Справочник от Автор24
Педагогика

Конспект лекции
«Эмоциональный интеллект как фактор жизненной успешности»

Справочник / Лекторий Справочник / Лекционные и методические материалы по педагогике / Эмоциональный интеллект как фактор жизненной успешности

Выбери формат для чтения

pdf

Конспект лекции по дисциплине «Эмоциональный интеллект как фактор жизненной успешности», pdf

Файл загружается

Файл загружается

Благодарим за ожидание, осталось немного.

Конспект лекции по дисциплине «Эмоциональный интеллект как фактор жизненной успешности». pdf

txt

Конспект лекции по дисциплине «Эмоциональный интеллект как фактор жизненной успешности», текстовый формат

Эмоциональный интеллект как фактор жизненной успешности План 1. Эмоциональная сфера личности: понятие и структура. 2. Особенности развития эмоциональной сферы ребенка: дошкольника, младшего школьника, подростка. 3. Понятие «эмоциональный интеллект» 4. Понятие жизненная успешность. 5. Методы развития эмоционального интеллекта. Литература 1. Андреева И.Н. Азбука эмоционального интеллекта. СПб.: БХВ-Петербург. 2012. – 288 с. 2. Андреева И.Н. Эмоциональный интеллект как феномен современной психологии. Новополоцк: ПГУ, 2011. – 388 с. 3. В мире детских эмоций: пособие для практических работников ДОУ / Т.А. Данилина, Зедгенидзе В.Я., Степина Н.М. М.: Айрис-пресс, 2004. – 160 с. 4. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем IQ. М.: Издательство «Манн, Иванов и Фербер», 2018. – 544 с. 5. Изард К.Э. Психология эмоций. – СПб.: Питер, 2011. – 461 с. 6. Савенков А.И. Развитие эмоционального интеллекта и социальной компетентности у детей. – М.: Национальный книжный центр, 2015. – 128 с. Посмотрите на своего соседа, скажите, что он сейчас испытывает, какую эмоцию? А вы? А я? 1. Эмоциональная сфера личности: понятие и структура Эмоции (лат. emovere – возбуждать, волновать) — состояния, связанные с оценкой значимости для индивида действующих на него факторов. Специфика: выражаются, прежде всего, в форме непосредственных переживаний удовлетворения или неудовлетворения его актуальных потребностей. Являются одним из главных регуляторов деятельности. Чувства — это форма эмоций, которая включает в себя эмоциональные переживания человека, в которых отражается устойчивое отношение индивида к определенным предметам или процессам окружающего мира. Сравните чувства и эмоции? Есть ли у животных Аффект - (лат. affectus – душевное волнение, страсть) — форма эмоций, которая представляет собой бурную, чаще всего кратковременную эмоцию. Возникает в критических условиях при неспособности найти выход из опасных и неожиданных ситуаций. Аффект сопряжен с выраженными двигательными и органическими проявлениями, приводит к затормаживанию или нарушению всех других психических процессов (восприятия, мышления) и реализации соответствующих поведенческих реакций. Настроение - (психическое состояние) — это форма эмоций, которая характеризуется отсутствием четкой осознанной привязки к определенным предметам или процессам, и достаточной устойчивостью, которая позволяет рассматривать настроение в качестве отдельного показателя темперамента. Классификация эмоций Астеническая проявляется в пассивно-оборонительных реакциях (оцепенение, ступор, дрожь), стеническая - в активно-оборонительных (мобилизация своих возможностей, бегство и др.). Кэррол Изард (Carrol Izard, 8 октября 1923 - 5 февраля 2017) — американский психолог. Дал описание таких фундаментальных эмоций, как: интерес— возбуждение, радость, удивление, горе – страдание - депрессия, гнев – отвращение - презрение, страх - тревожность, стыд - застенчивость, вина. 1. Радость 2. Удивление 3. Печаль 4. Гнев 5. Отвращение 6. Презрение 7. Страх 8. Стыд 9. Интерес 10. Вина 2. Особенности развития эмоциональной сферы ребенка: дошкольника, млад. шк-ка, подростка. Дошкольник Первая эмоция – комплекс оживления. Видео Каменное лицо, эмоциональное общение с матерью Американский психолог, Эдвард Троник (Dr. Edward Tronick) – автор лабораторного эксперимента “Каменное лицо” (Still Face Еxperiment). Эксперимент повествует о важности связи и контакта матери и ребенка; о том, как важно ребенку видеть обратную связь от матери по поводу своего поведения, что создает основу для его здорового психологического развития. Чем младше ребенок, тем меньший промежуток времени он может безболезненно для собственного развития находиться без контакта с заботящимся о нем взрослым. В начале эксперимента Э.Троника мать и младенец настроены друг на друга, их эмоции синхронизированы. Затем мать просят сделать «безжизненное лицо» и не отвечать на реакции малыша. Практически моментально малыш начинает протестовать против потери контакта. Видно, как включаются защитные реакции ребёнка. Эти реакции инстинктивны, они не зависят от разума. Когда мама снова начинает эмоционально реагировать на ребёнка, он достаточно быстро приходит в себя, восстанавливается эмоциональный контакт с матерью. В данном эксперименте эмоциональное “воссоединение” происходит довольно быстро и не наносит вреда. Но ведь бывают случаи, когда младенец подолгу находится в ситуациях, когда на его нужды не реагируют… Эгоцентризм  Дифференциация и усложнение эмоциональных переживаний.  Постепенное отделение субъективного эмоционального переживания от объекта переживаний.  Возрастание осознанности дошкольником своих эмоций и эмоциональных проявлений, их обозначение словом.  Формирование навыков самоконтроля и саморегуляции своих эмоциональных проявлений.  Формирование эмоционального предвосхищения и эмоциональной коррекции деятельности Дети 5-6 лет научаются определять эмоцию другого человека по его речи. При стабильных отрицательных эмоциональных переживаниях происходит задержка развития данного умения. До 3-х лет эгоцентризм Младший школьник С переходом ребенка в школу у него изменяется эмоциональная сфера в связи с тем, что у него происходит расширение содержания деятельности и увеличивается количество объектов, к которым он проявляет эмоции. Эмоциональная сфера младших школьников характеризуется 1) Легкой отзывчивостью на происходящие события и окрашенностью восприятия, воображения, умственной и физической деятельности эмоциями; 2) Непосредственностью и откровенностью выражения своих переживаний 3) Готовностью к аффекту страха; 4) Большой эмоциональной неустойчивостью 5) Эмоциогенными факторами для младших школьников являются не только игры и общение со сверстниками, но и успехи в учебе и оценка этих успехов учителем и одноклассниками; 6) Свои и чужие эмоции и чувства слабо осознаются и понимаются; Подросток Характерные особенности эмоциональной сферы подростков: 1) Эмоциональные переживания становятся более устойчивыми; 2) Обладают сильной эмоциональной возбудимостью. 3) Высокий уровень тревожности, которые порождает эмоцию страха; 4) Страх отвержения группой из-за принадлежности к ней 5) Противоречивость чувств 3. Понятие «эмоциональный интеллект» История Термин «эмоциональный интеллект» стал широко известен благодаря журналисту и психологу Дэниелю Гоулману. Однако первоначально это понятие появилось в контексте разработки проблематики социального интеллекта такими исследователями, как Джо Пол Гилфорд, Говард Гарднер (Gardner, 1993) - Расцвет теории эмоционального интеллекта пришёлся на 1980-е и 1990-е. В 1983 году Говард Гарднер (Howard Gardner) опубликовал свою известную модель интеллекта, в которой разделил интеллект на внутриличностный и межличностный. и Ганс Айзенк. Термин «эмоциональный интеллект» в психологию ввели Джон Мэйер и Питер Сэловей (Solovey, Мауег, 1990). Они определили эмоциональный интеллект как способность воспринимать и выражать эмоции, ассимилировать эмоции и мысли, понимать и объяснять эмоции, а также регулировать эмоции (свои собственные и других людей) Понятие эмоционального (социального) интеллекта появилось как реакция на частую неспособность традиционных тестов интеллекта предсказать успешность человека в карьере и в жизни. Этому было найдено объяснение, состоявшее в том, что успешные люди способны к эффективному взаимодействию с другими людьми, основанному на эмоциональных связях, и к эффективному управлению своими собственными эмоциями, в то время как принятое понятие интеллекта не включало эти аспекты, и тесты интеллекта не оценивали эти способности. Эмоциональный интеллект – это совокупность способностей для понимания своих и чужих эмоций и управления ими. Эмоция, как известно, изменяет мышление многими способами. Например, настроение людей может изменить ход их мысли. Люди в хорошем настроении думают, что они вполне здоровы по сравнению с другими, экономические показатели растут, а Москва неплохой город по сравнению с Арзамасом. Люди в плохом настроении могут решить, что их здоровье значительно хуже, чем у других, экономика в кризисе и что Москва — это типичный современный город, малоподходящий для жизни. То есть приведенный пример демонстрирует, что эмоции и мышление тесно взаимосвязаны. Область когнитивных и аффективных способностей также включает изучение эмоционального самообладания, когда, например, человек скрывает свой гнев. Способность чувствовать эмоции, иметь доступ к их регуляции и осознанию содействует эмоциональному и интеллектуальному росту, поскольку позволяет управлять не только эмоциональным процессом, но и процессом мышления, что объединяет интеллект и эмоции. Актуальность Давайте представим мир, в котором нет эмоций Фильм проданный смех Почему метод подавления эмоций несовершенен Если не управлять своими эмоциями, то они управляют вами Эмоциональная грамотность Термин эмоциональная грамотность часто используется параллельно, а иногда и взаимозаменяемо, с термином эмоциональный интеллект. Однако между ними существуют важные различия. Эмоциональная грамотность была отмечена как часть проекта, пропагандирующего гуманистическое образование в начале 1970-х годов. Этот термин был впервые использован Клодом Штайнером, который говорит, что: эмоциональная грамотность состоит из «способности понимать ваши эмоции, умения слушать других и сопереживать их эмоциям, а также умения эффективно выражать эмоции. Чтобы быть эмоционально грамотным, нужно уметь обрабатывать эмоции таким образом, чтобы улучшить вашу личную силу и улучшить качество жизни вокруг вас. Эмоциональная грамотность улучшает отношения, создает возможность возникновения любви между людьми, делает возможной совместную работу и облегчает возникновение чувства общности». Штайнер разбивает эмоциональную грамотность на 5 частей: Осознание своих чувств. Обладание чувством сопереживания. Умение управлять своими эмоциями. Победа над эмоциональными проблемами. В целом: эмоциональная интерактивность. Согласно Штайнеру, эмоциональная грамотность заключается в понимании собственных чувств и чувств других людей для облегчения межличностных отношений, в том числе с помощью диалога и самоконтроля. Способность осознавать и воспринимать чужие чувства позволяет эффективно взаимодействовать с другими людьми, в результате чего возникает навык рационального поведения в ситуациях, сопровождающихся сильными эмоциями. Модель эмоционального интеллекта Майера-Саловея-Карузо (модель способностей) Данная модель считается в психологии основной на данный момент, именно её, как правило, используют для описания понятия эмоционального интеллекта, хотя также большой популярностью пользуется основанная на этой модели смешанная модель Дэниэла Гоулмана. Модель способностей критиковалась некоторыми учёными, в частности Говардом Гарднером, за излишний психометрический уклон. Структура эмоционального интеллекта по П. Сэловею и Дж. Мейеру (1990) Майер, Саловей и Карузо эмоционального интеллекта: выделяют всего четыре составляющие Восприятие эмоций — способность распознавать эмоции (по мимике, жестам, внешнему виду, походке, поведению, голосу) других людей, а также идентифицировать свои собственные эмоции. Использование эмоций для стимуляции мышления — способность человека (главным образом неосознанно) активировать свой мыслительный процесс, пробуждать в себе креативность, используя эмоции как фактор мотивации. Понимание эмоций — способность определять причину появления эмоции, распознавать связь между мыслями и эмоциями, определять переход от одной эмоции к другой, предсказывать развитие эмоции со временем, а также способность интерпретировать эмоции во взаимоотношениях, понимать сложные (амбивалентные, неоднозначные) чувства. Видео - эмпатия Управление эмоциями — способность укрощать, пробуждать и направлять свои эмоции и эмоции других людей для достижения поставленных целей. Сюда также относится способность принимать эмоции во внимание при построении логических цепочек, решении различных задач, принятии решений и выборе своего поведения. Смешанная модель Модель эмоционального интеллекта, созданная научным журналистом Дэниэлом Гоулманом, приобрела большую популярность благодаря его книге, разошедшейся рекордными тиражами. В то же время многие учёные указывают на недостаточную научность этой модели. Смешанная модель предполагает, что эмоциональный интеллект состоит из 5 компонентов: Структура эмоционального интеллекта по Д. Гоулману (1995) Социальный интеллект (англ. social intelligence) — это совокупность способностей, определяющая успешность социального взаимодействия. Включает в себя способность понимать поведение другого человека, своё собственное поведение, а также способность действовать сообразно ситуации. Понятие социального интеллекта часто связывают с понятием эмоционального интеллекта, говоря о том, что идея эмоционального интеллекта выросла из социального. Однако большинство авторов считают, что эти понятия являются просто пересекающимися. Социальный интеллект пересекается с коммуникабельностью. Существует 3 подхода к пониманию природы социального интеллекта: 1. Социальный интеллект как один из видов интеллекта. Имеется в виду, что социальный интеллект является познавательной способностью, стоящей в одном ряду с такими видами интеллектуального познания, как математический, вербальный интеллект и т.д. 2. Социальный интеллект как знания, умения и навыки, приобретенные в процессе социализации. Социальный интеллект представляется здесь не как способность, а как приобретённые достижения (психологические ресурсы). Данный подход критикуется за то, что приобретение любого достижения и знания так или иначе предполагает наличие способности. 3. Социальный интеллект как личностная черта, обусловливающая успех в межличностном взаимодействии. Следует заметить, что если у большинства людей 1Q формируется приблизительно к 25 годам, то эмоциональный интеллект окончательно складывается к 37—42 годам. Критика теории эмоционального интеллекта Эмоциональный интеллект часто преподносится как абсолютный ключ к успеху во всех сферах жизни: в школе, на работе, во взаимоотношениях. Однако, по мнению Дж. Майера, EQ, возможно, является причиной всего лишь 1-10 % (согласно другим данным — 2-25 %) важнейших жизненных паттернов и результатов. Единственная позиция, по которой популярная и научная концепции эмоционального интеллекта пришли к согласию: эмоциональный интеллект расширяет представления о том, что означает быть умным. Как вы думаете, почему сейчас так модно и важно развивать эмоциональный интеллект? Нарисуйте мне портрет человека с высоко развитым ЭИ, а с низким? Что будет если не развивать его у детей 4. Понятие жизненная успешность 4К Выражение Soft skills переводится с английского языка чем-то вроде «гибких навыков». Если «hard skills» это непосредственно профессиональные навыки человека (умение работать на токарном станке), то «софт скиллз» это умение общаться внутри коллектива, поддерживать хорошие отношения с коллегами и начальством. В общем, всё то, что напрямую не связано с производством. Важность soft skills значительно возросла в наш век информационных технологий. Если в эпоху металлургии и добычи угля на первом месте было умение фигачить уголёк и давать стране металла, то сегодня, в скоростное и смутное время стартапов и блокчейна, гораздо важнее умение поддерживать дружескую атмосферу в команде и быть учтивым с коллегами. 4К Видео 4К Жизненная успешность что это? Часто это навязанная модель, которая не соотносятся с ценностями человека, страдают его эмоции и человек все бросает. Часто это потребительская успешность. Попробуйте сформулировать это определение? От чего зависит определение данного явления? Успешность — как оценка личности Успешность рассматривается как один из параметров реализации в жизни и в социуме. Поэтому это понятие считается важным аспектом при оценке личностных качеств. Причём эти критерии существуют на каждой ступени развития человека. Родители стремятся видеть в будущем своих детей успешными, и поэтому любят делиться их достижениями в детском саду, а в школе — заставляют получать только высокие оценки, которые, в свою очередь, являются показателем успешности на этой ступени развития. Высокий проходной бал по итогам ЕГЭ является пропуском в ВУЗ, по окончании которого можно получить специальность, и со временем получить престижную должность, зарабатывать приличные деньги и создать обеспеченную семью — так выстраивается цепочка реализации в социуме в традиционном представлении, которой придерживается большинство россиян старших поколений. Однако у молодого поколения совсем другие приоритеты. Им интересно развиваться и путешествовать, а заработок является вторичным и рассматривается как инструмент для достижения своих целей. Понятие успешности, как интегративного качества личности, определяется как совокупность позитивного эмоционального состояния человека от успеха в определенном виде деятельности, а также способность и умение достигать успех. Понятие успешности трактуется весьма широко, например, Р. Стернберг дает следующее определение жизненной успешности — «…это способность человека достигать в жизни успеха, уровня заданных личных стандартов, обусловленных конкретным социально-культурным контекстом». Фильм «Что такое успех» Видение человеком своей и чужой успешности бывает очень субъективным. Человек, заостренный на одних ценностях, может не считать успешным человека, достигающего целей, связанных с другими ценностями (или свои достижения не в приоритетном направлении). У человека замечательная семья, но ему важна деловая успешность, и он может свою успешность в личной жизни не ценить. Человек с негативным мировосприятием обесценивает успехи (когда свои, когда чужие), а девушка, у которой испортилось настроение, может считать себя полной неудачницей просто потому, что ей сейчас хочется попереживать. Успешность социальная и жизненная Социальная успешность - определенный уровень социальных достижений, признаваемый достойным в данной стране и культуре. Обычно это определенный уровень материального достатка, социального статуса и социального влияния. Критерии социальной успешности:  Уважаемый (способный легко найти себе работу и выбирающий себе шефа) специалист либо руководитель, вариант - владелец бизнеса.  Своя квартира (удобный район, комнат из расчета 1 на члена семьи + 1 общая)  Среднемесячный доход среднего класса либо выше      Публичное признание (как отражение своего мнения в обществе) Самореализация в тех или иных форматах Заинтересованность противоположного пола Личная харизма, уверенность Физическая ухоженность Так происходит из-за различий в самом понятии определения успешности. Различают успешность социальную и успешность жизненную. Под социальной успешностью понимается тот самый набор материальных достижений и реализации в социуме, на который привыкли обращать внимание. Жизненная успешность подразумевает под собой личные достижения человека и те требования, которые он сам для себя устанавливает. Для каждого человека это понятие индивидуально, поэтому на него редко обращают внимание. Оба понятия оказываются редко взаимосвязаны друг с другом, и зачастую, люди либо реализуют себя в рамках первого понятия, забывая о втором, поскольку для общества приоритетна социальная успешность. Жизненная успешность отражает основные ценностные тенденции и устремления человека и общества и, является субъективным регулятивом определяющим путь становления личности В жизни важнее объективная успешность. Когда спрашивают: "А вот он - он успешный человек?" - имеют в виду именно эту, в достаточной мере объективную социальную успешность, признаваемую основной массой разумных и уважаемых людей. Если ты классно умеешь надувать мыльные пузыри, но это никому не нужно, едва ли тебя будут считать успешным человеком. В любом обществе есть свои ценности, и тот, кто их достигает, тот успешен. Не достигает - не успешен. И тогда бомж - не успешный человек, что бы он о себе ни думал, а Стив Джобс или В.В. Путин - успешные люди. Деловые люди хотят иметь партнерами объективно успешных людей, а не тех, кто себя такими только считает. Любая девушка с головой, прежде чем выйти замуж, все-таки присматривается к мужчине, оценивает его успешность, и если он не имеет жилья, не умеет зарабатывать денег и выглядит не статусно, скорее всего связывать с ним свою жизнь не станет. Предикторы ЖУ факторы Внешние: Семья, страна, образование, материальное положение Внутренние: генетика, здоровье, интеллект (разные виды), личностные качества Например, семья Среди родителей, которые не могут развить у своих детей эмоциональный интеллект, я выделил три типа: 1. Отвергающие – это те, кто не придает значения негативным эмоциям своих детей, игнорирует их или считает пустяком. 2. Неодобряющие – это те, кто критикует своих детей за проявление отрицательных эмо ций, может сделать выговор или даже за них наказать. 3. Невмешивающиеся – они принимают эмоции своих детей, сопереживают, но не предлагают пути решения и не устанавливают лимиты в поведении своих детей. Чтобы показать вам, насколько по-разному реагируют на чувства своих детей эмоциональные воспитатели и три вышеописанных типа, давайте представим Диану, чей малыш не хочет идти в детский сад, в каждой из этих трех ролей. Если бы Диана была родителем отвергающего типа, то могла бы сказать Джошуа, что нежелание идти в детский сад является глупым; что нет никаких причин грустить из-за того, что он уходит из дома. Затем она могла бы попытаться отвлечь его от грустных мыслей, возможно, подкупив печеньем или рассказом об интересных мероприятиях, которые запланированы воспитателем. Если она принадлежала бы к неодобряющему типу, то могла бы отругать Джошуа за отказ сотрудничать, сказать, что устала от его своевольного поведения, и пригрозить отшлепать. Будучи приверженцем невмешательства, она могла бы принять расстройство и гнев Джошуа, посочувствовать ему, сказать, что для него естественно желание остаться дома, но не знала бы, что делать дальше. Не имея возможности оставить его дома и не желая ругать, шлепать или подкупать, возможно, в конце концов, она пошла бы на сделку: я поиграю с тобой десять минут, а после этого мы выйдем из дома без слез. И это могло бы тянуться до завтрашнего утра. А как поступил бы эмоциональный воспитатель? Начать как невмешивающийся родитель с сопереживания, дав Джошуа понять, что понимает его печаль, а затем пойти дальше и показать, как он может справиться с неприятными эмоциями. Возможно, их разговор звучал бы приблизительно так: Диана: Надевай куртку, Джошуа. Пора идти. Джошуа: Нет! Я не хочу идти в детский сад. Диана: Не хочешь идти? Почему? Джошуа: Потому что я хочу остаться здесь, с тобой. Диана: Хочешь остаться? Джошуа: Да, я хочу остаться дома. Диана: Черт, кажется, я знаю, что ты чувствуешь. Иногда по утрам мне тоже хочется, чтобы мы с тобой забрались в кресло и вместе посмотрели книжки, а не бросались к двери. Но знаешь что? Я дала обещание людям на работе, что приду точно в 9:00, и я не могу нарушить обещание. Джошуа (начиная плакать): Почему не можешь? Это несправедливо. Я не хочу идти. Диана: Иди сюда, Джош. (Сажает его на колени.) Прости, дорогой, но мы не можем остаться дома. Я понимаю, ты чувствуешь себя расстроенным? Джошуа (кивает): Да. Диана: И тебе грустно? Джошуа: Да. Диана: Мне тоже немного грустно. (Она позволяет ему некоторое время поплакать сидя на руках). Я знаю, что мы можем сделать. Давай думать о дне, когда нам не нужно будет идти ни на работу, ни в детский сад. Мы сможем провести вместе целый день. Можешь придумать что-нибудь особенное, что бы ты хотел сделать? Джошуа: Есть блины и смотреть мультики? Диана: Да, это было бы здорово. Что-нибудь еще? Джошуа: А мы сможем взять мой грузовик в парк? Диана: Наверное, да. Джошуа: И мы сможем взять с собой Кайла? Диана: Может быть. Мы должны спросить его маму. Но сейчас настало время идти на работу, хорошо? Джошуа: Хорошо. На первый взгляд, эмоциональный воспитатель может показаться отвергающим родителем, потому что он отвлекает Джошуа от мысли остаться дома. Но между ними есть существенная разница. Как эмоциональный воспитатель, Диана признала печаль сына, помогла ему назвать свою эмоцию, позволила ее прочувствовать и находилась рядом, пока он плакал. Она не пыталась отвлечь его внимание от своих чувств. Она не ругала его за печаль, как сделала бы неодобряющая мать. Она позволила ему понять, что уважает его чувства и думает, что его желание обоснованно. В отличие от невмешивающейся матери эмоциональный воспитатель устанавливает границы капризов ребенка. Она потратила несколько дополнительных минут, чтобы справиться с чувствами Джошуа, но дала ему понять, что не собирается опаздывать на работу и нарушать свое обещание коллегам. Джошуа был разочарован, и Диана разделила с ним это ощущение. Тем самым она дала Джошуа возможность узнать, прочувствовать и принять эмоцию, а затем показала, что можно выйти за рамки своей печали, подождать и получить удовольствие на следующий день. Этот ответ является частью процесса эмоционального воспитания, который я и мои коллеги вывели из наблюдений за успешными взаимодействиями родителей с детьми. Процесс, как правило, состоит из пяти этапов. Родители: 1) понимают, какую эмоцию испытывает ребенок; 2) считают эмоции возможностью для сближения и обучения; 3) сочувственно выслушивают и признают чувства ребенка; 4) помогают ребенку найти слова для обозначения эмоции, которую он испытывает; 5) вместе с ребенком изучают стратегии решения проблемы, одновременно устанавливая границы А как вы считаете влияют ли такие факторы на успешность как внешность? Главные качества успешных людей Достигнутый триумф невозможно списать на удачу или везение, это труд, он требует применения определенных инструментов, ними выступают качества или черты характера, оттачиваемые саморазвитием. Пополнить собственный инструментарий сложно, поэтому все усилия направляются на самосовершенствование, благодаря чему характер вооружается основными качествами благополучного человека: • Рационализм и рассудительность в способности взвешенно относиться к сложившейся ситуации, осознании личной ответственности за взвешенные решения; • Объективность оценки собственных сил и возможностей, снижающая уровень эмоциональности реакций на полученный негативный и положительный результат; • Самодисциплина с перспективами самосовершенствования, выделение основного и второстепенного, полная, но не слепая отдача в процессе работы; • Увлеченность и энтузиазм, помогающие генерировать новые идеи, эффективно искать и находить способы их реализации с минимальными затратами энергии; • Решительность, с определенной степенью принятия риска, уравновешивающая излишнюю увлеченность, подпитывающая целеустремленностью к свершениям. Препятствия успешности: 1 сомнение в своих силах, убежденность, что ты никогда не можешь преуспеть, ограничения, которые ставит человек. Неуверенность в себе. Помните: любая перемена возможна лишь при условии уверенности в себе, а это требует затрат энергии и настойчивости. 2 Преждевременное разочарование. может выработаться комплекс «все равно это напрасно». Помните: даже если результат, который вы достигаете, невелик – не опускайте руки. 3 Недостаток поддержки. Помните: поддержка друзей, родителей поможет преодолеть трудности, возникающие в ходе перемен. 4 Стрессовость Эмоциональный интеллект рассматривается, как способность строить так называемый «социальный капитал», то есть устойчивые социальные взаимоотношения, которые будут способствовать достижению успеха Люди с высоким уровнем эмоционального интеллекта способны замечать, понимать и регулировать собственные эмоции так, чтобы это позволяло им наиболее эффективно взаимодействовать с другими людьми, сохраняя значимые отношения на протяжении долгого периода времени. Способность к эмоциональной саморегуляции – важнейший инструмент в различных жизненных контекстах, но особенно данный навык ценен на рабочем месте. Вне зависимости от места работы человека, ему приходится иметь дело с политикой организации. Это особенно заметно, когда новый сотрудник приходит в сложившийся коллектив и адаптируется к нему. Чем более эмоционально подкован человек, тем легче ему разобраться в рабочих отношениях на новом месте. Это означает, что такой человек адаптируется быстрее и эффективнее. Люди с низким уровнем эмоционального интеллекта, как правило, отталкивают от себя других людей. Это агрессивный начальник, чрезмерно любопытная сотрудница столовой, офис-менеджер, которая любит распускать сплетни про других людей. Это люди, которые говорят слишком долго и слишком нудно; те, кто позволяет себе быть грубым на совещаниях; или же те, кто испытывает удовольствие, критикуя других. Состояние счастья 5. Методы развития эмоционального интеллекта. По мысли Д. Гоулмена, помимо так называемого IQ, известного многим еще со школьной скамьи. Существуют другие, не менее важные характеристики мышления, в их числе — так называемый эмоциональный интеллект (EI), от которого во многом зависит жизненная успешность человека, его профессиональный и карьерный рост. Формирование жизненной успешности детей Возрастные особенности В дошкольном и младшем школьном возрасте социальный интеллект активно развивается в процессе сюжетно-ролевых игр, а также при общении со сверстниками. В подростком возрасте активнее всего формируются коммуникативноличностный потенциал (как общая склонность к коммуникации и общению), самосознание и способность к пониманию других людей (включая способности к прогнозированию их поведения). В юношеском возрасте происходит формирование в первую очередь способности к предвосхищению последствий собственных действий и прогнозированию чужих. В зрелом возрасте социальный интеллект приобретает форму социальной мудрости. В этом возрасте в первую очередь также формируется способность к осознанию собственных ошибок. Основа положительной адаптации и социализации детей Способы развития эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста сюжетно-ролевая игра (ролевые действия помогают ребенку понять другого, учесть его положение, настроение, пожелания); − трудовая деятельность (достижение положительного результата, радость за совершенный с другими детьми труд. Общий успех, чувство удовлетворения от совместной работы); − произведения художественной литературы (сравнения себя с положительным героем, активное сопереживание ему; отрицательная оценка поведению и поступкам отрицательного героя); − творческая деятельность (развитие эстетических чувств, формирование чувства прекрасного; перенос понятия «красота» на поведение детей, людей). Используются такие методические средства, как: • ролевые игры; • психогимнастические игры; • коммуникативные игры; • игры и задания, направленные на развитие произвольности; • игры, направленные на развитие воображения; • релаксационные методы; • использование эмоционально-символических методов. Содержание работы по развитию эмоциональной сферы можно структурно представить следующим образом: • комфортная организация режимных моментов; • оптимизация двигательной деятельности через организацию физкультурнооздоровительных мероприятий (физкультминутки, спортивные игры и т.д.); • игротерапия (сюжетно-ролевые, коммуникативные и т.д.); • арттерапия (рисование, ритмопластика, танец); • занятия-образы, игры-драматизации, сказкотерапия; • психогимнастика (этюды, мимика, пантомимика); • телесно-ориентированные методы, психомышечная тренировка; • задания, направленные на организацию совместной деятельности и театрализованных игр, составление рассказов и т.п.; • использование наглядных пособий (фотографии, рисунки, схемы и т.д.); Действующие эффективные методы обучения – интерактивные беседы, рассказы и сказки, работа с видеосюжетами, творческая индивидуальная и групповая деятельность (совместное пение, танец, рисование, работа с природными материалами, пантомима, декламация), элементы телесной терапии. Главным при этом является умелый выбор модели общения, способствующей психологическому комфорту ребенка, не подавляющей его свободу и индивидуальность. Наличие четких правил, создание специфической атмосферы, предоставление детям максимально возможной самостоятельности являются основными условиями предупреждения психоэмоционального напряжения детей. Формы и методы: игротерапия (дидактические, творческие, сюжетно-ролевые, коммуникативные, психогимнастические игры и т.д.). • Обучающие беседы, рассказ воспитателя • Сказкотерапия - современный, органичный природе человека метод передачи жизненно важных знаний, гармонизации личности и развития эмоционального интеллекта. • Игровые обучающие ситуации, дискуссии, решение ситуативных задач. • Арт-терапия и направленное рисование (на определенные темы) • Психогимнастика (этюды, мимика, пантомимика). • Психолого – педагогическая проектная деятельность • Посещение комнаты психологической разгрузки и другие релаксационные методы • Ведение «Календаря эмоций», разделов «Мои/наши достижения», «Наши добрые дела», «Наши праздники» и пр.; • Использование наглядных пособий (фотографии, рисунки, схемы и т.д., в том числе и наглядно- символические обозначения); • Чтение художественной литературы; • Прослушивание музыкальных произведений; • театрализованная деятельность, связанная с принятием на себя роли того или иного персонажа • Интерактивные игры и беседы, рассказы и сказки, работа с видеосюжетами • Песочная терапия • Игрушка и ЭИ Фильм «Эмоциональный_интеллект___Большой_скачок» https://m.youtube.com/watch?feature=youtu.be&v=Mve-LKTKnMA Методы развития эмоционального интеллекта у детей младшего школьного возраста психогимнастика Тренинг Игры тренинги

Рекомендованные лекции

Смотреть все
Психология

Технологии обучения и воспитания детей с нарушением интеллекта

Лекция "Технологии обучения и воспитания детей с нарушением интеллекта" Коррекционная педагогика в системе наук о человеке Как научное понятие коррекц...

Психология

Определение понятий « одаренность» и «одаренный ребенок»

Определение понятий « одаренность» и «одаренный ребенок» Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определя...

Психология

Экспериментатор и испытуемый: общение и специфика отношений в экспериментальной ситуации

Лекция 4 по дисциплине «Экспериментальная психология» на тему «Экспериментатор и испытуемый: общение и специфика отношений в экспериментальной ситуаци...

Педагогика

Теории семейных систем, социально-экологическая модель семьи.

Теории семейных систем, социально-экологическая модель семьи С точки зрения теории систем семья является живой системой и, как все живые системы, сост...

Психология

Теоретико - методологические основы дифференциальной психологии

СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИОННОГО МАТЕРИАЛА ТЕМА 1. Теоретико-методологиче ские основы дифференциальной психологии 1.Предмет и задачи дифференциальной психологии...

Педагогика

Технологии развития художественной одаренности детей

Технологии развития художественной одаренности детей Лекции Екатеринбург 2012 Оглавление Введение Глава 1. Теория одаренности: характеристика основных...

Психология

Основы психодидактики

е Департамент образования города Москвы Государственное автономное образовательное учреждение высшего образования города Москвы «Московский городской ...

Психология

Психология

Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || [email protected] 1 of 147 Сканирование и форматирование: Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || [email protected] || y...

Автор лекции

Тертель А. Л.

Авторы

Психология

Предмет, история, методология и основные направления дифференциальной психологии

ТЕМА № 1: ПРЕДМЕТ, ИСТОРИЯ, МЕТОДОЛОГИЯ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ Учебный вопрос 1. Предмет дифференциальной психологии Диффе...

Психология

Психология интеллектуальных нарушений

Лекция "Психология интеллектуальных нарушений" Интеллект и интеллектуальные нарушения Интеллект от латинского слова intellectus – ум, понимание, пости...

Смотреть все