Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Экономика образования

  • 👀 1332 просмотра
  • 📌 1270 загрузок
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Экономика образования» docx
Лекция 1. Введение в учебный курс «Экономика образования» 1. Объект и предмет экономики образования. 2. Образовательная услуга. Введение В последние годы проблемы образования не только вышли на передовые позиции реформирования и стали предметом активного обсуждения. Участвуют в нем работники системы образования, органов управления образованием разных уровней, учащиеся, родители, политики. Связано это с тем, что так или иначе проблемы образования касаются едва ли не всего населения страны. Все мы либо сами учимся, либо учатся наши дети и (или) внуки, родственники, знакомые работают в образовательных учреждениях и т. д. и т. п. Стало общим местом критиковать содержание и качество образования, низкие оклады учителей и преподавателей, говорить о постепенном или даже резком отставании нашего образования от западных стран, низком материальном обеспечении учебного процесса. Основной причиной такого положения практически все называют, в первую очередь, недостаточное финансирование образования, дружно предлагая властям на всех уровнях увеличить расходы на образование. Одновременно со стороны контрольных органов неоднократно раздаются заявления о нецелевом расходовании бюджетных средств, выделяемых на образование, что иногда воспринимается как разбазаривание средств. В свою очередь финансовые органы указывают на наличие остатков неизрасходованных средств на счетах образовательных учреждений, что воспринимается как перефинансирование. Обсуждение в первую очередь касается трех основных вопросов, точнее, проблем: · доступности качественного образования; · качества образования; · эффективности использования ресурсов. Основное содержание поставленных проблем так или иначе касается ресурсного обеспечения образования, правильного (рационального, оптимального, обоснованного, целевого и т. п.) использования ресурсов и соотнесения полученных результатов с затратами. Все это относится к сфере экономики образования. 1.Объект и предмет экономики образования Образование как термин обычно рассматривается в двух основных смыслах: · как совокупность знаний, умений и навыков, которыми обладает человек (уровень образования, квалификация, иногда даже употребляется сокращение ЗУН); · как обособленная сфера деятельности, в которой человека обучают, т. е. формируют у него совокупность знаний, умений и навыков. Как определенная сфера деятельности, образование обладает своей экономикой. Существует достаточно много определений экономики, базирующихся в конечном счете на первоначальном значении этого термина «искусстве ведения домашнего хозяйства». Термин «экономика» определен в трех основных вариантах его применения. 1. Совокупность отношений по поводу производства, распределения, обмена и потребления, сложившихся в том или ином обществе, на том или ином историческом этапе. 2. Народное хозяйство данной страны или его часть, включающая соответствующие отрасли и виды производства. 3. Отрасль науки, изучающая производственные отношения или их специфические стороны в определенной сфере общественного производства и обмена. Экономика как понятие используется для обозначения отношений по поводу производства, распределения, обмена и потребления благ, разных субъектов этих отношений и науки, которая изучает эти отношения. Экономика как наука изучает отношения, в которые вступают между собой субъекты по поводу ведения своих хозяйств и получения необходимых результатов, и действия, которые эти субъекты предпринимают в рамках этих отношений. Ведение хозяйства предполагает, что субъект, осуществляющий эту деятельность, взаимодействует с другими субъектами по поводу производства, распределения, обмена и потребления результатов ведения хозяйства благ. Эти отношения называются экономическими. При этом благом может выступать любой объект, материальный и (или) нематериальный, способный удовлетворить определенные потребности. Наука экономика может изучать отношения ведения всего хозяйства в целом или какой-либо его части, называемой сферой или отраслью. Сферы экономики определяются как области экономической деятельности, которые отличаются друг от друга единством и однотипностью выпускаемого продукта, однотипностью ресурсов и технологий, объединяют в себе субъектов по признаку однотипности осуществляемой ими деятельности. Отрасль определяется по признаку объединения юридических лиц, производящих однотипную продукцию. Применительно к образованию отраслью можно считать совокупность образовательных учреждений, находящихся в ведении Министерства образования и науки Российской Федерации. Сфера считается более общим понятием, нежели отрасль, поскольку может объединять в себе несколько отраслей. Примером такого рода может служить социальная сфера, объединяющая в себе пенсионное обеспечение, культуру, образование, здравоохранение и др. Каждая из этих входящих в социальную сферу частей может рассматриваться в качестве отрасли (части сферы) и, одновременно, может рассматриваться в качестве самостоятельной сферы. Таким образом, экономика образования может быть определена как наука, изучающая отношения, связанные с производством, распределением, обменом и потреблением благ, создаваемых в сфере образования (как части народного хозяйства страны) и (или) в частях сферы образования: в отрасли образование, в части отрасли или сферы, например, только в образовательных учреждениях общего образования. Разумеется, существуют и иные точки зрения на содержание экономики образования. Объектом изучения экономики образования как науки можно считать сферу образования (или ее отдельные части), а предметом изучения отношения, складывающиеся в этой сфере по поводу производства, распределения, обмена и потребления создаваемых в ней благ. Отрасли социальной сферы характеризуются следующими общими признаками: · предоставляют блага, в основном в форме услуг, предметом воздействия которых являются люди и возможности их повседневной жизнедеятельности; · потребление предоставляемых благ имеет значительные внешние эффекты, т. е. потребление услуг вызывает последствия не только для самого потребителя, но и для других людей, непосредственно этих услуг не потребляющих; · деятельность этих отраслей является объектом систематического применения неопределенных оценок. 2. Образовательная услуга Деятельность в сфере образования является деятельностью по оказанию услуг. Образовательная услуга является продуктом образовательного производства. В образовательной услуге, как процессе, создается человеческий капитал через индивидуальное потребление трудового потенциала производителя и индивидуальное производство трудового потенциала потребителя. Человеческий капитал – это индивидуализированные способности в форме уже существующих знаний и навыков, которые еще может быть будут использованы в каких-либо трудовых процессах. Образовательные услуги определяются как система знаний, информации, умений и навыков, которые используются в целях удовлетворения разнообразных образовательных потребностей личности, общества, государства. Образовательные услуги обеспечивают реализацию познавательных интересов обучающихся, удовлетворяют потребности личности в ее духовном, интеллектуальном развитии, создают условия для самоопределения и самореализации личности, для развития в человеке истинно человеческого. Эти услуги выражаются в обучении потенциальных (будущих) и нынешних работников, в формировании, сохранении и развитии их способности к труду; в специализации, профессионализации и росте квалифицированной рабочей силы. Чем больше потребляется образовательных услуг, тем выше объем и качество освоенных знаний, умений и навыков, а потому возрастает качество рабочей силы. Можно выделить ряд характерных черт услуги: · нематериальность; · неотделимость от субъекта, оказывающего услугу; · возможность потребления услуги только в процессе ее оказания; · неэквивалентность услуги и результата ее потребления. Образовательная услуга является благом, поскольку приносит какую-то пользу тому, кто ее потребляет. И это дает основания для определения цены этой услуги, т. е. некоторого денежного эквивалента пользы, полученной потребителем. Поскольку образовательная услуга выступает в качестве результата производства и объекта потребления, то совершенно логично выглядит представление в форме товарообмена процесса ее перемещения от производителя к потребителю. Производитель услуги получает денежный эквивалент, а потребитель, заплативший деньги, получает нематериальное благо, представляющее для него некую пользу. Никакой разницы между куплей-продажей товаров в виде материальных объектов этот процесс, в общем виде, не имеет. Вопрос возникает только об одном: что конкретно продается и покупается? Определение полезного эффекта от потребления может заключаться в воздействии блага на способности человека в двух основных направлениях: · сохранении (восстановлении) способностей; · наращивании (повышении) способностей. С этих позиций услуги образования можно отнести к благам, потребляемым для наращивания способностей человека, т. е. для получения возможностей заработать больше денег. Полезный эффект (благо) от образовательной услуги имеется как для самого человека в виде возможного прироста дохода. Образовательная услуга может продаваться и покупаться, как товар. Соответственно, на отношения купли-продажи образовательных услуг действуют все законы рыночных отношений и условия обеспечения устойчивости этих отношений: • покупатели образовательных услуг должны иметь надежную информацию о происходящем на рынке, о ценах и качестве услуг у разных продавцов; • для новых производителей образовательных услуг должны быть созданы возможности свободно и быстро войти и утвердиться на рынке; • не должно существовать преимущества крупномасштабного производства, разоряющего малые предприятия и ведущего к монополии; • распределение доходов должно быть более или менее равномерным, поскольку от этого зависят суверенитет потребителя и устойчивость рыночной экономики. Основным условием устойчивости рыночных отношений, в том числе в сфере купли-продажи образовательных услуг, является полная свобода и, одновременно, полное же равноправие участников. В качестве одной из характерных черт социального комплекса выделяется наличие ряда причин неэффективности, несостоятельности рыночного механизма, такие, как естественная монополия, внешние эффекты и общественное благо. Естественная монополия возникает в тех случаях, когда эффект роста масштаба производства так велик, что одна единственная фирма сможет обеспечивать весь рынок данного вида продукции или услуг, имея более низкие издержки на единицу продукции, чем другие конкурирующие фирмы. Проявления в сфере образования естественной монополии не отличаются от проявлений в других отраслях: стремление установить монопольные цены, создать условия для ограничения конкуренции, затруднить появление на рынке новых производителей образовательных услуг Внешние эффекты – это последствия получения образования для общества и других людей. К общественному благу относят товары и услуги, характеризующиеся следующими чертами: · предельные издержки предоставления индивидуальному потребителю равны нулю; · потребление характеризуется значительными внешними эффектами, т. е. последствия потребления проявляются не сразу, вне сферы потребления данного товара (услуги), масштабы последствий могут существенно превышать потребление; · предотвращение доступа к общественному благу дополнительных потребителей либо технически невозможно, либо требует высоких издержек. Образование в качестве блага доступно только для тех, кто его непосредственно получает, т. е. для учащихся. Важной отличительной особенностью образовательной услуги как товара считается выраженная асимметрия информации, т.е. невозможность оценить качество приобретаемой услуги в момент ее потребления. Асимметрии информации состоит в том, что при осуществлении купли-продажи образовательной услуги: · отсутствует общепринятая и общепонятная терминология, позволяющая продавцу и покупателю одинаково понимать характеристики услуги и оценивать ее пользу; · результат потребления услуги проявляется далеко не сразу и, возможно, не в ожидаемой степени; · отношения касаются не материального объекта, а невещественного взаимодействия; · имеет место искажение информации. Таким образом, все положения рыночной экономики должны распространяться на сферу образования.
«Экономика образования» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 634 лекции
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot