований – 6%
7. Неверующие, атеисты, агностики – около 12 %
1. Христианство неразрывно связано с жизнью и проповеднической деятельностью Иисуса Христа. Христианство содержит идею греховности человека и идею спасения. Все люди грешны и имеют возможность спастись, и поэтому они равны перед Богом независимо от их национальной или сословной принадлежности, а также степени богатства. В культовом отправлении христианства важное место принадлежит почитанию креста. Священным Писанием христиан является Библия, состоящая из Ветхого Завета и Нового Завета. Ветхий Завет состоит из 50 книг. Православные выделяют 39 канонических и 11 неканонических книг. В Новый Завет вошло 27 книг: четыре Евангелия, Деяния апостолов, семь соборных апостольских посланий, четырнадцать посланий апостола Павла и Откровение Иоанна Богослова. Подавляющее большинство христиан признают два важнейших Догмата: о Святой Троице (Бог един в трех лицах) и о двух природах Иисуса Христа — божественной и человеческой, которые равнозначны. В христианстве сложились семь таинств: крещение, миропомазание, причащение, исповедь, брак, елеосвящение, священство.
Христианство включает в себя 5 основных направлений: православие, католицизм, протестантизм, монофиситство и несторианство. В 1054 г. христианство разделилось на православие и католичество. Между ними существуют различия в некоторых догматах. Католичество приписывает церкви ведущую роль в спасении грешника. Протестантизм возник после 1517 г. в Германии в форме лютеранства, в дальнейшем разделился на несколько направлений: лютеранство, кальвинизм, методизм, баптизм, евангелизм, англиканство, адвентизм, пятидесятничество, иеговизм и др. В протестантизме нет монашества, почитания икон, святых, их мощей. Протестантизм дал людям право самостоятельно читать и интерпретировать Библию. Монофиситы и несториане не признают догмат о двух природах Христа. Несторианство возникло в V в. в Византии. Его основателем стал монах Несторий. Несториане утверждают, что Христос был человеком, в котором жил Бог. Божественная и человеческая природа Иисуса Христа отделимы друг от друга. Монофиситство оформилось как реакция на несторианство и возникло в начале V в. Основатель направления Евтихий утверждал, что изначально раздельно существовали две природы Христа — Бога и человека, однако после соединения их при боговоплощении стала существовать лишь одна.
Наибольшее число приверженцев христианства (около 50% или около 1 млрд. 100-150 млн. чел.) составляют католики. Католицизм распространён в основном в двух регионах: Европа, причём граница распространения католицизма очень чётко
совпадает с границей Римской империи, и Латинская Америка. Число приверженцев протестантизма в мире около 600 млн. чел. (около трети от общего числа христиан). Православные составляют около 4% населения мира, т.е. около 220 млн. чел.
2. Ислам (можно перевести как «покорность») зародился в VII в. н. э. в Западной Аравии среди арабов. Из мировых религий ислам – самая молодая. Священным Писанием мусульман является Коран. Он включает в себя 114 сур. Основные ветви ислама: суннизм и шиизм. В исламе суннитского толка отсутствует культ святых. Ничто не должно нарушать принципа единства Бога и отвлекать верующих от поклонения Аллаху. В исламе запрещены изображения Бога, людей, животных. Суннизм – направление более многочисленное, считающееся ортодоксальным, «правоверным». Сунниты опираются на Коран и сунну (священное предание, изложенное в рассказах – хадисах, о поступках и изречениях Мухаммеда), последователи шиитского направления признают Коран и некоторые хадисы. Основные догматы ислама:
1. Вера в Аллаха. Существуют три основных понятия Бога: Его единственность, превосходство и присущность.
2. Вера в Книги. С каждым из посланников Всевышний передавал людям и Книгу: Тору – через Моисея, Евангелие – через Иисуса, Коран – через Мухаммеда.
3. Вера в ангелов, дьявола и джиннов. Ангелы, сотворенные из света, служат проводниками и служителями Бога. Джинны, созданные из огня и населявшие Землю до человека, могут быть как злыми, так и добрыми, некоторые из них приняли ислам. Дьявол (Шайтан, Иблис) — падший ангел.
4. Вера в пророков. До прихода Мухаммеда было 124 000 пророков. 26 пророков упомянуто в Коране. Среди них известные нам по Библии Нух (Ной), Ибрахим (Авраам), Исмаил (Измаил), Муса (Моисей), Иса (Иисус), Юнус ибн Закрийа (Иоанн Креститель). Мухаммед считается последним посланником, печатью пророков.
5. Вера в рай и ад.
6. Вера в предопределение (аль-кадр). Аллаху известно все, и все происходящее имеет свой смысл и является выражением Его воли.
7. Вера в жизнь после смерти (ахира) и бессмертие души (рух). В момент смерти человека душа покидает тело. Человек воскреснет из мертвых в день Страшного суда.
В исламе существует пять столпов веры: исповедание веры, или свидетельство (шахада), молитва (салят), религиозный налог — подаяние (закят), пост (саум) и паломничество в Мекку (хадж). В исламе отсутствует таинство священства и противопоставление духовенства и мирян. Стать имамом, т.е. проводящим молитву, может любой уважаемый человек, хорошо разбирающийся в Коране и ритуальной практике
В мире приверженцев ислама около 20-21% или до 1,5 млрд. чел. Основные районы распространения ислама: Юго-Западная, Южная и Юго-Восточная Азия, север Африки. Мусульманами являются многие народы Северного Кавказа, большая часть албанцев, некоторые болгары (так называемые помаки), а также боснийцы.
3. Самой древней из мировых религий является буддизм, который возник в середине I тыс. до н. э. в Индии. Основатель – Сиддхартха Гаутама. Главная цель буддизма – нирвана, Просветление. В буддизме есть концепция шести миров — шести царств сансары. Это царства богов (девов), демонов (асуров), людей, животных, голодных духов, а также адские миры. Буддийский канон – Трипитака (три корзины мудрости). В него входят:
- Виная-питака — Корзина текстов по монашеской дисциплине и нравственному воспитанию;
- Сутра-питака — Корзина бесед, проповедей Будды;
- Абхидхарма-питака — Корзина систематического изложения Закона.
Уже в начале нашей эры буддизм распался на две крупнейшие ветви: хинаяну («малая колесница», или «узкий путь») и махаяну («большая колесница», или «великий путь»). Среди буддистов 60 % – махаянисты и 40 % – хинаянисты. Хинаяна представлена школой тхеравада (учение старейшин) – школа строгого следования правилам Винаи. В качестве духовных практик широко используются медитативные техники. Махаяна делает упор на учение о небесных и земных бодхисатвах (существо, стремящееся к Просветлению). Последователи махаяны считают, что Просветления может добиться не только монах, но и мирянин. Будда в махаяне имеет космическую природу. Каждый человек является носителем природы Будды, которую он рано или поздно откроет. В ваджраяне духовное и текстовое наследие хинаяны и махаяны дополнилось новыми методами, практиками, текстами, именуемыми тантрами, мифологией и ритуалами. Ваджраяну характеризуют таинства посвящений и обрядов, непривязанность к нравственным запретам, стремление преобразить темные стороны и силы личности для ускорения духовного роста. В практиках ваджраяны используются ритуальные жесты – мудра и рисованные диаграммы – мандола.
Основные районы распространения буддизма: Центральная и Юго-Восточная Азия. Приверженцы хинаяны наиболее компактно проживают в Мьянме, Лаосе, Камбодже и Таиланде (около 90% населения этих стран), а также в Шри-Ланке (около 60%). Последователи махаяны сосредоточены в Китае (главным образом в Тибете), Японии, Корее (преимущественно в Южной), Непале. В Россию буддизм проник в XVIII в. в виде ламаизма (разновидность махаяны) и распространился среди тувинцев, бурят и калмыков.
4. Индуизм является самой многочисленной национально-территориальной религией. Самоназвание индуизма – санатана дхарма – «вечная религия», «вечный закон». Основные концепции индуизма: идеи дхармы, кармы, сансары и мокши. Священное Писание индуизма – Веды, брахманы, упанишады, Адьятма Рамаяна, Махабхарата, Брахмасутра. Последователи индуизма живут в Индии, Пакистане, Бангладеш, Непале, Шри-Ланке, на о. Бали (Индонезия).
Иудаизм возник в I в. до н. э. в Палестине и распространен среди евреев. Общее число иудеев в мире – около 13 – 14 млн. чел. Большинство приверженцев сосредоточены в Израиле (официальная религия) и США. Особенности иудаизма: вера в единого бога Яхве, вера в мессию (спасителя), догмат о богоизбранности верующих. Основные писания иудаизма — Танах (Ветхий Завет) и Талмуд. Основными школами иудаизма являются ортодоксы, консерваторы и реформисты. В иудаизме имеются многочисленные направления, например хасидизм, ставящий своей целью обращение евреев к иудаизму путем строгого следования ритуализованному ритму жизни. Каббала – мистическое течение в иудейской религии, сохранившееся до наших дней.
Большую часть территории Китая занимают приверженцы даосизма и конфуцианства. Основателем даосизма считается легендарный мудрец Лао-цзы, живший в VI в. до н.э. Центральное место в даосизме занимает концепция Дао. Слово «Дао» можно перевести как «путь», «дорога». Дао — это непроявленная первооснова бытия всех существ. Дэ — это энергия, с помощью которой проявляется Дао. Даосизм ставит интересы человека превыше интересов общества. Конфуцианство – одна из китайских религий и одновременно философско-этическая система, разработанная в V в. до н. э. в Древнем Китае мыслителем Конфуцием. Главное в конфуцианстве – вопросы этики, морали и управления государством. Цель каждого конфуцианца – нравственное самоусовершенствование, почтительное уважение к старшим, почитание родителей и т. п.
Сикхизм возник примерно 500 лет назад и является своеобразным синтезом ислама и индуизма. Его основателем был Гуру Нанак, после которого было еще 9 гуру. Гуру Нанак считал, что поклонение Богу затрудняется сложными ритуалами, что следует предаваться благочестивым размышлениям и быть преданным в вере. Цель сикхизма – достижение его последователями мокши, которая означает вхождение в божественную любовь. Ритуальная практика сикхизма включает распевание священных имен Бога, пение хвалебных гимнов, медитации. Сикхи проживают в основном в штате Пенджаб в Индии.
Синтоизм (религия синто) ограничен пределами Японии, где он тесно переплетается с буддизмом. Эта религия насчитывает столетия своего существования. В Японии сложились священные места синтоизма и традиции паломничества. Религия синто зародилась в Японии 2500 — 3000 лет назад и представлена 13 близкими друг другу школами. Слово синто по-китайски означает «Путь духов». Религия синто (синтоизм) также называется ками-но-мити. Синтоизм утверждает, что природа населена бесчисленным количеством духов – ками, в том числе духами предков. Ками населяют все вещи и явления природы, включая рощи, реки, озера, горы, скалы, камни и т.д. Синтоистов в Японии около 30 млн, большинство из них одновременно являются буддистами. «Действенная» сторона религий в Японии преобладает над духовно-доктринальной. В связи с этим большое значение имеют паломничества.
Бахаизм – религия бахай – возникла в Персии. В 1844 г. Баб заявил о грядущем приходе в мир нового духовного лица, духовного лидера людей. Себя Баб назвал его пророком. В 1853 г. Баха-Улла (что значит «Слава Бога»), последователь Баба, находившийся в тюрьме, в результате озарения осознал себя тем учителем, приход которого в мир предсказывал Баб. Через 10 лет он публично заявил об этом. Последователи Баба и Баха-Уллы преследовались властями. В 50 —70-е гг. XIX в. было убито более 20 тыс. их последователей. В настоящее время община бахаи имеет аккредитованное представительство в ООН как неправительственная организация. В мире насчитывается около 6 млн. бахаистов, имеющих центры в более чем 200 странах. По странам мира наибольшее число бахаистов проживает в Индии — от 1 до 1,6 млн. человек — по разным оценкам.
Современные изменения религиозной картины мира:
В итоге массовых миграций из бывших колоний европейских стран ислам уже стал второй по численности европейской религией. Доля мусульман в некоторых странах Европы достигает 10%.
В связи с интенсивным развитием экономики стран Персидского залива, сюда едут работать и представители западных, в первую очередь, европейских стран. И в населении этих традиционно полностью исламских стран возникает христианская составляющая.
В результате глобализации и массовых миграций происходит дальнейшее усложнение религиозного состава стран мира, и общество должно быть готово к этим изменениям.