Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Этапы научного исследования. Заключительный этап

  • 👀 1158 просмотров
  • 📌 1129 загрузок
Выбери формат для чтения
Статья: Этапы научного исследования. Заключительный этап
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Этапы научного исследования. Заключительный этап» pdf
ЛЕКЦИЯ 5. ЭТАПЫ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП 1. Научная новизна, теоретическая и практическая значимость. 2. Обоснованность и достоверность результатов исследования. 3. Анализ выполненной работы и перспективы ее продолжения. 4. Оформление результатов научной работы. 5. Плагиат и антиплагиат. 6. Защита исследовательской работы. I. Заключительный этап Содержательная основа 1. Определение новизны исследования, его теоретической и практической значимости. 2. Определение обоснованности и достоверности результатов исследования. 3. Анализ выполненной работы и перспектив ее продолжения. 4. Оформление и литературная редакция работы. Подготовка доклада и презентации. 5. Защита исследовательской работы. Результат: оформление работы в соответствии с требованиями. Защита исследовательской работы. 1. Научная новизна, теоретическая и практическая значимость Научная новизна - это признак, наличие которого дает исследователю право на использование понятия «впервые» при характеристике полученных им результатов и проведенного исследования в целом. Понятие «впервые» в науке означает факт отсутствия подобных результатов до их публикации. Различают методологическую, теоретическую, технологическую и практическую новизну. Можно выделить следующие элементы методологической новизны, которые могут быть представлены в исследовании:  усовершенствование имеющихся или разработка новых методик;  новый метод решения;  новое применение известного решения или метода;  новые результаты теории эксперимента, их следствия. К новым теоретическим результатам можно отнести:  новый объект исследования, то есть задача поставлена и рассматривается впервые;  новую постановку известных проблем или задач; 1   новые или усовершенствованные критерии, показатели; разработку оригинальных математических моделей процессов и явлений;  новый метод решения. Технологическая новизна результатов исследования проявляется, например, в разработке:  авторского инструментария;  устройств и способов на уровне изобретений и полезных моделей. К новым практическим результатам относится то, что создается на основе положений исследования для возможного использования в практике, например:  разработка проектов и их внедрение;  достижения в результате внедрения инновационных разработок;  обобщение на основе положений исследований с разработками прикладного характера (элемент новизны состоит в создании новых теоретических положений в приложении их к практике);  рекомендации, позволяющие повысить эффективность использования разработки, производительность процесса, снизить себестоимость и т.п. Теоретическая значимость исследования показывает роль, значение и место достигнутых в ходе научного исследования результатов в какой-либо научной теории, методологии. При формулировании результатов исследования необходимо показать их практическую значимость. Практическая значимость результатов исследования:  отражает их вклад в практику,  показывает, что могут дать результаты для практики или что уже дали,  характеризуется оценкой эффективности. Практическая значимость исследования во многом определяется характером выполняемого исследования. Исследования теоретического и методологического характера обладают более опосредованной практической значимостью, чем работы методического или прикладного характера. Если исследование будет носить теоретический или методологический характер, то его практическая значимость может проявиться в публикациях основных результатов исследования в научных статьях, монографиях, учебниках, в наличии авторских свидетельств, актов о внедрении результатов исследования в практику; апробации результатов исследования на научнопрактических конференциях и симпозиумах; в использовании научных разработок в учебном процессе высших и средних специальных учебных заведений, в участии в разработке федеральных и региональных программ; 2 использовании результатов исследования при подготовке новых нормативных и методических документов. Если исследование будет носить методический характер, то его практическая значимость может проявиться в наличии научно обоснованных и апробированных в ходе экспериментальной работы системы методов и средств совершенствования технического развития страны. Сюда же относят исследования по научному обоснованию новых и развитию действующих систем, методов и средств того или иного вида деятельности. Если предполагается, что будущее исследование будет обеспечивать научное обоснование путей оптимизации трудовых и материальных ресурсов или производственных процессов, то есть носить сугубо прикладной характер, то его практическая значимость может проявляться в следующих формах:  научного обоснования вариантов направлений, способов совершенствования условий и повышения эффективности практической деятельности;  экономического обоснования мероприятий по использованию научнотехнических достижений в различных областях науки и практики;  обоснование предложений по использованию достижений научных разработок в практической деятельности предприятий и организаций;  решение отдельных научных вопросов при разработке научноисследовательских тем, выполняемых госбюджетных и хоздоговорных научных работ;  использование результатов исследования в разработках научноисследовательских, проектных институтах и других организаций. Новые знания, получаемые в большинстве работ по ИТ-направлению, относятся к области прикладных исследований. Часто они связаны с обоснованием методологических, технологических и технических решений, отвечающих потребностям предприятий и организаций; адаптацией и конкретизацией известных в теории и практике подходов, методологий в области проектирования, разработки, внедрения, сопровождения и развития информационных систем; распространением применения или комплексным использованием известных методов и подходов на сферу ИТ-проектов. Элементы научной новизны составляют основу научно-исследовательской работы и отличают её от выпускной квалификационной работы бакалавра, поскольку свидетельствуют о том, что обучающийся обладает необходимыми компетенциями в области производства новых знаний. Элементы научной новизны должны быть четко и аргументировано изложены в виде совокупности научных/научно-методических положений и 3 обобщений и оценены в сравнении с известными научными результатами других авторов в данной области. Для этого в процессе исследования необходимо изучить и проанализировать лучшие практики, известные научные достижения, научные труды, аналитические исследования по выбранной проблематике. 2. Обоснованность и достоверность результатов исследования Достоверность результатов исследования – это комплекс доказательств, подтверждающих, что полученные результаты (совокупность фактов, закономерности, возможности, вероятности) всегда тождественны для определенного класса объекта при выбранных экспериментальных условиях. Обоснованность научных результатов вытекает из определения достоверности и характеризует наличие убедительных доказательств проведенных экспериментов. Для доказуемости полученных результатов используются три доказательных метода – аналитические, экспериментальные, подтверждение практикой. Аналитические методы проверки часто используются при исследованиях, связанных с работой математических моделей, поэтому необходимы для соответствующего описания проводимых экспериментов. В ходе экспериментальных методов, степень достоверности подтверждается после сравнения итога совместимости теоретических и практических итогов. Ученый обязательно учитывает три фактора: количество проведенных, реальность условий и погрешности используемого инструментария. Суть метода подтверждение практикой заключается в совпадении полученных практических результатов с теоретическими положениями. Основной акцент в работе направлен на выявлении соотношения исходного объема материалов с условиями их практической апробации и конечным результатом эксперимента. Низкий процент согласованности теории с практикой означает несовместимость выбранного инструментария с проводимыми экспериментами. В таком случае, для доказательства достоверности необходимо выбрать другие условия проведения опытов или сменить инструменты. Достоверность результатов и обоснованность выводов обеспечиваются: - использованием современных методик сбора, обработки исходной информации; - совпадением результатов исследования с экспериментальными данными; - использованием большого массива данных государственной и муниципальной статистики; 4 - представительной выборочной совокупностью; - динамикой статистической информации по исследуемому объекту за несколько лет; - непосредственными наблюдениями исследователя; - непосредственным участием исследователя в получении исходных данных и научных экспериментах; - высокой точностью измерения параметров исследуемых объектов; - правильным подбором объектов исследования и измерения; - успешной апробацией выводов и рекомендаций. 3. Анализ выполненной работы и перспективы ее развития В заключении работы проводится краткий анализ выполненной работы, в котором содержится аналитическая оценка проведенного исследования, намечаются перспективы дальнейших изысканий. Заключение подводит итог выполненному исследованию и должно содержать доказательство достижения поставленной цели исследования. В нем в сжатом виде раскрываются полученные результаты решения поставленных задач. Переходя от описания выделенных проблем, определивших актуальность темы исследования, к описанию результатов решения поставленных задач, автор должен продемонстрировать устранение этих проблем. В этом случае работа будет иметь логически законченный результат. При этом заключение не должно повторять выводы и обобщения по главам, выводы делаются по всей работе в целом. В заключении также необходимо привести предложения по практическому использованию полученных результатов и перспективы развития работы. 4. Оформление результатов научной работы Для доведения до научной общественности результатов научных исследований последние оформляются в виде отчета, статьи, сообщения, и публикуются в научных журналах и/или докладываются на научных конференциях. Отчет по научно-исследователськой работе (НИР), согласно ГОСТ 7.32-81, содержит следующие разделы: - аннотация и реферат с кратким изложением задач исследования и полученных результатов, введение с характеристикой отечественных и зарубежных достижений по исследуемой теме, - постановка задачи, 5 - формулировка технического задания, - анализ известных методов и способов решения задачи, - обоснование выбранного метода решения, - расчеты и результаты экспериментов приводятся в форме, дающей возможность проанализировать справедливость полученных результатов, - выводы с сопоставлением и анализом полученных в процессе исследования теоретических и экспериментальных данных, - заключение с оценкой результатов и указанием путей их использования, - приложения, куда выносится вся доказательная база исследования (подробные доказательства, таблицы с результатами экспериментов, графики, схемы и т.п.). Аннотация – это краткая характеристика отчета либо другого документа с точки зрения содержания, назначения, формы и других особенностей. Аннотация выполняет сигнальную функцию и отвечает на вопрос: «О чем говорится в первичном документе?». Согласно ГОСТ 7.9-77 она включает характеристику типа документа, основной темы, объекта, цели работы и ее результаты. Средний объем аннотации 600 знаков. Реферат представляет собой сокращенное изложение содержания первичного документа с основными фактическими сведениями и выводами. Реферат выполняет познавательную функцию, отвечая на вопрос: «Что говорится в первичном документе?». Согласно ГОСТ 7.9-77 реферат включает заглавие, тему, предмет, характер и цель работы, методы проведения работы, конкретные результаты работы. Средний объем реферата от 500-2500 знаков. Для научной статьи рекомендуется придерживаться следующего общего плана изложения, включающего: предисловие, введение, краткий обзор литературы, основное содержание, выводы, заключение, перечень литературных источников. В предисловии излагаются основания для проведения НИР, когда и где была выполнена работа, перечисляются организации и лица, оказывавшие содействие при ее выполнении. Во введении дается постановка основной темы исследования, определяется ее значение, актуальность, цели и задачи, состояние на данный момент. Далее дается краткий обзор литературы для выяснения состояния разработки темы. В основное содержание работы включаются методы, алгоритмы решения, экспериментальные данные, обобщения и выводы самого исследования. Каждая часть основного содержания заканчивается выводами в виде кратко сформулированных тезисов, в которых формулируются результаты исследования, описанные в данной части. В заключении дается обобщение наиболее существенных положений 6 проведенного научного исследования, подводятся его итоги, формулируются вопросы, которые еще требуют разрешения. Конкретные требования к оформлению научной статьи публикуются в каждом научном журнале. Объем статьи колеблется от 3 до 10 страниц. Статья меньшего размера относится к тезисам, сообщениям. Научный доклад должен содержать: преамбулу, введение, методы и методики исследования, полученные результаты, выводы и заключение. В преамбуле следует показать, что исследуемые вопросы интересны и теоретически разрешимы, предлагаемые решения оригинальны и эффективны, а исследование имеет признаки новизны. Во введении обосновывается актуальность исследования путем определения важности предметной области, указания на недостаточно удовлетворительные предыдущие решения проблемных вопросов, и, как следствие, формулируются цели и задачи нового исследования. Далее обосновывается применяемая методика исследования. Указываются особенности построенных моделей исследуемого объекта, основные оцениваемые параметры моделей. Демонстрируются результаты математических экспериментов, оформленные в виде обобщенных функциональных зависимостей. Затем формулируются выводы в виде кратких нумерованных тезисов результатов исследования. В заключении приводится оценка эффективности полученных результатов. Язык и стиль научной работы. Поскольку научное исследование является, прежде всего, квалификационной работой специалиста, то ее языку и стилю следует уделять самое серьезное профессиональное внимание. Язык и стиль научной работы как часть письменной научной речи сложились под влиянием уровня образования исследователей и так называемого академического этикета, суть которого заключается в интерпретации собственной точки зрения и привлекаемых мнений других специалистов с целью обоснования научной истины. Исторически уже выработались определенные традиции в общении ученых между собой (устная и письменная речь). Наиболее характерной особенностью языка письменной научной речи является формально-логический способ изложения материала, что находит свое выражение во всей системе речевых средств. Научное изложение состоит главным образом из рассуждений, целью которых является доказательство истин, выявленных в результате исследования фактов действительности. Для научного текста характерны смысловая законченность, целостность и связность. 7 Важнейшим средством выражения логических связей являются специальные функционально-синтаксические средства связи, указывающие на последовательность развития мысли (в начале, прежде всего, затем, во-первых, во-вторых, значит, действительно, итак и др.), противоречивые отношения (однако, между тем, в то время как, тем не менее), причинно-следственные отношения (следовательно, поэтому, благодаря этому, сообразно с этим, вследствие этого, кроме того, к тому же), переход от одной мысли к другой (прежде чем перейти к …, обратимся к …, рассмотрим, остановимся на …, рассмотрев, перейдем к …, необходимо остановиться на …, необходимо рассмотреть), итоги, выводы (итак, таким образом, значит, в самом деле, следовательно, в заключение отметим, все сказанное позволяет сделать вывод, подводя итог, следует сказать …). Основными признаками текста научной речи являются целенаправленность и прагматическая установка, где эмоциональные языковые элементы не используются. Научный текст характеризуется тем, что в него включаются только точные, полученные в результате длительных наблюдений, научных экспериментов, анализа литературных источников сведения и факты. Это обусловливает точность их словесного выражения, а также использования специальной терминологии, благодаря которой достигается возможность в краткой и экономной форме давать развернутые определения и характеристики научных фактов, понятий, процессов, явлений. Стиль письменной научной речи является безличным монологом. Поэтому изложение обычно ведется от третьего лица, поскольку внимание сосредоточено на содержании и логической последовательности сообщения, а не на субъекте. Сравнительно редко употребляется форма первого и совершенно не употребляется форма второго лица местоимений единственного числа. Авторское «я» отступает на второй план. Уже достаточно долго существует неписанное правило для авторов работы выступать в множественном числе и вместо «я» употреблять «мы». Считается, что выражение авторства как формального коллектива придает больший объективизм изложению. Действительно, выражение авторства через «мы» позволяет отразить свое мнение как мнение определенной группы людей, научной школы или научного направления, поскольку современную науку характеризуют такие тенденции, как интеграция, коллективность творчества, комплексный подход к решению проблем. Однако таким подходом нельзя злоупотреблять, поэтому авторы научных работ стараются прибегать к конструкциям, исключающим употребление личных местоимений. 8 Требованиями, предъявляемыми к речи научных произведений, являются точность, ясность, краткость. Точность научной речи обусловлена не только целенаправленным выбором слов и выражений, но и выбором грамматических конструкций, который предполагает точное следование нормам связи слов во фразах. Возможность поразному объяснять слова в словосочетаниях порождает двусмысленность. Другое требование к научной речи – ее ЯСНОСТЬ, т.е. умение писать просто, доступно и доходчиво. Однако нельзя отождествлять простоту и примитивность, а также путать простоту с общедоступностью, если научная работа не предназначена для массового читателя. Главное при языковостилистическом оформлении текста научных работ, чтобы оно было доступно тому кругу специалистов, на которых такие работы рассчитаны. КРАТКОСТЬ является третьим необходимым и обязательным условием для восприятия научной речи. Реализация его заключается в умении избежать ненужных повторов, излишней детализации и словесного мусора. Оформление библиографического аппарата. Библиографический аппарат в научной работе является ключом к источникам, которыми пользовался автор при ее написании, а также в определенной мере он характеризует уровень выражения научной этики и культуры научного труда. Именно по нему можно судить о степени осведомленности исследователя в имеющейся литературе по изучаемой проблеме. Библиографический список (библиографическая литература) является важным элементом библиографического аппарата, который содержит библиографические описания использованных источников и помещается после заключения. Такой список составляет одну из существенных частей научной работы, отражает самостоятельную творческую деятельность ее автора и поэтому позволяет судить о степени профессионального мастерства проведенного исследования. 5. Плагиат и антиплагиат Плагиат - умышленное присвоение авторства чужого произведения науки или искусства, чужих идей или изобретений. Плагиат может быть нарушением авторско-правового законодательства и патентного законодательства и в качестве таковых может повлечь за собой юридическую ответственность . С другой стороны, плагиат возможен и в областях, на которые не распространяется действие каких-либо видов интеллектуальной собственности, например, в математике и других 9 фундаментальных научных дисциплинах. В науке наиболее част плагиат выражается в публикации под своим именем чужого произведения или чужих идей , а также в заимст вовании фраг ментов чужих произведений без указания источника заимствования. Обязательным признаком плагиата является присвоение авторства, так как неправомерное использование, опубликование, копирование и т.п. произведения, охраняемого авторским правом, само по себе является не плагиатом, а другим видом нарушения авторского права, часто называемым «пиратством». «Пиратство» становится плагиатом при неправомерном использовании результатов интеллектуального труда и присвоении публикующим лицом авторства. Авторами признаются только те работники науки, которые внесли весомый интеллектуальный вклад в определенный научный труд. На страже авторов стоит авторское право. Авторское право регулирует духовную сферу, в которой совершенствуется каждый человек, авторское право по значимости признается одним из основных прав человека, закрепленных Всеобщей декларацией прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 г. Согласно Всемирной Женевской конвенции об авторском праве, подготовленной ЮНЕСКО и принятой 6.09.1952 г. авторское право - это совокупность норм, регулирующих отношения, которые возникают в связи с созданием и использованием авторского произведения (научного или художественного). Кроме того существует еще целый ряд международных документов, в которых также затронуты вопросы авторского права: - Всеобщая декларация прав человека (1948), Всемирная конвенция об авторском праве (1971); - Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений (1971); - Уведомление Всемирной Организации Интеллектуальной собственности №162 (1971); - Постановление правительства РФ “О присоединении к Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений в редакции 1971 г.” (1973). Нормативное регулирование авторского права в Российской Федерации осуществляется Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации (части 1 и 4) и другими документами. Для осуществления контроля за соблюдением авторских прав разработаны специальные проекты и программы. Антиплагиа́ т (Антиплагиат. Ру) — российский интернет-проект, программно-аппаратный комплекс для проверки текстовых документов на наличие заимствований из открытых источников в сети Интернет и других 10 источников. Проект доступен как для рядовых пользователей, так и (в специальной версии) для высших учебных заведений. Использование системы рекомендовано Советом по координации управления качеством профессионального образования при Рособрнадзоре в качестве автоматизированного средства борьбы с плагиатом для совершенствования внутреннего контроля качества индивидуальных работ обучающихся, а также в рамках внедрения типовой модели системы качества образовательного учреждения. Система выявления неправомерных заимствований (так называемая программа «Антиплагиат») не имеет никакого отношения ни к Минобрнауки России, ни к Высшей аттестационной комиссии: разработана в инициативном порядке; какой-либо аттестации или аккредитации при Министерстве либо ВАК не проходила. Использование таких программ осуществляется гражданами или организациями самостоятельно, вопрос платности использования устанавливается правообладателями – частными лицами. Правообладателем на использование комбинированного товарного знака «антиплагиат» является закрытое акционерное общество «Анти-Плагиат». Услуга предоставляется любому зарегистрированному посетителю сайта antiplagiat.ru бесплатно с ограниченной функциональностью или на платной основе с расширенной функциональностью (по принципу freemium). Также сервис реализует пакет «Антиплагиат. ВУЗ», позволяющий высшим учебным заведениям развернуть систему для проверки работ студентов, среди ВУЗов, использующих систему, присутствует САФУ. Говоря кратко, система проверяет загруженную работу по пяти основным базам: - База сданных работ; - База нормативных документов; - База государственной библиотеки; - Кольцо ВУЗов; - Интернет. При написании научных статей и работ требования к проценту оригинальности может различаться, но в основном это примерно 80%. К учебным работам бакалавров процент оригинальности не должен опускаться менее 60%. 6. Защита исследовательской работы Публичное выступление исследователей, публичная защита результатов научной работы – один из ключевых этапов процесса исследования, требующий повышенного внимания. - Приемы поддержания внимания 11 Риторические вопросы к аудитории. Риторический вопрос считается самой сильной и эффективной риторической фигурой, одним из приемов диалогизации. Риторические вопросы хорошо воспринимаются на слух (как впрочем, и любые вопросы), поэтому это эффективное риторическое средство в устной речи. Авансирование. Под авансированием понимается нарочитое затягивание сообщения важной или интересной мысли, идеи, некоторых подробностей, которые наверняка интересуют слушателей. В этом случае оратор лишь упоминает о том или ином факте и сообщает: Об этом речь пойдет позже и др. Демонстрация предмета. Можно активизировать восприятие слушателей, демонстрируя предмет (или ее образ) исследования. Закон края. Этот закон гласит, что конец и начало запоминаются и воспринимаются лучше, чем середина. Поэтому, чтобы в середине выступления не было провала, необходимо сделать ее более разнообразной, более эмоциональной и т.д. Донесение главной мысли выступления. Словесная формулировка главной мысли выступления необходима как самому выступающему, так и аудитории. Всегда лучше сформулировать главную мысль в виде отдельного предложения. Во вступлении следует повторить тему. Основная мысль должна быть написана выступающим для себя, ее лучше держать перед собой на протяжении всего выступления. В небольших выступлениях не следует начинать с главной мысли, она должна прозвучать в середине и конце речи. Весьма эффективно повторение основной мысли в разной словесной форме. Соблюдение регламента. Существует закон прогрессирующего нетерпения слушателей, который формулируется так: чем дольше говорит выступающий, тем большее невнимание и нетерпение проявляют слушатели. Как бы ни был интересен докладчик и расположены к нему слушатели, чем дольше он говорит, тем меньше его слушают и тем больше думают о том, что он явно затянул свою речь и ему пора заканчивать. - Техника речи Устная речь – зеркало эмоций выступающего: через интонации слушателям раскрывается правда его отношения к освещаемому предмету. Сила слова заключается не в силе голоса, а в интенсивности вкладываемых вами в него чувств. Дыхание. Правильное дыхание – основа постановки голоса. Дыхание поддерживает 12 голос, передает творческую мысль. Стресс ослабляет человека и лишает его способности сосредоточенно мыслить и действовать. В результате речь монотонная, вялая, тихая. Стресс приводит к мышечному напряжению и сдерживанию дыхания, изменяет или даже блокирует голос. Если дыхание неспокойное, то и мысли, рождающиеся у вас в голове, будут сумбурными и неупорядоченными. И наоборот, если дыхание равномерное и спокойное, то и мысли будут целенаправленными. Сдерживаемое же дыхание лишает голоса силы, уверенности, образности. Доступ к подсознанию открывается в состоянии покоя и сосредоточенности. Несколько глубоких вздохов перед началом презентации помогут вам успокоиться и сконцентрироваться на намеченных целях. Помимо обеспечения ясности мысли, правильное дыхание дает воздуху лучше проникать к голосовым связкам, что позволяет говорить четко и ясно, а также уменьшает нервозность. Диафрагмальное дыхание увеличивает силу голоса. Артикуляция (эмоциональный и интеллектуальный баланс в речи). Хорошо артикулированная речь заставляет слушать. У неопытных ораторов часто встречается одна ошибка – многоударность. Многоударность затуманивает смысл фразы, лишает перспективы действия. Ударение только одно (глагол, перечисление, противопоставление). Учитесь выделять и держать внутри темы главную мысль. Тогда речь любого объема приобретает направленность, перспективу, в ней появится смысл. Громкость – доступная для восприятия слов отдаленными слушателями, но без крика и надрыва. Произношение слов – внятное, четкое, уверенное, полное (без глотания окончаний), с правильным литературным ударением. Темп – медленный – в значимых зонах информации, средний – в основном изложении, быстрый – во вспомогательной информации. Ритм: вашей речи равен воздействию ваших слов. Ускорение или замедление речи говорящим привлекает внимание публики, но изменение скорости должно быть оправдано логической структурой выступления. Значимость высказывания подчеркивается увеличением громкости, снижением громкости, замедлением речи. Если в речи нет ритма, то речь становиться бытовой. Интонация – дружественная, спокойная, убедительная, выразительная, без ироничных и оскорбительных оттенков. 13 Пауза – подчеркивает важность сказанного, дает возможность как выступающему, так и слушателям осмыслить сказанное, выполняет функции пунктуации, имеющейся в письменной речи. Не забывайте о необходимости пауз между основными пунктами и визуальном контакте с аудиторией. Поделите свою речь па небольшие фрагменты и следите за плавностью речи. Пауза – продолжение мысли. Пауза всегда действенна: это либо поиск поступка, поиск слова, продолжение мысли, рождение новой идеи и так далее. Направленность речи – должна быть ориентирована в сторону основной аудитории, а не к Председателю (Ведущему) и членам комиссии, если они находятся сбоку или сзади докладчика. - Движения Каждый шаг при выступлении – это поступок. Чем меньше передвижений, тем легче вас воспринимать. Старайтесь не поворачиваться спиной к аудитории. Все повороты, развороты, смены ракурсов, перемещения желательно делать так, чтобы аудитория видела вас больше спереди. - Жестикуляция Не допускайте слишком активной жестикуляции - это отвлекает аудиторию от восприятия вашей речи. Жесты должны быть лаконичными и могут использоваться лишь в том случае, когда вам нужно подчеркнуть что-либо особенно важное. - Внешний вид Одежда – чистая, элегантная, деловая, комфортная, не должна пестрить цветами, стеснять дыхание и движения. Прическа – аккуратная. Мимика – отражающая уверенность и дружелюбие по отношению к аудитории. Фигура – подтянутая: спина – прямая, плечи – развернуты. Движения – свободные, уверенные, плавные; неагрессивные. - Демонстрационный материал Приборы, модели, конструкции и другие наглядные предметы. Наглядные предметы и действия над ними являются эффективным средством успешного взаимодействия с присутствующими. Демонстрация реальных предметов привлекает внимание, способствует оперативному пониманию и усвоению новой информации. Докладчику необходимо заранее предусмотреть (при необходимости подготовить) место для размещения наглядных предметов. При демонстрации работы предметов или при 14 проведении опытов докладчику необходимо соблюдать технику безопасности жизни людей, а также целостность, чистоту помещения и чужих привлеченных к использованию предметов. Слайды, кино- и видеоролики, компьютерные презентации. Видеоматериалы являются современными средствами изобразительной наглядности и эффективны для восприятия информации присутствующими. предусмотреть (при необходимости Докладчику необходимо заранее подготовить и проверить) технические и организационные средства демонстрации видеоматериалов. Плакаты, схемы, чертежи, таблицы, графики, рисунки и другие материалы, оформленные на бумажном носителе. «Бумажный» материал должен быть удобен для восприятия присутствующими, кроме того, удобен докладчику при переноске, демонстрации, креплении и снятии. Содержание плакатов, схем и т. д. рекомендуется рисовать/писать в увеличенном масштабе. Докладчику необходимо заранее предусмотреть (при необходимости подготовить) место не только для удобной демонстрации плакатов, но и средства их оперативного крепления и последующего снятия. Во время ссылки на тот или иной плакат докладчику рекомендуется пользоваться обычной и/или лазерной указкой. Возможен вариант, когда докладчик заранее готовит необходимое количество малоформатных копий плакатов, схем и т.д. и до выступления раздает их присутствующим (такой раздаточный материал принято называть хэндауты). Записи на доске, флипчарте. Записи на доске (флипчарте) обогащают устное выступление, но при этом докладчику необходимо учитывать временные затраты на запись, а также следить за четкостью и аккуратностью ее исполнения. - Дискуссия по теме доклада После основного выступления начинается дискуссия по теме доклада, в которой имеют право участвовать все присутствующие. Докладчику в устной форме могут задаваться любые вопросы, связанные с темой проведенного исследования. Вопросы могут быть разными и по содержанию и по форме: уточняющие, проверяющие, развивающие и др. Докладчик должен быть готов, прежде всего, психологически к такому разнообразию вопросов. Во время ответа докладчик должен проявлять тактичность к лицам, задающим ему вопросы. Прежде чем отвечать на вопрос, необходимо внимательно выслушать и при 15 необходимости уточнить и записать вопрос. Рекомендуется на заданный вопрос отвечать сразу, а не выслушивать все вопросы, а затем на них отвечать. Докладчику надо учитывать, что краткий, четкий и хорошо аргументированный ответ на предыдущий вопрос может исключить малосущественные дополнительные вопросы. Если при ответе возможны ссылки на текст исследовательской работы, то их рекомендуется делать. Это придает ответам наибольшую убедительность и одновременно позволяет подчеркнуть достоверность результатов проведенного иccледования. Благодарность докладчика в адрес присутствующих и лиц, задающих вопросы, создает общее положительное впечатление о публичном выступлении исследователя. Начинающие, неопытные исследователи боятся вопросов, а иногда даже считают удачным такое свое выступление, которое не вызвало вопросов слушателей. Это ошибка. Вопросов не стоит бояться, а в целях усиления воздействующей силы вашего выступления вопросы аудитории даже следует стимулировать и даже и провоцировать. Каковы же основные принципы ответа на вопросы? Убедитесь, что вы поняли вопрос. В зависимости от логической структуры обычно выделяют два вида вопросов – уточняющие и восполняющие. Уточняющие (закрытые) вопросы направлены на выявление истинности или ложности выраженного в них суждения. В предложениях, содержащих закрытые вопросы, употребляется частица ли, которая является их грамматическим признаком. Восполняющие (открытые) вопросы связаны с разъяснением новых знаний относительно событий, явлений, предметов, интересующих слушателя. Грамматическими признаками таких вопросов являются вопросительные слова: кто, что, где, когда, как, почему и др. По составу и уточняющие, и восполняющие вопросы бывают простыми и сложными. Простые вопросы не могут быть расчленены, они не включают в себя другие вопросы. Сложные вопросы можно разбить, на два или несколько простых. Разбив сложный вопрос на несколько простых, легче на него ответить. По характеру вопросы бывают нейтральными, благожелательными и неблагожелательными, враждебными, провокационными. Поэтому необходимо по формулировке вопроса, по тембру голоса определить характер вопроса, чтобы правильно выработать тактику поведения. На нейтральные и благожелательные вопросы следует отвечать спокойно, стремясь как можно яснее объяснить то или иное высказанное положение. Важно проявить максимум внимания и уважения к членам комиссии, даже 16 если вопрос сформулирован неточно, не совсем грамотно. Недопустимы раздражение и пренебрежительный тон. Отвечая на неблагожелательные вопросы, следует выявить их провокационную суть, обнажить позицию оппонента и дать достойный отпор. Отвечать надо на все вопросы. Отметим при этом, что не обязательно на все вопросы отвечать немедленно. Ответ можно отложить словами: Я понял вас, я вам отвечу несколько позже. Это не совсем относится к нашей теме, но я постараюсь вам в конце нашей беседы ответить... Нельзя показывать свое пренебрежительное отношение к вопросу, демонстрировать несерьезность или глупость вопроса – любой вопрос законен и требует ответа. Отвечать одинаково уважительно всем. Это означает, что выступающий должен проявить внимание, уважение к любому, задающему вопрос, признать вопрос любого слушателя законным, правомерным, заслуживающим внимания. Подчеркнуто внимательно следует выслушать каждый вопрос, даже если видно, что слушатель задает его, чтобы показать себя или просто не понял элементарного. Отвечая на вопрос, никогда не следует говорить члену комиссии: Вы меня не так поняли, нужно сказать: Наверное, я неудачно выразился или Видимо, я не смог хорошо объяснить свою мысль и др. Отвечать кратко. Не превращать ответ еще в одно выступление. 17
«Этапы научного исследования. Заключительный этап» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 920 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot