Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Энергетическая дипломатия СССР

  • 👀 667 просмотров
  • 📌 606 загрузок
Выбери формат для чтения
Статья: Энергетическая дипломатия СССР
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате rtf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Энергетическая дипломатия СССР» rtf
Лекция 5. Энергетическая дипломатия СССР План: 1. Исторический обзор трубопроводной политики России 2. Энергетический фактор во внешней политике России 3. Глобальная энергетическая дипломатия России 4. Региональные и страновые приоритеты 5. Практические аспекты реализации энергетической политики 6. «Нефтяные шоки». Понятие. История вопроса. Поступательное развитие мировой энергетики ведет к увеличению влияния энергетических факторов на систему международных отношений, на мировую экономику и геополитику. В полной мере этот процесс затрагивает и Россию. Наша страна обладает крупнейшей в мире ресурсно-сырьевой базой, солидной энергетической промышленностью и энерготранспортной инфраструктурой, интеллектуальным потенциалом, а также занимает стратегически выгодное геополитическое положение в Евразии. Поэтому она объективно является великой энергетической державой и играет существенную роль в мировых энергетических делах. Повышение авторитета России в международных «энергетических» отношениях в немалой степени зависит от эффективности и результативности дипломатической деятельности. Исторический обзор трубопроводной политики России Нефтяной фактор играл важную роль в дипломатии России в конце XIX — начале XX века. Можно отметить попытки МИД России оказать содействие своим нефтепромышленникам в прокладке нефтепровода от Баку к Персидскому заливу, для обеспечения им доступа к ресурсной базе Ирана. Прилагались определенные усилия по сохранению позиций российского керосина на европейском и восточном рынках. Двадцатые годы прошлого столетия отмечены возвращением отечественной нефтяной отрасли на мировые рынки после преодоления последствий гражданской войны. Это произошло после восстановления добывающих мощностей на Апшероне и модернизации нефтеперерабатывающих предприятий с помощью зарубежных компаний. В конкурентной борьбе с ведущими компаниями Запада советские внешнеторговые организации успешно использовали методы ценовых войн для преодоления дискриминационных барьеров. Начиная с середины 1950-х гг. проводились не только клиринговые, по сути некоммерческие поставки российской нефти в страны СЭВ, но и велась активная внешнеэкономическая экспансия советской нефти на мировые рынки. Следует отметить, что построенная в конце 50-х — середине 60-х гг. XX века система нефтепроводов «Дружба» не была коммерческим проектом. Основные цели этого проекта были связаны с политическими приоритетами руководства СССР, которые сводились к обеспечению нефтью и нефтепродуктами по льготным расценкам «братских» стран Восточной Европы, а также потребностей Советской Армии и армий стран-членов Варшавского Договора для защиты от возможной «империалистической агрессии». Подобную подоплеку имеет история строительства системы магистральных газопроводов, в том числе «Союз» и «Братство», в основном предназначенной для газификации, по сути некоммерческой, европейской части СССР (Балтийские республики, Белоруссия, Молдавия, Украина), а также Польши, Венгрии, ГДР и других стран СЭВ. После формирования трубопроводной системы для поставок газа из СССР в Восточную Европу, в середине 1970-х гг. был осуществлен выход газа на рынки ряда стран Западной Европы. Как известно, США была поставлена задача: сорвать сделку «газ — трубы», согласно которой страны Западной Европы, в первую очередь ФРГ, должны были поставить магистральные трубы для сооружения экспортного газопровода с их оплатой частью будущих поставок советского газа. Однако советской дипломатии удалось обеспечить выполнение этой сделки, несмотря на усилия американской стороны. Помимо нефти и газа СССР был довольно активным экспортером угля, электроэнергии, оборудования и услуг в сфере ТЭК, включая ядерную энергетику. Кроме того, в 70-80-е гг. Советский Союз активно развивал военно-политическое и экономическое сотрудничество, в том числе в сфере ТЭК, с рядом стран Африки, Ближнего и Среднего Востока, а также Южной Азии. В большинстве случаев энергетический фактор в советской дипломатии имел в первую очередь политическое, а не экономическое значение. Отсутствовала какая-либо целостная программа международного энергетического сотрудничества. В начале 80-х гг. прошлого века, после мирового энергетического кризиса, была разработана Энергетическая стратегия СССР, в которой были определены основные технико-экономические направления развития союзного ТЭК. В работе над этим документом принимали участие многие известные ученые и специалисты. В документе были рассмотрены и некоторые аспекты международного энергетического сотрудничества СССР, имевшие сильную идеологическую направленность в условиях «обострения межимпериалистических противоречий» после глобального энергетического кризиса. 2. Энергетический фактор во внешней политике России Основные приоритеты современной энергетической дипломатии страны, сформулированные в Энергетической стратегии России на период до 2020 г., обусловлены в немалой степени уникальным положением России в мировой энергетике и мировой энергетической политике. С одной стороны, Россия — активный участник группы государств, входящих в «Большую восьмерку», которые, как и большинство других промышленно развитых стран, являются нетто-импортерами энергетических ресурсов. Глобальные энергетические интересы этих стран сводятся к обеспечению долгосрочных и надежных поставок импортных энергоресурсов по разумно низким ценам. Эти интересы отстаивает Международное энергетическое агентство (МЭА), которое было образовано в разгар энергетического кризиса 1970-х гг. с целью формирования системы энергетической безопасности стран Запада. С другой стороны, Россия входит в группу ведущих нетто-экспортеров энергетических ресурсов, в частности нефти, глобальные энергетические интересы которых сводятся к обеспечению долгосрочных и стабильных поступлений средств за экспорт этих ресурсов по разумно высоким ценам. Их интересы отстаивает ОПЕК, а ряд стран, включая Россию, входят в группу независимых экспортеров нефти. Очевидно, что интересы этих групп стран не совпадают. Поэтому Россия, отстаивая, прежде всего, собственные интересы на энергетическом направлении своей внешнеэкономической политики, объективно учитывает интересы обеих групп стран, стремясь обеспечить их баланс. Глобальный характер энергетических проблем, все большая их политизация, а также объективно сложившееся влиятельное положение российского ТЭК в системе мировой энергетики выдвинули энергетический фактор в число весомых элементов, на которые опирается российская внешняя политика. В последнее время у России появилась реальная возможность активно использовать этот фактор в качестве инструмента отстаивания своих внешнеполитических и экономических интересов. Учитывая перспективы дальнейшего развития мировых энергетических рынков и укрепления на них российских позиций, в предстоящем десятилетии роль энергетического фактора станет определяющей во внешней политике России. В этой связи энергетическая дипломатия России может превратиться в одно из важнейших средств укрепления геополитических позиций нашего государства как на глобальном, так и на региональном уровнях. 3. Глобальная энергетическая дипломатия России Ситуация на мировых энергетических рынках определяется целым рядом факторов, среди которых наиболее важное значение имеют экономические и политические. На глобальном уровне дипломатия России стремится использовать апробированные в международной практике политические механизмы, чтобы обеспечить благоприятные условия для развития рынков нефти и газа, расширения доли российских компаний и организаций на этих рынках и повышения транспарентности мирового ценообразования на энергоносители. После резкого ухудшения ценовой конъюнктуры на мировых рынках нефти в 1998-1999 гг. энергетическая дипломатия России по инициативе нефтяной промышленности активизировала взаимодействие с ОПЕК и добилась получения статуса наблюдателя на конференциях этой организации. С того времени российские представители принимают участие в регулярных встречах министров нефти и энергетики стран ОПЕК, что в определенной степени содействует улучшению и стабилизации ценовой конъюнктуры на мировых рынках нефти. Россия также заинтересована во взаимодействии с ведущими производителями газа, участвуя в ежегодных форумах стран-экспортеров газа, которые постепенно приобретают характер своего рода неформальной «газовой» ОПЕК. Россия развивает сотрудничество с МЭА по широкому кругу проблем, которые определены подписанной в 1994 г. Декларацией о сотрудничестве между Россией и Агентством. Важное значение для российского ТЭК имеет участие совместно с МЭА в конференциях по мировым рынкам, использование высококвалифицированных аналитических материалов по мировой энергетике, а также подготовка экспертами Агентства в 1995 г. и 2002 г. докладов об энергетике России. Наша страна, являясь членом «Большой восьмерки», принимает активное участие в обсуждении глобальных проблем энергетики, включая проблемы и перспективы мировой нефтяной отрасли, в рамках этого элитного межгосударственного клуба. Эти проблемы были в центре внимания встречи министров энергетики «Восьмерки», проведенной по инициативе России в Москве весной 1998г., а также в повестке дня второй встречи, которая была проведена по инициативе США 2-3 мая 2002 г. в Детройте. Как известно, в 2006 г. Россия председательствует в «Группе восьми», в рамках которой основное место займут проблемы глобальной энергетической безопасности. Проблемы развития мировых энергетических рынков, а также проблемы экспортеров и импортеров обсуждаются в рамках глобального диалога потребителей и производителей энергоресурсов, который проходит на Мировых энергетических форумах (МЭФ) с участием руководителей нефтяных и энергетических министерств многих стран мира. В 2004 г. в Амстердаме прошла 9-я Сессия МЭФ. Основные вопросы, которые обсуждались в Амстердаме, были связаны с инвестициями в мировую энергетику. В ноябре 2005 г. в Эр-Рияде (Саудовская Аравия) состоялась торжественная церемония открытия новой штаб-квартиры секретариата МЭФ, а также запуск в мировую систему Интернета программы нефтяного банка данных (JODI), которая координируется секретариатом МЭФ. В 2006 г. в Дохе (Катар) состоится 10-я Сессия МЭФ, на которой будут обсуждаться различные аспекты глобальной энергетической безопасности. Судя по всему, МЭФ превращается во влиятельный центр мировой энергетической политики, своего рода неформальную «энергетическую» ООН и участие России в ее мероприятиях и деятельности ее руководящих органов приобретает все большую актуальность. 4. Региональные и страновые приоритеты Региональные приоритеты энергетической дипломатии России органично вытекают из положений Энергетической стратегии России, которые предусматривают меры по укреплению наших позиций в европейском регионе, являющимся основным рынком сбыта российской нефти и газа. Они должны дополняться активными шагами по расширению экспортных потоков России на восточном и южном направлениях. Энергетическая стратегия страны ориентируется на масштабное вовлечение в топливно-энергетический баланс России углеводородных ресурсов центральноазиатских стран СНГ, включая страны Каспийского региона. В этой связи одной из приоритетных задач российской дипломатии является содействие реализации ряда крупных нефтегазовых проектов, включая строительство новых стратегических трубопроводов. В Европе Россия имеет существенные интересы во многих странах. В основном они сводятся к сохранению и расширению рынков сбыта, внедрению в сбытовые сегменты нефтегазового бизнеса, получению инвестиций, решению вопросов транзита. Ряд европейских стран, в свою очередь, являются крупными поставщиками оборудования для российской энергетики, а также важными потенциальными экспортерами капитала для топливно-энергетических отраслей России. Эти факторы обусловили запуск в 2000 г. энергетического диалога между Евросоюзом и Россией, который превратился в неотъемлемый элемент переговоров, проводимых на регулярной основе саммитов «Россия — ЕС». Необходимо отметить, что взаимодействие по этим вопросам в политическом формате теперь переходит в деловую плоскость в связи с инициативой формирования постоянно действующего Делового энергетического форума «Россия — ЕС», в котором предполагается участие крупнейших «игроков» российского ТЭК и ведущих европейских топливных компаний. Важное значение для формирования правовых рамок энергетического сотрудничества на евроазиатском пространстве имеет также Договор к Энергетической Хартии (ДЭХ) и связанные с ним документы. Россия подписала ДЭХ, и хотя она не ратифицировала этот договор, российские делегации участвуют в мероприятиях Конференции по Энергетической Хартии, наиболее важными из которых являются переговоры по разработке Транзитного протокола к Хартии. Наряду с этим российская дипломатия уделяет значительное внимание вопросам двустороннего сотрудничества в области энергетики с отдельными странами Евросоюза. В этом плане можно особо выделить успешное развитие ряда совместных проектов с Францией, Великобританией, Италией, Германией, Нидерландами и др. Безусловным приоритетом нашей дипломатии является также налаживание эффективного сотрудничества в области энергетики на постсоветском пространстве. Энергетический фактор играет ключевую роль в многосторонней дипломатии России в рамках СНГ, Союзного государства с Белоруссией, Евразийского Экономического Сообщества (ЕврАзЭс) и формирующегося Единого Экономического Пространства (ЕЭП). Правовой основой двустороннего энергетического сотрудничества с бывшими союзными республиками являются долгосрочные межправительственные соглашения по различным направлениям. Основной механизм сотрудничества — рабочие группы или комитеты в рамках межправительственных комиссий по экономическому сотрудничеству (МПК). Энергетическая дипломатия России стремится находить взаимоприемлемые и жизнеспособные решения по проблемам, которые обозначились в связи с переводом на рыночную основу условий поставок и транзита энергоносителей в отношениях России с другими партнерами по СНГ. Следует отметить, что в последнее время на постсоветском пространстве завязываются сложные узлы геополитических и экономических проблем, связанных с энергетической сферой. Ярким примером может служить газовый конфликт с Украиной, особенно остро проявившийся в начале 2006 г. Энергетические интересы России в Каспийском регионе неразрывно связаны с геополитическими интересами, а также интересами в транспортной сфере и других экономических сферах страны в этом регионе. В отношениях России с ресурсными странами Каспийского региона и Центральной Азии важное место занимают вопросы развития сотрудничества в сфере транзита и транспортировки каспийских нефтегазовых ресурсов на рынки сбыта, а также урегулирование правового статуса Каспийского моря. Определенные перспективы для сотрудничества в газовой сфере имеет Евразийский газовый альянс, создаваемый с участием России, Узбекистана, Туркменистана и Казахстана. Весьма перспективным направлением российской энергетической дипломатии является Азиатско-тихоокеанский регион (АТР) с учетом ожидаемого существенного роста экономики и энергопотребления государств этого региона. Сфера энергетики — ключевой элемент наших отношений со странами АТР в рамках форума Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС), а также в рамках Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). Некоторые страны АТР являются потенциальными инвесторами освоения ресурсно-сырьевого потенциала Дальнего Востока и Восточной Сибири России. В свою очередь развитие ТЭК будет способствовать не только решению острых социально-экономических проблем этих регионов, но и развитию энергетической и промышленной инфраструктуры, а также укреплению экономических и геополитических позиций России в Азии. В этой связи Россия придает большое значение реализации сахалинских проектов, а также освоению нефтегазовых месторождений Восточной Сибири. Среди стран-импортеров АТР наиболее прочная политическая и нормативноправовая база для сотрудничества в сфере энергетики формируется в отношениях с Китаем. Своего рода энергетический диалог начинается с Японией и с Южной Кореей. Среди стран-экспортеров региона имеет перспективы сотрудничество с Индонезией, Вьетнамом, Малайзией. В целом можно констатировать, что энергетический фактор занимает весомое место в системе двусторонних внешнеэкономических и внешнеполитических отношений России с более чем 80 странами. Среди стран-импортеров энергетических ресурсов, двусторонние отношения с которыми входят в российские приоритеты, можно выделить США. В этой связи следует отметить позитивное влияние на состояние дел в этой области начавшегося в 2002 г. двустороннего Энергетического диалога. Традиционными стали также российско-американские деловые «энергетические саммиты». На последнем из них, прошедшем в 2003 г. в Санкт-Петербурге, обсуждались перспективы реализации ряда крупных нефтегазовых проектов. Дальнейшее развитие Энергетического диалога России и США имеет большое значение для укрепления стабильности и предсказуемости мировых энергетических рынков в глобальном плане, а также для нахождения баланса интересов не только по экономическим, но и геополитическим проблемам. Среди других стран-импортеров, в двусторонних отношениях с которыми у России имеются нефтяные интересы, можно отметить государства СНГ и Балтии, Турцию, страны Центральной и Восточной Европы, ряд стран АТР, в первую очередь Северо-Восточной Азии. Касаясь двусторонних «энергетических» отношений с экспортерами, можно отметить Норвегию, которая является крупнейшим производителем и экспортером нефти и газа среди стран Западной Европы. Очевидно, что у России и Норвегии, несмотря на то, что они конкуренты на рынках нефти и газа в странах Западной Европы, имеются и общие интересы. В последнее время энергетический фактор играет все более важную роль в отношениях с Алжиром, Ливией, Египтом, а также с рядом государств Латинской Америки, среди которых следует выделить Венесуэлу и Мексику. 5. Практические аспекты реализации энергетической политики В условиях обострения конкурентной борьбы на мировых энергетических рынках преимущества получают те компании, которые имеют крепкие финансово-экономические и ресурсные «тылы», богатый опыт корпоративной дипломатии, а также пользуются поддержкой со стороны государств своего базирования. Деятельность российских нефтегазовых компаний заведомо ставила бы их в невыгодные условия конкурентной борьбы со своими зарубежными партнерами, если бы они развивали свою международную корпоративную стратегию без поддержки государства. Очевидно, что эффективное и конструктивное сотрудничество между российскими компаниями и органами государственной власти поможет России в полной мере использовать огромные потенциальные возможности для укрепления своих позиций в мировой энергетике, а также роста авторитета в мировой политике. Необходимо отметить, что на Западе накоплен многолетний опыт корпоративной стратегии, а также отработаны механизмы координации с официальной дипломатией стран своего базирования. Российским компаниям предстоит изучать и перенимать этот опыт «дипломатии» современных международных корпораций. Понятно также, что к проработке российских инициатив и предложений по глобальной энергетической безопасности наряду с заинтересованными ведомствами нужно привлечь наши ведущие энергетические компании. Первые шаги в этом направлении уже сделаны, но дальнейшая работа по обеспечению благоприятных условий для реализации перспективных инвестиционных проектов отечественного ТЭК, несомненно, потребует более действенной координации усилий МИД России и заинтересованных хозяйствующих субъектов. В заключение о некоторых соображениях по повышению эффективности российской энергетической дипломатии. Очевидно, что реализация широких возможностей ТЭК России на международной арене вряд ли осуществима без целостной концепции внешней энергетической политики страны, а также без механизма координации межведомственного взаимодействия по вопросам международной деятельности ТЭК России. На сегодня можно констатировать, что, несмотря на нарастание значения энергетического фактора во внешней политике России, целостной официальной концепции внешней энергетической политики, в которой были бы учтены российские общефедеральные и региональные интересы, а также интересы российского бизнеса, нет. В этой связи, в соответствии с соглашением о сотрудничестве между Союзом нефтегазопромышленников России и МИД намечена разработка такой концепции внешней энергетической политики страны в развитие и в дополнение международных разделов Энергетической стратегии России на период до 2020 г. Важную роль в этой работе может сыграть Центр энергетической дипломатии и геополитики (ЦЭД), учрежденный Союзом при поддержке МИД России. Что касается постоянно действующего механизма координации деятельности МИД России, других министерств и российских компаний по внешнеполитическому обеспечению интересов в сфере энергетики, то вопрос о его создании прорабатывается уже несколько лет, но логического завершения так и не получил. Примечательно, что необходимость формирования такого механизма зафиксирована в Энергетической стратегии России на период до 2020 г., одобренной в 2003 г. В то же время межведомственная координация с участием бизнеса на энергетическом направлении внешней политики и дипломатии неплохо отлажена в США, других зарубежных странах. Очевидно, что без согласованных действий российского ТЭК и дипломатии на основе квалифицированно проработанной концепции, широкомасштабное решение задач по обеспечению внешнеэкономических и геополитических интересов России в мировой энергетике будет весьма непросто. Сейчас происходит активизация совместных усилий МИД России и Минпромэнерго России в этом направлении. В 2003-2005 гг. были проведены заседания коллегии МИД России и специализированные совещания с участием других ведомств, российских компаний по актуальным вопросам энергетической дипломатии. Большое значение для формирования механизма реализации внешней энергетической политики имеет учреждение поста представителя Президента Российской Федерации по международному энергетическому сотрудничеству в ранге посла по особым поручениям. 6. «Нефтяные шоки». Понятие. История вопроса. Этим термином обычно описывают ситуацию стресса, который испытывают национальные экономики, чей рост зависит от состояния мировых цен на энергоносители, в результате резкого изменения (порядка 100% и более) цены на нефть. Еще в 1930-х годах XX века началось активное использование нефти и продуктов ее переработки, что, в частности, привело к созданию индустрии полимерных материалов и развитию автомобилестроения. Этот технологический уклад, который пришел на смену энергии пара и железных дорог, дал название «экономики нефти». С этого времени процессы добычи, продажи и переработки нефти продолжают оказывать определяющие влияние на состояние мировой экономики. Например, первый «нефтяной шок» произошел в 1973 году и стал результатом кровопролитного конфликта («войны Судного дня») между Израилем и коалицией арабских государств. Тогда эти государства, входившие в Организацию стран - экспортеров нефти – ОПЕК (англ. The Organization of the Petroleum Exporting Countries - OPEC) отказались поставлять нефть развитым странам Западного мира, поддержавшим Израиль, что привело к четырёхкратному увеличению цен. Еще через пять лет произошел новый скачок мировых цен на нефть  - на этот раз из-за событий в Иране (крупнейшем производителе нефти), когда в результате Исламской революции от власти был отстранен шах Мохаммед Реза Пехлеви, исповедовавший светский путь развития страны. Неожиданные изменения нефтяных цен являются настоящим «черным лебедем» современности. Так с легкой руки американского финансового гуру Нассима Талеба (Taleb, Nassim Nickolas) принято называть внешне беспричинные события, имеющие непредсказуемые последствия. Согласно Н. Талебу, такие события обладают тремя важными характеристиками. Во-первых, они аномальны, поскольку ничто в прошлом опыте их не предвещало. Во-вторых, они обладают огромной силой воздействия. Наконец, в-третьих, после того, как неожиданность случилась, люди вдруг обнаруживают, что они вполне могли ее предвидеть: причинно-следственные связи, приведшие к этому событию, выглядят апостериори абсолютно понятными, просто никто раньше не обращал внимания на очевидное. Сегодня ученые-экономисты выделяют пять этапов в эволюции механизмов ценообразования на рынке нефти. Они связаны, главным образом, с чередованием периодов снижения и возрастания неопределенности определении нефтяных цен. На первом этапе (1930-1960-е) цены были стабильны и корректировались на основе неформального соглашения (фактически – картельного сговора), заключенного в 1928 году рядом международных нефтяных компаний. В группу этих компаний, которые с легкой руки Энрико Маттеи (Mattei, Enrico), главы итальянской государственной нефтяной корпорации ENI, стали с 1950 года называть «семь сестер», входили British Petroleum, Chevron, Exxon, Gulf Oil, Mobil, Royal Dutch Shell и Texaco. В то время считалось, что подобный подход к рынку нефти (вкупе с монетарной системой «золотого стандарта» и позднее пришедшей ей на смену Бреттон-Вудской системой с долларом США в качестве мировой валюты) обеспечивает стабильность мировых финансов и торговых расчетов. Потерпевшую крах Бреттон-Вудскую систему в 1971 году сменила система свободной конвертации валют. С этого времени начался второй этап в процессах эволюции нефтяного ценообразования (до 1986 г.), который был связан с тем, что определяющее влияние на состояние рынка нефти оказывали ее производители - прежде всего, страны – члены ОПЕК. В 1986 году после резкого обвала нефтяных цен, спровоцированного отказом Саудовской Аравии ограничить уровень добычи, было принято решение начать биржевую торговлю нефтью с целью сократить влияние неэкономических факторов на состояние мирового нефтяного рынка. В период, начавшийся с 1986 года и завершившийся в 2003 году, нефть становится глобальным ликвидным товаром, а ее цена определяется в результате биржевых торгов. В результате этих действий волатильность нефтяных цен снизилась, а сами они зафиксировались на относительно низком уровне. Глобализация мировых финансовых рынков (2003-2008) вновь способствовала росту неопределенности цен за счет расширения объемов арбитражных сделок. В этот период широкое использование финансовых инструментов приводит к тому, что только несколько процентов сделок на биржах заканчивается реальными поставками нефти. Наконец, с 2008 года начинает отсчет последний, пятый этап в эволюции процессов образования нефтяных цен. Результаты последних исследований свидетельствуют, что в условиях продолжающегося глобального экономического кризиса их изменение определяется, в основном, стоимостью нефти как сугубо финансового актива. Как отмечает известный российский экономист профессор Яков Моисеевич Миркин, нефть превратилась из обычного физического товара в биржевой инструмент, который может приносить доход участникам торгов и без физической поставки. В Советском Союзе, начиная с 1960-х годов, главным источником поддержания промышленного производства и удовлетворения внутреннего спроса стал быстрый рост доходов от экспорта энергоносителей. По данным исторической статистики, добыча нефти непрерывно возрастала: если в 1970 году в СССР было добыто 285 млн тонн нефти, то в 1980 году – уже 547 млн тонн. Однако такой рост добычи не сопровождался адекватным ростом энерговооруженности советской экономики. За период 1970-1980-х годов доля переработки сырой нефти в Советском Союзе сократилась с 73 до 59 %. Таким образом, значительная часть добытой сырой нефти просто продавалась на международных рынках. В середине 1960-х годов появились первые промышленные результаты начатых еще по указанию Первого секретаря ЦК КПСС Н.С. Хрущева работ, по поиску новых месторождений энергоносителей в труднодоступных районах Западной Сибири. Из поисковой скважины в Тюменской области в районе озера Самотлор 22 июня 1965 года, в годовщину начала Великой Отечественной войны, ударил фонтан нефти мощностью более тысячи тонн в сутки. В следующем году в Ямало-Ненецком автономном округе было открыто Уренгойское газовое месторождение. К началу 1970-х годов новые богатейшие месторождения нефти и газа в Западной Сибири были полностью введены в промышленную эксплуатацию. Это совпало по времени с резким, четырехкратным ростом мировых цен на энергоносители. Начало роста нефтяных цен произошло одновременно с экономическим кризисом, который переживали экономики промышленно развитых стран Запада в 1970–1971 годах. Сам «нефтяной шок», как отмечалось выше, произошел в 1973–1974 годах («война Судного дня»), когда цены на сырую нефть возросли сразу в несколько раз и затем продолжали непрерывно возрастать вплоть до начала 1980-х годов. Например, цена легкой аравийской нефти в среднегодовом измерении и в текущем исчислении возросла примерно с 2 долларов США за баррель в 1972 году до 36–38 долларов США за баррель в 1980 году. Поскольку продажа сырой нефти стала приносить СССР сверхвысокий доход, необходимость поиска других, в первую очередь внутренних источников для роста экономики исчезла. Это привело не только к быстрому свертыванию экономических реформ, начатых в период VII пятилетки (1966-1970), но и к вырождению самой экономической политики. Развитие событий показало, что следствием такого решения стало в терминологии современных экономистов инфицирование советской экономики вирусом «голландской болезни». Так сегодня принято называть ситуацию, когда быстрый рост доходов от сырьевого экспорта тормозит механизмы саморазвития национальной экономики, приводит к упрощению ее структуры и к деградации промышленного потенциала. Например, соотношение фактических и плановых темпов прироста таких ключевых экономических показателей, как валовая продукция промышленности, производительность труда (в промышленности), реальные доходы населения, розничный товарооборот в VIII пятилетке были, соответственно: 103%, 93%, 110% и 120%. В XI пятилетке (1980-1985) те же показатели составили, соответственно, 77%, 74%, 67% и 70%. Кроме того, за это время более, чем в три раза увеличились вынужденные сбережения граждан (деньги, которые население не могло потратить на приобретение необходимых товаров и услуг) - с 17,5 до 60,9 млрд. рублей (ГАРФ. Ф. 5446. Оп. 163. Д.185. Л.100). Мировые цены на сырую нефть, составлявшие в 1980 году 36–38 долл. США за баррель, стали постепенно снижаться, достигнув уровня 27 долл. за баррель в 1985 году, а затем в течение первых месяцев 1986 года буквально «обрушились» до отметки 10 долл. за баррель. Как уже отмечалось, такое резкое снижение было вызвано отказом Саудовской Аравии в рамках ОПЕК от ограничения уровней добычи для поддержания высоких нефтяных цен. Если в 1979–1981 годах уровень добычи нефти в Саудовской Аравии был снижен в пять раз до 100 млн. тонн нефти в год, то в начале 1986 года было принято решение восстановить «справедливую» долю стран ОПЕК на мировом нефтяном рынке, что спровоцировало «войну цен» и их последующий обвал. В этот период основным «драйвером» процессов на мировом нефтяном и валютном рынках стали действия Соединенных Штатов Америки. Еще в конце 1980 года распоряжением Президента США Рональда Рейгана (Reagan, Ronald Wilson) была создана специальная Рабочая группа по делам национальной безопасности во главе с директором Центрального разведывательного управления США Уильямом Кейси (Casey, William Joseph), которая в начале 1981 года разработала и начала реализовывать стратегию «экономической войны» против СССР. В марте 1983 года Президент США Р. Рейган объявил о начале работ по Стратегической оборонной инициативе – программе «звездных войн» с бюджетом, превышающим 25 млрд долларов США. Ситуацией, усугубившей снижение доходов СССР от экспорта нефти, стала девальвация доллара США на 25%, проведенная американским правительством в течение 1985–1986 годов. Как следствие, в первые три года XII пятилетки (1986-1990) из-за падения мировых цен на энергоносители доходы СССР от экспорта нефти упали в 2,5 раза, а потери государственного бюджета превысили 40 млрд. рублей. В результате «нефтяных шоков» экономика Советского Союза столкнулась с ситуацией исчерпания, оставшегося единственным финансового источника своего развития. Поддержание установившейся к этому времени в СССР системы экономических и политических отношений стало попросту невозможным, а системный кризис страны неизбежным. Изменение мировых цен на нефть оказало значительное влияние и на процессы становления молодой российской экономики. С одной стороны, «нефтяной шок» в результате «Азиатского кризиса», поразившего финансовую систему Российской Федерации, стал одним из ключевых факторов дефолта, которое объявило «Правительство Кириенко» в августе 1998 года. С другой стороны, растущие цены на нефть в период 1999 – 2007 годов стали фактором быстрого экстенсивного роста российской экономики, когда средний годовой темп роста экономики превышал 7%, особенно в два последних года перед кризисом 2008 года. Однако сегодня старый механизм роста нефтяных цен уже не действует, что будет дальше никто не знает, а между тем зависимость российской экономики от сохранения неизменных нефтяных цен опять опасно возросла. Например, нефтегазовые доходы составляют примерно половину всех доходов федерального бюджета, а доля этих доходов в ВВП с 2000 года увеличилась более чем в три раза и достигла примерно 10%. С учетом этапов эволюции ценообразования на нефть ее цена опять начинает сильно зависеть от конъюнктурных факторов, которые непосредственно не связаны ни с процессами добычи, ни с изменениями спроса, а скорее, определяются состоянием мировых финансов, в частности, динамикой курса доллара США.
«Энергетическая дипломатия СССР» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 42 лекции
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot