Эссе на тему: "Устарела ли система лекционно-семинарских занятий в вузе и нужна ли новая система организации учебного процесса в высшей школе?"
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Эссе на тему:
"Устарела ли система лекционно-семинарских занятий в вузе и нужна ли новая система организации учебного процесса в высшей школе?"
Выполнила:
2019 г.
Оглавление
Введение 3
Организация учебного процесса в ВУЗе 4
Заключение 7
Список использованной литературы 8
Введение
В настоящее время обучение в высшем учебном заведении вызывает массу вопросов не только у современной молодежи, но и у профессионалов, стоящих во главе организации педагогического процесса – от методистов до представителей Министерства науки и высшего образования.
В общих чертах в умах молодежи, безусловно, есть соображения о том, насколько важно получить высшее образование, для кого-то это как приобрести определенный статус, став официально образованным человеком, для кого-то необходимость, чтобы впоследствии оказаться на желанном рабочем месте. Но и те, и другие оказываются на одной учебной скамье, где они вынуждены с изначально разным уровнем мотивации проходить ступень за ступенью, курс за курсом. Ни для кого не секрет, что до конца обучения доходят не все студенты, которые поступили. Один понял, что ошибся с выбранной специальностью, другой не желает тратить свои лучшие годы на "просиживание штанов". Связано ли это с организацией самого учебного процесса?
Однозначного ответа здесь, но доля истины все же есть. Когда процесс обучения выстроен логичным образом, включает в себя не только монолог преподавателя, но и затрагивает компонент участия студента, провоцируя его быть активным и инициативным, это привлекает и вызывает интерес. Но так ли хороша лекционно-семинарская система организации учебного процесса? Этот вопрос в наши дни особо актуален, когда молодежь считает, что существует масса полезных курсов, где не обязательно просиживать весь день, чтобы получить необходимые знания. Одновременно с этим, можно участвовать в обучающих марафонах, где множество интересных форматов проведения занятий. Время идет, аппетиты людей растут, возрастает потребность в качестве образования и ее инновационной оснащенности. Тем самым, система образования требует особого внимания к используемым формам обучения.
Организация учебного процесса в ВУЗе
Традиционная форма обучения, включающая в себя лекции и семинары, безусловно, хороша тем, что она совмещает в себе подачу теоретического материала и прикладной аспект, где студенты имеют возможность проявить себя на практике.
Как правило, лекционные занятия проходят на довольно большую аудиторию, где собираются учащиеся от одной группы до нескольких. В зависимости от количества слушателей лекционного материала и самого лектора, студенты могут, как слушать монологичную речь, так и получить возможность поучаствовать в диалоге с преподавателем. Однако, лекции, чаще всего, подразумевают именно одностороннюю передачу учебного материала.
Семинарские занятия предлагают студентам определенный вид активности, где они могут проявить себя в качестве ораторов, научных деятелей, лаборантов, практиков в зависимости от специальности. Иными словами, семинар – это уже в некотором роде интерактивный вид деятельности, где студенты взаимодействуют друг с другом и с преподавателем.
Итак, можно ли сказать, что система совмещения подачи материала и проверки его в прикладном аспекте – прошлый век? Думаю, что нельзя, однако, на мой взгляд, самые примитивные формы их совмещения уже не вызывают интереса у учащихся, они скучны и требуют новаций.
Так, например, проведенные исследования свидетельствуют, что нетрадиционные занятия вызывают у студентов больший интерес, нежели традиционные. При этом к числу нетрадиционных занятий относятся лекции с видеосопровождением, анализ ситуаций и свободные дискуссии на семинарских занятиях. Также к этому формату причисляют проблемные лекции, то есть, не имеющие готовую схему решения проблемы, лекции с любого рода наглядным материалом (не только видео), лекции с участием нескольких преподавателей или лекции с заранее запланированными ошибками, провоцирующими у студентов активность на их поиски. В разряде семинаров нетрадиционными являются реконструктивные самостоятельные работы, просеминары, дебаты и др. При этом полученная обратная связь от студентов говорит о том, что их интерес к предмету и учебной деятельности в целом возрастает при организации нетрадиционных форм учебного процесса [2, с. 867].
Также об изменениях формата образования можно говорить в ключе развития информационных и телекоммуникационных технологий. Например, внедрение сервисов вебинаров и видеоконференций в процесс обучения отразилось бы на его прогрессе только положительным образом.
Во-первых, данный формат позволяет провести лекцию или семинар, находясь в разных уголках земного шара, а количество участников может достигать нескольких тысяч человек.
Во-вторых, преподаватель, он же организатор вебинара полностью управляет процессом, координируя учебную деятельность: включает аудио- и видеосвязь в режиме онлайн, демонстрирует необходимые файлы и медиа, работает с виртуальной доской, читает чат и дает обратную связь и многое другое.
Более того, такой формат лекций и семинаров может быть записан и использован повторно неограниченное количество раз. Также подобным образом могут быть организованы видео-встречи с именитыми профессорами и мастерами своего дела, готовыми поделиться своим опытом и знаниями со студентами.
Конечно, подобная организация педагогического процесса требует особых вложений, не только финансовых и технических, но и тщательной педагогической и психологической подготовки самого преподавателя, который должен быть открыт такому новому опыту. Не менее важно подготовиться к нему особым образом в отличие от классических лекций и семинаров, так как вебинар должен быть еще в большей степени структурирован, проработан и проверен на наличие ошибок и неточностей [1, с. 293-294].
Заключение
Подводя итог всему выше сказанному, стоит отметить, что само совмещение форм лекций и семинарских занятий – это взаимодополняющие компоненты учебного процесса. При этом в настоящее время важно идти в ногу со временем. И то, что раньше казалось вершиной организации учебного процесса, теперь – меркнет на фоне появления новейших технологий.
Априори довольно странно отдавать полный отчет тому, что современный мир уже располагает множеством возможностей в рамках образовательных и обучающих программ и не использовать этого. Следовательно, внедрение нетрадиционных форм лекционных занятий, таких как проблемная лекция, свободные дискуссии или лекции с участием нескольких преподавателей, а также широкий спектр семинарских занятий – всё это позволяет обогатить учебный процесс и заинтересовать студентов.
Использование новейших телекоммуникационных технологий – это уже не просто роскошь, а практически необходимость. Реалии настоящей жизни показывают нам, что современные студенты живут в цифровом окружении, хорошо разбираются в информационных технологиях, стремятся познавать много новой, полезной конкретно для себя информации, и в то же время стараются использовать рационально свое время. Система вебинаров как в свободном выборе каких-либо курсов, так и в обязательном порядке в той или иной степени позволяет экономить время студентов и упрощает учебный процесс в целом.
Таким образом, для прогресса в образовательной среде в целом со стороны преподавателей было бы правильным откликнуться на запросы общества и студентов, в частности, и приобщиться к этой информационной культуре, внедрить в свои занятия больше нетрадиционных форм обучения, позволяющих студентам проявить себя.
Список использованной литературы
1. Калинина С.Д. Вебинар как форма электронного обучения в высшей школе // Вестник МГИМО Университета. Москва. №2 (41). 2015. с. 291-295
2. Каменская В.В., Пенькова О.В. Содержание, организация и качество образовательного процесса в оценке студентов вуза // Современные наукоемкие технологии. Пенза. №12-5. 2015. с. 865-869