Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Экономика энергетики

  • ⌛ 2010 год
  • 👀 407 просмотров
  • 📌 330 загрузок
  • 🏢️ АлтГТУ
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате doc
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Экономика энергетики» doc
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «АЛТАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. И. И.ПОЛЗУНОВА» КРАТКИЙ КУРС ЛЕКЦИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ЭКОНОМИКА ЭНЕРГЕТИКИ» БАРНАУЛ 2010 ТЕМА 1. ОСОБЕННОСТИ ЭНЕРГЕТИКИ И ЕЕ ПРОДУКЦИИ Для того, чтобы исследовать особенности рынка энергетического товара, прежде всего, необходимо определить границы этого рынка, т. е. область товаров, ко­торую можно отнести к рассматриваемому рынку. Товарный рынок — это наименьшая номенклатура товаров, которые покупатель считает возможным заменить, когда цены увеличиваются на небольшой процент в поддающемся предвидению будущем. Анализируя рыночную конъюнктуру, можно сказать, что на рынке энергетического товара, включающего в себя как первичные энергоносители, так и вторичные виды энергии, электроэнергия стоит абсолютно обособленно из-за своей универсально­сти и практически не может быть заменена другими товарами даже при значительном изменении цены в долгосрочном периоде. Следова­тельно, можно сказать, что на энергетическом товарном рынке в широком смысле слова (включающем и энергоносители) можно выделить товарный рынок энергетического производства как рынок вторичной энергии, про­изводимой энергопредприятиями, и которая может преобразовываться непосредственно в другие виды энергии и тем самым удовлетворять потребности покупателей. Эластичность энергетического товара значительно меньше единицы, что позволяет отнести электроэнергию к разряду неэластичных товаров. Особенности энергетического рынка (механизма, сводящего вместе покупателей и продавцов энергетического товара) определяются технологическими особенностями отрасли. Можно выделить несколько основ­ных моментов: 1) Производством энергетических товаров занимаются энергетические предприятия (электростанции), которые могут распределять свою продук­цию только по электрическим и тепловым сетям. Это позволяет довольно точно определить территориальные границы рынка, обслуживаемого кон­кретным предприятием, с одной стороны, и, с другой, ограничивает потребителей в выборе поставщиков продукции. На данный момент энер­гетическая система России характеризуется довольно развитыми регио­нальными энергетическими системами со сравнительно слабыми связями между ними. 2) Энергетические предприятия, как правило, не являются отдельными самостоятельными субъектами рынка. Это объясняется высокими и жесткими требованиями к качеству энергетической продукции и надежности снабжения. Происходит объединение энергетических предприятий в си­стеме, величина которых определяется функциями, которые должна вы­полнять энергосистема (составление и контроль балансов, разработка методики определения тарифов, заключение договоров, доведение энергии до конечного потребителя и др.). 3) Непрерывность производственного процесса и совпадение процес­сов производства и потребления во времени требуют их координации и регулирования. Это обуславливает существование регулирующего центра даже в масштабах страны, поскольку существует значительное несовпа­дение имеющихся ресурсов мощности и объемов потребления. 4) Общегосударственная значимость энергетики, ее существование и развитие имеют государственное и оборонное значение. Это требует организации договорных форм взаимоотношений между продавцами и потребителями, которые осуществлялись бы по регулируемой и контролируемой многоступенчатой схеме. 5) Социальная значимость энергетики требует регулирования рынка в части поставок товара и цен со стороны государства. 6) Значительное влияние, оказываемое энергетикой на экологию, определяет контроль со стороны государства в области технологий, проведение инвестиционной политики с целью технологического перевооружения самих энергетических предприятий и внедрения энергосберегающих технологий у потребителей. Вышеперечисленные особенности рынка энергетического товара обус­лавливают необходимость разработки системы маркетинга специально для энергетических предприятий. Спрос на электроэнергию, тепловую энергию в решающей мере определяется следующими факторами: • экономической динамикой страны (региона), об изучении спроса которых идет речь; • эффективностью и темпами электрификации народного хозяйства, т.е. эффективностью и темпами внедрения электротехнологий; • энергетической эффективностью использования электрической и также тепловой энергии. Для роста этой эффективности имеются крупные резервы. Динамика и уровень спроса на электроэнергию в стране или регионе, пожалуй, как ни на один другой товар, являются зеркалом экономического роста, отражают уровень и темпы научно-технического прогресса и уже теперь стали одной из важных косвенных характеристик качества жизни. Поэтому маркетинг в электроэнергетике приобретает особое значение не только для отрасли, но и для всей экономики страны или региона. Производство и потребление электроэнергии (и в большой степени тепловой энергии) совпадают во времени, и эту продукцию, по крайней мере в сколько-нибудь значительных количествах нельзя произвести и закупить впрок, например, в ожидании улучшения конъюнктуры, увеличения тарифов на электроэнергию или перебоев в энергоснабжении. Отсюда вытекает требование к большой точности прогнозов спроса, особенно учитывая высокую времяемкость, а также капиталоемкость отрасли, в 3—4 раза превышающую среднюю капиталоемкость народного хозяйства России. Завышение спроса приводит к омертвлению крупных инвестиций, его занижение может быть связано с большими убытками для энергоснабжающих предприятий, тем более что на обслуживаемой ими территории они не должны иметь право отказывать потребителю в присоединении к центрам питания или увеличении потребляемой энергии и мощности. Качество электроэнергии, если оно отвечает имеющимся стандартам, нельзя в отличие от других продуктов и товаров улучшить. Ограничены возможности улучшения качества и тепловой энергии (более точное выдерживание «стандартных» или договорных параметров: температуры и давления). Это означает, что возможная в принципе конкуренция производителей электроэнергии и тепла может идти только за счет разницы в затратах на производство энергии и предложения ее по более низким ценам. В электроэнергетике товаром особого рода, следовательно, предметом спроса является не только электрическая и тепловая энергия, но и мощность. Это означает, что объектом маркетинга является режим потребления электрической и тепловой энергии в целом: в суточном, недельном и сезонном (годовом) разрезах. Технические и экономические возможности передачи энергии на большие расстояния ограничены: максимальный радиус передачи тепловой энергии в виде пара 3—5 км, в виде горячей воды 10—15 км, при определенных, еще не вполне освоенных технических решениях 25—30 км. Массовая передача товарной электроэнергии на расстояние свыше 1000 км ставит перед электротехникой серьезные экономические проблемы. Все это ограничивает возможности экспорта — импорта энергии. В современных условиях энергетическая система (ПОЭЭ) обладает естественной монополией на энергоснабжение обслуживаемой территории. Эту монополию можно разрушить только частично, законодательно запретив мешать потребителям создавать относительно мелкие индивидуальные системы энергоснабжения и обязав ПОЭЭ покупать у них избытки энергии по крайней мере по средним ценам. Наличие монополии также является фактором, препятствующим конкурентной борьбе за сбыт продукции, т. е. борьбе, которая будет иметь место в других отраслях хозяйства. Естественная монополия объективно приводит к необходимости государственного регулирования цен на электрическую и тепловую энергию. В условиях естественной монополии отрасли рынок электроэнергии и в большой мере тепла не является так называемым «рынком продавца», где более активны покупатели (по крайней мере, в недефицитных энергосистемах), и не является «рынком покупателя», где активным является продавец. Это рынок особого вида, где продавец и покупатели вынуждены быть партнерами не только в процессе купли—продажи энергии, но и в выявлении закономерностей спроса на нее. Говоря о монополии в электроэнергетике, можно выделить два вида монополии: монополию энергоснабжающей организации и монополию электроэнергии как энергоносителя. Монополия электроэнергии как энергоносителя существует в таких сферах как: освещение, подавляющая часть стационарных процессов в промышленности, мелкомоторная силовая нагрузка в домашнем хозяйстве и в сфере услуг (аппараты и электроприборы), информация и связь, а также электротехнологии. В тоже время в тепловых процессах электроэнергия испытывает острую конкуренцию со стороны других электроносителей – прежде всего газа, при этом в течение времени потребитель имеет возможность перейти с электроэнергии на другой энергоноситель (например, заменить электропечи газовыми печами). Последнее можно рассматривать как одно из наиболее очевидных проявлений межотраслевой конкуренции в электроснабжении, поэтому в ряду важных задач маркетинга в электроэнергетике должно стать определение принципов электрификации и пропаганда новых направлений в использовании электроэнергии. Другой аспект межотраслевой конкуренции в энергоснабжении связан с тем, что электроснабжающая компания, является абсолютным монополистом, чаще всего, только по отношению к мелким и средним потребителям (коммунально-бытовое хозяйство, сфера услуг, малые предприятия и т.д.). Крупные потребители в условиях свободного рынка оборудования, строительных материалов и работ могут, если это им выгодно, создать собственные источники электро- и теплоснабжения – промышленные ТЭЦ и котельные. Примеров тому достаточно, как в России, так и за рубежом. В среднем на долю промышленной энергетики в развитых странах приходится по данным ООН до 7% электропотребления. Следовательно, отрасль «Электроэнергетика» в условиях рынка будет развиваться, испытывая конкуренцию и со стороны своего рода «внутренней энергетики» отраслей-потребителей энергии. Основной особенностью производства электроэнергии является его неразрывная связь с потреблением, что создает проблему использования генерирующей мощности. В этих условиях, усугубленных неравномерностью электропотребления, энергоснабжающая компания заинтересована не в максимальном, а в оптимальном производстве энергии, т.е. в обеспечении заявленной мощности с учетом необходимости иметь оперативный резерв, осуществлять ремонт оборудования и т.д. Следовательно, рыночные отношения в электроэнергетике должны быть основаны на продаже не столько энергии, сколько мощности, т.е. права присоединения к сети. Как известно, основным средством такой оптимизации является тарифная политика – разработка тарифов, в максимальной степени согласовывающих интересы энергоснабжающей организации и ее потребителей. Кроме того, поскольку режимы работы потребителей электроэнергии и эффективность использования ее в зависимости от условий и процессов существенно различаются, для оптимизации электропотребления нужна глубокая дифференциация тарифов на электрическую энергию. С изменением условий система тарифов на электроэнергию должна периодически, т.е. по сути непрерывно совершенствоваться. То обстоятельство, что в электроэнергетике тарифы, т.е. ценовые факторы, играют значительно более важную роль, чем в других отраслях (ввиду достаточной однородности продукции отрасли), является важной особенностью маркетинга в электроэнергетике. ТЕМА 2. ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА 2.1 Экономическая сущность, классификация и структура основных средств Основные средства (фонды) предприятия энергетики – это стоимостное выражение средств труда, которые участвуют во многих производственных циклах, сохраняя свою натуральную форму, и переносят по частям свою стоимость на выпускаемую продукцию. В соответствии с Положением по бухгалтерскому учету к основным фондам относится часть имущества, используемая в качестве средств труда при производстве продукции, выполнении работ или оказании услуг в течение периода, превышающего 12 месяцев или обычный операционный цикл, если он превышает 12 месяцев, и стоимостью свыше 40 000 рублей. Таким образом, критерием отнесения имущества к основным средствам является срок их полезного использования и стоимость. В соответствии с назначением в производственном процессе и правилами учета отдельные элементы основных фондов группируются в относительно однородные группы при помощи натуральных показателей. Эта группировка основных фондов по определенным признакам называется классификацией. В зависимости от функционального назначения в производственно-хозяйственной деятельности основные фонды подразделяются на производственные, функционирующие в сфере материального производства (машины и оборудование, здания цехов и т.д.), и непроизводственные, удовлетворяющие бытовые и культурные потребности работников предприятия (основные фонды жилищно-коммунального хозяйства, поликлиник, клубов и т.д.) По вещественно-натуральному признаку основные производственные фонды делятся на следующие группы: здания, сооружения, передаточные устройства, рабочие и силовые машины и оборудование, измерительные и регулирующие приборы и устройства, транспортные средства, инструмент, производственный и хозяйственный инвентарь и принадлежности, внутрихозяйственные дороги, рабочий и продуктивны и племенной скот, многолетние насаждения, капитальные вложения на улучшение земель, в арендованные объекты основных средств, земельные участки, объекты природопользования. По степени использования основные фонды подразделяются на находящиеся в эксплуатации; в запасе (резерве); в стадии достройки, реконструкции и частичной ликвидации; на консервации. В зависимости от имеющихся прав на объекты основные средства подразделяются на объекты основных средств, принадлежащие предприятия на праве собственности; объекты основных средств, находящиеся в оперативном управлении или хозяйственном ведении или объекты основных средств, полученные предприятием в аренду. По степени воздействия на предмет труда основные фонды подразделяются на активные, оказывающие прямое воздействие на форму и свойства предметов труда (машины и оборудование), и пассивные, создающие условия для процесса производства (здания). Группировка основных средств по отраслевому признаку (промышленность, строительство, транспорт и т.д.) позволяет получить информацию об их стоимости в каждой отрасли, изучить особенности структуры и т.п.) Соотношение отдельных групп основных фондов в общей их стоимости называется структурой основных фондов. На структуру основных фондов оказывают влияние следующие факторы: отраслевые особенности, научно-технический прогресс, формы воспроизводства основных фондов, географическое расположение предприятия и т. д. 2.2 Износ и амортизация основных средств Особенностью основных фондов является многократное их использование. Однако время их функционирования имеет определенные границы; оно обусловлено их износом и временем полезного применения. Под износом основных фондов следует понимать постепенную утрату ими своей стоимости или полезного использования с соответствующим переносом ее на издержки производства. Различают физический и мо­ральный износ основных фондов. Физический износ представляет собой утрату основными фондами производственно-технических характеристик в процес­се эксплуатации и влияния природно-климатических условий, т. е. потерю потребительской стоимости. Для определения физического износа основных фондов применяют два метода расчетов. Один из них основывается на сопоставлении физических и нормативных сроков служ­бы или объемов работ, другой — на данных о техническом состоянии средств труда, устанавливаемых в процессе обсле­дования. Коэффициент физического износа по объему работ можно установить лишь по тем инвентарным объектам, которые обладают определенной производительностью (машины, стан­ки). Этот коэффициент можно определить по формуле: И= Тф * Пф/ Тн* Пн *100%, где И - процент физического износа; Тф - количество лет, фактически отработанных машиной; Пф - среднее количество продукции, фактически вырабо­танной за год; Пн - готовая производственная мощность (или норматив­ная производительность труда); Тн - нормативный срок службы. Физический износ отдельных инвентарных объектов мож­но определить и по сроку службы. Этот метод применим ко всем видам основных фондов. Исходя из того допущения, что физический износ происходит равномерно в течение все­го срока службы средств труда, коэффициент этого износа может быть определен по следующей формуле: где Тф - фактический срок службы средств труда; Тн - нормативный срок службы. Физический износ возникает как при работе объекта основных производственных фондов, так и при его бездействии. Физический износ в этом случае возникает в результате естественных физико-химических воздействий. Основные производственные фонды претерпевают не толь­ко физический, но и моральный износ. Моральный износ проявляется в потере экономической эффективности и целесообразности использования основных производственных фондов до истечения срока полного физи­ческого износа. При этом потеря стоимости происходит не­зависимо от того, участвовали основные производственные фонды в производственном процессе или нет. Моральный износ бывает двух видов. И тот и другой яв­ляются следствием технического прогресса. Но экономичес­кие последствия того и другого различны, и не­обходимость их учета для целей возмещения неодинакова. Величина морального износа как первого, так и второго вида учитывается, как правило, в ходе переоценки основных фон­дов. Моральный износ первого вида заключается в уменьше­нии стоимости машин или оборудования вследствие удешев­ления их воспроизводства в современных условиях. Относительная величина морального износа первого вида может быть рассчитана по формуле: Им1 = (Ф1 - Ф2 ) /Ф1 * 100% где Им1— относительная величина морального износа первого вида (в процентах); Ф1 - первоначальная стоимость средств труда; Ф2 - восстановительная стоимость средств труда. Моральный износ второго вида обусловлен созданием и внедрением в производство более совершенных и экономич­ных видов машин и оборудования. Моральный износ второ­го вида можно установить по следующей формуле: Им2 = ( Пн - Пс ) / Пс *100% где Пс и Пн - производительность (или производственная мощ­ность) современной и устаревшей машины. При рассмотрении морального износа второго вида выделя­ют частичный и полный износ, а также его скрытую форму. В процессе функционирования основных фондов наступа­ет их предельный физический и моральный износ и потреб­ность замены новыми. Механизм переноса части стоимости основных фондов на вновь созданный продукт носит назва­ние амортизации и позволяет ко времени полного износа накопить денежные средства для воспроизводства. Объектами для начисления амортизации являются объек­ты основных средств, находящиеся в организации на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управ­ления. Начисление амортизации по объектам основных средств, сданным в аренду, производится арендодателем или аренда­тором, если это предусмотрено договором аренды, в порядке, изложенном для организаций-правособственников основных средств. Этот же порядок распространяется на лизинговое имущество. По объектам основных средств, полученных безвозмездно в процессе приватизации, по договору дарения, жилищному фонду, объектам внешнего благоустройства, лесного, дорож­ного хозяйств, специализированным сооружениям судоход­ной обстановки, продуктивному скоту, буйволам, волам и оленям, многолетним насаждениям, не достигшим эксплуа­тационного возраста, а также приобретенным зданиям амор­тизация не начисляется. Не подлежат амортизации объекты фильмофонда, сценическо-постановочные средства, экспонаты животного мира, а также объекты, потребительские свойства которых с тече­нием времени не изменяются (земельные участки, объекты природопользования). По объектам основных средств, приобретенным с исполь­зованием бюджетных ассигнований, амортизация начисля­ется на стоимость объекта без учета бюджетных средств. Объекты жилого фонда, используемые для извлечения дохода, амортизируются в общеустановленном порядке. Амортизационные отчисления производятся с первого числа месяца, следующего за месяцем принятия объекта к бухгалтерскому учету до полного погашения стоимости объек­та либо списания этого объекта в связи с прекращением пра­ва собственности или иного вещного права. Приостановление амортизационных отчислений осуществ­ляется в период реконструкции или модернизации объекта продолжительностью более 12 месяцев. Вместе с этим надо учитывать, что если затраты на ре­конструкцию и модернизацию основных средств улучшают (повышают) ранее принятые показатели функционирования (срок полезного использования, мощность и другие показа­тели качества), то они увеличивают первоначальную сто­имость объекта. Амортизируемое имущество распределяется по амортиза­ционным группам в соответствии со сроками его полезного использования. Срок полезного использования определяется предприятием самостоятельно на дату ввода в эксплуатацию данного объекта амортизируемого имущества на основании классификации основных средств, определяемой Правитель­ством Российской Федерации. Амортизируемое имущество объединяется в десять амор­тизационных групп. В целях налогообложения амортизацию начисляют одним из следующих методов: 1) линейным методом; 2) нелинейным методом. Амортизация начисляется отдельно по каждому объекту амортизируемого имущества. Сумма амортизации для целей налогообложения определяется ежемесячно. Предприятие применяет линейный метод начисления амор­тизации к зданиям, сооружениям, передаточным устройствам, входящим в восьмую-десятую амортизационные группы, не­зависимо от сроков ввода в эксплуатацию этих объектов. К остальным основным средствам предприятие вправе применять любой из указанных методов. Выбранный предприятием метод начисления амортизации применяется в отношении объекта амортизируемого имуще­ства, входящего в состав соответствующей амортизационной группы, и не может быть изменен в течение всего периода начисления амортизации по этому объекту. Начисление амортизации в отношении объекта аморти­зируемого имущества осуществляется в соответствии с нор­мой амортизации, определенной для данного объекта исходя из его срока полезного использования. При применении линейного метода сумма начисленной за один месяц амортизации в отношении объекта амортизи­руемого имущества определяется как произведение его пер­воначальной (восстановительной) стоимости и нормы амор­тизации, определенной для данного объекта. Норма амортизации по каждому объекту амортизируемо­го имущества при применении линейного метода определя­ется по формуле: К = 1/n *100%, где К- норма амортизации в процентах к первоначальной (восстановительной) стоимости объекта амортизируемого имущества; n - срок полезного использования данного объекта амор­тизируемого имущества, выраженный в месяцах. При при­менении нелинейного метода сумма начисленной за один месяц амортизации в отношении объекта амортизируемого имущества определяется как произведение остаточной сто­имости объекта амортизируемого имущества и нормы амор­тизации, определенной для данного объекта. Норма амортизации объекта амортизируемого имущества при применении нелинейного метода определяется по формуле: К = 2/n *100%, где К- норма амортизации в процентах к остаточной сто­имости, применяемая к данному объекту амортизируемого имущества; n - срок полезного использования данного объекта амор­тизируемого имущества, выраженный в месяцах. При этом с месяца, следующего за месяцем, в котором остаточная сто­имость объекта амортизируемого имущества достигнет 20 процентов от первоначальной (восстановительной) стоимос­ти этого объекта, амортизация по нему начисляется в следу­ющем порядке: 1) остаточная стоимость объекта амортизируемого иму­щества в целях начисления амортизации фиксируется как его базовая стоимость для дальнейших расчетов; 2) сумма начисленной за один месяц амортизации в отно­шении данного объекта амортизируемого имущества опреде­ляется путем деления базовой стоимости данного объекта на количество месяцев, оставшихся до истечения срока полез­ного использования данного объекта. В отношении амортизируемых основных средств, исполь­зуемых для работы в условиях агрессивной среды и (или) повышенной сменности, к основной норме амортизации их владелец вправе применять специальный коэффициент, но не выше 2. Для амортизируемых основных средств, которые являются предметом договора финансовой аренды (договора лизинга), к основной норме амортизации предприятие впра­ве применять специальный коэффициент, но не выше 3. 2.3 Показатели и пути улучшения использования основных средств Повышение уровня использования основных фондов яв­ляется одной из важнейших задач экономического развития страны. Эффективное использование основных фондов про­мышленности оказывает непосредственное воздействие на все стороны расширенного воспроизводства. Уровень использо­вания основных фондов оказывает непосредственное влия­ние на: а) объем капитальных вложений; б) соотношение между национальным доходом и фондом накопления; в) тем­пы развития производства средств производства и производ­ства предметов потребления; г) степень использования трудовых ресурсов страны и производительность их труда; д) качество выпускаемой продукции Повышение эффективности использования основных фон­дов оказывает существенное влияние на основные технико-экономические показатели работы промышленных предпри­ятий (объем производства, прибыль, рентабельность). Показатели использования основных фондов условно делятся на две группы: 1) общие или стоимостные показатели использования основных фон­дов. 2) частные, в основном натуральные. Обобщающими стоимостными показателями использова­ния основных фондов являются фондоотдача, прибыль, рен­табельность. На тех предприятиях, где возможно и целесо­образно исчисление объема продукции в натуральном выра­жении, показатель фондоотдачи можно определять в соот­ветствующих натуральных или условно-натуральных едини­цах измерения. Ниже приведены важнейшие показатели, характеризую­щие уровень использования основных фондов. 1. Фондоотдача (Фо), руб.: где Пвал - стоимость валовой продукции; Сф - стоимость ос­новных производственных фондов. 2. Фондоемкость (Фе) руб.: 1. Рентабельность основных фондов рассчитывается по следующей формуле: где П - балансовая прибыль, руб; Сф - стоимость основных производственных фондов. 4. Фондовооруженность рассчитывается по формуле: где Сф –стоимость основных производственных фондов; Ч - среднесписочная численность рабочих. 4. Коэффициент сменности (Кс): где Тcм - общее количество отработанных станко-смен за сут­ки; В - количество установленного оборудования; Тпр - про­грессивная трудоемкость работ, ст. час; Тэ - эффективный фонд времени оборудования в одну смену, час. 5 Коэффициент экстенсивного использования машин и оборудования Кэ характеризует их использование по времени: Кэ = Тф/ Тк , где Тф - фактическое время работы машин и оборудования; Тк - календарное (режимное, плановое время работы машин и оборудования) 6 Коэффициент интенсивного использования машин и оборудования Кин характеризует их использование по мощности: Кин = Пф /Ппл , где Пф - фактическая производительность машины; Ппл - плановая производительность. 7 Использование машин и оборудования повремени и по мощности характеризуется коэффициентом интегральной загрузки, который определяется произведением показателей экстенсивного и интенсивного использования машин и оборудования: Кинт = Кэ *Кин Учитывая необходимость повышения социально-экономической эффек­тивности производственного потенциала, включая основные фонды, следует определить основные пути, идя которыми можно ожидать оживления промышленного производства. Главным можно назвать путь немедленного налаживания традиционных кооперированных связей и установления но­вых как с ближним, так и с дальним зарубежьем. Одним из основных путей улучшения использования ос­новных фондов и повышения фондоотдачи является техни­ческое совершенствование и модернизация оборудования. Важным резервом роста фондоотдачи является увеличе­ние количества и удельного веса действующего оборудова­ния в составе всего оборудования, имеющегося на предприя­тиях, и повышение интенсивности его работы. В комплексе мер, способствующих улучшению использова­ния основных фондов, существенное значение имеет правиль­ное применение экономических рычагов и стимулов. На это же направлены совершенствование оперативного планирования, автоматизированный учет работы и всесторонний анализ ис­пользования средств труда. Повышению фондоотдачи, несом­ненно, способствуют повышение квалификации работников, а также материальное и моральное поощрение работающих за бережное и эффективное использование техники. ТЕМА 3. ОБОРОТНЫЕ СРЕДСТВА 3.1 Экономическая сущность, состав и структура оборотных средств Оборотные средства предприятия наряду с основными фондами создают материально-техническую базу предприя­тия для достижения производственно-хозяйственных целей и обеспечения непрерывности производственного процесса. Оборотные средства представляют собой совокупность денеж­ных средств, вложенных в оборотные производственные фон­ды и фонды обращения. Оборотные фонды кроме денежной оценки имеют веще­ственное содержание и представляют собой предметы труда, потребляемые в каждом производственном цикле. Они пол­ностью переносят свою стоимость на готовый продукт и в процессе производства изменяют свою натурально-веществен­ную форму или утрачивают ее (при потреблении электро­энергии, сгорании топлива и др.). Структура и состав оборотных средств предприятия пред­ставлены на рисунке 1: Рисунок 1 - Структура и состав оборотных средств предприятия Соотношение между двумя составляющими оборотных средств (оборотные производственные фонды и фонды обра­щения) разница в зависимости от отрасли промышленности, длительности производственного цикла, величины производ­ственных запасов, уровня специализации и, в среднем, со­ставляет 80% и 20% соответственно. Оборотные производственные фонды, постепенно изменяя натуральную форму, целиком потребляются в процессе про­изводства продукции и полностью переносят свою стоимость на изготовленную продукцию. Оборотные производственные фонды подразделяются на средства производства находящи­еся в процессе производства и находящиеся в производствен­ных запасах. Вещественное содержание оборотных производственных фондов представлено следующими элементами - сырье, основ­ные и вспомогательные материалы, топливо, полуфабрика­ты, инвентарь и хозяйственные принадлежности. Фонды обращения — это денежные средства, функциони­рующие в сфере обращения в совокупности с изготовленной и находящейся в процессе реализации продукцией. Готовая продукция включена в состав фондов обращения, из сферы производства, пройдя полный технологический цикл, пере­шла в сферу потребления. За счет выручки от ее реализации возмещается стоимость оборотных средств, использованных в процессе производства. Вещественное содержание фондов обращения наполнено следующим: готовая продукция, това­ры отгруженные, денежные средства в расчете, задолженно­сти и денежные средства на расчетном счете. Оборотные средства предприятий находятся в постоянном движении. Они проходят последовательно три стадии и при­нимают три формы, совершая полный кругооборот. На пер­вой стадии происходит превращение денежной формы в ма­териальную в виде производственных запасов, на второй ста­дии эти запасы превращаются в незавершенное производство, а по ее завершении принимают форму готовой про­дукции. Третья, завершающая стадия кругооборота представ­лена реализацией готовой продукции и превращением обо­ротных средств в денежную форму (фонд обращения). Рисунок 2- Кругооборот оборотных средств предприятия D - денежные средства; ПЗ - производственные запасы; ПП - производственный процесс; ГП - готовая продукция. Непрерывность кругооборота средств достигается благо­даря тому, что они, пребывая одновременно во всех трех формах, последовательно превращаются из одной формы в другую. Время, в течение которого оборотные средства предприя­тия выполняют полный кругооборот, последовательно совер­шая три стадии обращения и переходя из сферы производ­ства в сферу обращения, называют периодом оборота оборот­ных средств. Период оборота это комплексный, усредненный показа­тель, отражающий среднюю скорость движения средств на предприятии. Он не совпадает с фактическим сроком произ­водства и реализации определенных видов продукции. На период оборота оборотных средств оказывают влияние сле­дующие факторы: ■ задержки в оплате счетов за отгруженную продукцию; ■ предоплата за поставляемые сырье, материалы, комп­лектующие изделия; ■ амортизационные отчисления, находящиеся в обороте предприятия; ■ расходы текущего года, вызванные освоением новых изделий в предыдущие годы; ■ внедрение достижений научно-технического прогрес­са; ■ развитие специализации и кооперирования, рациона­лизация межзаводских связей; ■ рационализация документооборота, расчетов; ■ развитие маркетинговой деятельности. Все оборотные средства, исходя из особенностей планиро­вания и определения их оптимальной величины, подразде­ляются на нормируемые и ненормируемые. Нормируемые средства включают: - производственные товарно-материальные запасы; - незавершенное производство; - расходы будущих периодов; - готовая продукция на складе, подготовленная к отгрузке Ненормируемые средства: - товары, отгруженные потребителю; - средства в расчетах; - денежные средства на счетах; - дебиторская задолженность По источникам образования оборотные средства предпри­ятий делятся на собственные и приравненные к ним, заем­ные и привлеченные. Нормирование оборотных средств представляет процесс разработки норм и по видам товарно-материальных ценностей и затрат направленный на обеспечение бесперебойной и эффективной работы предприятия за счет сокращения времени производства и времени обраще­ния. Для обеспечения бесперебойного процесса производства и реализации продукции предприятия пользуются типовыми или собственными нормами оборотных средств по видам товарно-материальных ценностей и затрат, выраженных в относительных величинах и нормативами оборотных средств денежном выражении. В практике планирования различают следующие методы определения потребности в оборотных средствах – аналитический, коэффициентный и метод прямого счета. Аналитический метод основан на укрупненном расчете потребности в оборотных средствах с учетом соотношений между темпами роста объема производства и размером оборотных средств в предшествующем периоде. Коэффициентный метод предполагает корректировку норматива предшествующего периода с внесением изменений, учитывающих условия производства, снабжения, реализации продукции, расчетов в текущем периоде. Метод прямого счета базируется на расчете запасов по каждому элементу оборотных средств с учетом изменений в уровне организационно-технического развития предприятия, практике расчетов между предприятиями. 3.2 Показатели и пути улучшения использования оборотных средств К наиболее часто употребляемым показателям, характеризующим эффективность использования оборотных средств, относятся – коэффициент оборачиваемости и длительность одного оборота. Коб = Вр / Со , Тоб = Со * Тп / Вр где Вр - объем реализованной продукции; Со - средний остаток оборотных средств на предприятии; Тп - число дней в рассматриваемом периоде. Показатель, обратный коэффициенту оборачиваемости называется коэффициентом загрузки. Длительность оборота средств определяет время, в течение которого оборотные средства совершают полный кругооборот. Коэффициент оборачиваемости определяет число оборотов, совершаемых оборотными средствами за плановый период, и, одновременно показывает сумму реализованной продукции, приходящейся на один рубль оборотных средств. Увеличение числа оборотов достигается за счет сокращения времени производства и времени обращения. Следует подвергать анализу зависимость между исполь­зованием оборотных средств и результативным показателем деятельности предприятия — прибылью. Поскольку эффек­тивность использования оборотных средств может быть вы­ражена в снижении себестоимости продукции за счет эконо­мии натурально-вещественных элементов оборотных фондов и издержек обращения. Сумма относительной прибыли (убытка), полученной за счет изменения выручки от реализации в результате из­менения оборачиваемости оборотных средств, может быть рассчитана по формуле: Пр = Пп • Коп - Пп, где Пп - плановая величина прибыли от плановой реализа­ции; Коп - коэффициент относительного выполнения плана реализации за счет ускорения (замедления) оборота оборот­ных средств. В свою очередь, Коп определяется по выражению: где Рпф - фактический объем реализации; Рпп - плановый объем реализации; Соп - плановая величина оборотных средств; Соф - фактические средние остатки оборотных средств. Сумма дополнительной прибыли (убытка) за счет снижения себестоимости в связи с экономией вещественно-натуральных элементов оборотных средств находится по фор­муле: Прс = Зп - Зф где Зп - плановая полная себестоимость фактически реализованной продукции; 3ф - фактическая полная себестоимость фактически реализованной продукции. Здесь изменение себестоимости принимается как резуль­тат экономии (убытка) вещественно-натуральных элементов оборотных средств. Эффективность использования оборотных средств, как мы видим, выражена в ускорении их оборачиваемости и сниже­нии себестоимости промышленной продукции. Главной за­дачей организации использования оборотных средств явля­ется обеспечение непрерывности процесса производства и реализации продукции с наименьшим размером этих средств. Большое значение в этом имеет нормирование оборотных средств предприятия. Ускорение оборачиваемости достигается следующими путями: на стадии создания производственных запасов – внедрение экономически обоснованных норм запаса; приближение поставщиков сырья; использование прямых длительных связей; совершенствование организации складского хозяйства; на стадии незавершенного производства – внедрение прогрессивной техники и технологии; развитие стандартизации и унификации; совершенствование форм организации промышленного производства; использование системы экономического стимулирования экономного использования сырьевых и топливно-энергетических ресурсов; на стадии обращения – приближение потребителей продукции к ее производителям; совершенствование системы расчетов; тщательная и своевременная отгрузка по партиям, ассортименту, транзитной форме в строгом соответствии с заключенными договорами. ТЕМА 4. Формы и системы оплаты труда Понятие «заработная плата» используется применитель­но к лицам, работающим по найму и получающим за свой труд плату в соответствии с заранее оговоренными условия­ми. Одновременно с этим заработная плата наемных работ­ников является одной из составляющих издержек произ­водства. Заработную плату в рыночной экономике можно опреде­лить как сумму средств, выплачиваемую за выполненную ра­боту, в основе определения которой лежит цена труда. Второй вариант определения заработной платы — это цена рабочей силы как специфического товара па рынке труда. Заработная плата, в соответствии с основным законом ры­ночной экономики, формируется под воздействием спроса и предложения на рынке труда. Определяя заработную плату, необходимо иметь в виду два понятия: номинальная заработная плата и реальная заработ­ная плата. Номинальная заработная плата — это сумма денег, полу­ченная работником за час, день, неделю, год. Реальная заработная плата — это количество товаров и ус­луг, которые можно приобрести на номинальную заработную плату, т. е. это покупательная способность номинальной зара­ботной платы. Реальная заработная плата зависит от номиналь­ной заработной платы и цен на приобретаемые товары и услуги. Заработная плата выполняет четыре основные функции: 1) воспроизводственную; 2) стимулирующую (мотивационную); 3) социальную (способствующую реализации социальной справедливости); 4) учетно-производственную, характеризующую меру уча­стия живого труда в процессе образования цены продукта, его долю в совокупных издержках производства. Заработная плата находится в прямой зависимости от уровня производительности труда: чем выше уровень производительнос­ти общественного труда, тем выше уровень заработной платы. Уровень заработной платы должен определяться, исходя из принципов: ♦ непрерывное повышение жизненного уровня трудящихся; ♦ рост производительности труда должен опережать рост средней заработной платы. Особенно это должно соблюдаться в сфере материального производства; ♦ должно учитываться значение отдельных отраслей и про­изводств в системе народного хозяйства; ♦ должны учитываться различная квалификация работни­ков и условия их труда. В условиях Российской Федерации должно быть использо­вано районное регулирование заработной платы путем введения специальных коэффициентов, поскольку климатические усло­вия на такой большой территории значительно различаются. Заработная плата включает: 1) оплату по тарифным ставкам и окладам, т. е. тарифную часть; 2) доплаты и компенсации; 3) надбавки; 4) премии. Тарифные ставки и оклады определяют величину оплаты труда в соответствии с его сложностью и ответственностью, они устанавливаются на основе тарифных договоров, при этом должны учитываться уровень цен на потребляемые товары и услуги, ситуация на рынке труда и другие факторы. Назначение доплат состоит в возмещении дополнительных затрат рабочей силы из-за объективных различий в условиях и тяжести труда (доплаты за условия труда, за работу в вечернее и ночное время, за работу в праздничные дни и др.). Ком­пенсации учитывают не зависящие от предприятия факторы, в том числе и рост цен. Таким образом, доплаты и компенса­ции отражают те производственные и социальные характери­стики труда, которые объективно не зависят от сотрудника. Надбавки и премии вводятся для стимулирования добро­совестного отношения к труду, повышения качества продук­ции и эффективности производства. Различие между надбав­ками и премиями в том, что надбавки выплачиваются ежеме­сячно в одинаковом размере в течение установленного перио­да (например, надбавки за производительность выше нормы), а премии могут быть нерегулярными, и их размер существен­но зависит от достигнутых результатов и меняется довольно часто. Надбавки и премии отражают результаты собственных достижений работника. Доход работника предприятия кроме заработной платы включает социальные выплаты и дивиденды. Социальные выплаты — это полная или частичная оплата расходов по следующим статьям: транспорт, медицинская по­мощь и лекарства, дополнительные отпуска и выходные дни, питание во время работы, повышение квалификации работ­ников фирмы, страхование жизни работников фирмы и др. В промышленности Российской Федерации организация и планирование заработной платы рабочих основаны на тариф­ной системе, которая включает тарифно-квалификационный справочник (ЕТКС), тарифные сетки и тарифные ставки. Тарифно-квалификационный справочник содержит все виды работ и профессий, имеющихся в промышленности с разбив­кой по отраслям. По каждой профессии дана характеристика работ и описание, что должен знать и уметь рабочий для их выполнения. ЕТКС является нормативным документом, на его основании присваивается тарифный разряд, который соответ­ствует уровню профессиональных знаний. Тарифный разряд присваивается специальной комиссией, состоящей из предста­вителей администрации и профсоюзной организации. Тарифные сетки представляют собой перечень квалифика­ционных разрядов и соответствующих им тарифных коэффи­циентов. Тарифные сетки служат для определения соотноше­ния в оплате труда рабочих, выполняющих работы разной сложности и трудности. С их помощью дифференцируется оплата труда рабочих в зависимости от их квалификации. Тарифный коэффициент показывает, во сколько раз опла­та труда рабочего данного разряда (тарифная ставка) превы­шает оплату рабочего первого разряда. Тарифный коэффици­ент первого разряда равен 1. Для оплаты труда рабочих на предприятиях промышлен­ности используются 6-разрядная, 8-разрядная тарифные сет­ки и 18-разрядная единая тарифная сетка. Тарифная ставка определяет размер оплаты труда за еди­ницу времени - час, день, месяц. Для рабочих она устанав­ливается в виде оплаты первого разряда в день (смену) - днев­ная ставка или в час - часовая ставка. Размер оплаты работ, отнесенных к высшим тарифным разрядам, определяется ум­ножением тарифной ставки первого разряда на соответствую­щий тарифный коэффициент. Тарифные ставки рабочих дифференцируются по отраслям промышленности, а внутри каждой отрасли - по условиям труда, формам оплаты труда (для сдельщиков более высокие) и квалификации. Размер часовой тарифной ставки зависит от продолжительности смены. По условиям труда в настоящее время существуют три категории: нормальные, тяжелые (вредные) и особо тяжелые (особо вредные). Доплаты за условия труда от 4 до 24 %. Тарифная система определяет качество труда каждого ра­бочего, количественный же учет затраченного труда работни­ками предприятия осуществляется с помощью различных форм оплаты труда. В Российской Федерации применяются две основные фор­мы оплаты: сдельная и повременная. При повременной форме оплаты заработок рабочего опре­деляется его квалификацией и количеством фактически отра­ботанного времени: З= ТС*Т, где ТС- тарифная ставка, руб.; Т- отработанное время. Для создания материальной заинтересованности у рабочих применяется повременно-премиальная система. Она включает премирование за выполнение и перевыполнение различных показателей; конкретно для каждой профессии разрабатывает­ся система показателей, которая в наибольшей степени стиму­лирует работу рабочих этой профессии. Сдельная форма оплаты применяется на тех работах, где выработка продукции и ее качество в значительной степени зависят от личного навыка, умения, квалификации и интен­сивности труда рабочих. Применение сдельных форм оплаты труда целесообразно, когда: обеспечивается строгий учет выработки; могут быть использованы технически обоснованные нормы выработки и нормы времени; результаты производства зависят непосред­ственно от труда рабочего. Сдельная оплата подразделяется па прямую, сдельно-премиальную, сдельно-прогрессивную, косвенно-сдельную и аккордную системы. При прямой сдельной оплате заработок рабочего находится в прямой связи с количеством и качеством произведенной им продукции. Этот заработок определяется умножением сдельной расценки за единицу продукции на общую выра­ботку продукции за тот или иной отрезок времени (месяц, смену и т. д.): Зпр.сд. = Рсд* Вфакт где Рсл - сдельная расценка, руб/нат. ед.; Вфакт - количество произведенной продукции, нат. ед.; Нвыр - количество продукции, выработанной одним рабочим в единицу времени (за час и смену соответственно). При установленной норме времени на выполнение работы сдельную расценку определяют умножением часовой тарифной ставки на Нвр в часах: Рсд = ТС *Нвр где Нвр - норма времени на изготовление единицы продукции, ч. При сдельно-премиальной системе рабочему выплачивается премия за выполнение и перевыполнение показателей, предусмотренных положением о премировании. При сдельно-прогрессивной системе труд рабочего оплачивается по прямым сдельным расценкам в пределах выполнения норм, а при выработке сверх норм – по повышенным расценкам. При косвенно-сдельной системе, применяемой для оплаты труда вспомогательных рабочих, заработок определяется исходя из косвенно-сдельной расценки и выработки продукции основным рабочим. Аккордная оплата применяется в исключительных случа­ях. Например, выполнение срочных работ, ликвидация ава­рий. Размер оплаты труда в данном случае устанавливается за весь заданный объем работ по договоренности между рабочими и админист­рацией. Сдельная форма оплаты труда по способу расчета с работниками подразделяется на индивидуальную и коллективную (бригадную), когда заработок рабочего определяется как произведение бригадной сдельной расценки на количество про ТЕМА 5. ПОНЯТИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ ЗАТРАТ Затраты - это представленная в денежном выражении величина ресурсов, использованных в определенных целях. Из данного определения следуют следующие характеристики затрат: 1. Затраты — понятие ресурсное. Они всегда отражают сколько и каких ресур­сов было использовано. 2. Затраты всегда представлены в денежной, стоимостной оценке. 3. Затраты всегда соотносятся с конкретными целями, задачами, периодами времени. Эти конкретные цели, задачи, периоды времени называются объ­ектами отнесения затрат. Классификация затрат по различным признакам представлена на рисунке. 1. Структура затрат по периодичности возникновения По периодичности возникновения затраты делятся на : - текущие; - издержки; - единовременные. Текущие затраты - это каждый раз повторяющиеся затраты на реализа­цию конкретной цели, [руб./шт.]. Издержки - это периодически (ежегодно, ежеквартально) повторяющиеся затраты на реализацию конкретной цели, [руб./t.]. Издержки включают в себя: - текущие затраты за определенный период времени; - налоги, выплачиваемые с оборота, прибыли и других финансовых ре­зультатов за определенный период времени; - выплаты процентов по кредитам, погашение кредитов за определенный период времени; - различного рода санкции и штрафы; - и т.п. Единовременные затраты - это разовые затраты на реализацию конкрет­ной цели (капитальные вложения), [руб.]. Включают в себя: - капитальные вложения в здания; - капитальные вложения в оборудование; - капитальные вложения в оснастку сроком службы более 1 года; - капитальные вложения в научно-исследовательские работы (НИР); - капитальные вложения в запасы предприятия. Данная классификация затрат используется для формирования потока ре­альных денежных средств, оценки инвестиционных проектов, расчета экономи­ческой эффективности различных мероприятий. 2. Структура текущих затрат по экономическим элементам В зависимости от вида ресурса текущие затраты подразделяются на сле­дующие экономические элементы: - материальные затраты (за вычетом стоимости возвратных отходов); - затраты на оплату труда - отчисления на социальные нужды (единый социальный налог); - амортизация основных фондов; - прочие затраты. В элементе «материальные затраты» отражается стоимость: 1. Приобретаемых со стороны сырья, материалов, которые входят в состав вырабатываемой продукции за вычетом возвратных отходов. Под возвратными отходами понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов и других видов материальных ресурсов, образовавшиеся в про­цессе производства продукции, утратившие полностью или частично потреби­тельские качества исходного ресурса (химические или физические свойства) и в силу этого используемые с повышенными затратами (понижением выхода про­дукции) или вовсе не используемые по прямому назначению. Не относятся к возвратным отходам остатки материальных ресурсов, которые в соответствии с установленной технологией передаются в другие цеха, подразделения в качестве полноценного материала для производства других видов продукции. Возвратные отходы оцениваются в следующем порядке: - по пониженной цене исходного материального ресурса (по цене возможного использования), если отходы могут быть использованы для основного производства, для нужд вспомогательного производства или реализованы на сторону; - по полной цене исходного материального ресурса, если отходы реали­зуются на сторону для использования в качестве полноценного ресурса. 2. Покупные комплектующие изделия и полуфабрикаты, подвергающиеся в дальнейшем монтажу или дополнительной обработке на данном предприятии. 3. Все виды топлива, приобретаемые со стороны. 4. Все виды энергии, приобретаемые со стороны. 5. Инструмент, МБП, приобретаемые со стороны и не относящиеся к основным средствам. Таким образом: где h=1, H - виды материальных ресурсов; Nh, Nhотх - количество приобретенного h- го вида материалов и отходов; Цnph, Цреалhотх цена приобретения h-го вида материалов без НДС и акцизов и цена реализации отходов. В элементе «затраты на оплату труда» отражаются расходы на оп­лату труда основного производственного персонала предприятия. В состав затрат на оплату труда включаются: 1. Выплаты заработной платы за фактически выполненную работу, исчис­ленные исходя из сдельных расценок, тарифных ставок и должностных окладов в соответствии с принятыми на предприятии формами и системами оплаты труда; 2. Стоимость продукции, выдаваемой в порядке натуральной оплаты ра­ботникам; 3. Выплаты стимулирующего характера: - премии (включая стоимость натуральных премий) за производственные результаты; - вознаграждения по итогам работы за год; - надбавки к тарифным ставкам и окладам за профессиональное мастер­ство, высокие достижения в труде. 4. Выплаты стимулирующего характера, связанные с режимом работы и условиями труда (работа в ночное время, сверхурочная работа, за совмещение профессий, работа в тяжелых условиях); 5. Стоимость бесплатно предоставляемых работникам коммунальных ус­луг, продуктов, бесплатного жилья; 6. Оплата очередных и дополнительных отпусков; 7. и прочее. В данный элемент не включаются: - премии, выплачиваемые за счет средств специального назначения и це­левых поступлений (например, из чистой прибыли); - материальная помощь; - оплата путевок, экскурсий и прочие выплаты, производимые за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия. В элементе «отчисления на социальные нужды» (Зотч) отражаются обяза­тельные отчисления по установленным законодательствам нормам в пенсионный фонд, фонд социального страхования, фонд обязательного медицинского страхования. Общий процент отчислений составляет – ротч= 26%. В элементе «.амортизация основных фондов» отражается сумма амор­тизационных отчислений на полное восстановление ОПФ, исчисленная исходя из балансовой стоимости и утвержденных в установленном порядке норм. Предприятие, осуществляющее свою деятельность на условиях аренды, по элементу «амортизация основных фондов» отражают амортизационные отчисления на полное восстановление как по собственным, так и по арендованным основным фондам. К элементу «прочие затраты» относятся: - налоги, сборы, платежи; - проценты по краткосрочным кредитам и их погашение; - арендная плата, лизинговые платежи; - амортизация нематериальных активов; - командировочные расходы; - плата за телефон и прочие. Данная структура затрат используется для финансовой и бухгалтерской отчетности; для определения затрат в целом по предприятию и по отдельным структурным подразделениям. 3. Структура затрат по статьям себестоимости Если объектом отнесения затрат является производство и реализация про­дукции, то в этом случае текущие затраты называются себестоимостью про­дукции. Таким образом, себестоимость - это текущие затраты на производство и реализацию продукции. Процесс определения себестоимости называется калькулированием, а ста­тьи, по которым определяется себестоимость - статьями калькуляции. Но­менклатура статей себестоимости носит рекомендательный характер и для каж­дой отрасли имеет свои особенности. Группировка затрат по статьям калькуляции осуществляется в зависимости от направления этих расходов. Номенклатура статей калькуляции для предприятий машиностроения: 1. Сырье, основные материалы. 2. Возвратные отходы. 3. Полуфабрикаты и комплектующие изделия. 4. Топливо и энергия на технологические цели. 5. Заработная плата основных производственных рабочих. 6. Обязательные отчисления с заработной платы основных производст­венных рабочих (единый социальный налог). 7. Общепроизводственные расходы. Включают: расходы на содержание и эксплуатацию оборудования, расходы на содержание админист­ративно-управленческого персонала (АУП) цеха и прочего цехового персона­ла, амортизацию здания цеха, текущий ремонт здания цеха и пр. 9. Общехозяйственные расходы. Включают: расходы на содержание АУП и прочего персонала предприятия, командировки, телефон, амортизацию здания офиса, текущий ремонт здания офиса, налоги. 10. Расходы на подготовку и освоение новой продукции. 11. Потери от брака (только в фактической калькуляции). 12.Коммерческие расходы. Это расходы на тару и упаковку, транс­портировку готовой продукции, рекламу, маркетинговые исследования и пр. 4. Классификация затрат по способу отнесения на объект затрат По данному признаку текущие затраты делятся на две группы: - прямые; - косвенные. Прямые затраты - это затраты, непосредственно связанные и прямо относящиеся на объект затрат. Косвенные затраты - затраты, непосредственно не связанные с объектом затрат и относящиеся на данный объект косвенным образом на основе выбранных баз распределения. Какие затраты относятся к прямым, а какие к косвенным зависит от объекта затрат. Природа косвенных расходов такова, что их невозможно точно отнести на объект затрат. На сколько это представляется возможным доля косвенных затрат, включаемая в себестоимость изделия должна соответствовать степени причастности этих косвенных расходов к производству этого изделия. Это осуществляется с помощью баз распределения косвенных расходов. Полная себестоимость из-за распределения косвенных расходов не дает точной оценки о затратах предприятия на производство и реализацию изделия. Использовать информацию о полной себестоимости в управлении можно только в крайних случаях (ценообразование, для предоставления налоговым органам и другим внешним пользователям). Для принятия внутренних управленческих решений данная информация использоваться не должна. 5. Классификация затрат по отношению к объему выпуска По данному признаку текущие затраты делятся на - условно-переменные; - условно-постоянные. Условно-переменные - это затраты, величина которых изменяется при изменении объема производства. Условно-постоянные — это затраты, величина которых не изменяется при изменении объема производства. Данная классификация носит условный характер, так как в различных ситуациях одни и те же затраты могут быть как переменными так и постоянным. Это зависит от двух факторов: - от времени действия данной группировки затрат, - эта группировка определяется допустимыми пределами по изменение объемов производства. ТЕМА 6. ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ Формирование цены на товар является важным управленческим решением, во многом определяющим прибыльность и положение предприятия на рынке. Цена зависит от множества факторов, которые необходимо знать и учитывать при установлении цены: - полезность и качество товара, выводимого на рынок; - издержки, связанные с производством товара; - уровень и динамику цен конкурентов; - правовые основы регулирования цены. В связи с этим эффективный ценовой стратегический выбор, экономически обоснованная методология формирования цены, гибкая тактика ценообразования приобретают особую актуальность в современных условиях развития рынка. Несмотря на то, что цена является мерилом качественных и количественных характеристик овеществленного труда, толкование этой экономической категории отличается множеством формулировок и до настоящего времени является предметом дискуссии различных экономических школ. Исходя из задач ценообразования, функций цены и ценообразующих факторов существующие концепции можно классифицировать следующим образом: стоимостная, потребительная, меновая и комплексная. Сторонники первой теории считают, что цена является денежным выражением стоимости, т.е. совокупности общественно-необходимых затрат труда, израсходованного на производство данного товара. Ее основателями были У. Пети, Д. Рикардо, А.Смит, дальнейшее развитие эта теория получила в научных трудах К.Маркса и Ф.Энгельса. Потребительная концепция (австрийская школа) базируется на идее предельной полезности, согласно которой цена определяется исключительно субъективно покупателем и продавцом и интерпретируется как денежное выражение потребительной стоимости. Сторонники меновой парадигмы (А.Маршалл) считают, что цена определяется только соотношением спроса и предложения на рынке и понимается как денежное выражение меновой стоимости. Комплексное толкование цены представляет собой некий симбиоз из выше представленных парадигм. Так Ильясов Ф.Н. представляет цену как сумму общественно необходимых затрат труда (стоимость) скорректированную с учетом коэффициентов потребительной и меновой стоимости. Таким образом, современная экономическая наука стремится синтезировать основные подходы к ценообразованию (затратный и ценностный), совместив в цене «объективность» (стоимость) и «субъективность» (полезность). В результате должно быть достигнуто равновесие между затратами и производством, с одной стороны, и ценностью продукта для клиента и маркетинговыми факторами, с другой стороны. Затратный подход к ценообразованию — метод ценообра­зования, принимающий в качестве отправной точки факти­ческие затраты фирмы на производство и организацию сбыта товаров. На самом деле этот подход обладает принципиально неустрани­мым дефектом. Во многих случаях величину удельных затрат на едини­цу продукции, которая, собственно, и должна быть основой цены при этом подходе, невозможно определить до того, как цена будет установ­лена. При рыночной организации сбыта продукции, уровень цены опре­деляет возможный объем продаж и, соответственно, возможный мас­штаб производства. Между тем и экономическая теория, и бухгалтер­ский учет признают, что от масштаба производства прямо зависит ве­личина удельных затрат на производство единицы продукции. При росте - до определенного уровня - масштабов выпуска снижается сумма постоянных затрат, приходящихся на одно изделие, и, соответ­ственно, величина средних затрат на его выпуск. Пассивное ценообразование — установление цен строго на основе затратного метода или только под влиянием це­новых решений конкурентов Наиболее разумный подход — активное ценообразование, когда через управление ценами достигается нужная величина продаж и соот­ветствующая ей величина средних затрат, что в итоге выводит фирму на желаемый уровень прибыльности операций. Активное ценообразование — установление цен в рамках политики управления сбытом с целью достижения наибо­лее выгодных объемов продаж, средних затрат на произ­водство и целевого уровня прибыльности операций Если попытаться сформулировать вопросы, которые в наибольшей мере адекватны логике активного ценообразования, то они будут звучать приблизительно так: «Насколько нужно увеличить количество про­даваемых товаров, чтобы при более низкой цене получить большую массу прибыли?» или «Каким количеством продаваемых товаров мы можем по­жертвовать, чтобы при более высокой цене получать большую массу при­были, чем раньше?» Именно такой подход позволяет избежать серьезного порока за­тратного ценообразования — установления слишком высоких цен на «слабых» рынках (рынках с ухудшающейся конъюнктурой) или слиш­ком низких цен на «сильных» рынках (рынках с растущим спросом). Конечно, отказ от затратного ценообразования дается менеджерам фирмы нелегко, поскольку реально он требует определения их пози­ции по вопросу о цене даже до начала инвестирования в производство новой продукции. Это особенно непривычно для российских пред­приятий, где двигателем развития всегда было изделие как таковое. Как известно, большинство руководителей отечественных пред­приятий имеют техническое образование и пришли на свои посты по­сле инженерной карьеры (как правило, с должности главного инжене­ра или заместителя по производству). Поэтому они привычно поддер­живают следующую процедуру создания нового продукта. Инициатива исходит от конструкторских служб, которые предла­гают изделие с параметрами и свойствами, соответствующими совре­менному техническому уровню. Затем проект нового изделия поступа­ет к технологам, а от них — в экономический отдел и бухгалтерию. Следующий шаг — включение в работу финансистов, которые обсчи­тывают общую сумму потребных инвестиций и организуют инвестиро­вание для обеспечения производства нового изделия. На этом же этапе определяется и цена, которая должна обеспечить возмещение затрат и окупаемость инвестиций. И лишь потом призывают маркетологов (там, где такие специалисты вообще есть) или сотрудников отдела сбы­та и поручают им организовать продажи, убедив покупателей, что за­прашиваемая цена оправдывается свойствами и качеством изделия. Если результаты такой «агитации» оказываются малоутешительными, то руководство предприятия обычно пытается спасти ситуацию за счет предложения скидок с цен. Но этот путь довольно скользкий: получа­ется, что покупателей премируют скидками за их воздержание от поку­пок. В этих условиях возникает ситуация, называемая обычно «рын­ком покупателей», когда именно они начинают диктовать свои усло­вия и добиваются от продавцов все больших и больших скидок, отказываясь иначе покупать товар вообще. Таким образом, можно сказать, что прийти к успеху по этой «ко­лее» крайне трудно. Необходимо полностью перевернуть логику созда­ния новых изделий, перейдя к той последовательности, которая определяется как ценностный подход к ценообразованию. Хотя менеджеры российских фирм часто ставят под сомнение саму возможность реализации ценностного подхода, но и в отечественной практике можно найти примеры его успешной реализации. В доказа­тельство приведем два маленьких примера. Первый пример — логика ценообразования известной российской фирмы «Дикая орхидея», торгующей высококачественным женским бельем. Менеджеры этой фирмы так формируют цены на продаваемые ими товары: 1) сначала с участием продавцов и маркетологов оценива­ется та или иная новая коллекция белья, чтобы примерно представить, сколько покупатели будут готовы за такой товар заплатить; 2) затем рассчитывается, во что обойдется закупка, доставка, растаможивание и реклама новой коллекции; 3) если сопоставление возможной цены продажи и возможных издержек дает основание рассчитывать на при­быльные продажи — товар берется на реализацию. Второй пример — вход на российский рынок известной мебельной фирмы IKEA. Эта компания после почти шести лет наблюдения за рос­сийским рынком мебели ворвалась в него и весьма успешно, потеснив отечественных изготовителей (на момент, когда пишутся эти строки, IКEA уже имела два огромных магазина в Москве и объявила о планах строительства еще 13 магазинов в различных регионах России и двух собственных предприятий по производству элементов мебели). При этом логика входа в рынок была объяснена менеджерами IKEA сле­дующим образом: 1) мы вошли в рынок, когда увидели, что здесь возникла достаточ­но многочисленная группа потребителей, способных потратить на покупку мебели 300 долл. и более; 2) изучив этих потенциальных покупателей и их жилищные усло­вия в России, мы определили, какие предметы мебели они могут захо­теть приобрести; 3) на этой основе мы сделали заключение о том, сколько должны стоить наши мебельные изделия, чтобы такие российские покупатели могли приобрести у нас хотя бы минимальный комплект мебели; 4) исходя из этих (лимитных) цен мы дали задание нашим дизайнерам, конструкторам и производственникам определить, какие из вари­антов мебельных изделий, имеющихся в нашем ассортименте и потенциально интересных российским покупателям, можно производить или завозить для продажи в Россию с издержками, меньшими, чем эти лимитные цены, чтобы обеспечить прибыльность продаж. К сожалению, не все так просто, как может показаться. Задача ценностного подхода к ценообразованию состоит вовсе не в том, что­бы клиенты фирмы были довольны. Такую благосклонность в конце концов нетрудно приобрести и за счет больших скидок с цен. Но нет большей ошибки, чем полагать, будто достигнутый таким образом высокий объем продаж является плодом удачной маркетинговой стратегии. На самом деле ценностное ценообразование призвано обеспечить прежде всего получение большей прибыли за счет дости­жения выгодного для фирмы соотношения «ценность/затраты», а во­все не за счет максимального наращивания объемов продаж (это эле­мент иной стратегии). ТЕМА 7. Прибыль, формирование и распределение прибыли в целях налогообложения Прибыль предприятия является важнейшим показателем эффективности его деятельности, источником финансирова­ния производственных и социальных расходов, дополнитель­ного вознаграждения работников. В соответствии с Налоговым Кодексом Российской Феде­рации (глава 25 «Налог на прибыль предприятия») опреде­лены основные условия формирования и распределения при­были предприятия. Прибыль, подлежащая налогообложению, определяется полученным доходом предприятия, уменьшенным на вели­чину производственных расходов. К доходам относятся доходы от реализации товаров (ра­бот, услуг) и имущественных прав и внереализационные доходы. Доходом от реализации признается выручка от реализа­ции товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имуще­ства (включая ценные бумаги) и имущественных прав. Внереализационными доходами признаются доходы от долевого участия в других организациях, от операций куп­ли-продажи иностранной валюты; в виде штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных обязательств, а также сумм возмещения убытков или ущерба; от сдачи иму­щества в аренду (субаренду); в виде процентов, полученных по договорам займа, кредита, банковского счета, банковского вклада; в виде безвозмездно полученного имущества (работ, услуг); в виде дохода прошлых лет; в виде полученный поло­жительной разницы, полученной от переоценки имущества; в виде стоимости излишков товарно-материальных ценностей, выявленных в результате инвентаризации. К расходам относятся расходы, связанные с производством и реализацией продукции (работ, услуг), и внереализацион­ные расходы. Сумма налога на прибыль предприятия определяется про­изведением налогооблагаемой прибыли на ставку налога на прибыль. Налоговая ставка принимается для предприятий в размере 20 процентов (если иное не предусмотрено законода­тельством). После уплаты налога из прибыли формируется чистая прибыль предприятия. Чистая прибыль остается в распоря­жении предприятия и используется для технического его совершенствования, расширения производства и социально­го развития. При распределении прибыли исходят из следующих принципов: первоочередное выполнение финансовых обязательств перед бюджетом; прибыль, оставшаяся в распоряжении хозяйствующего субъекта, распределяется на накопление и потребление. Ориентиром для установления соотношения между накоплением и потреблением должны быть состояние основных производственных фондов и конкурентоспособность выпускаемой продукции. Хозяйствующий субъект вправе самостоятельно определять способ распределения прибыли. Распределение чистой прибыли может быть осуществлено посредством образования специальных фондов: фонда накопления, фонда потребления и резервного фонда, либо путем непосредственного распределения чистой прибыли по отдельным направлениям. Фонд накопления используется на научно-исследовательские, проектно-конструкторские и технологические работы, разработку и освоение новых видов продукции, на затраты, связанные с техническим перевооружением и реконструкцией, погашение долгосрочных ссуд и уплату процентов по ним и т.д. Фонд потребления используется на социальное развитие и социальные нужды. Следует отметить, что абсолютный размер прибыли, ха­рактеризует экономический эффект, эффективность же дея­тельности предприятия определяется рентабельностью. Наи­более предпочтительными для оценки эффективности дея­тельности предприятия является: ■ рентабельность производственной деятельности (окупа­емость издержек) исчисляется путем отношения прибыли к сумме затрат по реализованной продукции: где Rз - рентабельность реализуемой продукции, %; Сп - полная себестоимость реализуемой продукции, тыс. руб.; П - прибыль (валовая, налогооблагаемая, чистая), тыс. руб. Показатель определяется на весь объем продукции и по отдельным видам продукции. При расчете рентабельности по отдельным видам продукции прибыль от реализации дан­ного вида продукции сопоставляется с полной себестоимос­тью этого продукта, ■ рентабельность продаж исчисляется отношением прибы­ли от реализации продукции к сумме полученной выручки; ■ рентабельность капитала исчисляется отношением при­были к среднегодовой стоимости всего инвестиционного ка­питала или отдельных его слагаемых: собственного (акцио­нерного), заемного, основного, оборотного и т.д. Показатели рентабельности позволяют судить об экономи­ческой деятельности предприятия и о возможностях расши­рения производства за счет собственных накоплений. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ 1. Менеджмент и маркетинг в электроэнергетике: [ учеб. пособие для студентов вузов / А.Ф. Дьяков и др. ]; под ред. А.Ф. Дьякова. – М.: Изд-во МЭИ, 2005. 2. Стратегический менеджмент в энергетике: принципы, цели, методы управления / [ Т.А. Филиппова и др.]; под ред. Т.А. Филипповой. - Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2005. 3. Экономика энергетического производства: [ учеб. пособие для вузов / Н.Д. Рогалев и др.]; под ред. Н.Д. Рогалева. - М.: МЭИ, 2008. 4.Экономика промышленности: В 3 т. Учеб. Пособие для вузов по техн. спец. и направлениям/ Под ред. А.И. Барановского, Н.Н. Кожевникова, Н.В. Тирадовой. – М.: Изд-во МЭИ, 1999. 5. Можаева С.В. Экономика энергетического производства: Учеб. пособие.- Спб.: Лань, 2003. 6. Самсонов В.С. Экономика предприятий энергетического комплекса: Учеб. пособие для вузов/ В.С.Самсонов, М.А. Вяткин.- М.: Высш. школа, 2003. тест контроля итоговых знаний по дисциплине «Экономика энергетики» 1. В состав основных производственных фондов предприятия включаются материально-вещественные элементы: 1) здания, сооружения, передаточные устройства, транспортные средства; 2) здания, сооружения, передаточные устройства, машины и оборудование, рабочие машины и оборудование (в том числе силовые машины и оборудование, рабочие машины и оборудование, лабораторное оборудование, измерительные и регулирующие приборы и устройства, вычислительная техника, прочие машины и оборудование), незавершенное производство, инструменты и приспособления, транспортные средства; 3) здания, сооружения, передаточные устройства, машины и оборудование, транспортные средства, инструменты и приспособления, производственный и хозяйственный инвентарь; 4) здания, сооружения, передаточные устройства, машины и оборудование, транспортные средства, инструменты и приспособления, производственный и хозяйственный инвентарь, готовая продукция на складе 2. Основные фонды при зачислении их на баланс предприятия в результате приобретения, строительства оцениваются: 1) по восстановительной стоимости; 2) по полной первоначальной стоимости; 3) по остаточной стоимости 3. Показатель фондоотдачи характеризует: 1) размер объема товарной продукции, приходящейся на 1 руб. основных производственных фондов; 2) уровень технической оснащенности труда; 3) удельные затраты основных фондов на 1 руб. реализованной продукции; 4) количество оборотов оборотных средств 4. Амортизация основных фондов - это 1) износ основных фондов; 2) процесс перенесения стоимости основных фондов на себестоимость производимой продукции; 3) восстановление основных фондов; 4) расходы по содержания основных фондов 5. Понятие "оборотные производственные фонды предприятия" включает: 1) основные и вспомогательные материалы, полуфабрикаты собственного производства, покупные полуфабрикаты, комплектующие изделия; 2) часть средств производства, которые участвуют в производственном цикле один раз и полностью переносят свою стоимость на себестоимость изготовляемой продукции; 3) средства производства, многократно участвующие в процессе производства и переносящие свою стоимость на себестоимость выпускаемой продукции; 4) орудия труда, многократно участвующие в производственном цикле и переносящие свою стоимость на себестоимость изготовляемой продукции не сразу, а по частям по мере изнашивания; 5) предметы труда, необходимые для изготовления продукции 6. В состав оборотных средств предприятия входят: 1) запасы материалов, запасных частей, топлива, готовой продукции на складе; 2) оборотные производственные фонды и фонды обращения; 3) незавершенное производство, готовая продукция на складе; 4) производственные запасы, незавершенное производство, расходы будущих периодов, фонды обращения; 5) оборудование цехов, готовая продукция на складе 7. Коэффициент оборачиваемости оборотных средств характеризует: 1) размер реализованной продукции, приходящейся на 1 руб. стоимости среднего остатка оборотных средств; 2) средняя длительность одного оборота; 3) количество оборотных средств за соответствующий отчетный период; 4) уровень технической оснащенности труда. 8. Эффективность использования оборотных средств характеризуют: 1) прибыль, рентабельность производства; 2) уровень отдачи оборотных средств; 3) коэффициент оборачиваемости, средняя продолжительность одного оборота; 4) фондоотдача, фондоемкость продукции; 5) фондовооруженность труда. 3) расходы будущих периодов 9. Уровень производительности характеризуют: 1) фондоотдача, фондоемкость; 2) выработка на одного работающего; 3) трудоемкость продукции; 4) фондовооруженность труда; 5) прибыль 10. Для сдельной оплаты труда характерна оплата труда в соответствии с: 1) количеством изготовленной (обработанной) продукции; 2) количеством отработанного времени; 3) количеством оказанных услуг; 4) с должностным окладом 11. Для повременной оплаты труда характерна оплата труда в соответствии с: 1) количеством изготовленной (обработанной) продукции; 2) количеством отработанного времени; 3) количеством оказанных услуг 12. Тарифная система оплаты труда включает: 1) тарифные ставки, тарифные сетки; 2) тарифные ставки, тарифно-квалификационный справочник; 3) тарифные ставки, тарифные сетки, тарифно-квалификационный справочник, тарифный коэффициент; 4) тарифные ставки, должностные оклады, тарифные сетки; 5) должностные оклады, премиальные положения, тарифно-квалификационный справочник 13. В группировку затрат по статьям калькуляции входят затраты на: 1) сырье и основные материалы; 2) оплату труда; 3) амортизацию основных производственных фондов; 4) топливо и энергию на технологические цели; 5) вспомогательные материалы 14. К группировке затрат по экономическим элементам относятся затраты на: 1) топливо и энергию на технологические цели; 2) основную заработную плату производственных рабочих; 3) амортизацию основных фондов; 4) расходы на подготовку и освоение производства; 5) дополнительную заработную плату производственных рабочих 15. Назначение классификации по калькуляционным статьям расходов: 1) определение цены на заготовку деталей, узлов; 2) исчисление прямых и косвенных расходов; 3) расчет себестоимости единицы конкретного вида продукции; 4) служит основой для составления сметы затрат на производство 16. Назначение классификации затрат по экономическим элементам: 1) расчет себестоимости единицы конкретного вида продукции; 2) основание для составления сметы затрат на производство; 3) исчисление затрат на материалы; 4) определение затрат на заработную плату; 5) установление цены изделия 17. Как определяется рентабельность продукции: 1) отношением прибыли к стоимости капитала; 2) отношением прибыли к стоимости основных фондов и нормируемых оборотных средств; 3) отношением прибыли к объему реализации; 4) отношением прибыли к себестоимости 18. Коммерческая себестоимость продукции включает затраты: 1) на производство и сбыт продукции (коммерческие расходы); 2) цеховую себестоимость; 3) производственную себестоимость; 4) предприятия на основные и вспомогательные материалы; 5) предприятия на управление производством 19. Укажите доходы, включаемые в прибыль: 1) доходы от реализации продукции; 2) внереализационные доходы; 3) доходы от реализации излишнего имущества; 4) кредиты и займы сторонних предприятий
«Экономика энергетики» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 634 лекции
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot