Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Методически разработанная лекция по курсу «Экономика»
Лекция - одна из форм организации обучения в высшем учебном заведении. Ее основой является системное устное изложение преподавателем учебного материала в течение занятия, главное содержание которого составляют анализ и обобщение фактов, а ведущими приемами - объяснение и рассуждения
В зависимости от темы лекции в ней может превалировать характеристика, описание, рассказ об определенных фактах, процессы, явления. Структура традиционной лекции такова:
организация деятельности преподавателя и студентов;
формулировка темы,
постановка целей и задач;
актуализация опорных знаний студентов;
преподавания содержания дидактического материала преподавателем,
обеспечения условий его восприятия и усвоения студентами;
обобщение и систематизация знаний студентов,
приобретенных в процессе чтения лекции, подведение итогов лекции.
В зависимости от дидактической цели и места в логической структуре учебного материала отличают следующие типы лекций: вводная, обзорная, обобщающая, лекция-инструктаж. В дидактический литературе существует и другая типология лекций: вводная, обзорная, установочный, текущая. По характеру изложения материала и учебно-познавательной деятельности студентов лекции разделяют на проблемные и информационно-познавательные.
Независимо от типа лекции в процессе ее наблюдения и анализа следует обращать внимание на следующие параметры:
подготовка преподавателя к лекции (целесообразный выбор темы лекции постановка триединой цели и задач лекции, разработка системы вопросов (плана), раскрывающие содержание темы лекции, знание основной и вспомогательной литературы по теме лекции)
содержание лекции (определение содержания и объема информации, методов и средств ее реализации, определение ведущих идей, выбор оптимальной структуры лекции, логичность изложения материала)
приемы преподавания преподавателем учебного материала (объяснение, усмотрение, использование наглядности, в том числе компьютерной техники, раздаточного материала)
приемы организации учебно-познавательной деятельности студентов в процессе чтения лекции (составление развернутого или тезисно плана; конспектирования лекции фиксация фактов, которые необходимы для последующего проведения практического занятия или лабораторной работы, решении задач и т.д., выбор приемов записи материала лекции)
способы активизации учебно-познавательной деятельности студентов (постановка вопросов и задач для анализа, сопоставления и сравнения различных фактов, явлений, самостоятельных выводов и предложений);
привлечение внимания студентов к содержанию лекции известными приемами общения во время ее чтения: «Это особенно важно! ..», «Вдумайтесь ...», «Обратите внимание ...» и тому подобное; с помощью таких слов: «Сделаем выводы», «Итак, мы видим ...»; риторические вопросы, на которые позже даст ответ сам преподаватель: «Чем объяснить этот факт?», «Как связаны между собой эти события?», наличие пауз, которые позволяют ученикам вдуматься в изложенное;
тип лекции в зависимости от дидактической цели и ее место в логической структуре учебного материала (вводная, обзорная, обобщающая, лекция-инструктаж) в зависимости от формы организации и управления учебно-познавательной деятельностью студентов (монологическая, диалогическая, полемическая)
эффективность лекции - состояние дисциплины студентов; интерес к информации, которая преподается преподавателем; качество выполнения учебных задач; умение студентов делать выводы, вносить предложения; прочность, полнота и глубина знаний студентов с освещенной темы.
Мини-лекции предусматривают изложения учебного материала за короткий промежуток времени и характеризуются значительной емкостью, сложностью логических построений, образов, доказательств и обобщений. Мини-лекции проводятся, как правило, как часть занятия исследования.
В начале проведения мини-лекции по указанным темам лектор акцентирует внимание студентов на необходимости представить изложенный лекционный материал в так называемом структурно-логическом виде. На рассмотрение выносятся вопросы, которые зафиксированы в плане лекций, но излагаются они кратко. Лекционное занятие, проведенное таким образом, пробуждает у студента активность и внимание при восприятии материала, а также направляет его на использование системного подхода при воспроизведении информации, которую он получил от преподавателя.
Проблемные лекции и мини-лекции целесообразно сочетать с такой формой активизации учебного процесса, как работа в малых группах.
Работа в малых группах позволяет структурировать лекционные занятия по форме и содержанию, создает возможности для участия каждого студента в работе по теме занятия, обеспечивает формирования личностных качеств и опыта социального общения.
После освещения проблемы (при использовании проблемных лекций) или сжатого изложения материала (при использовании мини-лекций) студентам предлагается объединяться в группы по 5-6 человек и представить в конце занятия свое видение и восприятие материала.
Презентации - выступления перед аудиторией, используемых для представления определенных достижений, результатов работы группы. Одной из положительных черт презентации и ее преимуществ при использовании в учебном процессе является обмен опытом, который получили студенты при работе в определенной малой группе.
Цель учебной дисциплины «Экономика» ‑ сформировать у будущих специалистов системные знания и понимания концептуальных основ функционирования экономики, а также приобретение студентами навыков оценки влияния взаимодействия материальных и финансовых потоков на эффективность функционирования экономических систем.
Для достижения цели поставлены следующие основные задачи.
Узнать:
способствовать формированию у студентов понятия об экономических системах, их видов и характеристик;
получение теоретических знаний по управлению экономическими системах;
формирование у студентов знаний о механизме формирования денежных потоков;
усвоения теоретических знаний по организации финансовых потоков;
усвоения теоретических знаний по управлению рисками;
Научиться:
формирование навыков по управлению доходами и затратами предприятия;
приобретение практических умений по управлению экономическими системами за счет оптимизации денежных потоков;
приобретение практического инструментария по контролю за экономическими системами;
Овладеть:
овладение методическими подходами к планированию финансовых потоков и бюджетированию;
овладение методами и инструментами управления продолжительностью экономических циклов;
овладение практическими навыками по мониторингу и анализу экономических систем.
Предметом учебной дисциплины являются экономические системы, взаимодействие финансовых, материальных и информационных потоков, оценка результатов экономической деятельности систем.
Структура учебной дисциплины «Экономика» приведена в табл. 1.
Таблица 1
Методическая разработка лекции по курсу «Экономика»
Позиция
Методические приемы, время
План лекции:
1. Экономика знаний - основа современного проекта экономики и общества
2. Характер переходных процессов в экономике и общества знаний
3. Формирования институтов экономики знаний
1. Экономика знаний - основа современного проекта экономики и общества
Экономика знаний - это экономика, в которой источником роста является как специализированные (научные), так и повседневные знания, в результате использования которых, наряду с природными ресурсами, капиталом и трудом доминирующим фактором становятся процессы накопления и использования знаний, в результате чего постоянно растет конкурентоспособность экономики.
Экономика знаний, как многомерная категория, связанная в современном измерении, прежде всего, с развитием, информационно-коммуникационных технологий, охватившие большинство сфер человеческой деятельности, с включением большинства людей в процесс деятельности с формированием и использованием новых знаний в отличие от доминирующего ранее обыденного знания, с массовым использованием возможностей культурного и духовного обогащения глобализированного мира, несет в себе возможности накопления и обмена новыми знаниями как научно-технического, так и гуманитарного содержания.
В основе экономики знаний заключаются новые знания, имеющие информационных основу и воплощаются в инновациях и которые в высокоразвитых экономиках через новейшие технологии.
В историческом плане опережающее развитие может меняться догоняющим, и наоборот. Если исходить из классических основ модернизационной теории, то это, прежде всего, означает, что современное общество - это такое, в котором имеет место преобладание инноваций над традицией, светский характер социальной жизни, поступательное (нециклические) развитие, выделенная персональность, демократическая система власти, наличие отложенного спроса, то есть способности производить не ради насущных потребностей, а ради будущего, индустриальный характер, массовое образование, активно-деятельный психологический склад, преимущество точных наук и технологий, преобладание универсального над локальным.
Мини-лекция
20 минут
Экономика знаний - это экономика, в которой источником роста является как специализированные (научные), так и повседневные знания, в результате использования которых, наряду с природными ресурсами, капиталом и трудом доминирующим фактором становятся процессы накопления и использования знаний, в результате чего постоянно растет конкурентоспособность экономики.
Полемика
10 минут
Экономика знаний, как многомерная категория, связанная в современном измерении, прежде всего, с развитием, информационно-коммуникационных технологий, охватившие большинство сфер человеческой деятельности, с включением большинства людей в процесс деятельности с формированием и использованием новых знаний в отличие от доминирующего ранее обыденного знания, с массовым использованием возможностей культурного и духовного обогащения глобализированного мира, несет в себе возможности накопления и обмена новыми знаниями как научно-технического, так и гуманитарного содержания.
В основе экономики знаний заключаются новые знания, имеющие информационных основу и воплощаются в инновациях и которые в высокоразвитых экономиках через новейшие технологии и соответствующую продукцию обеспечивают в конечном счете доминирующую вес прироста ВВП.
Дискуссия по вопросу «Практическая необходимость экономики знаний»
15 минут
2. Характер переходных процессов в экономике и общества знаний
Важными направлениями осуществления переходных процессов в экономики знаний являются:
1) определение четкой конечной цели социальных и экономических изменений, исходя из стратегических ориентиров;
2) обеспечение процесса развития интеллектуального потенциала общества;
3) поддерживать опережающий рост капиталовложений, в том числе в обрабатывающей промышленности;
4) поддерживать капиталоемкий путь развития, используя внутренний рынок и рынок стран-соседей;
5) использовать основные ресурсы высокотехнологичного интеллектуального и образовательного развития;
6) сформировать предпосылки для экспансии на внешние рынки с продукцией высоких технологий, с целью дальнейшей равноправной интеграции в мировую хозяйственную систему;
7) создать базовую целенаправленную систему научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок;
8) совмещать собственные разработки с достижениями, опытом и перспективами других стран;
9) создать национальную инновационную систему, отвечающую этапам современности и объединяет структуры общественного и государственного характера;
10) обеспечить доступность получения знания, поскольку в случае, если образование не выполняет необходимую роль социального конструктора, то формируется личность с минимизированным творческим потенциалом и неопределенного будущим.
Мини-лекция
15 минут
3. Формирования институтов экономики знаний
Сегодня целью каждого цивилизованного государства является построение информационного общества. Общества, способно изобретать и использовать высокотехнологичные инновационные достижения. Невозможно долгосрочное экономический рост без принципиально новых идей и механизмов.
Работа в группах
Обсуждение основных положений вопроса «Формирования институтов экономики знаний»
15 минут
Инновации сегодня является путем к высокоразвитому конкурентоспособному постиндустриальному государству, информация и знания, в котором воспринимаются как непосредственная производительная сила, оказывающаяся важнейшим фактором современного хозяйствования.
Презентация
15 минут
При преподавании дисциплины «Экономика» для активизации учебного процесса предусмотрено применение современных учебных технологий, таких как: проблемные лекции, работа в малых группах; дискуссии, полемика и презентации.