Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Этническое самосознание и культура

  • 👀 701 просмотр
  • 📌 676 загрузок
Выбери формат для чтения
Статья: Этническое самосознание и культура
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Этническое самосознание и культура» docx
План-конспект лекционного занятия на тему: «Этническое самосознание и культура» Сведения о группе: факультет гуманитарных и социальных наук, гр. ГМУ-12,13, 14. Специальность «муниципальное управление» Литература, используемая при подготовке: Стефаненко Т.Г. «Этнопсихология»/учебник для ВУЗов/М: АспектПресс, 2009;Красько В.Г. «Этническая психология»/Учебное пособие для высш. учебных заведений, М: Издательский центр «Академия», 2002 г. Цель лекции: формирование представления обучающихся об этническом самосознании и культуре. Задачи лекции: сформировать представление обучающихся об этническом сознании, раскрыть понятие этики и этикета, а также делового общения у различных этносов, определить особенности быта различных этносов. План занятия Этапы лекции Содержание лекции Методы и средства обучения 5-7 минут Вступление. 1. Понятие этническое сознание. Монолог, обращение к аудитории, Упражнение «Аналогии» 10-13 минут 2. Быт различных этносов: дом, учеба, работа, отдых монолог 10-13 минут 3. Этика и этикет делового общения у различных этносов Монолог, обращение к аудитории Подробный план-конспект занятия 1. Вступление. Понятие этническое сознание. 1.1. Обращение к аудитории. Упражнение «Аналогии». Студентам предлагается определить самостоятельно понятие «Этническое сознание», путем проговаривания аналогий на данную тему. После записи всех аналогий попробовать сформулировать понятие. 1.2 Монолог. Этническая сознание - это детерминированная этническим контекстом гештальта, опредметнена в фиксированной системе значений, смыслов и способов действий форма сознания, которая производит этнический образ мира" (А.Н. Лозовая). Этническое сознание рассматривают как совокупность представлений, знаний, установок и склонностей, выявленных и усвоенных в процессе онтогенеза, накопленных с помощью жизненного опыта человека и этнической группы. В структуре этнического сознания выделяются следующие составляющие: идеологические и психологические, рациональные и эмоциональные, будничные и научные, статические и динамические. Характером этнического сознания обусловливается социальное поведение индивида (AM Березин). В рамках этнического сознания появляется и развивается этническое самосознание. Понятие этнического самосознания определяется на индивидуальном и групповом уровнях. Этническое самосознание - это представление индивида или целой группы людей о себе или образ своего этноса, которые отражают знания о собственной этнической группе и отношение к группе. Этническое самосознание выступает формой осознания личностью или народом "своей принадлежности к определенному этносу, базирующаяся на общности языка, культуры, исторической судьбы и признании особых специфически исторических черт своего народа" (AM Левочкина). Феномен этнического самосознания связан с осознанием элементов материальной, социальной и духовной культуры собственного этноса. Ключевым моментом этнического самосознания является идентификация индивидов с определенной этнической общностью, которая проявляется в самоназвании. К ней присоединяется комплекс идей или представлений, образующих систему символов, приводящие к выделению членов своей группы из всей совокупности этнических общностей. Из компонентов этнического самосознания необходимо выделить следующие: изначальную культуру, ценностные ориентации этноса и т.д. (В.С. Мухина). Каждая нация имеет свое национальное сознание, выражающееся в сложной совокупности социальных, политических, экономических, нравственных, эстетических, философских, религиозных и других взглядов и убеждений, характеризующих определенный уровень духовного развития нации. В целом национальному сознанию присущи следующие характеристики: • наличие целостной этнической картины мира, представляющей собой совокупность устойчивых, связных представлений и суждений о общественном бытии, жизни и деятельности, присущих членам конкретной этнической общности; • «правильная» передача из поколения в поколение в процессе нормально выработанной данной этнической общностью социализации; • детерминирование им всего целостного и многосложного восприятия жизни этнической общности: общественных институтов; системы личностных и групповых (в том числе и профессиональных) отношений, обрядов и ритуалов, идеологии, искусства и фольклора; автостереотипов (т.е. образа представителей своей нации), обусловливающих внутреннюю политику этноса; гетеростереотипов (т.е. образа соседей); системы межэтнических (в частности, и межгосударственных) отношений, т.е. парадигм «внешней политики» этнической общности (правил поведения с представителями «чужих» этнических общностей) и т.д.; • корреляция с поведенческими стереотипами, свойственными членам данного этноса; • соответствие социальным условиям жизни этнической общности, стадии ее общественного развития, структуре жизнеобеспечения (материальной базе), а также соотношение этнической картины мира с нормами и ценностями, доминирующими у других народов, что может выражаться как включение себя в некоторое межэтническое культурное единство, либо как обособление, противопоставление себя другим народам 2. Быт различных этносов: дом, учеба, работа, отдых. Россия — государство, на территории которого проживает более 170 народов. Большинство из них существенно различается по своей численности: 82 млн. (83% населения) — русские, свыше 5 млн. — татары, свыше 3 млн. — украинцы, 1,7 миллионов — составляют чуваши. У каждого этноса складывается свой быт, отношение к обучению, труду. Представим вашему вниманию особенности быта некоторых этнических групп. Русские как представители славянского этноса Изучение разнообразных источников, отражающих жизнь, культуру и быт представителей славянских национальностей, обобщение результатов специальных социально-психологические исследований свидетельствует, что в целом большинству из них в настоящее время присущи: • высокая степень осмысления окружающей действительности, хотя и несколько отсроченного по времени от конкретной ситуации; • достаточно высокие общеобразовательный уровень и подготовленность к жизни и труду; • уравновешенность в решениях, поступках и трудовой деятельности, реакциях на сложности и трудности жизни; • общительность, дружелюбие без навязчивости, постоянная готовность оказать поддержку другим людям; • достаточно ровное и доброжелательное отношение к представителям других национальностей; • отсутствие в обычных условиях повседневной жизни стремления к образованию изолированных от других микрогрупп по национальному признаку; • в экстремальных условиях жизни и деятельности, требующих предельного напряжения духовных и физических сил, у них неизменно проявляются стойкость, самоотверженность, готовность к самопожертвованию во имя других людей. Тюркские и алтайские народы России Наиболее общими национально-психологическими особенностями их представителей, влияющими на межнациональные отношения, являются: • острое национальное самолюбие, особое чувство осознания своей национальной принадлежности; • неприхотливость и непритязательность в быту и при выполнении профессиональных и повседневных обязанностей; • высокое чувство ответственности перед коллективом, руководителем и сослуживцами; • дисциплинированность, исполнительность и настойчивость при выполнении любых видов деятельности; • резкая прямота суждений, открытость во взаимодействии и общении с представителями своей и других этнических общностей, стремление к равноправным отношениям с ними; • групповая, национальная и родовая сплоченность; • при слабом знании русского языка у них присутствует определенная стеснительность и скованность при общении с представителями других этнических общностей, некоторая пассивность, стремление удовлетвориться общением в своем национальном окружении. Финно-угорские народы России Финно-угорские народы нашей страны (мордва, удмурты, мари, коми, ханты, манси, саамы, карелы), проживающие в северной, центральной и южной частях Урала ведут свое происхождение от ананьинской археологической культуры (VII-IIIвв. до н.э.), когда начали формироваться пермские и волжские финны — предки представителей этой этнической общности. Все эти народы, а также еще финнов, карелов и венгров объединяет общее происхождение, сходный язык, некоторые идентичные элементы в культуре и своеобразные национально-психологические особенности. К последним можно отнести: • трудолюбие, дисциплинированность, исполнительность и аккуратность во всех видах деятельности; • неприхотливость в повседневной жизни и в быту; • твердость, рассудительность, неторопливость и последовательность в действиях и поступках; • обостренное чутье в выборе средств и способов достижения в любом деле продуктивных положительных результатов; • стремление к эмоциональной и интеллектуальной близости с другими людьми, пониманию их образа жизни и мышления, уважению их мнений, традиций, обычаев и привычек; • высокая степень чувствительности в межличностных отношениях, готовность понять и простить заблуждения и ошибки представителей иных этнических общностей. Представители тунгусо-маньчжурской группы народов России Представители этих народов (якуты, ненцы, коряки, ительмены, нанайцы, орочи, чукчи, эвенки, эвены, эскимосы), проживая в тяжелых условиях Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока, отличаются дисциплинированностью, исполнительностью, неприхотливостью в быту. Исконный тяжелый труд северянина требует от них специальной выучки, раннего и активного непосредственного включения в трудовой процесс. В этом случае у них в большинстве своем охотников, оленеводов, рыболовов формируется естественная этика отношения к природе, другим людям, с детства развиваются такие качества, как выносливость, воля, товарищество, чувство самоуважения. Они, как правило, хорошо переносят любые тяготы и лишения. В то же время обычно болезненно переживают разлуку с домом, у них присутствует гиперболизированное чувство тоски по исконному месту проживания. Многие из них труднее адаптируются к условиям многонационального коллектива, чем выходцы из других регионов нашей страны. Народы Северного Кавказа Определенные общность и своеобразие социально-экономических, политических и исторических условий развития, образа жизни, культуры привели к формированию типичных черт социального и национально-психологического облика представителей Северного Кавказа. Данные этнографических, социально-психологических и социологических исследований показывают, что они наделены: • высоко развитым обостренным чувством национальной гордости, самолюбия и самоуважения, большой приверженностью национальным традициям и привычкам, способствующим поддержанию родовой сплоченности и ответственности; • главным образом, чертами холерического и сангвинического типов темперамента, взрывной эмоциональностью, повышенной чувствительностью к чужим поступкам и суждениям, ярко выраженным стремлением к самовыражению и самопрезентации; • большой самостоятельностью, активностью и инициативностью, упорством и настойчивостью в достижении поставленных целей во всех видах деятельности, особенно в тех, которые индивидуально предпочтительны и выгодны; • подчеркнутым вниманием и уважением к старшим по возрасту, социальному положению и должности; • достаточно высоким образовательным уровнем, хорошей физической подготовкой, относительно слабым знанием русского языка; • стремлением к лидерству среди представителей других этнических общностей и в многонациональных коллективах, а также образованию многочисленных микрогрупп по земляческому признаку. 3. Этика и этикет делового общения у различных этносов. Деловое общение является необходимой частью человеческой жизни, важнейшим видом отношений с другими людьми. Вечным и одним из главных регуляторов этих отношений выступают этические нормы, в которых выражены наши представления о добре и зле, справедливости и несправедливости, правильности или неправильности поступков людей. И, общаясь в деловом сотрудничестве со своими подчиненными, начальником или коллегами, каждый так или иначе, сознательно или стихийно опирается на эти представления. Но в зависимости от того, как человек понимает моральные нормы, какое содержание в них вкладывает, в какой степени он их вообще учитывает в общении, он может как облегчить себе деловое общение, сделать его более эффективным, помочь в решении поставленных задач и достижении целей, так и затруднить это общение или даже сделать его невозможным. Этика (отгреч. — обычай, нрав) — учение о морали, нравственности. Термин «этика» впервые употребил Аристотель (384—322 до н. э.) для обозначения практической философии, которая должна дать ответ на вопрос, что мы должны делать, чтобы совершать правильные, нравственные поступки. Мораль (отлат. — нравственный) — это система этических ценностей, которые признаются человеком. Мораль — важнейший способ нормативной регуляции общественных отношений, общения и поведения людей в самых различных сферах общественной жизни — в семье, быту, политике, науке, труде и т. д. Важнейшими категориями этики являются: «добро», «зло», «справедливость», «благо», «ответственность», «долг», «совесть» и т. д. Этику делового общения можно определить как совокупность нравственных норм, правил и представлений, регулирующих поведение и отношения людей в процессе их производственной деятельности. Она представляет собой частный случай этики вообще и содержит в себе ее основные характеристики. В социально-философском плане этика делового общения определяется общественно-экономическим строем общества, структурой его социальной организации и господствующим типом общественного сознания. В традиционном обществе основным механизмом делового общения являются ритуал, традиция и обычай. Им соответствуют нормы, ценности и стандарты этики делового общения. Деловой этикет в различных государствах, а, следовательно, различных этносов, имеет ряд особенностей. Рассмотрим особенности делового этикета у англичан, немцев, французов. Деловой этикет в Англии Деловой этикет в Великобритании во многом определяется принципами и ценностями деловой культуры этой страны и имеет свои особенности. Как известно, британцы очень вежливы и обходительны. Это во многом определяет стиль их общения. Британцы практикуют давать уклончивые ответы на прямые вопросы, диалоги часто носят двусмысленный характер. Чтобы понять, что именно они хотят вам сказать, необходимо внимательно следить за интонацией голоса и выражением лица. В сложных ситуациях англичане проявляют сдержанность и самообладание. Но так же британцы предпочитают с юмором подходить ко всем жизненным ситуациям и бизнес - не исключение. К особенностям делового этикета в Британии можно отнести следующие черты. В общении нужно придерживаться определенной дистанции, поскольку британцы весьма трепетно относятся к личному пространству. Проявлением вежливости будет соблюдение рукопожатия при первичном знакомстве. В разговоре приветствуются прямые взгляды в глаза. Однако не стоит этого делать слишком долго. Деловое общение с британцами не предусматривает личных вопросов. Не стоит забывать, что обходительные англичане довольно часто дают инструкции в виде вежливых просьб. Так же не следует забывать важные мелочи. Входя в помещение необходимо пропустить старшего по должности. На деловой встрече неприемлемо держать руки в сложенном состоянии. Британцы воспринимают это как знак скуки и незаинтересованности в деле. Так же британцы всячески избегают числа 13. Отправляясь к британскому партнеру в гости, лучше немного опоздать, чем прийти заранее. Поскольку приходить раньше назначенного времени считается неприличным. Иногда в приглашении на встречу могут быть использованы ссылки на то, в какой одежде следует прийти. Как и многие европейские народы, британцы активно борются за права животных, поэтому не стоит приходить в одежде из натуральных мехов и кожи. Британцы весьма эрудированны и профессиональны, обладают высокой культурой. В круг их интересов часто входят литература, спорт и искусство. В деловой среде британцы относятся к самым квалифицированным бизнесменам в мире. Деловой этикет Франции В основе национального характера французов лежит их полное убеждение в том, что они являются первой нацией на европейском континенте. Это убеждение обусловлено важной исторической ролью страны в мировой истории, а также подкрепляется особенностями французского образования и воспитания. Достаточно часто французы просты в общении, даже фамильярны, но одновременно, могут быть заносчивы и высокомерны, помня о своем происхождении. Правила проведения переговоров во Франции Визитки играют важную роль в деловом общении. Их не стоит печатать на русском языке, большинство бизнесменов во Франции читают по-английски. Визитки стоит делать односторонними, так как обратная сторона часто используется для различных записей. Приветствовать человека лучше называя его фамилию, либо можно использовать обезличенное обращение "мсье" и "мадам". При встрече и прощании обязательно рукопожатие. Одежда для французов отражает социальный статус и успех, поэтому она должна быть выбрана со вкусом и стильно. Предпочтительна консервативная одежда высокого качества из натуральных материалов. Французам свойственны галантность, находчивость, остроумие и великодушие. В делах они нацелены на долгосрочные перспективы, поэтому с партнерами стараются установить тесное личное сотрудничество. Поэтому с первой же деловой встречи стоит проявлять сердечность и вежливость, но, не переходя на дружескую фамильярность. Во Франции достаточно сильная иерархия в принятии решений: последнее слово всегда за тем, кто занимает наивысшую позицию. При ведении бизнеса с французскими партнерами стоит помнить, что в этой стране достаточно высок бюрократизм и административные процедуры могут занять много времени. Большую роль играют связи и знакомства. Во Франции женщины пользуются уважением мужчин не только в обыденных ситуациях, но и в бизнесе, и проявлять свое уважение мужчины считают большой честью. Деловой этикет Германии Германия – страна высокого уровня жизни. В связи с тем, что здесь уже на протяжении многих лет во всех аспектах жизнедеятельности существует порядок и четкий контроль над ним, то чаще всего любое общение с немцами оставляет ощущение спокойствия и благонадежности. Социальная защищенность, высокоразвитая инфраструктура, безопасность отличают эту страну от многих других. Четкость и порядок во всем – главные характеристики немецкого характера. По этой причине построение взаимовыгодного партнерства стоит начинать с учетом этих особенностей. Деловая встреча для немцев – это сугубо официальное мероприятие, к участию в котором все специалисты, по их мнению, должны быть максимально подготовлены. Экспромт на переговорах не приветствуется. Профессионализм, глубокая специализация считаются центральными критериями человека в бизнесе. Поэтому, вы можете быть уверенны, что чем выше должность у немца, тем компетентнее он в своей области. Такого же отношения к делу немцы ожидают и от своих партнеров. Также стоит учесть, что австрийцы скорее склонны не к коллективному принятию решений на всех уровнях руководства, а к индивидуальному, что отражает их стремление к самостоятельности. Из всего вышесказанного не трудно сделать вывод, что предварительное согласование встреч и пунктуальность ценятся очень высоко. Официальность также красноречиво характеризует немцев, начиная от их делового дресс-кода (строгий и аккуратный костюм бизнес стиля) и заканчивая традициями общения. В Германии широко распространено обращение по фамилии даже среди близких коллег, поэтому перейти на «ты» с немцем лучше только после того, как он сам это предложит. Тем не менее, есть интересная особенность; общаясь на немецком языке, немцы обращаются к друг другу по фамилии, а общаясь на английском – по имени. Достаточно часто можно услышать обращение к человеку и за его профессиональной, академической степенью. Все регалии немца, полученные им за его трудовую деятельность, можно всегда увидеть на его визитке. Немцы предпочитают четко разграничивать работу и частную жизнь. Поэтому, они редко приглашают деловых партнеров на ужин в ресторан или к себе домой, предпочитая обсудить все детали дела во время обеда в ресторане. Меню и выбор места определяет приглашающая сторона. Не принято говорить о делах до того, как что-то уже съедено. Разговор о бизнесе начинает всегда инициатор встречи. Если на бизнес-ланч пригласили вас, то счет оплатит приглашающая сторона, если наоборот, то подразумевается оплата счета с вашей стороны. В ресторане чаевые дают, включая их в сумму оплаты, а не оставляя на столе, как это принято, например, в Америке. Если же вы все-таки оказались в гостях, то стоит не забыть с собой подарок; бутылка хорошего вина будет очень уместна. Официальность отношений подразумевает у немцев и дистанцию при общении – расстояние вытянутой руки; нарушение дистанции воспринимается немцами как вторжение в личное пространство. Здороваясь, стоит крепко пожать собеседнику руку, смотря ему в глаза. В немецком бизнес этикете приветствуются улыбка и юмор. Таким образом, мы изучили представленный материал лекции, которая отвечает нам на главные вопросы, поставленные в данной теме. Давайте еще раз дадим на них ответ. Итак, 1. Что такое этническое сознание и самосознание? 2. Какие отличительные черты быта (особенности характера, отношение к труду, обучению). 3. Что такое этика и этикет делового общения, какие особенности делового общения существует в различных странах: Англия, Франция, Германия.
«Этническое самосознание и культура» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 767 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot