Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате doc
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
ТЕМА 1. ЭКСКУРС В ИСТОРИЮ СТАНОВЛЕНИЯ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ КАК ШКОЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
План:
1. История преподавания обществознания в школе
2. Методологический статус методики преподавания обществознания (социально-гуманитарных дисциплин)
2.1 Методика преподавания обществознания (социально-гуманитарных дисциплин) как педагогическая наука.
2.2 Содержание и принципы отбора обществоведческого материала
2.3 Формирование обществоведческих представлений и понятий
2.4 Методы и приемы обучения обществознанию
2.5 Формы обучения социально-гуманитарному материалу
2.6 Средства обучения обществознанию
Задание на актуализацию имеющихся знаний:
1. Вспомните содержание Примерной программы интегрированного пропедевтического курса «Окружающий мир» (см. файл «лЗ№1. Примерная программа по окружающему миру»). Изучение младшим школьником материала каких социально-гуманитарных дисциплин предполагается в рамках предметной области «Обществознание и естествознание»? Заполните табл.1.
Таблица 1
Базовый социально-гуманитарный минимум курса «Окружающий мир»
№ п/п
Тематический блок
Социально-гуманитарная наука
Формируемые тематические представления и понятия
1.
2.
3.
4.
…
2. Что Вы понимаете под обществознанием?
1. История преподавания обществознания в школе
Обществознание (обществоведение) – термин, объединяющий все науки об обществе; обобщающее название наук, изучающих общество в целом и общественные процессы в частности. Среди них социология – наука об обществе как целостной системе, науки о различных сферах жизни общества – экономика, политология, культурология и др., а также наука, изучающая общество в прошлом, – история.
В системе образования обществоведением (обществознанием) называют учебную дисциплину или образовательный компонент, представляющий разнообразные знания об обществе (по Л.Н. Боголюбову) (в средней школе - кроме исторических, которые представлены в другом учебном предмете – «История»). Обществоведение изучается с опорой на исторические знания, история же - с использованием понятий, формируемых в курсе обществознания. Оба предмета взаимосвязаны, но не заменяют друг друга: в курсе истории изучается прошлое в хронологической последовательности; в обществознании знания о социуме представлены в обобщенном виде и в наибольшей степени обращены к современности. Оба учебных предмета в сетке часов имеют самостоятельную ценность.
Свое название учебный предмет впервые получил после утверждения Народным комиссариатом просвещения в 1925 г. одноименной школьной программы. В массовой практике отечественной школы он широко преподавался на всей территории СССР с 1960-х гг. по 1991 г. Его специфика заключалась в формировании у учащегося общеобразовательной школы системы взглядов на мир, охватывающих происходящее в нем явления, дающей их единое понимание и объяснение сквозь призму марксистско-ленинской философии. Учебник по данному курсу включал части: "Основы марксистско-ленинской философии", "Основы политэкономии", "Основы научного коммунизма".
В целом школьное обществоведение – родовое понятие, объединяющее в средней школе частные обществоведческие курсы («Основы государства и права», «Основы экономики», «Введение в политологию» и т.п.), а также обозначающее интегральные обществоведческие курсы («Введение в обществознание», «Человек и общество», «Граждановедение» и т.п.). В начальной же оно объединяет материал из различных наук: о человеке как социальном существе, его отношениях с окружением и нормах поведения, обществе в целом на современном этапе и хронологической динамике. Однако такое понимание школьного обществоведческого образования сложилось не сразу. На разных этапах развития школы учебный предмет «Обществоведение (обществознание)» наполняется различным содержанием.
В истории методики его преподавания как школьной дисциплины условно можно выделить следующие периоды:
1. История как школьный предмет в ХVI-ХVIII вв. (дореволюционный этап)
Зарождение обществоведческо-методической мысли относится к появлению в России сборников «Азбуковники» (ХV-ХVII вв.) и «Синопсис» («Обозрение», 1674), содержащих исторические сведения, заметки о природных явлениях, правила поведения в различных общественных местах (церковь, улица, учебное заведение, дом), размещенные по типу средневекового словаря.
В первой половине ХVIII в. изучалась только всеобщая история, чье преподавание в силу отсутствия отечественных пособий и учителей велось на иностранных языках. Появление истории как дисциплины государственного обучения связано с академической гимназией при санкт-петербургском университете (1726), в которой ее преподавание начиналось с 3 кл. (3 ч / нед.; притом что «подготовительная школа» - 5-3 кл., основная – 2-1). Знания о человеке, обществе в школах в основном преподавались в форме катехизиса – «вопросно-ответная» технология, связанная с запоминанием фактов, дат, технологически реализуемая путем заучивания текстов при руководящей роли учителя «вытверживанием наизусть» (до середины ХVIII в.); с 1730-1740 гг. – методом попеременного чтения; с 50-х гг. – комментированного чтения с контролем усвоения в виде опроса; 1780 г. – связного рассказа по прочитанному при использовании в целях объяснения доски и мела; в конце – методом комплексного повторения материала (периодический сбор всех учителей и ведение ими совместной с учениками тематической беседы). Изложение событий в учебниках по всеобщей истории 1740-1760 гг. велось двумя способами: а) монографически в соответствии со средневековой схемой четырех монархий — ассиро-вавилонской, персидской, греческой, римской; б) синхронистически, мелкими периодами. Именно с 1760-х гг. начинается массовое преподавание истории в школах России, где постепенно усиливается преподавание отечественной истории, чему способствовали обобщающий труд М.В.Ломоносова «Древняя Российская история», «Изображении Российской истории» Шлецера (1769). Работу же «Краткий Российский летописец с родословием» М.В.Ломоносова (1760) считают первым школьным учебником по русской истории, чье изучение как самостоятельной дисциплины начинается с 1786 г.
2. Историческое образование и внедрение новых методов обучения в ХIХ в.
Первая половина ХIХ в. – воссоздание прошлого посредством подводящих к выводам повествовательного рассказа и объяснения, образных представлений, например, при работе с разделами книги для чтения в начальной школе «Рассказы о Боге, человек и природе» Владимира Федоровича Одоевского (1804-1869), Андрея Парфеновича Заблоцкого-Десятовского (1849): история общественной жизни, понятие о человеке (его душе, духовности, разумности и вытекающем отсюда его отличии от животных), отношение людей к Богу, место жительство и его окрестности, естественная история, силы и явления природы, сельская и городская жизнь.
Середина ХIХ в. – появление нетрадиционных методов обучения преимущественно истории: 1) «метод преподавания хронологии истории» Александра Феликсовича Язвинского (1837) или современное «историческое лото» (игра, где важные факты фиксировались на разноцветных квадратных листах, разделенных на 100 клеток, каждая их которых обозначала год, а лист – столетие: клетки обладали открываемыми клапанами); 2) обобщительно-рифмический метод Готлиба фон Шуберта (рифмование фактов истории и их запоминание в процессе распевания этих стихотворений); 3) система образных рассказов по истории Константина Дмитриевича Ушинского, чье изучение рекомендовалось сопровождать беседой, наглядностью; 4) биографический метод – изучение истории сквозь призму жизнеописания персоналии – жизни и деятельности человека, вписавшего свое имя в ее скрижали; 5) группирующий метод объединения материала Бидермана (1860) – аналог современного тематического; 6) коллективно-категорический - группировка исторического материала по основным проблемам с учетом памятных дат календаря, по которым воспитанникам для изучения писались занимательные и доступные рассказы; 7) распространенный репетиционный способ; 8) реальный или хрестоматический метод Михаила Матвеевича Стасюлевича (1826-1911) – чтение и обсуждение первоисточников из хрестоматии без использования в школьном обучении учебника с целью развития критического мышления учащихся, ознакомления их с «духом» изучаемой эпохи, жизнью народа; 9) «школьный метод» С.Ламовицкого (1891) – история не цель, а средство развития и воспитания учащихся; 10) прогрессивный и регрессивный методы, предполагавшие изучение событий: первый - в хронологической последовательности, начиная с древности; второй - обратный, ознакомление с современности с постепенным углублением в прошлое отечественной истории. В то же время появляются работы, обосновывающие важность выделения элементарного курса обучения истории для ознакомления учащихся важнейшими вехами истории Отечества и людьми, снискавшими ему славу: Борис Антонович Павлович (1848 - 1878) «О значении и целях элементарного курса в среднеучебных общеобразовательных заведениях» (1873), Яков Григорьевич Гуревич (1843-1906) «Опыт методики истории» (1877) и т.д., позже - «Опыт методики элементарного курса истории» А.Кролюницкого (1890). В этот период были написаны «Учебная книга русской истории» Сергея Михайловича Соловьева (1820-1879), «Краткие очерки русской истории» Дмитрия Ивановича Иловайского (1832-1920) и др.
В целом динамику технологии преподавании обществознания (истории) в течение ХIХ в. можно представитель следующим образом: 20-30-е гг. - схоластическое обучение (рифмическая обобщительная метода, метод формальный и Язвинского); 50-е гг. - репетиционный метод (механическое заучивание материала учебника и его краткое комментирование); 60-е гг. - реальный метод (самостоятельное, активное изучение исторических источников); 80-е гг. - составление хронологических и синхронистических таблиц, переход на классно-урочную систему; последняя четверть XIX в. – биографический, реальный, прогрессивный, регрессивный и метод драматизации (по М.Т.Студеникину).
3. Начало ХХ в.
Активизация социологического направления, представители которого считали, что история творится народными массами стихийно без влияния личности на ее развитие (Роберт Юрьевич Виппер (1859-1954), Николай Александрович Рожков (1868-1927)) – эффект фатальности. Поэтому нужно изучать именно социальные отношения, а формировать исторические и социологические понятия. Поэтому в школьных курсах, согласно Р.Ю.Випперу, необходимо изучать движение человеческого общества, типичные для эпохи явления. При этом на уроке должно разными способами стимулировать самостоятельную познавательную деятельность учащихся: применение наглядности (карты, картины, книги для чтения с иллюстрациями), работа над докладами и рефератами, использование исторических источников, посредством трудового метода; организация экскурсионной работы и краеведческих изысканий и т.д. В начале XX в. активно используются известные и новые методы обучения: 1) реальный (Н.А.Рожков, Михаил Николаевич Покровский (1868-1932)) - работа на основе исторических источников при игнорировании систематического изучения истории как курса; замена школьного учебника кратким конспектом; 2) лабораторный (Н.А.Рожков, Сергей Васильевич Фарфоровский (1878- кон. 1930-х гг.)) - введение ученика в лабораторию исследования путем построения всего процесса изучения им первоисточников на подобие научного творчества; система работы основывалась на его самостоятельной деятельности с историческими документами, иллюстративным материалом и т.д.; 3) метод вопросов и планов (В.Желтов, В.Токин) – методика работы с материалом учебника, цель которой – научить детей правильно читать текст и составлять план прочитанного, фиксируя имена, даты и основные понятия; продолжение работы с ним в домашних условиях по заранее составленному учителем плану; 4) метод документации (Ярослав Степанович Кулжинский) – привлечение специально подобранных документов хрестоматии для иллюстрации текста учебника с целью проверки при их сопоставлении правильности сделанных выводов; 5) система реферирования (Б.А.Влахопулов, Н.П.Покотило) – составление рефератов как основной способ привития учащимся навыков самостоятельной работы, предполагавшее этапность деятельности: осмысление содержания рекомендованной статьи с первоначальным составлением плана и итогового конспекта из основополагающих фраз автора; изложение своими словами содержания объемной исторической книги; написание по собственному плану реферата по определенной проблеме на основе 2-3 небольших первоисточников с единой трактовкой; работа на основе анализа «сырого» материала источников; 6) метод драматизации (Андрей Федорович Гартвиг (1862-1923)) – комплексное обучение школьников, основывающееся на идеях: его цель - пробудить, поддержать живой интерес к прошлому, научить самостоятельно его удовлетворять и обдумывать, понимать исторический смысл происходящего (формирование правильного миросозерцания); преподавание истории в купе с азами мировой экономики, историографии; установка на самостоятельность и активность учащихся, заботу об их физическом развитии, создание атмосферы доверия; сближение семьи и школы; большая свобода преподавания с целью приучения детей к дружной, совместной работе (коллективной, групповой – «командное обучение»), формирования умения быть членами общества; отказ от балльной системы и экзаменов; использование в школе и на уроках истории взаимного опроса, игр, прогулок, экскурсий, научных собеседований, литературно-музыкальных вечеров, разных кружков, различных форм детского творчества (комментарии и устные сочинения к картинам, устроение выставок, задания в логике метода проектов - например, совместные типа исторических альбомов, составления коллекций); в процессе обучения необходимо находить новые ассоциации между изучаемым в данный момент материалом и остальным опытом ребенка; активное использование метода ученических рассказов (о своей жизни, истории своей семьи, своего местожительства и т.д.) с сопутствующими вопросами одноклассников, которые в случае неполного ответа должны были предлагать дополнительные, наводящие вопросы или отвечать сами; при объяснении урока или в процессе беседы по пройденному должно быть предусмотрено место детскому рассказу, дополняющему новый или изученный материал; список книг для учеников в начале года, необязательных, но желательных для прочтения по курсу, с обязательными заданиями на углубленное понимание изученного (составить хронологическую табличку, перерисовать из различных источников монеты, подобрать картины и т.п.); обязательное применение драматизации как части классного занятия, под которой разумеются не столь масштабные, подготовленные школьные спектакли, сколько небольшие, разыгранные одним или несколькими детьми на занятии сценки (намек на исторический образ); важность использования на практике разнообразных активных методов (переживания; диспуты, сочинения, работа с историческими документами, беллетристикой и живописью; изучение фольклора, зодчества, народных мелодий и музыкальных инструментов; переписка с учащимися заграничной школы, участие в археологических раскопках; привлечение детей к обустройству исторического кабинета – «Храма истории»); преподавание истории во взаимодействии с другими естественными и гуманитарными предметами.
4. Советский период (1917-1991).
Школьное историческое образование с 1917 - начало 1930-х гг. претерпевает изменения: взамен гражданской истории предлагается изучение истории труда и социологии, вместо истории как учебного предмета - курс обществоведения с отдельными, идеологически отобранными историческими фрагментами (на ступени обучения детей 8-13 лет его изучение начиналось с 3 кл. – 3 ч / нед.); в основе реализованной модели трудовой школы - «иллюстративная школа действия» с руководящим принципом «от действий - к знаниям»; отмена классно-урочной системы (альтернатива - работа «бригад» на лабораторных «студийных» занятиях), балльных оценок знаний учащихся, взысканий, домашних заданий, экзаменов; ликвидация с 1923 г. предметного преподавания и введение бригадного метода обучения на основе комплексных программ (до 1931 г.). В качестве методов изучения обществоведения используются трудовой, лабораторно-бригадный, исследовательский. При этом согласно документу «Мироведение в работе школ 1-й ступени» (Наркомпрос, 1919), материал по изучению социальных объектов распределяется следующим образом: 1) свой дом и семья; 2) дом, школа, двор, улица, город / деревня; 3) город, ландшафт, уезд / губерния (представления о своем регионе в сумме природной, общественно-экономической, историко-культурной составляющих). В программах же 1921 г., в которых вводится термин «обществоведение», курс выстраивается тематически (не в типичном для истории, 2-й ступени обучения хронологическом порядке), руководствуясь социологической структурой общества; 1924 г. – изучение триады «природа – труд - общество» ведется на примере конкретных событий по расширяющимся концентрам: 1 кл. – «Семья и школа», 2 кл. - «Наша деревня», 3 кл. - «Наш район», 4 кл. - «СССР». В целом, согласно Ю.Г.Саловой, в впервые годы советской власти обществоведение как школьный предмет прошло ступени становления: 1917-1920 гг. – изучение истории и некоторых общественных наук в школах 1-й, 2-й ступеней; 1921-1923 гг. – фактическая тождественность обществоведения и курса истории в школах-семилетках; 1923-1927 гг. – пропедевтические знания общественной жизни в школах 1-й ступени и по двум концентрам во 2-й; с 1927 г. – окончательный переход школьного обществоведения под контроль государства, единообразие программ.
Начало преобразований связано с восстановлением истории как самостоятельного учебного предмета в образовательной школе: в 1933 г. вышла программа Наркомпроса РСФСР по истории, где изучение нескольких тем по всеобщей истории завершалось отечественной тематикой (строение курса «слоями»); 1934 г. – постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) «О преподавании гражданской истории в школах СССР» регламентировало структурирование курса в соответствии с принципом хронологической последовательности и линейности - изучение его один раз без повторений, в связи с чем в 3,4 кл. вводится элементарный (краткий) курс истории СССР. С 1935 г. (обновленные программы 1939 г.) до 1960-х гг. в последнем классе начальной школы изучался пропедевтический курс истории СССР, содержавший общественно-политические знания (до 1959 г. - линейный принцип обучения), позже в 1970-1980-е гг. введенный в программу средней школы с полной отменой в младших классах (принцип концентризма). Преподавание же обществознания как самостоятельной дисциплины осуществлялось в средней школе, в т.ч. в рамках курсов «Конституция СССР» (1937) , «Основы политических знаний» (1960), «Обществоведение» (1963), «Человек и общество» (1988-1991). В младших классах элементарные социальные сведения сообщались в процессе преподавания «Природоведения (Естествознания)» и других дисциплин.
5. Современный этап (1991 г. – по настоящее время).
Изыскания в области методики преподавания обществознания, истории 1990-х гг. в основном были связаны со средней школой, где к концу ХХ в. обозначились два подхода к изучению социального материала: 1) интегративный (курсы «Человек и общество», «Введение в обществоведение», «Основы современной цивилизации»); 2) модульный или предметный, с четким соответствием базовым наукам – «Введение в политологию», «Экономика», «Основы социологии» и др. Произведено соотнесение изначально тождественных понятий «обществознание» и «обществоведение» как совокупности знаний общества о себе: на современном этапе первое применяется для обозначения образовательной области, объединяющей в себе все социальные дисциплины, или отдельного курса; второе, согласно Г.А.Черновой, применяется как видовое для обозначения принадлежности к ней (обществоведческие программы и т.д.).
На рубеже ХХ-ХХI вв. обществоведческие дисциплины с целью реализации идеи непрерывного образования приходят в начальную школу. Согласно ФГОС НОО (1998), обязательный минимум содержания обучения включал 7 образовательных областей: филология, математика, искусство, технология, физическая культура, естествознание и обществознание. Последние две объединены в один образовательный компонент «Окружающий мир», на который, согласно Базисному учебному плану, отводилось в 1,2 кл. – 2 ч / нед. интегрировано, 3,4 кл. – по 1 ч / нед. на каждую область. Не регламентировалась модель построения учебных программ, поэтому возникли как интегрированные пропедевтические курсы («Окружающий мир» Н.Ф.Виноградовой и др.), так и однопредметные по различным тематическим обществоведческим направлениям, некоторые из которых в разных формах функционируют и по сей день: 1) исторические (требуемый минимум – описание ярких фактов истории Отечества, биографии выдающихся личностей)6 а) основные - «Введение в историю» (Е.В.Саплина, А.И.Саплин), «Наша Родина и современный мир. Прошлое и настоящее» (Н.И.Ворожейкина), «Мое Отечество» (Д.Д.Данилов, С.В.Тырин, Н.В.Иванова), «История России» (М.Т.Студеникин), «Твоя Россия» (Н.Я.Чутко, Л.Е.Родионова), «Введение в историю России» (З.В.Левицкая), «Родная история» (Д.И.Латышина), «История с древнейших времен до наших дней. 3-11 кл. (рук. А.П.Богданов), «История» (Н.Я.Чутко); б) факультативные - «Введение в народоведение. Родная земля» (М.Ю.Новицкая), «История становления человека» (Н.Я.Чутко); 2) краеведческие: «Московедение» (Н.А.Горелова, Н.М.Поникарова), «Московия» (В.Г.Горецкий, Л.Ф.Климанова), «Московедение» (Г.Н.Аквилева, Н.И.Яковлева), «История Москвы» (М.Т.Студеникин), «Московедение» (Лаборатория Москвоведения Московского института развития образовательных систем под рук. А.В.Рогачева); «Москва» (Т.В.Троицкая), «Программа воспитания юного рязанца» (Л.Л.Емельянова), «История и культура Санкт-Петербурга» (Л.К.Ермолаева / Л.Н.Махинько), «Примерная программа туристско-краеведческой деятельности учащихся начальных классов» (А.А.Остапец-Свешников) и др.; 3) обществоведческие: «Обществознание. Я - гражданин России!» (Н.Я.Чутко); 4) «Основы безопасности жизнедеятельности»: «ОБЖ. 1-11 кл.» (В.Я.Сюньков), «ОБЖ» (Л.П.Анастасова и др.), «ОБЖ» (А.В.Гостюшин), «ОБЖ. 1-11 кл.» (А.Т.Смирнов, Е.Н.Литвинов и др.) «ОБЖ. 1-11 кл.» (И.К.Топоров); 5) правовые: «Права человека» (Е.С.Шабельник, Е.Г.Каширцева), «Права человека» (В.Г.Антонов), этико-правовой «Я и мой мир» (Н.И.Элиасберг), «Защити меня» (авторский коллектив МДОУ№ 401 г. Самары под рук. Н.Г.Зеленовой); 6) психологические: «Тропинка к своему Я. Уроки психологии в начальной школе» (О.В.Хухлаева), «Психологическая азбука. Начальная школа» (Т.А.Аржакаева, И.В.Вачков, А.Х.Попова); 7) экономические: «Экономика» (И.А.Сасова, Л.М.Кларина, Е.Н.Землянская), «Экономика» (Т.В.Смирнова, Т.Н.Проснякова), экспериментальный «Человек. Жизнь. Экономика» (А.С.Прутченков, Б.Н.Райзберг), факультативный «Экономика. 4-6 кл.» (И.В.Липсиц, Л.В.Антонова, Л.П.Анастасова); 8) философские: «Философия для детей» (М.Т.Телегин) и т.д.
В соответствии с ФГОС НОО I, II поколений обществоведческий материал введен в содержание интегрированного курса «Окружающий мир», однако некоторые указанные парциальные программы продолжают преподаваться за счет школьной компоненты, в качестве элективных и факультативные курсов. При его структурировании в начальных классах в первую очередь руководствуются возрастными особенностями младших школьников, в т.ч. мышления: в 1,2 кл. даются в основном наглядные социологические сведения, максимально приближенные к опыту ребенка; 3,4 кл.- изучение истории либо исключительно отечественной (Н.И.Ворожейкина), либо в сравнении с всемирной (Д.Д.Данилов, А.Н.Казаков и др.). При этом в преподавании последней нередко в упрощенном варианте используются концептуальные модели обучения, заимствованные из средней школы: 1) классическая - сквозь призму военной и социо-культурной истории с параллельным для целостности приятия происходящего изучением политики и экономики (в курсах Н.И.Ворожейкиной нередко приобретающая историко-краеведческую направленность); 2) мозаичная – изучение прошлого, настоящего и будущего Отечества на фоне проблемных вопросов всемирной истории; 3) прогрессистская как развитие всех сфер деятельности (науки, общественной мысли, техники, религии, быта); 4) культурно историческая - по Е.В.Саплиной, А.И.Саплину, «вещная история» (по М.Т.Студеникину).
Вопросы для самоконтроля:
1. Что такое обществознание (обществоведение)? Какие науки оно объединяет? Одинакова ли его трактовка применимо к вузовской практике, средней и начальной школе?
2. Перечислите основные этапы становления обществоведения как школьной дисциплины. Какие методические находки в области преподавания обществознания были на тот момент сделаны?
Контрольный практикум по теме №1:
1. Кратко охарактеризуйте каждый этап. Полученные сведения отразите в табл.2.
Таблица 2
История преподавания обществознания в начальной школе
Период развития, временные границы
Характеристика этапа, основные методические разработки
Ф.И.О.
методиста
Основные идеи
методиста
Основные обществоведческие /
методические труды
2. Подготовьте доклад по деятельности одного методиста на Ваш выбор. В процессе подготовки вспомните материал ранее изученного Вами курса «Методика преподавания предмета «Окружающий мир» и укажите, используются ли его методические находки в современной начальной школе, в каком виде?
3. Проанализировав различные первоисточники, уточните суть термина «обществознание». Начните заполнение табл.3.
2. Методологический статус методики преподавания обществознания (социально-гуманитарных дисциплин)
2.1. Методика преподавания обществознания (социально-гуманитарных дисциплин)
как педагогическая наука.
"Методика в переводе с древнегреческого - "способ познания", "путь исследования". Методика - описание конкретных приёмов, способов, техник педагогической деятельности в отдельных образовательных процессах.
2.2 Содержание и принципы отбора обществоведческого материала
2.3 Формирование обществоведческих представлений и понятий
2.4 Методы и приемы обучения обществознанию
2.5 Формы обучения социально-гуманитарному материалу
2.6 Средства обучения обществознанию
Вопросы для самоконтроля:
1. Определите суть понятия «методика преподавания обществознания (социально-гуманитарных дисциплин)».
2. Какие задачи по изучению данной дисциплины ставятся перед современной школой? В чем их отличие на начальной и основной ступени?
3. Перечислите приемы отбора и структурирования учебного обществоведческого материала.
4. Каково содержание изучаемого в начальной школе обществоведческого минимума.
5. В чем специфика ознакомления с обществоведческим материалом детей младшего школьного возраста? сформулируйте 2-3 рекомендации по формированию у учащихся начальной школы обществоведческих представлений и понятий.
6. Перечислите типичные приемы и методы обучения школьников обществознанию. Какие из них чаще всего используются в начальной школе?
7. Какие формы обучения детей социально-гуманитарному материалу рекомендуется использовать в начальной школе? Почему? Обоснуйте свой ответ.
Контрольный практикум по теме №2:
1. Начните заполнение табл.3. Недостающий материал восполните, изучив рекомендуемую литературу из списка.
Таблица 3
Основы методики преподавания социально-гуманитарных дисциплин (обществознания)
№ п/п
Ключевые моменты
Закончите предложение
1.
Термин «обществознание»
В науке не существует однозначной трактовки термина «обществознание», пол которым понимается…
2.
Суть понятия «Методика преподавания обществознания (социально-гуманитарных дисциплин)»
Методика преподавания обществознания (социально-гуманитарных дисциплин) – это…
Ее предмет –
Объект методики -
3.
Задачи изучения обществознания на разных образовательных ступенях
В начальной школе это: …
В средней и старшей школе: ….
Преемственность в обществоведческом образовании реализуется….
4.
Принципы отбора и структурирования социально-гуманитарного материала
1.
2.
…
5.
Роль межпредметных связей в преподавании
6.
Основные требования к уровню социально-гуманитарной подготовки младшего школьника
Знать:
1….
2…
Уметь:
1…
2…
Использовать на практике: …
7.
Способы обучения младших школьников обществознанию
Классификации обществоведческих методов по основаниям:
1. Основание – группа методов
2. …
Специфика применения в начальной школе методов:
1. Словесные:
•
2. ???:
•
3. ???:
•
8.
Типичные приемы работы в начальной школе:
Логические –
Технические –
?
9.
Формируемые у младшего школьника элементы историко-обществоведческих знаний
1. Факт – это… (например, …)
2. Явление – это… (например, …)
3. ?
4. ?
10.
Особенности формирования обществоведческих представлений и понятий в начальной школе
Представление – это…
Этапы формирования представлений
Типичные приемы формирования представлений
Понятие - – это…
Этапы формирования понятий:
Типичные приемы формирования понятий
11.
Формы обучения обществознанию
Урочные (классификация уроков):
Внеурочные:
Урок обществознания в начальной школе
Требования к организации уроков обществознания в начальной школе:
1. …
2. …
Структура комбинированного урока (этапы):
1.
2.
12
Современные технологии обучения в начальной школе
1.
2.
…
Список литературы
1. Бедулина Г.Ф. Интерактивные методы преподавания социально-гуманитарных дисциплин [Электронный ресурс]. - URL: http://www.pacademy.edu.by/public/academ.phtml?l&page=yanushevich.htm (дата обращения: 20.08.2009).
2. Козина, Е.Ф. Методика обучения предмету «Окружающий мир» в схемах и таблицах (полный курс): учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.Ф.Козина. – М.: Экон-информ, 2013. – 228 с.
3. Лазебникова А. Ю. Современное школьное обществознание. Вопросы теории и методики: Моногр. - М., 2000.
4. Методика преподавания обществознания в школе: Учеб. для студ. пед. высш. учеб. заведений / Под ред. Л.Н. Боголюбова. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – 304с.
5. Чернова Г.А. и др. Методика преподавания обществознания в начальной школе. – М.: Академия, 2008. – 240 с.