Экономика предприятия
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Экономика предприятия
Тезисы лекций в соответствии с программой курса
Тема 1. Предмет, содержание и задачи курса
Значение экономической науки. Предмет и содержание основных разделов курса.
Экономика предприятия является самостоятельной экономической дисциплиной и, в соответствии с Государственным образовательным стандартом, входит в число основных курсов общепрофессиональной подготовки по многим экономическим специальностям. Дисциплина изучается в течение одного семестра на основе непосредственного использования знаний, полученных в области экономической теории, статистики, бухгалтерского учета.
В результате изучения курса студенты должны получить общие знания о предприятии:
• как оно функционирует и как вписывается в экономическую систему страны,
• как протекают производственные процессы, в результате которых происходит преобразование ресурсов в готовый продукт,
• как оценить издержки и доходы предпринимательской деятельности,
• каковы взаимоотношения предприятия с контрагентами и в первую очередь с государством,
• какова роль законодательства в регулировании хозяйственной и коммерческой деятельности предприятия.
Изучение курса должно также помочь будущим экономистам в принятии экономически грамотных и эффективных решений и формировании оптимальных финансовых взаимоотношений предприятия с субъектами его внешнего окружения.
Общим объектом исследования для всех экономических наук является экономика, то есть та область человеческой деятельности, которая служит удовлетворению потребностей. Основными экономическими субъектами являются домохозяйства, предприятия и государство.
Объектом курса «Экономика предприятия» является предприятие (организация, фирма) как объект управления и субъект экономической деятельности.
Предприятием является планомерно организованное самостоятельное хозяйственное подразделение, которым производятся и реализуются товары и услуги.
Основными признаками предприятий являются следующие:
• имущественная и неимущественная обособленность;
• юридический статус, закрепляющий за предприятием определенные права и обязанности;
• название предприятия;
• организационно-правовая форма.
В этом определении предприятие - эмпирический объект, проблемы которого слишком сложны для исследования с помощью отдельной учебной и научной дисциплины. Экономика предприятия рассматривают только одну часть, одну сторону этого сложного объекта. Другие дисциплины, например, теория фирмы, маркетинг, менеджмент, финансы предприятия юриспруденция, социология, теория трудового права и т.д. рассматривают другие стороны этого объекта..
Предметом курса «Экономика предприятия» является экономическая деятельность предприятия, то есть совокупность определенных видов планомерной хозяйственной деятельности, проводимой предприятием при соблюдении принципа рациональности с целью уменьшить существующую ограниченность благ.
Предмет исследования курса может быть описан как сумма всех экономических решений, которые принимаются в рамках предприятия, то есть
• постановка целей (например, максимизация прибыли, оптимальное снабжение товарами, достижение конкурентных преимуществ);
• структурирование предприятия (например, выбор экономически целесообразной правовой формы, выбор оптимального места размещения);
• производство и оценка товаров и услуг (например, составление программы выпуска, выбор технологии производства, политики в области сбыта, инвестиций и финансирования);
• выбор и оценка производственных ресурсов (основного и оборотного капитала, трудовых ресурсов);
• оценка результатов производственной и коммерческой деятельности (например, учет и управление издержками, прибылью и другими показателями эффективности).
Инструменты и методы принятие экономических решений по данным блокам производственно-коммерческой деятельности предприятия и составляется содержание курса.
Тема 2. Предприятие как субъект и объект предпринимательской деятельности
Среда функционирования предприятия. Формы предпринимательства. Нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность предприятия. Организационно-правовые формы предприятия.
Деятельность предприятия находится под влиянием внешней среды (макросреды и микросреды) и результаты его функционирования предопределяются в определенной степени ее воздействием.
Макросреду предприятия составляет совокупность социальной, правовой, государственной и политической, технологической и экономической сред.
Микросреда – среда непосредственных контактов предприятия с контрагентами, важнейшими из которых являются поставщики факторов производства и потребители продукции предприятия, финансовые организации, обеспечивающие предприятия капиталом (банки, инвестиционные компании, брокерские фирмы, инвесторы); государственные учреждения, занимающиеся надзором, контролем и регулированием деятельности предприятия (налоговые органы, органы государственной власти и управления, местная администрация).
Вначале предприятие обеспечивает себя денежными средствами в форме собственного, привлеченного и заемного капитала. Эти финансовые средства уходят на покупку средств производства и сырья на рынках закупки сырья или на оплату нанятых на рынке труда работников.
Созданные фонды производственных факторов (труд, средства производства, сырье и материалы) используются менеджментом предприятия для изготовления товаров (производство), которые - после определенного срока хранения - поступают на рынок сбыта, где продаются другим потребителям (предприятиям или домохозяйствам).
Доходы от продажи возвращаются в финансовую сферу предприятия. Часть их изымает государство в виде налогов, акцизов и сборов, другая часть уходит к владельцу капитала как прибыль (изъятие для личных целей) или к владельцу заемного капитала как процент, оставшаяся часть идет на замену использованных производственных факторов и для их расширения, и обращение денег начинается снова. Перемещение товаров и финансов фиксируется и контролируется в отчетности предприятия.
Таким образом, через рынки закупки сырья и материалов и рынки сбыта предприятие связано с другими хозяйственными субъектами и домохозяйствами, а системой отчисления налогов - с государством.
Экономическая и финансовая деятельность предприятий в России регулируется хозяйственным законодательством в составе кодексов, законов, постановлений Правительства, указов Президента и инструктивных документов функциональных и отраслевых служб.
Гражданский Кодекс Российской Федерации (ГК РФ) дает четкое представление о организационно-правовых формах предприятий, соответствующих экономике рыночного типа. Основными характеристиками организационно-правовой формы предприятий являются следующие:
• характер объединения (объединение лиц или капиталов);
• степень ответственности участников предприятия по его обязательствам (ограниченная или неограниченная);
• число учредителей (минимальные или максимальные ограничения);
• способ образования капитала;
• характер отчетности (публичный или внутренний);
• степень участия в делах компании.
В соответствии с ГК РФ коммерческие организации – юридические лица имеют следующие организационно-правовые формы:
а)хозяйственные товарищества;
б) хозяйственные общества;
в) производственные кооперативы,
г) унитарные предприятия
Коммерческие хозяйственные товарищества могут создаваться в форме полного товарищества и товарищества на вере (коммандитное товарищество).
Полным является товарищество, участники которого (полные товарищи) в соответствии с заключенным между ними договором занимаются предпринимательской деятельностью. Прибыль и убытки распределяются между его участниками пропорционально их долям. Товарищи несут ответственность по обязательствам принадлежащим им имуществом, т.е. по отношению к участникам полного товарищества действует неограниченная ответственность.
Товарищество не вере - это хозяйственное товарищество, в котором наряду с участниками, осуществляющими предпринимательскую деятельность от имени товарищества и отвечающими по обязательствам товарищества своим имуществом (т.е. полные товарищи), имеются участники-вкладчики (коммандисты), которые несут риск убытков, связанных с деятельностью товарищества в пределах сумм внесенных ими вкладов, имеют право на доходы в соответствии с размером вклада и не принимают участия в осуществлении товариществом предпринимательской деятельности.
Коммерческие хозяйственные общества представлены в российской экономике обществом с ограниченной ответственностью (ООО), обществом с дополнительной ответственностью (ОДО), открытым акционерным обществом (ОАО), закрытым акционерным обществом (ЗАО).
Общество с ограниченной ответственностью признается учрежденное одним или несколькими лицами общество, уставный капитал которого разделен на доли, определенных учредительными документами размеров. Уставной капитал не может быть менее определенного законом минимума. Объединение капитала не требует прямого участия в предпринимательской деятельности, но обязательно наличие специальных органов управления и устава. Число участников ограничено. Участники при выходе получают от общества свою долю имущества или денежный эквивалент. Участники не отвечают по обязательствам, а риск убытков несут в пределах стоимости внесенных ими вкладов. Они вправе в любое время выйти из общества независимо от согласия других его участников.
Общество с дополнительной ответственностью признается учрежденное одним или несколькими лицами общество, уставной капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров. Особенностью такого общества является то, что его участники солидарно несут субсидиарную ответственность по обязательствам общества в одинаковом для всех кратном размере к стоимости их вкладов, определяемом учредительными документами. Все другие нормы ГК РФ об ООО могут применяться к ОДО.
Акционерным обществом открытого типа признается общество, уставной капитал которого разделен на определенное число акций и участники которого могут отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров. Акция - это ценная бумага, свидетельствующая о доле его владельца в капитале и дающая право на участие в прибылях. Различают "простые" и "привилегированные" акции. Простая акция дает ее владельцу право голоса на общем собрании акционеров, т.е. участвовать в управлении АО. Привилегированные акции дают право владельцу получать фиксированный доход. Акционеры не отвечает по обязательствам общества, они несут риск убытков в пределах стоимости принадлежащих им акций. Учредительным документом АО является его устав, утвержденный учредителями.
Акционерное общество вправе увеличивать уставный капитал путем увеличения номинальной стоимости акций или выпуска дополнительных акций. Увеличение уставного капитала АО для покрытия понесенных им убытков не допускается. АО вправе уменьшить уставной капитал путем уменьшения номинальной стоимости акций, либо путем покупки части акций в целях сокращения их количества, чтобы не допустить чрезмерной несбалансированности имущественных интересов держателей простых акций и привилегированных. Гражданский Кодекс РФ установил, что в общем объеме уставного капитала АО количество привилегированных акций не должно превышать 25% общего числа акций. Владение ценными бумагами, дает право акционеру получать определенную долю дохода общества в виде дивидендов. Дивидендами является часть чистой прибыли общества, распределяемая среди акционеров пропорционально числу акций, находящихся в их собственности.
При ликвидации АО акционер вправе рассчитывать на ликвидационную квоту, то есть часть стоимости продаваемого имущества. Акционер вправе распоряжаться только своей акцией как ценной бумагой. Имуществом же распоряжается только общество в лице его представительных органов управления. Вследствие свободной продажи акций состав членов открытых акционерных обществ может меняться.
Закрытым акционерным обществом признается общество, акции которого распределяются только среди его учредителей или иного заранее определенного круга лиц. Закрытое акционерное общество не имеет права проводить открытую подписку на выпускаемые им акции, либо иным образом предлагать их для приобретение неограниченному кругу лиц. Акционеры данного общества имеют преимущественное право приобретения акций, продаваемых другими акционерами этого общества. Число участников ЗАО не должно превышать числа, установленного законом об акционерных обществах, иначе оно подлежит преобразованию в акционерное общество открытого типа.
Производственным кооперативом (артелью) признается добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности, основанной на их личном трудовом и ином участии и объединении его участниками имущественных паевых взносов. Совместная производственная или иная хозяйственная деятельность кооператива должна быть основана на членстве и на личном трудовом участии его членов, тогда как личное трудовое участие не является необходимым для участников хозяйственных обществ и товариществ.
Производственный кооператив основан на объединении членами кооператива имущественных паевых взносов. Учредительным документом является устав, утверждаемый собранием членов кооператива. Учредительный договор не заключается. Экономической основой деятельности производственного кооператива является его собственность. Она образуется из переданного в собственность кооператива имущества его членов, доходов от производственной деятельности, кредитов и иных законных доходов. Имущество делится на паи его членов в соответствии с уставом кооператива. Доходы, полученные производственным кооперативом распределяются между его членами пропорционального их трудовому участию. По своим обязательствам производственный кооператив отвечает всем своим имуществом.
Унитарным предприятием признается коммерческая организация не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество является неделимым и поэтому не может быть распределено по вкладам (долям, паям). Унитарные предприятия создаются только на базе государственной или муниципальной собственности. Ответственность унитарного предприятия по своим обязательствам зависит от того основано оно на праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления.
Унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, создается по решению уполномоченного на то государственного органа местного самоуправления. Собственник имущества предприятия не отвечает по обязательствам предприятия, за исключением случая, когда несостоятельность предприятия вызвана действием собственника.
По решению правительства РФ на базе имущества, находящегося в федеральной собственности, может быть образовано унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления - федеральное казенное предприятие. Распоряжаться закрепленным имуществом казенное предприятие может лишь с согласия собственника. Производимая продукция реализуется самостоятельно предприятием. Порядок распределения доходов определяет собственник имущества. Государство несет субсидиарную ответственность по обязательствам казенного предприятия при недостаточности его имущества.
Тема 3. Управление предприятием
Принципы хозяйственного управления. Организационная структура и механизм управления. Управленческий персонал.
Основные функции процесса управления предприятием включают планирование, организацию, мотивацию, координацию, контроль и регулирование его деятельности. Функции управления предприятием реализуются через структуру управления.
Структура управления - это форма разделения труда в управлении, закрепляющая деление управления на функции. Ее элементами являются работники управления и органы управления.
В зависимости от принципов построения структуры управления могут быть линейные, функциональные, линейно-функциональные, дивизиональные и матричные.
При линейном принципе подчиненные не получают и не выполняют никаких других распоряжений, кроме распоряжений своего прямого начальника. (военный принцип).
Преимущества линейной структуры управления объясняются простотой применения. Все обязанности и полномочия здесь четко распределены, и поэтому создаются условия для оперативного процесса принятия решений, для поддержания необходимой дисциплины в коллективе.
В числе недостатков линейного построения организации - жесткость, негибкость, неприспособленность к дальнейшему росту и развитию предприятия. Линейная структура ориентирована на большой объем информации, передаваемой от одного уровня управления к другому, ограничение инициативы у работников низших уровней управления. Она предъявляет высокие требования к квалификации руководителей и их компетенции по всем вопросам производства и управления подчиненными.
В современности линейная структура управления применима для небольших предприятий и предприятий с несложной технологией, где руководитель обладает разносторонними и глубокими знаниями по всем вопросам производства.
При функциональном принципе построения структуры управления (предложенным Ф.Тейлором) к руководству подразделениями привлекаются функциональные специалисты, распоряжения которых обязательны для подчиненных. Традиционные функциональные блоки предприятия – это отделы производства, маркетинга, финансов.
К преимуществам функциональной структуры можно отнести то, что она стимулирует деловую и профессиональную специализацию, уменьшает дублирование усилий и потребление материальных ресурсов в функциональных областях, улучшает координацию деятельности.
Вместе с тем специализация функциональных отделов нередко является препятствием для успешной деятельности предприятия, поскольку затрудняет координацию управленческих воздействий. Работа руководителя упрощается, но единство руководства и ответственности за выполненную работу нарушается.
Линейно - функциональная структура управления связана с именем А. Файоля. Здесь комбинируются линейный и функциональный принципы построения структуры управления. Наряду с линейными руководителями (директорами, начальниками филиалов и цехов) существуют руководители функциональных подразделений (планового, технического, финансового отделов, бухгалтерии), подготавливающие проекты планов, отчетов, которые превращаются в официальные документы после подписания линейными руководителями.
Основным достоинством этой структуры является то, что она, сохраняя целенаправленность линейной структуры, дает возможность специализировать выполнение отдельных функций и тем самым повысить компетентность управления в целом.
Дивизиональные структуры управления (60–70-е гг. XX в.) предполагают создание в структуре крупных корпораций производственных отделений, обладающих значительной степенью самостоятельности в осуществлении оперативной деятельности при жестком контроле по общекорпоративным вопросам стратегии развития, научно-исследовательских разработок, инвестиций и т.п. Данный тип структуры характеризуют как сочетание централизованной координации с децентрализованным управлением (децентрализация при сохранении координации и контроля).
Структуризация организации по отделениям производится обычно по одному из трех критериев: по выпускаемой продукции или предоставляемым услугам (продуктовая специализация), по ориентации на потребителя (потребительская специализация), по обслуживаемым территориям (региональная специализация).
Преимущество дивизиональной структуры - существенное ускорение реакции предприятия на изменения, происходящие во внешней среде. Дивизионы рассматриваются как центры прибыли, активно использующие предоставленную им свободу для повышения эффективности работы.
Недостатки ее связаны с ростом иерархичности, формированием промежуточных уровней управления для координации работы отделений, групп и т.п. и соответствующим ростом затрат на содержание управленческого аппарата.
Матричные (проектные) структуры управления появились с потребностями современного производства, ориентированным на поиск и реализацию новых проектов. Здесь вертикальные и функциональные связи дополняются горизонтальными, обеспечивающими взаимосогласованность деятельности функциональных подразделений для достижения тех или иных целей проектов. В дополнение к обычным подразделениям и руководителям назначаются руководители проектов, которые координируют деятельность подразделений для выполнения разработок. Эти структуры незаменимы для организации научно-исследовательских и проектных работ. Однако при этом возникает опасность конфликтов в организации из-за получения указаний от двух и более руководителей.
Тема 4. Организация производства
Структура предприятий. Тип производства. Производственный процесс и принципы его организации.
Современное крупное предприятие является весьма сложным по своему составу. Состав производственных подразделений, а также служб по управлению предприятиям и по обслуживанию работников, их количество, соотношение по величине, (размеру занимаемых площадей, численности работников, пропускной способности) и представляют собой общую структуру предприятия.
В отличие от общей структуры под производственной структурой предприятия понимается форма организации производственного процесса. Это состав производственных подразделений предприятия (основные и вспомогательные цеха и обслуживающие хозяйства производственного назначения), а также формы их производственных связей, количественные соотношения и размещение на территории предприятия.
В промышленности типичны четыре вида производственных структур: цеховая; бесцеховая; корпусная; комбинатная.
Производственная структура предприятия определяется типом производства и методом организации производства.
Тип производства – это комплексная характеристика технических организационных и экономических особенностей промышленного производства, обусловленная степенью его специализации, сложностью и устойчивостью изготавливаемой номенклатуры изделий, размерами и повторяемостью их выпуска, а так же масштабами производства.
Существуют три основных типа организации производства: индивидуальное (единичное), серийное (партионное, групповое), массовое. Они различаются степенью постоянства рабочих мест, характером распределения работ по рабочим места.
Массовый тип производства характеризуется непрерывных изготовлением ограниченной номенклатуры изделий в больших количествах на узко специализированных рабочих местах. Для него характерны высокая производительность труда и низкая себестоимость продукции в сравнение с другими типами производства этой же продукции. Заводы массового производства – автомобильные, тракторные шарикоподшипниковые.
Серийный тип производства обуславливается изготовлением ограниченной номенклатуры изделий партиями (сериями), повторяющихся через определенные промежутки времени на рабочих метах с широкой специализации. Серийный тип является наиболее распространенным. Он подразделяется так же на крупно-, средне- и мелкосерийный.
Единичный (индивидуальны) тип производства характеризуется изготовлением широкой номенклатуры изделий в единичных количествах, повторяющихся через неопределенные промежутки времени или вовсе не повторяющихся, на рабочих местах не имеющих определенной специализации.
Под методом организации производства понимают способы сочетания организации производственного процесса во времени и пространстве.
Организация производственного процесса во времени определяется степенью его прерывности. Прерывность зависит от вида продукции и технологии ее изготовления. Для осуществления непрерывных производственных процессов оборудование располагается по ходу технологического процесса обработки деталей (сборки сборочных единиц, изделий). Такие методы производства относятся к поточным, все остальные - к непоточным.
Наиболее развитой формой поточного производства является конвейер. Непоточное производство может быть специализировано по таким видам как технологическая, предметно-групповая и смешанная специализация.
Производственный процесс промышленного предприятия есть процесс производства материальных благ, продукции, услуг для реализации. На большинстве предприятий производственный процесс по своей внутренней структуре и содержанию не однороден и состоит из частичных процессов.
Производственный процесс обычно состоит из основных, вспомогательных и обслуживающих процессов. Основными называются такие процессы, которые выполняются непосредственно для изготовления изделий основного производства.
Под вспомогательными процессами понимаются процессы изготовления или восстановления изделий вспомогательного производства. Например, в машиностроении к ним относятся: изготовление и ремонт оборудования, ремонт зданий и сооружений, изготовление и ремонт технологического оснащения, инструментов, штампов, шаблонов, производство и передача энергии всех видов (пар, сжатый воздух, тепло). Они способствуют протеканию основного процесса.
Под обслуживающими процессами понимаются такие, которые связаны лишь с обслуживанием основных и вспомогательных процессов. К ним относятся транспортные работы (обеспечивающие перемещение предметов труда от одного рабочего места к другому, из цеха в цех, от рабочего места на склад), складские работы, работы по техническому контролю качества исполнения производственных процессов и готовой продукции.
Для измерения процесса изготовления продукции во времени применяется понятие производственный цикл. Под длительностью производственного цикла вообще понимается период времени (календарное время), в течение которого сырье или основной материал превращается в готовую продукцию в рамках одного предприятия.
Основными принципами организации производственного процесса во времени являются следующие: специализация, непрерывность, пропорциональность, параллельность, прямоточность, ритмичность, автоматичность, гибкость, системность, оптимальность.
Большинство принципов взаимосвязаны между собой, некоторые из основных принципов противоречивы. Значение каждого из принципов меняется с развитием производства. При этом оптимальность производственных процессов должна оставаться главным (решающим) принципом их организации.
Тема 5. Продукция предприятия, ее конкурентоспособность
Содержание производственной программы. Основные измерители выпуска продукции. Производственные и рыночные связи предприятия. Конкуренция и предприятие.
Планирование производственно-коммерческой деятельности предприятия начинается с определения объема и возможностей производства и реализации продукции, то есть производственной программы предприятия.
Производственная программа или план производства и реализации продукции представляет определенный объем, номенклатуру, ассортимент продукции соответствующего качества исходя из спроса на данную продукцию в пределах реальных возможностей его удовлетворения.
Номенклатура - систематизированный перечень продукции и полуфабрикатов по важнейшим наименованиям.
Ассортимент - соотношение продукции внутри отдельного наименования по артикулам, исполнениям, размерам, сортности.
Номенклатура, ассортимент и показатели качества продукции характеризуют план производства в натуральном выражении (шт., тонны и т.д.) Правильное определение в плане выпуска продукции ассортимента продукции, пользующегося спросом, обеспечивает устойчивое положение предприятия на рынке.
План производства в стоимостном выражении характеризуется показателями товарной, реализуемой и валовой продукции.
Товарная продукция - стоимость продукции, полуфабрикатов и услуг, произведенных в планируемом периоде и предназначенных для реализации.
Реализуемая продукция) - стоимость продукции, полуфабрикатов и услуг, подлежащих реализации в планируемом периоде. Реализованная продукция отличается от товарной на величину изменения остатков готовой продукции в планируемом периоде:
Валовая продукция - стоимость продукции, полуфабрикатов, услуг и незавершенного производства в планируемом периоде, за исключением продукции, полуфабрикатов и услуг, полностью потребляемых в отдельном производстве.
Незавершенное производство - продукция в стадии обработки на рабочем месте или при переходе от одного рабочего места к другому.
Особо важным этапом при планировании производственной программы является расчет производственной мощности предприятия. Производственная программа содержит раздел, в котором дается обоснование производственной программы производственными мощностями.
Производственная мощность предприятия (М) - это максимально возможный выпуск качественной продукции (или объем перерабатываемого сырья), рассчитанный при установленном режиме работы, полном использовании производственного оборудования и площадей в условиях передовой технологии и рациональной организации труда.
Специфика работ и оборудования определяет способ расчета производственной мощности в планируемом периоде.
Оптимизация производственной программы заключается в определении такого объема и ассортимента продукции, который обеспечивает предприятию максимальную прибыль.
Правильный выбор продукции определяет конкурентоспособность предприятия, которая складывается из конкурентоспособности продукции и конкурентоспособности маркетинговой стратегии.
Конкурентоспособностью продукции называется степень притягательности данного продукта для совершающего реальную покупку потребителя.
Конкурентоспособность связана не отличными характеристиками товара как таковыми, а с его привлекательностью для покупателей. Товары и услуги на рынке приобретают цену и потребительскую ценность.
Потребительской ценностью товара или услуги является максимальная цена, которую потребитель считает для себя выгодным заплатить за товар или услугу.
Разность между потребительской ценностью товара и той ценой, за которую он был приобретен и есть запас конкурентоспособности товара.
Повысить конкурентоспособность товара в глазах потребителя можно путем оперирования двумя факторами: снижением цен на продукции и повышением потребительской ценности. В прямой связи со способами повышения конкурентоспособности находятся и два основных метода ведения конкурентной борьбы: ценовая и неценовая конкуренция.
Ценовая конкуренция возникает тогда, когда конкурирующие фирмы стараются привлечь потребителя с помощью более низких, чем у соперников цен.
В этом случае запас конкурентоспособности продукции повышается путем снижения издержек потребителя на приобретение товаров, тем самым увеличивая его прибыль от покупки.
Неценовая конкуренция – это соревнование в повышении потребительской ценности товара.
Способы неценовой конкуренции: повышение качества товара, лучшее приспособление его к нуждам потребителей, улучшение сервиса, активизация рекламы, создание принципиально нового вида продукции и другие.
Конкурентная стратегия фирмы представляет собой план действий предприятия по достижению рыночного успеха и приобретению конкурентного превосходства над соперничающими фирмами.
Стратегия конкуренции состоит из усилий предприятий по достижению рыночного успеха, его наступательных действий по обеспечению конкурентного и оборонительных действий по защите своей конкурентной позиции.
Тема 6. Ресурсы предприятия
Структура основных фондов. Амортизация основных фондов. Формирование и нормирование оборотных средств предприятия. Показатели и пути улучшения использования основных фондов и оборотных средств.
Основные фонды предприятия состоят из основных средств и нематериальных активов.
Основные средства - часть имущества предприятия со сроком полезного использования более 12 месяцев, используемого в качестве средств труда для производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) или для управления организацией.
Они не меняют свою натурально-вещественную форму в течение многих производственных циклов, изнашиваются постепенно и переносят свою стоимость на изготавливаемую продукцию частями, по мере износа.
Основные средства предприятия делятся на производственные и непроизводственные. Производственные основные средства функционируют в сфере материального производства (производственные здания цехов, складские помещения, машины, оборудование), а непроизводственные - не участвуют в производственном процессе, а удовлетворяют социальные потребности работников предприятия (здания столовых, жилых домов, их оборудование и т.д.).
По роли в процессе производства различают активные и пассивные производственные основные средства. Активные основные средства непосредственно воздействуют на предметы труда, определяя объем и качество выпускаемой продукции. Пассивные - создают условия для осуществления производственного процесса.
В Общероссийском классификаторе основных фондов выделяют следующие группы материальных основных фондов (основных средств):
1) здания ( кроме жилых);
2) сооружения;
3) машины и оборудование (энергетические, рабочие, информационное);
4) жилища;
5) транспортные средства;
6) производственный и хозяйственный инвентарь;
7) рабочий, продуктивный и племенной скот;
8) многолетние насаждения;
9) прочие виды материальных основных средств.
Учет и планирование основных средств осуществляется в натуральном и денежном измерении. Учет в натуральном измерении проводится на основании данных периодически проводимой инвентаризации и паспортизации, которые содержат развернутую характеристику технического состояния различных средств труда. Учет основных средств в натуральном выражении необходим для определения производственных мощностей.
Стоимостная (денежная) оценка основных средств необходима для определения общего объема, динамики, структуры, износа, амортизации. В связи с этим большое значение имеют способы оценки основных средств.
Первоначальная стоимость основных средств - это сумма издержек по приобретению (сооружению, изготовлению), доставке и вводу в действие основных средств на момент их приобретения.
Восстановительная стоимость основных средств - это стоимость старых основных средств, определенная в результате переоценки на определенную дату. Она отражает изменения цен на аналогичные основные средства за период с момента их приобретения.
С момента приобретения в силу различных причин основные средства изнашиваются, теряя часть своей стоимости.
Физический износ проявляется в утрате основными средствами своих технико-экономических характеристик и, следовательно, в утрате стоимости, которая по мере использования основных средств переносится на готовый продукт.
Моральный (экономический) износ основных средств характеризуется утратой стоимости независимо от степени утраты ими технико-экономических характеристик под влиянием научно-технического прогресса по мере удешевления средств труда и внедрения новой, более совершенной техники.
Процесс накопления денежных средств, необходимых для приобретения основных средств взамен выбывающих, называется амортизацией.
Балансовая стоимость основных средств за вычетом уже начисленной амортизации представляет собой остаточную стоимость основных средств, т.е. стоимость основных средств с учетом их износа.
Амортизация осуществляется в виде ежемесячных отчислений от стоимости основных средств в амортизационный фонд предприятия.
Начисление амортизации может производиться линейным или нелинейным методами.
При применении линейного метода сумма начисленной за месяц амортизации (Dм) определяется как произведение первоначальной (восстановительной) стоимости основных средств (F) и нормы амортизации, определенной для данного объекта (d):
При этом норма амортизации по каждому объекту определяется по формуле:
,
где Т - срок полезного использования объекта основных средств, выраженный в месяцах.
При применении нелинейного метода сумма начисленной за месяц амортизации (Dм) определяется как произведение остаточной стоимости основных средств (F) и нормы амортизации, определенной для данного объекта (d):
При этом норма амортизации по каждому объекту определяется по формуле:
.
Экономическая эффективность использования основных средств характеризуется показателями фондоотдачи (fотд), фондоемкости (fемк), фондовооруженности (fвоор), рентабельности (роф).
;
где SОП - среднесписочная численность основного персонала предприятия;
Pбал- балансовая прибыль предприятия за период.
Кроме основных средств, предприятие должно иметь оборотные фонды, а также фонды, обслуживающие сферу обращения.
Оборотные фонды и фонды обращения образуют оборотные средства предприятия.
К оборотным производственным фондам относятся производственные запасы, незаконченная продукция (в том числе незавершенное производство) расходы будущих периодов и прочие оборотные форнды.
Фонды обращения включают готовую продукцию на складе и отгруженную продукцию, срок оплаты которой не наступил; продукцию отгруженную, но не оплаченную покупателем в срок; денежные средства на счетах предприятия и в кассе; а также средства в расчетах.
Часть оборотных средств, подлежащих планированию, называются нормируемыми. Так, можно заранее предусмотреть расходы на приобретение сырья, материалов в запас, на полуфабрикаты и незавершенное производство, расходы будущих периодов, средства в виде запасов готовой продукции на складе.
Нормативы оборотных средств - это денежные суммы, направляемые на создание запасов и незаконченной продукции в течение нормируемого периода времени (нормы оборотных средств), минимальный плановый размер оборотных средств, постоянно необходимый для нормальной бесперебойной работы предприятия.
Нормативы оборотных средств рассчитываются по каждому элементу оборотных средств и по их общей сумме.
Норматив оборотных средств в производственных запасах
рассчитывается как произведение однодневного расхода нормируемого элемента (сырья, материалов и др.) на норму запаса в днях.
Создаются следующие виды производственных запасов: подготовительный, технологический; текущий; страховой; сезонный.
Норматив оборотных средств в незавершенном производстве (Nнез.п.) рассчитывается следующим образом:
Nнез.п. = В ´ Тц ´ Кн.з. ;
где В - среднедневной выпуск продукции по производственной себестоимости, руб.;
Тц - длительность производственного цикла (дней);
Кн.з. - коэффициент нарастания затрат.
Норматив оборотных средств на расходы будущих периодов рассчитывается как
,
где Во - остаток средств от вложения в расходы будущих периодов на начало планируемого года, руб.;
Рп - расходы, предусмотренные в планируемом году (руб.)
Рв - расходы, погашенные в планируемом году путем отнесения их на себестоимость продукции, руб.
Норматив оборотных средств в запасах готовой продукции на складе рассчитывается как
N т = В ´ Тскл ;
где Тскл - длительность пребывания товарной продукции на складе (дни) для накопления, подборки, подсортировки партий по заказам; накопления до транзитной нормы; упаковки и маркировки; отгрузки.
Эффективность использования оборотных средств характеризуют показатели оборачиваемости:
, где
О - оборачиваемость, число оборотов оборотных средств за период;
РП - реализуемая в периоде продукция;
ОС - средний размер оборотных средств в периоде, руб.
где Тоб. - длительность оборота оборотных средств, дней;
Д - количество дней в периоде.
,
где Кз - коэффициент закрепления оборотных средств.
Тема 7. Кадры и оплата труда работников предприятия
Структура и состав кадров предприятия. Потребность в кадрах. Производительность труда. Тарифная система, формы оплаты труда. Планирование фонда заработной платы.
Кадры (штат, персонал) - основной состав постоянных работников предприятия. В зависимости от целей анализа различают разновидности структуры кадров: функциональную; профессионально-квалификационную; возрастную; стажевую; и т. д.
Перечень профессий, специальностей и квалификационных к ним требований закреплен в тарифно-квалификационных справочниках. С целью большей дифференциации кадров по их квалификации в настоящее время введена 18-разрядная тарифная система.
При планировании численности работников учитывается производительность труда.
Под производительностью труда подразумевают количество продукции, изготавливаемой в единицу рабочего времени, или затраты рабочего времени на производство единицы продукции.
Производительность труда характеризуется показателями выработки и трудоемкости.
Выработка - это количество продукции, производимой в единицу времени или одним работником.
В зависимости от способа измерения произведенной продукции различают три способа определения выработки: натуральный, трудовой и стоимостной.
В зависимости от принятых единиц рабочего времени различают часовую, дневную, месячную, квартальную и годовую производительность труда.
Трудоемкость единицы изделия - это нормативное количество времени проведения работ разных разрядов для производства единицы изделия.
Рост выработки ведет к снижению трудоемкости производственной программы.
Частное от деления трудоемкости производственной программы с учетом выполнения норм выработки на эффективный фонд рабочего времени есть необходимая численность рабочих-сдельщиков.
Численность вспомогательных и обслуживающих рабочих, ИТР и администрации не зависит от планируемого объема производства. Расходы по содержанию этих категорий работников относятся к постоянным издержкам предприятия.
Оплата труда работников - это цена трудовых ресурсов, задействованных в производственном процессе и основной инструмент мотивации труда.
Оплата труда может быть организована в сдельной и повременной формах.
Сдельная - это оплата за каждую единицу произведенной продукции или выполненный объем работ.
Сдельная система оплаты применяется в условиях, когда существуют количественные показатели работы, которые непосредственно зависит от конкретного работника и имеется возможность точного учета объемов выполняемых работ.
Повременная - это оплата за отработанное время. Повременная система оплаты применяется если отсутствует возможность увеличения выпуска продукции, а производственный процесс строго регламентирован.
В рамках сдельной и повременной оплаты труда формируются различные системы. Наибольшее распространение получили следующие системы оплаты труда:
Сдельные системы:
1. простая сдельная
2. сдельно-премиальная
3. косвенно-сдельная
4. аккордная
5. сдельно прогрессивная
5.1 индивидуальная
5.2 коллективная подрядная
Системы повременной оплаты:
1. простая повременная
1.1 почасовая
1.2 поденная
1.3 понедельная
1.4 помесячная (оклад)
2. повременно-премиальная
Формы, системы и размеры оплаты труда на каждом предприятии определяются на усмотрение менеджмента в соответствии с Трудовым Кодексом РФ и Законом РФ "О минимальной оплате труда". Большинство крупных промышленных предприятий используют тарифные системы оплаты труда.
Тарифная система оплаты труда включает в себя совокупность нормативных материалов, регулирующих уровень оплаты труда работников в зависимости от их квалификации, характера и условий труда, форм и систем его оплаты.
Элементами тарифной системы являются Единый тарифно-квалификационный справочник (ЕТКС), содержащий характеристики видов труда, определяющий степень их сложности; тарифные ставки, т.е. размеры оплаты труда каждого разряда в час или в день, тарифные сетки, состоящие из тарифных разрядов и тарифных коэффициентов, определяющих соотношения в оплате труда в зависимости от его сложности и квалификации рабочих.
Тарифный фонд заработной платы рабочих включает оплату труда рабочим-сдельщикам по единым расценкам, рабочим-повременщикам по тарифным ставкам, доплаты за квалификацию, за вредность, за работу в ночное время.
Кроме тарифного фонда заработной платы в единый фонд оплаты труда входят дополнительные выплаты за неотработанное время (оплата очередных и дополнительных отпусков, дней выполнения государственных обязанностей, доплаты подросткам за сокращенный рабочий день и т.д.).
Тема 8. Себестоимость и цена продукции
Понятие себестоимости продукции и ее структура. Классификация затрат на производство продукции. Калькулирование себестоимости продукции. Виды и функции цен. Порядок установления цен на продукцию в условиях рыночных отношений.
Издержки предприятия— это денежное выражение затрат производственных факторов, необходимых для осуществления производственной и коммерческой деятельности предприятия.
Расходы (в нормативных документах РФ) - обоснованные (экономически оправданные) и документально подтвержденные затраты предприятия, оценка которых выражена в денежной форме. Расходами признаются любые затраты, при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода1.
Классификация издержек (расходов) предприятия подразумевает выделение трансформационных (связанных с производством продукции) и трансакционных (связанных с осуществлением сделок); явных (внешних, бухгалтерских, эксплицитных) и неявных (внутренних, вмененных, имплицитных) расходов.
К явным издержкам относятся платежи внешним (по отношению к данной фирме) поставщикам. Их можно точно рассчитать и документально подтвердить.
Неявные издержки, как правило, невозможно точно рассчитать, а тем более подтвердить документально. Они включают:
- издержки на ресурсы, принадлежащие самому предпринимателю;
- нормальную прибыль, которая приходится на такой ресурс как предпринимательская способность;
- альтернативные издержки (упущенную выгоду).
В зависимости от поставленных задач явные издержки можно классифицировать по различным критериям.
Общие или валовые издержки предприятия делятся на постоянные и переменные. Деление издержек на постоянные и переменные основано на критерии зависимости от объема производства.
Постоянные издержки (или условно-постоянные) — это издержки, величина которых в течение планируемого периода остается постоянной или изменяется в незначительных размерах при изменении объема производства.
Это расходы на оплату труда вспомогательных и обслуживающих рабочих, ИТР, администрации, амортизация, расходы на содержание, ремонт и обслуживание оборудования, зданий и сооружений, страхование, реклама, проценты за кредит и др. Постоянные издержки рассчитываются в совокупности по всему предприятию.
Переменные издержки — это издержки, которые при неизменных нормах расхода изменяются пропорционально изменению объема производства.
К ним относятся расходы на сырье, материалы, топливо и энергию, необходимых для проведения технологического процесса, заработная плата рабочих-сдельщиков и т.д. Переменные издержки на единицу изделия рассчитываются по нормам расхода материалов, сырья, топлива на единицу изделия, сдельным расценкам на оплату труда.
Средними (удельными) издержками называются издержки на единицу продукции (себестоимость).
Прирост издержек, связанный с выпуском дополнительной единицы продукции, т.е. отношение прироста переменных издержек к приросту продукции (явившемуся причиной прироста переменных издержек), называется предельными издержками фирмы.
Предельные издержки показывают, во сколько обойдется фирме увеличение объема выпуска продукции на одну единицу. Следует учитывать, что величина MC не является константой и должна рассчитываться для каждого изменения объема производства.
По степени участия в процессе изготовления продукции издержки делятся на основные и накладные. Основные издержки непосредственно связаны с изготовлением продукции (издержки на сырье, основные материалы, технологическое топливо, заработную плату производственных рабочих); накладные издержки связаны с обслуживанием процесса производства и управлением (общехозяйственные, общепроизводственные, коммерческие расходы).
По способу отнесения на конкретный объект калькуляции различают прямые и косвенные издержки. Прямые издержки непосредственно связаны с изготовлением данного вида продукции, относятся на его себестоимость в соответствии с установленными нормами (издержки на сырье и основные материалы, покупные полуфабрикаты, основную заработную плату производственных рабочих и некоторые другие); косвенные издержки не связаны непосредственно с производством какого-либо вида продукции, распределяются на весь выпуск продукции за определенное время пропорционально какому-либо установленному признаку (например, основной производственной заработной плате рабочих). К косвенным издержкам относятся общепроизводственные, общехозяйственные, коммерческие расходы.
При определении издержек предприятия в российской экономике применяются категории «себестоимость продукции» и «расходы, связанные с производством и реализацией продукции», как сумма явных издержек на производство и реализацию продукции.
Себестоимость продукции (работ, услуг) — это стоимостная оценка используемых в процессе производства продукции (работ, услуг) природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных средств, трудовых ресурсов, а также других издержек на ее производство и реализацию.
Себестоимость продукции (расходы, связанные с производством и реализацией продукции) складывается из издержек, которые разнородны по своему содержанию, составу затрат, экономическому назначению, роли в изготовлении и реализации продукции. Для планирования, учета и анализа себестоимости издержки группируются по экономическим элементам и статьям калькуляции.
Группировка издержек (расходов) по экономическим элементам производится по признаку их однородности. На ее основе строится смета расходов предприятия, т.е. рассчитывается общая сумма издержек на производство и реализацию продукции. Группировка издержек по экономическим элементам удобна для анализа хозяйственной деятельности предприятия, в частности, для анализа структуры издержек. В соответствии с нормативными документами расходы, связанные с производством и реализацией, подразделяются на типовые элементы2. (Таблица 8.1).
Таблица 8.1
Группировка расходов по экономическим элементам
1.
Материальные расходы (за вычетом стоимости возвратных отходов);
2.
Расходы на оплату труда (включая суммы платежей по договорам обязательного страхования работников)
3.
Суммы начисленной амортизации
5.
Прочие расходы
Итого расходы, связанные с производством и реализацией продукции
Группировка издержек по статьям определяет функциональную роль издержек в производственном процессе и, таким образом, издержки могут быть определены по месту их формирования. На ее основе строится калькуляция себестоимости изделия (единицы или выпуска). Типовые статьи калькуляции промышленной продукции и методы их расчета представлены в таблице 8.2.
Таблица 8.2
Типовая классификация статей калькуляции
Название статей
Метод расчета
1.
Сырье и материалы
Прямым счетом на единицу продукции по нормам расхода
2.
Возвратные отходы3
3.
Комплектующие изделия и покупные полуфабрикаты;
4.
Топливо и энергия на технологические цели;
5.
Итого материальные расходы
1-2+3+4
6.
Основная заработная плата производственных рабочих
Прямым счетом на единицу продукции по сдельным расценкам или тарифным ставкам
7.
Дополнительная заработная. плата производственных рабочих;
% от 6
8.
Отчисления на социальные нужды (единый социальный налог);
% от (6+7)
9.
Итого затраты на оплату труда
6+7+8
10.
Расходы на подготовку и освоение производства
Списываются на себестоимость исходя из нормативных сроков освоения мощностей
11.
Расходы на содержание и эксплуатацию оборудования (РСЭО)
Списываются на себестоимость пропорционально станкоемкости
12.
Общепроизводственные (цеховые прочие) расходы;
Списываются на себестоимость пропорционально основной заработной плате рабочих
13.
Итого цеховая себестоимость
5+9+10+11+12
14.
Общехозяйственные расходы;
Списываются на себестоимость пропорционально основной заработной плате рабочих
15.
Итого производственная себестоимость
13+14
16.
Потери от брака
только по отчету
17.
Прочие производственные расходы
Списываются на себестоимость пропорционально производственной себестоимости
18.
Коммерческие расходы
19.
Итого полная себестоимость
15-16+17+18
Расходы на сырье, основные, вспомогательные материалы, покупные полуфабрикаты, топливо, энергию на технологические цели определяют умножением норм расхода на цену их приобретения с учетом транспортно-заготовительных расходов.
Расходы по основной сдельной заработной плате производственных рабочих рассчитываются на основе норм выработки и сдельных расценок, по повременной оплате труда - исходя из числа часов работы и установленных тарифов.
Дополнительная заработная плата — это выплаты, предусмотренные законодательством о труде или коллективным договором за неотработанное время (оплата отпусков, компенсация за неиспользованный отпуск, доплаты за сокращенный день подростков, оплата времени, связанного с выполнением государственных обязанностей, и др.). Дополнительная заработная плата обычно рассчитывается в процентом выражении к основной заработной плате.
Размер отчислений на социальные нужды определяется единым социальным налогом (ЕСН), зачисляемым в государственные внебюджетные фонды - пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ и федеральный и территориальный фонды обязательного медицинского страхования РФ. Эти фонды предназначены для мобилизации средств для реализации прав граждан на государственное пенсионное и социальное обеспечение и медицинскую помощь. В настоящее время ЕСН составляет 26% от суммы основной и дополнительной заработной платы, не превышающей 100 000 рублей в год на одного работника.
Расходы на освоение производства включают издержки, связанные с подготовкой производства (разработка чертежей, документации на технологический процесс, изготовление оснастки, специнструмента, приспособлений, разработка и оформление нормативов, калькуляций, изготовление опытного образца, переподготовка кадров для освоения новых технологических процессов). По этой статье обычно составляется отдельная смета расходов.
Общепроизводственные (цеховые) расходы включают издержки на содержание аппарата управления цеха (с начислениями), прочего цехового персонала, износ малоценного и быстроизнашивающихся предметов, амортизацию, ремонт и содержание основных фондов цеха, стоимость товарно-материальных ценностей по содержанию зданий, сооружений, цехов, охрану труда и технику безопасности и др.
Общехозяйственные (заводские) расходы включают издержки на содержание аппарата управления заводоуправления (с начислениями), прочего общехозяйственного персонала, износ инвентаря общезаводского назначения, амортизацию основных фондов заводоуправления, расходы на командировки, почтовые расходы, подготовку кадров, охрану, налоги, сборы и другие общезаводские платежи.
Коммерческие (внепроизводственные) расходы связаны со сбытом продукции: упаковкой, хранением, транспортировкой до станции (порта, пристани) отправления, погрузкой в транспортные средства, рекламой в пределах утвержденных норм расхода, включая участие в выставках, ярмарках, стоимость образцов материалов и др.
Калькуляции себестоимости продукции многими предприятиями используется в целях ценообразования.
Ценообразование обычно состоит в определении базовой цены товара, то есть его стоимости без скидок, наценок, транспортных, сервисных и других компонентов и определение цены с учетом вышеназванных компонентов.
Основные методы определения базовой цены товара можно использовать самостоятельно или в различных комбинациях друг с другом:
а) Установление цены по уровню средних издержек плюс прибыль, т.е. начисление определенной стандартной наценки на себестоимость товара.
б) Обеспечение безубыточности и получение целевой прибыли: сопоставляются общие издержки (постоянные и переменные) и ожидаемой выручки при разных уровнях объема продаж. При этом устанавливается такое сочетание объема выпуска товара и цены, которое обеспечивает получение необходимой прибыли предприятия.
в) Установление цены, исходя из потребительской ценности товара: основным фактором является реакция покупателей на конкретный размер цены на продукцию. Используются специальные приемы воздействия на покупателя и проводят соответствующие исследования модели потребительского поведения и выявления ценностных представлений покупателя.
г) Ценообразование на основе уровня средних текущих цен: за основу принимается цена конкурентов, невзирая на собственные издержки или спрос. Цены ориентируются на лидера, поставляющего значительную массу продукции.
Базовая цена товара является исходной для определения розничной, расчет которой производится с учетом надбавок, наценок, скидок, транспортных, страховых, сервисных и других компонентов. В соответствие с тремя основными стадиями выделяют три основные вида цен: оптовые (отпускные) цены предприятия; оптовые цены торговли; розничные цены.
Оптовая (отпускная) цена предприятия на продукцию устанавливается изготовителем по согласованию с покупателями продукции на равноправной основе. Цены рассчитываются с учетом налога на добавленную стоимость.
Структура оптовой цены предприятия имеет следующий вид:
где С - себестоимость изделия, руб.;
П - прибыль от реализации единицы изделия, руб. Размер прибыли может рассчитываться как произведение планируемой рентабельности изделия и его себестоимости.
НДС — налог на добавленную стоимость. Рассчитывается произведением ставки налога (18%) на сумму себестоимости и прибыли изделия:
Розничная цена (цена реализации) определяется исходя из отпускных цен предприятия и снабженческо-сбытовой надбавки предприятия оптовой торговли, уровень которой определяется по соглашению сторон (между посредниками и потребителями, в т.ч. торгующими организациями) и снабженческо-сбытовой наценки предприятия розничной торговли.
Структура розничной цены (цены реализации) имеет следующий вид:
где Нс - снабженческо-сбытовая наценка, руб.
Нт – торговая надбавка, руб.
В снабженческо-сбытовой наценке (Нс) учитываются комиссионные сборы за посреднические услуги, транспортные, другие расходы посредника и НДС.
Тема 9. Планирование на предприятии.
Функции и задачи планирования. Производственное бизнес-планирование. Стратегическое и оперативное планирование. Планово-экономические методы реализации стратегии предпринимателя
Планирование - приоритетная функция управления, состоящая в подготовке различных вариантов управленческих решений в виде прогнозов, проектов программ и планов, обосновании их оптимальности, обеспечении возможности выполнения и проверки их выполнения.
В зависимости от временного горизонта различают перспективное (долгосрочное) (на период более 5 лет), среднесрочное (на период от 1 года до 5 лет) и текущее (период до 1 года, включая полугодичное, квартальное, месячное, недельное и суточное планирование) планирование.
По содержанию плановых решений различают стратегическое, тактическое и оперативно-календарное планирование.
Стратегическое планирование - направлено на долгосрочную перспективу и определяет основные направления развития объекта управления, занимается поиском новых возможностей.
Тактическое планирование - это процесс создания предпосылок для реализации этих новых возможностей.
Оперативно-календарное планирование - процесс реализации этих новых возможностей. Задача ОКП -конкретизация показателей тактического плана с целью организации повседневной планомерной и ритмичной работы объекта управления.
Основой разработки стратегии предприятия является стратегическое планирование. Главная задача стратегического планирования – определение структуры, объемов, направлений капитальных вложений, исходя из конечных финансовых и рыночных целей предприятия.
При стратегическом планировании, прежде всего, анализируется состояние, тенденции и степень влияния внешней среды (т.е. экономика, политика, рынок, технология, конкуренция, международное положение и социальное поведение общества, региона и т.д.), затем осуществляется внутрифирменное планирование; составляются прогнозы сбыта.
Основным инструментом внутрифирменного планирования является бизнес-планы. Они разрабатываются для отделов, подразделений, филиалов, конкретных проектов по освоению новых видов продукции или расширению производства и другим видам деятельности предприятия. Бизнес-планы структурных подразделений анализируются и обобщаются в бизнес-планы корпораций.
Бизнес-план – это план развития бизнеса на предстоящий период, в котором сформулированы предмет, основные цели, стратегии, направления и географические регионы хозяйственной деятельности, определены ценовая политика, емкость и структура рынка, условия осуществления поставок и закупок, транспортировки, страхования и переработки товаров, факторы, влияющие на рост/снижение доходов и расходов по группе товаров и услуг, являющихся предметом деятельности предприятия.
Бизнес-план всегда носит вероятностный характер, предполагает возможность различных вариантов делового поведения предприятия. Бизнес-план – это план возможных действий предприятия на рынке.
Стандартный бизнес-план имеет определенную структуру, последовательность разделов. Бизнес-план включает следующие содержательные блоки.
Резюме – краткое изложение предмета бизнес-плана, т.е. обоснование привлекательности нового бизнеса, коммерческого предложения или инвестиционного проекта. С самого начала в бизнес-плане обосновывается, какие ресурсы или какая помощь необходима новому бизнесу, и какую отдачу этот бизнес сможет обеспечить.
Общая часть, в которой описываются цели (финансовые и нефинансовые) и стратегии бизнес-плана, предмет бизнес-плана, своеобразие продукции или услуг, текущее состояние рынка сбыта, история фирмы-разработчика и перспективы развития нового бизнеса; демонстрируется, в чем, собственно, состоит неудовлетворенная потребность, диктующая необходимость создания или развития данного бизнеса; описывается управленческая команда, которая будет заниматься проектом.
План маркетинга показывает результаты исследования рынка для нового бизнеса, оценивает профиль потребителя, сильные и слабые стороны конкурентов, географические и иные факторы рынка. Здесь находят отражение результаты маркетингового исследования, которое лежит в основе бизнес-плана.
Назначение данного раздела бизнес-плана – показать, что на рынке имеется достаточное число потребителей данного продукта, обосновать, что потребители предпочтут именно эту продукцию или торговую марку конкурентам, показать, на чем следует сделать основные акценты в стратегии рекламы и сбыта продукции, в ценовой политике.
Оперативные планы – это планы создания и развития производства товаров и услуг, являющихся предметом бизнес-плана. Здесь описывается механизм запуска нового бизнеса, последовательность шагов по созданию производственных мощностей, организации каналов сбыта, формы и бюджет рекламы, сети снабжения, состав и численность необходимой рабочей силы и т.п.
Другие планы, входящие в состав бизнес-плана, – это план капитальных вложений (подробно расписанный по видам затрат), план исследований и разработок, технической доработки продукции и услуг, модернизации технологии производства.
Каждый раздел бизнес-плана должен иметь выход на финансовый раздел, т.е. содержать цифры, данные, по которым можно рассчитывать соответствующую позицию финансовых планов.
Финансовый раздел бизнес-плана обязательно включает три основных документа (план доходов и расходов, план движения денежных средств и расчетный баланс), а также предварительные замечания – своего рода комментарий по финансовым условиям бизнеса (порядок расчетов с поставщиками и потребителями, сроки возврата кредитов и проценты по ним, методы определения себестоимости продукции и т.п.).
Тема 10. Инновационная и инвестиционная деятельность предприятия
Факторы развития предприятия Инвестирование нововведений. Структура инвестиционного проекта
Реализация стратегии роста или развития требует активной инвестиционной и инновационной деятельности предприятия.
Инновационная деятельность предприятия есть система мероприятий по использованию научного, научно-технического и интеллектуального потенциала с целью получения нового или улучшенного продукта либо услуги (продуктовые инновации), нового способа их производства (процессные инновации) для удовлетворения как индивидуального спроса, так и потребностей общества в новшествах в целом.
По степени новизны инновации подразделяются на принципиально новые, т.е. не имеющие аналогов в прошлом и в отечественной и зарубежной практике, и на новшества относительной новизны. Принципиально новые виды продукции, технологии и услуг обладают приоритетностью, абсолютной новизной и являются оригинальными образцами, на основании которых тиражированием получают новшества-имитации, копии.
Среди инноваций-имитаций различают технику, технологию и продукцию рыночной новизны, новой сферы применения и новшества сравнительной новизны (имеющие аналоги на лучших зарубежных и отечественных предприятиях) и нововведения-усовершенствования. В свою очередь нововведения-усовершенствования по предметно-содержательной структуре подразделяются на вытесняющие, замещающие, дополняющие, улучшающие и проч.
Инновационная деятельность предприятия по разработке, внедрению, освоению и коммерциализации новшеств реализуется в форме инновационных проектов и включает:
• проведение научно-исследовательских и конструкторских работ по разработке идеи новшества, проведению лабораторных исследований, изготовлению лабораторных образцов новой продукции, видов новой техники, новых конструкций и изделий;
• подбор необходимых видов сырья и материалов для изготовления новых видов продукции;
• разработку технологического процесса изготовления новой продукции;
• проектирование, изготовление, испытание и освоение образцов новой техники, необходимой для изготовления продукции;
• разработку и внедрение новых организационно-управленческих решений, направленных на реализацию новшеств;
• исследование, разработку или приобретение необходимых информационных ресурсов и информационного обеспечения инноваций;
• подготовку, обучение, переквалификацию и специальные методы подбора персонала, необходимого для проведения НИОКР;
• проведение работ или приобретение необходимой документации по лицензированию, патентованию, приобретению ноу-хау;
• организацию и проведение маркетинговых исследований по продвижению инноваций и т.д.
Инновационная деятельность предприятия осуществляется на основе более широкой инвестиционной деятельности, так как реализация инновационных проектов всегда требует инвестиций.
Инвестиционная деятельность предприятия – это процесс вложения всех видов активов (средств) и вся совокупность практических действий по реализации этих вложений в целях получения дохода и/или достижения иного полезного эффекта.
Для осуществления инвестиционной деятельности предприятием используются источники собственных, привлеченных и заемных средств.
Обычно инвестиции делятся на прямые (в управлении которыми участвует инвестор), портфельные (дающие право только на получение доходов от собственности) и прочие (торговые кредиты, банковские вклады и т.д.).
Инвестиции также можно разделить на реальные (вложения в землю, недвижимость, машины и оборудование, запасные части и т.д., включая затраты оборотного капитала), финансовые (приобретение ценностей фондового и денежного рынков) и проектные (кредиты, предоставляемые для реализации проектов третьим лицам).
Инвестиционная деятельность предприятия осуществляется в основном путем реальных прямых инвестиций, которые также называются капитальными вложениями.
Конкретной формой реализации инвестиционной деятельности предприятия выступает инвестиционный проект.
Инвестиционный проект - это мероприятие (предложение), направленное на достижение определенной цели (экономического или внеэкономического характера) и требующее для своей реализации расхода или использования капитальных ресурсов, т.е. капиталообразующих инвестиций.
Процесс осуществления инвестиционных проектов на предприятии обычно включает в себя ряд фаз:
- на предынвестиционной фазе исследуются инвестиционные возможности и принимается решение об инвестировании. Результаты этой стадии документально оформляются в виде технико-экономического обоснования инвестиционного проекта (ТЭО;)
- инвестиционная фаза включает в себя ряд работ по управлению реализацией проекта (приобретение факторов производства, заключение контрактов, найм и обучение персонала, пуск предприятия);
- на эксплутационной фазе осуществляется послеинвестиционный мониторинг и контроль.
Анализ инвестиционной деятельности предприятия проводится в следующих направлениях:
1. Анализ динамики инвестиций. Позволяет судить об инвестиционной активности фирмы;
2. Анализ структуры инвестиций;
3. Анализ доходности инвестиций, т.е. сопоставление затрат на инвестиционный проект и результатов его реализации.
Основными методами анализа инвестиционных проектов являются следующие:
1. Срок окупаемости (Payback Method)
2. Среднегодовая рентабельность (Accounting Rate of Return Method)
3. Чистая текущая стоимость (Net Present Value Method)
4. Внутренняя норма доходности (Internal Rate of Return Method)
Срок окупаемости показывает, за какой период времени окупается проект, и рассчитывается на базе недисконтированных или дисконтированных доходов. Лучшим считается проект с наименьшим сроком окупаемости.
Для расчета среднегодовой рентабельности (нормы дохода) на первоначальные инвестиции, средние доходы от проекта делятся на первоначальные инвестиции. Чем выше норма, тем лучше проект.
Чистая текущая стоимость характеризует общий абсолютный результат инвестиционного проекта. Ее определяют как разницу между текущей стоимостью будущих доходов и текущей стоимостью будущих затрат на реализацию и функционирование проекта во время всего срока его жизни.
где NPV - чистая текущая стоимость;
Bt - доход, выгода от проекта в году t;
Ct - затраты на проект в году t;
i - ставка дисконта;
n - число лет жизни проекта;
- фактор дисконтирования из таблиц
Проект считается приемлемым при положительном значении чистой текущей стоимости. Лучшим считается проект с наибольшим ее значением.
Внутренняя норма доходности IRR (норма окупаемости) - это расчетная ставка процента, при которой получаемые доходы от проекта становятся равными затратам на проект, т.е. при которой чистая текущая стоимость проекта равна 0.
Если внутренняя норма доходности больше обычной ставки процента, то проект приемлем. Лучшим среди альтернативных проектов является с большей IRR. Метод используется для ранжирования проектов сходной размерности.
Тема 11. Финансовые ресурсы предприятия.
Функции финансов предприятий. Финансовые ресурсы предприятия. Прибыль. Налогообложение и распределение прибыли
Финансы занимают особую роль в экономических отношениях. Их специфика проявляется в том, что они всегда выступают в денежной форме. Финансы носят распределительный характер и отражают формирование и использование доходов и накоплений субъектов хозяйственной деятельности в сфере материального производства, государства и участников непроизводственной сферы.
Финансовые ресурсы предприятия – это денежные ресурсы, находящиеся в его распоряжении.
Они могут быть собственными и заемными. Собственные финансовые ресурсы формируются за счет уставного капитала, учредительских взносов, амортизационных отчислений, прибыли, путем выпуска дополнительных акций предприятия, обязательств и др. Они используются на производственное и научно-техническое развитие, формируют активы предприятия.
Заемные средства – это финансовые ресурсы сторонних организаций и физических лиц (кредиты, займы, финансовая помощь других предприятий, средства, привлекаемые в результате выпуска облигаций, благотворительные взносы и т.д.).
Соотношение собственных и заемных средств в структуре капитала предприятия может быть разным в зависимости от политики руководства предприятия, отраслевых особенностей, целей привлечения средств.
Для выявления финансового результата деятельности предприятия необходимо сопоставить его выручку с затратами на производство и реализацию, которые принимают форму себестоимости продукции.
Если выручка превышает себестоимость, финансовый результат свидетельствует о получении прибыли. Основной принцип деятельности предприятия состоит в стремлении к максимизации прибыли, поэтому прибыль является важным показателем эффективности производства.
Если выручка равна себестоимости, то удается лишь возместить затраты на производство и реализацию продукции. При затратах, превышающих выручку, предприятие превышает установленный объем затрат и получает убытки – отрицательный финансовый результат, что ставит предприятие в достаточно сложное финансовое положение, не исключающее и банкротство.
Формирование и распределение прибыли предприятия в настоящее время осуществляется в соответствии с требованиями, предусмотренными Налоговым кодексом РФ , а также инструкциями Государственной налоговой службы РФ.
На уровне хозяйствующего субъекта возникает целая система прибылей: валовая прибыль, прибыль от реализации основных фондов и иного имущества, прибыль по внереализационным операциям, чистая прибыль.
Валовая (балансовая) прибыль представляет собой сумму прибыли от реализации продукции, основных фондов, иного имущества предприятия и доходов от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям.
Прибыль от реализации продукции определяется как разница между выручкой от реализации продукции (без НДС и акцизов) и затратами на производство и реализацию, включаемыми в себестоимость продукции.
В процессе деятельности предприятия у него возникают финансовые отношения с бюджетами разных уровней, внебюджетными фондами и т.д. по поводу уплаты налогов. Одними из основных платежей, осуществляемых предприятием из прибыли, является налог на прибыль, который направляется в Федеральный бюджет (в размере 7,5% от налоговой базы), в бюджеты субъектов РФ по ставкам, установленным органами государственной власти субъектов РФ (но не свыше 14,5%), в местные бюджеты (2%);
Чистая прибыль образуется после уплаты из валовой прибыли налогов и других обязательных платежей. Чистая прибыль остается в полном распоряжении предприятия.
Обычно чистая прибыль по решению органов управления предприятием делится на распределяемую и нераспределяемую.
Нераспределяемая прибыль направляется в фонды развития предприятия: расширение производства; социального развития; материального поощрения; на приобретение акций и т.д..
Распределяемая прибыль направляется в доход собственникам предприятия в соответствии с организационно-правовой формой и Уставом организации (на выплату дивидендов по простым и привилегированным акциям предприятия, дохода на доли и т.д.)
Одним из основных показателей прибыльности предприятия является рентабельность.
В общем виде рентабельность определяется отношением прибыли к единовременным и текущим затратам, благодаря которым и получена эта прибыль.
Различают рентабельность производства, рентабельность продукции, рентабельность реализованной продукции, коэффициент рентабельности собственного капитала.
Рентабельность производства (Рпр) или общая рентабельность показывает насколько результативно используется имущество предприятия и определяется как отношение балансовой (валовой) прибыли к сумме среднегодовой стоимости основных и оборотных средств предприятия.
Рентабельность продукции (Рпрод) - определяет результативность текущих затрат и рассчитывается как процентное отношений прибыли от реализации к полной себестоимости реализованной продукции.
Рентабельность реализованной продукции определяется отношением прибыли от реализации к объему реализованной продукции в рублях.
Рентабельность собственного капитала (ROE-return on equity) определяется как отношение чистой прибыли в среднему значению собственного капитала.
Тема 12. Внутрипроизводственные экономические отношения
Организация внутрипроизводственных экономических отношений. Распределение прибыли между подразделениями предприятия. Анализ внутрипроизводственных экономических отношений.