Энергетическое топливо и паровые котлы
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
2. ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЕ ТОПЛИВО И ПАРОВЫЕ КОТЛЫ ................. 2
2.1 Состав и характеристики топлива .......................................................... 2
2.2. Расчет объемов и энтальпии воздуха и продуктов сгорания
топлива ................................................................................................................ 5
2.3. Паровые котлы ......................................................................................... 10
2.4. Тепловой баланс и коэффициент полезного действия котла .......... 12
2.5. Схемы барабанного и прямоточного котлов ...................................... 16
2. ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЕ ТОПЛИВО И ПАРОВЫЕ КОТЛЫ
2.1 Состав и характеристики топлива
Вещество, способное вступать в реакцию с кислородом воздуха и
служащее для получения теплоты, называется топливом. Выделившаяся в
результате реакции теплота передается рабочему телу (воде и пару), циркулирующему в цикле паротурбинной установки. Органическое топливо
по агрегатному состоянию разделяется на твердое (уголь, торф, горючие
сланцы), жидкое (мазут, бензин) и газообразное (природный и искусственный газы). Элементарный состав топлива представляет собой условную
сумму химических элементов, образующих топливо. Элементарный состав
твердого и жидкого топлива, поступающего на электростанцию, записывается в виде суммы масс химических элементов и называется составом рабочей массы
C p + H p + Sрл + O p + N p + A p + W p = 100 %.
В этом составе выделяется горючая часть − совокупность химических
элементов, взаимодействующих с кислородом и выделяющих в результате
реакций горения большое количество теплоты.
Горючая часть рабочей массы включает в себя углерод C p , водород
р
H p и летучую серу Sл . Сера S может присутствовать в топливе в трех виp
дах: органическая S0p , колчеданная Sкр и сульфатная Scp . Сульфатная сера не
участвует в реакции горения. Сумму Sop + Sкр = Sрл называют летучей серой.
Остальные элементы в составе образуют негорючую часть, или балласт топлива. В балласт входят кислород O р , азот N p , минеральные соединения (зольность) А р , влага W p .
Различают также сухую и горючую массу твердого топлива.
Состав топлива на сухую массу записывается в виде
2
C с + H с + Sсл + O с + N с + A с = 100 %,
а на горючую массу − в виде
C г + H г + Sгл + O г + N г = 100 %.
Пересчет компонентов состава топлива из одной массы в другую проводится по формулам вида:
Cc = Cр
100
;
100 − W р
Cг = Ср
100
100
с
=
С
.
100 − A р + W р
100 − А с
(
)
Сера является вредной примесью, выделяет при сгорании мало теплоты и в то же время при эксплуатации паровых котлов вызывает коррозию
оборудования, загрязняет воздушный бассейн выбросами SO2 через дымовые трубы электростанций.
Состав газообразного топлива может быть представлен в виде суммы
долей объема компонентов:
CH4 + CnHm + H2 + H2S + CO + O2 + N2 + CO2 = 100 %.
В этом составе содержание компонентов
выражено в % по объ-
ему. Например, CH4 = 93,2 % означает, что в 1 нм3 газообразного топлива
содержится 0,932 нм3 метана.
Количество теплоты, которое может быть выделено при полном сгорании единицы массы или объема топлива, называется теплотой сгорания.
р
р
Теплота сгорания различается на высшую Qв и низшую Qн (на рабочую
массу). Высшая теплота определяется количеством теплоты, полученной
при сгорании 1 кг твердого (жидкого) или 1 нм3 газообразного топлива
(при температуре 0 С и давлении 1,013 бар) и конденсации водяных паров, содержащихся в продуктах сгорания. Низшая теплота не включает в
себя теплоту конденсации водяных паров.
Для твердого и жидкого топлива низшая теплота сгорания в кДж/кг
рассчитывается по формуле Д. И. Менделеева
р
p
Qср = 338 C + 1025 H − 108,5( O − Sрл ) − 25 W .
p
p
3
Для газообразного топлива теплоту сгорания в кДж/м3 определяют в
расчете на сухую массу
Qнс = 108H 2 + 126CO + 234H 2S + 358CH 4 + 591C 2 H 4 + 638C 2 H 6 +
+ 860C3 H 6 + 913C3 H 8 + 1135C 4 H 8 + +1187C 4 H10 + 1461C5 H12 + 1403C 6 H 6 ,
где H2, СО, Н2S… − объемное содержание соответствующего компонента в
1 м3 газовой смеси, %; цифры перед Н2, СО и другими компонентами –
теплота сгорания каждого компонента смеси, уменьшенная в 100 раз,
кДж/м3.
Для сопоставления экономичности работы энергетических установок,
использующих различные виды топлива, применяется понятие условное
( )
топливо, теплота сгорания которого принята Qнр
усл
= 29,3 МДж/кг. Перер
счет расхода В, кг/с, используемого топлива с теплотой сгорания Qн ,
кДж/кг, на условное топливо производится по формуле
Вусл = В Qнр / (Qнр ) усл = В Qнр / 29300,
где Вусл − расход условного топлива, кг/с.
Важным показателем в характеристике твердого и жидкого топлива
является выход летучих веществ, представляющих собой смесь горючих и
негорючих газов, которые выделяются из массы топлива при его нагревании от 110 до 1100 С. Уменьшение массы пробы топлива при нагревании
без доступа воздуха, за вычетом содержащейся в топливе влаги, отнесенное к горючей массе топлива (масса пробы 1 г, температура нагревания
850 С, время нагрева 7 мин), характеризует величину выхода летучих V г.
Чем больше выход летучих веществ, тем ниже температура воспламенения
топлива и легче его зажигание.
Выход летучих зависит в основном от возраста топлива и условий его
формирования. Так, выход летучих у торфа, имеющего самый молодой
4
возраст, составляет 70 %, бурого угля − 46...50, каменного угля − 25...40, а
у антрацита − 3...4 %.
Твердый остаток топлива после выхода летучих веществ называется
коксом. Коксовый остаток может быть плотным, спекшимся или рыхлым.
В энергетических установках используются топлива, не пригодные для получения плотного кокса. Несгоревший остаток, образующийся после сгорания топлива и состоящий в основном из минеральных примесей, называется золой. Часть золы в процессе горения топлива под действием высоких
температур оплавляется и превращается в шлак.
Отношение массы золы к массе топлива в % называют зольностью А.
Бурые и каменные угли имеют зольность Ас = 10...55 % (в зависимости от
месторождения), сланцы − 40...60 %, жидкие топлива − 0,05...0,1 %.
Зольность топлива и свойства золового остатка влияют на процесс горения. Зола уменьшает теплоту сгорания топлива, снижает интенсивность
теплообмена вследствие осаждения на поверхности нагрева, вызывает износ их, загрязняет окружающую среду.
Влажность W − это количество влаги (воды) в топливе, выраженное
в %. Повышенная влажность снижает теплоту сгорания топлива и вызывает большие трудности при сжигании. Высокую влажность (до 50 %) имеют
бурые угли и торф, именно поэтому их теплота сгорания невелика
(8...10 МДж/кг). Влажность каменных углей значительно ниже и составляет 5...8 %.
2.2. Расчет объемов и энтальпии воздуха
и продуктов сгорания топлива
Горение − экзотермическая окислительно-восстановительная реакция
топлива с окислителем (кислородом воздуха), сопровождающаяся выделением теплоты и света. Различают гомогенное горение, протекающее в объеме, когда топливо и окислитель находятся в одинаковом агрегатном состоянии (например, горение газа в воздухе), и гетерогенное, происходя5
щее на поверхности раздела фаз, когда топливо и окислитель находятся в
различных агрегатных состояниях (например, горение твердых и жидких
топлив).
Процесс горения может идти с различной скоростью: от медленного
до мгновенного окисления горючих элементов во всем объеме топлива.
Примером медленного горения является самовоспламенение твердого топлива при хранении его на складе без соприкосновения с пламенем или раскаленным телом. Мгновенное окисление представляет собой взрыв. В
энергетических установках практическое значение имеет такая скорость
реакции, при которой происходит устойчивое горение с постоянной по
времени концентрацией топлива и окислителя (воздуха). Такой процесс
горения осуществляется, например, в двигателе внутреннего сгорания или
в топочной камере парового котла. При нарушении соотношения между
концентрациями топлива и воздуха, например при избытке воздуха (бедная
смесь) или топлива (богатая смесь), скорость реакции снижается, и вследствие этого уменьшается тепловыделение на единицу объема. Существуют
нижний и верхний пределы концентрации топлива, вне которых горение
становится невозможным.
Максимальное тепловыделение в процессе горения происходит при
определенных соотношениях масс элементов исходных веществ, вступающих в реакцию горения, которые называют стехиометрическими. В качестве примера приводятся стехиометрические соотношения для основных
горючих элементов твердого (жидкого) топлива в единицах массы, а для
газов − в единицах объема.
С + О2 = СО2 + q1 ;
S + O2 = SO2 + q4;
12 кг + 32 кг = 44 кг;
32 кг + 32 кг = 64 кг;
2C + O2 = 2CO + q2;
2H2 + O2 = 2H2O + q5;
24 кг + 32 кг = 56 кг;
4 кг + 32 кг = 36 кг;
2CO + O2 = 2CO2 + q3;
CH4 + 2O2 = CO2 + 2H2O + q6;
6
2 м3 + 1 м3 = 3 м3;
1 м3 + 2 м3 = 1 м3 + 2 м3.
Из реакции горения углерода следует, что для полного сгорания 1 кг
углерода необходимо затратить 32 / 12 = 2,67 кг кислорода, и при этом образуется 44 / 12 = 3,67 кг углекислого газа СО2. Из аналогичных реакций
окисления Н2 и S следует, что для сгорания 1 кг Н2 требуется 8 кг (5,55 м3)
О2 и при этом образуется 11,1 м3 водяных паров, а для сжигания 1 кг S расходуется ~ 1 кг (0,7 м3) О2 и получается 0,7 м3 SO2.
Таким образом, теоретически необходимое количество кислорода,
кг/кг, с учетом его содержания в топливе для полного сжигания 1 кг рабочей массы топлива, рассчитывается по формуле
M 0O = 2,67 C p / 100 + Spл / 100 + 8H p / 100 − O p / 100 .
2
Поскольку содержание кислорода в воздухе составляет примерно
21
% по объему, теоретически необходимое количество воздуха, м3, на 1 кг
твердого или жидкого топлива рассчитывается по формуле
V 0 = M 0O / (0,21O ) = 0,0889 (C p + 0,375Spл ) + 0,26 H p − 0,0333O p .
2
2
При рассмотрении горения газообразного топлива объемы воздуха и
продукты сгорания относят к 1 м3 газа. Для определения теоретически необходимого количества воздуха V 0 на 1 м3 газового топлива аналогично
производится расчет материального баланса элементарных реакций горения, и получается следующее выражение:
V 0 = 0,0476 0,5CO + 0,5H 2 + 1,5H 2S + (m + n / 4 ) C m H n − O 2 .
В реальных условиях для полного сгорания топлива требуется больший объем воздуха Vв > V 0 . Отношение в = Vв / V 0 называют коэффициентом избытка воздуха. При сжигании твердых топлив в принимается
равным 1,15 − 1,25, а для газообразных − в = 1,02 − 1,1.
В процессе горения топлива образуется углекислый газ СО2, водяные
пары Н2О, сернистый ангидрид SO2, а при недостатке воздуха − окись уг-
7
лерода СО. Кроме того, в продуктах сгорания имеются: азот N2, выделяющийся из топлива, а также поступающий вместе с воздухом; незначительное количество оксидов азота и сернистого ангидрида, образующихся при
высокой температуре и наличии кислорода. В продуктах сгорания имеется
также кислород О2, оставшийся после горения топлива, а при сжигании
газообразного топлива − водород Н2 и метан СН4.
Объем продуктов сгорания, м3/кг или м3/м3, определяется из выражения
Vг = Vг0 + (α в − 1) V 0 = VRO + VN0 + VH0 O + (α в − 1) V 0 ,
2
2
2
где VRO = VSO + VCO − объем трехатомных газов; VN и VH O − теорети0
2
2
2
2
2
ческие объемы азота и водяного пара соответственно.
Теоретический объем Vг продуктов сгорания, 1 кг или 1 м3 топлива,
определяется так же, как и V
, из материального баланса элементарных
реакций окисления топлива.
Для твердых видов топлива
(
)
VRO = 0,01866 C p + 0,275 S‘p ;
2
VN0 = 0,79V 0 + 0 ,008 N p ;
2
VH0 O = 0,111 H p + 0,0124 W p + 0,0161 V 0 .
2
Для газообразных видов топлива
VRO = 0,01 (CO 2 + CO + H 2S + mC m H n ),
2
VN0 = 0,79V 0 + 0,01 N 2 ,
2
VH0 O = 0,01(H 2S + H 2 + 0,5nC m H n + 0,124 d г ) + 0,0161V 0 .
2
Все объемы газов и воздуха выражают в м3 при 0 С и давлении
0,101 МПа. Влагосодержание газообразного топлива dг, г/м3, относят к
1
м3 сухого газа.
Энтальпию продуктов сгорания, 1 кг твердого (жидкого) или 1 м3 га-
8
зообразного топлива Hг, кДж / кг или кДж / м3, определяют как сумму
энтальпий продуктов сгорания H г при в = 1, избыточного воздуха
H 0в (α в − 1) и золы Hзл:
H г = H 0г + (α в − 1)H 0в + H зл .
Энтальпия продуктов сгорания H г , воздуха H в и золы H зл опреде-
ляется по формулам:
H 0г = VRO hRO + VN0 hN + VH O hH O ;
2
H 0в = V 0 hв ;
2
2
2
2
2
H зл = 0,01 А p а ун hзл ,
где аун − доля золы топлива, уносимая дымовыми газами; hRO , hN ,
2
2
hH O , hв , hзл − соответственно энтальпия трехатомных газов, азота, водя2
ных паров, воздуха, золы.
Газообразные продукты сгорания принято называть дымовыми газами.
Обладая относительно высокими скоростями, они выносят в атмосферу
различные твердые частицы негорючих примесей топлива: золу, сажу, а
при сжигании мазута – еще и пятиокись ванадия V2O5.
Из всех образовавшихся продуктов сгорания топлива безопасными для
живого организма являются водяные пары, азот, углекислый газ и кислород. Остальные − оксиды серы и азота, угарный газ, сажа, пятиокись ванадия − являются в той или иной мере токсичными веществами, вредно влияющими на органы дыхания, кожу человека и животных, растения.
В зависимости от степени опасности воздействия на организм человека вредные продукты сгорания органического топлива разделяют на несколько групп. К чрезвычайно опасным относятся пятиокись ванадия и
бензопирен, появляющийся в дымовых газах при сжигании любого топлива с недостатком кислорода. Высокоопасными являются диоксид азота
NO2 и серный ангидрид SO3, при взаимодействии которых с водяными парами атмосферного воздуха образуются пары азотной и серной кислот, являющиеся токсичными и коррозионно-агрессивными веществоми. Вредное
воздействие на живой организм оценивают по их концентрации в воздухе.
Предельно допустимые концентрации с, мг/м3, вредных веществ, образующихся при сжигании органического топлива, устанавливаются санитар-
9
ными нормами (в числителе − максимальная концентрация, в знаменателе
− среднесуточная).
Диоксид азота. . . . . . . . . . . . . . . . 0,085/0,085
Серный ангидрид . . . . . . . . . . . . 0,25/0,25
Сернистый ангидрид . . . . . . . . . .0,30/0,10
Оксид углерода . . . . . . . . . . . . . . 3,0/1,0
Пятиокись ванадия . . . . . . . . . . .- /0,002
Сажа (копоть) . . . . . . . . . . . . . . . 0,15/0,05
Пыль (зола) . . . . . . . . . . . . . . . . . 0,50/0,15
2.3. Паровые котлы
В зависимости от способа организации движения теплоносителя паровые котлы подразделяют на прямоточные, с естественной и принудительной циркуляцией.
Процесс получения перегретого пара состоит из трех этапов: подогрева питательной воды до температуры кипения, образования насыщенного
пара из воды и перегрева сухого насыщенного пара до необходимой температуры. Подогрев воды до температуры кипения происходит в теплообменнике, который называется экономайзером, кипение воды и образование
пара − в испарительной поверхности нагрева (в парообразующих трубах),
а перегрев пара − в пароперегревателе.
Особенностью паровых котлов с естественной циркуляцией является
то, что поступившая вода превращается в пар лишь после многократного
прохождения через циркуляционный контур. Как правило, в современных
котлах за один цикл вода в контуре испаряется на 3...20 %. Таким образом,
количество движущейся в контуре воды в несколько раз больше образующегося пара. Отношение расхода циркулирующей в контуре воды к количеству образовавшегося пара называют кратностью циркуляции. В паро-
10
вых котлах с естественной циркуляцией эта величина составляет 5...30.
Движущий напор котлов с естественной циркуляцией обычно не превышает 0,1 МПа, и этого достаточно, чтобы возникло и существовало движение в циркуляционном контуре, парообразующие трубы которого расположены вертикально. Однако иногда трубы, в которых образуется пароводяная смесь, приходится располагать горизонтально или даже с уклоном
вниз. При этом гидравлическое сопротивление контура возрастает
настолько, что движущегося напора естественной циркуляции недостаточно для организации движения воды и пароводяной смеси. В этом случае
движение теплоносителя осуществляется принудительно, например насосом, включенным в контур циркуляции. Такие котлы называют паровыми
котлами с принудительной циркуляцией.
Характерной особенностью котлов с естественной и принудительной
циркуляцией является наличие барабана (или нескольких барабанов), в котором происходит разделение пароводяной смеси на пар и воду. Такие
котлы называют барабанными. Однако при давлении, равном критическому и выше, разделение на пар и воду невозможно, поэтому котлы с барабанами могут работать при давлении ниже критического. Обычно давление пара, при котором работают барабанные котлы, не превышает 14
МПа, а их паропроизводительность 670 т/ч.
Пар сверхкритических параметров получают в прямоточных котлах.
Особенностью таких котлов является отсутствие замкнутого контура циркуляции в парообразующей зоне, а также барабана как элемента этого контура. Весь пароводяной тракт прямоточного котла представляет собой
разомкнутую гидравлическую систему, состоящую из последовательно соединенных экономайзерной, парообразующей и перегревательной зон. Рабочее тело проходит через все поверхности нагрева однократно. Прямоточные котлы могут производить пар не только сверхкритических, но и
докритических параметров. Обычно прямоточные котлы с давлением пара
до 14 МПа проектируют на паропроизводительность от 250 до 640 т/ч, а с
давлением 25 МПа и выше – на паропроизводительность до 3950 т/ч.
11
2.4. Тепловой баланс и коэффициент полезного действия котла
В процессе получения перегретого пара в паровом котле неизбежны
тепловые потери. Степень экономического совершенства котла характеризуется его коэффициентом полезного действия (КПД). Для определения
КПД составляется тепловой баланс − распределение теплоты, выделившейся при сгорании топлива, на полезную часть для получения пара и на
тепловые потери.
Уравнение теплового баланса записывается в виде
Qpp = Q1 + Q2 + Q3 + Q4 + Q5 + Q6 ,
где
Q pp − располагаемая
теплота;
Q1 − использованная теплота,
Q2...Q6 − тепловые потери.
Располагаемая теплота сжигаемого топлива определяется по формуле
Qрр = Qнр + Qв.вн + Qфт + Qпф − Qк ,
где Qв.вн − теплота, внесенная в топку воздухом при его подогреве вне котла (например, в паровых калориферах), кДж / кг или кДж / м3; Qфт − физическая теплота топлива, полученная при внешнем его подогреве, кДж / кг
или кДж / м3; Qпф − теплота паромеханического распыла мазута в форсунках (учитывается только при сжигании мазута), кДж / кг; Qк − теплота, затраченная при разложении карбонатов (учитывается только при сжигании
сланцев), кДж / кг.
Связь между абсолютной и относительной величинами потерь выражается
формулой
qi =
Qi
100 %.
Qpp
Тогда уравнение теплового баланса в относительных величинах можно записать в следующем виде:
12
100 = q1 + q2 + q3 + q4 + q5 + q6 .
Величина q1 представляет собой КПД котла, выраженный в процентах,
6
q1 = η к = 100 − qi .
i =2
Потеря теплоты с уходящими газами q2 (Q2) определяется тем, что
продукты сгорания в котле не охлаждаются до температуры окружающего
воздуха, а на выходе из агрегата имеют еще достаточно высокую температуру. Превышение температуры уходящих газов над температурой атмосферного воздуха вызывает потери теплоты Q2:
Q2 = Hух − Hхв ,
где Hух − энтальпия уходящих газов, кДж / кг или кДж / м3; Hхв − энтальпия холодного воздуха, кДж / кг или кДж / м3. Выражение для расчета Q2
можно записать и в другом виде:
Q2 = ( Vc
)0ух + (α ух − 1) H 0в − H хв ,
где ( Vc )ух − энтальпия уходящих газов при избытке воздуха = 1,
кДж / кг или кДж / м3; α ух −1 H в − энтальпия избыточного воздуха при
ух > 1, кДж / кг или кДж / м3.
На потери Q2 влияют температура уходящих газов ух и коэффициент избытка воздуха ух. Чем они выше, тем больше потери теплоты Q2.
На выбор температуры уходящих газов влияет влажность топлива Wр.
Чем больше Wр, тем выше ϑух. Отрицательное влияние влажности на Q2
выражается также и в том, что объем продуктов сгорания Vух заметно увеличивается из-за роста объема водяного пара, получающегося при испарении влаги из топлива. Поэтому даже при одинаковой ϑух потеря Q2 при
сгорании влажного топлива больше, чем сухого. Повышенная влажность
топлива увеличивает и теплоемкость продуктов сгорания сух, что также
приводит к росту Q2. Значение ϑух обычно составляет 120−170 С (нижний
предел для маловлажного топлива).
Чем выше избыток воздуха в топке и больше присосы в газоходах, тем
больше объемы продуктов сгорания за котлом и выше Q2.
Потери q2 являются наибольшими из всех тепловых потерь и для кот0
(
)
13
лов с уравновешенной тягой составляют 4−7 %. В котлах с наддувом нет
присосов воздуха, и q2 имеет меньшие значения.
Потери теплоты от химического недожога топлива q3 (Q3) обусловлены тем, что в состав продуктов сгорания могут входить газообразные горючие компоненты СО, Н2 , СН4. Их догорание за пределами топочной
камеры невозможно из-за недостаточно высокой температуры и низкой их
концентрации, а также малого количества кислорода. Теплота, которая
могла быть выделена в топочной камере в случае догорания газообразных
горючих компонентов, составляет химический недожог.
Расчет потерь теплоты от химического недожога проводится по формуле
Q3 = VCO QCO + VH QH + VCH QCH .
2
2
4
4
Здесь VCO ,VH , VCH − объем горючих газов в продуктах сгорания, м3 / кг
2
4
или м3 / м3; QCO , QH , QCH − теплота сгорания соответствующих горючих
2
4
компонентов, кДж/м3.
При сжигании твердого и жидкого топлива содержание в продуктах
сгорания Н2 и СН4 мало и потери теплоты Q3 определяют по содержанию
СО. Обычно q3 невелико и составляет 0−1,5 %. При нарушениях режима
эксплуатации топки q3 существенно возрастает.
Потери теплоты от механического недожога топлива q4 (Q4) возникают из-за того, что часть поступающего в топку топлива не участвует по
разным причинам во всех стадиях процесса горения и удаляется из котла.
Следовательно, количество теплоты, которая должна выделиться при полном сгорании топлива, в действительности не выделяется. Это и обусловливает механический недожог. Если химический недожог характеризуется
наличием в продуктах сгорания несгоревших веществ в газовой фазе, то
механический недожог характеризуется наличием несгоревших веществ в
твердом виде. Обычно q4 составляет 0,5−5 % , а при сжигании газообразного и жидкого топлива q4 0.
Потеря теплоты от наружного охлаждения котла q5 (Q5) обусловлена
тем, что обмуровка и обшивка котла, барабан, коллекторы, трубопроводы
14
(в пределах котла) имеют температуру поверхности более высокую, чем
температура окружающего их воздуха. Потери теплоты Q5 рассчитываются по уравнению теплоотдачи
Q5 =
(t c − to ) α i Fi
B
,
где tc 55 C − температура поверхности изоляции; to − температура
окружающего воздуха; Fi − элемент поверхности котла по наружным габаритам, м2; i − коэффициент теплоотдачи (суммарный − лучистый и
конвективный) соответствующий поверхности Fi, Вт / (м2К); В − расход
топлива на котел, кг/с.
При увеличении паропроизводительности котлов (D) потери теплоты
Q5 и q5 уменьшаются. С ростом D увеличивается объем котла и его поверхность по наружным габаритам. Однако поверхность охлаждения растет пропорционально квадрату линейного размера. Величина q5 составляет
0,2−1 %.
Потери с физической теплотой шлака вызваны тем, что удаляемый из
топки шлак имеет высокую температуру. Эти потери учитываются при камерном сжигании твердого топлива и удалении шлака в жидком состоянии. Величина q6 1−2 %.
Количество теплоты, которое воспринимается в котле теплоносителем
(водой и паром), в расчете на 1 кг или 1 м3 сжигаемого топлива (без учета
потерь с продувкой) рассчитывается по уравнению
Q1 =
− hпп
)
Do (hпе − hпв ) Dпп (hпп
+
,
В
В
где Do , Dпп − расход острого пара и пара промежуточного перегрева, кг/с;
, hпп
−
hпе , hпв − энтальпия острого пара и питательной воды, кДж / кг; hпп
энтальпия пара на входе и выходе из промежуточного пароперегревателя.
Зная КПД котла брутто, которое в данном случае определяется методом обратного баланса, бр
, можно определить расход топлива
к = 100 − qi
на котел. Так как
η бр
к =
Q1
бр
р
и Q1 = η к Qр , то
р
Qр
15
B=
− hпп
)
Do (hпе − hпв ) + Dпп (hпп
.
Qрр η бр
к
Эффективность работы парового котла с учетом расхода энергии на
собственные нужды (на привод дутьевых вентиляторов, дымососов, оборудования пылесистем) оценивается КПД котла нетто
с
с
ηнк = ηбр
к − Δη к ,
где Δηк − доля затрат энергии на собственные нужды котла, равная 2−5 %.
2.5. Схемы барабанного и прямоточного котлов
На рис. 3.1 представлена принципиальная схема барабанного котла с
естественной циркуляцией. Топливо с воздухом поступает в горелочные
устройства, где подготавливается к горению. Сжигание (горение) топлива
происходит в топочной камере. Образующиеся в процессе сжигания продукты сгорания (дымовые газы) при движении в газовом тракте котла передают свою теплоту поверхностям нагрева, размещенным в котле. Дымовые газы, передав теплоту, покидают котел с температурой 100−170 С и
выбрасываются через дымовую трубу.
Питательная вода поступает в водяной экономайзер, где подогревается до температуры, близкой к температуре насыщения. Из экономайзера по
трубам вода направляется в барабан котла. Из барабана котла вода по
опускным необогреваемым трубам направляется в нижние входные коллекторы экранов топочной камеры и из них раздается по экранам топки.
Образующаяся в экранах топки (подъемных обогреваемых трубах) пароводяная смесь собирается в верхних выходных коллекторах и направляется в
барабан котла, где происходит разделение смеси на пар и воду.
16
Рис. 3.1. Принципиальная схема барабанного котла с естественной циркуляцией:
1 − топочная камера; 2 − горелочные устройства; 3 − опускные необогреваемые трубы; 4 − подъемные обогреваемые трубы (топочные экраны); 5 − выходной коллектор
фронтального экрана; 6 − барабан котла; 7 − трубопровод питательной воды после
водяного экономайзера; 8 − потолочный пароперегреватель; 9 − ширмовой пароперегреватель; 10 − выходной коллектор заднего экрана; 11 − водяной экономайзер; 12 −
нижние (входные) коллекторы экранов топочной камеры; 13 − впрыскивающий
пароохладитель; 14, 15 − вторая и первая ступени конвективного первичного пароперегревателя; 16, 17 − вторая и первая ступени промежуточного пароперегревателя;
18 − регулятор пропуска пара
Сухой насыщенный пар из барабана котла поступает на перегрев
сначала в потолочный радиационный пароперегреватель и далее последовательно проходит ширмовой пароперегреватель, первую и вторую ступени конвективного первичного пароперегревателя. Для регулирования температуры первичного пара, направляющегося в турбину, устанавливается
впрыскивающий пароохладитель между ступенями пароперегревателей. В
паровых котлах высокого давления с целью повышения КПД цикла Ренкина обычно имеется вторичный (промежуточный) пароперегреватель, размещаемый в конвективной шахте котла в виде двух ступеней. Пар, совершив работу в части высокого давления турбины, отбирается из турбины и
поступает через регулятор пропуска пара сначала в первую, а затем во вторую ступень промежуточного пароперегревателя. После промежуточного
пароперегревателя пар обычно с температурой острого (первичного) пара
поступает в часть низкого давления турбины и совершает в ней работу. Регулирование температуры пара промперегрева осуществляется изменением
расхода его через первую ступень промежуточного пароперегревателя при
17
помощи регулятора пропуска, изменением топочного режима, рециркуляцией газов, впрыском конденсата.
В прямоточном котле (рис. 3.2) питательная вода при помощи насоса
поступает в водяной экономайзер и далее во входной коллектор трубной
системы, называемой нижней радиационной частью (НРЧ). Из коллектора
вода направляется в парообразующие трубы НРЧ, размещенные по периметру стен в нижней части топочной камеры, где она нагревается до кипения и почти полностью испаряется. Обычно в выходном коллекторе НРЧ
пар содержит 10−20 % воды, в которой растворена основная часть солей,
попавших в тракт с питательной водой. При такой концентрации примесей
возможно их выпадение из воды в виде твердой фазы, что приведет к образованию накипи на стенках труб. Появление накипи в НРЧ является крайне
опасным, так как низкая теплопроводность ее снижает теплопередачу и
приводит к перегреву стенок труб, что снижает прочностные свойства металла. Чтобы облегчить условия работы металла труб, часть поверхности
нагрева, в которой возможно выпадение накипи, располагают не в топочной камере − зоне высоких температур, а в конвективном газоходе − зоне
пониженных температур газов. В этой части поверхности нагрева, называемой переходной зоной, происходит окончательное испарение воды и небольшой перегрев (на 15 С) пара.
Дальнейший перегрев пара происходит в трубах верхней радиационной части и в выходном пакете полурадиационного или конвективного пароперегревателей. Перегретый (острый) пар необходимой температуры
(545−560 С) и давления поступает в турбину. В современных схемах прямоточных котлов вследствие повышения требований к качеству питательной воды и специальной химводоподготовке добавочной воды этих котлов переходная зона отсутствует. Питательная вода последовательно однократно проходит через поверхности водяного экономайзера, нижней, средней, верхней радиационных частей и ступени первичного конвективного
пароперегревателя.
18
Рис. 3.2. Схемы прямоточного котла Л. К. Рамзина (а) и навивки топочных экранов (б): 1 − входной коллектор нижней радиационной части (НРЧ); 2 − нижняя радиационная часть; 3 − выходной коллектор НРЧ; 4 − верхняя радиационная часть; 5 − выходной пакет пароперегревателя; 6 − переходная зона; 7 − водяной экономайзер; 8 −
питательный насос
19