Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Тема 1
Этика: предмет, определение. Мораль, нравственность
Мораль. Определения. Характеристики
1. Мораль (от латинского обычаи, нравы; правильный, нравоучительный) с точки зрения современной социальной философии – это один из важнейших общественных институтов и основных способов нормативной регуляции деятельности и поведения людей.
2. Мораль – это социальный институт, состоящий из системы стандартов (принципов, норм, правил), признанных и разделяемых членами культурной общности.
3. Мораль – совокупность принципов или правил морального поведения (т.е. поведения, регулируемого с помощью норм, основанных на представлениях о добре и зле, справедливом и несправедливом отношении к другим, правильном и неправильном поведении).
Характеристики морали
1. Мораль наряду с другими типами нормативной регуляции (такими, как право, обычаи, традиции, организационные уставы, административные положения и др.) в любом обществе согласует действия громадного множества людей в совокупную массовую деятельность и подчиняет определенным общесоциальным законам.
2. Мораль существует до ее принятия или непринятия отдельной личностью. Человек не создает собственных правил, мораль не может быть в чистом виде личным кодексом поведения.
3. Мораль воплощается в моделях оценочных суждений о добре и зле. Модели передаются из поколения в поколение. Мораль имеет объективный статус как совокупность правил поведения индивида.
Мораль – это то, что должен делать человек, чтобы соответствовать общественным нормам поведения, в то время как этика занимается изучением морали, норм морали, существующих в социальной среде.
Этика
Этика (философия этики, моральная философия) представляет собой научную дисциплину, изучающую социальную мораль. Людям деловым бывает безразлично, определяется ли их деятельность соображениями здравого смысла или требованиями морали. Для философов же разумное поведение может быть недопустимым с моральной точки зрения. Деловые люди важно оценивать степень моральности своих действий с точки зрения не здравого смысла, а морали, и не смешивать языки морали и здравого смысла. В интересах дела бывает нужно поступать морально, тогда здравый смысл рассматривается как мотив и обоснование этического поведения.
По определению Де Джорджа Р.Т.: «Предмет изучения этики – нравственность. Нравственность – это термин, употребляемый для характеристики тех форм поведения и деятельности, которые считаются по существу правильными и неправильными; он употребляется для характеристики правил, которыми руководствуются при осуществлении этих форм деятельности, а также для характеристики ценностей, которые внедряются в сознание, обогащаются и реализуются в указанных формах деятельности и поведения».
Нравственный опыт охватывает все наши моральные убеждения, суждения и ощущения, которые мы выражаем на языке нравственности. Моральные суждения включают оценки людей, или их поступков, или институтов в качестве хороших или плохих, правильных или неправильных, справедливых или несправедливых, честных или нечестных и т.д. Они выражают также эмоции, обычно отрицательные по поводу неправильных поступков, или положительные эмоции по поводу правильных поступков.
Этику можно определить, по словам Де Джорджа, как «систематическое стремление осмыслить наш индивидуальный и общественный нравственный опыт таким образом, чтобы
– установить правила, которые должны управлять поведением людей,
– выработать ценности, которых стоит придерживаться,
– а также чтобы воспитать такие черты характера людей, какие им полезно в себе развить» (разбивка на пункты авторская).
Отличие морали от этики
Мораль – это убеждения о добре и зле, посредством которых мы управляем нашим поведением. Этика – это рефлексивное осознание наших моральных убеждений и правил поведения.
Этика – это отрасль философии, которая занимается исследованием природы морали и моральной оценки, вопросов о том, что является добром и что злом. Этика изучает систему универсальных и специфических нравственных требований и норм поведения, реализуемых в процессе общественной жизни [4]. Этические нормы служебных отношений базируются на общечеловеческих нормах и правилах поведения, но имеют отличительные особенности.
Особенности этических норм и правил в отличие от других норм и правил, регулирующих поведение людей, следующие: 1) нарушение их может угрожать благосостоянию, здоровью и безопасности других людей; 2) этические нормы имеют приоритет по отношению к другим критериям; 3) проблематичным является вопрос об источнике этических стандартов: сложно определить, кто устанавливает моральные нормы.
Нравственность
Гегель рассматривает нравственность через понятие нравов. Нравы – это господствующая массовая привычка, установившаяся стихийно практика поведения. Они характеризуются: 1) общественным непререкаемым авторитетом; 2) вследствие своей общепринятости имеют силу «действующего, существующего закона». Гегель рассматривает общеисторический переход от нравов к собственно морали. Гегель был первым, кто установил, что собственно морали предшествует такое состояние, когда общественные нормативы действуют автоматически через стихийную трансляцию от поколения к поколению и от общности к индивиду общепринятых форм поведения, где сам факт существования обычая является достаточным основанием его законности. Переход от нравов к собственно морали совершается, по Гегелю, таким образом, что фактически общепринятое уже не имеет непререкаемого авторитета, а «должно оправдывать себя перед мыслью».
Этика и этикет
Этикет, как и этика, определенным образом регулирует поведение людей, устанавливая порядок и правила поведения где-либо. Раньше они были необходимы для регулирования поведения при дворах монархов и в дипломатических кругах. В настоящее время этикет означает некий кодекс вежливости. Правила этикета по сути не имеют моральной природы, речь идет о хороших или плохих манерах.
Мораль и право
Мораль и право не тождественны. Многие моральные ценности и нормы составляют основу правосудия. Однако законы не могут включать все разнообразие этических норм различных социальных групп. Принципиально важное различие между правом и моралью – это то, что правовые нормы имеют такие механизмы принуждения, как суды, милиция, осуществляющие наказание. Моральные нормы опираются лишь на добровольное их признание и исполнение.
Вопросы для самопроверки
1. В чем заключается отличие этики от морали, этики от этикета, морали от нравственности ?
2. В чем отличие права от морали ?
ТЕМА 2
функции морали
Для понимания сущности морали немаловажную роль играет и выявление тех функций, которые она выполняет. В процессе становления морали установился определенный ряд функций, которые присущи ей в настоящее время. По мнению одного из известных российских исследователей Л.А. Попова, основные функции морали сводятся к следующим: оценочная, познавательная, мировоззренческая, воспитательная, регулятивная.
1. В качестве исходной выступает оценочная функция морали. Оценка производится через призму особых понятий морального сознания: добро и зло, справедливость, долг, совесть и т.д. В моральном сознании сущее сопоставляется с должным. Моральные оценки носят универсальный характер и распространяются фактически на все действия человека. Этого нельзя сказать о праве. (Например, можно ли с позиций уголовного кодекса осудить предательство в любви?) Точно так же не везде уместны политические оценки. Моральная оценка опирается на моральные убеждения индивида и авторитет общественного мнения.
2. Познавательная функция морали. Она не имеет такого же значения, как оценочная, но теснейшим образом с ней связана. Когда индивид оценивает чужие поступки или свои собственные, он неизбежно получает представление о внутреннем мире своем собственном, других людей. Когда с точки зрения морали дается оценка общего состояния нравов, в определенной мере нам открывается, насколько соответствуют действия государства высшим общественным ценностям, стратегическому направлению развития истории. Кроме того, следует иметь в виду, что нравственные качества являются необходимым условием всякого познания, особенно научного. Ученый, страдающий необъективностью, склонный к обману, к чрезмерной зависти, корыстолюбию, может исказить (под всякими предлогами) результаты опыта, обмануть других или (под действием чрезмерной одержимости к славе, корысти и т. д.) и самого себя. Познавательная функция морали осуществляется иначе, чем познание в науке. В области морали большую роль играют чувства, вера, интуиция. В научном же познании доминирует разум.
3. Мировоззренческая функция морали. Мораль не может быть сведена к простым нормам. Обоснование моральных норм моральным сознанием невозможно без понимания смысла жизни, места человека в мире, представления о мире в целом.
Представление о мире в целом (мировоззрение) невозможно составить на одних лишь выводах науки. Научная картина мира и мировоззрение – это совсем не одно и то же. Мировоззрение формируется не только на основе знания, но и включает сложные чувства, представляет собой своеобразный образ мира. Оно формируется через призму специфических понятий, нравственных ценностей: мир рассматривается добрым или злым (или нейтральным) по отношению к человеку, упорядоченным или хаотичным и т. д. От характера представления о мире зависит решение вопроса о смысле жизни и о счастье человека, справедливости и т. д.
4. Воспитательная функция – одна из важнейших функций морали. Без процесса воспитания – непрерывного, интенсивного и целенаправленного – невозможно существование общества, становление отдельной человеческой личности. В центре воспитания стоит воспитание нравственное, которое и формирует духовный стержень личности.
5. Регулятивная функция морали является синтезом всех других функций, так как, в конечном счете, задача морали состоит в направлении помыслов и действий отдельного человека. Регулирует поведение человека не только мораль, но и право, религия, искусство, политическое сознание и др. Однако именно мораль предоставляет человеку наиболее важные, глубинные ориентиры. Моральные ценности являются центром всего духовного мира личности и оказывают больше воздействие на ее политические позиции, на оценку тех или иных религиозных учений или произведений искусства. Специфика же регулятивной функции морали состоит в том, что мораль регулирует практически все сферы жизнедеятельности человека, предъявляет к человеку максимальные требования, требует от него четко следовать нравственному идеалу. Регулятивная функция морали осуществляется с опорой на авторитет общественного мнения и моральные убеждения (прежде всего совесть) человека. Несмотря на важность регулятивной функции морали, необходимо в то же время признать, что и мораль не всесильна, об этом свидетельствуют и многочисленные преступления, и повседневная грубость, бестактность.