Экономика предприятия
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЯ
Лекция 1. Предприятие в системе рыночных отношений (2 часа)
Цель создания и функционирования предприятия
Предприятие (организация)- это самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг.
Цели и задачи организации определяются:
- интересами владельца:
- размерами предприятия;
- ситуацией внутри предприятия;
- внешней средой.
Задачи организации с позиций:
- владельца - это получение максимальной прибыли (коммерческой или иной) при наименьших затратах;
- общества - обеспечение потребителя продукцией;
- региона - создание рабочих мест;
- бюджета - своевременная и максимальная уплата налогов;
- государственных органов власти - соблюдение действующих стандартов, нормативов, государственных законов;
- природоохранных организаций - обеспечение охраны окружающей среды и рациональное природопользование;
- персонала организации - получение высокой зарплаты, обеспечение нормальных условий труда и возможностей профессионального роста;
- управляющего - недопущение сбоев в работе организации и обеспечение высокой рентабельности продукции.
Таким образом, все цели организации можно подразделить на общественные и персональные (личные). В настоящее время на первый план выходят личные выгоды. Но и в условиях рыночной экономики получение максимальной прибыли не может являться единственной целью. Прежде всего, это связано с тем, что любая организация не может существовать изолированно - это открытая динамично развивающаяся система, активно взаимодействующая с окружающей средой.
Производственные и рыночные связи предприятия
В современных условиях развития экономики любой предприниматель, а тем более предприниматель, занимающийся производственной деятельностью, сталкивается с множеством проблем. Первая из них- найти себя в хозяйственном пространстве. Для этого предпринимателю предстоит изучить состояние рынка, предложение и спрос на те или иные товары в интересующей его отрасли, регионе. Следует предусмотреть возможные препятствия или ограничения. Надо изучить возможность получения льгот — заемных, налоговых и др. Таким образом, определяются общие условия инвестирования средств.
Все эти данные открыты, доступны, содержатся в многочисленных публикациях, в статистической информации, в законодательных актах. Дополнят информацию осведомленные частные лица, нередко очень ценной, информацией не следует пренебрегать.
Определив свою хозяйственную нишу, можно принимать решение о специализации своего предприятия. Необходимо оценить возможности будущих потребителей, узнать сведения о конкурентах, решить вопрос о технике и технологии, с помощью которых будет производиться продукция.
Немаловажное значение имеет выбор формы предпринимательства - индивидуальной и коллективной. Избрав индивидуальную форму, предприниматель действует на свой страх и риск. Если предприятие является частным, оно принадлежит ему на праве собственности или членам его семьи и в случае неудачи собственник несет полную ответственность по обязательствам предприятия и расплачивается своими средствами и своим имуществом. Сделав выбор в пользу коллективной формы, предприниматель делит ответственность с партнерами по предприятию. Такая форма позволяет уменьшить риск, привлечь дополнительные ресурсы. Выбор формы предприятия - весьма ответственное дело. Необходимо учитывать и хозяйственную, и правовую среду, общественный порядок.
Следующий шаг формирование производственной базы. Предпринимателю предстоит приобрести или взять в аренду производственные и складские помещения, оборудование; станки, приобрести сырье и материалы, полуфабрикаты, привлечь рабочую силу. По этому поводу предприятие вступает в отношения с производителями и поставщиками сырья и материалов, с посредническими фирмами Работники нанимаются на бирже труда, через объявления в прессе и другими путями.
Важный этап- привлечение финансовых средств. Собственных средств у предпринимателя или у его партнеров для начала и развития дела, как правило, недостаточно. Дефицит денежных среде можно преодолеть, выпустив акции, т.е. частично передать права участие в капитале и прибыли предприятия, собственные долгов обязательства, а также получив займы в коммерческих банках.
Предприятие вступает во взаимоотношения с юридическими физическими лицами,приобретающими его акции или долговременных обязательства, а также с коммерческими банками. Кредиты банка подразделяются на краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные. Предоставление банками кредитов предприятиям нередко сопровождается различными страховыми операциями. Страхованию могут подлежать здания, запасы материальных ценностей и др.
Выпуская акции, облигации, другие ценные бумаги или приобретая их, предприятия обращаются к фондовому рынку, т.е. рынку ценных бумаг. Здесь перечень организаций, с которыми предприятия вступают во взаимоотношения, достаточно велик.
Важнейшим фактором в рыночной экономике является дух соперничества. Наиболее яркое проявление соперничества - конкуренция. Конкуренция - это экономическое состязание изготовителей одинаковых товаров на рынке за привлечение как можно большего числа покупателей и получение благодаря этому максимальной выгоды.
Конкуренция - важное средство контроля в рыночной системе. Рыночный механизм предложения и спроса доводит пожелания потребителей до предприятий-изготовителей продукции, а через них - и до поставщиков ресурсов. Однако именно конкуренция заставляет предприятие-изготовителя и поставщиков ресурсов надлежащим образом удовлетворять эти пожелания потребителей. Конкуренция вызывает расширение производства и снижение цены продукта до уровня, соответствующего издержкам производства. Конкуренция заставляет предприятия наиболее полно воспринимать научно-технические достижения, применять эффективные технику, технологию, современные методы организации производства.
Понятием, противоположным конкуренции, является монополия. При монополии на рынке имеются только один продавец и множество покупателей. Являясь единственным производителем данного товара, монополист назначает за этот товар на рынке монопольно высокую цену. В результате общество будет нести повышенные издержки, так как относительно меньшепотребителей будут покупать товар, произведенный и предлагаемый в условиях монополии, а те, кто покупает этот товар, будут платить за него больше. В условиях свободной конкуренции у монополиста меньше предложений.
Следует также отметить, что монополист как единственный производитель данного товара находится в очень выгодном положении. Он может свободно повышать цену товара, так как небеспокоиться о конкурентах, которые, назначая более низкую цену, могли бы захватить рынок. Однако это не означает, что монополист может бесконечно повышать цену, назначать ее сколь угодно высокой. Прежде чем принять решение о цене, монополист изучает рыночный спрос, анализирует издержки своего производства, издержки сбыта продукции.
В противоположность крупным компаниям малые фирмы действуют по принципуориентации на нужды. Им жизненно необходимо предлагать рынку что-то новое, реально действенное. Следует отметить, что подавляющее большинство новых товаров рождается на мелких фирмах. У этих организаций сравнительно невысоки издержки производства, им присуща гибкость, они работают с вкладчиками капитала в рискованные предприятия.
Предпринимательская деятельность. Нормативно-правовые акты, регламентирующие предпринимательскую деятельность
Предпринимательская деятельность - "самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в установленном законом порядке" (п. 1 ст. 2 ГК РФ). П.д. является одним из видов отношений, регулируемых гражданским законодательством (наряду с имущественными и связанными с ними личными неимущественными отношениями). В силу этого на П.д. распространяются общие принципы гражданского права:свободы договора, неприкосновенности собственности, недопустимости вмешательства в частные дела и т.д.
Правовое регулирование П.д. осуществляется в РФ на основе положений ст. 8 Конституции РФ, которые говорят о едином экономическом пространстве, свободном перемещении товаров, услуг и финансовых средств, поддержке конкуренции, свободе экономической деятельности, множественности и равной защите форм собственности, включая частную, а также ст. 34, закрепляющей право каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.
Наряду с ГК РФ нормы, непосредственно касающиеся П.д., содержатся в большом количестве законов и иных нормативных актов. Поскольку регулирование П.д. осуществляется различными правовыми методами, эти акты относятся не только к гражданскому, но и к административному, финансовому, аграрному и экологическому законодательству. В совокупности все нормы, касающиеся П.д., получили название предпринимательского права.
Классификация предприятий по организационно-правовым формам. Организационно-экономические формы предпринимательства
Наиболее важным признаком классификации хозяйствующего субъекта в условиях рыночной экономики является деление хозяйствующего субъекта по признаку организационно-правовых форм предприятий, которые регламентируются государством через Гражданский кодекс РФ (ГК РФ).
Гражданский кодекс вводит понятия «коммерческая организация» и «некоммерческая организация».
Коммерческая организация преследует извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности. Некоммерческая организация не преследует извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности, и если получает прибыль, то она не распределяется между участниками организации.
Рис. Структура организационно-правовых форм организаций
Структура организационно-правовых форм
Наименование организационно-правовой формы
Определение
Коммерческие организации
Организации, основная цель которых – получение прибыли и распределение ее между участниками
Хозяйственные товарищества
Коммерческие организации, в которых вклады в складочный капитал разделены на доли учредителей
Полное товарищество
Товарищество, участники которого (полные товарищи) от имени товарищества занимаются предпринимательской деятельностью и несут ответственность по его обязательствам не только своими вкладами в складочный капитал, но и принадлежащим им имуществом
Товарищество на вере
Товарищество, в котором наряду с полными товарищами имеется хотя бы один участник другого типа – вкладчик (коммандитист), который не участвует в предпринимательской деятельности и несет риск лишь в пределах своего вклада в складочный капитал.
Хозяйственные общества
Коммерческие организации, в которых вклады в уставный капитал разделены на доли учредителей
Общество с ограниченной ответственностью (ООО)
Хозяйственное общество, участники которого не отвечают по его обязательствам и несут риск лишь в пределах своих вкладов в уставный капитал ООО.
Общество с дополнительной ответственностью (ОДО)
Хозяйственное общество, участники которого солидарно несут субсидиарную (полную) ответственность по его обязательствам своим имуществом в одинаковом для всех кратном размере к стоимости их вкладов в уставный капитал ОДО.
Открытое акционерное общество (ОАО)
Хозяйственное общество, уставный капитал которого разделен на определенное число акций, владельцы которых могут отчуждать принадлежащую им часть без согласия других акционеров. Акционеры несут риск лишь в пределах стоимости принадлежащих им акций
Закрытое акционерное общество (ЗАО)
Акционерное общество, акции которого распределяются только среди его учредителей или иного заранее определенного круга лиц. Акционеры ЗАО имеют преимущественное право приобретения акций, продаваемых другими его акционерами. Акционеры несут риск лишь в пределах стоимости принадлежащих им акций
Производственные кооперативы
Добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности, основанной на личном трудовом участии и объединении его членами имущественных паевых взносов (в паевой фонд кооператива)
Унитарные предприятия
Унитарным признается предприятие, не наделенное правом собственности на закрепленное за ним собственником имущество. Унитарными могут быть только государственные и муниципальные предприятия
Государственное (казенное) предприятие
Унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления и созданное на базе имущества, находящегося в федеральной (государственной) собственности. Казенное предприятие создается по решению Правительства Российской Федерации
Муниципальное предприятие
Унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения и созданное на базе государственной или муниципальной собственности. Создается по решению уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления
Некоммерческие организации
Организации, не преследующие цель получение прибыли и не распределяющие полученную прибыль между участниками
Потребительский кооператив
Добровольное объединение граждан и юридических лиц на основе членства с целью удовлетворения материальных и иных потребностей участников, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов. Предусматривает 2 вида членства: член кооператива (с правом голоса); ассоциированный член (имеет право голоса лишь в отдельных, предусмотренных законом случаях)
Фонды
Организация, не имеющая членства, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов, преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели. Вправе заниматься предпринимательской деятельностью для реализации своих целей (в том числе путем создания хозяйственных обществ и участия в них)
Учреждения
Организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично
Понятие и особенности малых предприятий, их роль в экономике страны
Малые предприятия- это не организационно-правовая форма, термин «малое» характеризует лишь размер предприятия, а критериями отнесения предприятия к малым являются численность работающих и доля государственной, муниципальной собственности и собственности общественных объединений в уставном капитале этих предприятий, которая должна составлять не более 25%. Численность работающих на МП определяется по среднесписочной численности основного производственного персонала и сотрудников, работающих по договорам и совместительству. К малому бизнесу относятся предприятия с численностью работающих не более 200 человек в промышленности и строительстве, до 100 человек - в науке и научном обслуживании, до 50 человек - в других отраслях производственной сферы, до 15 человек - в непроизводственной сфере.
Организационно-правовая форма МП устанавливается в соответствии с Законом «О предприятиях и предпринимательской деятельности». Они могут существовать в виде индивидуальных (семейных) частных предприятий, товариществ, акционерных обществ, государственных (муниципальных) предприятий.
МП как хозяйствующий субъект обладает самостоятельностью в осуществлении своей хозяйственной деятельности, распоряжении выпускаемой продукции, прибылью, оставшейся после уплаты налогов и других обязательных платежей. МП, как и любое другое предприятие, действует на основании устава, где определены организационно-правовая форма предприятия, его наименование, местонахождение, предмет и цели деятельности, органы управления и контроля, порядок образования имущества предприятия, его выкупа (если оно приватизируется), условия реорганизации и прекращения деятельности и др.
Предприятия, осуществляющие несколько видов хозяйственной деятельности (многопрофильные), относятся к малым по тому виду деятельности, который занимает наибольшую долю в объеме реализации продукции (работ, услуг).
Можно определить три пути создания малых предприятий:
- переход малых предприятий из государственной в частную собственность путем приватизации;
- выделение малых предприятий из крупных путем демонополизации, разукрупнения и приватизации;
- создание новых малых предприятий.
Значение малого бизнеса в рыночной экономике,очень велико. Без
малого бизнеса рыночная экономика ни функционировать, ни развиваться не в состоянии. Становление и развитие его является одной из основных проблем экономической политики в условиях перехода от административно-командной экономики к нормальной рыночной экономике. Малый бизнес в рыночной экономике - ведущий сектор, определюящий темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта; во всех развитых странах на долю малого бизнеса приходится 60 - 70 процентов ВНП.
Современная структура рыночной экономики в масштабах России предполагает 10-12 миллионов малых предприятий, работающих на предпринимательских началах, в то время, как их фактически насчитывается 300-400 тысяч. Это означает, что малое предпринимательство как особый сектор рыночной экономики еще не сформировался, а значит, фактически не используется его потенциал.
Можно указать на четыре недостатка правительственной программы, тормозящих сегодня развитие малого бизнеса.
Первый фундаментальный недостаток - это сверхвысокие налоговые ставки с предпринимателей и населения, которыми правительство пытается обеспечить финансовую сбалансированность и бездефицитность бюджета. Малое предпринимательство душат многочисленные налоги и поборы, нередко оставляющие ему 5-10% прибыли. В результате малые предприятия становятся на грань банкротства независимо от их народнохозяйственной значимости.
Второй фундаментальный недостаток реформы связан с логикой развертывания преобразований. Основное противоречие сегодняшней политики - попытка обеспечить перезод к рынку административно-командными методами сверху, игнорируя основу рыночной системы - интерес предпринимателя. Сама же логика создания рыночной экономики требует движения "снизу вверх" - от интереса предпринимателя к централизованному созданию рыночной инфраструктуры (налоговая, кредитная политика, банки, биржы и т.д.) обслуживающей и реализующей этот интерес.
Третий недостаток реформы - практическая ликвидация источников формирования первоначального капитала для малого предпринимателя на старте. Существует три источника капитала, необходимого для начала бизнеса: собственные сбережения населения, кредиты, приватизационные чеки. Первый источник (400-500 млрд. рублей) был уничтожен гиперинфляцией, сократившей данный ресурс во многие десятки раз. Второй источник практически закрыт для малого предпринимательства гигантским процентом за кредит и нежеланием коммерческих банков, вкладывать деньги в малый бизнес из-за большого риска и отсутствия гарантий. Третий источник, тоже пока не работает, кроме того, нужно учитывать их уровень - 10 тыс. рублей. Выступить инвестиционным ресурсом они не могут, в лучшем случае это будет маленькое единовременное социальное пособие. Недостаток финансовых ресурсов и сложность их легального приобретения у государства - могут подтолкнуть малые предприятия к контактам с теневой экономикой и мафиозными структурами, и дать последним возможность постепенно внедряться в малые предприятия, постепенно подчиняя их себе.
Четвертый фундаментальный недостаток - отсутствие систем государственной и общественной поддержки малого бизнеса. С большим запозданием создан государственный орган, призванный содействовать становлению и развитию малого бизнеса - Комитет поддержки малых предприятий и предпринимательства при Госкомимуществе РФ.
Среда функционирования предприятия: внутренняя и внешняя
Предприятие - это открытая система, которая может существовать лишь при условии активного взаимодействия с окружающей (внешней) средой.
Внутренняя среда организации – это та часть общей среды, которая находится в рамках организации. Она оказывает постоянное и самое непосредственное воздействие на функционирование организации.
Внутренняя среда организации включает в себя следующие основные элементы: производство, финансы, маркетинг, управление персоналом, организационную структуру Внутренняя среда организации включает в себя следующие основные элементы: производство, финансы, маркетинг, управление персоналом, организационную структуру
Внешняя среда - это совокупность активных хозяйствующих субъектов, экономических, общественных и природных условий, национальных и межгосударственных институционных структур и других внешних условий и факторов, действующих в окружении предприятия и влияющих на различные сферы его деятельности.
Внешнюю среду подразделяют на:
микросреду - среду прямого влияния на предприятие, которую создают поставщики материально-технических ресурсов, потребители продукции (услуг) предприятия, торговые и маркетинговые посредники, конкуренты, государственные органы, финансово-кредитные учреждения, страховые компании и др. контактные аудитории;
макросреду, влияющую на предприятие и его микросреду. Она включает природную, демографическую, научно-техническую, экономическую, экологическую, политическую и международную среду.
Предприятие должно ограничивать негативные воздействия внешних факторов, наиболее существенно влияющих на результаты его деятельности или, наоборот более полно использовать благоприятные возможности.
Практическое занятие (2 часа)
Темы рефератов:
1. Предпринимательство, его роль в развитии экономики. Виды предпринимательства.
2. Внешняя среда фирмы. Факторы прямого и косвенного воздействия на результаты деятельности фирмы.
3. Крупные, средние и малые предприятия, опят их взаимодействия.
4. Критерия отнесения предприятий к малым.
5. Необходимость развития малого бизнеса. Проблемы развития малого бизнеса в России, государственная поддержка малого бизнеса.
6. Характеристика организационно-правовых форм хозяйствующих субъектов.
7. Порядок учреждения предприятий и фирм. Характеристика уставного капитала фирмы.
8. Ликвидация фирмы. Банкротство, порядок удовлетворения требований кредиторов.
Контрольные вопросы:
1. Что вы понимаете под организационно-правовыми формами предприятия?
2. Дайте определение “коммерческой организации”.
3. Дайте определение “некоммерческой организации”.
4. Дайте характеристику хозяйственным товариществам.
5. В чем разница между хозяйственными товариществами и хозяйственными обществами?
6. Какие предприятия относятся к акционерным обществам?
7. Что такое унитарное предприятие?
8. Какими законодательными нормами регулируются организационно-правовые формы предприятий в России?
Лекция 2.Основные фонды предприятия (2 часа)
Состав внеоборотных активов
Внеоборотные активы- разновидность имущества предприятия, раздел бухгалтерского баланса, в котором отражается в стоимостной оценке состояние этого вида имущества на отчётную дату. К внеоборотным относят активы предприятия, приносящие предприятию доходы в течение более одного года, или обычного операционного цикла, если он превышает один год. Другая часть активов предприятия - оборотные активы, приносят доход предприятию один и более раз в течение года. Соответственно, затраты на внеоборотные активы постепенно (частями) переносятся на готовую продукцию в течение полезного срока их использования.
Состав и структура внеоборотных активов:
1.Нематериальные активы: Права на объекты интеллектуальной (промышленной) собственности6
- Патенты, лицензии, товарные знаки, знаки обслуживания, иные аналогичные права и активы
- Организационные расходы
- Деловая репутация организации
2.Основные средства: Земельные участки и объекты природопользования:
- Здания, машины, оборудование и другие основные средства
- Незавершённое строительство
3.Доходные вложения в материальные ценности: Имущество для передачи в лизинг:
- Имущество, предоставляемое по договору проката
4.Финансовые вложения: Инвестиции в дочерние общества:
- Инвестиции в зависимые общества
- Инвестиции в другие организации
- Займы, предоставленные организациям на срок более 12 месяцев
- Прочие финансовые вложения
Понятие, состав и структура основных средств
Основные средства – это материально-вещественные ценности (средства труда), которые многократно участвуют в производственном процессе, не изменяют своей натурально-вещественной формы и переносят свою стоимость на готовую продукцию по частям по мере износа.
С точки зрения учета и оценки основные средства представляют собой часть имущества, которая используется в качестве средств труда, при производстве продукции, выполнении работ и оказания услуг или для управления организаций в течение периода, который превышает 12 месяцев.
Классификация основных средств;
1. По назначению и сфере применения:
- основные производственные средства;
- основные непроизводственные средства.
2. По степени использования:
- находящиеся в эксплуатации основные средства;
- находящиеся в резерве основные средства;
- находящиеся в стадии достройки, реконструкции, частичной ликвидации;
- находящиеся на консервации.
3. В зависимости от имеющихся прав на имущество:
- объекты, принадлежащие предприятию на правах собственности;
- объекты, находящиеся в оперативном управлении или хозяйственном ведение;
- объекты, полученные в аренду.
4. По натурально-вещественному составу:
- здания;
- сооружения;
- передаточные устройства;
- машины и оборудование;
- транспортные средства;
- инструменты, производственный и хозяйственный инвентарь.
В настоящее время при классификации основных средств рекомендуется использовать общероссийский классификатор основных фондов (ОКОФ).
В составе основных средств учитываются находящиеся в собственности предприятий земельные участки и объекты природопользования.
В структуре основных средств в зависимости от конкретной их роли принято выделять активную и пассивную части.
Активная часть непосредственно воздействует на предмет труда и определяет количество и качество выпускаемой продукции.
Пассивная часть создает необходимые условия для функционирования активной части.
Соотношение отдельных групп основных средств по стоимости характеризует их структуру. Структура определяется путем расчета удельного веса отдельных групп основных средств в общей совокупности и выражается процентами.
Виды стоимостных оценок основных фондов
Основные средства учитываются в натуральных и стоимостных показателях.
Натуральные необходимы для установления количества и состава основных средств, расчета производственной мощности, организации ремонта и замены оборудования.
Стоимостные показатели необходимы для определения общей стоимости структуры и динамики основных средств, расчета амортизационных отчислений, себестоимости, рентабельности и т. д.
Существуют 3 метода оценки основных средств:
1. По первоначальной стоимости – это сумма фактических затрат организации на приобретение, доставку и доведения до рабочего состояния основных средств.
Первоначальная стоимость – это фактическая стоимость создания основных средств. По первоначальной стоимость основные средства учитываются и оцениваются в ценах тех лет, когда они были созданы.
2. По восстановительной стоимости.
Восстановительная стоимость – это стоимость воспроизводства основных средств в современных конкретных эксплуатационных условиях. Восстановительная стоимость показывает, сколько денежных средств пришлось бы затратить предприятию в данный момент времени для замены имеющихся изношенных в той или иной степени основных средств такими же, но новыми.
Восстановительная стоимость определяется путем переоценки основных средств.
В настоящее время предприятие имеет право самостоятельно не чаще 1 раза в год (на начало отчетного периода) производить переоценку основных средств. Переоценка может производиться:
- по официально-публикуемым индексам;
- прямым пересчетом по документально подтвержденным рыночным ценам.
3. По остаточной стоимости.
Остаточная стоимость – это стоимость, еще не перенесенная на готовую продукцию. Остаточная стоимость определяется как разность между первоначальной (восстановительной) стоимостью и суммой начисленной амортизацией.
Основные средства учитываются на предприятии по первоначальной стоимости, а после переоценки по восстановительной стоимости.
В балансе предприятия основные средства отражаются по остаточной стоимости.
Кроме этого можно выделить два вида оценки основных средств:
1. Ликвидационная стоимость – это стоимость возможной реализации, выбывающих, полностью изношенных основных средств.
2. Амортизируемая стоимость – это стоимость, которую необходимо перенести на готовую продукцию. В Российской экономической практике – это первоначальная (восстановительная) стоимость, в мировой практике – разность между первоначальной и ликвидационной стоимостью.
Для расчета целого ряда экономических показателей необходимо знать среднегодовую стоимость основных средств.
1)
Фмi– суммарная стоимость основных средств на первое число каждого месяца (с февраля по декабрь).
2)
tэ – число полных месяцев эксплуатации основных средств;
Фпост. – стоимость поступивших в течение года основных средств
Фвыб. – стоимость выбывших в течение года основных средств.
Физический и моральный износ основных средств
В процессе эксплуатации основные средства подвергаются износу, который может быть вызван воздействием как материальных, так и нематериальных факторов.
С точки зрения экономики износ – это потеря стоимости основных средств.
Виды износа:
1. Физический износ – это потеря стоимости в результате изменения физических, механических и т.п. свойств основных средств.
2. Моральный износ делится на:
- моральный износ I-го рода – это удешевление новых средств труда и потеря стоимости у действующих средств труда;
- моральный износ II-го рода – это потеря стоимости из-за появления более производительных и технически совершенных новых средств труда.
3. Социальный износ – это потеря стоимости в результате того, что новые основные средства обеспечивают более высокий уровень социальных требований (комфортность, безопасность, эргономичность).
4. Экологический износ – это потеря стоимости в результате ужесточения стандартов в области охраны окружающей среды.
Кроме этого, можно выделить частичный и полный износ.
Частичныйнаступает вследствие неравномерного износа отдельных элементов основных средств и возмещается путем ремонта.
Полный износ соответствует полному обесцениванию основных средств, когда их дальнейшее использование убыточно или невозможно. В этом случае основные средства ликвидируются и замещаются новыми.
Воспроизводство основных фондов
Воспроизводство основных фондов- это непрерывный процесс их обновления путем приобретения новых, реконструкции, технического перевооружения, модернизации и капитального ремонта, включающий следующие взаимосвязанные стадии (рис):
• создание;
• потребление;
• амортизация;
• восстановление и возмещение.
На схеме стадии воспроизводства основных фондов разделены на две части. Одна часть - это создание основных фондов, что чаще всего происходит вне предприятия. Создание основных фондов в соответствии с их структурой происходит в двух сферах: в строительной индустрии и машиностроении, том числе и в приборостроении. Вторая часть - это стадии, которые осуществляются внутри предприятия.
Начальной стадией воспроизводства основных фондов, которая осуществляется на предприятии, является стадия их приобретения и формирования. Для нового предприятия, которое только создается, процесс формирования означает строительство зданий и сооружений, приобретение оборудования, соответствующего технологическому процессу, стоимости и качеству продукции.
Рис. Стадии воспроизводства основных фондов
Для действующего предприятия формирование основных фондов включает прежде всего следующие этапы:
• инвентаризацию существующих и используемых основных фондов с целью выявления устаревших и изношенных элементов основных фондов;
• анализ соответствия существующего оборудования технологии и организации производства;
• выбор (с учетом конкретной специфики производства и планируемого объема продукции) объема и структуры основных фондов. Далее идет процесс переустановки действующего оборудования, приобретение, доставка и монтаж нового оборудования.
Завершает воспроизводство основных фондов процесс их восстановления или возмещения. Восстановление основных фондов может осуществляться посредством ремонта (текущего, среднего и капитального) за счет амортизационных отчислений а также путем модернизации и реконструкции.
Формы простого и расширенного воспроизводства
Существуют различные формы простого и расширенного воспроизводства основных фондов. Формы простого воспроизводства — замена устаревших средств труда и капитальный ремонт, формы расширенного воспроизводства — новое строительство, расширение действующих предприятий, их реконструкция и техническое перевооружение, модернизация оборудования.
Каждая из этих форм решает определенные задачи, имеет преимущества и недостатки. Так, за счет нового строительства вводятся в действие новые предприятия, на которых все элементы основных фондов соответствуют современным требованиям технического прогресса. В период же, когда происходит спад производства и многие предприятия прекращают свою деятельность, предпочтение должно быть отдано реконструкции и техническому перевооружению действующих предприятий.
Реконструкция чаще всего может происходить в двух вариантах:
• при первом варианте в процессе реконструкции по новому проекту происходит расширение и переустройство существующих сооружений, цехов и т.п.
• при втором варианте основная часть капитальных вложений направляется на обновление активной части основных фондов (машины, оборудование) при использовании старых производственных зданий и сооружений.
Обычно второй вариант реконструкции в хозяйственной практике называется техническим перевооружением. Увеличение доли затрат на оборудование дает возможность при том же объеме капитальных вложений получить больший прирост продукции со значительно меньшими материальными затратами и в более короткие сроки, чем строительство новых предприятий, и на этой основе увеличить производительность труда и снизить себестоимость продукции.
Формой расширенного воспроизводства основных фондов является и модернизация оборудования, под которой понимается его обновление с целью полного или частичного устранения морального износа второй формы и повышения технико-экономических показателей до уровня аналогичного оборудования более совершенных конструкций.
Модернизация оборудования может проводиться по нескольким направлениям:
• совершенствование конструкций действующих машин, повышающее их режимные характеристики и технические возможности;
• механизация и автоматизация станков и механизмов, позволяющие увеличить производительность оборудования;
• перевод оборудования на программное управление.
Модернизация оборудования экономически эффективна, если в результате ее проведения возрастает годовой объем производства, увеличивается производительность труда и снижается себестоимость продукции. При этом необходимо, чтобы рентабельность производства повышалась. Последнее может быть достигнуто, если относительный прирост прибыли будет больше, чем увеличение стоимости производственных фондов в результате затрат на модернизацию.
Основная цель воспроизводства основных фондов — обеспечение предприятий основными фондами в их количественном и качественном составе, а также поддержание их в рабочем состоянии.
В процессе воспроизводства основных фондов решаются следующие задачи:
• возмещение выбывающих по различным причинам основных фондов;
• увеличение массы основных фондов с целью расширения объема производства;
• совершенствование видовой, технологической и возрастной структуры основных фондов, т.е. повышение технического уровня производства.
Процесс воспроизводства основных фондов может осуществляться за счет различных источников. Основные средства для воспроизводства основных фондов на предприятии могут поступать по следующим каналам:
• как вклад в уставный капитал предприятия;
• в результате капитальных вложений;
• в результате безвозмездной передачи;
• вследствие аренды.
Количественная характеристика воспроизводства основных фондов в течение года отражается в балансе основных фондов по первоначальной стоимости по следующей формуле:
Фк = Фн + Фв — Фл ,
• Фк — стоимость основных фондов на конец года;
• Фн — стоимость основных фондов на начало года;
• Фв — стоимость основных фондов, вводимых в действие в течение года;
• Фл — стоимость основных фондов, ликвидируемых в течение года.
Для более детального анализа процесса воспроизводства основных фондов можно использовать следующие показатели:
• коэффициент обновления основных фондов;
• коэффициент прироста основных фондов;
• коэффициент выбытия основных фондов;
• фондовооруженность труда;
• техническая вооруженность и др.
Динамика этих показателей свидетельствует о той воспроизводственной политике, которая проводится на предприятии. Кроме того, задача воспроизводства основных фондов решается путем осуществления соответствующей амортизационной, инвестиционной и налоговой политики.
Амортизация, амортизационные отчисления и их использование на предприятии
Амортизация – это процесс переноса стоимости основных средств на готовую продукцию и возмещение этой стоимости в процессе реализации продукции.
Амортизационные отчисления – это денежное выражение размера амортизации, которое должно соответствовать степени износа основных средств. Амортизационные отчисления включаются в себестоимость продукции.
С 1 января 1991 года в экономическую практику были внедрены единые нормы амортизационных отчислений. При этом нормы показывали процент ежегодного возмещения стоимости основных средств и применялись к первоначальной стоимости.
В настоящее время вопрос о начислении амортизации регламентируется стандартом ПБУ 6/01 «Учет основных средств». При исчислении амортизации предприятие самостоятельно определяет норму амортизации и метод амортизации, при этом основную роль играет срок полезного использования основных средств – это период, в течение которого использование объекта основных средств призвано приносить доход или служить для выполнения целей деятельности организации.
Начисление амортизации может производиться одним из четырех следующих методов, при этом годовая сумма амортизационных отчислений (Аг.) определяется:
1) линейный метод (способ равномерного, пропорционального списания стоимости основных средств), Аг. определяется исходя из первоначальной стоимости объекта основных средств и нормой амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования этого объекта.
Фн. – срок полезного использования
На. – норма амортизации
2) способ уменьшения остатка. Аг. определяется, исходя из остаточной стоимости объекта основных средств на начало года, нормы амортизации, определенной на основе срока полезного использования и коэффициента ускорения (утверждается Законодательством РФ).
Ку – коэффициент ускорения
(НА)лин. – норма амортизации, исчисленная при линейном способе.
3) способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования (куммулятивный способ) Аг. определяется, исходя из первоначальной стоимости и соотношения между n и S: n/S
n – число лет до окончания нормативного срока эксплуатации объекта, включая год, за который начисляется амортизация;
S – сумма чисел лет.
4) способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ).
Qф–фактический объем продукции в отчетном периоде.
Qпл – предполагаемый объем продукции за весь срок полезного использования
Объекты основных средств стоимостью не более 10000 рублей за единицу разрешено списывать на затраты по мере отпуска их производства.
Амортизационные отчисления производятся ежемесячно в размере 1/12 суммы годовой амортизации, независимо от способа начисления амортизации.
Способ амортизации ® Аг ® Ам
На введенные в действие основные средства амортизация начинает начисляться с 1-го числа следующего за датой введения месяца. На выбывающие основные средства начисления амортизации прекращается с 1-го числа следующего за датой выбытия месяца.
Особенности начисления амортизации и исчисления прибыли.
Порядок расчета амортизации и определения прибыли регламентируется Налоговым кодексом (25 глава).
Разрешается использовать как линейные методы начисления амортизации, так и нелинейные (2 и 3).
Для исчисления полезного срока использования основных средств предусмотрена их классификация на 10 групп:
1) все недолговечное имущество со сроком полезного использования от 1 года до 2-х лет включительно;
2) 2-3 года;
3) 3-5 лет;
4) 5-7 лет;
5) 7-10 лет;
6) 10-15 лет;
7) 15-20 лет;
8) 20-25 лет;
9) 25-30 лет;
10)свыше 30 лет.
Классификация основных средств, включаемых в амортизируемые группы, утверждается Правительством РФ. В целях налогообложения прибыли исчисляется не годовые суммы и нормы амортизации, а месячные.
Производственная мощность фирмы, методика расчета
Важнейшей характеристикой потенциальных возможностей и степени использования ОПФ является производственная мощность участка, цеха, предприятия. Под производственной мощностью понимается максимально возможный годовой (суточный) объем выпуска продукции при заданных номенклатуре и ассортименте с учетом наилучшего использования всех ресурсов, имеющихся на предприятии.
Производственная мощность предприятия определяется, как правило, в расчете на год по мощности основных (ведущих) цехов, участков или агрегатов, т.е. тех из них, которые выполняют основные технологические операции по изготовлению продукции.
На плановый период производственная мощность рассчитывается исходя из номенклатуры и ассортимента, установленных в плане. Наличная мощность за отчетный период рассчитывается в номенклатуре и ассортименте, соответствующих фактическому выпуску продукции.
Производственная мощность предприятия зависит от следующих факторов: количества и качества действующего оборудования; максимально возможной производительности каждой единицы оборудования и пропускной способности площадей в единицу времени; принятого режима работы (сменность, продолжительность одной смены, прерывное, непрерывное производство и т.п.); номенклатуры и ассортимента продукции, трудоемкости производимой продукции; пропорциональности (сопряженности) производственных площадей отдельных цехов, участков, агрегатов, групп оборудования; уровня внутризаводской и межзаводской специализации и кооперирования; уровня организации труда и производства.
В общем виде производственная мощность (М) предприятия (цеха) может быть определена по формуле
где Тэ — эффективный фонд времени работы предприятия (цеха);
t — трудоемкость изготовления единицы продукции.
Для определения производственной мощности принимается максимально возможный фонд времени работы оборудования с учетом процесса производства — прерывный или непрерывный.
Производственная мощность цеха (участка), оснащенного однотипным оборудованием, может быть определена по формуле
где Тэ — максимально возможный (эффективный) годовой фонд времени одной машины (агрегата, станка), ч;
К — коэффициент, учитывающий уровень использования производственной мощности машины (оборудования, агрегата, станка);
n — количество однотипного оборудования (машин, станков);
t — норма времени на обработку (изготовление) единицы продукции на данном оборудовании.
Производственная мощность цеха (участка), оснащенного разнородным оборудованием, определяется так же, как и мощность предприятия, — исходя из производительности парка ведущих групп оборудования, характеризующих профиль данного подразделения.
Производственная мощность литейного, формовочного, сборочного и подобных им цехов (участков) зависит, как правило, от пропускной способности наличных производственных площадей этих цехов (участков) и уровня их использования. Она может быть определена по формуле
где S — полезная площадь цеха, м2;
Тэ — эффективный фонд времени использования производственной площади цеха, ч;
tи — количество квадратных метро-часов, необходимых для изготовления (сборки, формовки и т.д.) единицы продукции.
Таким образом, расчет производственной мощности предприятий различных отраслей имеет свои особенности, которые должны учитываться в каждом конкретном случае.
Для установления степени соответствия мощностей различных цехов (участков, агрегатов) определяется коэффициент сопряженности ведущего звена предприятия и остальных производственных звеньев.
Коэффициент сопряженности определяется отношением мощности ведущего цеха (участка, агрегата) к мощности остальных цехов (участков, агрегатов), в том числе к пропускной способности вспомогательных и обслуживающих производств. Этот коэффициент позволяет выявить «узкие» места и разработать меры по их устранению.
Для обоснования производственной программы производственными мощностями, специализации и кооперирования производства, а также определения необходимой величины реальных инвестиций для наращивания производственной мощности на каждом предприятии ежегодно должен разрабатываться баланс производственной мощности.
Баланс производственной мощности, среднегодовая производственная мощность
Баланс производственной мощности включает:
1) мощность предприятия на начало планируемого периода (Мн.г);
2) величину прироста производственной мощности за счет различных факторов (модернизации, реконструкции, технического перевооружения и др.) (Мпр);
3) размеры уменьшения производственной мощности в результате выбытия, передачи и продажи ОПФ, изменения номенклатуры и ассортимента продукции, изменения режима работы предприятия и других факторов (Myб);
4) величину выходной производственной мощности, т.е. мощности на конец планируемого периода (Мвых);
5) среднегодовую производственную мощность (Mср.год) предприятия, которая может быть определена по формуле
где tпр — количество месяцев использования дополнительно введенных мощностей в году, мес.;
tyб — количество месяцев с момента выбытия производственных мощностей и до конца года;
6) коэффициент использования среднегодовой производственной мощности (К д):
где Vпл,(факт), — плановый или фактический объем выпуска продукции.
Если Vпл,(факт)
Тебе могут подойти лекции
А давай сэкономим
твое время?
твое время?
Дарим 500 рублей на первый заказ,
а ты выбери эксперта и расслабься
Включи камеру на своем телефоне и наведи на Qr-код.
Кампус Хаб бот откроется на устройстве
Не ищи – спроси
у ChatGPT!
у ChatGPT!
Боты в Telegram ответят на учебные вопросы, решат задачу или найдут литературу
Попробовать в Telegram
Оставляя свои контактные данные и нажимая «Попробовать в Telegram», я соглашаюсь пройти процедуру
регистрации на Платформе, принимаю условия
Пользовательского соглашения
и
Политики конфиденциальности
в целях заключения соглашения.
Пишешь реферат?
Попробуй нейросеть, напиши уникальный реферат
с реальными источниками за 5 минут
с реальными источниками за 5 минут
Экономика предприятия
Хочу потратить еще 2 дня на работу и мне нужен только скопированный текст,
пришлите в ТГ