Эмоции и чувства
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Тема лекции: Эмоции и чувства
Тема лекции входит в курс учебной дисциплины «Психология», который посвящен изучению фундаментальных понятий в области общей психологии. Тема лекции входит в блок тем личностным особенностям человека: Личность и ее формирование; Эмоционально-волевая и мотивационная сферы личности; Психические познавательные процессы Чувственные формы освоения действительности; Психические познавательные процессы. Рациональные формы освоения действительности.
Цели занятия:
1. Учебные цели: дать информацию по теме: «Понятия «эмоции», «чувства», «настроение», «аффект»
2. Воспитательные цели: Воспитывать культуру работы с информацией. Сформировать сознательное отношение к познавательной деятельности, стремление к самостоятельной работе.
3. Развивающие цели: формировать умение воспринимать и осмысливать знания в готовом виде, выделять главное, составлять план, тезисы, вести конспект, наблюдать, измерять, делать опыты.
Задачи:
1. Изложить информацию по теме «Понятия «эмоции», «чувства», «настроение», «аффект»
2.Развивать интерес к изучению данной темы.
3.Мотивировать студентов к самостоятельному изучению материала.
4.Воспитывать культуру работы с информацией.
5.Сформировать сознательное отношение к познавательной деятельности, стремление к самостоятельной работе.
Содержание лекции:
1. Абрамова, Г.С. Общая психология: Учебное пособие / Г.С. Абрамова. - М.: Инфра-М, 2018. - 320 c.
2. Маклаков, А. Общая психология / А. Маклаков. - СПб.: Питер, 2019. - 583 c.
3. Немов, Р.С. Общая психология. В 3-х т. Общая психология: Учебник / Р.С. Немов. - М.: Юрайт, 2018. - 2472 c.
4. Рамендик, Д.М. Общая психология и психологический практикум / Д.М. Рамендик.. - М.: Форум, 2013. - 304 c.
5. Шадриков, В.Д. Общая психология: Учебник для академического бакалавриата / В.Д. Шадриков, В.А. Мазилов. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 411 c.
Форма обучения: групповая
Тип занятия: лекция
Методы обучения: словесный (рассказ - объяснение)
Структура:
1. Организационная часть (2 -мин.)
2.Актуализация опорных знаний и способов действия (10-мин.)
3.Сообщение новой темы, постановка целей и задач, мотивация учебной деятельности. Изучение нового материала (30 мин.)
4. Подведение итогов (3- мин.)
План лекции:
1. Понятие об эмоциях и чувствах (внешнее выражение, отличие от животных)
2. Функции эмоций
3. Виды эмоций
4. Эмоциональные состояния: настроение, страсть, аффект, стресс фрустрация.
5. Высшие чувства
Ход лекции:
Организационная часть
1. Понятие об эмоциях и чувствах
Актуализация опорных знаний и способов действия
Удовольствие, радость, горе, страх, гаев, любовь – все это формы переживания человеком своего отношения к различным объектам; они называются чувствами или эмоциями.
Чувствами и эмоциями называют переживание человеком своего отношения к тому, что он познает или делает, к другим людям и самому себе.
В обыденной речи часто слово «чувства» употребляют в смысле «ощущения». Говорят об органах чувств, хотя, если подходить строго, их надо называть органами ощущений, так как ни наш глаз, ни наше ухо или кожа не являются органами радости или горя, удовольствия или страха. Хотя и говорят: «Я ощущаю радость, чувствуя аромат цветка», но правильнее сказать наоборот: «Я чувствую радость, ощущая аромат цветка». Об этом надо помнить, потому что на этой основе возникает путаница между ощущениями и чувствами.
Рассмотрим тот же самый пример. Человек радуется аромату цветка. Цветок со всеми его свойствами существует вне человека, независимо от него, и, если бы человек не видел цветка, тот все равно существовал бы. Но радость существует только в данном человеке как субъективное проявление. Без человека нет и его радости.
Собственно чувство (чувство долга, чувство ответственности, чувство коллективизма и т. д.) – это более сложное, постоянное, устоявшееся отношение человека, черта личности. Эмоции – более простое, непосредственное переживание в данный момент. Чувства выражаются в эмоциях (например, чувство гордости за собственные достижения может выражаться в эмоции радости), но не беспрерывно и в данный момент могут не выражаться в каком-либо конкретном переживании.
Например, у Саши сильное и глубокое чувство дружбы по отношению к Коле, но в данный момент Саша, увлекшись каким-либо делом, может даже и не думать о Коле.
Сообщение новой темы, постановка целей и задач, мотивация учебной деятельности. Изучение нового материала
Эмоции не могут возникнуть сами собой, без причины. Источник эмоций - объективная действительность в ее соотнесении с потребностями человека. То, что связано с прямым или косвенным удовлетворением потребностей человека – как простейших, органических, так и потребностей, обусловленных его общественным бытием, вызывает у него положительные эмоции (удовольствие, радость, любовь). То, что препятствует удовлетворению этих потребностей, вызывает отрицательные эмоции (неудовольствие, горе, печаль, ненависть).
Чувства в отличие от эмоций свойственны только человеку, тогда как примитивные формы эмоций удовольствия, радости, гнева, страха могут переживать и высшие животные. У них же можно наблюдать что-то подобное настроениям человека, его аффектам и стрессам.
Итак, первое отличие эмоций человека от эмоций животного состоит в том, что эмоции животного напрямую зависят от его биологических потребностей, а эмоции человека зависят так же и от его социальных и духовных потребностей.
Люди делятся на две категории: те, у которых эмоции преобладают над разумом и те, у которых разум преобладаем над эмоциями. Эти две категории заложены в человеке уже с рождения, но это не означает, что поменять ничего нельзя.
Отсюда можно сделать вывод о втором отличии – человек наделен разумом и способен контролировать свои эмоции, оценивать их (правда, иногда не совсем верно), скрывать их или давать им волю, или даже симулировать их в зависимости от ситуации.
Оба названных выше отличия можно проиллюстрировать на примере такой эмоции, как оборонительная агрессия, что и делает в своей книге «Анатомия человеческой деструктивности» Эрих Фромм.
Оборонительная агрессия есть реакция человека или животного на какую-либо угрозу. Проявляется эта эмоция у человека и у животного по разному.
Следующее отличие состоит в том, что у человека есть высшие нравственные чувства, которых нет у животных. Они, в отличие от элементарных эмоций, воспитываются и изменяются под влиянием социальных условий.
Чувства связаны с удовлетворением социально выработанных потребностей. Чувство долга, любви, товарищества, стыда, любознательности и т.п. формируются у человека по мере его включения в социальные связи, т.е. по мере становления индивидуума как личности.
Многие люди считают, что животные так же могут испытывать чувства. Это не так. Чувства зависят от высших потребностей, которых у животных нет. Рассмотрим несколько примеров.
Интерес - распространенная положительная эмоция, обеспечивает поддержание определенного уровня активации организма. Интерес организует внимание, управляет восприятием и мышлением. Это единственная мотивация, которая может поддерживать повседневную работу нормальным образом. Устремленность интереса человека на определенные объекты, на определенные виды деятельности во многом определяется его системой ценностей. Интерес животного в исследовании какого-либо объекта заключается в ответах на вопросы «Не опасно ли это?», «Можно ли это съесть?» и т.д., то есть объясняется через биологические потребности.
Радость - основная положительная эмоция человека. Однако это переживание человек не может вызвать произвольным усилием. Радость может следовать за достижением или творческим успехом личности, но они сами по себе не гарантируют радости. Радость является побочным продуктом усилий, направленных на другие цели. Радость является нормальным состоянием жизни здорового человека.
Животные так же могут чувствовать радость.
Удивление - внешней причиной обычно является внезапное и неожиданное событие, которое оценивается как менее приятное по сравнению с теми, что ведут к радости. Оно характеризуется высоким уровнем импульсивности и расположенности к объекту. Удивление - быстро проходящее чувство. Оно выполняет функцию приспособления к внезапным изменениям во внешнем мире, побуждения к изменению, переключения внимания. Само по себе удивление просто тормозит текущую деятельность, переключает внимание на произошедшие изменения. Животное так же может испытать удивление, но не может оценить его как эмоцию позитивную или негативную.
Когда человек испытывает отвращение, он стремиться устранить объект, вызвавший это чувство или отстраниться от него самому. Отвращение способствует переключению внимания. У животного отвращение вызывается физиологическими факторами, которые оцениваются как «приятное - неприятное». Это может быть вкус, запах, звук и т.д. У человека отвращение как и гнев, отвращение может быть направлено на себя, вызывая самоосуждение и понижая самооценку или на других людей.
Стыд и вина считаются аспектами одной и той же эмоции, иногда рассматриваются как совершенно различные эмоции, не связанные друг с другом. Когда человек чувствует стыд, он, отводит взгляд, отворачивает лицо в сторону, опускает голову. Стыд может сопровождаться покраснением открытых частей тела, в частности лица. В то же время чувствуется общая несостоятельность, некомпетентность. Люди забывают слова, делают неверные движения. Стыд нередко сопровождается ощущением неудачи, поражения. Стыд и застенчивость тесно связаны с самосознанием, целостностью образа "Я". В некоторых случаях он играет защитную роль, делает человека сенситивным к чувствам и оценкам окружающих, к критике. Избегание его является мощным стимулом поведения. Стыд - очень болезненная эмоция, его трудно замаскировать или скрыть. Усилия по восстановлению и укреплению своего «Я» после пережитого чувства стыда иногда продолжаются несколько недель.
Могут ли животные испытывать стыд? Вряд ли.
Американский психолог К. Изард выделяет 10 фундаментальных эмоций: интерес, радость, удивление, горе (страдание), гнев, отвращение, презрение, страх, стыд и вина (раскаяние).
2. Функции эмоций
Велико значение эмоций и чувств в учебной деятельности. Эмоционально взволнованный рассказ учителя или эмоционально насыщенный материал вызывает эмоциональный подъем и у школьников, а в этом состоянии их восприятие обострено. Скучный урок вызывает апатичное состояние, ученики на таких уроках плохо воспринимают материал.
Эмоции в организме человека и животного выполняют очень важную функцию – регуляторную.
Выделяют несколько регуляторных функций эмоций: отражательную (оценочную), побуждающую, подкрепляющую, переключательную, коммуникативную.
Отражательная функция эмоций выражается в обобщенной оценке событий. Положительные и отрицательные эмоции показывают, как человек относится к чему-либо, как оценивает это.
Эмоциональная оценка отличается от осознанных когнитивных оценочных операций ума, она выполняется на чувственном уровне.
Побуждающая функция заключается в побуждении, либо в препятствии человека к деятельности.
П.В. Симонов выделяет у эмоций подкрепляющую функцию. Известно, что эмоции принимают самое непосредственное участие в процессах обучения и памяти. Значимые события, вызывающие эмоциональные реакции, быстрее и надолго запечатлеваются в памяти.
Переключательная функция эмоций состоит в том, что они часто побуждают к изменению своего поведения. Переключательная функция эмоций наиболее ярко обнаруживается в экстремальных ситуациях, когда возникает борьба между естественным для человека инстинктом самосохранения и социальной потребностью следовать определенной этической норме.
Важной функцией эмоций является коммуникативная функция. Мимика, жесты, позы, выразительные вздохи, изменение интонации являются «языком чувств» и позволяют передавать свои переживания другим, информировать их о своем отношении к явлениям, объектам и т.д.
3. Виды эмоций
Положительные и отрицательные эмоции.
Эмоции отличаются сложностью и взаимосвязанностью. В некоторых условиях возможно даже одновременное переживание противоположных эмоций.
Амбивалентность - двойственность отношения к чему-либо, выражающаяся в том, что один объект вызывает у человека одновременно два противоположных чувства.
Например, отношение детей к родителям, ревность в любви. Заканчивая школу, ученик испытывает и радость, и грусть оттого, что безвозвратно уходят школьные годы. Встречаясь с трудностями, преодоление которых связано с тяжелыми и неприятными эмоциями, мы одновременно испытываем радостное и бодрое состояние от сознания, что боремся за благородные и общественно ценные цели.
Стенические и астенические эмоции.
Эмоции можно рассматривать и с точки зрения того, вызывают ли они активное или пассивное состояние, повышают или угнетают жизнедеятельность человека. С этой точки зрения эмоции делят на две группы - стенические (от греческого слова «стенос» - сила) и астенические («астенос» - слабость, бессилие).
Стенические эмоции повышают активность, энергию и жизнедеятельность, вызывают подъем, возбуждение, бодрость, напряжение. Сердце начинает усиленно работать, кровяное давление повышается, увеличивается темп и глубина дыхания. Это радость, боевое возбуждение, «спортивная злость», гнев, ненависть и т. д.
Астенические эмоции уменьшают активность, энергию человека, угнетают жизнедеятельность. Дыхание становится более редким, сердце бьется реже и слабее. Это печаль, тоска, уныние, подавленность.
Такие эмоции, как горе и страх, могут проявляться и в стени ческой, и в астенической форме в зависимости от индивидуальных особенностей человека, в частности типа нервной системы.
Индивидуальные различия в проявлении эмоций зависят и от волевых качеств человека. Волевой человек всегда стремится владеть своими эмоциями, не расслабляться под их влиянием, в ряде случаев и вообще не поддаваться эмоциям, если он осознает их отрицательное общественное значение.
4. Эмоциональные состояния: настроение, страсть, аффект, стресс, фрустрация
Настроение – это относительно слабо выраженное эмоциональное состояние, захватывающее в течение некоторого времени всю личность и отражающееся на деятельности, поведении человека.
Настроение часто бывает длительным, устойчивым, может продолжаться днями, неделями, месяцами, а иногда захватывать целый период жизни человека. Оно, как и вообще все эмоции, может быть стеническим или астеническим - радостным и печальным, жизнерадостным и вялым, сердитым и добродушным.
Соответствующее настроение вызывается различными событиями, обстоятельствами, а также физическим самочувствием. Причины эти часто не осознаются, и у человека возникает мнение о том, что настроения беспричинны.
Настроением можно и нужно управлять. Человек должен быть не рабом, а хозяином своего настроения. Плохое настроение можно преодолеть волевыми усилиями. Иногда следует переключиться на такую деятельность, которая приятна, интересна, вызывает подъем, в общем, заняться любимым делом. Очень хорошо преодолевается плохое настроение, если человек активно переключается на не очень тяжелый, но приятный физический труд. В результате его у человека обычно создается бодрое жизнерадостное настроение.
Наиболее высокий уровень психической активности под влиянием эмоции или чувства называется воодушевлением, наиболее низкий - апатией. Незначительная дезорганизация психической деятельности, вызванная отрицательными воздействиями, - состояние расстроенности.
Страсти скорее чувства, чем эмоции. Страсть - это длительное, устойчивое и глубокое чувство, ставшее характеристикой личности.
Страсть связана с какими-либо стремлениями, интересами, деятельностью, направляет все помыслы и действия человека. Страсть может быть положительной и отрицательной.
Страсть — сильное, стойкое, всеохватывающее чувство, доминирующее над другими побуждениями человека и приводящее к сосредоточению на предмете страсти всех его устремлений и сил. Причины формирования страсти достаточно разнообразны — они могут определяться осознанными идейными убеждениями, исходить из телесных влечений, иметь патологическое происхождение (например, в случае паранойяльного развития личности - фанатизм). Страсть может быть принята, санкционирована личностью, а может осуждаться ею, переживаться как нечто нежелательное, навязчивое. Основным признаком страсти является ее действенность, слияние волевых и эмоциональных моментов. Объединение страсти и нравственного, разумного начала в человеке нередко выступает движущей силой великих дел, подвигов, открытий.
Проявления страсти могут наблюдаться и в детском возрасте, хотя в этом случае правильнее говорить об увлечениях. Страсть к чтению, футболу или хоккею, шахматам, филателии, к математике, биологии - положительное явление, если только это не вносит беспорядка в режим жизни школьника и не мешает его основной деятельности-учению. Наблюдаются и нездоровые увлечения. Азартные игры (например, в карты на деньги) иногда увлекают не только взрослых, но и подростков. В этом отношении учитель всегда должен быть бдительным и вовремя принимать меры к перестройке интересов и увлечений школьника.
Аффект – это кратковременная, бурно протекающая эмоциональная реакция, носящая характер эмоционального взрыва.
Вызываются аффекты сильными раздражителями (словами, поведением других людей, некоторыми обстоятельствами).
Аффекты обычно сопровождаются двигательным перевозбуждением, но могут, наоборот, вызвать оцепенение, заторможенность речи и полное безучастие(отчаяние, страх).
Аффект радости могут вызвать крупные достижения в области науки и искусства как результат упорного труда, которыми человек имеет все основания гордиться. Великий русский ученый К. А. Тимирязев, когда открыл явление фотосинтеза, пустился в пляс среди приборов и препаратов в своей лаборатории.
Состояние аффекта характеризуется значительным нарушением сознательной регуляции действий человека. Поведение человека при аффекте регулируется не заранее обдуманной целью, а тем чувством, которое полностью захватывает личность и вызывает импульсивные, подсознательные действия.
В состоянии аффекта нарушается важнейший механизм деятельности – избирательность в выборе поведенческого акта, резко изменяется привычное поведение человека, деформируются его установки, жизненные позиции, нарушается способность к установлению взаимосвязей между явлениями, в сознании начинает доминировать какое-либо одно, часто искаженное, представление.
Это «сужение сознания» при аффекте, с нейрофизиологической точки зрения, связано с нарушением нормального взаимодействия возбуждения и торможения. В состояния аффекта страдает прежде всего тормозной процесс, возбуждение начинает беспорядочно распространяться в подкорковые зоны мозга, эмоции теряют контроль со стороны сознания.
Состояние аффекта связано с нарушением ясности сознания и сопровождается частичной амнезией - расстройством памяти.
Во всех многообразных проявлениях аффекта (страх, гнев, отчаяние, вспышка ревности, порыв страсти и т. п.) можно выделить три стадии:
1. Резко дезорганизуется вся психическая деятельность, нарушается ориентировка в действительности;
2. Перевозбуждение сопровождается резкими, плохо контролируемыми действиями;
3. Спадает нервное напряжение, возникает состояние депрессии, слабости.
Субъективно аффект переживается как состояние, как бы навязанное человеку извне, помимо его воли. Однако усиленным волевым контролем в начальной стадии развития аффекта его можно не допустить. Важно сосредоточить сознание на крайне отрицательных последствиях аффективного поведения.
Самое главное – не дать начаться аффективной реакции, постараться отвлечься на какое-либо постороннее действие. Здесь поможет и старый совет: прежде чем сделать или сказать что-то в состоянии нарастающего аффекта, медленно, про себя сосчитай до двадцати. Что касается линии поведения учителя в отношении ученика, находящегося в состоянии аффекта, то есть хорошее правило: чем более возбужден ученик, тем более должен быть спокоен учитель. Спокойствие в сочетании с доброжелательным, мягким отношением быстро погасит возбуждение ребенка.
Стресс – это состояние психофизиологического напряжения, возникающее у человека под влиянием любых сильных воздействий и сопровождающееся мобилизацией защитных систем организма и психики..
Понятие «стресс» введено в 1936 г. канадским физиологом Г. Селье.
Различается эустресс – нормальный стресс, служащий целям сохранения и поддержания жизни, и дистресс – патологический стресс, проявляющийся в болезненных симптомах.
В обыденном сознании закрепилось в основном второе представление о стрессе. Селье считает стресс неотъемлемым атрибутом жизнедеятельности.
Среди признаков стрессового напряжения выделяются: невозможность сосредоточиться; частые ошибки в работе; ухудшение памяти; частое возникновение чувства усталости; быстрая речь; мысли часто улетучиваются; довольно часто появляются боли (голова, спина, область желудка); повышенная возбудимость; работа не доставляет прежней радости; потеря чувства юмора; резкое возрастание количества выкуриваемых сигарет; пристрастие к алкогольным напиткам; постоянное ощущение недоедания или пропадание аппетита, невозможность вовремя закончить работу.
Рассмотрим возможные реакции организма на стресс:
Реакция стресса.
Человек сознательно или подсознательно старается приспособиться к совершенно новой ситуации. Затем наступает выравнивание, или адаптация. Человек либо обретает равновесие в создавшейся ситуации и стресс не дает никаких последствий, либо не адаптируется к ней. Как следствие этого могут возникнуть различные психические или физические отклонения.
Пассивность.
Она проявляется у человека, адаптационный резерв которого недостаточен и организм не способен противостоять стрессу. Возникает состояние беспомощности, безнадежности, депрессии.
Но такая стрессовая реакция может быть преходящей.
Две другие реакции активные и подчинены воле человека.
Активная защита от стресса.
Человек меняет сферу деятельности и находит что-то более полезное и подходящее для достижения душевного равновесия, способствующее улучшению состояния здоровья.
Активная релаксация (расслабление), которая повышает природную адаптацию человеческого организма - как психическую, так и физическую. Эта реакция наиболее действенная.
Отличие стресса от аффекта в том, что стресс, прежде всего, возникает только при наличии экстремальной ситуации, тогда как аффект может возникнуть по любому поводу. Второе отличие заключается в том, что аффект дезорганизует психику и поведение, тогда как стресс не только дезорганизует, но и мобилизует защитные силы организации для выхода из экстремальной ситуации.
Фрустрация (от лат. frustratio - неудача, обман) – конфликтное отрицательно-эмоциональное состояние, возникающее в связи с крахом надежд, неожиданно возникшими непреодолимыми препятствиями на пути достижения высокозначимых целей.
Фрустрация часто связана с агрессивным поведением, направленным против фрустратора – источника фрустрации. В случае неустранимости причин фрустрации (невозвратимости потерь) может возникнуть глубокое депрессивное состояние, связанное со значительной и продолжительной дезорганизацией психики (ослабление памяти, способности к логическому мышлению и т. п.).
Трудноопределимость фрустрации связана с тем, что человек не может устранить причины такого состояния. Поэтому в состоянии фрустрации человек ищет какие-либо компенсирующие выходы, уходит в мир грез, иногда возвращается к более ранним стадиям психического развития (регрессирует).
4. Высшие чувства.
Высшие чувства присущи только человеку. Выделяют нравственные, интеллектуальные и эстетические чувства.
Нравственные чувства – выражают отношение человека к людям, к обществу, к своим обязанностям, к себе. Человек научается не только отличать хорошее от плохого, но в связи с хорошим или плохим он начинает переживать различные чувства, у него постепенно вырабатываются принципы собственного нравственного поведения и нормы нравственного убеждения. Все, что для нас является нравственным, вызывает у нас положительные чувства, я то, что безнравственно отрицательные. К числу нравственных чувств относятся: любовь, товарищество, патриотизм, чувтство долга, чести, дружба, стыд, муки совести, ненависть, трусость, жадность, зависть и т.д.
Интеллектуальные чувства – возникают в процессе умственной деятельности и связаны с познавательными процессами и творчеством. Интеллектуальные чувства могут быть очень сильными. Жажда знаний и нового могут стать страстью, а радость открытия – подняться до уровня аффекта. Интеллектуальные чувства: жажда знаний, желание нового, любознательность, радость открытия, чувство удивления, сомнения и т.п.
К интеллектуальным чувствам относят также чувство комического, юмор, иронию, сарказм.
Юмор – беззлобно-насмешливое отношение к чему-нибудь или к кому-нибудь. Ирония - тонкая насмешка, выраженная в скрытой форме, остро критическое отношение к миру, людям, самому себе. (Напр. в басне И.А. Крылова «Стрекоза и муравей»: «Ты все пела? Это - дело» - иронически говорит Муравей Стрекозе, считая в действительности пение бездельем). Сарказм - это язвительная насмешка, гневная ирония. Цинизм - издевка, насмешка, основанные на чувстве озлобленности мелкого человека против всего, что лучше и выше его. Чувство комического заключается в том, что мы неожиданно обнаруживаем резкое несоответствие между тем, что собою представляет в действительности какое-либо жизненное явление, и тем, за что оно себя выдает, на что претендует.
Эстетические чувства проявляются при восприятии и создании человеком прекрасного, это любовь к красоте. Их источником являются произведения искусства, люди.
Подведение итогов
Вопросы:
Какую тему мы сегодня изучили?
Объясните значение чувств в жизни человека?
Назовите функции эмоций?
Какие виды эмоций вы можете назвать?