Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Экономика

  • 👀 1968604 просмотра
  • 📌 1968584 загрузки
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Экономика» docx
Методически разработанная лекция по курсу «Экономика» Лекция - одна из форм организации обучения в высшем учебном заведении. Ее основой является системное устное изложение преподавателем учебного материала в течение занятия, главное содержание которого составляют анализ и обобщение фактов, а ведущими приемами - объяснение и рассуждения В зависимости от темы лекции в ней может превалировать характеристика, описание, рассказ об определенных фактах, процессы, явления. Структура традиционной лекции такова: организация деятельности преподавателя и студентов; формулировка темы, постановка целей и задач; актуализация опорных знаний студентов; преподавания содержания дидактического материала преподавателем, обеспечения условий его восприятия и усвоения студентами; обобщение и систематизация знаний студентов, приобретенных в процессе чтения лекции, подведение итогов лекции. В зависимости от дидактической цели и места в логической структуре учебного материала отличают следующие типы лекций: вводная, обзорная, обобщающая, лекция-инструктаж. В дидактический литературе существует и другая типология лекций: вводная, обзорная, установочный, текущая. По характеру изложения материала и учебно-познавательной деятельности студентов лекции разделяют на проблемные и информационно-познавательные. Независимо от типа лекции в процессе ее наблюдения и анализа следует обращать внимание на следующие параметры: подготовка преподавателя к лекции (целесообразный выбор темы лекции постановка триединой цели и задач лекции, разработка системы вопросов (плана), раскрывающие содержание темы лекции, знание основной и вспомогательной литературы по теме лекции) содержание лекции (определение содержания и объема информации, методов и средств ее реализации, определение ведущих идей, выбор оптимальной структуры лекции, логичность изложения материала) приемы преподавания преподавателем учебного материала (объяснение, усмотрение, использование наглядности, в том числе компьютерной техники, раздаточного материала) приемы организации учебно-познавательной деятельности студентов в процессе чтения лекции (составление развернутого или тезисно плана; конспектирования лекции фиксация фактов, которые необходимы для последующего проведения практического занятия или лабораторной работы, решении задач и т.д., выбор приемов записи материала лекции) способы активизации учебно-познавательной деятельности студентов (постановка вопросов и задач для анализа, сопоставления и сравнения различных фактов, явлений, самостоятельных выводов и предложений); привлечение внимания студентов к содержанию лекции известными приемами общения во время ее чтения: «Это особенно важно! ..», «Вдумайтесь ...», «Обратите внимание ...» и тому подобное; с помощью таких слов: «Сделаем выводы», «Итак, мы видим ...»; риторические вопросы, на которые позже даст ответ сам преподаватель: «Чем объяснить этот факт?», «Как связаны между собой эти события?», наличие пауз, которые позволяют ученикам вдуматься в изложенное; тип лекции в зависимости от дидактической цели и ее место в логической структуре учебного материала (вводная, обзорная, обобщающая, лекция-инструктаж) в зависимости от формы организации и управления учебно-познавательной деятельностью студентов (монологическая, диалогическая, полемическая) эффективность лекции - состояние дисциплины студентов; интерес к информации, которая преподается преподавателем; качество выполнения учебных задач; умение студентов делать выводы, вносить предложения; прочность, полнота и глубина знаний студентов с освещенной темы. Мини-лекции предусматривают изложения учебного материала за короткий промежуток времени и характеризуются значительной емкостью, сложностью логических построений, образов, доказательств и обобщений. Мини-лекции проводятся, как правило, как часть занятия исследования. В начале проведения мини-лекции по указанным темам лектор акцентирует внимание студентов на необходимости представить изложенный лекционный материал в так называемом структурно-логическом виде. На рассмотрение выносятся вопросы, которые зафиксированы в плане лекций, но излагаются они кратко. Лекционное занятие, проведенное таким образом, пробуждает у студента активность и внимание при восприятии материала, а также направляет его на использование системного подхода при воспроизведении информации, которую он получил от преподавателя. Проблемные лекции и мини-лекции целесообразно сочетать с такой формой активизации учебного процесса, как работа в малых группах. Работа в малых группах позволяет структурировать лекционные занятия по форме и содержанию, создает возможности для участия каждого студента в работе по теме занятия, обеспечивает формирования личностных качеств и опыта социального общения. После освещения проблемы (при использовании проблемных лекций) или сжатого изложения материала (при использовании мини-лекций) студентам предлагается объединяться в группы по 5-6 человек и представить в конце занятия свое видение и восприятие материала. Презентации - выступления перед аудиторией, используемых для представления определенных достижений, результатов работы группы. Одной из положительных черт презентации и ее преимуществ при использовании в учебном процессе является обмен опытом, который получили студенты при работе в определенной малой группе. Цель учебной дисциплины «Экономика» ‑ сформировать у будущих специалистов системные знания и понимания концептуальных основ функционирования экономики, а также приобретение студентами навыков оценки влияния взаимодействия материальных и финансовых потоков на эффективность функционирования экономических систем. Для достижения цели поставлены следующие основные задачи. Узнать: способствовать формированию у студентов понятия об экономических системах, их видов и характеристик; получение теоретических знаний по управлению экономическими системах; формирование у студентов знаний о механизме формирования денежных потоков; усвоения теоретических знаний по организации финансовых потоков; усвоения теоретических знаний по управлению рисками; Научиться: формирование навыков по управлению доходами и затратами предприятия; приобретение практических умений по управлению экономическими системами за счет оптимизации денежных потоков; приобретение практического инструментария по контролю за экономическими системами; Овладеть: овладение методическими подходами к планированию финансовых потоков и бюджетированию; овладение методами и инструментами управления продолжительностью экономических циклов; овладение практическими навыками по мониторингу и анализу экономических систем. Предметом учебной дисциплины являются экономические системы, взаимодействие финансовых, материальных и информационных потоков, оценка результатов экономической деятельности систем. Структура учебной дисциплины «Экономика» приведена в табл. 1. Таблица 1 Методическая разработка лекции по курсу «Экономика» Позиция Методические приемы, время План лекции: 1. Экономика знаний - основа современного проекта экономики и общества 2. Характер переходных процессов в экономике и общества знаний 3. Формирования институтов экономики знаний 1. Экономика знаний - основа современного проекта экономики и общества Экономика знаний - это экономика, в которой источником роста является как специализированные (научные), так и повседневные знания, в результате использования которых, наряду с природными ресурсами, капиталом и трудом доминирующим фактором становятся процессы накопления и использования знаний, в результате чего постоянно растет конкурентоспособность экономики. Экономика знаний, как многомерная категория, связанная в современном измерении, прежде всего, с развитием, информационно-коммуникационных технологий, охватившие большинство сфер человеческой деятельности, с включением большинства людей в процесс деятельности с формированием и использованием новых знаний в отличие от доминирующего ранее обыденного знания, с массовым использованием возможностей культурного и духовного обогащения глобализированного мира, несет в себе возможности накопления и обмена новыми знаниями как научно-технического, так и гуманитарного содержания. В основе экономики знаний заключаются новые знания, имеющие информационных основу и воплощаются в инновациях и которые в высокоразвитых экономиках через новейшие технологии. В историческом плане опережающее развитие может меняться догоняющим, и наоборот. Если исходить из классических основ модернизационной теории, то это, прежде всего, означает, что современное общество - это такое, в котором имеет место преобладание инноваций над традицией, светский характер социальной жизни, поступательное (нециклические) развитие, выделенная персональность, демократическая система власти, наличие отложенного спроса, то есть способности производить не ради насущных потребностей, а ради будущего, индустриальный характер, массовое образование, активно-деятельный психологический склад, преимущество точных наук и технологий, преобладание универсального над локальным. Мини-лекция 20 минут Экономика знаний - это экономика, в которой источником роста является как специализированные (научные), так и повседневные знания, в результате использования которых, наряду с природными ресурсами, капиталом и трудом доминирующим фактором становятся процессы накопления и использования знаний, в результате чего постоянно растет конкурентоспособность экономики. Полемика 10 минут Экономика знаний, как многомерная категория, связанная в современном измерении, прежде всего, с развитием, информационно-коммуникационных технологий, охватившие большинство сфер человеческой деятельности, с включением большинства людей в процесс деятельности с формированием и использованием новых знаний в отличие от доминирующего ранее обыденного знания, с массовым использованием возможностей культурного и духовного обогащения глобализированного мира, несет в себе возможности накопления и обмена новыми знаниями как научно-технического, так и гуманитарного содержания. В основе экономики знаний заключаются новые знания, имеющие информационных основу и воплощаются в инновациях и которые в высокоразвитых экономиках через новейшие технологии и соответствующую продукцию обеспечивают в конечном счете доминирующую вес прироста ВВП. Дискуссия по вопросу «Практическая необходимость экономики знаний» 15 минут 2. Характер переходных процессов в экономике и общества знаний Важными направлениями осуществления переходных процессов в экономики знаний являются: 1) определение четкой конечной цели социальных и экономических изменений, исходя из стратегических ориентиров; 2) обеспечение процесса развития интеллектуального потенциала общества; 3) поддерживать опережающий рост капиталовложений, в том числе в обрабатывающей промышленности; 4) поддерживать капиталоемкий путь развития, используя внутренний рынок и рынок стран-соседей; 5) использовать основные ресурсы высокотехнологичного интеллектуального и образовательного развития; 6) сформировать предпосылки для экспансии на внешние рынки с продукцией высоких технологий, с целью дальнейшей равноправной интеграции в мировую хозяйственную систему; 7) создать базовую целенаправленную систему научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок; 8) совмещать собственные разработки с достижениями, опытом и перспективами других стран; 9) создать национальную инновационную систему, отвечающую этапам современности и объединяет структуры общественного и государственного характера; 10) обеспечить доступность получения знания, поскольку в случае, если образование не выполняет необходимую роль социального конструктора, то формируется личность с минимизированным творческим потенциалом и неопределенного будущим. Мини-лекция 15 минут 3. Формирования институтов экономики знаний Сегодня целью каждого цивилизованного государства является построение информационного общества. Общества, способно изобретать и использовать высокотехнологичные инновационные достижения. Невозможно долгосрочное экономический рост без принципиально новых идей и механизмов. Работа в группах Обсуждение основных положений вопроса «Формирования институтов экономики знаний» 15 минут Инновации сегодня является путем к высокоразвитому конкурентоспособному постиндустриальному государству, информация и знания, в котором воспринимаются как непосредственная производительная сила, оказывающаяся важнейшим фактором современного хозяйствования. Презентация 15 минут При преподавании дисциплины «Экономика» для активизации учебного процесса предусмотрено применение современных учебных технологий, таких как: проблемные лекции, работа в малых группах; дискуссии, полемика и презентации.
«Экономика» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 634 лекции
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot